Научная статья на тему 'Методологические аспекты построения интегрированной системы управления качеством'

Методологические аспекты построения интегрированной системы управления качеством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / QUALITY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY STANDARDS / INTEGRATED QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Екатерина Сейрановна, Киреева Софья Сергеевна

В условиях инновационного развития экономики проблемы обеспечения качества в значительной степени зависят от решения проблем интеграции. В контексте управления качеством создание интегрированных систем управления качеством является эффективным способом совершенствования управления предприятием. В статье обоснована актуальность применения интегрированной системы управления качеством, состоящей в эффективном управлении предприятием, что приводит к энергоэффективности и ресурсосбережению. Выявлены и обоснованы методологические подходы к пониманию интегрированной системы управления качеством. Представлена авторская трактовка понятия «интегрированная система управления качеством». В качестве концептуальной основы построения интегрированной системы менеджмента качества обоснована модель, сформированная на базе PAS 99:2006, ИСО 72:2001 и ГОСТ Р 53893-2010. Представлена и обоснована структура интегрированной системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорян Екатерина Сейрановна, Киреева Софья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING AN INTEGRATED QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article states that innovative economic development depends on solving the problems of quality manage-ment that in their turn largely depend on solving the problems of integration. Overall, in the context of quality management system it is necessary to create an integrated quality management system that will become an ef-fective way to improve business management. The article argues for the implementation of integrated quality management systems which contribute to effi cient business management and lead to energy effi ciency and resource saving. The authors identify and discuss methodological approaches to understanding integrated quality manage-ment systems and present an original interpretation of the concept of “integrated quality management system”. Conceptual basis for building an integrated quality management system is formed by PAS 99: 2006, ISO 72: 2001 and GOST R 53893-2010. Structure of the integrated quality management system is presented and explained.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты построения интегрированной системы управления качеством»

Yekaterina Seyranovna Grigoryan,

PhD in Economics,

associate professor of the department of economics and management, Penza State Technological University

Sofya Sergeevna Kireeva,

PhD in Economics,

postgraduate student of the department of economics and management, Penza State Technological University

УДК 338.24

Екатерина Сейрановна Григорян,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Пензенский государственный технологический университет

ek_grigoryan@mail.ru

Софья Сергеевна Киреева,

аспирантка кафедры экономики и управления, Пензенский государственный технологический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

В условиях инновационного развития экономики проблемы обеспечения качества в значительной степени зависят от решения проблем интеграции. В контексте управления качеством создание интегрированных систем управления качеством является эффективным способом совершенствования управления предприятием. В статье обоснована актуальность применения интегрированной системы управления качеством, состоящей в эффективном управлении предприятием, что приводит к энергоэффективности и ресурсосбережению. Выявлены и обоснованы методологические подходы к пониманию интегрированной системы управления качеством. Представлена авторская трактовка понятия «интегрированная система управления качеством». В качестве концептуальной основы построения интегрированной системы менеджмента качества обоснована модель, сформированная на базе PAS 99:2006, ИСО 72:2001 и ГОСТ Р 53893-2010. Представлена и обоснована структура интегрированной системы менеджмента качества.

Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, управление качеством, стандарты качества, интегрированная система управления качеством.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING AN INTEGRATED QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article states that innovative economic development depends on solving the problems of quality management that in their turn largely depend on solving the problems of integration. Overall, in the context of quality management system it is necessary to create an integrated quality management system that will become an effective way to improve business management. The article argues for the implementation of integrated quality management systems which contribute to efficient business management and lead to energy efficiency and resource saving. The authors identify and discuss methodological approaches to understanding integrated quality management systems and present an original interpretation of the concept of "integrated quality management system". Conceptual basis for building an integrated quality management system is formed by PAS 99: 2006, ISO 72: 2001 and GOST R 53893-2010. Structure of the integrated quality management system is presented and explained.

Keywords: quality, quality management system, quality management, quality standards, integrated quality management system.

В условиях инновационного развития экономики проблемы обеспечения качества в значительной степени зависят от решения вопросов интеграции. В контексте управления качеством построение интегрированных систем управления качеством является эффективным способом совершенствования менеджмента предприятия. В основном это касается систем, построенных на базе международных стандартов КО 9000 (качество), КО 14001 (охрана окружающей среды), SА 8000 (социальная ответственность и управление персоналом), ОHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность), НАССР (безопасности пищевой продукции) и др. Данные системы демонстрируют междуна-

родную практику и опыт и обозначают направления совершенствования системы управления качеством на предприятии.

В современной научной литературе вопросы построения и совершенствования систем управления качеством на предприятиях нашли отражение в трудах Е.К. Аванесова, С.В. Василевской, З.Я. Вирьянского, Е.Б. Гаффоровой, Т.В. Гусевой, Н.Д. Гуськовой, Л.Г. Егоровой, М.А. Катанаевой, Э.М. Короткова, Д.Е. Мамаева, Б. З. Мильнера, Е.Е. Родиной, М. З. Свиткина, В. Н. Трошина и др.

Как полагают некоторые ученые (В.В. Дрофа, М.Б. Дюжева, Н.Д. Гуськова, А.Г. Павлова, Т. А. Са-лимова, Е.Е. Родина, С.Г. Фалько), «наиболее вос-

ISSN 1994-5094 ♦-

63 -♦

требованной системой управления качеством является интегрированная система менеджмента качества (ИСМК), отвечающая требованиям нескольких международных стандартов. Ее внедрение способствует повышению эффективности управления предприятием и формированию условий устойчивого развития и конкурентоспособности предприятия и производимой продукции» [2; 5; 8].

Так, в документе РЛБ-99:2006 «интегрированная система управления качеством представляет собой совокупность не менее двух систем менеджмента, отвечающих требованиям двух и более стандартов, ориентированных на различные заинтересованные стороны и функционирующих в организации как единое целое» [16].

Вопросы, связанные с трактовкой понятия «интегрированная система управления качеством», остаются дискуссионными начиная с издания документа РЛБ-99:2006 [16], а в последующем РЛБ-99:2012 [17], а также введения стандарта ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента» [3].

В этой связи на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы нами были обобщены трактовки понятия «интегрированная система управления качеством» (таблица).

Так, например, Н.Д. Гуськова, Е.Е. Родина и Д.Е. Мамаев «обосновывают актуальность применения интегрированных систем управления качеством, построенных на принципах ИСО». По мнению авторов, «одной из основных целей интеграции действующих на предприятии систем управления является получение синергетического эффекта. Интегрированная система управления качеством позволяет наиболее эффективно управлять предприятием, что приводит к энергоэффективности и ресурсосбережению» [4].

Н.В. Козицына и Н.Г. Назарова полагают, что «интегрированная система управления качеством -это инструмент удовлетворения требований и ожиданий различных заинтересованных сторон» [6; 7].

М.З. Свиткин отмечает, что «понятие "интегрированная система менеджмента качества" вошло в управленческую практику предприятий в конце 90-х годов XX века в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов» [11]. К этим стандартам, по мнению автора, «относятся стандарты ИСО 9000 на системы менеджмента качества, стандарты ИСО 14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) 18000 на системы менеджмента

Трактовки понятия «интегрированная система управления качеством»

Автор Определение

Д.О. Воробьев «Часть системы общего менеджмента, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов и функционирующая как единое целое» [1]

M. Olaru, D. Nicoara, A. Maier «Интегрированная система менеджмента качества представляет собой систему управления, которая сочетает в себе все компоненты бизнеса в одну целостную систему таким образом, чтобы способствовать достижению цели и миссии организации» [14]

V. Bekic et al. «Интегрированная система менеджмента качества определяется как всеобъемлющий инструмент управления, который связывает все элементы бизнес-системы в уникальную и комплексную систему управления процессами в организации в целях удовлетворения потребностей заинтересованных сторон» [15]

А.В. Влaдимиpцев, Д.А. MapubiHKOBCKHÜ, Р.В. CTenaHOB, Ю.Ф. Шехшов, Ж.Ж. Эcмухaнова «Совокупность не менее двух систем (подсистем) менеджмента организации, ориентированных на различные заинтересованные стороны и, как следствие, отвечающих требованиям стандартов на системы менеджмента, имеющих полностью или частично объединенные элементы, которые функционируют в организации как единое целое» [9]

Н.В. Козицына «Инструмент удовлетворения требований и ожиданий не только потребителей, но и других заинтересованных сторон» [6]

И.Г. Назарова «Система, направленная на удовлетворение потребностей различных заинтересованных сторон, среди которых, в первую очередь, потребители, поставщики, персонал организации, владельцы и акционеры, государство и общество» [7]

А.Н. Рoмaнова «Предполагает разработку и внедрение системы, обеспечивающей совместное развитие менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента в области производственной безопасности и охраны труда» [10]

И.А. Седикова «Объединение функциональных областей, взаимосвязанных в процессе достижения общеорганизационных целей, дающее совокупный результат выше, чем сумма результатов ее функционирующих разрозненно частей» [12]

А.Н. Яськин «Комплексная целевая система менеджмента качества, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов, которая ориентирован на реализацию бизнес-целей и конкурентоспособности, создание условий для устойчивого развития организации, а также на удовлетворение потребностей всех сторон, заинтересованных в результатах ее деятельности» [13]

промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability) 8000 на системы социального и этического менеджмента» [11].

Исходя из анализа представленных в таблице трактовок, были выявлены методологические подходы к пониманию интегрированной системы управления качеством (рис. 1).

Отмечая определенные различия в подходах к пониманию интегрированной системы управления качеством, большинство ученых (Д. О. Воробьев, А.В. Владимирцев, Д.А. Марцынковский, Р.В. Степанов, Ю.Ф. Шеханов, Ж.Ж. Эсмуханова А.Н. Ясь-кин и др.) сходятся во мнении, что это инструмент, учитывающий требования различных международных стандартов и обеспечивающий эффективное управление и совместное функционирование действующих на предприятии систем менеджмента качества.

При этом ряд зарубежных ученых (M. Olaru, D. Nicoara, A. Maier, V. Bekic и др.) в качестве недостатка отмечают «смещенный акцент на учет требований стандартов в противоположность учета требований бизнеса, а также отсутствие связи с общей системой управления на предприятии» [14].

Таким образом, обобщая рассмотренные подходы, под интегрированной системой управления качеством будем понимать систему управления качеством, соответствующую требованиям двух или более международных стандартов, обеспечи-

вающую совместное развитие функциональных подсистем, ориентированных на обеспечение качества и конкурентоспособности предприятия, а также на удовлетворение интересов стейкхолдеров.

На наш взгляд, интегрированная система управления качеством позволяет связать в единую систему различные направления бизнес-деятельности предприятия. В свою очередь, деятельность предприятия неразрывно связана с рисками, влекущими за собой потери.

Таким образом, необходимость построения интегрированной системы управления качеством обусловлена рациональным управлением рисками, способствующим минимизации затрат предприятия - материальных, трудовых, организационных и т. д.

Концептуальную основу построения интегрированной системы управления качеством можно представить как модель, выполненную на базе PAS 99:2006, ИСО 72:2001 (ISO GUIDE 72:2001) и ГОСТ Р 53893-2010. В качестве основных черт данной модели можно отметить: наличие специфических и общих требований к системе управления качеством; применение процессного и системного подходов; формирование структуры интегрированной системы менеджмента качества на основе цикла PDCA и др.

На рис. 2 представлен принцип присутствия в стандартах общих и специфических требований.

Рис. 1. Методологические подходы к пониманию интегрированной системы управления качеством

Специфические Специфические Специфические треоовання Специфические

треоовання к треоовання к к профессиональной треоовання к

качеству окружающей среде оезопасностн н здоровью другим системам

Общие требования

Рис. 2. Присутствие общих и специфических требований в стандартах

ISSN 1994-5094 ♦-

65 -♦

Специфические требования отражают специфику исследуемого объекта и обусловлены, например, различиями в законодательстве, воздействиями, рисками, стейкхолдерами и др. Специфические требования регламентируются документами, связанными с отраслевой спецификой предприятий, в том числе законодательными и нормативными актами, Трудовым кодексом РФ, соответствующими руководящими документами и правилами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, техническими условиями и др.

В основе интеграции процессов находится цикл Шухарта - Деминга PDCA (Plan, Do, Check, Act), который является базой большинства существующих стандартов системы управления качеством, включая ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001. Шесть общих требований, используемых во всех системах менеджмента, объединяясь с методологией PDCA, преобразовываются в структуру интегрированной системы управления качеством (рис. 3).

Таким образом, исследование методологических аспектов построения интегрированной системы управления качеством позволило сделать следующие выводы:

— обоснована актуальность применения интегрированной системой управления качеством, состоящая в наиболее эффективном управлении предприятием, что приводит к энергоэффективности и ресурсосбережению;

— выявлены ключевые аспекты формирования интегрированной системы управления качеством: часть системы менеджмента, функционирующая как единое целое; система менеджмента, ориентированная на бизнес-цели, обеспечение качества и конкурентоспособности; совокупность не менее двух систем, ориентированных на заинтересованные стороны и имеющих объединенные элементы; совместное развитие систем менеджмента (экологического, финансового, производственного и др.), а также объединение функциональных областей,

Действие

4.7 Анализ со стороны руководства

4.7.1 Общая информация

4.7.2 Входные данные

4.7.3 Выходные данные

Анализ со стороны руководства

4.6. Улучшение

4.6.1 Общая информация

4.6.2 Корректирующие, предупреждающие действия и действия по улучшению

Политика

Планирование

4.2 Пилитнка системы менеджмента

Система менеджмента

4.1 Общие требования

Улучшение

Планирование

Проверка

4.5. Оценка производительности

4.5.1 Мониторинг и измерение

4.5.2 Оценка соответствия

4.5.3 Внуфенний аудит (проверка)

4.5.4 Управление несоответствующей продукцией

Onei производи ти ка тельное

4.3. Планирование

4.3.1 Идентификация и оценка аспектов, воздействии и рисков

4.3.2 Идентификация законодательных и других требований

4.3.3 Планирование вероятности

4.3.4 Цели

4.3.5 Организационная структура, роли,обязанности и полномочия

Внедрение и

производственный

процесс

Выполнение

4.4 Внедрение и

производственный процесс

4.4.1 Управление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производственным процессом

4.4.2 Менеджмент ресурсов

4.4.3 Требования к документации

4.4.4 Обмен информацией

Рис. 3. Структура интегрированной системы управления качеством (схема объединения РБСЛ и общих требований по ГОСТ Р 53893-2010)

дающее синергетический эффект; удовлетворение интересов стейкхолдеров;

— под интегрированной системой управления качеством понимается система управления качеством, соответствующая требованиям двух или более международных стандартов, обеспечивающая совместное развитие функциональных подсистем, ориентированных на обеспечение качества и конкурентоспособности предприятия, а также на удовлетворение интересов стейкхолдеров;

— концептуальная основа построения интегрированной системы управления качеством представлена как модель, выполненная на базе PAS 99:2006, ИСО 72:2001 (ISO GUIDE 72:2001) и ГОСТ Р 53893-2010, основными чертами которой являются: наличие специфических и общих требований к системе управления качеством; применение процессного и системного подходов; формирование структуры интегрированной системы менеджмента качества на основе цикла PDCA и др.;

— представлена и обоснована структура интегрированной системы менеджмента качества (схема объединения PDCA и общих требований по ГОСТ Р 53893-2010).

1. Воробьев Д.О. Интегрированные системы менеджмента - понятия и опыт разработки. URL: http://quality.eup. ru/materialy13/ism2.htm.

2. Дрофа В.В., Дюжева М.Б. Переход предприятия на интегрированную систему менеджмента // СТЭЖ. 2009. № 9. С. 69-71.

3. ГОСТ Р 53893-2010. Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента. М.: Стандартинформ, 2011.

4. Гуськова Н.Д. Принципы интеграции контроллинга и менеджмент качества / Н.Д. Гуськова, Е.Е. Родина, Д.Е. Мамаев // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/120-15431.

5. Интеграция концепций всеобщего управления качеством и контроллинга / Н.Д. Гуськова, Т. А. Салимова, С.Г. Фалько, Е.Е. Родина // Контроллинг. 2010. № 3 (36). С. 74-79.

6. Козицина Н.В. Оценка интегрированной системы менеджмента в контексте управления качеством в организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2007.

7. Назарова И.Г. Методические подходы при разработке интегрированных систем менеджмента. URL: http://www. subcontract.ru/Docum/DocumUplShow.asp?Docum UplID= 1017.

8. Павлова А.Г. Проблема интеграции систем экологического менеджмента и систем менеджмента качества // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 3. № 2. С. 90-94.

9. Подходы к оценке и сертификации интегрированных систем менеджмента / А.В. Владимирцев, Д. А. Марцынков-ский, Р.В. Степанов, Ю.Ф. Шеханов, Ж.Ж. Эсмуханова. URL: https://www.rusregister.ru/upload/iblock/9c4/pub_pod-hody_SMK.pdf.

10. Романова А.Н. Блок-схемы разработки и внедрения интегрированных систем менеджмента в организациях // Альманах современной науки и образования. 2012. № 6. С. 137-142.

11. Свиткин М.З. Организационно-методические подходы к созданию интегрированных систем менеджмента. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY6/ompinegr.htm.

12. Седикова И.А. Механизм формирования интегрированной системы менеджмента на предприятиях атомной энергетики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009.

13. Яськин А.Н. Оценка рисков и экономической целесообразности внедрения интегрированных систем менеджмента на промышленных предприятиях // Вестник ВУиТ. 2012. № 3. С. 74-79.

14. Establishing the basis for Development of an Organization by Adopting the Integrated Management Systems: Comparative Study of Various Models and Concepts of Integration / M. Olaru, D. Maier, D. Nicoara, A. Maier // Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 109. P. 693-697.

15. Importance of inter operability information and information systems in the implementation of the model IMS / V. Bekic [et al.] // Internacional Scientific Conference Managament. Mladenovac, Serbia, 2012. P. 171-175.

16. PAS 99:2006 Specification of common management system requirements as a framework or integration. London: BSI, 2006.

17. PAS 99:2012 BSI British Standards. Specification of common management system requirements as a framework for integration. BSI, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.