прогноза, не исключая при этом и возможности выявления фактических резервов качества. Следует отметить, что вилка поиска для ожидаемых резервов качества, представленная на рис. 2, имеет несколько иной вид, так как в этом случае упреждается зарождение причин возникновения резервов качества и работа по освоению резервов качества сводится к устранению не причин, а их предпосылок. Это гораздо эффективнее для предприятия не только с точки зрения приобретения возможности планирования, но и из-за того, что в этом случае не допускаются факты сбоев основного производственного процесса. К тому же нельзя отвергать и тот факт, что лечение любой болезни на ранней стадии происходит гораздо легче, чем в запущенном состоянии.
Рис. 2. Вилка поиска ожидаемых резервов качества
Принцип действия разрабатываемого механизма при отборе наиболее полезных для предприятия резервов качества должен осуществляться аналитическим методом, с помощью специально разработанных для этого эмпирических формул. Принцип планирования отобранных для реализации резервов качества должен осуществляться методом ранжирования, на основе сопоставления степени полезности и длительности существования
резервов качества с текущими и перспективными возможностями предприятия. Для обеспечения эффективной работы разрабатываемого механизма требуется четкая ориентация в общей массе не только резервов качества, но и всех процессов, приводящих к возникновению резервов качества. Поэтому необходимо провести также и систематизацию резервов качества, причин их возникновения и предпосылок.
В заключение следует отметить, что в соответствии с основными задачами разрабатываемого эффективного универсального механизма, предназначенного для систематического освоения резервов качества, при комплексном их охвате в пределах всех сфер деятельности предприятия можно выделить следующие принципы.
1. Принцип универсальности, заключающийся в способности механизма осваивать любые резервы качества, возникающие на любых предприятиях, и основанный на авторском подходе к восприятию резервов качества, пониманию их сущности и содержания.
2. Принцип комплексности, означающий способность механизма охватывать при поиске все возникающие на предприятии резервы качества на основе организации тотального контроля за всем комплексом процессов, связанных с деятельностью предприятия, за счет активного вовлечения в процесс поиска всех звеньев системы менеджмента качества предприятия.
3. Принцип планомерности работы, состоящий в способности механизма осуществлять планомерное освоение резервов качества за счет прогнозирования их в процессе поиска.
1. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник СГСЭУ. 2004. № 7.
2. Гугелев А.В., Терёхин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник СГСЭУ. 2010. № 3 (32).
3. Лапина Н.В. Резервы качества на стадии производства машиностроительной продукции // Вестник СГСЭУ. 2005. № 10.
4. Лапина Н.В., Кретов Д.Ф. Резервы повышения эффективности систем управления качеством промышленной продукции // Вестник СГСЭУ. 2003. № 6.
Марина Андреевна Каткова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики, проректор по воспитательной и социальной работе,
СГСЭУ
Николай Петрович Колядин,
доктор экономических наук, профессор кафедры институциональной экономики, декан факультета экономики и сервиса
СГСЭУ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье проведен анализ наиболее важных методологических аспектов разработки долгосрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований. Особое внимание уделено алгоритму разработ-
УДК352
йш коНа<Нп(а) ssea.runnet.ru
ки программ. По мнению авторов, при разработке программ необходимо последовательно пройти следующие четыре этапа: 1) анализ факторов социально-экономического развития муниципальных образований; 2) анализ деятельности органов местного самоуправления по созданию экономических условий для реализации программы; 3) оценка взаимодействия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов территории; 4) оценка взаимодействия органов власти различных уровней по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований. Ключевое значение имеет качественный и количественный анализ факторов развития муниципальных образований. Важными условиями реализации стратегии выступает правильная бюджетная политика муниципального образования и формирование благоприятного климата для инвестиций и инноваций.
Ключевые слова: муниципальные образования, стратегия развития, экономические факторы развития муниципальных образований, методы анализа внешней среды муниципального образования, инвестиционный климат.
M.A. Katkova, N.P. Kolyadin
METHODOLOGICAL ASPECTS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY OF MINICIPALITIES IN MODERN CONDITIONS
The paper analyzes the most important methodological aspects of long-term socio-economic development strategies of municipalities. Particular attention is given to the algorithm of developing long-term programs. The authors state that the development of long-term programs entails the following four steps: 1) analysis of the factors of socio-economic development of municipalities, 2) analysis of local self-government efforts to create economic conditions for the implementation of the program, 3) assessment of interaction between local self-government and businesses and 4) assessment of interaction between different levels of local authorities concerning socio-economic development of municipalities. According to the paper the qualitative and quantitative analysis of the factors of municipal development is of key importance. The main conditions for successful implementation of development strategy are appropriate municipal fiscal policy and favorable climate for investment and innovation.
Keywords: municipalities, development strategy, economic factors of development of municipalities, methods of external environment analysis of municipalities, investment climate.
Успешное развитие муниципальных образований, являющихся составной частью субъектов РФ, невозможно без определения системы приоритетов в обеспечении согласованности действий всех агентов хозяйственной деятельности на их территории. Особая роль в достижении этой цели отводится долгосрочным программам социально-экономического развития муниципальных образований.
Алгоритм разработки программы таков:
1) анализ факторов социально-экономического развития муниципальных образований;
2) анализ деятельности органов местного самоуправления по созданию экономических условий для реализации программы;
3) оценка взаимодействия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов территории;
4) оценка взаимодействия органов власти различных уровней по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований.
При составлении программы социально-экономического развития муниципальных образований необходимо учитывать главную роль экономической составляющей в стратегии муниципального образования. Прежде всего это касается подбора факторов, необходимых для анализа внутренней и внешней среды.
Представляется, что ключевыми в экономическом анализе муниципальных образований должны быть следующие факторы:
• рабочая сила (человеческие ресурсы);
• естественная природная среда;
• урбанизированная среда (включая землю и производственные помещения);
• технологии;
• инфраструктура;
• финансовый капитал;
• предпринимательские способности и лидерство.
Эти факторы систематизированы в таблице.
После подбора ключевых факторов экономической
деятельности их целесообразно проанализировать с точки зрения наличия преимуществ и недостатков в конкретном муниципальном образовании. Таким образом, можно оценить силы и слабости основных факторов экономической деятельности.
Экономическая среда муниципального образования не будет соответствовать желаемому состоянию и прекратит или ограничит экономический рост при наличии слабостей по одному или более факторам. Решение проблемы отдельного сдерживающего фактора возможно путем проведения специальных мероприятий или программ экономического развития. А вот слабости по нескольким факторам могут указывать на структурные проблемы экономики, и решение этих проблем может находиться за пределами возможностей муниципального образования. Выявление и документирование этих серьезных слабостей может дать местным политическим лидерам направление для совместных действий с региональными и федеральными властями.
Менее серьезные или более локализованные слабости являются потенциальной сферой деятельности по экономическому развитию самих муниципальных образований.
Факторы экономической деятельности
Человеческие ресурсы
Население: численность, темпы прироста, классификация по возрастным и половым группам, демографические прогнозы, структура семьи и количество детей
Занятость: уровень занятости (безработицы) и ее численность, занятость в промышленности, классификация занятости (безработицы) по группам (специальность, возраст, пол)
Рабочая сила: соотношение возрастных и половых групп в общей рабочей силе, рабочая сила по категориям промышленности, рабочая сила по специальности, рабочая сила по квалификационным категориям, образовательный уровень, профессиональные услуги (юристы, бухгалтеры и др.)
Предпринимательские способности (лидерство): наличие центров предпринимательства, центров малого бизнеса, образовательные программы по подготовке лидеров, деловые организации, ассоциации, группы
Материальные ресурсы
Естественная природная среда: месторасположение относительно рынков, климат, основные природные ресурсы (полезные ископаемые, леса, земля, вода) и их обработка, природные условия
Урбанизированная среда: назначение земель по типам, застройке и занятости; разрешения на застройку по типам, цене и количеству, ограничения на застройку; сведения о нежилой застройке (типы, даты постройки, размеры, использование, местоположение, степень износа, ставка арендной платы, ценовая структура, степень спроса); сведения о жилой застройке (типы, даты постройки, степень незанятости, качество, цена, арендная плата)
Инфраструктура: транспортная инфраструктура (уровень качества и содержания дорог, железнодорожное сообщение, аэропорт и воздушные линии, порты, морские и речные перевозки, пассажирские и грузовые автомобильные перевозки); трубопроводы и подземные коммуникации: качество и пропускная способность водопровода, канализации, газовых коммуникаций (качество и мощности систем связи, телекоммуникаций и электроснабжения); торговые и транспортировочные службы; помещения для конгрессов и ярмарок; инфраструктура туризма (при наличии других необходимых условий)
Финансовые ресурсы
Количество банковских и заемных структур, включая местные и филиалы иногородних; средства населения во вкладах; ставка процента по кредитам юридическим лицам; количество венчурных фондов
Одним из основных методов, позволяющих выявить конкурентные преимущества территории, является метод SWOT-анализа. В целом этап выявления внутренних факторов, оценки сильных и слабых сторон развития территории и анализа местных преимуществ помогает определить: проблемы, с которыми сталкивается экономика территориального образования; конкурентные преимущества; препятствия на пути к достижению целей и задач экономического развития; местные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана стратегического развития.
Внешняя окружающая среда любой социально-экономической системы может рассматриваться как совокупность факторов, объединяющих все те явления и процессы, которые протекают не в самой системе, но оказывают более или менее существенное влияние на ее функционирование и определение перспективных направлений развития.
Исследование внешней среды целесообразно проводить в несколько этапов.
На первом этапе необходима структуризация среды - выявление уровней (срезов) и групп факторов внешней среды [2, с. 76]. Структуризация должна проводиться по иерархическим уровням управления: глобальный, федеральный, региональный, межмуниципальный уровни. Далее необходимо осуществить уровневый анализ следующих групп внешних факторов:
- экономические и финансовые факторы;
- демографические факторы;
- социальные и культурные факторы;
- экологические и пространственные факторы;
- законодательные и регулятивные факторы;
- технологические факторы.
На втором этапе проводится стратегический анализ факторов (компонентов) внешней среды, а также осу-
ществляется прогноз изменения ситуаций по каждому фактору (компоненту) на заданном интервале времени.
Специфическим методом анализа внешней среды является STEP-анализ (PEST-, GETS-анализ). STEP-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления социальных (Society), технологических (Technology), экономических (Economy) и политических (Policy) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию развития социально-экономической системы. Однако наиболее последовательной и комплексной процедурой анализа является SWOT-анализ, в ходе реализации которого проводятся выявление и оценка возможностей и угроз, которые исходят от внешней по отношению к рассматриваемому объекту среды.
Прогнозирование на данном этапе не может базироваться на экстраполяционном подходе и требует особых методов, построенных на основе системы принципов стратегического планирования и управления.
На третьем этапе, учитывая неравнозначность характера выявленных в процессе анализа возможностей и угроз, необходимо выполнить их оценку, разработав матрицы, предложенные Г. Гринли [3, p. 72]. Матрицы содержат классификацию возможностей и угроз для любой социально-экономической системы, определяемых воздействием внешней окружающей среды. Для такого анализа привлекаются эксперты, которые должны быть специалистами по тому или другому фактору (компоненту).
На четвертом этапе осуществляется моделирование взаимодействия территориальной социально-экономической системы с внешней средой. Формируются целевые изменения компонентов внешней среды в количественном и качественном виде. Такой анализ может проводиться с использованием имитационной модели, которая позволяет управлять как компонентами внешней
среды, так и ресурсами данного муниципального образования, а также количественно оценить возможность достижения общей стратегической цели, начиная со сценариев влияния на внешнюю среду.
Анализ деятельности органов местного самоуправления по созданию экономических условий для реализации программы социально-экономического развития муниципальных образований проводится по двум направлениям:
1) бюджетная политика муниципального образования как важное условие реализации экономической стратегии;
2) создание условий для привлечения инвестиций в муниципальное образование.
Программа социально-экономического развития может явиться важнейшим документом, обеспечивающим ориентиры и приоритеты в бюджетных расходах. Поэтому главной задачей является максимальная ориентация бюджетных расходов на приоритетные задачи развития муниципального образования. Основные шаги могут быть следующими:
• закрепление перечня сфер деятельности, финансирование которых может полностью или частично проводиться за счет бюджетных средств;
• инвентаризация, учет и мониторинг бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города, в целях формирования их оптимальной сети;
• четкое установление порядка предоставления субсидий и субвенций за счет бюджетных средств;
• формирование бюджета развития на основе долгосрочной адресной программы капитальных вложений и ее подчиненности приоритетам развития муниципального образования;
• повышение эффективности привлечения и использования заемных ресурсов;
• обеспечение эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок для городских нужд.
Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования является одной из первоочередных задач местных органов власти. Инвестиционная привлекательность муниципального образования представляет собой совокупность социальных, экономических, организационных, правовых и политических предпосылок, определяющих целесообразность инвестирования в экономику муниципального образования.
Инвестиционная привлекательность территории формируется двумя группами факторов:
1) инвестиционным потенциалом (трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, финансово-бюджетный);
2) инвестиционным риском (экономический, социальный, финансовый, криминальный, экологический).
Поддержка инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях является одним из распространенных способов помощи бизнесу, привлечения на территорию новых видов бизнеса, т.е. является составной частью экономических стратегий. Муниципалитеты направляют усилия на создание правовых и экономических условий осуществления инвестиционной деятельности, вырабатывают формы муниципальной поддержки, гарантии обеспечения и защиты прав и законных интересов инвесторов.
Поддерживая предпринимательство посредством создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности, муниципалитет преследует определенные цели. Прежде всего, эти цели могут быть направлены на развитие тех направлений бизнеса в городе, которые являются приоритетными. Большое значение придается созданию новых рабочих мест, оптимизации структуры занятости в нужном направлении. При определенных условиях можно рассчитывать и на экономическую эффективность в виде увеличения налоговых поступлений в бюджет города, снижения расходов на содержание инфраструктуры.
Муниципальная адресная инвестиционная программа становится важнейшим документом, регулирующим долгосрочное развитие муниципальных образований. В большинстве муниципалитетов отбор проектов для инвестиционной программы проводится на конкурсной основе, что позволяет поддержать наиболее эффективные и социально значимые для города инвестиционные проекты.
Следует согласиться, что в современных условиях особую важность приобретает направленность инвестиций преимущественно на цели инновационного развития хозяйствующих субъектов муниципальных образований [1, с. 29 - 33].
На территории муниципального образования существуют интересы общественные, обусловленные общими потребностями всего населения, удовлетворение которых требует общих ресурсов. В экономической литературе те услуги, которые призваны удовлетворять коллективные интересы, называют общественными благами. Одна из задач муниципальной власти - производство общественных благ.
Экономические интересы и взаимоотношения хозяйственных субъектов внутри муниципального образования имеют свою специфику. Муниципальные финансы, земля и муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения - это общественная сфера. Когда данные объекты находятся в муниципальной собственности, возникает необходимость прямого управления ими. Другие же предприятия и объекты, расположенные на территории муниципального образования, но не относящиеся к муниципальному сектору, входят в сферу интересов бизнеса. На этот сектор следует воздействовать косвенными методами - через налоговую, инвестиционную и административную политику.
Формирование гражданского общества привело к установлению равноправного диалога между представителями всех слоев общества: власти и общественности, власти и бизнеса. Следует подчеркнуть, что наладить необходимые для этого взаимоотношения с крупными предприятиями, действующими на территории, часто бывает трудно, особенно если последние не нуждаются в местных преференциях и реализуют продукцию на внешних рынках. Для выстраивания конструктивного диалога с представителями среднего и мелкого бизнеса должен быть создан механизм открытости власти, доступности информации и справедливости во взаимоотношениях. Институты гражданского общества не получили должного развития в нашей стране, нет практики открытого диалога с населением, что мешает обеспечить необходимую публичность планированию, заинтересовать граждан.
Нынешний этап формирования системы местного самоуправления, местных финансов и внутрирегиональных межбюджетных отношений в Российской Федерации связан в первую очередь с принятием двух федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ''Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации''» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесены также поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
Особенность реформы заключается в ее комплексности. Она не только охватывает формальную структуризацию институтов местного самоуправления, но и решает вопросы экономического обеспечения их деятельности, уточняет вопросы разграничения полномочий органов местного самоуправления между собой и в отношении с органами власти и управления субъектов Федерации.
Принятые законы в целом обеспечивают конкретизацию места и роли институтов местного самоуправления в единой системе управления социально-экономическим развитием территорий, сосредоточение функций институтов местного самоуправления на обеспечении важнейших потребностей населения, прежде всего в области социальных услуг.
Принципиально важно то, что закон о местном самоуправлении четко проводит грань между «собственными» и «делегированными» полномочиями местных органов власти и, соответственно, между источниками их финансирования. Предусмотрено более четкое закрепление экономических, в частности финансово-бюджетных, основ местного самоуправления, с тем чтобы они были менее зависимыми от различных конъюнктурных настроений и субъективных подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Однако расчеты специалистов по местному развитию и практика показывают: органы местного самоуправления не обладают достаточной финансовой базой для
решения стоящих перед ними задач. К местным налогам поселений согласно новому законодательству отнесены два имущественных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог; к местным налогам муниципальных районов - транспортный налог и торговый сбор. По прогнозам, в совокупности поступления от них могут составить лишь 12,5% от всех доходов местных бюджетов и 24,9% от всех налоговых доходов местных бюджетов. По оценкам специалистов, в целом налоговые поступления покрывают расходные обязательства местных бюджетов только на 50 - 70%.
Специфические взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по предоставлению своим гражданам определенного набора гарантированных прав получили название «нефинасируемые мандаты». Большинство таких прав может быть реализовано только на местном уровне, однако под них не выделяется соответствующего финансирования.
Проводимое в настоящее время реформирование финансово-экономических основ местного самоуправления в России представляет собой процесс перераспределения как доходных, так и расходных полномочий преимущественно на государственный уровень, хотя решение существующих проблем следует искать в противоположном направлении. Новое законодательство слабо стимулирует рост собственных доходов муниципалитетов, поддержку предпринимательства и развитие муниципальных предприятий и создает видимость решения проблемы дефицита местных бюджетов.
1. Колядин Н.П., Неверов А.Н. К проблеме построения матричной модели «инвестиции - инновации - институты» // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).
2. Королёва Е.Н. Методология стратегического управления развитием муниципальных образований в условиях современной экономики России: дис. ... д-ра экон. наук. Самара, 2006.
3. Greenly G.E. Stratégie Management. London: Prenticle Hall, 1980.
УДК 33:37
Мэри Гагиковна Кехян,
аспирантка кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности,
СГСЭУ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с образовательной отраслью, которые оказывают существенное влияние на все остальные отрасли экономической и социальной сфер жизни, ведь в настоящее время в условиях глобализационных и интеграционных процессов конкурентоспособность национальной экономической системы в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов - наибольшую значимость приобретают человеческие ресурсы, создание ими сложнейших наукоемких технологий, обеспечение принципиально нового технологического уровня производства в условиях адаптации к новой информационной среде. Автор приходит к выводу, что перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте международной интеграции, в условиях которой знания и образование являются главными показателями, определяющими благосостояние населения, характеризующими экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле.
Ключевые слова: образование, рынок образовательных услуг, глобализация, экспорт образовательных услуг.