Научная статья на тему 'Методологические аспекты термина "расстройства когнитивной сферы"'

Методологические аспекты термина "расстройства когнитивной сферы" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL REHABILITATION POTENTIAL / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ / INDIVIDUAL REHABILITATION PROGRAM / HUMAN ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Войтенко Р. М., Крицкая Л. А., Филиппова М. П.

Дается определение понятий: личность, способности человека, интеллектуальный реабилитационный потенциал и их клинико-экспертное значение при организации и реализации реабилитационных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Войтенко Р. М., Крицкая Л. А., Филиппова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of the term "disturbance of the cognitive sphere"

The definition of concepts is given: personality, human abilities, intellectual rehabilitation potential and their clinical and expert importance in the organization and implementation of rehabilitation goals and objectives.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты термина "расстройства когнитивной сферы"»

УДК 316.6+364.04

Методологические аспекты

термина «расстройства когнитивной сферы»

Войтенко Р.М., Крицкая Л.А., Филиппова М.П.

Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда РФ

Methodological aspects of the term "disturbance of the cognitive sphere"

Voytenko R.M., Kritskaya L.A., Filippova M.P.

St. Petersburg Institute for Advanced Medical Experts of the Ministry of Labor of the

Russian Federation.

Аннотация

Дается определение понятий: личность, способности человека, интеллектуальный реабилитационный потенциал и их клинико-экспертное значение при организации и реализации реабилитационных целей и задач.

Ключевые слова: личность, способности человека, интеллектуальный

реабилитационный потенциал,

индивидуальная программа реабилитации

Abstract

The definition of concepts is given: personality, human abilities, intellectual rehabilitation potential and their clinical and expert importance in the organization and implementation of rehabilitation goals and objectives.

Keywords: personality, human abilities, intellectual rehabilitation potential, individual rehabilitation program.

Термин «расстройства когнитивной сферы» есть сборное интегративное системное понятие и не является клинически-очерченным синдромом. Поэтому в социальной медицине клинико-экспертной психологии и патопсихологии для решения экспертных вопросов и при формировании индивидуальной программаы реа-(а)билита-ции (ИПРА), возникает существенная необходимость разграничить ряд понятий, связанных с интеллектуальным потенциалом личности.

Клинико-экспертная реабилитационная оценка состояния психических процессов ориентирована, прежде всего, на недостаточность функционирования конкретных мозговых структур, раз вившихся вследствие патологического процесса (последствия ЧМТ, нейроинфекции, интоксикации, сосудистой патологии и т.д).

Оценка интеллектуального потенциала человека, живущего в ситуации «болезнь (дефект)», отражает личностный уровень возможных нарушений в интеллектуальной

сфере, вследствие чего возможен иной экспертный и реабилитационный подход.

Как известно, под личностью понимается сложная гомеостатическая био-социо-психологическая система, составляющая устойчивый психический облик человека с индивидуальными особенностями его темперамента, характера, интеллекта и мотивации [1].

В клинико-экспертной психологии важно уточнить понятие интеллекта, как умение ставить и решать жизненно-значимые проблемы, в том числе и проблемы реабилитации. Следовательно, оценка интеллектуального потенциала в реабилитационным процессе ориентирована на умение оценить этапы и конечные цели реабилитации [2].

В этой связи понятно, что оценка состояния психических процессов составляет лишь генетико-конституциональную структуру понятия личности, наряду, с ее социальным (характер) и аутопсихологическим (направленность) компонентами.

BISSA 2018 Vol. 7 № 2_л

Следовательно, при реализации ИПРА повышение реабилитационного потенциала человека возможно при воздействии на состояние психических процессов при помощи активной патогенетической терапии (ноотропы, ангиопротекторы, метаболики и т.п.). Повышение собственно интеллектуального потенциала взрослого реабили-танта представляется, напротив, крайне сомнительной задачей.

Однако, прежде чем переходить к конкретному анализу интеллектуального реабилитационного потенциала, необходимо остановится на крайне значимом в реабилитационном плане понятии «способности».

Под термином «способности» в психологии понимается возможности человека в целом быстрее, успешнее овладевать знаниями, навыками и умениями.

В социальной медицине не вызывает особых сомнений, что человек есть триединство организма, личности и индивида (действующий член микросоциальной группы - семья, школа, учебная группа, рабочая группа, группа по интересам и т.д.). Следовательно, понятие «способности» соотносятся с различными формами деятельности человека в целом. В этой связи можно выделить ряд «способностей» организма. Например, к тем или иным видам спорта, «абсолютный» слух, особо тонкое обоняние, острота зрения и т.д. Эти особенности организма, действительно, позволяют успешнее овладевать умениями в тех сферах деятельности, где они особо значимы. Так называемые организационные способности могут проявляться лишь в более успешной деятельности в разных социальных группах.

Понятно, что группа «способностей» организма к интеллектуальному потенциалу личности может иметь весьма отдаленное отношение. В реабилитационном процессе оценка функциональных возможностей организма также может явиться важной составляющей в рамках профилактики инвалидности и реабилитации.

Переходя к анализу интеллектуального потенциала личности, следует, прежде всего, уточнить ряд понятий, особенно значимых в клинико-экспертно-реабилитацион-ном аспекте.

Как известно, интеллект, как структура личности, формируется из двух составляющих - невербального (А) и вербального (В) компонентов. Недостаточность невербального интеллекта обусловлена генетико-кон-ституциональными особенностями чело-

ORIGINAL ARTICLES

века и мало поддается коррекции (например, синдром Дауна). Однако это не значит, что за счет повышения качества деятельности психических процессов при помощи современной активной метаболической терапии и интенсивной стимуляции развития вербального интеллекта (система воспитания, обучения, различные варианты социальных контактов и т.п.) общий интеллектуальный потенциал может быть существенно повышен и, следовательно, расширены основные категории жизнедеятельности [3].

Первичная интеллектуальная недостаточность выявляется обычно уже в детстве и требует на ранних этапах развития психической деятельности ребенка (с трех лет) формирования и реализации не только социально-психологического, но и медико-биологического аспектов реабилитации (за счет активной патогенетической терапии) для улучшения состояния психической процессов

При вторичной интеллектуальной недостаточности, которая также проявляется в детском возрасте, невербальный интеллект, как таковой, не страдает, но вследствие иной тяжелой сомато-неврологиче-ской патологии (органические поражения головного мозга различного генеза), выявленная интеллектуальная недостаточность является одним из синдромов основного заболевания. Эту симптоматику необходимо учитывать при вынесении экспертного решения и организации ИПРА, особенно у детей [4].

Исторически сложившееся понятие «ин-теллектуально-мнестическое снижение» представляется совершенно устаревшим и не соответствует современным принципам социальной доказательной медицины. Вместе с тем необходимо особо отметить, что после Великой Отечественной войны среди её участников оказалось большое число солдат и офицеров, получивших в период боевых действий ЧМТ, контузии и т.п., что в последующем серьезно затруднило их социальную адаптацию и ограничило возможности в различных видах деятельности вследствие расстройств когнитивной сферы. В этот послевоенный период советскими психиатрами и был предложен термин «интеллектуально-мнестическое снижение», поскольку, наряду с генетикой и кибернетикой, психология, в том числе и медицинская, рассматривались как псевдонаучные знания. Применение этого термина в первые десятилетия после ВОВ помогло в

значительной мере верифицировать, понять и оценить особенности расстройств психической деятельности значительного числа участников войны.

Развитие в последние десятилетия медицинской и клинико-экспертной психологии, а также выделение доказательной социальной медицины с ее двумя составляющими - врачебно-экспертной и реабилитационной, потребовало более четкого разграничения: оценка состояния психических процессов, а также интеллектуального потенциала личности с уточнением способностей человека к той или иной форме деятельности. Например, профессиональная ориентация или профессиональная переориентация, что может иметь особую значимость при организации и реализации ИПРА.

Таким образом, конкретизация понятия расстройства когнитивной сферы в социальной медицине проводится по трем основным направлениям: выделение основного дезадаптирующего синдрома, оценка способностей человека, анализ интеллектуального потенциала.

В частности, расстройства мнестико-идеаторной сферы в рамках клинико-функ-ционального диагноза должно быть трансформировано в конкретный дезадаптирующий синдром (психоорганический синдром) с указанием его варианта, стойкости и степени выраженности, а также значимости при вынесении экспертного решения и выбора медико-биологического аспекта реабилитации.

Оценка способности человека к тому или иному виду деятельности особенно значима при реализации социального аспекта реабилитации (например, стато-динамиче-ские функции организма, особенности органов чувств, способность к организаторской деятельности).

Анализ интеллектуального потенциала позволяет не только уточнить степень социальной недостаточности, что может быть значимо при вынесении экспертного решения, но и наметить конкретные социально-психологические мероприятия, ориентированные на повышение т.н. вербального интеллекта.

Вторичная интеллектуальная недостаточность, сформировавшаяся вследствие тяжелой сомато-неврологической патологии в детско-подростковом возрасте является по существу клиническим синдромом, приводящим к нарушению основных категорий жизнедеятельности.

В социальной медицине и медико-социальной экспертизе методы оценки интеллектуального потенциала больного, как правило, должны быть относительно просты, не очень трудоемки и не занимать много времени. Обычно, помимо психо-биографи-ческого метода и клинико-психологического наблюдения к ним относят методы Равена и Векслера, которые проводит клинический психолог и оценивает отдельно вербальный и невербальный интеллект и их общий уровень, а также ряд классических клинических тестов (обычно в виде не менее пяти-шести пословиц и поговорок), ориентированных на умение человека понимать их абстрактный смысл. При этом не столь важна вербальная форма ответа, сколь умение обследуемого вычленить, понять, абстрагировать конкретный смысл тестов. Примерный набор таких общепринятых пословиц и поговорок, по степени их усложнения, прилагается, хотя возможны их различные модификации: например: «семь раз отмерь,.....»; «не зная брода...»; «сколько веревочке не виться.»; «под лежачий камень.»; «яблоко от яблони.»; «с миру по нитке.»; «ворон ворону.»; «не красна изба углами..»; « не плюй в колодец.»; « не по Сеньке шапка.» и т.д. [5].

Таким образом, конкретный типологический анализ расстройств когнитивной сферы в рамках современной доказательной медицины более достоверно позволяет верифицировать экспертное решение и оценить интеллектуальный реабилитационный потенциал конкретного реабилитанта, что важно при организации и реализации индивидуальной программы реа- (а)билита-ции.

Список литературы

1. Войтенко Р.М. Клинико-экспертная психология - СПб. 2010; (2 изд. 2016) - 257 с.

2. Войтенко Р.М., Крицкая Л.А. Реабилитология: концепция и методология. - СПб, 2016. - 123 с.

3. Войтенко Р.М. Детская социальная психиатрия //Руководство для врачей. - СПб, 2014. -284 с.

4. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации под. ред. В.Г. Помникова, М.В. Коробова //СПб, «Гиппократ», 2017, 4

10

Bulletin of the International Scientific Surgical Association

BISSA 2018 Vol. 7 № 2_л

изд, (Часть VI. Психические болезни - С.759-765).

5. Войтенко Р.М., Саковская В.Г., Филиппова М.П. Изменения психических процессов и ме-

ORIGINAL ARTICLES

тоды их исследования. Значение в МСЭ и реабилитации //Учебно-методическое пособие -СПб, 2012.- 43 с.

Поступила в редакцию 17.05.2018

Сведения об авторе:

КрицкаяЛариса Анатольевна - Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда РФ. e-mail : kritskaya 1957@ mail.ru; тел: (+7) 911-922-51-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.