Научная статья на тему 'Методологические аспекты систематизации категорий эвристического обучения'

Методологические аспекты систематизации категорий эвристического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ / ПРИЕМЫ / ОПЕРАЦИИ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / THE METHODS OF EDUCATION / DIDACTIC TECHNIQUES / DEVICES / OPERATIONS / HEURISTIC STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донченко Нина Алексеевна

В статье рассматривается содержание понятия «методы обучения», предполагающее достаточно сложную внутреннюю структуру более мелких дидактических категорий, и рекомендуется использовать для классификации эвристических методов обучения психологические критерии, а именно, мыслительные стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Aspect of Heuristic Teaching Categories Systematization

The article is devoted to a notion content methods of education, supposing quite complicated inner structure of the small didactic categories and it's recommended to use psychological criteria, such as mental strategies for classification heuristic methods of education

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты систематизации категорий эвристического обучения»

УДК 378.147

Донченко Нина Алексеевна

Donchenko Nina

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ КАТЕГОРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

METHODOLOGICAL ASPECT OF HEURISTIC TEACHING CATEGORIES SYSTEMATIZATION

В статье рассматривается содержание понятия «методы обучения», предполагающее достаточно сложную внутреннюю структуру более мелких дидактических категорий, и рекомендуется использовать для классификации эвристических методов обучения психологические критерии, а именно, мыслительные стратегии

The article is devoted to a notion content "methods of education", supposing quite complicated inner structure of the small didactic categories and it's recommended to use psychological criteria, such as mental strategies for classification heuristic methods of education

Ключевые слова: методы обучения, дидактические Key words: the methods of education, didactic techniques, техники, приемы, операции, эвристические стратегии devices, operations, heuristic strategies

Содержание понятия «методы обучения» предполагает достаточно сложную внутреннюю структуру более мелких дидактических категорий, для классификации эвристических методов обучения рекомендуется использовать психологические критерии, а именно - мыслительные стратегии.

Рассматривая педагогическую эвристику с позиции влияния на образовательный процесс, мы понимаем ее как сложную структуру научно-педагогических знаний, в которой доминирующую функцию исполняют две составляющие: методы обучения и дидактические принципы. В то же время, «метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что данной проблеме уделялось недостаточно внимания ... Проблема - в многогранности этого понятия», по мнению большинства

педагогов: - «Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. ... Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода» [4, С. 168,170].

Следует обратить внимание на то, что в определение включен термин «учебные действия». Очевидно, что тут подразумеваются минимальные единицы целенаправленной образовательной деятельности, из совокупности которых состоят приемы и методы обучения.

А.В. Хуторской дает предельно лаконичную формулировку категории «метод обучения», но при этом раскрывает противоречивость и неоднозначность освещения современной наукой этой педагогической категории: «методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учеников, направлен-

ные на достижение ими образовательных целей. Метод является частью вида деятельности ученика и учителя, единицей производимого действия. Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности, то есть метаметодом, характеризующим деятельность другого рода -метапредметного.

Составной частью метода является прием. Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, и, наоборот, метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода» [6, С. 318].

Итак, с одной стороны, в арсенале педагогов - целый набор традиционных дидактических терминов, под которыми разные специалисты в разных ситуациях предполагают достаточно отличное содержание. Отсюда ощущается настоятельная потребность в конкретизации этих понятий и разграничении сфер их применения. С другой стороны - налицо «интервенция» в дидактику новых терминов из других областей знания. Судя по тому, как легко и быстро новые понятия воспринимаются педагогикой, можно предположить, что этот процесс своевременный и естественный и будет продолжаться и далее, возможно, именно привнесенные новые понятия помогут конкретизировать традиционные для педагогики термины. На наш взгляд, весьма полезными могут быть такие словосочетания, как «дидактическая техника» и «дидактическая операция», тем более, что подобные термины уже используются в специальной литературе. Так, А.П. Чернявская в своей работе «Педагогическая техника в работе учителя» широко использует такие понятия, как «методика и техника проведения индивидуальной беседы», «техника организации диалога и дискуссии при обучении и воспитании», «техника речи учителя», «техника дыхания и голос», «техника педагогической рефлексии», «техника использования метода «Портфолио» в профессиональном развитии» [7].

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, термин «техника» имеет несколько трактовок, в том числе - «совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве» [3, С. 795]. Следовательно, понятие «дидактическая техника» предполагает совокупность приемов, используемых в образовательном процессе, а термин «прием», по С.И. Ожегову, может рассматриваться как «способ в осуществлении чего-нибудь [3, С. 588]. Значит, «дидактический прием» - понятие более частное, чем «дидактическая техника» и входит в его структуру. Однако, исходя из перечисленных источников, видно, что содержание дидактического приема само предполагает собственную структуру. При рассмотрении состава учебного приема уместным оказывается термин «дидактическая операция», как элемент обучающего приема. Словарь С.И. Ожегова определяет термин «операция» как отдельное действие в ряду других подобных [3, С. 452].

Таким образом, дидактическая операция может пониматься как частное обучающее действие, рассматриваемое в совокупности с другими подобными. В определенном смысле используемое С.А. Смирновым словосочетание «учебное действие» может рассматриваться как синоним понятия «дидактическая операция», но, на наш взгляд, второй вариант более точен, так как термин «действие» имеет гораздо более широкую трактовку, чем термин «операция».

Теперь имеется возможность четко дифференцировать область применения основных понятий. Самой общей категорией является образовательная система, включающая основные элементы процесса обучения. Конкретные методы обучения принимаются как составляющие элементы системы, но сами они могут включать несколько дидактических техник, а те, в свою очередь - состоять из ряда обучающих приемов, которые представляют собой определенный набор дидактических операций. Понятие «способ обучения» мы понимаем как категорию промежуточную между дидактическим приемом и дидактическими

операциями, то есть обучающий способ - это небольшая совокупность дидактических операций, например, способ проверки знаний, способ закрепления материала, способ сообщения знаний, способ активизации мыслительной деятельности. Таким образом, дидактический прием может включать несколько способов обучения, а дидактическая операция

- это элементарная частица рассмотренных категорий. Из совокупностей дидактических операций состоят способы, приемы, техники и методы обучения.

Дидактические операции, как мельчайшие элементы системы обучения, после их детального анализа мы подразделяем на два класса: мыслительные операции и организационнодеятельные операции. Мыслительные операции мы сначала понимаем как продукт обучения и лишь при накоплении определенных навыков мышления - как дидактические операции.

Разумеется, все элементы, входящие в одну структуру любого уровня, должны содержать общие принципиальные признаки. И такими отличительными признаками в данном исследовании мы определяем конкретные мыслеформы, которые развиваются у учащихся посредством применения определенных совокупностей оргдеятельных манипуляций, то есть мы прослеживаем самую непосредственную связь между методом обучения и качественными характеристиками мышления учащихся. Наша позиция имеет научное обоснование. Так, в современном словаре по педагогике отмечено: «Принципы психологии обучения положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности преподавателя и учащихся» [5, С. 655]. Мы придерживаемся следующей соподчиненности дидактических понятий (см. схему).

Схема соподчиненности дидактических понятий

Классификация методов обучения, исходя из источников получения знаний, была разработана Е.И. Перовским и Д.О. Лордкипанидзе. М.А. Данилов и Б.П. Есипов предложили классификацию приемов обучения по дидактическим целям. Ю.К. Бабанский рекомендовал организационную классификацию [1, С. 14].

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили классификацию по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность, согласно которой вся совокупность приемов обучения подразделяется на несколько методов:

- объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый (эвристический) метод;

- исследовательский метод [2, С. 181].

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер изучали совокупность дидактических приемов с позиции активности в образовательном процессе самих учащихся, а зависимость используемых методов обучения и качественных характеристик процесса мышления учащихся, которые развиваются в результате исполнения конкретных оргдеятельных приемов обучения, ученые еще не рассматривали. Нам же именно этот аспект реализации методов обучения представляется наиболее интересным. Здесь педагогика тесно соприкасается с психологией, и возникает вопрос: к какой области науки относится данное исследование?

Учитывая длительность и малоэффективное попыток разных педагогов найти оргдея-тельные основы классификации эвристических методов обучения, в качестве основного критерия мы решили использовать группировки дидактических приемов психологические категории - качественные реализации мышления.

1. Выбор методов обучения в средней школе [Текст]/ Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1981.

2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] /И.Я. Лернер. - М.: Педа-

Это представляется допустимым, так как педагогическая эвристика развивается на стыке двух областей знаний. Следовательно, одна часть изучаемых категорий - это оргдеятель-ные педагогические составляющие, а вторая -понятия и инструментарий эвристики, которая в свою очередь представляет собой науку, аккумулирующую достояния нескольких областей знаний, в том числе и психологии мышления. Отсюда, все эти составляющие присутствуют и в педагогической эвристике, а значит, использование мыслительных категорий для классификации дидактических методов не противоречит природе этой науки.

Итак, рассмотрев категорию «методы обучения» как важнейшую структурную составляющую педагогической эвристики, мы выделяем в этом элементе предполагаемой системы собственную, достаточно сложную структуру, включающую в себя еще четыре уровня классифицируемых элементов: дидактические техники, приемы, способы и дидактические операции. К числу последних и относятся эвристики, характеристики которых мы предлагаем использовать в качестве критерия группировки методов обучения, прежде всего, это - стратегии, включающие в свой состав процедуру последовательных приближений, дедукцию, сравнение, аналогию, индукцию и редукцию. Мы полагаем, что на основе мыслительных стратегий, реализуемых в образовательном процессе, можно выделить родственные совокупности дидактических приемов, которые следует рассматривать как основные элементы методов эвристической системы обучения. Таким образом, предлагаемая иерархия дидактических категорий может служить методологической основой научного исследования в области педагогической эвристики.

________________________________Литература

гогика, 1981. - 185 с.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/С.И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1998.

4. Педагогика. Педагогические теории, сис-

темы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Асадема, 2001. - 510 с.

5. Современный словарь по педагогике [Текст]/Сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2001. - 928 с.

6. Хуторской, А.В. Современная дидактика:

Коротко об авторе_________________________________

Донченко Н.А., канд. пед. наук, зав. отделом аспирантуры и докторантуры ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт» (КГТЭИ) служ. тел.: (3912-2) 21-30-75

Научные интересы: педагогика, эвристика, психология, бухгалтерский учет

учебник для вузов [Текст] / С-Пб, - М. -Харьков -Минск: Питер, 2001. - 536 с.

1. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя [Текст] / А.П. Чернявская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 116 с.

_______________________________Briefly about author

Donechko N., Ph. D. (Pedagogics), Head of Graduate and Doctor's Degree Study of PEI HPE "Krasnoyarsk State Trade and Economic Institute"

Scientific interests: pedagogy, heuristics, psychology, accounting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.