Научная статья на тему 'Методологические исследования искусственного интеллекта в Перми'

Методологические исследования искусственного интеллекта в Перми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровский Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические исследования искусственного интеллекта в Перми»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. XI, № 1

Р® :ú

i Штодологические исследования искусственного интеллекта (г. Пермь)

Д. И. ДУБРОВСКИЙ

14-16 октября 2006 г. в Перми состоялось три интересных в методологическом отношении мероприятия, организованных под эгидой Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта (НСМИИ РАН). Первым из них заслуживает упоминания заседание секции «Философско-математические проблемы искусственного интеллекта» на Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы математики, механики, информатики», посвященной 90-летию высшего математического образования на Урале. Кроме того, прошло очередное заседание постоянно действующего теоретического семинара «Философско-методологические проблемы искусственного интеллекта» (при поддержке РГНФ, грант № 06-03-82380). Также состоялся «круглый стол» на тему «Искусственный интеллект: формирование междисциплинарного пространства в Пермском крае» в рамках совместного заседания НСМИИ РАН, Пермского отделения НСМИИ РАН и Пермской молодежной секции НСМИИ РАН. В организации данных мероприятий приняли участие гуманитарный факультет Пермского государственного технического университета (ПГТУ), философско-политологический и механико-математический факультеты Пермского государственного университета (ПГУ), Комитет по молодежной политике Пермского края.

Секцией «Философско-математические проблемы искусственного интеллекта (ИИ)» руководили председатель Пермского отделения НСМИИ РАН J1.H. Ясницкий и председатель Молодежной секции НСМИИ РАН Е.В. Середкина. На секции выступило более 40 студентов, аспирантов и ученых из Москвы, Перми, Кирова, Екатеринбурга и других городов России, а также из Белоруссии и Словении. Вопросы развития «¡J» инструментария ИИ обсуждались на фоне его философского осмысления. f*¡ Тематику секции характеризуют следующие доклады: Егонян Ж. «Искусственный интеллект: мотивированные эмоциональные роботы (проект Д. ^ Дернера)»; Середкина Е.В., Журавлев К.В. «Общая теория рационально-X сти и артилекты Дж. Поллока (проект OSCAR)»; Середкина Е.В. «Процес-суально-информационная модель сознания Д. Деннета: pro et contra»;

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (г. Пермь)

Кнап Ж. «Проблема мысленных экспериментов»; Каменева C.B., Пен-ский О.Г. «Основные определения общей математической теории эмоций»; Чегодаев А., Меркушев Д. «Философское обоснование проблемы зомби»; Ганичев A.B. «Искусственный интеллект: от гуманизации техники к технизации 1уманизма»; Катаев В.А. «Перспективы разработки интеллектуальных роботов в Пермском крае»; Ясницкий J1.H. «Искусственный интеллект как лидирующая научная область».

На заседании постоянно действующего семинара в формате мастер-класса были заслушаны два доклада - члена НСМИИ РАН М.В. Лебедева (Москва) и ученого секретаря НСМИИ РАН А.Ю. Алексеева (Москва).

М.В. Лебедев в докладе на тему «Философские основания моделирования значений естественного языка» рассмотрел аналитические, конструктивистские, неопрагматистские эпистемологические идеи, которые используются в современных представлениях об обосновании знания, в том числе знания языковых значений. Он пришел к выводу, что моделирование сентенциальных и лексических языковых значений целесообразно проводить на двух взаимодействующих уровнях: 1) относительно фиксированной базы данных, состоящей из определенного класса релевантных текстов и соответствующей множеству утверждений, не требующих дальнейшего обоснования, и 2) относительно варьируемой (настраиваемой) базы знаний, способной подвергаться изменениям в ходе самого этого процесса.

Тезис о том, что для моделирования языковых значений необходимо взаимодействие двух уровней, отражает позицию, согласно которой для представления значения необходимо определить как его условия истинности, так и условия обоснованности. Статический (или внутренний) уровень соответствует истинности высказываний, динамический (или внешний) - обоснованности. Одним из важных положений здесь является то, что значения определяются холистически, решающую роль играет форма ограничений, накладываемых на холистический подход. Поэтому, с представляемой точки зрения, адекватное моделирование значений естественного языка невозможно проводить изолированно, т.е. исключительно путем задания некоторого тезауруса или вообще любой словарной базы данных. Оно невозможно без установления связей между предложениями и, далее, между сверхфразовыми единствами. Таким образом, оно должно учитывать следующие аспекты: 1) определение семантических отношений на лексическом уровне: синонимии, семантического сходства, антонимии, родо-видовых отношений и т.п.; 2) определение структурно-синтаксических функций лексем в том предложении, в котором они употреблены в данном тексте: субъектно-объектных, субъектно-иредика- >»' тивных отношений, отношений вторичной предикации и т.п.; 3) опреде- ^ ление отношений между предложениями внутри сверхфразового единства О (текста) на основе выявленных функциональных характеристик лексем; 4) определение отношений между сверхфразовыми единствами (отноше- s ние «вопрос - ответ» при пользовательском запросе или соотношение

m

Д. И. ДУБРОВСКИЙ

между «основными идеями» текстов); 5) обратная коррекция каждого из нижестоящих аспектов на основе последующих.

Каждый из этих аспектов должен быть реализован на двух указанных уровнях: по отношению к фиксированной базе данных и по отношению к настраиваемой базе знаний. Таким путем реализуются важные для представляемой позиции философские 1ребования: сочетания в структуре значения истинности и обоснованности; холистичности значений; когерентности обоснования (необходимой, в частности, в силу требования компо-зициональностн); наличия класса фундаментальных утверждений, дающих ту основу знания, которую мы не можем не считать достоверной постольку, поскольку наше знание должно быть на чем-то основано; кон-венциональности значений и когерентности на протяжении некоторого континуума, в том числе временного, а не только в какой-то момент в какой-то позиции.

Докладчик отметил принципиальное отличие данного подхода от традиционных программ компьютерной лингвистики, которые работают в этом отношении на одном уровне, а не на двух или нескольких, необходимость чего вытекает из анализа философских теорий языка и современных эпистемологических представлений. Техническое решение поставленных задач кажется весьма сложным, однако его предполагаемым инструментом может послужить нейросетевое программирование - одна из признанных областей специализации пермских научных центров.

По итогам совместного заседания для работы по этому направлению была создана рабочая группа из студентов механико-математического и философского факультетов ПГУ (руководитель - И. Байдин).

В докладе А.Ю. Алексеева «Тест Тьюринга и когнитивная наука» отмечалось, что когнитивная наука способствует формированию методологического каркаса эпистемологических исследований, снабжая теоретические обобщения познавательной деятельности обширным эмпирическим материалом. Когнитивная наука двойственно влияет на методологию познания. С одной стороны, сужаются представления о реальности, так как ментальные, персональные и социальные явления редуцируются к познавательным процессам, которые, в свою очередь, истолковываются как процессы, подобные компьютерной переработке информации. А тем самым сужается и понимание самого познания. С другой стороны, в силу познавательной обусловленности любого объекта (когнитивной нагруженное™ предмета познания) развитие когнитивных способностей расширяет границы объекта. И здесь методология ИИ играет важную роль, создавая конструктивные методы и средства решения вопроса «Что зна-чит "знать"?» на пути изучения возможностей воспроизводства когнитив-ной способности, или, точнее, множественной реализуемости данной спо-м собности на различных по субстратным параметрам носителях «знаний». Ключевую методологическую роль в решении данного вопроса играет Тест Тьюринга (ТТ), крайне востребованный в зарубежных философских X исследованиях сознания и философии ИИ, однако забытый отечественной наукой на долгие десятилетия. В докладе отмечались этапы развили ТТ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (г. Пермь)

на примерах наиболее представительных ТТ-подобных мысленных экспериментов. Был представлен обширный диапазон человеческих способностей: креативности (тест Лавлейс), подсознательных способностей (тест Френча), осмысления (тест Блока), понимания (тест Серля), интроспекции (тест Ватта), сознания в целом (тест Кирка), антропологической идентичности (тест Харнада) и пр. Отмечались эмпирические успехи ТТ и игровые варианты реализации ТТ (премия Лойбнера). Совершенствование систем, проходящих ТТ, позволяет сделать предположение об изменении целевого вектора ТТ: от исследования возможностей компьютерного воспроизведения человеческих способностей к исследованию способностей человека достичь и превзойти возможности компьютера. Сегодня ТТ можно интерпретировать как тест на человеческие способности. Особый интерес в новой целевой установке ТТ представляет соизмерение с возможностями компьютера способностей уникальных людей. В связи с этим отмечался тест Каспарова и игра «Каспаров против компьютера Deep Blue». Данный тест не могут пройти не только обычные люди, но и уникальные шахматисты на протяжении целого ряда лет. Но наибольший интерес в совершенствовании ТТ представляет так называемый «Тест Горного», в котором обозначены пути воспроизведения экстрасенсорных способностей, самостоятельно выработанных выдающимся отечественным мастером психологических опытов, членом НСМИИ РАН Ю.Г. Горным. Предлагается проект «Тест Горного» и проект шры «Горный против пермского полиграфа». Имеется в виду полиграф «детекгор лжи», созданный на базе нейрокомпьютерной методологии под руководством Л.Н. Ясницкого и прошедший апробацию в ряде организаций МВД (об этих разработках Л.Н. Ясницкий докладывал на заседании постоянно действующего научно-теоретического семинара НСМИИ РАН 25 сентября 2006 г. (Москва, ЦЭМИ РАН, http://\vww.scm.aintell.ru/s/sl3. htm).

В заключение докладчик охарактеризовал предварительный сценарий шры «Горный против компьютера» и выразил мнение, что данная игра является более показательным примером возможностей ИИ по сравнению с тестом Каспарова.

В «круглом столе» на тему «Искусственный интеллект: формирование междисциплинарного пространства в Пермском крае» приняло участие более 50 человек, среди них студенты, магистранты и аспиранты, доценты и профессора из ПГУ, ПГТУ, ПГПУ, а также гости из ряда городов России и Белоруссии. Работа началась с презентации проектов рабочих групп Пермской молодежной секции - будущих философов, математиков, программистов, лингвистов и психологов. Наибольший интерес у присутствующих вызвали презентации учеников С.И. Чу- >» приной - демонстрационные проекты экспертных и многоагент- м

ных систем. 2

С

С докладами выступили председатель Пермской молодежной секции ^ И. Байдин и его заместитель Д. Сергеев, а также председатель Экспертно- X го совета по рабочим группам А. Белкин. Они рассказали о перспективах

8)1

Д. И.ДУБРОВСКИЙ

развития и реализации проектов в области ИИ в Прикамье, об организации научно-исследовательской деятельности студентов Пермского края в учебное и внеучебное время и контактах с Комитетом по молодежной политике Пермского края (председатель Н.Г. Кочурова). С.И. Чуприна выразила готовность вести рубрику, посвященную мультиагентным системам в новом журнале «Искусственное общество» (выпускается «Лабораторией искусственных обществ», руководитель академик В.Л. Макаров, http://www.artsoc.ru). Л.Н. Ясшщкий рассказал о перспективах развития Пермской школы искусственного интеллекта.

В заключительном слове доцент Е.В. Середкина рассказала о важной на ближайшие годы цели для руководителей Пермского отделения НСМИИ РАН - о создании новой для вузов Пермского края кафедры методологии когнитивных и компьютерных наук (проект формируется на базе ПГТУ). Создание такой кафедры заслуживает поддержки, так как отвечает назревшим потребностям развития ИИ.

Интерес, который вызвали данные мероприятия, позволяет судить о том, что тема методологии ИИ станет традиционной для конференций, проводимых в стенах пермских вузов.

Решением конференции явилось включение в повестку дня очередного заседания Молодежной секции НСМИИ РАН вопроса о проведении Третьей Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации» в Перми в 2009 г. (Вторая конференция состоится в Санкт-Петербурге в апреле 2007 г., http://www.conf.aintell.ru/2007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.