6. Шакирова Д. М., Рудик Г. А., Лушпаева И. И. Функциональная грамотность. Часть II. Казань : ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2021. Вып. 1 (8). 70 с.
7. Парандекар С., Патаракин Е., Яйла Г Современный аспект универсальной инструментальной грамотности: программирование // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности : монография. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. С. 371-394. EDN ARIIHH.
References
1. Hutorskoj A. V. Pedagogika. Uchebnik dlja vuzov [Pedagogy. Textbook for universities]. Moscow, 2023, 608 p. (In Russian).
2. Basova E. A. Formirovanie u podrostkov funkcional'noj gramot-nosti v sfere kommunikacii (na materiale gumanitarnyh predme-tov). Diss. ... kand. ped. nauk [Formation of functional literacy in the field of communication among adolescents (based on the material of humanitarian subjects). Thesis of Ph. D. habil]. Saint Petersburg, 2012, 221 p. (In Russian).
3. Koul M., Skribner S. Kul'tura i myshlenie. Psihol. ocherk [Culture and thinking]. Ed. A. R. Lurija, Moscow, 1977, 261 p. (In Russian).
4. Funkcional'naja gramotnost' v obrazovanii. Nauch.-metodich. posobie [Functional literacy in education]. Ed. A. V. Hutorskoj. Moscow, 2023, 123 p. (In Russian).
5. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti obuchajushhihsja. Metodicheskoe posobie [Formation of functional literacy of students. Methodical textbook]. Eds. L. N. Hramova, O. B. Lobanova, A. V. Firer, N. V. Basalaeva L. S. Shmul'skaja. Krasnoyarsk, 2021, 130 p. (In Russian).
6. Shakirova D. M., Rudik G. A., Lushpaeva I. I. Funkcional'naja gramotnost'. Chast' II [Functional literacy. Part II]. Kazan, 2021, iss. 1 (8), 70 p. (In Russian).
7. Parandekar S., Patarakin E., Jajla G. Sovremennyj aspekt universal'noj instrumental'noj gramotnosti: programmirovanie [The modern aspect of universal instrumental literacy: programming]. Universal'nye kompetentnosti i novaja gramotnost': ot lozungov k real'nosti, Moscow, 2020, pp. 371-394. (In Russian).
УДК/UDC 377.031.4
DOI 10.54509/22203036_2024_3_137
EDN OMOJMS
Якушева Кристина Николаевна
старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург
Yakusheva Kristina N.
Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
METHODOLOGICAL BASES OF PERSONNEL TRAINING FOR CREATIVE INDUSTRIES
Аннотация. В статье представлены результаты целенаправленного отбора перспективных методологических оснований подготовки специалистов для креативных индустрий. В силу роста значения этих инду-стрий как особой сферы экономики требуется методологическая ясность, которая позволила бы разработать надежную методологическую основу и опирающуюся на нее оптимальную практико-ориентированную теоретическую модель системы подготовки кадров. В статье объясняется выбор трех функционально отличающихся и дополняющих друг друга методологических составляющих: социокультурного подхода, позволяющего осмыслить креативные индустрии и подготовку кадров для них как специфический социокуль-
турный феномен; агонально-эволюционистского ориентира, обнаруживающего специфицирующую социокультурную differentia specifica креативных индустрий и требующего соответствующей модели содержания и форм подготовки кадров для них; иммерсивных культурно-образовательных практик как продуктивной и верифицируемой основы оптимальной модели профессиональной подготовки специалистов для креативных индустрий.
Abstract. The article presents the results of a targeted selection of promising methodological approaches and guidelines for training specialists for creative industries. Due to the growing importance of these industries as a special sphere of the economy, methodological clarity is required,
which would allow us to develop a reliable methodological basis and an optimal practice-oriented theoretical model of the personnel training system based on it. The article explains the author's choice of three functionally different and complementary methodological components: a socio-cultural approach that allows us to understand creative industries and training for them as a specific socio-cultural phenomenon; an agonal-evolutionist guideline that reveals the specifying socio-cultural differentia specifica of creative industries and requires an appropriate model of content and forms of training for them; immersive cultural and educational practices as a productive and verifiable basis for an optimal model of professional training for creative industries.
Ключевые слова: методология, культурные индустрии, подготовка кадров, социокультурный методологический подход, агонально-эволюционистский методологический ориентир, иммерсивные культурно-образовательные практики.
Keywords: methodology, cultural industries, personnel training, socio-cultural approach, agonal-evolutionist methodological guideline, immersive cultural and educational practices.
Введение
Сегодня в экономике России активно развивается сектор креативных (творческих) индустрий как совокупность сфер, в которых «компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, а также способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества» (Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от20 сентября 2021 г. № 2613-р в ред. от26.01.2024 г.), часть I).
Как сказано в Концепции (там же, часть II), креативные индустрии являются одним из наиболее перспективных направлений сохранения и создания новых рабочих мест. Несмотря на стремительность развития креативного сектора экономики, подготовка кадров для данного рынка труда пока явно отстает. Менеджеры предприятий креативных индустрий все более активно демонстрируют, что ограничиваться вкладом одних лишь энтузиастов-одиночек не собираются. Потому и встают неизбежные вопросы: как,
где, кому и к чему готовить кадры для креативных индустрий?
Цель статьи - рассмотреть специфику и функциональные особенности сферы креативных индустрий и представить методологические основания подготовки кадров для иммерсивной гетерогенной субкультурно-образовательной практики. Научная новизна заключается в обосновании направлений, которые могут быть положены в основу разработки модели подготовки кадров в рассматриваемой области деятельности.
Не случайно появляется все больше публикаций, посвященных креативным индустриям, среди них до сих пор мало концептуальных. Работ же, посвященных подготовке кадров для сферы креативных индустрий, и того меньше [1; 2]. Между тем близка к завершению законопроектная работа, задача которой - регламентировать деятельность субъектов креативных индустрий. Поэтому важным является методологическая «оснащенность» подготовки кадров этой деятельности [3].
Методология
Важным условием рассмотрения заявленной проблемы является обращение к размышлениям, публикациям предшественников и современников, их систематизация и обобщение, опора на них, что является первым принципом нашего исследования и выразилось в обзорном характере статьи.
Заметим, что в большей мере в научных публикациях при рассмотрении данного вопроса характерно большей частью ритуальное изображение методологической составляющей. Автору настоящей статьи помогла публикация, посвященная не методологии вообще, а лишь специальному случаю разработки методологии оценки компетентности педагогов: «Для осуществления оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций недостаточно располагать разработанным методологическими подходом и ориентиром. Их наличие обязательно, но роль их - предварительная. Оценка должна быть еще и методологически обоснованной (курсив мой -К. Н. Якушева), что и сделает ее состоятельной и потому приемлемой и признаваемой. А это требует использования таких средств (инструментов) и процедур, которые не просто сработают на достижение поставленной цели... но и актуализируют обосновывающий потенциал того, что принято за основание, чтобы достижение цели, результаты оказались не формальными, не условными, тем более не имитационными, а убедительными - потому что обоснованными» [4, с. 59].
Экспликация и экстраполяция содержащегося в этом фрагменте принципа функционального струк-
турирования методологии, ее содержания, ее составляющих позволило не только сделать его обобщение, но и выстроить имеющую прямое отношение к обучению специалистов креативных индустрий методологическую последовательность: от методологического подхода к этой подготовке как к научной проблеме -через методологический ориентир ее концептуально развернутой диагностики - к выявлению ее методологически значимого, аутентичного ее природе и сущности, основания. Вследствие чего методология подготовки специалистов для индустрий креативной экономики предстала тремя ее составляющими:
- социокультурным подходом, позволяющим осмыслить креативные индустрии и подготовку кадров для них как специфический социокультурный феномен;
- агонально-эволюционистским ориентиром, позволяющим увидеть в креативных индустриях жизнеутверждающее социокультурное начало, его differentia specifica, требующую соответствующего содержания и форм подготовки кадров для них;
- иммерсивными культурно-образовательными практиками как продуктивным основанием верифицируемой системы профессиональной подготовки.
Результаты
Значимость социокультурных исследований, в том числе связанных с созданием условий, способствующих формированию готовности у выпускников профессиональных организаций осуществлять деятельность в сфере креативных индустрий, определяется ситуацией, сложившейся как в самой реальности, так и в ее научном осмыслении. Сегодня неоднозначно употребляется сам термин «социокультурная реальность», а также смежные с ним, к числу которых относится и «социокультурный подход», в силу одного лишь своего наименования напрашивающийся на приоритетность в исследованиях социокультурных реалий как наиболее аутентичный [5], поскольку и креативные индустрии, и подготовка для них являются социокультурными реалиями.
Социокультурный подход активно разрабатывается, апробируется и используется в разных научных областях - антропологии, социологии, психологии, педагогике, лингвистике. Неоднозначность представленного в них понятия «социокультурный подход» свидетельствует о том, что не все явления и процессы можно маркировать исключительно только как культурные либо только как социальные. Социальное и культурное не синонимы, хотя значениями своими они соприкасаются, пересекаются и проникают друг в друга [6, с. 62]. Объединение культурного и социаль-
ного возможно благодаря деятельности человека, что проявляется и в несовпадении трактовок социокультурной реальности и подходов к ней от обобщенного восприятия культурной и социальной составляющих до явственного их разграничения. П. А. Сорокин отмечал, что феноменальность социокультурного движения объясняется сложностью субъективной интерпретации соответствующего методологического подхода, концептуальной идеей которого является единство общества (социального) и культуры (культурного) [7]. Очевидно, поэтому «социокультурный подход - это термин, который используется для наименования неравнозначных понятий, имеющих различное идеологическое наполнение, вопрос лишь в том, какие интерпретации станут в дальнейшем продуктивными» [7, с. 37].
Идейным истоком социокультурного подхода является интегрированное пересечение социальных и культурных аспектов. С точки зрения социального аспекта, требуется обозначить субъектов взаимодействия, что позволяет считать его начальным этапом процесса социокультурного осмысления. Культурный аспект предусматривает выявление интенций субъектов взаимодействия, их представлений о нормах, ценностях, идеалах. Здесь принято «рассматривать любое рациональное действие субъектов как обусловленное культурными установками. Результат влияния культурного аспекта на социальный выражается в действиях, а также в объективировании и социализации нематериальных значений, ценностей и норм. Причем культурная составляющая не полностью «накладывается» на выходную переменную» [8, с. 246] и в чем-то может и вовсе не иметь с ней пересечения, а в чем-то с ней соприкасается, в чем-то пересекается и даже взаимопроникает и сливается. Так, креативные сообщества как социальные носители креативных субкультур могут соприкасаться со сферой образования, частично проникая в эту сферу, в той или иной степени пересекаясь и даже частично сливаясь с ней на пользу себе и, как представляется, системе образования - тоже.
Обобщение и систематизация различных научных взглядов на поиск смысла понятия «социокультурный» позволяют говорить как о классической интерпретации социокультурного подхода, основоположником которой является П. А. Сорокин, так и об обновленной, уточненной - структурно-деятельностной (Н. И. Лапин, А. С. Ахиезер и др.), согласно которой понятие «культура» интерпретируется как формы и способы осуществления деятельности человека, а также ее продукты, а под социальностью - отношения индивидуума или иного социального субъекта с другими субъектами, которые возникают в процессах деятельности. Одной из ее пер-
спективных версий является культурный анализ (или социокультурный анализ) Л. Г. Ионина. Это «направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений» [9, с. 309].
В аспекте цели заявленного нами исследования принципиальными являются вопросы об особенностях реализации социокультурного подхода. Как следует из научных источников, данный подход предусматривает последовательную организацию ряда исследовательских процедур:
- выделение субъекта-общности (он же - сообщество-носитель определенной культуры, субкультуры), определение механизмов взаимодействия социальных субъектов (индивидов, социальных групп, общностей и т. п. внутри себя и между собой);
- специфицирование типов присущей им ведущей культуры;
- учет альтернативных культур;
- раскрытие вариабельности «социокультурных процессов в виде карты основных и побочных, промежуточных и переходных типов культур, интегрированных в выделенную социокультурную систему <...>.
Реализация обозначенных процедур соответствует такому пониманию социокультурного подхода, которое позволяет получить научно объективные установки, адекватные культурной сложности современного мира» [7, с. 48].
Так, сфера креативных индустрий - это взаимодействующие между собой сообщества, которые и являются носителями определенных представлений, систем ценностей, придерживающихся их и пытающихся реализовать с тем или иным успехом. И повседневная жизнь современных образовательных организаций тоже весьма гетерогенна, мультисубъектна. В ней воспроизводятся различные культуры, в том числе профессионально-отраслевая и педагогическая, интегрированные субкультуры, что сопровождается концептуальной рефлексией, отраженной в научных источниках [10].
Важно, что «значение субкультуры весомее значения отдельных субъектов - ее носителей. Индивид, социализируясь, становится носителем того, что он несет в мир» [11, с. 138]. И чем больше он социализирован, а значит, и определенным образом образован, тем больше он несет вовне впитанную им субкультуру, определяющую ориентиры и паттерны мышления, вооружающую его теми или иными инструментами. Транслируются же субкультуры «преимущественно в малых группах, например, в семьях, производствен-
ных коллективах, но прежде всего - в специально организованных для этого учебных заведениях, среди которых и организации профессионального образования» [11, с. 138], где трудятся в том числе и носители профессиональных субкультур. Представители сферы креативных индустрий в современных образовательных организациях пока не играют заметную роль, но они частично в нее инкорпорированы, а еще в большей степени влияют через нечастые совместные мероприятия и постоянное присутствие во внешнем социокультурном фоне. Соприкосновение и взаимопроникновение этих субкультур и общностей - их носителей -может иметь перспективы активизации, если их коммуникации будут иметь и мотивацию, и постоянно действующий энергетический источник.
Мы уже обращались к методологическим ориентирам подготовки кадров для креативных индустрий [3]. Продолжая его и сохраняя стартовые позиции социокультурного подхода, подчеркнем также важную роль феномена агональности (от греч. агон - состязание, борьба), активно формирующего социокультурное пространство [12], в том числе образовательное. В агональности мы видим мотивацию и постоянно действующий энергетический источник развития креативных индустрий и следующей из него необходимости подготовки кадров для этой сферы экономики.
Противоречия и кризисы проявляются на всех уровнях общества. Они и обращают внимание исследователей на проблему состязательности, соревнующихся паттернов отношений, коммуникаций, стратегий деятельности [12]. Состязательность провоцирует и творческих людей не останавливаться на своих результатах, развивать, дополнять их, вступая в неоднозначные отношения с тем, что уже сложилось и признано в социуме, в культуре.
Но состязательность становится и важнейшей характеристикой образовательного дискурса. Здесь стратегии убеждения или разубеждения реализуются целенаправленно и последовательно, непрерывно и систематически, вне зависимости от сложившейся традиции развития той или иной образовательной системы. Участники образовательного дискурса выступают как носители идей. При этом разногласия, противоречия, конкуренция и конфликт интерпретируются здесь в качестве академической нормы [12; 13].
В большинстве исследований, посвященных социокультурному подходу, агональность представлена как универсалия [14], которая цементирует пространство и условия для нового социального порядка. Будучи континуальной средой внутрикультурной динамики, агон каждый раз диалектически отрицает нежизне-
способные элементы, ибо это универсальный способ самоутверждения различных форм бытия и, выражаясь метафорическим языком, «огонь внутри культуры», ее динамическая, живая душа. Эта метафора просматривается уже в эволюционизме Ч. Дарвина и его последователей. Й. Хейзинга даже ввел термин «агональный инстинкт», подчеркивающий силу стремления человека к состязаниям как продолжению биологической состязательности, но уже в пространстве культуры [15].
Й. Хейзинга подчеркивает, что «антитетический и агонистический базис культуры лежит в игре, которая старше и первичнее любой культуры» [16, с. 92]. Для выработки широкого подхода к пониманию аго-нальности Й. Хейзинга уточняет содержание данного понятия и выявляет его параметры на примере агональ-ного общения, убедительно демонстрирует, что благодаря игре появились социальные институты права, торгового и ратного дела, сформировались представления человека о красоте, обозначились виды искусства, оформились постулаты философии. «В мифе и культе зачинаются... великие движущие силы культурной жизни:право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия, ученость, наука. И все они, таким образом, уходят корнями в ту же почву игровых действий» [17, с. 27].
Дух игры, конечно же, свойственен и сфере креативных индустрий, потому она расширяется, вовлекая в себя профессионалов и формируя растущий запрос на специальную подготовку кадров для себя. Являясь социокультурным феноменом [18], система образования претерпевает трансформационные преобразования, соответствующие новой образовательной реальности. Социокультурный подход требует разработки содержания и инструментов, позволяющих проектировать образовательный процесс как открытую, гибкую и более культуроемкую систему.
Невозможно не обратить внимание на культурно-образовательную практику как эффективный инструмент освоения обучающимися различных способов деятельности, позволяющий «преодолеть схоластический характер обучения, перейти от учебной деятельности, нацеленной на освоение культуры прошлого, к деятельности социокультурной, имеющей вполне осязаемый и значимый результат для самого человека, связанной с конструированием настоящего и будущего» [19, с. 12]. Н. Б. Крылова определяет культурные практики как формы организации привычных для обучающегося способов самоопределения и самореализации, тесно связанных с экзистенциальным содержанием бытия и со-бытия с другими людьми [20, с. 137-138]. Их специфика связана с организацией самостоятельной, дина-
мичной деятельности. Присущая им интегративность способствует актуализации усвоенных личностью способов действия, обращению к социальным и культурным нормам и правилам поведения, стимулирует творчество.
По мнению Л. М. Ванюшкиной и Е. С. Коробковой, культурные практики можно рассматривать как базовый концепт культуроориентированного образования, значение которого связано с созданием условий для деятельностного освоения культуры. В таком понимании культурная практика становится своеобразным механизмом, обеспечивающим личностный смысл образовательной деятельности. Его действия направлены на масштабирование, сопряжение личностных установок, ориентированных на конструирование собственных целей, решение актуальных задач, аккумулирующих культурный опыт человечества. Выступая базовым концептом, культурные практики становятся инструментом формирования образа мира и человека, и, с этой точки зрения, для обозначения форм их организации целесообразно использовать более точный термин - «культурно-образовательные практики» [21]. Таким образом, культурно-образовательные практики - мегапонятие, находящееся на стыке теории и практики, которое может трактоваться как форма организации образовательного процесса и как методологическое основание культуроориентированного образования.
Изучение аспекта принадлежности к когорте профессиональных субкультур в контексте образования является определяющим при формировании контекстных профессиональных знаний и требований, необходимых при отборе нового содержания профессионального образования, востребованного при подготовке кадров для сферы креативных индустрий. Социокультурный анализ может служить основанием для теоретических конструкций микроанализа. При сохранении эпохальности и масштабности предмета исследования «микрозонды» специфических методик и техник опускаются в пласты социокультурного поля [22, с. 53], например креативного класса, наполняя эмпирическую базу уникальными и значимыми для человека, ассоциирующегося в профессиональной деятельности с этим классом, новыми смыслами.
Р. Флорида обратил внимание на роль носителей творческих и интеллектуальных способностей, составляющих особый «креативный класс» - людей, творящих «креативную экономику» и стремящихся при этом не только и не столько к высокому доходу от своего труда, сколько к требующему постоянного возобновления удовлетворению от творческой и интеллек-
туальной самореализации в результатах своего труда, а потому особый акцент делающих на его условия, на возможности оставаться независимыми и мобильными. Без обеспечения условий для творческой мотивации таких людей высоких темпов экономического развития не будет [23].
Р. Флорида указывает на некоторое расхождение между двумя группами креативного класса и отмечает, что одни ценят стабильность выше, чем заработную плату, другие предпочитают гарантиям занятости высокий риск и сами стремятся к смене места работы [23, с. 207]. Более того, он выделяет IT-специа-листов в качестве наиболее стабильного в плане гарантий занятости сегмента креативного класса [23, с. 84]. Поэтому «невозможно отнести абсолютно всех работников креативных индустрий с нестабильной занятостью к классу профессионалов (хотя часть из них, безусловно, ему соответствует). Главная черта данного класса не просто принадлежность к профессии (в том числе вписывающейся в классификацию креативных), а обладание навыками, которые в контексте экономической ситуации являются высоко востребованными» [22, с. 54]. Это уникальное знание и опыт должны формировать как запрос, так и основу для культурно-образовательных практик.
Очевидно, что в целом формирование социокультурной среды - один из векторов реализации как культурной, так и образовательной политики. Являясь креативным ресурсом, иммерсивные социокультурные практики делают возможным организацию не только отдельных образовательных пространств, но и целых индустрий. Они позволяют погрузить обучающегося в новые образовательные и профессиональные пространства. Их востребованность сегодня объясняется необходимостью формировать новые культурно-информационные потребности различных социальных групп.
В иммерсивном действии обучающийся становится субъектом «воображаемого» мира, тем самым он осваивает место и соотносит свои возможности с деятельностью данной среды. Как видно, это создает предпосылки для выбора стратегии освоения профессиональной деятельности, на каждом этапе реализации которой будут получены результаты абсолютно разные не только по эмоциональному наполнению, но и по фактическому функциональному набору осуществляемых действий [24, с. 60].
Обзор научных источников позволяет говорить о данных технологиях как об инструменте организации иммерсивной среды, представляющем собой «системный самоорганизующийся конструкт, проявляющийся в виде динамического процесса в субъекте обучения,
вовлекающего в свою структуру самые разнообразные элементы внешнего и/или внутреннего окружения с целью обеспечения аутопоэзиса организма, стабильности личности, непрерывности ее истории» [25, с. 33]. Иммерсивность - совокупность приемов стимулирования познавательной деятельности преимущественно интерактивной направленности, способствующей организации диалога субъектов образовательного процесса с целью развития и саморазвития личности обучающегося в искусственно созданном окружении, способном эффективно воздействовать на ее разум и чувства [21].
В своей работе В. А. Чупина и О. А. Федоренко [26] приводят трактовку и развивают понятие иммерсивно-сти применительно к профессиональной педагогике. Авторы предлагают классификацию разновидностей иммерсивных сред. Так, например, можно выделить психологические, физические среды, среды с переменной реалистичностью. Основу иммерсивной среды составляет комплекс специально созданных условий, способствующих организации практической деятельности и освоению опыта по решению профессиональных задач. Иммерсивная среда стимулирует интерес к будущей профессии, делает процесс ее освоения более осознанным и мотивированным.
Понимание иммерсивности как комплекса прак-тико-ориентированных элементов и механизмов нуждается в более детальном исследовании.
Заключение
Проблема подготовки кадров для креативных инду-стрий напрямую связана с осмыслением подходов, ориентиров, оснований и адекватных им образовательных технологий и инструментов. Методология подготовки кадров для креативных индустрий представляется состоящей из трех функционально отличающихся составляющих: социокультурного подхода, позволяющего осмыслить креативные индустрии и подготовку кадров для них как специфический социокультурный феномен; агонально-эволюционистского ориентира, дающего возможность увидеть в креативных индустриях жизнеутверждающее социокультурное начало, требующее соответствующей модели содержания и форм подготовки кадров для них; иммерсив-ных культурно-образовательных практик как продуктивного методического и инструментального основания (технологии) верифицируемых моделей подготовки кадров для креативных индустрий.
Использование культурно-образовательных практик как социокультурной технологии дает возможность проектировать профессиональное образовательное пространство аналогичное самим креативным инду-
стриям, в котором предусмотрены возможности для реализации индивидуальных креативно-развивающих образовательных стратегий (требующих самостоятельного воспроизводства и создания своих продуктов) обучающихся, а также созданы условия для их деятельного субъектного участия в культурных и социальных процессах, сопровождающихся реальной «обратной связью» от экспертного сообщества (представителей креативных индустрий).
Литература
1. Аликперов И. М. Возможности и проблемы подготовки креативных работников для постиндустриальной экономики // Образование и наука. 2011. № 6 (85). С. 12-21.
2. Вербицкая Н. О., Учайкина С. Н., Вакарь Л. В. Кадры для креативных индустрий в культурном пространстве Свердловской области // Управление культурой. 2022. № 2 (2). С. 16-20.
3. Кислов А. Г, Феоктистов А. В., Шапко И. В., Якушева К. Н. Ориентиры организации подготовки кадров для креативных индустрий // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 4. С. 47-76.
4. Вертиль В. В., Кислов А. Г. В развитие методологических оснований оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 4. С. 54-68.
5. Мажников В. И. Социокультурная концепция П. Сорокина как метатеория социального конфликта // Logos et Praxis. 2012. № 3 (18). С. 16-21.
6. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта : в 2-х т. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. Т. I. 804 с.
7. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Общество и культура в социологии П. А. Сорокина (У истоков концептуализации социокультурного подхода) // Наследие. 2014. № 2 (5). С. 37-48.
8. Баскакова Д. Ю., Зотов В. В., Боженкова Н. А. Значение личностной ориентации в рамках социокультурного подхода к молодежной политике // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3 (42). Ч. 2. С. 245-250.
9. Ионин Л. Г Социология культуры : учебник для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2023. 333 с.
10. Банникова Л. Н., Боронина Л. Н., Вишневский Ю. Р. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени. Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2015. 364 с.
11. Феоктистов А. В., Кислов А. Г., Шапко И. В., Городи-лов В. Е. Хронотоп инженерно-педагогического мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 135-156.
12. Андриенко Е. В. Особенности кросс-культурных исследований образования в контексте меняющихся социокультурных факторов // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 13-19.
13. Феоктистова О. В. Когнитивизм как основа разработки дисциплин образовательных программ подготовки педагогов профессионального обучения (на примере дисциплины «Риторика профессионального общения») // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 239-242.
14. Хоконов М. А., Соблирова З. Х., Журтова А. А. Агональность как универсалий социокультурных систем (культурофило-софский анализ) // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2017. № 3. С. 19-27.
15. Плетников В. В. Агональность как тип состязательности: характеристика и сущностные черты // Социум и власть. 2017. № 4 (66). С. 114-121.
16. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М. : АСТ, 2004. 539 с.
17. Шейгал Е. И. Агональность в коммуникации: структура понятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 34 (171). С. 145-148.
18. Бакиева Д. А. Трансформация системы образования в условиях социокультурного подхода // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 40-44.
19. Коробкова Е. Н. Культуроориентированный образовательный процесс: опыт реализации в петербургской школе : монография. СПб. : СПб АППО, 2016. 164 с.
20. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность : сб. статей. М. : Индрик, 2007. С. 132-138.
21. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. С. Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 197-199.
22. Слободская А. В. Прекариат и креативный класс: сравнительный анализ паттернов социальной структуры постиндустриального общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 42. С. 51-59.
23. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 с.
24. Меркульева А. В. Иммерсивные методики в современных социокультурных практиках // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 2 (43). С. 58-62.
25. Сергеев С. Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования // Биотехносфера. 2010. № 2 (8). С. 15-20.
26. Чупина В. А., Федоренко О. А. Рефлексивные основы иммер-сивной образовательной среды // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. № 1. С. 89-96.
References
1. Alikperov I. M. Vozmozhnosti i problemy podgotovki kreativnyh rabotnikov dlja postindustrial'noj jekonomiki [Opportunities and challenges of training creative workers for the post-industrial economy]. Obrazovanie i nauka, 2011, no. 6 (85), pp. 12-21. (In Russian).
2. Verbickaja N. O., Uchajkina S. N., Vakar' L. V. Kadry dlja kreativnyh industrij v kul'turnom prostranstve Sverdlovskoj oblasti [Personnel for creative industries in the cultural space of the Sverdlovsk region]. Upravlenie kul'turoj, 2022, no. 2 (2), pp. 16-20. (In Russian).
3. Kislov A. G., Feoktistov A. V., Shapko I. V., Jakusheva K. N. Orien-tiry organizacii podgotovki kadrov dlja kreativnyh industrij [Guidelines for organizing training for creative industries]. Pro-fessional'noe obrazovanie i rynok truda, 2023, vol. 11, no. 4, pp. 47-76. (In Russian).
4. Vertil' V. V., Kislov A. G. V razvitie metodologicheskih osnovanij ocenki kompetentnosti pedagogov professional'nyh obrazova-tel'nyh organizacij [In developing the methodological basis for assessing the competence of teachers of professional educational organizations]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2022, vol. 10, no. 4, pp. 54-68. (In Russian).
5. Mazhnikov V. I. Sociokul'turnaja koncepcija P. Sorokina kak metateorija social'nogo konflikta [Sociocultural concept of P. Sorokin as a metatheory of social conflict]. Logos et Praxis, 2012, no. 3 (18), pp. 16-21. (In Russian).
6. Ahiezer A. S. Rossija: kritika istoricheskogo opyta [Russia: criticism of historical experience: (sociocultural dynamics of Russia)]. Novosibirsk, 1997, vol. 1, 804 p. (In Russian).
7. Popkov Ju. V., Tjugashev E. A. Obshhestvo i kul'tura v sociologii P. A. Sorokina (U istokov konceptualizacii sociokul'turnogo pod-hoda) [Society and culture in sociology P. A. Sorokina (At the origins of the conceptualization of the sociocultural approach)]. Nasledie, 2014, no. 2 (5), pp. 37-48. (In Russian).
8. Baskakova D. Ju., Zotov V. V., Bozhenkova N. A. Znachenie lichnostnoj orientacii v ramkah sociokul'turnogo podhoda k molodezhnoj politike [Personal orientation in youth policy is importance in sociocultural approach to youth policy]. Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 3 (42), vol. 2, pp. 245-250. (In Russian).
9. lonin L. G. Sociologija kul'tury. Uchebnik dlja vuzov [Sociology of culture. Textbook for universities]. Moscow, 2023, 333 p. (In Russian).
10. Bannikova L. N., Boronina L. N., Vishnevskij Ju. R. Vosproizvod-stvo inzhenernyh kadrov: vyzovy novogo vremeni [Reproduction of engineering personnel: challenges of the new time]. Ekaterinburg, 2015, 364 p. (In Russian).
11. Feoktistov A. V., Kislov A. G., Shapko I. V., Gorodilov V. E. Hrono-top inzhenerno-pedagogicheskogo myshlenija [Chronotope of Engineering and Pedagogical Thinking]. Vysshee obrazovanie v Rossii, vol. 32, no. 7, pp. 135-156, (In Russian).
12. Andrienko E. V. Osobennosti kross-kul'turnyh issledovanij obra-zovanija v kontekste menjajushhihsja sociokul'turnyh faktorov [Features of cross-cultural studies of education in the context of changing sociocultural factors]. Sibirskij pedagogicheskij zhur-nal, 2017, no. 6, pp. 13-19. (In Russian).
13. Feoktistova O. V. Kognitivizm kak osnova razrabotki dis-ciplin obrazovatel'nyh programm podgotovki pedagogov professional'nogo obuchenija (na primere discipliny "Ritorika professional'nogo obshhenija") [Cognitivism as the basis for the development of disciplines in educational programs for training vocational teachers (using the example of the discipline «Rhetoric of Professional Communication»)]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2022, no. 77-3, pp. 239-242. (In Russian).
14. Hokonov M. A., Soblirova Z. H., Zhurtova A. A. Agonal'nost' kak universalij sociokul'turnyh sistem (kul'turofilosofskij ana-liz) [Agonality as universals of sociocultural systems (cultural-philosophical analysis)]. Izvestija Vuzov. Severo-Kavkazskij region. Obshhestvennye nauki, 2017, no. 3, pp. 19-27. (In Russian).
15. Pletnikov V. V. Agonal'nost' kak tip sostjazatel'nosti: harakteris-tika i sushhnostnye cherty [Agonality as a type of competition: characteristics and essential features]. Socium i vlast', 2017, no. 4 (66), pp. 114-121. (In Russian).
16. Hejzinga J. Homo Ludens. V teni zavtrashnego dnja [Homo Ludens. In the Shadow of Tomorrow]. Moscow, 2004, 539 p. (In Russian).
17. Shejgal E. I. Agonal'nost' v kommunikacii: struktura ponjatija [Agonality in communication: structure of the concept]. Vest-nik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 34 (171), pp. 145-148. (In Russian).
18. Bakieva D. A. Transformacija sistemy obrazovanija v uslovijah sociokul'turnogo podhoda [Transformation of the education system in the context of a sociocultural approach]. Voprosy peda-gogiki, 2020, no. 11-2, pp. 40-44. (In Russian).
19. Korobkova E. N. Kul'turoorientirovannyj obrazovatel'nyj process: opyt realizacii v peterburgskoj shkole. Monografija [Culture-oriented educational process: experience of implementation in a St. Petersburg school. Monograph]. Saint Petersburg, 2016, 164 p. (In Russian).
20. Krylova N. B. Razvitie kul'turologicheskogo podhoda v sovremen-noj pedagogike [Development of the cultural approach in modern pedagogy]. Lichnost' v sociokul'turnom izmerenii: istorija i sovre-mennost', Moscow, 2007, pp. 132-138. (In Russian).
21. Vanjushkina L. M., Korobkova E. S. Kul'turno-obrazovatel'nye praktiki: novyj obrazovatel'nyj format [Cultural and educational practices: a new educational format]. Mir nauki, kul'tury, obrazo-vanija, 2017, no. 3 (64), pp. 197-199. (In Russian).
22. Slobodskaja A. V. Prekariat i kreativnyj klass: sravnitel'nyj ana-liz patternov social'noj struktury postindustrial'nogo obshhestva [The Precariat and the creative class: a comparative analysis of the patterns of the social structure of a post-industrial society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija, 2018, no. 42, pp. 51-59. (In Russian).
23. Florida R. Kreativnyj klass. Ljudi, kotorye sozdajut budushhee [Creative class. People who create the future]. Moscow, 2016, 384 p. (In Russian).
24. Merkul'eva A. V. Immersivnye metodiki v sovremennyh sociokul'turnyh praktikah [Immersive techniques in modern sociocultural practices]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo instituta kul'tury, 2020, no. 2 (43), pp. 58-62. (In Russian).
25. Sergeev S. F. Virtual'nye trenazhery: problemy teorii i metodologii proektirovanija [Virtual simulators: problems of theory and design methodology]. Biotehnosfera, 2010, no. 2 (8), pp. 15-20. (In Russian).
26. Chupina V. A., Fedorenko O. A. Refleksivnye osnovy immersivnoj obrazovatel'noj sredy [Reflective foundations for immersive learning environments]. Sovremennaja vysshaja shkola: innova-cionnyj aspekt, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 89-96. (In Russian).