МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
В ФГБОУ ВПО «НГЛУ»
Самойлова М.П.
Регионоведение — широко востребованная в вузах, реализующих ООП по направлению «Зарубежное регионоведение», учебная дисциплина. Ее появление в учебных планах вузов относится к 2013 г. и связано с началом реализации ООП «Зарубежное регионоведение», профиль «Восточная Азия». В НГЛУ реализуется программа подготовки бакалавров с профильным языком — китайским, второй язык — английский (язык международного общения).
Появление регионоведения как учебной дисциплины связано с развитием в России регионологии как науки, предметом изучения которой является регион. Методические проблемы преподавания регионоведения в вузе тесным образом зависят от методологии регионоведения как направления научных знаний, которая все еще находится в стадии становления. Выбор метода, с точки зрения которого преподается дисциплина «Регионоведение» в конкретном вузе, во многом зависит от специфики реализуемого профиля ООП. С выбором метода также связан в конечном итоге и концептуальный подход к реализации ООП с конкретным профилем. Поскольку регионоведение является комплексной дисциплиной, используются методы ряда смежных наук (экономики, политологии, культурологи, этнологии, истории и др.). Специфика реализации ООП «Зарубеж-
ное регионоведение» в НГЛУ связана с тем, что НГЛУ — вуз лингвистический, главным достоинством подготовки выпускников НГЛУ всегда была именно подготовка в области профессионального владения иностранными языками, а также в области истории и культуры стран изучаемых языков. Лингвистический профиль вуза может быть использован при реализации ООП как методическое и методологическое преимущество.
В настоящее время существует достаточно большое разнообразие учебников по регионоведению, дающих основание констатировать незаконченность процесса становления концептуальной базы регионоведения. В каждом учебном пособии автор (коллектив авторов) демонстрирует различия в определении как самого термина «регион», так и науки «Регионоведение». Это объяснятся тем, что как в отечественном, так и в зарубежном регионоведении наличествуют различные подходы к трактовке понятия «регион», различные основания для выделения регионов, различное понимание структуры, предмета и содержания данной науки и, соответственно, учебной дисциплины.
В отечественном регионоведении изначально наметился историко-географический подход к делению мира. Наиболее авторитетным представителем данного подхода является профес-
168 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 3 (17) / 2014
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
сор МГИМО А.Д. Воскресенский1-1 2-3. Деление мира на культурно-религиозные макрорегионы, или цивилизационные комплексы, по А.Д. Воскресенскому, опирается на понимание региона как некой части, характеризующейся общностью исторического развития территории, географического положения (в большей степени), природных и трудовых ресурсов, специализацией хозяйства (в меньшей степени). А.Д. Воскресенский полагает правомерным одновременное деление мира на геоэкономические и геополитические регионы, учитывающее современное состояние экономики и политической системы. Таким образом, в подходе данного автора многочисленных и авторитетных учебных пособий наличествует
1 Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности : учеб. пособие / под ред. А.Д. Воскресенского, Н.П. Малетина ; МГИМО (У) МИД России, каф. востоковедения. М. : МГИМО, 2001. 355 с. [Aziatsko-Tihookeanskij region i Central’naja Azija: kontury bezopasnosti : ucheb. posobie / pod red. A.D. Voskresenskogo, N.P. Maletina ; MGIMO (U) MID Rossii, kaf. vostokovedenija. M. : MGIMO, 2001. 355 s.].
2 Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений : учеб. пособие для вузов / под ред. А.Д. Воскресенского ; МГИМО (У) МИД России. М. : РОССПЭН, 2002. 526 с.; [Vostok / Zapad: Regional’nye podsistemy i regional’nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij : ucheb. posobie dlja vuzov / pod red. A.D. Voskresenskogo ; MGIMO (U) MID Rossii. M. : ROSSPJeN, 2002. 526 s.].
3 Мировое комплексное регионоведение и международные отношения : науч.-ме-тод. / учеб.-метод. комплекс по регионоведению. В 4 ч. МГИМО (У) МИД России, каф. востоковедения ; отв. ред.-сост.
А.Д. Воскресенский. М. : МГИМО-Уни-верситет, 2005. 356 с. [Mirovoe kompleksnoe regionovedenie i mezhdunarodnye otnoshenija : nauch.-metod. / ucheb.-metod. kompleks po regionovedeniju. V 4 ch. MGIMO (U) MID Rossii, kaf. vostokovedenija ; otv. red.-sost.
A.D. Voskresenskij. M. : MGlMo-Universitet, 2005. 356 s.].
сочетание методов различных наук — как истории, так и современной политологии. Он выделяет, например, «сообщества соразвития»: американское, европейское и азиатско-тихоокеанское. Такое членение соответствует делению на «торговые блоки» и имеет, согласно мнению указанного автора, уже экономические основания, соответственно осуществляется и анализ материала в отношении понятия «сообщества соразвития».
Членение им мира на регионы опирается на определение региона как «сложного культурно-территориальноэкономического комплекса, имеющего ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства и социальных отношений и определенные (специфические) потребности в связях с внешней средой».
Вопрос о регионах, как и, соответственно, вопрос о региональных и субрегиональных системах мира, является крайне дискуссионным.
Кроме уже описанной выше регионализации мира есть и другие подходы к его делению на регионы. Так, например, физико-географический критерий преобладает в учебнике под редакцией В.В. Вольского4 *. В названном учебнике выделяются одиннадцать цивилизационных макрорегионов мира: Западная Европа, Центрально-Восточная Европа, Российско-Евроазиатский регион, Северная Африка и Средний Восток, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка южнее
4 Социально-экономическая география зарубежного мира : учебник / под ред. В.В. Вольского. М. : Дрофа, 2003. 560 с. [Social’no-jekonomicheskaja geografija zarubezhnogo mira : uchebnik / pod red. V.V. Vol’skogo. M. : Drofa, 2003. 560 s.].
COMPARATIVE POLITICS • 3 (17) / 2014
169
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Сахары, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. Содержательная характеристика перечисленных регионов носит экономический и географический характер, историко-культурный аспект характеристики практически не прослеживается в подходе данного автора к методологии ре-гионоведческого анализа.
Своеобразную картину культурноисторических регионов и субрегионов мира представляют авторы весьма распространенного в вузах и наличествующего на абонементе в НГЛУ учебника «Регионоведение», авторы которого — Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев5. Это Западная Европа, Восточная Европа, Евразийский макрорегион, афро-азиатские макрорегионы, англоязычная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. В составе афро-азиатских макрорегионов ученые выделяют Месопотамию, Египет и Левант, Аравию, Магриб, Малую Азию, Иран — Афганистан, Центральную Азию, Японию, Китай, Индокитай, островную Юго-Восточную Азию, Индостан, Африку южнее Сахары. Характеристика этих субрегионов в учебном тексте занимает достаточно мало места. Большая часть текста учебника посвящена регионам России, поэтому данный учебник удобен, как представляется, для профилей, связанных с регионоведением России.
Деление мира на культурно-исторические регионы не вполне совпадает с вариантом В.В. Вольского и А.Д. Воскресенского. Одновременно с геогра-
фическим делением мира в содержании учебника есть попытка учесть и историко-культурный фактор, анализ которого вынесен в отдельную главу, однако объем материала ничтожно мал (по нескольку абзацев о каждом историкокультурном типе). К методологическим промахам этого учебника также следует отнести и несовпадение принципа регионализации в главах, характеризующих отдельные регионы, и в главах, посвященных экономическим, религиозным и этническим факторам регионализма. Данное противоречие еще раз подчеркивает сложный, комплексный характер регионоведения и нерешенность методических вопросов преподавания данной дисциплины.
Это же можно сказать и об учебнике под общей редакцией проф. Ю.Г. Волкова6. Дискуссионным в разных учебниках является вопрос о границах Восточной Европы. Долгое время Восточная Европа рассматривалась под углом зрения противостояния Восток-Запад и подразумевала, как правило, семь государств. По нынешним классификациям некоторых международных организаций к странам Восточной Европы относят Эстонию, Латвию, Литву, Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, бывшие же страны «народной демократии» относят к Центральной Европе.
По классификации ученых-геогра-фов МГУ все отмеченные выше государства отнесены к единому региону — Центрально-Восточная Европа.
В Восточную Азию обычно включают КНР, Японию, Северную и Южную
170
5 Гладкий Ю.Н. Регионоведение : учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. М., 2003. 384 с. [Gladkij Ju.N. Regionovedenie : uchebnik / Ju.N. Gladkij, A.I.Chistobaev. M., 2003. 384 s.].
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 3 (17)
6 Регионоведение / отв. ред. профессор Ю.Г. Волков. 2-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 448 с. [Regionovedenie / otv. red. professor Ju.G. Volkov. 2-e izd., ispr. i dop. Rostov n/D : Feniks, 2004. 448 s.]
/ 2014
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Корею, Монголию и Тайвань. Но в последнее время все большее распространение получает и «расширительное» понимание Восточной Азии как геоэкономического ареала, в который входят Япония, КНР, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Индонезия. С некоторыми оговорками в это образование включают также Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Мьянму, а в самое последнее время — Монголию, российский Дальний Восток, некоторые государства на тихоокеанских островах, Австралию, Новую Зеландию.
Не сложилось единство мнений и по вопросу о границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Имеется несколько вариантов их определения. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии. Второй вариант предполагает включение в АТР стран Тихоокеанской Азии, США, зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае также попадают в перечень стран АТР, но из него исключаются латиноамериканские государства. Третий вариант предполагает фокус на азиатских составляющих АТР от Берингова пролива до Мьянмы. Разумеется, понимание региональных событий в последнем случае требует обращения к политике таких государств, как США, Канада, Индия, Австралия.
Таким образом, деление мира на регионы имеет многовариантный и достаточно спорный характер. Причины этого явления разнообразны. Культурно-цивилизационная регионализация начала разрабатываться сравнительно
недавно и потому не достигла той степени совершенства, как, например, физико-географическая регионализация. Геополитические, политические, экономические срезы регионов не остаются неизменными, достаточно быстро подвергаются видоизменениям. Вопрос о региональных и субрегиональных системах международных отношений является крайне дискуссионным в связи с исчезновением биполярной системы. И пока нет ясности в том, что же пришло ей на смену: распалась ли она на независимые региональные системы или же они все же являются подсистемами.
Все эти дискуссии, отраженные в существующих современных учебных пособиях, приводят к выводу о том, что регионоведение не вышло на уровень синтеза научных знаний, не имеет пока собственной методологической базы. Констатируя это, нельзя забывать, что регионоведение — это область знаний, имеющая значимые социальные функции, они связаны прежде всего с синтезом знаний о территориях. Интерес общества к странам и регионам носит не столько дифференцированный, сколько интегральный характер.
Что касается отсутствия у регионоведения собственной методологии, то это отсутствие еще не означает невозможности ее выработки. Следует учесть также и то, что в настоящее время вообще достаточно мало наук, обладающих только своими собственными методами. Даже математика сегодня использует инструменты формальной логики, принципы философии, элементы общей теории систем.
Методы, которые та или иная наука заимствует у других наук, как правило, адаптируются к предмету ее изучения.
COMPARATIVE POLITICS • 3 (17) / 2014 171
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Это положение целиком и полностью относится к регионоведению (и страноведению) в НГЛУ. Имея междисциплинарный, комплексный характер, регионоведение использует как общенаучные методы, так и методы экономической географии, демографии, политических наук, истории, физической географии, экономики и т.д., а также и методы лингвистики. Более того, лингвистические основания могут быть положены и в основу принципов регионализации.
Характеристика разнообразных методов в их применении к потребностям комплексного регионоведения дается, например, в учебном пособии В.А. Дер-гачева и Л.Б. Вардомского «Введение в регионоведение»7. Данное учебное пособие написано с точки зрения методов политологии, анализ региона предполагает прежде всего его характеристику в качестве участника международных отношений, международных экономических связей, хотя в характеристике каждого региона авторами дается также и параграф, названный как «цивилизационный код». Для потребностей НГЛУ данный учебник может быть назван как наиболее удачный, поскольку содержит не только характеристику регионов, в том числе и Китая, но также включает теоретическую часть, объясняющую принципы регионализации, знакомит с наиболее значимыми теориями в области политологии, геополитики и регионоведения. Это задает структуру и системность представлений студентов о
выбранной ими специальности и о регионоведении как науке.
В то же время преподавание регионоведения в ФБОУ ВПО «НГЛУ» связано с реализацией профиля, предлагаемыми для изучения языками, а также наличием в НГЛУ собственной методической и организационной базы. Методическая база НГЛУ складывалась с началом подготовки в НГЛУ студентов со знанием китайского языка. В структуре НГЛУ существует «Институт Конфуция», наличествуют партнерские связи с двумя китайскими лингвистическими вузами, существует практика включенного обучения и возможность стажировок студентов НГЛУ в Китае, а китайских студентов — в НГЛУ. Подготовка по китайскому языку всегда включала значительный страноведческий компонент. Практику языка региона ведут не только преподаватели НГЛУ, но и носители языка — китайские преподаватели. Студенты НГЛУ с самого начала тесно общаются с китайскими студентами, что является подготовкой к непосредственному знакомству с регионом специализации. Все это делает необходимым создание собственной учебнометодической базы, которая вместе со знакомством с необходимыми и традиционными для регионоведения теоретическими и прикладными разделами, большее внимание с самого начала уделяла изучению Китая. В качестве удачного дополнения к основному учебнику в НГЛУ используется учебник И. Ко-чергина «Регионоведение. Китай»8.
172
Дергачев В.А. Регионоведение / В.А. Дер-
гачев, Л.Б. Вардомский. М. : Юнити-Дана, 2004. 463 с. [Dergachev V.A. Regionovedenie / V.A. Dergachev, L.B. Vardomskij. M. : Juniti-Dana, 2004. 463 s.].
Кочергин И. Регионоведение. Китай : учебник / И. Кочергин. М. : Из-во «Восточная книга», 2013. 544 с. [Kochergin I. Regionovedenie. Kitaj : uchebnik / I. Kochergin. M. : Iz-vo «Vostochnaja kniga», 2013. 544 s.].
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 3 (17) / 2014
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В целом методические усилия преподавания регионоведения как дисциплины должны быть направлены на то, чтобы создать у студентов необходимую теоретическую базу формиро-
вания компетенций, установленных ФГОС по данному перспективному направлению подготовки, отвечающему потребностям настоящего времени.
Методологические аспекты преподавания регионоведения в ФГБОУ ВПО «НГЛУ»
Самойлова Мария Павловна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой культурологии и истории ФГОУ ВПО НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
Аннотация. Появление регионоведения как учебной дисциплины связано с развитием в России регионологии как науки. Дискуссии, отраженные в современных учебных пособиях, приводят к выводу о том, чторегионоведение не вышло на уровень синтеза научных знаний, не имеет пока собственной методологической базы, а деление мира на регионы имеет многовариантный и достаточно спорный характер. С этим связана большая часть методических проблем преподавания регионоведения в ВУЗе.
Ключевые слова:регионоведение, регион, методика преподавания.
Methodological Aspects of Teaching Regional Science at Linguistics University, Nizhny Novgorod
Maria Samoilova, Ph.D. in History, Chair of Culture and History, LUNN
Abstract. The appearance of Regions Science as an academic discipline is connected to the development of regional science as a scientific field. As a field of social science regional science is still on its way of becoming mature: it is yet to introduce its specific scientific method. At present even the very principles ofworld regional division are subject of a debate. It is this character of uncertainty that regional science has at this stage of development that poses most problems for teachers.
Key words: regional science, region, teaching methods.
COMPARATIVE POLITICS • 3 (17) / 2014
173