ПО ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
В. В. Иванов1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ2
Вопросы стратегического планирования рассматриваются с позиций глобальных трансформаций. Анализируются большие вызовы; показано, что мир вступил в период гуманитарно-технологической революции, где главным приоритетом становится повышение качества жизни на основе новых технологий и формирование нового мирового уклада. Государства, имеющие наиболее развитый научно-технологический потенциал, станут глобальными лидерами. Система стратегического планирования должна обеспечить присутствие России в числе стран -глобальных лидеров.
Ключевые слова: глобальные процессы, качество жизни, гуманитарно-технологическая революция, стратегическое планирование.
УДК 330.352
Введение
Мир вступил в эпоху глобальных трансформаций. Об этом свидетельствуют участившиеся экономические и политические кризисы, локальные военные конфликты. Отличительной чертой текущей ситуации является возрастающее неравенство как между отдельными государствами, так и внутри них. Исходными причинами такого неравенства стали неравный доступ к природным ресурсам и современным технологиям, асимметрия информации, разрыв между уровнями культуры, социально-экономического и научно-технологического развития. Мир находится в точке бифуркации, после перехода которой будет сформирован новый мировой уклад, а при неблагоприятном стечении обстоятельств может наступить глобальная катастрофа с непредсказуемыми последствиями.
1 Владимир Викторович Иванов, заместитель президента РАН, руководитель Информационно-аналитического центра «Наука» РАН (ORCID: 0000-0002-9823-8767), д-р экон. наук, профессор, чл.-корр. РАН, e-mail: [email protected]
2 Статья подготовлена при поддержке проекта РФФИ №18-011-00567-а «Междисциплинарный и методологический анализ технологий проектирования будущего и цифровой реальности» и программы президиума РАН «Большие вызовы и научные основы прогнозирования и стратегического планирования».
В такой ситуации суверенные государства должны четко выстроить стратегию своего поведения, чтобы занять достойное место в новом мировом укладе.
Начальные условия
Теоретические основы развития Российской Федерации в постсоветский период базировались на тезисе о свободном рынке и конкуренции как единственных факторах развития. При этом декларировалось, что государство должно уйти из экономики, а в качестве главного конкурентного преимущества России рассматривался ресурсно-сырьевой сектор. Основным критерием успешности провозглашалось финансовое благополучие - финансы стали главной целью и приоритетом развития.
Предлагаемые подходы изначально носили сугубо теоретический характер, и для их практической реализации требовалась тщательная научная проработка механизмов, обеспечивающих развитие страны. Очевидно, что в первую очередь речь должна была идти о сохранении фундаментальной науки, научно-технологического комплекса и системы образования как базовых институтов, необходимых для модернизации и развития экономики, ее адаптации к новым условиям.
Однако был выбран путь, предполагающий не развитие государства и решение социально-экономических проблем, а ликвидацию социально-экономической системы СССР и встраивание в западную систему отношений. Очевидно, что это было возможно только ценой потери значительной части экономического суверенитета, поскольку, по сути, означало отказ от конкурентной борьбы на мировом пространстве.
К началу ХХ1 в. в РАН были разработаны подходы к переходу России на инновационный путь развития [1-7]. Они учитывали не только положение внутри России, но и тенденции глобального развития, явно указывавшие на возрастающую роль науки в решении вопросов развития и занятия лидирующих позиций на мировом рынке. Однако заданная в 1990-е гг. траектория развития осталась неизменной.
В результате проведенных трансформаций экономика страны практически полностью перешла на ресурсный тип развития и попала в зависимость от мировых цен на углеводородные энергоносители. Ситуация усугублялась существенным сокращением научно-технологического комплекса и наукоемкой промышленности. На мировом рынке наукоемкой продукции страна представлена в основном продукцией атомной промышленности и ОПК. При этом были существенно сокращены прикладные исследования и разработки, что резко снизило возможности создания новых технологий, продукции и формирования новых рынков. За 1991-1999 гг. численность работников в сфере исследований и разработок снизилась более чем вдвое, бюджетные ассигнования на гражданскую науку сократились в 4,6 раза, а с учетом затрат на содержание научной инфраструктуры затраты на исследования и разработки уменьшились примерно в 10 раз [8, с. 290].
Система образования была переведена на подготовку «квалифицированных потребителей». В соответствии с этим подходом законодательно была ликвидирована научная аспирантура, которая из первого этапа научной карьеры была превращена в очередную ступень образования. В стратегической перспективе это грозит стране утратой технологического суверенитета из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно разрабатывать новейшие технологии.
В той же логике в 2013 г. была проведена так называемая реформа РАН, и Академия наук лишилась статуса независимой научной организации - высшей научной организации России, которой она по факту и по закону являлась с 1724 г. Собственно РАН
получила статус Федерального государственного бюджетного учреждения (наряду с объектами социального обеспечения). Кроме того, Российской академии наук было законодательно запрещено заниматься наукой. Так произошла дезинтеграция сектора фундаментальных научных исследований - основного поставщика знаний, необходимых для развития образования и культуры, создания новых технологий и образцов продукции, выработки важнейших государственных решений (см. рисунок).
Общее состояние России на мировом пространстве характеризуется позициями в мировых рейтингах [9] (см. таблицу).
Таким образом, в результате политических и социально-экономических трансформаций Россия заняла устойчивое место среди развивающихся стран. И только наличие мощного оборонного потенциала, основу которого составляют научно-технологические заделы, созданные во времена СССР, позволяет России отстоять статус стра-
пэ икэ^ргик^ит гз5.ги
Фундаментальная наука как базовый институт развития государства и общества
Россия в мировых рейтингах
Рейтинг Индекс Место
Глобальная конкурентоспособность (2017-2018 гг.) 4,64 38 из 144
Глобальный инновационный индекс (2017 г.) 38,8 45 из 121
Индекс человеческого развития (2015 г.) 0,804 49 из 188
Количество университетов в ТОП-100 (Рейтинг университетов мира Р8-2018 по странам) МГУ им. М. В. Ломоносова, позиция 95
Количество университетов в ТОП-100 (Рейтинг университетов мира ТНЕ-2018 по странам) Нет
Качество государственного управления 44,2 из 100
ны, определяющей правила игры на мировой арене. Однако при сохранении существующих тенденций высок риск утраты и этих преимуществ.
Глобальные трансформации
На исходе ХХ в. резко усилились трансформационные процессы на глобальном пространстве. Участившиеся экономические, политические кризисы и военные конфликты явно указывают, что существующая модель капиталистического развития исчерпала свои возможности и нуждается в переформатировании. Это объясняется следующими обстоятельствами.
Со времени окончания Второй мировой войны и до распада СССР на глобальном пространстве конкурировали две принципиально различные системы, каждая из которых доказала свою эффективность и право занимать в мире лидирующие позиции. Устранение одной из систем с конкурентного поля означает не столько победу другой системы, сколько перевод всей мировой системы в неустойчивое положение. В результате произошел резкий скачок межстранового неравенства в доступе к ресурсам (природным, энергетическим, финансовым), их концентрация в ограниченной группе структур [10].
Изменилась и суть капитализма, который отошел от своего прямого назначения: «Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условия такого производства - ... чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю. .Стоит народу сообразить, что производитель ему не служит, и конец его недалек» [11, с. 16-17]. Сегодня доминирующей парадигмой экономической деятельности на государственном уровне и на уровне отдельного человека является получение финансовой прибыли. Однако: «Мотив только лишь прибыли ...не практичен, целью его является повышение цен для потребителя и уменьшение заработной платы» [12, с. 31]. Таким образом, в начале текущего века капитализм изменил свою сущность и превратился в институт накопления богатств узкой группой собственников. Это стало одним из основных факторов развития неравенства.
Ограниченная емкость рынка потребовала качественно новых видов продукции, что стимулировало интенсивное технологическое развитие и повышенный спрос на результаты фундаментальных научных исследований. Тем более что итоги Второй мировой войны и последующая холодная война убедительно показали, что авторитет и суверенитет любого государства определяются состоянием научно-технологического и промышленного комплекса, а также системы образования. Основу научно-технологического комплекса составляет фундаментальная наука, призванная изучать закономерности развития природы, человека и общества.
На глобальном пространстве научно-технологический комплекс создает качественно новые образцы продукции, на основе которых формируются новые рынки. Го -сударство (группа государств), обладающее наиболее развитым научно-технологическим комплексом, будет определять правила игры на глобальном рынке, а также систему международных отношений. Отметим, что военный потенциал является необходимым условием обеспечения внешней стабильности. Уровень развития оборонного потенциала - важнейший показатель конкурентоспособности, поскольку только страны, имеющие высококвалифицированных специалистов, сильную науку и производство, могут самостоятельно(!) выпускать современные образцы вооружений, прежде всего, на новых физических принципах.
С экономических позиций научно-технологическое развитие определяется следующими законами:
1. По мере социально-экономического и научно-технологического развития коммерческая и социальная ценность фундаментальных научных результатов постоянно возрастает. Это естественно, потому что область применения результатов фундаментальных научных исследований невозможно определить на стадии их открытия. Но с течением времени именно на этой основе создаются новые отрасли, производства и формируются новые рынки. Наиболее наглядно это прослеживается на примере фундаментальных законов механики и электричества.
2. Коммерческая стоимость наукоемкой продукции постоянно падает. Действительно, по мере развертывания массового производства высокотехнологичной продукции снижаются издержки на ее производство и расширяются рынки.
Массовый выпуск высокотехнологичной продукции сформировал технологическую среду обитания человека, которая стала постоянно расширяющимся барьером между человеком и природой. Это также требует формирования новой культуры, обеспечивающей безопасное использование новых технологий. Таким образом, следствием технологического развития является трансформация среды обитания человека, которая из традиционной биологической превращается в систему биология - технология - культура.
Альтернативой капиталистической модели развития является концепция постиндустриального общества [13], в которой главным приоритетом значится качество жизни, обеспечиваемое научно-технологическим прогрессом. Высокое качество жизни позволяет сконцентрировать на своей территории самый главный ресурс - человеческий потенциал. В современных условиях именно качество жизни является основным показателем конкурентоспособности государства [2, с. 47-72].
При этом, как отмечал Д. Белл: «В постиндустриальном обществе главная проблема состоит в организации науки. Поэтому характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем постиндустриального общества».
Характерная черта происходящих трансформаций - интеграция технологических и гуманитарных процессов, что указывает на начало гуманитарно-технологической революции [14-16], итогом которой станет формирование нового мирового уклада. Лидирующее место в этом укладе займут страны, которые смогут обеспечить высокое качество жизни за счет новых технологий.
Анализ протекающих трансформаций позволил определить три глобальных вызова текущего столетия:
• исчерпание действующей модели капиталистического развития, что требует смены экономической парадигмы - не «человек для экономики», а «экономика для человека»;
• гуманитарно-технологическая революция;
• трансформация среды обитания человека.
Новый вектор развития России
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г. был задан новый вектор развития страны:
• повышение качества жизни;
• технологическое развитие, прежде всего ликвидация технологического отставания от стран - технологических лидеров;
• развитие территорий;
• обеспечение обороны и безопасности.
В развитие этих направлений были разработаны 12 национальных проектов по стратегически важным направлениям, задача которых - до 2024 г. создать условия для перехода на траекторию развития страны, позволяющую в обозримой перспективе войти в клуб стран - мировых лидеров.
Кроме того, 1 декабря 2016 г. Указом Президента России была утверждена Стратегия научно-технологического развития до 2035 г., а 13 февраля 2019 г. Председатель Правительства подписал Стратегию пространственного развития.
Новый вектор развития страны, по сути, означает кардинальную смену политики в целом: переход от ресурсной экономики к инновационной.
Реализация этой стратегии потребует существенной корректировки, а в ряде случаев - кардинальной переработки стратегических документов. При этом необходимо совершенствование системы стратегического планирования, в первую очередь качественное улучшение научного обеспечения.
Методологические вопросы организации стратегического планирования
Исходя из выявленных тенденций, глобальных вызовов и существующих социально-экономических реалий, формируются стратегические цели развития государства, достижение которых обеспечивается системой стратегического планирования.
Понятие «Стратегическое планирование» определим как комплекс научно-организационных мероприятий, направленных на разработку согласованных по целям, задачам, срокам, ресурсам и исполнителям государственных программ и проектов, обеспечивающих в стратегической перспективе (25 и более лет) устойчивое развитие страны по заданным направлениям.
Собственно стратегическое планирование осуществляется на основе приоритетов, формулируемых по результататм аналитических (стратегический анализ) и прогнозных (стратегический прогноз) исследований. С учетом высокой степени неопределенности долгосрочных прогнозов стратегическое планирование целесообразно осуществлять на трех уровнях:
• долгосрочный (30.50 лет) - доктрина;
• среднесрочный (10.30 лет) - концепция, стратегия, основные направления;
• краткосрочный (до 10 лет) - планы, проекты, программы.
При этом документы долгосрочного и среднесрочного стратегического планирования подлежат периодической корректировке с учетом динамики ситуации.
Стратегические цели и приоритеты развития государства формируются исходя из трех групп факторов:
• исторические условия развития;
• глобальные тенденции развития;
• текущий уровень и тенденции социально-экономического развития.
Методология стратегического планирования, являясь научной основой разработки прогнозов, проектов, программ и планов, должна давать ответы на следующие вопросы:
1) каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования;
2) какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов;
3) какими должны быть стратегические прогнозы, программы и планы, каким требованиям они должны удовлетворять;
4) какие методологические подходы и решение каких проблем стратегического планирования следует использовать;
5) какие показатели наиболее адекватно описывают состояние объекта и системы в целом?
Процедуру стратегического планирования определяют ее структурные элементы:
• целеполагание - определение и формирование целей, достижение которых предполагается в планируемом периоде;
• анализ динамики развития объекта стратегического планирования и его состояние на начало планируемого периода;
• определение объема и структуры потребностей государства и общества;
• определение объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода, и потребности в них в планируемом периоде;
• согласование выявленных потребностей и ресурсов, подготовка управленческих решений, стратегических прогнозов, программ и планов.
Одной из важнейших (и на практике наиболее сложных) задач стратегического планирования является обеспечение соответствия выделяемых ресурсов определенным целям и приоритетам.
Главным принципом стратегического планирования является системность - рассмотрение в комплексе всех факторов, обеспечивающих развитие государства. Для создания такой системы требуется соответствующий институт, имеющий возможность анализировать ситуацию с учетом различных групп факторов и разрабатывать на этой основе стратегические прогнозы и рекомендации. Очевидно, что на уровне федеральных органов исполнительной власти создать такую систему проблематично, поскольку эти органы работают только в пределах электорального цикла и не ориентируются на долгосрочную перспективу.
В этой связи представляется целесообразным сосредоточить вопросы стратегического планирования в президентских структурах, в аппарате Совета безопасности, а научное, экспертное и аналитическое сопровождение возложить на Российскую академию наук, тем более что экспертная деятельность является основной содержательной функцией РАН. При таком подходе РАН могла бы обеспечить научно-методическое сопровождение системы стратегического планирования:
• организацию и проведение аналитических и прогнозных исследований, выявление глобальных тенденций развития, рисков и угроз;
• разработку методологии, в том числе математических моделей социально-экономических процессов в РФ;
• сбор, хранение, обработку и анализ распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики;
• мониторинг и оценку состояния и динамики социально-экономического развития;
• разработку сценариев развития;
• научную поддержку принятия управленческих решений.
Научные подходы к совершенствованию документов стратегического планирования предполагают широкий спектр аналитических и прогнозных исследований, ис-
пользование современного математического аппарата. Эти работы предусмотрены в проекте Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, одобренной Общим собранием РАН и внесенной на рассмотрение Правительства Российской Федерации [17, 18].
Список литературы
1. Иванов, В. В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования / В. В. Иванов. - М.: Абелия, 2004.
2. Иванов, В. В. Инновационная парадигма XXI. - 2-е изд. / В. В. Иванов. - М.: Наука,
2015.
3. Голиченко, О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О. Г. Голиченко. - М.: Наука, 2006.
4. Голиченко, О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России / О. Г. Голиченко. - М.: Наука, 2011. - 634 с.
5. Иванова, Н. И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. - М.: Наука,
2002.
6. Инновационная экономика / под ред. А. А. Дынкина и Н. И. Ивановой. - 2-е изд. - М.: Наука, 2004.
7. Макаров, В. Л. Экономика знаний - уроки для России / В. Л. Макаров // Вестник РАН. - 2003. - № 5.
8. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001. - М.: Алгоритм, 2002.
9. Россия в зеркале международных рейтингов: Информационно-справочное изд. / отв. ред. В. И. Суслов; науч. редакторы О. В. Валиева, Н. А. Кравченко; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск: Параллель, 2019.
10. Стиглиц, Д. Великое разделение. Неравенство в обществе, или Что делать оставшимся 99 % населения? / Д. Стиглиц. - М.: ЭКСМО, 2016.
11. Форд, Г. Моя жизнь. Мои достижения / Г. Форд. - М.: АСТ, 2015.
12. Форд, Г. Сегодня и завтра. Кодекс миллиардера / Г. Форд. - М.: АСТ, 2014.
13. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Academia, 1999.
14. Иванов, В. В. Глобальная гуманитарно-технологическая революция: предпосылки и перспективы / В. В. Иванов // Инновации. - 2017.
15. Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего / под ред. В. В. Иванова, Г. Г. Малинецкого, С. Н. Сиренко. - М.: ЛЕНАНД, 2018. -344 с.
16. Иванов, В. В. Философские основания гуманитарно-технологической революции /
B. В. Иванов, Г. Г. Малинецкий // Философские науки. - 2019. - Т. 62, № 4. - С. 76-95. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-62-4-76-95
17. Козлов, В. В. О проекте программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период: докл. академика РАН В. В. Козлова // Вестник Российской академии наук. - 2019. - Т. 89, № 9. - C. 923-925. doi: 10.31857/S0869-5873899923-925
18. Иванов, В. В. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период: принципы формирования, структура, управление: докл. чл.-корр. РАН В. В. Иванова // Вестник Российской академии наук. - 2019. - Т. 89, № 9. -
C. 926-928. doi: 10.31857/S0869-5873899926-928.
V. V. Ivanov. Methodological aspects of strategic planning in the context of global transformations. Issues of strategic planning are considered in the context of the global transformation. Key challenges are analyzed. It is shown that the World has entered the stage of the humanitarian technological revolution. Improving of the quality of life based on new technologies becomes the main priority of development. As a result, a new world order will be formed. States with the most developed scientific and technological potential will become global leaders. The strategic planning system should ensure Russia's presence among the global leading countries.
Keywords: global processes, quality of life, humanitarian technological revolution, strategic planning.