Научная статья на тему 'Методологические аспекты систематизации категорий эвристического обучения'

Методологические аспекты систематизации категорий эвристического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ПРИЕМЫ / СПОСОБЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА / TEACHING METHODS / DIDACTIC TECHNOLOGY / TECHNIQUES / DIDACTIC OPERATION / MENTAL STRATEGIES / PEDAGOGICAL HEURISTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донченко Н. А.

В статье рассматривается содержание понятия «методы обучения», предполагающее достаточно сложную внутреннюю структуру более мелких дидактических категорий, и рекомендуется для классификации эвристических методов обучения использовать психологические критерии, а именно, мыслительные стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF SYSTEMATIZATION OF HEURISTIC CATEGORIES OF TEACHING

The article is devoted to a notion content «methods of education», supposing quite complicated inner structure of the small didactic categories and it's recommended to use psychological criteria, such as mental strategies for classification heuristic methods of education.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты систематизации категорий эвристического обучения»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ КАТЕГОРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.А. ДОНЧЕНКО,

кандидат педагогических наук, Красноярский государственный торгово-экономический институт

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «методы обучения», предполагающее достаточно сложную внутреннюю структуру более мелких дидактических категорий, и рекомендуется для классификации эвристических методов обучения использовать психологические критерии, а именно, мыслительные стратегии.

Ключевые слова: методы обучения, дидактическая техника, приемы, способы, дидактическая операция, мыслительные стратегии, педагогическая эвристика.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF SYSTEMATIZATION OF HEURISTIC CATEGORIES OF TEACHING

N.A. DONCHENKO

The summary. The article is devoted to a notion content «methods of education», supposing quite complicated inner structure of the small didactic categories and it's recommended to use psychological criteria, such as mental strategies for classification heuristic methods of education.

Key words: teaching methods, didactic technology, techniques, methods, didactic operation, mental strategies, pedagogical heuristic.

Содержание понятия «методы обучения» предполагает достаточно сложную внутреннюю структуру дидактических категорий, которая может заключать в себе критерии систематизации эвристических приемов обучения.

Рассмотрим этот элемент образовательной деятельности именно в таком аспекте.

Изучая педагогическую эвристику с позиций влияния ее категорий на образовательный процесс, мы понимаем ее как сложную структуру научно-педагогических знаний, в которой доминирующую функцию исполняют две составляющие: методы обучения и дидактические принципы. В то же время: «Метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории... По мнению большинства педагогов: «Методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода» [4, с. 168, 170].

Следует обратить внимание на то, что в определение включен термин «учебные действия»; очевидно, что тут подразумеваются минимальные единицы целенаправленной образовательной деятельности, из совокупности которых состоят приемы и методы обучения.

А.В. Хуторской раскрывает противоречивость и неоднозначность освещения современной наукой этой

педагогической категории: «Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей.

...Составной частью метода является прием. Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, и, наоборот, метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода» [5, с. 318].

Итак, с одной стороны, в арсенале педагогов — целый набор традиционных дидактических терминов, под которыми разные специалисты в разных ситуациях предполагают достаточно отличное содержание. Отсюда ощущается настоятельная потребность в конкретизации этих понятий и разграничении сфер их применения. С другой стороны — налицо «интервенция» в дидактику новых терминов из других областей знания. Судя по тому, как легко и быстро новые понятия воспринимаются педагогикой, можно предположить, что этот процесс своевременный и естественный и будет продолжаться и далее; возможно, именно привнесенные новые понятия помогут конкретизировать традиционные для педагогики термины. На наш взгляд, весьма полезными могут быть такие словосочетания, как «дидактическая техника» и «дидактическая операция», тем более что подобные термины уже используются в специальной литературе [6].

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова термин «техника» имеет несколько трактовок, в том числе — «совокупность приемов, применяемых в

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

каком-нибудь деле, мастерстве» [3, с. 795]. Следовательно, понятие «дидактическая техника» предполагает совокупность приемов, используемых в образовательном процессе, а термин «прием» по С.И. Ожегову может рассматриваться как «способ в осуществлении чего-нибудь» [3, с. 588]. Значит, «дидактический прием» — понятие более частное, чем «дидактическая техника», и входит в его структуру. Однако исходя из перечисленных источников видно, что содержание дидактического приема само предполагает собственную структуру. При рассмотрении состава учебного приема уместным оказывается термин «дидактическая операция» как элемент обучающего приема. Словарь С.И. Ожегова определяет термин «операция» как «отдельное действие в ряду других подобных» [3, с. 452].

Таким образом, дидактическая операция может пониматься как частное обучающее действие, рассматриваемое в совокупности с другими подобными. Теперь имеется возможность четко дифференцировать область применения основных понятий. Самой общей категорией является образовательная система, включающая в себя основные элементы процесса обучения. Конкретные методы обучения принимаются как составляющие элементы системы, но сами они могут включать в себя несколько дидактических техник, а те, в свою очередь, — состоять из ряда обучающих приемов, которые представляют собой определенный набор дидактических операций. Понятие «способ обучения» мы понимаем как категорию промежуточную между дидактическим приемом и дидактическими операциями, т.е. обучающий способ — это небольшая совокупность дидактических операций, например способ проверки знаний, способ закрепления материала. Таким образом, дидактический прием может включать в себя несколько способов обучения, а дидактическая операция — это элементарная частица рассмотренных категорий, из совокупностей состоят способы, приемы, техники и методы обучения.

Дидактические операции как мельчайшие элементы системы обучения после их детального анализа мы подразделяем на два класса: мыслительные операции и организационно-деятельные операции. Мыслительные операции мы сначала понимаем как продукт обучения и лишь при накоплении определенных навыков мышления — как дидактические операции. Разумеется, все элементы, входящие в одну структуру любого уровня, должны содержать общие принципиальные признаки. И такими отличительными признаками в данном исследовании мы определяем конкретные мыслеформы, которые развиваются у учащихся посредством применения определенных совокупностей оргдеятельных манипуляций. Мы придерживаемся следующей соподчиненности дидактических понятий (рис. 1).

Учитывая длительность и малоэффективность попыток разных педагогов найти оргдеятельные основы классификации эвристических методов обучения,

Рис. 1. Схема соподчиненности дидактических понятий

мы предлагаем использовать в качестве основного критерия группировки дидактических приемов психологические категории — качественные реализации мышления. Это представляется допустимым, так как педагогическая эвристика развивается на стыке двух областей знаний.

Итак, рассмотрев категорию «методы обучения» как важнейшую структурную составляющую педагогической эвристики, мы выделяем собственную, достаточно сложную структуру, включающую в себя еще четыре уровня классифицируемых элементов: дидактические техники, приемы, способы и дидактические операции. К числу последних и относятся эвристики, характеристики которых мы предлагаем использовать в качестве критерия группировки методов обучения, прежде всего это стратегии, включающие в свой состав процедуру последовательных приближений, дедукцию, сравнение, аналогию, индукцию и редукцию. Мы убеждены, что на основе мыслительных стратегий, реализуемых в образовательном процессе, можно выделить родственные совокупности дидактических приемов, которые следует рассматривать как основные элементы методов эвристической системы обучения. Таким образом, предлагаемая иерархия дидактических категорий может служить методологической основой научного исследования в области педагогической эвристики.

Литература

1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского — М., 1981.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. С. 185.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка — М.: Рус. яз., 1998.

4. Педагогика. Педагогические теории. Системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М.: Асадема, 2001. С. 510.

5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001. С. 536.

6. ЧернявскаяА.П. Педагогическая техника в работе учителя. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. С. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.