Научная статья на тему 'Методологические ориентиры гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХI века'

Методологические ориентиры гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гражданин / гражданское образование / методологический ориентир / citizen / civic education / methodological guideline

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Кузнецов

В статье описаны и охарактеризованы методологические ориентиры гражданского образования детей и молодежи в отечественной педагогике конца XX — начала XXI века. Обращается внимание на то, что фундаментальные идеи, определившие основные ориентиры гражданского образования, разработаны философией воспитания. Отмечается, что методологическими ориентирами гражданского образования выступают моральное, правовое, политико-культурное направления воспитания гражданина. Делается вывод, что эти ориентиры составляют методологическую рамку, представляющую собой единый методологический подход, который позволяет получить новое теоретическое знание, расширяющее уже существующее в педагогике знание о сущности процесса гражданского образования. Особое внимание акцентируется на том, что методологический опыт организации гражданского образования, накопленный отечественной педагогикой конца ХХ — начала ХХI века, имеет эвристическое значение для современной практики образования и воспитания гражданина, поскольку этот опыт позволяет обратиться к разработке не только проектов и программ воспитательной работы с школьниками, но и отвечающей вызовам нашего времени концепции гражданского воспитания детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL GUIDELINES OF CIVIC EDUCATION IN RUSSIAN PEDAGOGY OF THE LATE 20TH — EARLY 21ST CENTURY

The article describes and characterizes the methodological guidelines for the civic education of children and youth in the domestic pedagogy of the late 20th — early 21st century. The author draws attention to the fact that the fundamental ideas that determined the main guidelines of civic education were developed by the philosophy of education. It is noted that the methodological guidelines of civic education are the moral, legal, political and cultural directions of citizen education. It is concluded that these guidelines constitute a methodological framework, which is a single methodological approach that allows obtaining new theoretical knowledge that expands the knowledge already existing in pedagogy about the essence of the process of civic education. Special attention is paid to the fact that the methodological experience of the organization of civic education, accumulated by the domestic pedagogy of the late 20th — early 21st century, has heuristic significance for the modern practice of education and upbringing of a citizen, since this experience allows turning to the development of not only projects and programs of educational work with schoolchildren, but also the concept of civic education of children and youth that meets the challenges of our time.

Текст научной работы на тему «Методологические ориентиры гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХI века»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

В. В. Кузнецов

Аспирант Института стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: v.vkuznetsov@ mail.ru

Valery V. Kuznetsov

Postgraduate student Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of the Startegia of Education Development of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia

УДК 37.022 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-4-146-156

Методологические ориентиры гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХ! века

В статье описаны и охарактеризованы методологические ориентиры гражданского образования детей и молодежи в отечественной педагогике конца XX — начала XXI века. Обращается внимание на то, что фундаментальные идеи, определившие основные ориентиры гражданского образования, разработаны философией воспитания. Отмечается, что методологическими ориентирами гражданского образования выступают моральное, правовое, политико-культурное направления воспитания гражданина. Делается вывод, что эти ориентиры составляют методологическую рамку, представляющую собой единый методологический подход, который позволяет получить новое теоретическое знание, расширяющее уже существующее в педагогике знание о сущности процесса гражданского образования. Особое внимание акцентируется на том, что методологический опыт организации гражданского образования, накопленный отечественной педагогикой конца ХХ — начала XXI века, имеет эвристическое значение для современной практики образования и воспитания гражданина, поскольку этот опыт позволяет обратиться к разработке не только проектов и программ воспитательной работы с школьниками, но и отвечающей вызовам нашего времени концепции гражданского воспитания детей и молодежи.

Ключевые слова: гражданин, гражданское образование, методологический ориентир.

Как цитировать статью: Кузнецов В. В. Методологические ориентиры гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ— начала XXI века // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С.146-156.

Введение

Проблема гражданского образования в наши дни является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки. Исследовательский интерес к гражданскому образованию вызван динамикой социальных процессов, социальным заказом общества и государства, поиском ориентиров, определяющих приоритеты и стратегии данного вида образования. Исследовательское внимание к гражданскому образованию обусловлено необходимостью выявления его методологических ориентиров — направлений, которые определяют исходные позиции, принципы, положения — стратегии обучения и воспитания гражданина.

В отечественной педагогике в период активного переосмысления ценностей и смыслов воспитания гражданина, которое пришлось на конец ХХ — начало ХХ! века, были обозначены такие методологические ориентиры гражданского образования. Данные ориентиры позволили осуществить организацию образовательного процесса так, что стало возможным формирование у детей и молодежи «гражданских» знаний и поведенческих установок.

Методологический опыт организации гражданского образования, накопленный отечественной педагогикой конца ХХ — начала ХХ1 века, имеет эвристическое значение для современной практики образования и воспитания гражданина. Этот опыт позволяет обратиться к разработке не только проектов и программ воспитательной работы со школьниками, но и отвечающей вызовам нашего времени концепции гражданского воспитания детей и молодежи.

Вопросы исследования

Каковы фундаментальные идеи гражданина и гражданского воспитания, которые определили методологические ориентиры гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХ1 века? Каковы методологические ориентиры гражданского образования детей и молодежи в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХ1 века, которые позволили осуществить формирование у детей и молодежи «гражданских» знаний и поведенческих установок?

Цель исследования

Целью исследования является описание и характеристика методологических ориентиров, определивших исходные позиции, положения,

принципы гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХ1 века.

Методы исследования

В исследовании был задействован метод теоретического анализа, который позволил описать и охарактеризовать методологические ориентиры, определившие исходные позиции, положения, принципы гражданского образования детей и молодежи в отечественной педагогике конца ХХ — начала ХХ1 века.

Результаты исследования

Осмысление сущности методологических ориентиров гражданского образования возможно при осуществлении философско-педагогического анализа содержания основных понятий «гражданин» и «гражданское воспитание».

Генезис содержания понятий «гражданин» и «гражданское воспитание» отражает как особенности конкретных этапов исторического развития человеческого общества, так и фундаментальные идеи, определившие основные ориентиры воспитания гражданина.

Так, в Античный период гражданином называли жителя греческого полиса, обладающего способностью представлять свои интересы в суде и принимающего участие в народном собрании. При этом идеи гражданского воспитания содержали мысли о том, что гражданин должен следовать законам предков — «дедовским законам», которые связывают любой государственный строй; разделять и принимать нравственные ценности, определяющие правила и взаимоотношения членов общества. Античные философы отмечали важность государственного участия в воспитании гражданина.

В период Средневековья воспитание гражданина происходило в соответствии с идеями христианскими учения. Идея государства и его взаимодействия с гражданами трактовалась как отражение «града Божьего». В содержание понятия «гражданин» Средневековье привнесло христианские моральные установления любви к ближнему и смирения, равенства всех перед Богом.

В эпоху Возрождения и Новое время философская мысль сосредоточилась на феномене общественного договора. Концепция общественного договора, сформулированная Т. Гоббсом, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо

и другими, предполагала взаимоответственность личности и государства, субъект-субъектные отношения между государством и гражданином. Идеи, касающиеся личных качеств человека как гражданина, содержали такие характеристики личности как осмысленное законопослушание и осознанная ответственность перед обществом.

Новейшее время расширило содержание понятий «гражданин» и «гражданское воспитание», включив в него идеи демократии, гуманизма, служения обществу, антропоцентричности социальных процессов.

При этом в содержании понятий «гражданин» и «гражданское воспитание» неизменно были представлены педагогические идеи, по своей сути явившиеся методологическими ориентирами воспитания гражданина [11].

Одним из таких ориентиров является моральное направление воспитания гражданина.

Моральный ориентир направлен на раскрытие значения морали и нравственных ценностей в воспитании гражданина. Мораль и нравственные ценности развивались вместе с обществами и неизменно были представлены в списке качеств, которыми должен был обладать гражданин. В Античности это были ценности, отраженные в традиционных нормах морали, в Средневековье — христианские ценности, в эпоху Возрождения и Новое время — базовые гражданские ценности, формируемые под влиянием идей демократии, в Новейшее время — гуманистические и общечеловеческие ценности [8].

Другим ориентиром выступает правовое направление воспитания гражданина.

Правовой ориентир отражает роль права в жизни общества как регулятора общественных отношений и раскрывает значение права в воспитании гражданина. Будучи регулятором общественных отношений, право, в отличие от морали, характеризуется императивностью норм, обязательностью их исполнения и принудительным силовым принуждением к их исполнению.

Помимо регулятивной функции, праву присуща и воспитательная функция, которая обнаруживается как в устрашении правонарушителя с применением инструмента правовых санкций, так и в стимулировании правомерного поведения общественным признанием. Общественное признание правомерного поведения обуславливается тем, что право сопрягается со справедливостью, являющейся основным критерием

общественной оценки социально-значимых событий. Кроме того, статус гражданина предполагает наличие устойчивой правовой связи человека с государством, почитание и уважение законов которого достигается воспитанием соответствующих качеств — таким воспитанием, результатом которого является «производство» законопослушных граждан [10].

Еще одним ориентиром выступает политико-культурное направление воспитания гражданина.

Сущность данного ориентира обнаруживается во влиянии существующих тех или иных норм морали и права на внутренние и внешние политические процессы, политическую культуру и поведение граждан. При этом моральный и правовой ориентиры по своей природе являются элементами культуры. Вместе с тем обособление политико-культурного ориентира обусловлено политической спецификой деятельности человека, связанной с его участием в управлении государством и разрешении вопросов, имеющих наибольшее социальное значение. В различные периоды развития общества возможность отдельной личности принимать участие в политических процессах варьировалась, но неизменным оставалось то, что это участие осуществлялось в рамках исполнения личностью социальной роли гражданина.

В отечественной педагогике развитие идей гражданского воспитания происходило в указанных направлениях. Так, в XIX веке отечественные деятели просвещения В. В. Попугаев, К. П. Победоносцев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев при рассмотрении проблемы воспитания гражданина особое внимание уделяли нравственной составляющей гражданина Отечества и отмечали необходимость воспитания у гражданина уважения к национальным ценностям.

В первой половине ХХ века идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике наиболее ярко и содержательно были высказаны А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинским. Общим для идей гражданского воспитания этого периода было то, что они отвечали духу своего времени и аккумулировали в себе конъюнктурные установки, ангажированные партийной коммунистической идеологией: формирование коллективистских качеств личности, приоритет общественных интересов над личными, включенность гражданина в активную общественно-полезную деятельность, необходимую для построения социализма и коммунизма.

Рубеж ХХ — ХХ1 веков стал переломным моментом российской истории. Это время характеризуется переосмыслением прежних ценностей,

реформированием всех направлений общественной жизни, в том числе системы образования, формированием новых социальных институтов на основе существующих зарубежных образцов и исторически сложившихся традиционных российских моделей. В это время проблема гражданского воспитания обострилась наиболее сильно, она стала одной из основных проблем российского образования. Отечественная педагогика, реагируя на эти вызовы, разработала подходы к решению проблемы гражданского образования детей и молодежи.

Исследователи Е. В. Бондаревская, Н. В. Воскресенская, О. С. Газман, В. А. Караковский и другие сформулировали основные принципы построения моделей гражданского образования. В их трудах были обозначены идеи воспитания гражданина как человека культуры на основании базовых ценностных категорий [9].

В работах Е. Е. Вяземского, Е. Б. Евладовой показано, что продуктивность гражданского образования напрямую связана с созданием условий для формирования гражданской идентичности личности школьников, их социализации. Социализация рассматривается Е. Е. Вяземским и Е. Б. Евладовой как «становление человека в культуре». Исследователи отмечают, что социализации содействуют феномены исторического сознания и исторической памяти, являющиеся основаниями для формирования гражданской идентичности. Одним из инструментов достижения целей гражданского образования служит историческая политика, которая находит свое выражение в освещении исторических сведений в обществе [3].

Е. Е. Вяземский и И. В. Следзевский разработали концепцию гражданского образования для общеобразовательных учреждений гор. Москвы, связавшую обучение и воспитание с социальной практикой гражданского общества и направленную на формирование у учащихся политических знаний и навыков активного участия в общественной жизни [2].

Г. Н. Филоновым отмечена взаимосвязь гражданского образования и демократических процессов, реализуемых в рамках института гражданского общества [17]. Такая взаимосвязь предполагает достижение школьниками определенного уровня правосознания и формирование у них правовой культуры. Помимо института гражданского общества, на гражданское образование оказывает существенное влияние государство [18].

Идеи взаимосвязи гражданского образования и деятельности граждан-

ского общества, которые оказывают влияние на социализацию личности, находят свое отражение и в работах А. С. Гаязова [4], Г. Я. Гревцевой, М. Е. Дуранова [5], М. В. Циулиной [6]. Исследователи отмечают, что гражданское образование направлено на формирование нравственного, ответственного и критически мыслящего человека, и обращают внимание на политическую направленность гражданского образования. Нравственность выражается в приятии школьниками ценностных категорий демократического общества. Ответственность соотносится с их законопослушанием и правовой культурой. Политическая ориентация предполагает приобретение школьниками первичного опыта участия в политических процессах. Результатом гражданского образования, по мнению исследователей, служит сформированность у детей и молодежи интегративного качества личности — гражданственности.

При исследовании феномена гражданского образования средствами учебного предмета или с применением способов и форм специфической профессиональной деятельности показано, что при таком подходе уделяется внимание формированию конкретного качества, входящего в общепринятую структуру гражданственности. Так, О. С. Анисимова, Н. Л. Ковалева, Л. С. Николаева, В. В. Чернышев предлагают при организации гражданского образования использовать средства музейной педагогики, поскольку в музейном пространстве наличествует научная, историческая и библиографическая информация, влияющая на воспитание гражданских качеств личности детей и молодежи [7]. К. А. Тоторкулова предлагает в качестве инструмента гражданского образования школьников применять национальные традиции и отмечает, что культура отдельных народов по своей сути является культурой педагогической и поэтому обеспечивает рефлексию ценностей, норм и правил жизнедеятельности общества [16]. Н. Б. Литвинова, И. Е. Петрушин, С. М. Чугунов считают, что гражданственность воспитывается у молодежи при изучении профессиональных дисциплин [12]. А. А. Семенов, Р. Ф. Аветисян убеждены, что воспитанию гражданственности способствуют предметные области экологии, биологии и географии [15]. С. Н. Филипченко, Л. И. Макарова считают, воспитание гражданской позиции школьников возможно средствами краеведения [19].

Проблема гражданского образования рассматривалась и в политологическом ключе. Так, в исследованиях Е. В. Андриенко [1], Т. Н. Самсоновой [13], А. В. Селезневой [14] гражданское образование детей и молодежи

рассмотрено в свете деятельности политически активных социальных групп, политических партий и объединений.

Заключение

Методологическими ориентирами гражданского образования детей и молодежи в отечественной педагогике конца XX — начала XXI века выступают моральный, правовой, политико-культурный ориентиры воспитания гражданина. Эти ориентиры составляют методологическую рамку, представляющую собой единый методологический подход, который позволяет получить новое теоретическое знание, расширяющее уже существующее в педагогике знание о сущности процесса гражданского образования.

Полученные результаты имеют существенное эвристическое значение для современной теории и практики гражданского воспитания, поскольку использование в разрабатываемых в наши дни проектах и программах гражданского воспитания методологически выверенных идей гражданского образования, четкой методологической рамки позволит упорядочить эти проекты и программы с точки зрения их моральной, правовой и политико-культурной направленности.

Литература

1. Андриенко Е. В. Патриотическое и гражданское воспитание в условиях социокультурных противоречий / Педагогическое образование и наука. 2020. № 4. С. 23-29.

2. ВяземскийЕ. Е., Следзевский И. В., Саватеев А. Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях / Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 4. С. 45-51.

3. ВяземскийЕ. Е., Евладова Е. Б. Интеграция общественного и семейного воспитания как ресурс развития гражданско-патриотического воспитания / Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2018. № 1. С. 3-12.

4. Гаязов А. С. Гражданственность личности и гражданское общество / Единство. Гражданственность. Патриотизм. Сборник научных трудов к 100-летию Республики Башкортостан. Уфа: Мир печати, 2019. 280 с.

5. Гревцева Г.Я., Дуранов М. Е. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект / Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 4 (8). С. 11-21.

6. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика. Челябинск: «Цицеро», 2014. 300 с.

7. Ковалева Н. Л., Анисимова О. С., Николаева Л. С., Чернышев В. В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов средствами музейной педагогики / Вестник Донского государственного аграрного университета. 2017. № 1-2. С. 63-67.

8. Кузнецов В. В. Нравственный компонент содержания гражданского воспитания / Высшее образование сегодня. 2020. № 2. С. 65-69.

9. Кузнецов В. В. Политико-культурный компонент содержания гражданского образования / Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: образование в социокультурном пространстве развивающего общества // Ред. Г. Б. Корнетов, Д. Кароли. М.: АСОУ, 2020. С. 185-187.

10. Кузнецов В. В. Правовой компонент гражданского воспитания / Человечески капитал. 2020. № 2 (134). С. 54-61.

11. Кузнецов В. В. Философское содержание понятий «гражданин» и «гражданское воспитание» в свете разработки концепций и теорий гражданского воспитания / Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 5. С. 67-74.

12. Литвинова Н. Б., Петрушин И. Е., Чугунов С. М. Целевой вектор развития гражданственности курсантов военного вуза посредством дисциплин профессионального цикла / Вестник военного образования. 2018. № 6 (15). С. 77-81.

13. Самсонова Т. Н. Государственная молодежная политика как механизм социальной интеграции и политической социализации современной российской молодежи / Историко-педагогические чтения. 2018. С. 61-67.

14. Селезнева А. В. Формирование гражданского самосознания молодёжи: воспитательный потенциал образовательной среды / Стратегические ориентиры современного образования. Т. 1. 2020. С. 125-128.

15. Семенов А. А., Аветисян В. Р. Воспитание патриотических чувств и гражданской позиции учащихся средствами биологии и экологии / Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 3 (28). С. 133-136.

16. Тоторкулова К. А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Владикавказ, 2012. 201 с.

17. Филонов Г. Н. Воспитание и демократия / Педагогика. 2006. № 8. С. 3-9.

18. Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Педагогика, 2007. № 8. С. 38-44.

19. Филипченко С. Н., Макарова Л. И. Воспитание гражданской позиции и патриотических чувств младшего школьника средствами краеведения / Журнал гуманитарных наук, 2016. № 15. С. 99-101.

METHODOLOGICAL GUIDELINES OF CIVIC EDUCATIONIN RUSSIAN PEDAGOGY OF THE LATE20TH — EARLY21ST CENTURY

The article describes and characterizes the methodological guidelines for the civic education of children and youth in the domestic pedagogy of the late 20th — early 21st century. The author draws attention to the fact that the fundamental ideas that determined the main guidelines of civic education were developed by the philosophy of education. It is noted that the methodological guidelines of civic education are the moral, legal, political and cultural directions of citizen education. It is concluded that these guidelines constitute a methodological framework, which is a single methodological approach that allows obtaining new theoretical knowledge that expands the knowledge

already existing in pedagogy about the essence of the process of civic education. Special attention is paid to the fact that the methodological experience of the organization of civic education, accumulated by the domestic pedagogy of the late 20th — early 21st century, has heuristic significance for the modern practice of education and upbringing of a citizen, since this experience allows turning to the development of not only projects and programs of educational work with schoolchildren, but also the concept of civic education of children and youth that meets the challenges of our time.

Keywords: citizen, civic education, methodological guideline

Referenceces

• Andrienko E. V. Patrioticheskoe i grazhdanskoe vospitanie v uslovijah sociokul'turnyh protivorechij / Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2020. № 4. S. 23-29. [In Rus].

• Filonov G.N. Vospitanie i demokratija / Pedagogika. 2006. № 8. S. 3-9. [In Rus].

• Filonov G. N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitija / Pedagogika. 2007. № 8. S. 38-44. [In Rus].

• Filipchenko S. N., Makarova L. I. Vospitanie grazhdanskoj pozicii i patrioticheskih chu-vstv mladshego shkol'nika sredstvami kraevedenija / Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016. № 15. S. 99-101. [In Rus].

• Gajazov A. S. Grazhdanstvennost' lichnosti i grazhdanskoe obshhestvo / Edinstvo. Grazhdanstvennost'. Patriotizm. Sbornik nauchnyh trudov k 100-letiju Respubliki Bashkortostan. Ufa: Mir pechati, 2019. 280 s. [In Rus].

• Grevceva G. Ja., Duranov M. E. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie: filosofskij aspekt / Teorija i praktika nauchnyh issledovanij: psihologija, pedagogika, jekonomika i upravlenie. 2019. № 4 (8). S. 11-21. [In Rus].

• Grevceva G. Ja., Ciulina M. V. Vospitanie grazhdanina i patriota: teorija i praktika. Cheljabinsk: «Cicero», 2014. 300 s. [In Rus].

• Kovaleva N. L., Anisimova O. S., Nikolaeva L. S., Chernyshev V. V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov sredstvami muzejnoj pedagogiki / Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta 2017. № 1-2. S. 63-67. [In Rus].

• Kuznecov V. V. Filosofskoe soderzhanie ponjatij «grazhdanin» i «grazhdanskoe vospitanie» v svete razrabotki koncepcij i teorij grazhdanskogo vospitanija / Innovacionnye pro-ekty i programmy v obrazovanii. 2020. № 5. S. 67-74. [In Rus].

• Kuznecov V. V. Pravovoj komponent grazhdanskogo vospitanija / Chelovecheski capital. 2020. № 2 (134). S. 54-61. [In Rus].

• Kuznecov V. V. Nravstvennyj komponent soderzhanija grazhdanskogo vospitanija / Vysshee obrazovanie segodnja. 2020. № 2. S. 65-69. [In Rus].

• Kuznecov V. V. Politiko-kul'turnyj komponent soderzhanija grazhdanskogo obra-zovanija / Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysjacheletija: obrazovanie v sociokul'turnom prostranstve razvivajushhego obshhestva / Red. G. B. Kornetov, D. Karoli. Moskva, ASOU, 2020. S. 185-187. [In Rus].

• Litvinova N. B., Petrushin I. E., Chugunov S. M. Celevoj vektor razvitija grazhdanstven-nosti kursantov voennogo vuza posredstvom disciplin professional'nogo cikla / Vestnik voennogo obrazovanija. 2018. № 6 (15). S. 77-81. [In Rus].

• Samsonova T. N. Gosudarstvennaja molodezhnaja politika kak mehanizm social'noj integracii i politicheskoj socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi / Istoriko-pedagogicheskie chtenija. 2018. S. 61-67. [In Rus].

• Selezneva A. V. Formirovanie grazhdanskogo samosoznanija molodjozhi: vospitatel'nyj potencial obrazovatel'noj sredy / Strategicheskie orientiry sovremennogo obrazovanija. T. 1. 2020. S. 125-128. [In Rus].

• Semenov A. A., Avetisjan, V. R. Vospitanie patrioticheskih chuvstv i grazhdanskoj pozicii uchashhihsja sredstvami biologii i jekologii / Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019. № 3 (28). S. 133-136. [In Rus].

• Totorkulova K. A. Podgotovka pedagogov k grazhdanskomu vospitaniju uchashhihsja sredstvami nacional'nyh tradicij v sisteme povyshenija kvalifikacii: dissertacija ... kandi-data pedagogicheskih nauk: 13.00.08.Vladikavkaz, 2012. 201 s. [In Rus].

• VjazemskijE. E., SledzevskijI. V., Savateev A. D. Koncepcija grazhdanskogo obrazovanija i vospitanija v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah / Prepodavanie istorii i obshhest-voznanija v shkole. 2010. № 4. S. 45-51. [In Rus].

• Vjazemskij E. E., Evladova E. B. Integracija obshhestvennogo i semejnogo vospitanija kak resurs razvitija grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija / Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 1. S. 3-12. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.