АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА
методологические и методические подходы к гармонизации бухгалтерского учета в условиях автоматизации и перехода на мсфо*
Т. В. ЗЫРЯНОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Уральской академии государственной службы Ж Р. СКРЕБКОВА, старший преподаватель Уральского гуманитарного института
а алее проанализируем технический уровень формирования отчетности в соответствии с МСФО. Ранее мы рассматривали три ме-дготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами:
- на основе параллельного учета, при котором каждый факт хозяйственной жизни регистрируется отдельно в каждом из параллельных видов учета. При построении параллельного учета показатели финансовой отчетности в соответствии с МСФО формируются на основе данных бухгалтерского учета согласно РПБУ;
- метод трансляции проводок, осуществляемый посредством перевода данных из регистров, составленных по российским стандартам в записи иного учетного стандарта;
- метод трансформации отчетности, составленной согласно РПБУ, в отчетность, составленную в соответствии с МСФО. В этом случае показатели отчетности по международным стандартам формируются на основе данных отчетности по
РПБУ, скорректированных на величину отличий в учете и отчетности.
Обычно при применении метода трансформации на предприятии минимизируются трудовые и временные затраты. Часто данный метод используется при переходе на метод параллельного учета по международным стандартам, который заключается в отражении в учете согласно МСФО каждой хозяйственной операции. Для крупного предприятия это технически невозможно без внедрения дорогостоящей системы автоматизации. Сложные интегрированные системы учета предъявляют существенные требования к формализации1 и унификации2 бизнес-процессов на предприятии,
* Окончание, начало см. в журнале «Международный бухгалтерский учет» № 7, 2008.
1 Способы действий, основанные на строгом соблюдении заранее заданных правил, алгоритмов; расчеты по формулам, математическим зависимостям.
2 Становление единообразия, приведение к единой фор-
ме (документов, деталей, запасных частей, оборудования, услуг и пр.).
ERP-системы
Масштаб предприятия
что приводит к перестройке системы бухгалтерского учета.
Выбор метода составления отчетности в соответствии с МСФО обычно обусловлен предполагаемыми затратами и целью внедрения международных стандартов в компании. Чем шире планирует руководство использовать информацию, подготовленную на основе МСФО (например, для целей управленческого учета и бюджетирования), тем чаще компании выбирают параллельное ведение учета. Такой метод эффективнее, поскольку позволяет строить систему внутренней отчетности компании на тех же принципах, что и внешней. Однако на практике для целей формирования отчетности в соответствии с МСФО наиболее широкое распространение получил вариант комбинирования параллельного учета и трансформации отчетности.
Рассмотрим возможности автоматизированного формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО посредством отечественных и зарубежных программных продуктов.
Как правило, крупные предприятия используют автоматизированные системы ERP33класса, которые по функциональным возможностям позволяют автоматизировать деятельность предприятия, т. е. вести финансовый и управленческий учеты, а также учет для целей налогообложения и формировать отчетность по российским и международным стандартам. Данные системы зарубежных производителей обычно ориентированы на западные методики учета и формирования отчетности согласно МСФО, однако они в той или иной степени адаптированы к ведению учета и по российским стандартам.
Все ЕЯР-системы различаются по следующим основным категориям (рис. 4, составлено автором). Основное различие состоит в используемой системе управления базами данных (СУБД), т. е. ЕЯР-системы для крупных предприятий рассчитаны на тысячи пользователей,
р>
Крупное СУБД Oracle
предприятие
Среднее предприятие
СУБД Microsoft SQL
Компания Oracle
Зарубежные произв одители
Статус производителя
Отечественные произв одители
Î
Фирма 1С
Система Oracle E-Business Suite
Система mySAP ERP
Система BAAN V
Система iScala
Системы Navision и Axapta
Система 1С: Предприятие 8
Система Галактика
Система ПАРУС-Предприятие 8
3 ERP-система (ERP — enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия) — система управления ресурсами предприятия, т. е. программная среда, которая может охватить все ключевые процессы деятельности предприятия: закупки, продажи, производство, кадры, финансы и т. п.
Рис. 4. Основные категории классификации ERP-систем
а для средних предприятии данные системы подвержены меньшей нагрузке. Следовательно, производительность системы будет зависеть от используемой СУБД.
Все ERP-системы — модульные. Каждый модуль охватывает определенную функциональную сферу деятельности предприятия (финансы, производство, управление персоналом и т. д.) и состоит из подмодулей. Например, система Oracle E-Business Suite состоит из совокупности представленных модулей, а финансовый модуль — из 12 блоков (подмодулей), представленных на рис.
5 (составлено автором).
ERP-системы для крупных предприятий являются Интернет-решениями, т. е. с их помощью группы компаний, расположенные по всей стране, можно объединить в единое целое таким образом, что данные будут доступны в любой момент времени и в любом месте. Прочие ERP-системы, как правило, терминальные, т. е. по компьютерным сетям передаются не данные, а лишь их визуальное изображение, поэтому в филиалах появляется возможность наблюдать за бизнес-процессами без оперативного вмешательства.
Существенно упростят процесс подготовки отчетности в соответствии с МСФО специализированные программы отечественных производителей, например, конфигурация «Управление производственным предприятием» для платфор-
SAP AG
Scala
s S
& I
© S
fr if m
it
Финансовый подмодуль Oracle E-Business Suite
¡IS g
& ä £ g
& a
^ к
ö с
©
Система Oracle E-Business Suite
Рис. 5. Модули системы Oracle E-Business Suite
мы «1С: Предприятие 8» и «Инталев: корпоративные финансы 2005» версии «Проф».
Система «1С:Управление производственным предприятием 8» предназначена для ведения учета и составления отчетности по российским стандартам, а также для подготовки отчетности согласно международным стандартам. В данной системе для учета и формирования отчетности в соответствии с МСФО разработана подсистема «Учет по МСФО» при поддержке компании PricewaterhouseCoopers. Система «1С:Управление производственным предприятием 8» позволяет готовить как индивидуальную, так и консолидированную отчетность в соответствии с международными стандартами.
ERP-системы для средних предприятий по умолчанию содержат планы счетов, соответствующие российским и международным стандартам, а также прочие предварительные настройки, позволяющие сблизить два вида учета, что является положительным моментом в отличие от крупных ERP-систем.
В Плане счетов можно указать до 30 аналитических признаков (исключение составляет система «Галактика», которая представляет до шести уровней аналитики), причем названия счетов и аналитика к ним не фиксированы в системе, а настраиваются по желанию заказчика. Все аналитики имеют возможность интеграции в другие модули, поэтому их можно использовать не только в бухгалтерии, но и для других производственных целей.
Все автоматизированные системы являются многовалютными. Консолидацию отчетности можно проводить как по каждому юридическому лицу в отдельности, так и в целом по холдингу. Причем доступна полная и частичная консолидации по различным счетам. Счета в долларах и евро можно консолидировать с использованием разных курсов обмена валют, а также проводить коррекцию курса в ходе консолидации.
Все ERP-системы имеют встроенные возможности генерации стандартных (установленных в соответствии с законодательством) форм отчетов и настраиваемых произвольных отчетов: финансовых, аналитических, бухгалтерских, управленческих и др.
Внедрение и настройка ERP-систем осуществляются поэтапно:
- вначале осуществляются обследование предприятия и разработка технического задания, в котором описываются все бизнес-процессы на предприятии, разрабатываются алгоритмы обработки данных, учетная политика, правила переноса проводок и т. д.;
- затем проводится настройка и модификация программного обеспечения;
- на третьем этапе организуется обучение пользователей;
- в завершение осуществляется тестовая и рабочая эксплуатация.
Данный процесс занимает значительное время (от нескольких месяцев до года и более) и требует больших финансовых вложений, так как при разработке учетных политик, планов счетов, правил корректировки привлекаются специалисты крупных аудиторских и консалтинговых компаний.
Стоимость перехода на ERP-систему индивидуальна, но в конкретных случаях может составлять не менее 100 тыс. долл. США. Эта сумма складывается из стоимости лицензий, количества рабочих мест, внедряемых подмодулей, непосредственно стоимости внедрения, затрат на обучение персонала и т. п. При этом внедрение ERP-системы не столько связано с переходом на МСФО, сколько является более глобальной
задачей оптимизации всех бизнес-процессов на предприятии в целом.
Например, при установке системы mySAP ERP и Oracle E-Business Suite есть определенный минимум, который нужно приобрести для их внедрения — не менее 75 рабочих мест стоимостью 4 800 долл. США каждое. В Oracle минимальный пакет составляет 10 рабочих мест. В настоящее время корпорация SAP выпускает и упрощенные версии своих систем для малого и среднего бизнеса — mySAP All-in-One, SAP Business One.
В компании Scala минимальная стоимость контракта оценивается в 40 — 50 тыс. долл. США, а приобретение системы BAAN V — не менее 200 тыс. долл. Установка систем Navision и Axapta от Microsoft составит соответственно 7 000 евро за минимальный пакет на пять мест и 36 тыс. евро за 20-местное решение. Таким образом, достаточно высокая стоимость ERP-систем финансово доступна только крупным предприятиям.
Однако некоторые компании (например, Microsoft, Парус, Scala) уже имеют варианты готовых решений, учитывающих специализацию предприятий в разных отраслях промышленности, поэтому на внедрение программных продуктов этих предприятий уходит меньше времени и по стоимости они намного дешевле.
Следует отметить, что при составлении отчетности по международным стандартам методом параллельного учета в ERP-системах все хозяйственные операции регистрируются на основании первичных документов (либо по другим основаниям) в единой базе данных. В программе настроено несколько алгоритмов формирования отчетности исходя из данных этой базы: для отчетности по международным стандартам — в соответствии с требованиями МСФО, для национальной бухгалтерской отчетности — по российскому законодательству. В результате данные по каждой операции регистрируются в системе только один раз, а отчетность формируется всех видов.
Представим в табл. 5 сравнительную характеристику некоторых программных продуктов ERP-класса, в которых реализована возможность подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
« »
и
v§
св и и св
CL 0Й
W
са
О
3 о
о в
X =
cd &
о
А =
св *
s Е-
о s
А
«
се
А
се
х
О!
се =
-а
«
Е-
S =
са
се
А
U
к
IS
W о
Э ©
о о M
о
со
Ы s 8 S
S S S я
о ft
ft
о
•e
Я
X «
о ft н
0 я
1 «
w
о g
и о ft к
s S
я
g g
s s
У
ra s S
я
я s ft
о
•e
о
IS ■ &
H
g
W
« я
s S к й
S ü i «
я
& S
<3 g
н н
Ë О
Д s
Рч О
s
r-
s
5
6 *
Ч я В м ft s a h
s
H
о
0
1 н
№ ra s S
я
я
3
я
I X
Ü * ft Ö
о
Ы S
8 S S S S я
о ^
о M и U л Рч Й S
S I I «
К ч
к о
о и
W й
я о
к s
н s
^ я
Е я
^ сс
о (3
Л ю
H ^
и
о S
g s
S 13
g Ц
H "
<u ^
S (S
s s № s S К
2 M «
s
О g © ^
4) О M 4
s ft к
S о
о cc
И m О
ft «
" О I
«
S о о О ft и и о
о s H с
<2 <3
о «
X
Я
Ü * я <1
я
о О
M U Рч
g
• и
о© п
s
т-
к
S _
ft S
В к
I «
* £
Tl ft
S
'S
s ft ^
я О « ö ft и к
Л ч
к t
ei
s
г-
U
0
1 н
№ н о s S
я
я
Ы S
8 S
S S 5 я
о ft
и
а * s я ^ S
О К
g
a s к ^ в W
g и
PQ
<3 °
я ©
g 2
о
MP ü U ьо Рч Р
H g ° Ö
S pq
<5} 3 Ж
а
в-§
а
2
Н О
0
1 н
№
о
я я
Я
3
2
н о
0
1 н
№
о
я я
Я
3
Я
I X
■о §
Ы 3
<3 3
а й
5 я
Ы 3
<3 3
а й
5 я
о &
я
| X
2 * & ^з
Ы 3 <3 §
со
о о РР &
Н Я м ^ N РР
О о 2 Р^
я „
° §
о Я
К я
^ ^
Я £
Я 53
•е я
Н 8
я &
я
у
2
^ ^ г л
ойУ
я о Й ©
©
н Я N РР
о о 2 Р^
я н о о о
я о
Й ©
<3 О
х 2!
н Я N РР
о о 2 Р^
я „
° §
о Я
К я
^ ^
Я «
Я 53
•е я
^ о
& °
Я Я
^ £
о Я
©
у
н о
Я
я
я &
О
•е
о
£ &
н
а
У
н о
Я
я
я &
О
•е
о
£ &
н
Ч О
я я
К О
рз е
^ о
й Я
3 я
& о
я
§ о
я А
н ^
Н
о ^
о и
° О
РР Рч
о ^
Я . &
о Я
Я □
Я&КЯ
" о л
- ^ & Й к й *
ёо« я
ик н Й
Я Й я !§
я
§ О я А н ^
Н •<
оМи о Осо РРРчР
О
со н
Ч О
к
о
. О « ©
Ц О & ^
о о я я
& л
о Й
о к
Й « Я № о н О
Представив сравнительную характеристику ERP-систем в табл. 5, выделим основные функциональные требования, предъявляемые к программному обеспечению в условиях автоматизации учета при составлении отчетности в соответствии с международными стандартами в табл. 6 (составлено автором).
Функциональные возможности, представленные в табл. 6, позволяют значительно уменьшить трудоемкость процесса ведения учета и сократить время на составление отчетности в соответствии с МСФО. Следовательно, чем шире функциональность используемых на предприятии автоматизированных информационных систем, тем выше оперативность, достоверность и непротиворечивость получаемой информации, и менее трудоемким становится процесс ведения учета и формирования отчетности в соответствии с международными стандартами. Также следует отметить минимизацию ошибок в отчетности из-за человеческого фактора и экономию времени на проверку правильности ее заполнения.
Рассмотрим, как реализована возможность автоматизации основных этапов учетного цикла в модуле «МСФО» для ERP-системы «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» в табл. 7 (составлено автором).
В табл. 7 мы рассмотрели этапы учетного цикла в модуле «МСФО» ERP-системы «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» при составлении отчетности по международным стандартам на крупных предприятиях. Таким образом, данная подсистема учета в соответствии с МСФО обеспечивает:
- ведение финансового учета и подготовку индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам;
- трансляцию большей части учетных записей (проводок) из подсистемы бухгалтерского учета;
- параллельное ведение учета по российским и международным стандартам на участках, где различия между российскими требованиями и МСФО существенны (например, учет основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов);
- проведение регламентных документов (учет резервов, обесценение активов и др.), а также внесение корректирующих записей вручную.
Данные функциональные возможности позволяют минимизировать трудоемкость ведения учета в соответствии с МСФО за счет использования данных российского учета, сопоставлять данные российского бухгалтерского учета и учета по международным стандартам, облегчая сверку данных перед составлением финансовой отчетности, а также консолидировать отчетность группы компаний.
В настоящее время не только крупные, но и средние предприятия, расширяя свою деятельность, стремятся выйти на международный рынок для привлечения иностранных инвес-
Таблица 6
Функциональные требования к системе автоматизации учета при составлении отчетности в соответствии с МСФО
Показатель Характеристика показателя
Мультивалютность Способность отражать каждую операцию в валюте, в которой она осуществлена, национальной (первичной) валюте и операционной (вторичной) валюте, в которой компания составляет отчетность в соответствии с МСФО. Выполнение автоматического пересчета суммы операции в национальную и операционную валюты согласно установленным курсам пересчета
Учет активов Немонетарные — по историческому курсу (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, запасы, авансы (при определенных условиях), долгосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов, акционерный капитал). Монетарные — по текущему курсу на дату проводки
Переоценка текущих активов и пассивов В операционной валюте по курсу на дату формирования отчетности (поставщики, денежные средства и т. д.). Возможность выбора режима переоценки (по каждой открытой операции, по бухгалтерским субсчетам и финансовым аналитикам, по контрагентам). Возможность автоматического реверсирования проводок по переоценке в следующем периоде
Наличие генератора финансовой отчетности Ускорение процесса формирования отчетности в соответствии с МСФО на основании данных Главной книги и аналитической информации модулей системы
Трансляция данных Возможность передачи информации Главной книги из базы данных одной компании в базу данных другой. Организация учета в соответствии с МСФО как в отдельной базе данных, так и при консолидации учетных данных компаний (филиалов)
Механизм автоматического распределения сумм по субсчетам и аналитикам Главной книги Распределение числовых данных по субсчетам и аналитикам Главной книги
Возможность автоматического формирования периодических операций Формирование регламентных операций
Мультиязычный интерфейс Возможность формирования отчетности на иностранных языках
тиций. Однако для этого они должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами. Рынок автоматизированных систем бухгалтерского учета для средних и малых предприятий достаточно велик, и определиться с выбором той или иной программы довольно сложно, так как отсутствует информация для пользователя, позволяющая оценить и сравнить функциональные возможности компьютерных программ.
По мнению авторов, использование рассмотренных ERP-систем является дорогостоящим проектом внедрения для средних предприятий, поэтому считаем необходимым разработать методику формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО для средних предприятий посредством создания дополнительного модуля к автоматизированной системе бухгалтерского учета на примере программы «1С:Бухгалтерия 8»
в целях минимизации финансовых, трудовых и временных затрат.
Данная программа была выбрана не случайно, ведь фирма 1С разрабатывает компьютерные системы в сотрудничестве с Минфином России и Институтом профессиональных бухгалтеров России, что позволяет ей автоматизировать деятельность предприятий в соответствии с методологией ведения учета в нашей стране. Автоматизированные системы бухгалтерского учета, созданные на платформе «1С» с унифицированным набором функциональных возможностей, позволяют расширить базовые функции в соответствии с моделью учетного цикла на предприятии, спецификой бизнеса, юридического статуса и других факторов и настроить программу под особенности ведения учета на предприятии.
Ранее были рассмотрены возможности моделирования учетного процесса в условиях приме-
гп
X &
<
X
>
"О
о &
X сг
СП <
X
ь н т ■о
О 7\
< -С
т
Таблица 7
Этапы учетного цикла в модуле «МСФО» Е ИР-системы «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием»
■ь
(О
Этапы учетного никла Настройки модуля Особенности настроек модуля
Первоначальные настройки Учетная политика Настройка учетной политики (международный учет) каждой организации консолидированной группы включает: - метод расчета данных вновь приобретенных компаний; - метод учета инвестиционной собственности; - метод амортизации нематериальных активов; - метод определения процента выполнения договора подряда; - способ оценки основных средств и материально-производственных запасов, а также метод переоценки основных средств и др.
План счетов международный. Виды связи между организациями в Консолидированной группе Настройка общих параметров системы (в том числе валюты международного учета) осуществляется для всех организаций консолидированной группы
Правила трансляции проводок (мэппинг счетов) Соответствие «счет в счет» — каждому счету плана счетов согласно РСБУ поставлен в соответствие счет плана счетов согласно МСФО. Соответствие «по субконто» — каждому значению субконто счета плана счетов согласно РСБУ поставлен в соответствие счет (а также, возможно, субконто) плана счетов согласно МСФО. Соответствие «по реквизиту» — значению реквизита одного из субконто плана счетов согласно РСБУ поставлен в соответствие счет (а также, возможно, субконто) плана счетов согласно МСФО. Режим «исключений проводок» — перечисление правил для счетов с характерными особыми реквизитами, проводки по которым не подлежат трансляции в международный учет, несмотря на заданное общее правило
Текущая работа Трансляция данных из российского бухгалтерского учета в международный После подготовки данных бухгалтерского учета выполняется посредством документа «Перенос проводок (международный)». При трансляции в регистр по международному учету: - сохраняется оригинальная дата проводки; - прописывается ссылка на первичный документ, сформировавший проводку в российском учете; - сохраняется аналитика оригинальной проводки за исключением несовместимости аналитик двух учетов, прописанная в правилах
Принятие к учету основных средств и нематериальных активов, расчет амортизации, выбытие основных средств и нематериальных активов Особенности параллельного учета основных средств и нематериальных активов из-за различий в учете, например: - переоценки могут проводиться не с начала года при учете основных средств по справедливой стоимости; - срок полезного использования может меняться даже без реконструкции и модернизации; - метод начисления амортизации может меняться; - корректировка выполняется при помощи специального документа «Переоценка активов»
Корректировка стоимости товаров и материалов Корректировка стоимости списания товаров и материалов выполняется с использованием тех же правил соответствия счетов и аналитики, что и при трансляции проводок. Реальная оценка запасов может быть иная. Причиной отличия стоимости материально-производственных запасов является использование счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» при обесценении запасов в РСБУ и др. Корректировка выполняется при помощи специального документа «Переоценка активов»
>
п н о
0) ч
СО 0)
л
<
■С
Ф ч 0)
00
3
I
N5 О О 00
к
а
I
Л ^ & о
§ <и
а <2
^ о
3 К
^ П
о Я
О о
5 &
О « '
^ п
£ §
а л
«
я
|
& й
и Я
т 5
^ О & К
<о 2
к ч К о ё ©
8 О
I ^
к 2 . „ к
о я
- к
3 &
Я ^
Я Й
Я 5
о Й
& 2
в 3
8 £
к я
^ о
К =
Ё? Ч & 8
к
н о о
о
н ..
я я
Я о
8 я
н я
° I
X ^
^ §
о л
8 я
К ^
о ч
н о
8 т
^ я
о Ч
13 2
Я Я
о 2
^ н
5 №
<3 «
6 8 & н Й Я
2 Я
я
я
& X
я ~
о
н т
Й <3
я н
& я
а ^
£ я
а я
к
^ я
а я
я &
я «
я Я
М о
Й «
я
- о <0 « ю &
«Я« «
оЯ&
С &
а
5=
я
о
я &
Ч ^
я
£
в ^
я 2
я <3 ^
я
я 0
я М
? «
О к
н Я
я
я я н
о %
- я
2 &
§ я
Й 8
В я
я ^
Э |3
Я Я
X ч
Ы о
Я я
Ц <0
Э & Й ^
■О Я
^ Й я
а ^
« я
л я
«
Я ьн & «
Я ^
н ©
а о
£ Е
Ч о
о Я
3 Я
Я I—
М
з ° 3 ©
м о О ч
3 я Я н
я
& о Я я
Я
Я
я а
& о
Я £
а н
^ а
о я
©
о «
о я о о
£ я
•е «
о я я я я
о &
я
3
4 о о
я
о м
я *
я
н «
о я
3
я
я
з *
я X к
я
я я
о &
я &
о
•е
л <
я я
ч ч о о
с с
к я я
я
ч о о
я £
нения автоматизированных систем бухгалтерского учета, поэтому перед составлением финансовой отчетности в соответствии с МСФО в условиях автоматизации сначала рекомендуем провести определенную подготовительную работу методологического и организационного характера, которая включает мероприятия, представленные на рис. 6 (составлено автором).
Проводя организационную работу, при разработке учетной политики следует ориентироваться на ведение учета по трем стандартам: бухгалтерскому, налоговому и МСФО. Учетная политика регламентирует все аспекты технологии подготовки финансовой отчетности: описание всех учетных процедур, основные компоненты отчетности, выбор валюты отчетности, описание технологии трансформации из функциональных валют (при их использовании) в валюту отчетности, требования к составлению форм отчетности и к подготовке консолидированной отчетности. Подробное описание учетных процедур позволит минимизировать количество ошибок (в том числе при смене персонала) и сократить сроки составления отчетности. Для контроля сроков формирования отчетности необходимо разработать нормативы обработки основных первичных документов и выполнения учетных процедур, т. е. описать последовательность действий по учету хозяйственных операций и время их выполнения.
ж
ж
Подготовительная работа перед составлением отчетности
в соответствии с МСФО .^П».
Организационная Методологическая
Выбор валюты оценки и валюты представления отчетности
Выявление разниц в учете объектов по российским и международным стандартам
Расчет входящих остатков
Ж.
Сбор информации, необходимой для расчета трансформационных корректировок
Разработка новых внутренних учетных регистров и форм отчетности
Разработка форм по сверке показателей основных форм бухгалтерской отчетности
_,
Выбор варианта оценки активов и обязательств
_
Состав и правила составления финансовой отчетности согласно МСФО
_
Учет внеоборотных активов
_
активов
__
Учет оборотных активов
_I_I_
Учет затрат по займам
_
Учет финансового результата
_.
Учет выручки и прочих доходов
]
_
Учет себестоимости начисленных расходов
_
Правила международных стандартов в отношении валютных операций
_I_I_
Правила пересчета показателей финансовой отчетности
_
Дополнительные раскрытия информации в примечаниях к отчетности
Рис. 6. Элементы подготовительной работы перед составлением отчетности в соответствии с МСФО
Поскольку финансовую отчетность в соответствии с МСФО предприятия формируют из российской отчетности с помощью трансформации, то согласно принципу рациональности будет целесообразно максимально сблизить международную учетную политику с российской посредством минимизации различий без ущерба интересов пользователей. Например, зафиксировать в учетной политике в соответствии с МСФО и РСБУ единые нормы амортизации основных средств, одинаковые подходы к оценке стоимости запасов и др.
В настоящее время возможно очень тесное сближение учетных политик по российским и международным стандартам, поскольку современные российские национальные стандарты учета (ПБУ) содержат набор допустимых вариантов, удовлетворяющих требованиям МСФО. Сближение учетных норм позволит также снизить затраты на проведение трансформационных процедур.
Если же правила учета некоторых операций значительно отличаются, необходимо воспользоваться тем вариантом, который минимизирует трудозатраты на трансформацию отчетности. Таким образом, составлять учетную политику согласно МСФО следует на основании российского варианта этого документа. Положения, которые не противоречат международным стандартам, следует оставить без изменений, а принципы учета, которые не соответствуют МСФО или отсутствуют — скорректировать или добавить. Для полноценного представления информации внешним пользователям рекомендуется раскрывать необходимые сведения в постатейных комментариях к финансовой отчетности.
Приложения, предусмотренные российской учетной политикой, следует разработать и утвердить, так как их отсутствие усложняет не только ведение учета и составление отчетности, но и деятельность компании в целом. Следует отметить, что международные стандарты не предписывают разработку этих документов, так как они в большей степени относятся к системе внутреннего контроля фирмы, а не к финансовой отчетности.
При формировании учетной политики для сближения двух видов учета также необходимо разработать и утвердить единый План счетов или разработать дополнительный План счетов в соответствии с МСФО для формирования на его основе показателей международной отчетности.
При разработке дополнительного Плана счетов необходимо также составить таблицы соответствия российского Плана счетов Плану счетов в соответствии с МСФО.
Мы рекомендуем разработать единый план счетов с расширенной аналитикой, т. е. с детализацией информации посредством создания субсчетов и аналитических признаков, который позволит составлять все типы отчетности. В дополнительной расшифровке, как правило, нуждаются статьи выручка, основные средства, финансовые вложения, кредиты и займы, запасы и др. Например, по запасам нужно представить сведения о дате поступления, об оплате неденежными средствами или с рассрочкой, о списании, выбытии в производство, данные о неликвидных запасах. Дебиторская и кредиторская задолженности должны расшифровываться по наименованиям дебиторов и кредиторов с указанием вида задолженности и даты ее возникновения.
В дальнейшем при оформлении каждой проводки будет видно, какие корректировки необходимо сделать в тех или иных статьях международной отчетности. Операции, аналоги которых в российском учете отсутствуют, при подготовке международной отчетности необходимо отражать вручную в виде корректирующих проводок. Например, расчет отложенных налоговых активов и обязательств, а также пересчет данных отчетности с учетом фактора гиперинфляции, которые из-за большой трудоемкости рекомендуем производить раз в год.
Отметим, что в российском учете План счетов является нормативным, а МСФО предоставляют компаниям возможность составлять План счетов максимально соответствующий специфике их деятельности. Поэтому при разработке Плана счетов по российским и международным стандартам необходимо разработать модель перегруппировки счетов, которая позволит добавить в бухгалтерскую программу функцию автоматического переноса данных с российских счетов на МСФО-счета. Кроме этого, рекомендуем разработать новые внутренние учетные регистры и формы отчетности, которые помогут расширить и детализировать аналитические данные учета.
Разработка трансформационной модели реализуется в виде системы трансформационных таблиц, которая в дальнейшем будет переведена в автоматизированную форму. Приведем примерный перечень данных, необходимых для расшиф-
Примерный перечень данных, необходимых для расшифровки основных разделов
и статей финансовой отчетности
Таблица <
Раздел (статья) баланса
Детализация информации
Основные средства (ОС)
1. Первоначальная стоимость.
2. Сумма амортизации.
3. Данные о поступлении и выбытии объектов ОС.
4. Остаточная стоимость.
5. Сроки полезного использования
6. Данные о суммах переоценок.
7. Дата приобретения.
8. Дата начала эксплуатации.
9. Информация о способе оплаты ОС (денежная/неденежная).
10. Дата выбытия и пр.
Незавершенное
строительство
(НС)
1. Начало строительства.
2. Информация о переводе объектов из состава НС в состав ОС.
3. Расшифровка капитальных затрат по элементам
Долгосрочные
финансовые
вложения
1. Дата приобретения акций.
2. Доля владения.
3. Стоимость приобретения.
4. Информация о долгосрочных ценных бумагах с указанием эмитента
5. Процентные ставки.
6. Вероятность погашения.
7. Планы использования
Запасы
1. Информация о движении запасов, готовой продукции. 2. Данные о неликвидных запасах
Дебиторская и
кредиторская
задолженности
1. Расшифровка задолженности в разрезе видов задолженности и контрагентов с указанием даты возникновения.
2. Вероятность погашения дебиторской задолженности.
3. Резервы по сомнительным долгам, созданные в соответствии с РСБУ.
4. Информация об авансах.
5. Информация о задолженности по налогам
Денежные средства
1. Данные о структуре денежных средств. 2. Данные о процентных ставках по депозитам. 3. Данные об остатках денежных средств на счетах, ограниченных к использованию
Капитал
1. Информация об использовании прибыли.
2. Информация о начисленных и выплаченных дивидендах.
3. Информация об изменении статей.
4. Добавочный капитал — о собственных выкупленных акциях (дата выкупа, сумма, номинальная стоимость).
5. Уставный капитал — количество выпущенных акций, номинальная стоимость, данные об оплате и пр.
Заемные средства
1. Данные в разрезе контрагентов о возникновении и погашении задолженности по займам и кредитам.
2. Информация об оплате задолженности денежными или неденежными средствами.
3. Информация о процентных ставках.
4. Информация о суммах начисленных процентов.
5. Информация об остатках задолженности по процентам и основной сумме долга
Выручка
1. Данные по видам выручки: от обычной и прочих видов деятельности
Себестоимость
1. Данные в разрезе элементов затрат. 2. Информация о внутрифирменном обороте
Забалансовые обязательства и резервы
1. Сведения об объектах арендованных ОС.
2. Сведения о выданных гарантиях в разрезе контрагентов с указанием вероятности выплаты по гарантии.
3. Сведения о судебных исках с указанием вероятности оттока будущих экономических выгод.
4. Сведения о половозрастной структуре работников предприятия.
5. Сведения о количестве дней неиспользованных отпусков и пр.
Дополнительно запрашиваемая информация
1. Учредительные документы.
2. Договоры, заключенные в текущем периоде.
3. Акты налоговых проверок.
4. Протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров.
5. Данные о выплатах текущего периода управленческому персоналу.
6. Данные о заключенных на отчетную дату контрактах, по которым не осуществлялись выплаты и не производились поставки.
7. Коллективные договоры.
8. Договоры о негосударственном пенсионном обеспечении и пр.
ровки основных разделов и статей финансовой отчетности в табл. 8.
Детализация информации статей баланса необходима для составления отчетности в соответствии с международными стандартами, а возможности настройки программы «1С:Бухгал-терия 8» в значительной степени удовлетворяют этим требованиям.
Следовательно, для формирования финансовой отчетности конкретного предприятия в соответствии с МСФО в программе «1С:Бухгалтерия 8» необходимо выполнить некоторые настройки с оптимальным использованием механизмов, реализованных в типовой конфигурации. Основные доработки системы будут связаны с разработкой методики автоматизации учета, настройкой дополнительных аналитик для формирования регистров и отчетов, а также с программированием. Дополнительные настройки программного обеспечения позволят повысить качество и оперативность подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Основная цель разработки методики заключается в автоматизации процесса формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО на предприятиях малого и среднего бизнеса с минимальными временными, трудовыми и финансовыми затратами.
Методика предусматривает автоматизацию формирования финансовой отчетности методом трансформации с использованием дополнительно разработанного модуля к программе «1С:Бух-галтерия 8». В результате показатели отчетности в соответствии с МСФО будут формироваться на основании данных отчетности согласно РПБУ, скорректированных на величину отличий в учете и отчетности.
Для создания дополнительного модуля к используемому программному обеспечению предприятию необходимо описать модель учетного цикла, особенности ведения бухгалтерского учета и необходимую настройку аналитики, чтобы составить техническое задание. Оно составляется в письменном виде и содержит конкретный перечень всех документов, регистров и форм отчетности с необходимой степенью детализации (аналитики), которые должны формироваться в дополнительном модуле с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Программистами будет разработан алгоритм
выполнения определенных действий, позволяющий транслировать данные из автоматизированной системы бухгалтерского учета согласно РСБУ в модуль формирования отчетности в соответствии с МСФО. После переноса информации необходимо будет выполнить некоторые корректировки данных, например, по основным средствам, материально-производственным запасам и другим, так как в их учете по национальным и международным стандартам существуют различия.
Методика автоматизации формирования отчетности в соответствии с международными стандартами состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе необходимо разработать и настроить учетную политику и План счетов в соответствии с МСФО, а также разработать руководство по трансформации и консолидации финансовой отчетности в программе «1С: Бухгалтерия 8».
Для минимизации ошибок и сроков составления отчетности предлагаем примерный перечень разделов и краткое описание учетной процедуры в учетной политике предприятия (табл. 9, составлено автором).
Далее в программе «1С:Бухгалтерия» следует настроить План счетов, который рекомендуется разработать на основании российского Плана счетов. При этом в него следует добавить специальные счета, специфические для ведения учета по международным стандартам, и создать аналитику, на основе которой будет выполняться трансформация отчетности в соответствии с МСФО. Отметим еще раз, что различия в основном возникают при учете внеоборотных активов и материально-производственных запасов.
Для проведения трансформации необходимо настроить таблицу соответствия счетов российского Плана счетам МСФО, а также установить правила переноса проводок, т. е. разработать кон-вертационные проводки для корректировки полученных данных в соответствии с МСФО. Следует отдельным блоком настроить параллельное ведение учета основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов посредством создания специальных документов, так как различия между российскими нормативами и требованиями МСФО существенны.
На основном этапе разрабатывается трансформационная модель и осуществляется перенос
Таблица 9
Примерный перечень разделов и описание учетной процедуры
Разделы учетной процедуры Описание учетной процедуры
Номер и название учетной процедуры —
Общие положения Ситуация, в которой должна быть выполнена процедура, и ее экономический смысл
Участники учетной процедуры Отделы, должности и фамилии сотрудников, которые отвечают за выполнение процедуры и непосредственно их выполняют
Описание схемы движения документов Название, внутрифирменный код документа и его краткое описание
Таблица проводок и операций Название операции и типовые проводки с указанием необходимого уровня детализации
Действия в нестандартных ситуациях Описание ситуации, возможная причина и действия участника процедуры (например, неправильное указание реквизитов контрагента в первичных документах или неверно исчисленная сумма операции)
Подробное описание действий по закрытию периода для счетов, связанных с описываемой учетной процедурой Действия, выполняемые перед закрытием периода
Порядок отражения учетной процедуры в информационной системе Детальное описание и экранные формы
Действия по внутреннему контролю Указание фамилии и должности сотрудника, а также ответственность за выполнение контрольных действий
учетных данных. Модель состоит из трансформационных таблиц, разработанных на базе конфигурации «1С:Бухгалтерия», которые должны содержать данные из оборотно-сальдовой ведомости по юридическому лицу согласно РПБУ, номер и название расшифровки (корректировки), необходимые для раскрытия информации согласно международным стандартам, и итоговые данные в соответствии с МСФО. В таблицах рекомендуется раскрыть информацию о нематериальных активах, основных средствах, денежных средствах, дебиторской и кредиторской задолженностям (включая расшифровку крупнейших дебиторов и кредиторов) и другие показатели финансовой отчетности.
Выделим некоторые операции, корректировки по которым рекомендуется учесть при автоматизации учета по международным стандартам:
- пересчет амортизации из-за различий в нормах, а также в стоимости основных средств;
- учет расходов по кредитам с детализацией информации о полученных кредитах и займах (валюта и ставка процента, а для долгосрочных кредитов и займов — график погашения);
- разделение дебиторской задолженности по срокам возникновения для оценки ее надежности;
- создание резервов по текущим активам (по сомнительным долгам, запасам и т. п.);
- пересчет отложенных налоговых активов и обязательств;
- начисление дополнительных расходов, по каким-либо причинам не включенных в российскую отчетность, и др.
Формирование отчетности в соответствии с МСФО выполняется на основании отдельной оборотно-сальдовой ведомости, данные в которую переносятся на отчетную дату из оборотно-сальдовой ведомости по РБСУ (кроме проводок по внеоборотным активам и материально-производственным запасам) путем переноса проводок с помощью генератора отчетов. Таким образом, для составления основных форм финансовой отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках) по международным стандартам используются данные оборотно-сальдовой ведомости, сформированной согласно МСФО. Баланс по национальным стандартам должен формироваться в рублях, а согласно МСФО — в иностранной валюте.
После формирования бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО составляются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях в капитале. Для подготовки этих отчетов сначала выполняется перегруппировка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а затем технические корректировки над трансформированными данными.
Таблица 10
Требования, предъявляемые к автоматизированной системе для подготовки отчетности в соответствии с МСФО
Функциональные требования Выполняемые функции
Ведение таблиц связей счетов и выполнение трансформации Простой и удобный для пользователя интерфейс таблиц связей. Наличие механизмов проверки внутренней сбалансированности, полноты и целостности данных. Ведение нескольких таблиц связей счетов
Выполнение операций Поддержка механизма проводок для выполнения сбалансированных сложных корректировок. Гибкие интерфейсы настройки шаблонов корректирующих проводок, в которых можно настроить корреспонденцию статей
Автоматизированный расчет суммы корректирующих проводок Автоматическое выполнение корректировки по настроенным шаблонам и выверенным алгоритмам расчета сумм проводок
Формирование расшифровок о движениях по статьям Плана счетов в соответствии с МСФО Трансформация на основе механизма проводок по различным статьям Плана счетов в соответствии с МСФО. Поддержка детализации значений статей для получения расшифровок
[ Применение методики практически не I изменяет функциональные
! обязанности бухгалтеров
[ Автоматизация проводится в рамках I существующего программного ! продукта
Автоматизация арифметических операций
Автоматическая трансформация данных учета
Автоматизация заполнения форм финансовой отчетности
| Методика разработана для
I предприятий определенной категории
и Минимизация трудовых затрат
1 Минимизация финансовых затрат
1 Сокращение времени трансформации
00
ь 1 1 и Снижение риска дополнительных ошибок в отчетности по МСФО
ч
ь 1н £ N Повышение качества подготовки отчетности
и
1 Увеличение оперативности
ь 1
Повышение достоверности сформированной отчетности
ь 1 Апробация на предприятии ООО «Энергопромсервис»
Рис. 7. Преимущества применения разработанной методики
Например, для составления отчета о движении денежных средств перегруппировка выполняется по следующим разделам:
1. Денежные средства от операционной деятельности.
2. Прирост / снижение денежных средств от изменений операционных активов и обязательств.
3. Чистые денежные средства, полученные от (использованные в) инвестиционной деятельности.
4. Чистые денежные средства, полученные от (использованные в) финансовой деятельности.
Примечания к формам отчетности автоматически не формируются, так как носят описательный (аналитический) характер, поэтому их следует создавать в табличном редакторе.
На заключительном этапе предполагается консолидация данных трансформационных таблиц разных компаний на базе программы «1С:Бухгалтерия» в соответствии с данными их учета. Поэтому для автоматизации консолидации финансовой отчетности планируется создать дополнительный модуль к программному обеспечению «1С: Бухгалтерия». Основной функцией этого модуля будет возможность загрузки данных трансформационных таблиц из баз «1С: Бухгалтерия» всех предприятий в базу «1С:Бухгалтерия», предназначенную для консолидации.
Обобщая рассмотренные этапы методики, следует отметить, что автоматизированная система для подготовки отчетности в соответствии с МСФО должна быть настроена таким образом, чтобы выполнять функции, представленные в табл. 10 (составлено автором).
Следует отметить, что организации, которые впервые в полном объеме составляют отчетность в соответствии с международными стандартами, должны руководствоваться МСФО (IFRS) 1 «Принятие международных стандартов финансо-
Рис. 8. Последовательность действий при использовании методики формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО
вой отчетности впервые». Стандарт описывает не только требования к отчетности, но и возможности отступления в ряде случаев от международных стандартов, что позволяет упростить переход и сократить затраты на составление финансовой отчетности.
Данная методика была успешно апробирована на предприятии ООО «Энергопромсервис» и рекомендована для применения на средних и малых предприятиях, которые приняли решение составлять отчетность в соответствии с международными стандартами в условиях автоматизации.
Преимущества применения разработанной методики представлены на рис. 7 (составлено автором).
В заключение представим схему последовательности действий при использовании методики
формирования финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (рис. 8, составлено автором).
Итак, применение данной методики позволит средним предприятиям формировать финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами с использованием дополнительного модуля к программе «1С:Бухгалтерия 8» или выполнить функциональную настройку применяемой автоматизированной системы.
Литература
1. Банк С. В., Костина З. А. Адаптация отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО // Аудитор. 2006. № 8. С. 12 — 17.
2. Берко И. А. Учет и отчетность по МСФО в 1С:Предприятии 8.0 в вопросах и ответах: практическое пособие. М.: ООО «1С-Паблишинг».
2005. 218 с.
3. Бычкова С. М, Алдарова Т. М. Понятия достоверности и существенности в бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. 2007. № 1. С. 25-27.
4. Ковалев С. Г., Малькова Т. Н. Международные стандарты финансовой отчетности в примерах и задачах. М.: Финансы и статистика. 2006. 296 с.
5. Костин С. МСФО для малых и средних предприятий// МСФО: практика применения.
2006. № 5. С. 14 — 18.
6. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика. 2007. 592 с.
7. Петров А. Требования к программному продукту и выбор системы // МСФО: практика применения. 2006. № 1. С. 14 — 18.
8. Рожнова О. В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности / О. В. Рожнова. М.: Экзамен. 2002. 288 с.
9. Соколов А. А. Проблемы формирования учетной политики // Экономический анализ. Теория и практика. 2007. № 11. С. 32 — 34.
10. Суворов А. В. Особенности принципов учета и основные характеристики финансовой отчетности, составленной по МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 10. С. 15 — 18.