УДК 321
С.В. Турусин* МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА ФЕДЕРАЛИЗМА
Предметом анализа в статье является федерализм как форма государственного устройства. Автор систематизирует отечественные и западные исследования по этой проблематике. В качестве итога анализа предлагается обобщенная типология представлений об изучаемом феномене.
Ключевые слова: федерализм, власть, политическая организация общества.
Не подлежит сомнению, что выработка максимально строгих дефиниций и четкое категориальное различение понятий составляет важнейшую особенность философского дискурса как такового. «Во всех научных дискуссиях первым условием для достижения недвусмысленного умозаключения является хорошее знание значения употребляемых терминов. Точное определение терминов поэтому представляет первую предпосылку всякого научного исследования» [1, с. 11].
Подобные мотивы уточнения понятий и категорий, характерные для философского мышления в целом, сегодня особенно актуальны в сфере социальной философии и всех специальных дисциплин, из которых она черпает свой эмпирический материал. Проблема выработки методологически четких логических форм в еще большей степени усугубляется, когда речь заходит о тех феноменах, которые были образованы в результате длительного эволюционного развития.
В этом смысле одним из самых трудных в плане определения социально-политическим понятием является феномен федерализма. Сам термин «федерализм» — один из ключевых в теории права. Он относится как к форме государственного устройства в ряде стран (федерация), так и — в более широком смысле — к политическому движению за федеративное устройство. Определение понятия «федерализм» (от франц. /еЗггаИзтё) с некоторыми редакционными различиями существует давно. Оно отражено в работах отечественных и зарубежных авторов, в учебниках и энциклопедических словарях. В них федерализм рассматривается как система основных принципов определенной формы государственного устройства и функционирования государства, отличающихся от принципов унитаризма и конфедерации. Итак, феномен федерализма, согласно энциклопедии «Федерализм», — это форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы:
1) формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации (кантонов, земель, республик);
2) субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции;
3) компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;
4) каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;
5) одновременно существует единое федеративное (союзное) гражданство и гражданство союзных единиц [2, с. 228].
Несмотря на это, казалось бы, простое определение, многие исследователи, в том числе А.В. Хаби-рова, И.Б. Гоптарева, констатируют, что понятие «федерализм» не имеет однозначного толкования и по сей день [см. 3; 4]. С этой точкой зрения соглашаются многие отечественные исследователи, а некоторые авторы вообще говорят о невозможности определения понятия «федерализм» [см.
5, с. 17; 6, с. 12]. Связано это, прежде всего, с тем, что феномен федерализма как социально-политической ценности является многоаспектным. В настоящее время в отечественной науке даже осуществлена попытка создания научной дисциплины «Федерологии», вследствие чего в свет выходят учебные пособия, посвященные теории и практики данного феномена [7]. И.Б. Гоптарева видит причины такого широкого спектра дефиниций федерализма прежде всего в том, что теория и практика данного феномена насчитывают в истории человечества несколько веков, и в процессе эволюции данное понятие претерпело существенные изменения: от федеральной теологии и «универсального принципа организации государств» до политико-правового способа распределения властных полномочий по вертикали [см. 4].
* © Турусин С.В., 2012
Турусин Сергей Васильевич ([email protected]), кафедра социально-гуманитарных наук Самарского института открытого образования, 443020, Российская Федерация, г. Самара, ул. Галакгионовская, 7.
Аналогичная ситуация существует и в зарубежной историографии. Согласно наблюдениям ученых из Католического университета, сам федерализм превратился в очень «растяжимое понятие» [8]. Британский юрист Дж. Канн также констатирует, что «среди ученых так и не появилось единого взгляда на то, что же в точности понимается под термином “федерализм”» [9]. В качестве подтверждения этого обстоятельства американский политолог Уильям Стюарт собрал 495 (!) толкований понятия «федерализм» [10, с. 28]. Если в рамках всего лишь одного языка этот термин обнаруживает столько толкований, что уж тогда говорить об использовании его в других национальных контекстах!
Рассмотрим, прежде всего, историческую составляющую понятия «федерализм». Сам анализируемый термин происходит от латинского слова «feodus». В исторической традиции союзнические договоры foedus и его правовые аналоги именуются федеративными, а образуемые на их основании межгосударственные союзы — федерациями. В большинстве языков слово «федерализм» имеет один и тот же корень, так как содержит в основе латинское «federatio» — союз, объединение, в английском — «federation», во французском — «federation». Интересно, что английская терминология последовательно различает федерализм (соотносимый с федеративным государством) и кон-федерализм (соотносимый с союзом государств), чему соответствуют два определения: «федералистский» и «конфедералистский». «Федералисты» в изначальном смысле — «сторонники союза». Корень этого термина, как уже было отмечено, латинский и восходит к римскому публичному праву. В своем классическом виде foedus как институт римского публичного права представлял собой правовое установление jue gentium — «права народов» — предтечу международного права. Поскольку данный институт опосредовал отношения Рима с другими народами и государствами, его международно-правовая природа не вызывает сомнения. Из сказанного выше следует вывод о том, что в своем «первородном», изначальном смысле федерация — не что иное, как межгосударственное объединение.
Можно обратить внимание, что латинский foedus близок по смыслу древнееврейскому brit — фундаментальному библейскому понятию, означающему соглашение с Богом и одновременно соглашение между людьми, которые строят свои отношения на основе договора. Проще говоря, это выполнение взаимных обязательств. Исследователи обращают внимание на то, что политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был
европейский протестантизм, перенесенный переселенцами — прежде всего пуританами и кальвинистами — на Северо-американский континент. Основой теологии была идея ненасильственного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов.
Таким образом, выражением глубинной сути федерализма являются принципы соглашения (договора), доверия (родственным слову «foedus» выступает «fides» — «доверие»), добровольного согласия, партнерства, компромисса. Это идея, которая выражает политическую справедливость, формирует политическое поведение людей и направляет их к гражданскому союзу.
Американский политолог Д.Дж. Элейзер говорит о федерализме в двух значениях: в узком смысле этот термин обозначает взаимоотношения между различными правительственными уровнями, в более широком — сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации. По мнению этого автора, в своей основе феномен федерализма — это вопрос о взаимоотношениях, а если быть более точным — о властеотношениях. В таком контексте можно выделить шесть основных предпосылок многогранности рассматриваемого явления.
1. Федерализм относится одновременно к структуре и функционированию государственной власти. С одной стороны, федерализм часто понимается как форма государственного устройства (федерация), с другой — как практика реализации определенных идей и концепций в сфере государственного устройства; причем совокупность данных идей также называют федерализмом.
2. Федерализм содействует сохранению как единства, так и разнообразия общественных структур. Данный фактор связан с разнообразным пониманием роли федерализма как интеграционного и дезинтеграционного элемента в государстве и обществе и касается динамических характеристик федерализма; многие исследователи рассматривают его исключительно как переходную форму государственного устройства: от союза государств к единому государству либо, напротив, — от единого государства к его распаду на самостоятельные части.
3. Федерализм включает действие как политических, так и социальных факторов. По сути своей это междисциплинарный институт. Он обусловлен действием целого ряда факторов. Кроме перечисленных это финансовый, экономический, идеологический, языковой, этнический и иные факторы.
4. Федерализм связывает воедино как цели, так и средства их достижения. В данном случае речь идет об идеологической функции федерализма как комплекса идей. Одновременно с этим федера-
лизм часто рассматривается и как государственное устройство, посредством которого общество стремится к достижению поставленных идеалов.
5. Федерализм связывает эти цели как с развитием страны, так и с глобальными проблемами мирового развития. В настоящее время можно говорить о глобальном масштабе идей федерализма. Федерализм предназначен для использования в качестве средства объединения в мирное и гармоничное сообщество людей на всех уровнях их территориальной организации. И в этом плане федерализм как принцип ушел далеко за рамки применения его только во внутригосударственных отношениях. Принципы федерализма (полицентризма) дублируются на местном уровне (местное самоуправление), на политическом (плюрализм, многопартийность) и религиозном (свобода совести) , в межгосударственных отношениях (так называемая концепция многополярного, или многополюсного, мира) и в целом ряде иных государственных и общественных институций.
6. Федерализм постоянно меняет формы своей политической организации. Он предстает зачастую в столь разнообразных формах, что с трудом может быть идентифицирован среди них. Федерализм — это один из наиболее динамичных и универсальных конституционно-правовых институтов. Значительная степень его «переходности» позволяет говорить о федерализме как об образе общественно-правового мышления в эпоху современности, как о методологии государственного строительства [см. 11].
Итак, федерализм — это отражение характера связи между людьми, их стремления к единению, приобщенности к идеям единства мира, божественного договора и гражданского согласия. Федерализм — не совокупность норм, а процесс разрешения конфликтов. В то же время федерализм — это отнюдь не способ погашения конфликтов.
«Федерализм, — писал французский социолог Р. Арон, — представляет собой единственное цельное усилие, чтобы выйти из тупика и наладить порядок. Он для середины XX в. играет ту же роль, какую играл либерализм в XVIII в., марксизм в середине XIX в., т. е. он соответствует идеям нашего времени, позволяя их использовать в теории и на практике» [цит. по 2, с. 248]. При таком подходе принцип федерализма превращается в универсальную категорию философии права, применимую практически в любой области общественного устройства.
«Федерализм как система, — пишет в этой связи Н.М. Добрынин, — характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных векторов развития. С одной стороны, необходимость сохранения и усиления государственного начала, единства системы предопределяет вектор направленности федерального центра на усиление унитарных тенденций в федеративном государ-
стве, с другой — наличие у субъектов федерации самостоятельного политического статуса закономерно вызывает стремление элит этих субъектов к увеличению объема своих прав и полномочий в рамках федерации». Эффективная модель федерализма, по мнению этого автора, «должна примирять обе тенденции, приводить их в гармоническое единство, не допуская ни чрезмерной уни-таризации, ни создания основ для роста сепаратистских настроений» [12, с. 76].
По авторитетному мнению Р.Г. Абдулатипова, «федерализм — это демократический принцип обустройства народов и территорий в рамках единого государства, это совершенствование управления государством; это сохранение его территориальной целостности; это соблюдение прав и интересов всех национальностей, свободное развитие их экономики, культуры, традиций путем тщательного учета особенностей и потребностей, интересов, равно как и потребностей и интересов всей системы власти и управления» [13, с. 63]. В дальнейшем этот же автор даст следующее определение изучаемого нами феномена, отойдя немного от узко этнического его понимания: «федерализм — это система согласования интересов, их реализация, объединение усилий в налаживании обоюдовыгодных отношений между различными уровнями власти и гражданскими сообществами» [7, с. 19].
В современной научной литературе существуют различные классификации имеющихся определений понятия «федерализм». За основания классификации здесь берутся самые различные критерии. Одним из них является полнота определения в зависимости от объема его содержания. Руководствуясь этим критерием, можно выделить три подхода к определению понятия «федерализм»:
1) «предельно широкий» подход — понятие «федерализм» распространяется на весь образ жизни. К его сторонникам могут быть отнесены М. Деруэ (федерализм — «принцип общей организации, выражение определенной культурной тенденции, стиль жизни»), В. Остр («федерализм — система, основанная на человеческом разуме»), Р. Уоттс, Р. Агранофф, А. Морено («федерализм — нормативная теория»), Дж. Смит («федерализм — идеология»);
2) конкретный подход — понятие «федерализм» есть идеология или теория (по мнению британского юриста К. Уира, прикладная теория), принцип организации политических отношений;
3) подход, при котором федерализм рассматривается в связи с осуществлением государственной власти. Сторонниками этой теории являются Дж. Канн («все “федеративное” должно касаться отношений между различными органами власти»), Д. Элейзер («федерализм — это долевое правление через соучастие во власти на основе договора в сочетании с местным самоуправлением») [2, с. 27—28].
Библиографический список
1. Джини К. Логика в статистике. М.: Статистика, 1973. 128 с.
2. Федерализм: энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 228 с.
3. Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле понятия «федерализм» // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. Кн. 3. С. 60-70.
4. Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. № 1. С. 49-64.
5. Добрынин Н.М. Федерализм: историко-методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 2005. 368 с.
6. Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ) / отв. ред. М.Н. Марченко. М: Юристь, 2000. 342 с.
7. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. 320 с.
8. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристь, 2001. 376 с.
9. Основные теории и практики федерализма. Лей-вен: Ин-т Европейской политики Католического унта, 1999. 234с.
10. Неф Роберт. Да здравствует нонцентрализм! М.: Макс Пресс, 2002. 120 с.
11. Elazar D. Federalism and the Way to peace. Institute of Intergovernmental Relations, Queen’s University. Kingston. Ontario, 1994.
12. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск: Наука, 2003. 468 с.
13. Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства / Движение «Сотворчество народов во имя жизни (Сенеж. форум)». М.: Слав. диалог. 1995. 63 с.
S.V. Turusin* THE PHENOMEN OF FEDERALISM: METHODOLOGICAL BASIS OF ANALYSIS
The subject of analysis in the article is federalism as a form of state structure. The author systematizes both domestic and Western studies on this issue. As a result of his analysis, the author proposes a generalized typology of representations of investigated phenomenon.
Key words: federalism, power, political organization of society.
* Turusin Sergei Vasilievich ([email protected]), the Dept. of Social and Humanitarian Sciences, Samara Institute of Open Education, Samara, 443020, Russian Federation.