Научная статья на тему 'Методологические основания построения инновационной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров'

Методологические основания построения инновационной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИЗНЕННЫЙ РЕСУРС / ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / VOCATIONAL EDUCATION / MODEL / VOCATIONAL TRAINING PRINCIPLES / INTELLECTUAL POTENTIAL / VITAL RESOURCES / EDUCATIONAL FIELDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подобед Владимир Иванович, Барболин Михаил Павлович

В статье с опорой на стратегию инновационного развития экономики и нравственного обновления общества излагаются методологические основания построения инновационной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров. Раскрыта главная цель этой системы подготовки формирование инновационного поведения человека, ориентированного на реализацию системы способов и соответствующих процессов профессионально-ориентированной интеллектуальной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подобед Владимир Иванович, Барболин Михаил Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CREATING AN INNOVATIVE SYSTEM OF CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION

The article substantiates methodological foundations of creating an innovative system of continuing education pursuant to innovative development of economy and moral renewal of the society. The authors disclose the goal of this educational system forming an innovative behaviour of people oriented to realization of the whole system of methods and processes of professional intellectual activity

Текст научной работы на тему «Методологические основания построения инновационной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров»

ЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Подобед, М. П. Барболин

(Санкт-Петербург)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В статье с опорой на стратегию инновационного развития экономики и нравственного обновления общества излагаются методологические основания построения инновационной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров. Раскрыта главная цель этой системы подготовки - формирование инновационного поведения человека, ориентированного на реализацию системы способов и соответствующих процессов профессионально-ориентированной интеллектуальной деятельности

Систему образования принято считать ключевым звеном общественного развития. Главным ориентиром проектирования системы образования является социальный заказ общества, формирование которого основывается на перспективах развития этого общества. Современная стратегия государства и общества ориентирована на инновационное развитие экономики, инновационное поведение человека, обновленное общественное сознание и формирование нравственных общественных отношений.

Необходимым условием реализации этой стратегии является выполнение целого ряда взаимосвязанных требований: инновационные ресурсы - инновационная инфраструктура - инновационные институты

- инновационное образование - инновационный интеллект - инновационное поведение - инновационное общество. Очевидно, что совокупность этих условий образует вполне определенную логическую последо-

вательность, в которой каждый предшествующий этап является необходимым фактором существования последующего. Образование в этой последовательности является ключевым звеном, выполняющим генетические функции.

Это означает, что потребности общественного развития являются источником формирования социального заказа, определяющего инновационную модель образования в целом и профессиональной подготовки - в частности. Поэтому первым шагом на пути построения инновационной системы профессиональной подготовки должно явиться определение (а) потребностей в профессиональных кадрах с учетом структуры потребностей профессиональной сферы и (б) наличия и качества потенциального контингента профессиональной подготовки.

С этой целью с учетом структуры кадровых потребностей и потенциального контингента обучающихся должны быть

построены прогностические профессионально ориентированные модели: профессиональной среды, профессиональной деятельности, человека-профессионала (в производственной сфере) [4, 5]. Совокупность этих моделей в идеальной форме выражает конечный результат подготовки, на который должен быть сориентирован весь образовательный процесс. Оценка этого конечного результата должна осуществляться на основе эффективности внедрения соответствующих показателей образовательной деятельности в практику конкретных производств.

Очевидно, что эта работа не может быть проведена только силами системы образования. Она должна проводиться совместно с заказчиками. Это означает, что в структуре системы образования должна быть создана специальная комплексная группа высококвалифицированных разнопрофильных экспертов-исследователей, непосредственно взаимодействующая с по-требителем-заказчиком, не только занимающаяся формированием заказа на образование, но и осуществляющая его реализацию и обратную связь. Это диктует необходимость специального исследования сущности, содержания и функций этого звена системы непрерывного образования.

На основе построенного таким способом социального заказа должна быть построена инновационная система образования. Но поскольку система образования является подсистемой общественной жизни, то в ней должны найти отражение все компоненты стратегии общественного развития. Исходя из структуры потребностей инновационного экономического и общественного развития должны быть спроектированы частные инновационные модели: необходимых для системы подготовки ресурсов, инфраструктуры, образовательных институтов, образовательного пространства (профильного содержания, профильных технологий, средств, форм и др.), интеллектуального потенциала образования, поведения выпускника в условиях профессиональной среды и в общественной жизни.

Поскольку речь идет о подготовке взрослого человека, то это означает, что этот человек уже обладает индивидуаль-

ным жизненным и профессиональным опытом, который в процессе образования должен быть использован как фундамент формирования способностей будущего профессионала к инновационному поведению, способности качественно менять свое поведение и образ жизни. Поэтому предлагаемая инновационная система профессиональной подготовки должна характеризоваться новым качеством во всех ее аспектах: организационном, содержательном, процессуальном и др. Исходным пунктом построения такой системы должен служить индивидуальный и общественный опыт, учитывающий особенности и специфику профиля подготовки.

С учетом этой специфики должны исследоваться все компоненты общей и профессиональной подготовки. В этой связи при построении модели профессиональной подготовки должны быть учтены:

- современные экономические - рыночные - условия, требующие «горизонтальной» мобильности профессионала как способности ориентироваться и адаптироваться в смежных профессиях, что требует широкого профессионального кругозора, фундаментальных знаний и особой мировоззренческой подготовки;

- социальные условия - особенности поликультурной среды и социально-экономических отношений в профессиональной сфере, что требует выделения наряду с базовым компонентом содержания образования выделения варьируемого компонента, учитывающего специфику национального, регионального, поликультурного или других аспектов будущей сферы профессиональной деятельности или общественной жизни в зависимости от социального заказа и контингента обучающихся.

На этой основе с учетом общих принципов профессиональной подготовки должны быть выявлены закономерности и сформулированы специфические принципы непрерывного профессионального образования.

К числу известных общих принципов профессионального образования, актуальных для подготовки кадров для современной экономики относятся принципы мотивации, обеспечения проблемности, интегративных связей, опережающего образо-

вания. Социального партнерства. С учетом современных условий и выше изложенного очевидна необходимость обоснования и разработки принципов фундаментальности, целостности, инновационности, нравственности, учета национальных интересов, поликультурности, конкурентоспособности.

Посредством реализации этих принципов в каждой компоненте единой модели образования должны быть учтены специфические особенности единого поликуль-турного пространства, региона, территории, ресурсов, народонаселения, производственного и человеческого капитала, профессиональной деятельности, особенности культуры. Иными словами, в профессиональной подготовке должен быть реализован дифференцированно-интегративный подход, говоря философским языком, общее, особенное и единичное на каждом уровне пространства общественной жизни: государства, профессиональной сферы, конкретного производства.

В наиболее широком понимании образование - это формирование качественно нового образа жизни человека и качественно нового человека. И именно человек, его образ, развитие этого образа являются системообразующим и стержневым факторами всей системы образования. Поэтому к построению качественно новой - инновационной модели человека-профессионала -необходим целостный системный подход: к воспроизводству, становлению и развитию человека. Ключевым звеном в этой модели должен служить антропогенез, который явится системообразующим компонентом и интегрирующим стержнем инновационного развития образования взрослых. О необходимости использования идей антропологии в исследовании образовательных систем писал Б. Г .Ананьев [1, 2]. Обращали внимание на важность педагогической антропологии и ученые-педагоги. «Дезинтеграция педагогического мышления вызвана отменой его целостного объекта - человека как предмета воспитания, разрушен фундамент всего здания наук о человеке -педагогическая антропология, изъят внутренний стержень, скрепляющий начала педагогического мышления - законы разви-

тия человека в единстве и целостности внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, общего и особенного» [3].

На этой концептуальной основе с учетом конкретного профиля подготовки строится пространство образования, включающее учебно-исследовательскую и учебно-производственную материальную базу, профильно ориентированное содержание образования, учитывающее нравственный аспект формирования производственных и общественных отношений (воспитания), профильно ориентированный контингент педагогов (тьюторов, консультантов, экспертов и др.), систему проверки эффективности подготовки по конечному результату.

С использованием принципов и базовых компонентов инновационной системы профессионального образования строится дидактическая модель организации образовательного процесса, стержнем которой должна служить опирающаяся на индивидуальный и общественный (корпоративный) опыт единая система формирования инновационного поведения человека в условиях профессиональной среды.

С целью разработки технологий профессиональной подготовки, ориентированных на нравственное воспитание специалиста, должна быть выявлена логика развития профессиональных и нравственных качеств будущего профессионала и профессионального интеллекта как сущности, регулирующей поведение человека в процессе профессиональной деятельности. При этом качественно меняется сущность человека и его образ жизни.

В этой связи систему непрерывного образования необходимо рассматривать и строить как последовательность качественно меняющихся образовательных пространств, являющихся дидактической моделью будущей профессиональной или социальной сферы жизни.

Поскольку речь идет об инновационном развитии образования, то должна быть выявлена его сущность, способная переводить результаты образования - поведение и образ жизни человека с одного качественного уровня на другой в рамках последовательности качественно меняющихся

образовательных пространств. Такой сущностью является интеллектуальный потенциал образовательного пространства. Исходя из системы Б. Г. Ананьева, правомерно трактовать интеллект, с одной стороны. как ядро субъекта сознания, когда в интеллекте максимально воплощена функция психического отражения. Связь интеллекта с личностными характеристиками определяет его зависимость от социального бытия человека. С другой стороны, связь с индивидом означает зависимость психологического отражения от природных законов бытия человеческого организма [6, с. 205].

В свою очередь интеллект формируется в процессе интеллектуальной профессиональной деятельности. В этой связи в рамках каждого качественно определенного образовательного пространства должна быть разработана система способов и соответствующих процессов профессионально опосредованной интеллектуальной деятельности, ориентированная на формирование качественно нового сознания, интеллекта и поведения человека-про-фессионала. Исходя из этого, образовательный процесс моделируется как опредме-ченный совокупный общеобразовательный и профессиональный интеллект в форме содержания, зафиксированного в программах, учебниках и учебных пособиях, технологиях, методах, средствах и формах учебно-познавательной, интеллектуальной, творческой и профессиональной деятельности.

Стержнем такого образовательного процесса должна явиться технология, построенная на основе методологии нравственного, интеллектуального и профессионального развития индивидуального и общественного опыта.

Интегральной формой организации образовательного процесса должна явиться индивидуальная и коллективная проектная деятельность. Проект, будучи наиболее эффективным средством проявления созидающего интеллекта человека, является системообразующим компонентом всех составляющих подготовки специалиста к профессиональной деятельности и к жизни. Поэтому он является эффективным

средством диагностики качества подготовки специалиста по конечному результату. Он должен быть сориентирован, с одной стороны, на проявление профессиональных и личностных качеств обучающегося, а с другой - на реализацию социального заказа. Поэтому проектные задания и прогнозирование деятельности над проектом должны строиться исходя из названных выше моделей конкретной профессиональной среды, конкретной производственной деятельности, конкретного человека-профессионала. Оцениваться этот проект должен по экономическим или другим результатам его внедрения на конкретном производстве, конкретном рабочем месте, где будущий специалист работает или будет работать.

В этой связи весь процесс профессиональной подготовки должен быть сориентирован на инновационное поведение че-ловека-профессионала и на конечный результат. Тогда разработанная образовательная модель профессиональной подготовки не оторвана от реальной практики и служит генетическим ядром ее инновационного развития, реализуя в рамках конкретного производства стратегию инновационного развития экономики.

После того, как дано концептуальное описание системы непрерывного образования, возникает вопрос о возможности построения единой теоретической модели образования, поскольку в педагогической теории существует множество, на первый взгляд самостоятельных, так называемых парадигм.

Совокупность трех компонентов: (общий и профессиональный) интеллект, интеллектуальная деятельность и интеллектуальный потенциал -образует единую сущность образовательного пространства, которую на уровне формы имеет смысл рассматривать как метасистему, обеспечивающую инновационное развитие системы профессиональной подготовки посредством перехода от сущности одного порядка к сущности другого порядка.

Опираясь на такую идеологию построения системы образования на понятие ее как единого пространства гармонизированных процессов жизнедеятельности, в

частности профессиональной деятельности, предоставляется реальная возможность интеграции различных педагогических теорий.

С позиций образовательного пространства как объекта исследования все парадигмы подразделяются на четыре самостоятельные, но в то же время связанные друг с другом посредством общего объекта исследования группы, представляющие собой разные аспекты и, соответственно, предметы исследования одного и того же объекта: первая - внутренний (личностный) аспект, вторая - внешний (социальный) аспект, третья, связывающий внутреннее и внешнее (процессуально-деятельностный) аспект, четвертый аспект можно характеризовать как уровневый, охватывающий на разных уровнях глубины и обобщенности целостный объект исследования. Синтезируя их в единую целостность на основе обозначенной выше метасистемы, можно построить единую логически стройную теоретическую модель не-

прерывного общего и профессионального образования взрослых на протяжении жизни.

Такое исследование приведет к построению методологической модели системы образования, где корнем и исходным пунктом будут служить жизненный ресурс Человека, Общества и Природы, а вершиной

- нравственный интеллектуальный потенциал общего и профессионального развития человека.

В силу опережающего развития интеллекта, отвечающего требованиям инновационного поведения человека, можно утверждать, что построенная методологическая модель раскроет сущность непрерывного процесса развития реальных образовательных пространств, обеспечивающих профессиональную подготовку специалиста, формирование инновационного поведения, способного в условиях современной профессиональной и общественной жизни к осуществлению инновационной стратегии развития России.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания -М.: Наука, 1977. - 384 с.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т.1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

3. Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. - № 11. - 1988. - С.38-43.

4. Дворцова Е. В., Дружилов С. А. Профессиональная «Я-кон-цепция» и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения 2001: Образование и психология : тез. научно-практич. конф. / под ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 264-266.

5. Дружилов С. А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты : учеб. пособие. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2000. - 157 с.

6. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. - СПб.: Изд-во СПбГУ. - 2005. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.