Научная статья на тему 'Методологические основания принятия решений'

Методологические основания принятия решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
662
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ МОДЕЛИ / МЕТОДЫ / СУБЪЕКТ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КАК КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАТТЕРН ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ / SCIENTIFIC MODELS / METHODS / SUBJECT / DECISION MAKING AS A COGNITIVE ACTIVITY / POSTNONCLASSICAL INFORMATION PATTERN OF DECISION-MAKING / DECISION-MAKING COMPETENCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Меськов Валерий Сергеевич

Представлен авторский взгляд на принятие решений в рамках трех моделей Универсума и соответствующих им методологий классической, неклассической и постнеклассической тринитарной информационной (последняя, как показывает автор, является наиболее адекватной для информационного общества, основанного на знаниях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Grounds for the Decision Making

From what decision-making effectiveness depends? How decision-making activity is determined? Who or what is the subject of the decision making? How environment affects the nature and structure of decision making? What is the relationship between subjects, environment and content of decision making? What is needed for decision making and what can be changed or even eliminated? We need modern responses for these questions and modern solutions for these problems. A ‘modern solution’ is provided by the information society, the new post-non-classical approach. It has been crucial to modify the method of passing from the abstract to something concrete; to define the terms of subject philosophy and of decision-making theory as cognitive activity. Such approach is relevant to post-non-classical pattern of decision-making process. In my article, I apply information model of philosophy of science to decision-making philosophy, which is considered in three senses as a discipline scope for interdisciplinary studies and cognitive activity. The ‘road map’ of decision making is rational basis and method for innovative practices in this field. As a conclusion, I give my response to several worded questions. The decision-making subject is a person who has competence in the area of decision-making and who implementing the activity. Thus, the subjects of decision-making are the people able to make decisions on the basis of: stereotypes; acquirements (on sample), skills (up-to-sample), (in accordance with the standards). The subjects of decision-making are also those who have the competence, i.e., people willing to make decisions based on knowledge, motivated for adoption of cognitive and creative solutions via meanings, ideas, moral and other spiritual values. Decision-making activity is identified with overcoming cognitive failures described within the corresponding models. The subject of the decision is uncertainty while the subject is a problem. Activity of decision-making subject is carried out in an environment that also (in addition to the subject) defines the nature and structure of the process. In this case, environment is a set of all exemplificats and transcendentats, which are the results of the practical and intellectual activity accumulated by the subject during decision forming and making. Medium for decision-making includes stereotypes, skills, abilities, information, knowledge, meanings, ideas, values and evaluation, aesthetic values, mastered all the information in the hypostasis of culture. If the problem cannot be solved by transformation of the subject, we can try to achieve this by transforming the environment.

Текст научной работы на тему «Методологические основания принятия решений»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 2 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Принятие решения: Decision Making: Theories, Conceptions, Paradigms /

теории, концепции, парадигмы Entscheidungsfindung: Theorien, Konzepte, Paradigmen

УДК 165

Меськов В.С.

Методологические основания принятия решений

Меськов Валерий Сергеевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии образования Московского института открытого образования

E-mail: [email protected]

Представлен авторский взгляд на принятие решений в рамках трех моделей Универсума и соответствующих им методологий — классической, неклассической и постнеклассической тринитарной информационной (последняя, как показывает автор, является наиболее адекватной для информационного общества, основанного на знаниях).

Ключевые слова: научные модели, методы, субъект, принятие решений как когнитивная деятельность, постне-классический информационный паттерн принятия решений, компетенции по принятию решений.

От чего зависит результативность процесса принятия решений? Чем определяется деятельность по принятию решений? Кто или что является субъектами решений? Как влияет среда на характер и структуру процесса принятия? Каковы отношения между субъектами, средами и содержанием принимаемых решений? Что является необходимым, а что можно изменить или даже элиминировать? Гарантии адекватности? Прототипы и модели?

Поиск ответов на эти и многие другие релевантные вопросы приводит нас к осознанию необходимости глубоких методологических исследований заявленной проблемы.

Прежде всего установим возможные взаимозависимости между характером общественного обустройства и доминирующей методологией:

Таблица 1

Возможные взаимозависимости Общество< = > Методология

Стадии развития общества: Доминирующая методология:

Индустриальное общество Классическая методология (модель — макромир)

Общество потребления Неклассическая методология (модель — микромир)

Информационное общество, основанное на знаниях Постнеклассическая тринитарная информационная методология (модель — инфомир)

О том, что современное человечество с необходимость вступает в новую фазу своего развития — информационное общество, сейчас уже прекратились серьезные дебаты. Это признано как правительствами государств и их гражданами, так и межправительственными, неправительственными, общественными организациями, сообществами ученых, бизнесменами и управленцами. Не только признано, но и повлекло принятие целого ряда соглашений и обязательств, в том числе и международных.

Вместе с тем, ученые и исследователи все еще не привлекли адекватного внимания к проблеме теоретических построений соответствующей(их) модели(ей) мира и релевантной(ых) методологии(й), а практики, на деле, часто не видят необходимости в их непосредственном использовании в анализе, лишь отдают дань тому, что «нет ничего более практичного чем хорошая теория». Тогда как принимаемые модели и методологии, по сути, определяют все корректные ре-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2.

'Space, Time and Decision Making' 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

зультаты и их возможные, в том числе практические, приложения. Изложим некоторые итоги наших разработок. Начнем прежде всего с обоснований предлагаемых моделей и методологий, имея ввиду в дальнейшем показать их эффективность в анализе принятия решений.

Представления об Универсуме

Исходные допущения, абстракции и идеализации

Исходным (базисным) — предполагаемым до какого-либо когнитивного опыта допущением является само представление об Универсуме, как о:

— существующем (экзистенциальность),

— целостном (холизм) и

— способным осознавать свое существование и целостность (субъектность).

Каждое из этих свойств в допущении следует трактовать как имманентное.

Модели универсума

Для того чтобы построить модель Универсума, необходимо выделить в нем (или наделить его) как в прототипе релевантные базовые аспекты и соответствующие им базовые идеальные объекты.

Поскольку идеальные объекты Универсума не могут быть использованы непосредственно для построения модели, исследователи вынуждены редуцировать их до идеализированных объектов, у которых можно определить некоторые признаки и построить отношения между ними.

Схема 1. Модельный подход: редукция идеальных объектов Универсума до идеализированных объектов.

Основываясь на данном подходе, выделим исторически возможные модели Универсума и установим их соотношения с методологиями и картинами мира.

Универсум

(мир-в-целом) 3.

Я

J

«Мир-в-целом есть мир

макрообъектов» ( Мир-в-целом

как

Макромир

«Мир-в-целом есть мир.

микрообъектов» / Мир-в-целом

как

Микромир

«Мир-в-целом есть мир

инфообъектов» / Мир-в-целом

как

Инфомир

Классическая методология

Неклассическая

методология /

Постнеклассическая методология

Классическая картина мира (МОНИЗМ)

Неклассическая картина мира (ДУАЛИЗМ)

Схема 2. Три модели Универсума и их соотношение с методологиями и картинами мира.

Постнеклассическая картина мира (ТРИНИТАРНОСТЬ)

Инфомир как модель универсума

Инфомир (мир информации) рассматривается как одна из возможных моделей Универсума. В этой модели Универсум представляется как мир информационных объектов, не сводимых к объектам макро- или микромиров, и не являющихся их производными.

Постнеклассическая информационная модель Универсума задает и устанавливает не только исходные допущения и не используемый в других моделях характер базовых объектов, но и новые способы оперирования с этими объектами,

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

что естественно, так как в противном случае она не обладала бы большим познавательным потенциалом (по сравнению с другими моделями Универсума).

И нфообъекты

Особые свойства инфообъектов как идеальных объектов определяются, прежде всего, тем, что они являются целостными. Такие объекты подобны голограммам: их невозможно «разделить» на части (или «собрать» из частей) без потерь адекватности и полноты их представления.

Сложность моделирования целостных объектов инфомира заключается в том, что их не удается задать ни связной «парой» (как в микромире), ни тем более моноописанием (как в макромире), что выводится из представлений о микро-и макромирах.

В предлагаемой модели реализована попытка задать инфообъекты связной тройкой идеализированных объектов, находящихся в отношении тринитарности —

Трн^убъект, Cреда, Информация).

Сопоставление онтологических характеристик целостности, существования и субъектности с элементами модели инфообъекта

Субъект — элемент модели, соответствующий онтологическому аспекту субъектности. Среда — элемент модели, соответствующий онтологическому аспекту существования. Информация — элемент модели, соответствующий онтологическому аспекту целостности.

Постнеклассическая тринитарная информационная методология — ТИМ

О с н о в н ы е п р и н ц и п ы :

Принцип целостности инфомира — любой объект инфомира рассматривается как целостный.

Принцип подобия — объекты инфомира сохраняют атрибут целостности в результате применения к ним операций подобия.

Принцип субъектности — субъект не элиминируем ни из какого процесса систематизации инфомира. Признание неэлиминируемости субъекта как из процесса описания, так и процессов объяснения и предсказания, отрицание чего было базисным принципом ранее сформулированных методологий (классической и неклассической), относится к субъекту во всех его ипостасях: человеческой, духовной и Божественной.

Характерные черты:

— Абстрактно-идеализированный (модельный) характер представлений видов реальности;

— Свобода воли субъекта как способность к самотрансценденции;

— Вариативный характер соотнесения «субъект-среда» с точностью до субъекта;

— Уникальным результатом деятельности субъекта является создание, трансформация и утилизация ин-фообъектов1;

1 Характер инфообъектов как результатов информационной деятельности определяется видом деятельности

— «Антибирочный закон» в отношении двух или более взаимодействующих субъектов;

— Невозможно создать среду, определяющую самоидентификацию субъекта внешним образом;

— Целеполагание неотличимо от целостности картины мира и может быть оценено лишь ситуативно.

Пресуппозиции (исходные положения):

— Мир инфообъектов (инфомир) — как модель Универсума.

— Отношения между идеализированными объектами: субъектом, средой и информацией задают характер моделирования представлений об информационной деятельности субъекта (цикл трансформации).

— Понятие инфомира и постнеклассическая модель лежат в основе постнеклассической картины мира.

— Субъект является предметом философии и методологии, релевантных субъекту — субъектная или постнеклассическая тринитарная философия и методология.

— Субъект проявляется в деятельности. Отличительными чертами субъекта являются существование (в деятельности), целостность и наличие внутренней мотивации.

— Деятельность осуществляется в среде и задается парой (среда, контент).

— Одним из видов характеристики отношения между субъектом и деятельностью является компетенция, задаваемая тройкой (способность, готовность, мотивация).

— Фундаментальные компетенции — создавать, трансформировать и утилизировать инфообъекты.

— Внутренняя мотивация субъекта к деятельности задается тройкой (хочу, могу, должен).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

— Никакие известные операции над целостными объектами невозможно производить без потерь для представления о них, кроме операций подобия: целостные объекты могут порождать подобные целостные объекты.

— Множество достижимых для субъекта сред составляют его возможный мир .

Как построить приложения постнеклассической тринитарной информационной методологии?

Завершив изложение постнеклассической методологии в общем теоретическом виде, мы не можем не сформулировать важный вопрос о ее приложениях и попытаться на него ответить.

Каким образом могут быть построены приложения постнеклассической методологии к различным процессам, явлениям и сферам деятельности и каков характер этих приложений?

Дело в том, что мы не можем применить инфомодель и постнеклассическую тринитарную информационную методологию к явлениям, процессам, областям деятельности и т.д. непосредственно напрямую. Первоначально нужно эксплицировать исходные объекты рассмотрения (определить их как прототипы), затем представить прототипы в виде инфообъ-ектов, и к последним применять средства постнеклассической модели и методологический инструментарий.

Дале, результаты (в виде теорий, методологий, концепций) нужно погрузить обратно — в то целое (явления, процессы, области деятельности), из которого они были извлечены.

Следует отметить, что приложения постнеклассической методологии могут быть, в свою очередь, также методологиями, теориями, онтологиями и подходами. Это следует из положений базовой методологии — экземплификаты подобны порождающим их инфообъектам.

В инфомире на базе отношения тринитарности и его компонентов можно создать в соответствии с предписаниями постнеклассической методологии несколько базисных мысленных конструкций — «ноуменов», каждый из которых будет определенной экземплификацией самого инфомира, а он (инфомир) — их трансцендентатом. Эти конструкции, являясь идеализированными объектами, могут выступать в качестве моделей.

Одним из экземплификатов инфомира является мир когнитивной реальности, в котором субъектность представляется как когнитивность.

Схема 3. Мир когнитивной реальности как экземплефикат инфомира

Информация — идеализированный объект, одна из составляющих тройки идеализированных объектов — (субъект, среда, информация). Соответствует в характеристике идеального объекта инфомира аспекту целостности. Когнитивный субъект не может работать с информацией непосредственно напрямую, т.к. она представляется для него как «чужое чужое». Он может работать с формами представления информации, такими как контенты, смыслы, знания, идеи, метазнания и т.д.

Контент — форма представления информации; познаваемые аспекты информации; информация, найденная субъектом в среде как «своё чужое»; в цикле трансформации — экземплификат знаний.

Смысл — форма представления информации; информация, созданная субъектом как «своё своё»; в цикле трансформации — трансцендентат контента.

Знание — форма представления информации; познанные аспекты информации, экземплифицированные субъектом в среду как «чужое свое»; в цикле трансформации — экземплификат смысла.

Приложения ТИМ к когнитивной деятельности

Когнитивность — выражение субъектности в информационном мире.

Представления о реальности создаются в процессе когнитивной деятельности. Никаких других представлений, кроме представлений субъекта, не существует. Это означает, что в процессах когнитивной деятельности мы должны всегда исходить из субъекта и явным образом учитывать это.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

Когнитивный субъект — такой субъект, который обладает внутренней мотивацией к когнитивной деятельности. Исключительным (присущим только ему) результатом деятельности когнитивного субъекта является создание экземпли-фикатов и трансцендентатов, в том числе знаний, смыслов и идей.

Когнитивная среда — набор возможностей для когнитивного субъекта (экземплификатов и/или трансцендентатов, контентов).

Когнитивная деятельность — способ существования и единственная уникальная деятельность когнитивного субъекта как мыслителя, создателя и деятеля.

В основе когнитивной деятельности лежит цикл трансформации субъекта, причиной которого служит внутренняя мотивация субъекта к когнитивной деятельности.

Внутренняя мотивация к когнитивной деятельности — это способность субъекта к познанию, необходимость познания и воля к познанию.

Схема 4. Цикл трансформации когнитивного субъекта: верификация.

Верификация: если среди элементов множества контентов {К} — экземплификатов знания Зн — найдется исходный контент Ки, то полученное знание Зн характеризуется как когерентная истинность (для данного субъекта в данной среде).

Что такое истина?

В постнеклассической тринитарной информационной методологии:

истина — соответствие полученного знания выделенному (исходному) контенту.

В классической методологии:

истина — соответствие действительности (корреспондентская теория истинности, Аристотель).

В неклассической методологии:

— некорреспондентские теории истинности,

— конвенциональные теории,

— когерентная теория истинности.

Истина как соответствие между выражением языка и внеязыковыми объектами, выступающими в качестве значения

Смысл ./

Объектный уровень

О

парадокс!

Выражение языка

Рассмотрение выражения языка и смысла этого выражения как объектов одного уровня приводит к парадоксам

Схема 5. Семантический треугольник — корреспондентская концепция истины:

Предметы мира

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

Истина как соответствие между контентом и знанием: Знание Зн ? {И} если и только если К ? {К}, где {И} - множество истинностных высказываний

(универсум истинности)

Метауровень

Чтобы установить соответствие между объектами языка и внеязыковыми объектами, нужно подняться на метауровень

Информация

Предметы мира - инфообъекты

Схема 6. Когерентная концепция истины.

Схема 7. Цикл трансформации когнитивного субъекта: когнитивный провал.

Верификация — если среди элементов множества контентов {К} — экземплификатов знания — не найдется исходный контент КИ, то этот отрицательный результат верификации будем называть КОГНИТИВНЫМ ПРОВАЛОМ (объектного уровня) Когнитивный провал является обратной характеристикой по отношению к когерентной истинности. Что такое «когнитивный провал» в классической модели? Аналог когнитивного провала в классической модели :

несоответствие действительности (фиксируется в виде апорий, парадоксов, антиномий, противоречий). Что такое «когнитивный провал» в неклассической модели?

Аналог когнитивного провала в неклассической модели: неопределенность, понимаемая как:

— Дополнительность;

— Реципрокность;

— Диалектическое противоречие в смысле Канта (преодоление видимости).

3 способа преодоления видимости по Канту:

— замена одного из синтетических миров на другой;

— уточнение понятий;

— введение новых понятий.

Что такое «когнитивный провал» в постнеклассической ТИМ? Когнитивный провал в постнеклассической модели:

— несоответствие между возможным знанием (контентом) и доступным знанием (получающимся в результате экземплификации),

— отрицательный результат верификации (когда среди элементов множества контентов {К} — экземплификатов знания — не находится исходный контент КИ).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2.

'Space, Time and Decision Making' 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

Три способа преодоления когнитивного провала:

— трансформировать субъекта (самотрансценден ция);

— трансформировать среду;

— трансформировать язык (выйти на метауровен ь).

Метасмыслы (идеи, идеологии)

Контенты (сведения в определенном представлении)

Ср ^ {Т} и {Э}

Схема 8. Формирование когнитивной среды как множества экземплификатов {Э} и трансцендентатов {Т}.

Объектный уровень 5] Знание

Два источника формирования знаний:

— Знание, полученное путем экземплификации смыслов (источник — «рассудок» по Канту);

— Знание, полученное путем экземплификации метазнаний (источник — «разум» по Канту). Когнитивная среда

Среда есть множество контентов, экземплификатов и трансцендентатов данного когнитивного субъекта —

Ср = {Т} {Э}

В когнитивной среде находится множество выделенных элементов, каждый из которых получен из элементов метау-ровня (из множества смыслов или из множества метазнаний) путем межуровневой нисходящей экземплификации (принятие), называемых «знание».

Другие элементы когнитивной среды получаются в результате применения операции экземплификации на объектном уровне к элементам множества «знание».

8

7

6

Метаметаме-тауровень

Метаметау-ровень

Схема 9. Получение элементов когнитивной среды в результате применения операции экземплификации на Метау- объектном уровне к элемен-

ровень

там множества «знание».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 IP

Контент (сведения в определенном представ лении)

Объектный уровень

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

Когнитивный субъект

1. Субъект проявляется в деятельности. Следовательно, существует отношение R субъекта Сб и деятельности Д:

R(Сб, Д). (1)

Подставим в данное отношение на место субъекта переменную Х так, что:

Х Сб (Х) = R(Х, Д), (2)

т.е., нечто, находящееся в отношении R с деятельностью Д.

2. В постнеклассической модели субъект представим как инфообъект и задается тройкой, находящейся в отношении тринитарности:

Х Сб (Х) = Трн(Х,Ср,К). (3)

3. Следовательно, (из (2) и (3)):

R(Х, Д) = Трн(Х,Ср,К). (4)

4. Осуществив подстановку Трн(с,г,м) на место Х, далее производим замену R на Кмп и Д на (Ср,К):

Кмп(Трн(с,г,м), Д) = Трн(Трн(с,г,м),Ср,К). (5)

Этой подстановкой субъект отождествляется с его компетенцией, а деятельность — с соответствующей парой (Среда, Контент).

5. Таким образом,

Х, Сб (Х) = Трн(Трн(с,г,м),Ср,К). (6)

Субъект есть то, что обладает компетенцией и осуществляет деятельность. Деятельность субъекта эквивалентна созданию когнитивных сред и выделению контентов.

Мотивация субъекта к когнитивной деятельности

Субъект, обнаруживая ситуацию когнитивного провала, преодолевает ее (пытается преодолеть) путем осуществления цикла трансформации, и так далее, до следующего провала и последующего преодоления...

Способность субъекта преодолевать когнитивные провалы есть реализация внутренней мотивации к когнитивной деятельности (способности к самотрансценденции) — нового типа причинности.

Когнитивная деятельность, осуществляемая субъектом, выражается в том числе и в обнаружении и преодолении когнитивных провалов, фиксирующихся на разных этапах жизненного пути когнитивного субъекта как познающего существа.

Схема 10. Жизненный путь когнитивного субъекта.

Этапы жизненного пути субъекта:

0 — Возможный субъект

1 — Проявленный субъект (трансформировавшийся хотя бы в одной среде)

2 — Самоочевидный (управляющий) субъект

3 (0) — Осуществленный субъект / возможный метасубъект

4 (1) — Проявленный метасубъект

5 (2) — Самоочевидный метасубъект

6 (3) (0) — Осуществленный метасубъект / возможный метаметасубъект

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

Таблица 2

Представление компетенции в моделях мира

Характеристика деятельности Способность Готовность Мотивация

Классическая модель Деятельность трактуется как предметная. Компетенция задается моноописанием (способности). Способности врождены. Готовность и мотивация также врождены либо являются производными от способностей (на что человек способен, к тому он и готов, то он и делает). Абсолютная обучаемость.

Неклассическая модель Деятельность трактуется как коммуникативная, задается парой (способность, готовность). Компетенция задается парой (способность, готовность).

Способности не врождены, но проявляются в поведении. Готовность как внешняя обусловленность. Мотивация неотличима от пары (способность, готовность) или производна от нее.

Постнеклассическая модель Деятельность трактуется как информационная деятельность (в том числе — когнитивная). Компетенция задается тройкой (способность, готовность, мотивация).

Способности не врождены, но заложены актом рождения субъекта как возможного. Готовность как принятие решения о деятельности. Внутренняя мотивация субъекта к самотранс-ценденции.

Принятие решений

Процесс подготовки и принятия решения мы будем рассматривать как состоящий из семи основных этапов:

1. Выявление неопределенностей.

2. Фиксация неопределенности в форме проблемы.

3. Представление проблемы в виде альтернатив.

4. Выбор наилучшей из альтернатив — разрешающей проблему.

5. Принятие решения.

6. Апробация решения.

7. Коррекция результата — установление обратной связи и устранение исходной неопределенности. Применение модифицированного метода МВАК(м) к деятельности по принятию решений

Модифицированный метод восхождения от абстрактного к конкретному МВАК(м) задает методику анализа деятельности, в том числе деятельности по принятию решений.

Зафиксируем соотношения стадии метода с 7-ю этапами принятия решений.

Таблица 3

Стадии метода МВАК(м) и этапы принятия решений

Стадии метода МВАК(м) Принятие решений

1. Выбор прототипов и языка, принятие онтологических допущений и

2. Конструирование идеальных объектов (абстракций) и Выявление неопределенностей

3. Построение модели (идеализированные объекты, идеализации) и Фиксация неопределенности в форме проблемы

4. Создание базовой методологии (пресуппозиции, основные принципы, характерные черты) и Представление проблемы в виде альтернатив

5. Определение методов оперирования с базовыми идеализированными объектами и Выбор наилучшей из альтернатив — разрешающей проблему

6. Формулирование допустимых способов рассуждений с заданными объектами и Принятие решения

7. Построение общих методологий деятельности и Апробация решения

8. Проектирование приложений к выделенным областям деятельности (частные методологии, практико-ориентированные модели, теории, концепции, методики) Коррекция результата — установление обратной связи и устранение исходной неопределенности

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 9. Вып. 2 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

При реализации МВАК(м) приемлемы следующие толкования термина «принятие решений»:

— метод разрешения проблем (объектом принятия решений является неопределенность, а предметом — проблема);

— область деятельности;

— когнитивная процедура;

— один из способов преодоления когнитивного провала;

— деятельность субъекта по преодолению когнитивного провала.

Причем «проблема» как ноумен, представляющий неопределенность — в классической методологии:

— фиксируется в виде апорий, парадоксов, антиномий, противоречий;

— снимается путем аргументированного выбора одной из составляющих;

в неклассической методологии:

— фиксируется в виде дополнительности;

— снимается путем выбора одной из пар дополнительных описаний; в постнеклассической методологии:

— фиксируется как когнитивный провал;

— снимается путем выбора одной из троек, элементы которой находятся в отношении тринитарности.

Модели принятия решений

Что понимается под принятием решений в соответствии с положениями классической, неклассической и постнеклас-сической тринитарной информационной методологий?

Таблица 4

Принятие решений в трех методологиях

1. Выявление неопределенностей. 2. Фиксация неопределенности в форме проблемы. 3. Представление проблемы в виде альтернатив. 4. Выбор наилучшей из альтернатив — разрешающей проблему. 5. Принятие решения. 6. Апробация решения. 7. Коррекция результата — установление обратной связи и устранение исходной неопределенности. Kлассическая методология 2.1 Проблема — проблемный объект (моноописание). 3.1 Альтернативы — апории, парадоксы, антиномии, противоречия. 4.1 Выбор на основании принятых принципов корреспондентской теории истинности. 5.1 Предполагается, что оптимальное решение безусловно существует и оно единственное. 6.1 Апробация решения через наблюдение, опыт, эксперимент, реальные модели. 7.1 Экстраполяция пространственно-временных характеристик на другие проблемные объекты .

1. Выявление неопределенностей. 2. Фиксация неопределенности в форме проблемы. 3. Представление проблемы в виде альтернатив. 4. Выбор наилучшей из альтернатив — разрешающей проблему. 5. Принятие решения. 6. Апробация решения. 7. Коррекция результата — установление обратной связи и устранение исходной неопределенности. Неклассическая методология 2.1 Проблема задается парой (проблемный объект, проблемная среда). 3.1 Отношение дополнительности между альтернативами. 4.1 Ни одну из альтернатив находящихся в отношении дополнительности нельзя устранить, но можно лишь указать «область действия», т.е. приписать среду. 5.1 Выбор на основе вероятностных предпочтений (максимально возможная «полнота»). 6.1 Моделирование, теоретические модели, математические модели, мысленный эксперимент. 7.1 Экстраполяция на другие пары — проблемные объекты и среды.

1. Выявление неопределенностей. 2. Фиксация неопределенности в форме проблемы. 3. Представление проблемы в виде альтернатив. 4. Выбор наилучшей из альтернатив — разрешающей проблему. 5. Принятие решения. 6. Апробация решения. 7. Коррекция результата — установление обратной связи и устранение исходной неопределенности. Постнеклассическая тринитарная информационная методология 2.1 Проблема рассматривается как инфообъект и представима проблемной тройкой (субъект, среда, контент). 3.1 Когнитивный провал. Альтернативными являются тройки, в которых проблемность (неопределенность) связывается с одним или несколькими элементами. 4.1 Выбор субъектом из нескольких найденных альтернатив — из альтернативных троек, элементы которых находятся в отношении тринитарности. 5. 1 Устранение когнитивного провала. 6.1 Информационное моделирование, виртуальные теоретические и математические модели, вычислительный эксперимент. 7.1 Экстраполяция на другие проблемные инфообъекты.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

Трактовка компетенции в области принятия решений

в трех методологиях

Классическая методология (проблема описывается как проблемный объект (моноописанием).

Компетенция принятия решений отождествляется со способностью. Если кто-то способен принимать решения, то он готов и делает это. Решения принимаются на уровне образцов и образов (опыта, традиций). Субъект принятия решений элиминирован.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н е кл а сс и ч ес ка я методология (проблема описывается парой (проблемные объекты в проблемной среде).

Компетенция принятия решений отождествляется со способностью и готовностью. Готовность обуславливается внешне — средой принятия решений. Решения стандартизированы (success stories, библиотека стандартных решений). Субъект нормирован.

П о стн е кл а сс и ч ес ка я тринитарная методология (проблема описывается тройкой — проблемные: субъект, среда и контент).

Компетенция принятия решений отождествляется со способностью, готовностью и мотивацией. Мотивация субъекта есть внутренняя мотивация субъекта к деятельности. Субъект неэлиминируем ни из какого процесса принятия решения.

Итак, компетенция субъекта в принятии решений описывается как способность (с), готовность (г) и мотивация (м) субъекта принимать решения. Представим данное описание в виде следующей эквивалентности:

П.

.

Наличие когнитивного провала является признаком некомпетентности субъекта в принятии решений

,пр

1?Трн(Сбг,РСрг^1Кп1

т.е. неспособности или неготовности или отсутствия мотивации принимать решения:

»np

TpH(C6nP,CpmP,KnP)

?с V ?rv ?I

Что делает некорректным отношение тринитарности?

Как и ранее будем обозначать выражением Трн(Сб, Ср, К) утверждения о том, что Сб, Ср и К находятся в отношении тринитарности.

Рассмотрим возможное символическое представление случаев некорректности отношения тринитарности: >Трн(Сб, Ср, К) ^ Трн(?Сб, Ср, К)

Трн(Сб, Ср, К) Трн(Сб, Ср, К) Трн(Сб, Ср, К) Трн(Сб, Ср, К) Трн(Сб, Ср, К) Трн(Сб, Ср, К)

Трн(Сб, ?Ср, К) Трн(Сб, Ср, ?К) Трн(?Сб, ?Ср, К) Трн(?Сб, Ср, ?К) Трн(Сб, ?Ср, ?К)

Трн(?Сб, ?Ср, ?К) — предельный случай

—>

—>•

—>•

Компетенции принятия решений: символизация

Если деятельность задана как принятие решений, то, подставляя в отношение Я на место Д -принятие решений Дпр, получаем:

Япр ((Сб, Ср, И), Дпр).

Раскрывая отношение, получим

Япр(СбДпр, СрДпр, ИДпр),

где СбДпр, СрДпр, ИДпр — соответственно, субъект, принимающий решения, среда принятия решений и соответствующая информация.

Тогда компетенция Кмппр как характеристика отношения Япр представима в виде тройки

Кмппр=Трн(спр, гпр, мпр),

где спр — способность принимать решения — характеристика субъекта деятельности Сбпр, гпр — готовность к принятию решений -характеристика среды деятельности Српр , мпр — мотивация к принятию решений — характеристика информации Ипр .

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2.

'Space, Time and Decision Making' 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

9 8

7 6 5

4

3

2

Субъект, принимающий гармоничные решения

Субъект, принимающий О ^Морал нравственно обоснованные решения

Субъект, принимающий креативные решения (рождающий идеи)

Субъект, принимающий осмысленные решения

Субъект, принимающий осознанные решения

Субъект, осведомленный в области принятия решений

Субъект, обладающий умениями в области принятия решений

Субъект, обладающий навыками принятия решений по образцу

Возможный субъект, обладающи стереотипами принятия решений в результате проб и ошибок

ость эстетическая

Компетенции эстетические 1еятельность нравственная >1е ценности и оценки

Компетенции этические Деятельность когнитивная

Компетенции когнитивные

Деятельность смыслообразующая

Компетенции предметные

Мотивация к деятельности (внутренняя) Компетентности

кдеятельности (совместная деятельность)

Стандартные решения

Представления

(способность к предметной деятельности) Образы (способность)

пособность)

Образцы (решений?) Ощущения (инстинкты)

«Делай, как

Субъект

Пробы&ошибки

Среда

9 8

7 6

5 4

* IS

S 2

* 2 л ^

О С IL

.0

X Щ

m л s m

t 0

i * о

Противоречие (диалектическое, формальное)

3 Антиномия

2 Парадокс

1 Апория

к л

8 i i § ° с

и

2 о

м

о о

к

Л [Г * S

о с

О о

s g ° ¡1

о л

ш

£ к Л 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U о

¡5

и

га ф

2 s

Схема 11. Визуализация деятельности субъектов по принятию решений в соответствии с тремя методологиями исследований, в фиксированных средах с заданными типами объектов на основании преодоления типов когнитивных провалов

Каждый из уровней (1—9) соответствует определенной целостной парадигме принятия решений, а переход свидетельствует о решении проблемы путем преодоления когнитивного провала и формировании более продуктивной компетенции. Изложим полученные результаты в виде таблицы-схемы.

Таблица 5

Парадигмы принятия решений

1

Проблема, представленная в виде: Может быть решена путем обращения к среде: Требует фиксации содержания (контента) и деятельности на основании: Виды субъекта: Методология

9 Креативный провал (провал между творцом и творением) Отчуждение творения творцом Компетенции эстетические Гармонии Субъект, принимающий гармоничные решения (на основании эстетических ценностей) постнеклассическая

8 Креативный провал (провал между творцом и творением) Отторжение творца творением Компетенции этические Ценности моральные Субъект, принимающий нравственно обоснованные решения (на основании моральных ценностей)

7 Когнитивный провал (прагматический) Компетенции когнитивные Идеи Субъект, принимающий креативные решения («генератор идей»)

6 Когнитивный провал (семантический) Компетенции предметные Смыслы Субъект, принимающий осмысленные решения (на основании смыслов)

5 Когнитивный провал (знаниевый) Компетентности Знания Субъект, принимающий осознанные решения (на основании знаний)

4 Противоречие Стандарты Сведения Субъект, принимающий решения на основании сведений Неклассическая

3 Антиномия Образы Умения Субъект, принимающий решения на основании умений Классическая

2 Парадокс Образцы Навыки Субъект, принимающий решения на основании навыков

1 Апория Пробы и ошибки Стереотипы Субъект, принимающий решения на основании стереотипов

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

Итак, общая методика принятия решения состоит из представления неопределенности в виде проблемы, обращения к соответствующей среде, выделения контента и действий на определенном когнитивном основании субъекта с заданными компетенциями в соответствии с методологией.

Последовательно — идентифицируем задачу в крайнем левом столбце, а затем движемся вправо по горизонтали. Если на горизонтальном уровне проблема не решается, то есть неопределенность не устраняется путем обращения к субъекту, среде и контенту данного уровня, то мы должны подняться на +1 уровень вверх, осуществить новую процедуру, и так далее.

Если неопределенность не устраняется и на самом высоком уровне, то она рационально неразрешима.

Вместо Заключения

Итак, ответим сейчас явным образом на вопросы, сформулированные в начале работы.

Субъект принятия решений — человек, обладающий компетенциями и осуществляющий деятельность.

Здесь компетенции — компетенции по принятию решений (см. раздел «Трактовка компетенций в области принятия решений в трех методологиях»).

Субъекты — люди, способные принимать решения на основании: стереотипов, навыков по образцу, умений в соответствии с образами, сведений в соответствии со стандартами, а также те, кто обладает компетенциями — готовые принимать решения на основании знаний, мотивированные к принятию когнитивных и креативных решений смыслами, идеями, моральными и другими духовными ценностями.

Деятельность — деятельность субъекта по решению проблем отождествляется с преодолением когнитивных провалов, описанных в соответствующих моделях.

Напомним, что объектом решения является неопределенность, а предметом — проблема.

Деятельность субъекта осуществляется в среде, в данном случае в среде принятия решений, которая также (наряду с субъектом) определяет характер и структуру процесса. Дело в том, что в рассматриваемом случае среда представляет собой множество всех экземплификатов и трансцендентатов — результатов практической и интеллектуальной деятельности, накопленных и созданных субъектом к моменту формирования и принятия решений. Среда принятия решений включает: стереотипы, навыки, умения, сведения, знания, смыслы, идеи, моральные ценности и оценки, эстетические ценности, всю освоенную информацию в ипостаси культуры. Если проблема не решается трансформацией субъекта, то мы можем попытаться достичь этого, трансформируя среду.

И, наконец, определив наличие таких оценок как корреспондентская или когерентная истинности относительно высказываний, в которых сформулированы результаты снятия неопределенности путем решения проблем через выбор из альтернатив, представляющих собой варианты когнитивных провалов в соответствующих методологиях, субъекты завершают деятельность с исходными контентами или их аналогами.

Всегда ли все три вышерассмотренных компонента (субъект, среда, контент) являются значимыми для принятия решений и чем это определяется? Ответ однозначный: не всегда, но в соответствии с выбранной моделью и релевантной ей методологией, а именно — классической, неклассической и постнеклассической тринитарной. Для классики можно элиминировать субъекта и среду, для неклассики — уже только субъекта и ничего из этого нельзя элиминировать для постнеклассической тринитарной информационной модели. Образно говоря, если нет двери, то и нет и проблемы ее открывания, если дверь есть, но нет замка, то нет проблемы ключа, и только когда есть дверь, закрытая на замок, то нам нужен ключ. Пусть ключ — модель субъекта, дверь — среды, замок — контента. Все они должны быть релевантны — подходить одно к другому. Да, ключ может быть универсальным, но он должен быть, замок — работающим, подходить к двери и открываться именно этим ключом и т.д. В противном случае — отсутствие тринитарности повлечет новую неопределенность, сформулированную в виде проблемы, представленную в виде когнитивного провала и т.д., учитывая характер отношений между прототипами и моделями, а так же руководящие принципы МВАК(м).

ЛИТЕРАТУРА

1. Меськов В. Логика практического разума / / Лучшие публикации «Кантовского сборника» 1975 — 2001 /

Отв. ред. В.Ю. Курпаков, Л.А. Калинников. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. С. 178 — 191.

2. Меськов В.С. От логики рассуждений к методологии когнитивной деятельности [Электронный ресурс]

/ / Рацио.ги Электронный научный журнал Российского государственного университета имени Иммануила Канта. 2009. № 2. Режим доступа: http://ratio.albertina.ru/get_file.php?file_id=328.

3. Меськов В.С., Мамченко А.А. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеклассиче-

ская методология когнитивной деятельности / / Вопросы философии. 2010. № 5. С. 57 — 59.

4. Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образова-

тельных процессов / / Ценности и смыслы. 2010. № 2(5). С. 17—49.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

5. Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образова-

тельных процессов / / Ценности и смыслы. 2010. № 3(6). С. 46 — 58.

6. Меськов В.С., Мамченко А.А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент.

Постнеклассическая методология когнитивной деятельности / / Вопросы философии. 2010. № 10. С. 67—80.

7. Меськов В.С., Мамченко А.А., Смирнова И.В. От возможного мира и возможного индивида к инфомиру и

когнитивному субъекту / / Возможные миры: семантика, онтология, метафизика. Коллективная монография. М.: ГУ ВШЭ, Изд-во Канон+, 2011. С. 204 — 217.

8. Меськов В.С., Сорина Г.В. Логика: взгляд из культуры / / Логическая семантика: перспективы для фило-

софии языка и эпистемологии. Сборник научных статей, посвященных Е.Д. Смирновой. М.: Креативная Экономика, 2011. С. 274 — 294.

9. Сорина Г.В. Основы принятия решений. М.: Экономист, 2006.

10. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. M.: Канон+, Реабилитация, 2009.

11. Aerts D., D'Hooghe B. "Classical Logical versus Quantum Conceptual Thought: Examples in Economics, Decision

Theory and Concept Theory." Quantum Interaction. Berlin and Heidelberg: Springer, 2009, pp. 128 — 142.

12. Frederick S. "Cognitive Reflection and Decision Making." Journal of Economic Perspectives 19.4 (2005): 25—42.

13. Lootsma F.A. Fuzzy Logic for Planning and Decision Making. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2013.

14. Richards D., Rowe W.D. "Decision-Making with Heterogeneous Sources of Information." Risk Analysis 19.1

(1999): 69 — 81.

15. Schwenk C.R. "Cognitive Simplification Processes in Strategic Decision-Making." Strategic Management Journal 5.2

(1984): 111 — 128.

16. Stirling W.C., Goodrich M.A., Packard D.J. "Satisficing Equilibria: A Non-Classical Theory of Games and Deci-

sions." Autonomous Agents and Multi-Agent Systems 5.3 (2002): 305 — 328.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Меськов, В. С. Методологические основания принятия решений [Электронный ресурс] / В.С. Меськов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9. — Вып. 2: Пространство и время принятия решений. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.23.

METHODOLOGICAL GROUNDS FOR DECISION MAKING

Valery S. Meskov, D.Phil. in Logic, Professor, Head of the Chair of Philosophy of Education, Moscow Institute of Open Education (Moscow)

E-mail: [email protected]

From what decision-making effectiveness depends? How decision-making activity is determined? Who or what is the subject of the decision making? How environment affects the nature and structure of decision making? What is the relationship between subjects, environment and content of decision making? What is needed for decision making and what can be changed or even eliminated? We need modern responses for these questions and modern solutions for these problems. A 'modern solution' is provided by the information society, the new post-non-classical approach. It has been crucial to modify the method of passing from the abstract to something concrete; to define the terms of subject philosophy and of decision-making theory as cognitive activity. Such approach is relevant to post-non-classical pattern of decision-making process. In my article, I apply information model of philosophy of science to decision-making philosophy, which is considered in three senses as a discipline scope for interdisciplinary studies and cognitive activity. The 'road map' of decision making is rational basis and method for innovative practices in this field.

As a conclusion, I give my response to several worded questions.

The decision-making subject is a person who has competence in the area of decision-making and who implementing the activity. Thus, the subjects of decision-making are the people able to make decisions on the basis of: stereotypes; acquirements (on sample), skills (up-to-sample), (in accordance with the standards). The subjects of decision-making are also those who have the competence, i.e., people willing to make decisions based on knowledge, motivated for adoption of cog-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'

Меськов В.С. Методологические основания принятия решений

nitive and creative solutions via meanings, ideas, moral and other spiritual values.

Decision-making activity is identified with overcoming cognitive failures described within the corresponding models. The subject of the decision is uncertainty while the subject is a problem. Activity of decision-making subject is carried out in an environment that also (in addition to the subject) defines the nature and structure of the process. In this case, environment is a set of all exemplificats and transcendentats, which are the results of the practical and intellectual activity accumulated by the subject during decision forming and making. Medium for decision-making includes stereotypes, skills, abilities, information, knowledge, meanings, ideas, values and evaluation, aesthetic values, mastered all the information in the hypostasis of culture. If the problem cannot be solved by transformation of the subject, we can try to achieve this by transforming the environment.

Keywords: scientific models, methods, subject, decision making as a cognitive activity, postnonclassical information pattern of decision-making, decision-making competence.

References:

1. Aerts D., D'Hooghe B. "Classical Logical versus Quantum Conceptual Thought: Examples in Economics, Decision

Theory and Concept Theory." Quantum Interaction. Berlin and Heidelberg: Springer, 2009, pp. 128 — 142.

2. Frederick S. "Cognitive Reflection and Decision Making." Journal of Economic Perspectives 19.4 (2005): 25—42.

3. Lootsma F.A. Fuzzy Logic for Planning and Decision Making. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2013.

4. Meskov V.S. "From the Logic of the Arguments towards Methodology of Cognitive Activity." Ratsio.ru. Electronic

Scientific Journal of Immanuel Kant Russian State University 2 (2009). Web. <http://ratio.albertina.ru/ get_file.php?file_id=328>. (In Russian).

5. Meskov V. "Logic of Practical Reason." Top Publications of'Kant Collection' 1975 - 2001. Eds. V.Yu. Kurpakov, L.A.

Kalinnikov. Kaliningrad: Kaliningrad State University Publisher, 2002, pp. 178 — 191. (In Russian).

6. Meskov V.S., Marchenko A.A. "Education for Knowledge Societies: Postnonclassical Model of Educational Pro-

cesses." Values and Meanings 2 (2010): 17—49. (In Russian).

7. Meskov V.S., Marchenko A.A. "Education for Knowledge Societies: Postnonclassical Model of Educational Pro-

cesses." Values and Meanings 3 (2010): 46 — 58. (In Russian).

8. Meskov V.S., Mamchenko A.A. "The Cycle of Transformation of the Cognitive Subject. Subject, Medium, Con-

tent. Postnonclassical Methodology of Cognitive Activity." Problems of Philosophy 10 (2010): 67 — 80. (In Russian).

9. Meskov V.S., Mamchenko A.A. "World of Information as a Trinitarian Model of the Universe. Postnonclassical

Methodology of Cognitive Activities." Problems of Philosophy 5 (2010): 57—59. (In Russian).

10. Meskov V.S., Marchenko A.A., Smirnova I.V. "From Possible World and Possible Individual towards Info-world

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and Cognitive Subject." Possible Worlds: Semantics, Ontology, Metaphysics. Moscow: Higher School of Economics Publisher, Kanon+ Publisher, 2011, pp. 204 — 217. (In Russian).

11. Meskov V.S., Sorina G.V. "Logic: A View from the Culture." Logical Semantics: Prospects for the Philosophy of Lan-

guage and Epistemology. Collection of Articles Dedicated to E.D. Smirnova. Moscow: Kreativnaya Ekonomika Publisher, 2011, pp. 274 — 294. (In Russian).

12. Richards D., Rowe W.D. "Decision-Making with Heterogeneous Sources of Information." Risk Analysis 19.1

(1999): 69 — 81.

13. Schwenk C.R. "Cognitive Simplification Processes in Strategic Decision-Making." Strategic Management Journal 5.2

(1984): 111 — 128.

14. Sorina G.V. Decision Making as Intellectual Activity. Moscow: Kanon+ Publisher, Reabilitatsiya Publisher, 2009. (In

Russian).

15. Sorina G.V. Fundamentals of Decision Making. Moscow: Ekonomist Publisher, 2006. (In Russian).

16. Stirling W.C., Goodrich M.A., Packard D.J. "Satisficing Equilibria: A Non-Classical Theory of Games and Deci-

sions." Autonomous Agents and Multi-Agent Systems 5.3 (2002): 305 — 328.

Cite MLA 7:

Meskov, V. S. "Methodological Grounds for the Decision Making." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Pros-transtvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space, Time and Decision Making] 9.2 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.23>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.