Научная статья на тему 'Методологические инновации в теории денег и денежно-кредитного регулирования'

Методологические инновации в теории денег и денежно-кредитного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И МОНЕТАРНОЙ СФЕРЫ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC METHODOLOGY / SYSTEMATICAL AND SYNERGETIC APPROACH / DEVELOPMENT OF ECONOMY AND OF MONETARY SPHERE / MONETARY REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов Р. П.

В статье рассматриваются проблемные аспекты разработки системно-синергетической методологии в современной теории денег и денежно-кредитного регулирования. Предлагается классификация новых методологических принципов в зависимости от фаз развития экономики и монетарной сферы. Также уточняется сущность данных принципов в контексте экономических и денежно-кредитных взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological innovations in the theory of money and of monetary regulation

The article considers the problem aspects of working the systematical and synergetic methodology out in the modern theory of money and of monetary regulation. It offers to classify the new methodological principles depending on phases of development of economy and of monetary sphere. It specifies the essence of the given principles in a context of economic and monetary interactions.

Текст научной работы на тему «Методологические инновации в теории денег и денежно-кредитного регулирования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 330.101.54

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ТЕОРИИ ДЕНЕГ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Р. П. САФРОНОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра экономической теории е-mail: [email protected]

Сафронов Р. П. - Методологические инновации в теории денег и денежно-кредитного регулирования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 431-434. - В статье рассматриваются проблемные аспекты разработки системно-синергетической методологии в современной теории денег и денежно-кредитного регулирования. Предлагается классификация новых методологических принципов в зависимости от фаз развития экономики и монетарной сферы. Также уточняется сущность данных принципов в контексте экономических и денежнокредитных взаимодействий.

Ключевыеслова:экономическаяметодология,системно-синергетическийподход,развитиеэкономикиимонетар-ной сферы, денежно-кредитное регулирование.

Safronov R. P. - Methodological innovations in the theory of money and of monetary regulation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 431-434. - The article considers the problem aspects of working the systematical and synergetic methodology out in the modern theory of money and of monetary regulation. It offers to classify the new methodological principles depending on phases of development of economy and of monetary sphere. It specifies the essence of the given principles in a context of economic and monetary interactions.

Keywords: economic methodology, systematical and synergetic approach, development of economy and of monetary sphere, monetary regulation.

Теория денег и денежно-кредитного регулиро-вания,разрабатываемаяпреимущественновконтексте действующей неоклассической парадигмы, в период экономического кризиса продемонстрировала свою ограниченность. В связи с этим возникала потребность проведения дополнительных теоретических исследований. Однако неоклассическая методология, в основном ориентированная на познание экономики в ее относительно стабильном состоянии, не может применяться для анализа проблем, возникающих в период нахождения хозяйства в критической фазе. Отсюда следует, что для проведения необходимых исследований требуется иной подход.

В современной науке уже ведутся разработки новых методологических приемов в рамках системносинергетической модели описания действительности, которая позволяет представить экономические и денежно-кредитные отношения не только с позиций их относительной стабильности, но и с позиций их динамической хаотичности и неустойчивости. Это существенно расширяет методологические границы теоретических исследований и предоставляет дополнительные возможности в области познания кризисных явлений в хозяйстве и, в частности его монетарном секторе.Однакоданныеметодологическиеновшества,

безусловно, требуют определенной классификации и уточнения их сущностных трактовок для осмысления возможности их использования конкретно в теории денег и денежно-кредитного регулирования.

Таким образом, цель данной статьи - представить к научному обсуждению полученные результаты по классификации и уточнению сущностных трактовок новых методологических принципов разработки теории денег и денежно-кредитного регулирования, формируемых с позиций системно-синергетического подходакисследованиюреальнойэкономическойдей-ствительности.

С точки зрения системно-синергетического подхода в динамике экономической системы, денежнокредитной подсистемы в частности, выделяются две основных фазы: фаза гомеостаза и фаза кризиса. В соответствии с этим методологические принципы разработки теории денег и денежно-кредитного регулирования следует классифицировать по двум группам: принципы динамического порядка и принципы динамического хаоса.

1. Принципы динамического порядка

Одним из важнейших принципов данной группы является принцип гомеостатичности, который указывает на то, что периодически экономическая систе-

ма и ее денежно-кредитная сфера могут приобретать определенную степень устойчивости, пребывать в состоянии гомеостаза.

Г омеостаз «есть поддержание программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели» [1]. В состоянии гомеостаза система становится динамически организованной в пределах достигнутого целевого аттрактора. При этом аттрактор определяется как «область притяжения» одного из возможных стабильных или квазистабильных состояний [5, с. 123]. Находясь в рамках аттрактора,системацеленаправленно двигается по строго определенной эволюционной траектории. В этот период структурные компоненты системы соединяются в одно целое, приобретая общий темп развития и характерную динамику.

В реальности мы часто можем наблюдать гомеостаз в экономической системе и подсистеме денежнокредитных отношений. Экономисты характеризуют его как состояние стабильности. В этот период поведение системы становится относительно определенным, традиционные количественные инструменты регулирования демонстрируют свою эффективность. В частности если говорить о монетарных инструментах регулирования, то в определенной степени становится эффективным регулирование через управление валютными курсами, ставку рефинансирования, обязательную норму резерва.

Так как гомеостаз предполагает упорядоченность и организованность, то, безусловно, это выражается в иерархичности хозяйственной системы (денежно-кредитной подсистемы), соответственно следующим принципом динамического порядка является принцип иерархичности. Согласно данному принципу, несколько элементов системы, связываясь вупорядоченнуюструктурную целостность, передают ей определенные функции, степени свободы, которые затем выражают сущность всей системы в целом. Эти коллективные переменные Г. Хакен предложил назвать «параметрами порядка» [6, с. 27]. Именно они характеризуют особенности поведения системы и цели развития в рамках данного аттрактора, осуществляя управление всем множеством ее внутренних состояний. Параметры порядка более высоких уровней меняются значительно медленнее, в то время как параметры порядка более низких уровней изменяются быстрее. В результате вышестоящий уровень в состоянии гомеостаза управляет нижестоящим.

Именно такие переменные - параметры порядка - смог вычислить Дж. М. Кейнс, анализируя соответствующую модель развития экономики в начале XX века [2]. Он обозначил несколько важных независимых переменных высокого порядка, которые менялись значительно медленнее в сравнении с зависимыми переменными более низкого порядка. В результате кейнсианская модель регулирования, примененная на практике после второй мировой войны, оказалась эффективной, но как только экономическая система приближалась к завершению своего аттрактора, данные

методы управления становились высоко затратными и бесполезными, что выражалось в усилении инфляционной динамики.

Таким образом, управление конкретной моделью системы экономических отношений возможно только при условии правильного определения параметров порядка. В то же время по мере завершения целевого аттрактора степень упорядоченности системы будет снижаться, соответственно эффективность управления также упадет и перестанет действовать принцип иерархичности.

Следующим принципом динамического порядка является принцип коэволюции, сущность которого определяется в указании на то, что для соединения нескольких структур или элементов в одно целое необходимо обеспечитьединые темповыехарактеристи-ки их развития, что будет способствовать достижению общегосинергетическогоэффекта,который,очевидно, выразится в дополнительных экономических выгодах [3]. Единый темп развития целое и его части приобретают ввиду наличия в системе элементов хаотичности. Хаос выступает своего рода промежуточным звеном, обеспечивающим функционирование нелинейных обратных связей между системой, ее отдельными составляющими и внешней средой. Поэтому для обеспечения устойчивого развития необходимы постоянная балансировка всех составных частей экономической системы, а также синхронизация функциональных внутрисистемных изменений с изменениями во внешней среде.

В целом комплексная реализация принципов гомеостатичности, иерархичности и коэволюции обуславливает относительную стабильность функционирования экономики и ее денежно-кредитной сферы, что определяет соответствующий динамический порядок.

2. Принципы динамического хаоса

Одним из важнейших принципов данной группы является принцип открытости, согласно которому хозяйственная система и ее денежно-кредитная подсистема являются открытыми по отношению к внешней среде. Ввиду открытости система приобретает свойства неравновесности и неустойчивости, что обуславливает ее динамику и изменчивость. При условии открытости она может совершать обмен ресурсами с внешней средой, переходить от одного состояния гомеостаза к другому. Соблюдение принципа открытости дает возможность системе и ее составляющим самоорганизовываться, достигать нужных степеней свободы. Попытки закрыть систему, ограничить ее от внешнего воздействия, как правило, чреваты нарастанием глубоких противоречий,выражающихсяв увеличении хаоса и росте экономических затрат.

Следующим принципом динамического хаоса является принцип нелинейности, сущность которого определяется в отрицании принципа суперпозиции. Нелинейность предполагает неравенствосовокупного результата влияния нескольких внешних сил на систему сумме результатов влияний каждой силы в отдель-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

ности. Действие принципа нелинейности опосредует высокую чувствительность системы к малым флуктуациям, которые становятся причиной революционных преобразованийисменыгомеостатическихсостояний, что имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, в этом случае определяются потенциальные возможности самоорганизации сложных неравновесных систем, состоящих из разно-родныхструктур,сдругойстороны,непропорциональ-ное воздействие малых флуктуаций обуславливает непредсказуемость инеопределенностьпутейразвитияв перспективе.

Принцип нелинейности тесно связан с принципом необратимости, который обрел свою значимость еще в период формирования неклассической общенаучной парадигмы под влиянием исследований Эйнштейна. Однако востребованность принципа необратимости становится более очевидной в свете современного системно-синергетического подхода [4]. Суть данного принципа сводится к тому, что любые даже незначительномалые изменения, возникающиев системе, могут вызвать последовательнуюцепочку со-бытий,врезультате которыхона перемещаетсяв новое состояние и не может быть возвращена обратно, либо такое возвращение становится возможным при условии значительных затрат, несоизмеримых с теми, что спровоцировали переход системы к другому состоянию. В условиях необратимости малые флуктуации могут вытолкнуть систему за пределы аттрактора, где произойдет нарушение ее динамической целостности, но устранение этих флуктуаций не восстановит преж-нююстабильность.Так,например,банкротстваодного или нескольких банков могут вызвать всеобщую панику и кризис во всей сфере денежно-кредитных от-ношений,врезультатекоторыхдестабилизируетсявся экономика в целом. Однако финансовое оздоровление первых обанкротившихся банков не восстановит прежнюю целостность хозяйства, вероятно, потребуются более глубокие преобразования, вследствие которых возникнет новый экономический порядок.

Наряду с вышеназванными принципами динамического хаоса также следует выделить принцип неустойчивости. Согласно данному принципу переход от одного состояния порядка к другому происходит при условии достижения хозяйственной системой и ее денежно-кредитной подсистемой положения критической неустойчивости, в результате чего относительно малые и незначительные флуктуации могут вызвать бифуркацию - скачок к новому состоянию динамического порядка. Как отмечает В. Г. Буданов, именно «в точке неустойчивости система является чувствительным приемником воздействия других уровней бытия» [1].

Как правило, степень неустойчивости системы существенно возрастает к моменту завершения ее целевого аттрактора. К этому времени она достигает своей оптимальной сложности, что, в частности может выражаться в максимальном синергетическом эффекте. Однако чем сложнее становится система, тем боль-

ше противоречий возникает между ее внутренней и внешней средой. Ввидунелинейности взаимодействий внутренней и внешней среды любые относительно малые изменения в значительной степени могут усилить эти противоречия. В результате система оказывается выброшенной за пределы своего аттрактора. При этом какой-то период она продолжает двигаться по инерции в том же целевом направлении, несмотря на изменившиеся внешние условия. Однако чем дольше продолжается это движение, тем более резким и не-предсказуемымстановитсяпоследующийбифуркаци-онный скачок.

Такая ситуация, например, наблюдалась в России в конце 2007 года, когда, несмотря на кризис всего мирового хозяйства, отечественная экономика сохраняла свою мнимую стабильность на фоне возрастающих колебаний платежного баланса и не поддающейся контролю инфляции, которые в свою очередьсопрово-ждались усилением спекулятивной активности на валютных и фондовых рынках. В конечном итоге в российской экономике произошел резкий спад, вслед за которым последовала ускоренная модернизация, выразившаяся в трансформации структуры хозяйственных связей, в которой значительно усилились позиции государственного сектора.

В дополнении к сказанному следует отметить, что если система достигала критической неустойчивости и вышла за пределы своего аттрактора, то всякая попытка стабилизировать ее в рамках той области притяжений, которая фактически была покинута, оказы-ваетсявысоко затратной и,самоеглавное, бесполезной. Наиболее адекватным действием в данной ситуации являетсякачественноепреобразованиединамического порядка, переход на новую траекторию развития.

Однако для осуществления такого преобразования важно учитывать принцип динамичной эмер-джентности, согласно которому в состоянии кризиса хозяйственной системы новое направление развития определяется более активными участниками в рамках возникающих экономических и денежно-кредитных взаимодействий. В качестве практического подтверждения в данном случае может выступить исследование А. Ю. Юданова, который, проанализировав деятельность отечественных банков, пришел к выводу, что развитие новых видов услуг в банковском секторе России определяется в соответствии с направлениями деятельностинаиболееактивныхкредитныхорганиза-ций. В частности Юданов указывает на то, что модель потребительскогоэкспресс-кредитованияв Россиисо-ответствует той, которая была предложена одним из самых активных участников данного сегмента кредитного рынка - банком «Русский стандарт» [7].

В целом совокупная реализация принципов динамического хаоса опосредует состояние критической неустойчивости и выход экономической системы (денежно-кредитной подсистемы) за пределы аттрактора, но именно в этих условиях появляется возможность выполнения наиболее эффективных модерниза-ционных программ.

Разделениепринциповсистемно-синергетичес-кой методологии на принципы динамического порядка и динамического хаоса, имеет особую значимость для анализа денежно-кредитных отношений в контексте их изменчивости и перехода от состояния стабильности к состоянию кризиса, и наоборот. Отсутствие этого разделения может привести к смешению этих двух качественно различных состояний, что воспрепятствует адекватному пониманию закономерностей функционирования и развития данной сферы экономических отношений и естественно создаст трудности для осуществления эффективных регулятивных действий. Такое принципиальное разграничение методологических установок, также дополненное уточнением их сущностных трактовок непосредственно в контексте экономических и денежно-кредитных взаимодействий, есть необходимое условие разработки теории денег и концепции монетарного регулирования релевантной современной экономической действительности.

список литературы

1. Буданов В. г. Синергетика: история, принципы, современность // Синергетика: [сайт] URL: http:// spkurdyumov.narod.ru (дата обращения 20.10.2010)

2. Кейнс дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск: Петроком, 1993. 308 с.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем // Синергетика: [сайт] URL: http:// spkurdyumov.narod.ru(датаоб-ращения 23.10.2010)

4. Кузнецов Б. г. Необратимость времени и детерминизм // Эйнштейновский сборник 1978-1979 / Под ред. В. л. гинзбурга и др. М.: Наука, 1983. С. 124-149.

5. Моисеев Н. Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность. 2000. №2. С. 123-130.

6. Хакен г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. М.: Институт компьютерных исследований, 2003. 320 с.

7. Юданов А. Ю. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 85-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.