методологические аспекты оценки экономической эффективности транспортно-логистической инфраструктуры
м. а. гервасьев,
доктор технических наук, профессор кафедры металловедения E-mail: gervasyev@mail. ш
О. В. мезенцева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры металловедения E-mail: 13596@r66.ru А. Ю. БУЛАНОВ,
аспирант кафедры металловедения E-mail: alexbul85@mail. ru
А. В. мезенцева,
аспирант кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости E-mail: an_mezens@maM. ru
Уральский государственный технический университет — УПИ имени первого президента РФ Б. Н. Ельцина
Эффективность функционирования транспортно-логистической инфраструктуры имеет принципиальное значение для развития экономики России. В статье исследована взаимосвязь между уровнем деловой активности и развитием транспортно-логистической инфраструктуры путем применения методологии анализа рядов Фурье к индексу РТС и карго-индексу. Предложена оригинальная методика оценки эффективности транспортно-логис-тической инфраструктуры на основе анализа в-коэффи-циентов отраслевых индексов.
Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, транспортный индекс, теория опционов, рыночная модель, теория оптимального портфеля ценных бумаг Марковица, в-коэффициент.
Транспортно-логистическая инфраструктура является одним из наиболее значимых элементов развития территорий и производственных комплексов. Для Российской Федерации функциониро-
вание транспортно-логистической инфраструктуры играет исключительную роль в создании условий социально-экономического развития страны, возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и экономической безопасности страны, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, а также создание системы коммуникаций различных отраслей экономики. Регулярный и стандартизированный анализ грузооборота железнодорожного транспорта является репрезентативной основой для обобщения и выявления тенденций в реальном секторе экономики.
Первый в России транспортный карго-индекс — это один из универсальных индикаторов реального сектора российской экономики, позволяющий выявлять тенденции и динамику ее развития в оперативном режиме. Предпосылками для
- 33
25 000
20 000
Г 15 000
If
о
10 000
5 000
1\
\ /1
L 1 \
5 15 25 35 45 55 65 75 85 95 Ю5 1
Месяцы
Рис. 1. График периодограммы по индексу РТС
создания подобного индекса являются неразвитость в России системы индикаторов состояния и развития экономики, особая роль железных дорог в экономике страны, отсутствие специализированных транспортных индикаторов. Таким образом, карго-индекс является количественным показателем уровня развития транспортно-логистической инфраструктуры территориально-производственного комплекса (ТПК) и экономики региона.
В результате проведенных авторами исследований установлена взаимосвязь уровня развития ТПК и его транспортно-логистической инфраструктуры, для этого проведено исследование взаимосвязи индекса РТС и карго-индекса. Индекс РТС в данном случае рассматривался как основной индикатор уровня деловой активности российской экономической системы и, следовательно, развития ТПК страны.
На основе математических вычислений, с учетом специальных вычислительных программ определен график периодограммы на базе значений индекса РТС с сентября 1995 по май 2009 г. [1, 4, 5], результат анализа представлен на рис. 1.
Как отчетливо видно, на графике периодограммы есть четкие подъемы. Максимальный подъем — в точке 120, средний и меньший в точках 80 и 40, соответственно. Данные расчетов показывают,
-Карго-индекс
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Месяцы
Рис. 2. График периодограммы по карго-индексу
15 125
что кризисные пики возникают с периодичностью в 40 мес. (120 — 80 и 80 — 40), а наиболее существенные с периодичностью в 80 мес., т. е. примерно раз в 6,6 лет. При этом сам период кризисной нестабильности в циклах Джаглера (Кондратьева) продолжается порядка 10 мес., а период депрессии — 10 мес., для кризисов Китчина — 10 и 5 мес. соответственно.
Аналогичным образом были проанализированы значения карго-индекса в период с 1 января 2006 по 1 января 2010 г., периодограмма представлена на рис. 2.
Данные расчетов карго-индекса показывают, что кризисные пики 2009 г. на периодограммах совпадают. Также на периодограмме карго-индекса наглядно отражен период отставания развития транспортно-логистической инфраструктуры от роста реального сектора экономики в 2006 г. Таким образом, из вышесказанного следует, что периоды цикличности индекса РТС, характеризующего состояние российской экономики и карго-индекса, отражающего состояние транспортно-логистической инфраструктуры, совпадают. При этом требуется дополнительное исследование уровня развития транспортно-логистичес-кой инфраструктуры и его взаимосвязь с развитием российской экономики.
Следует отметить, что расчет транспортных индексов широко применяется во всем мире для оценки эффективности уровня и мониторинга развития национальной транспортно-логистической инфраструктуры (табл. 1), при этом индексы являются наиболее простым и доступным исходным материалом для проведения дальнейшего более углубленного количественного анализа. На основе вышесказанного авторами предложен механизм оценки экономической эффективности функционирования транспортно-логистической инфраструктуры путем применения методов теории опционов и теории оптимального портфеля ценных бумаг Марковица.
Как видно, DJ Transportation является фондовым индексом, опционы на который торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже, в то время как Baltic Dry Index является типичным транспортным индексом, способ и информационная база расчета которого существенно отличаются от DJ Transportation. Однако опционы на Baltic Dry Index также торгуются на Лондонской фрахтовой бирже, при этом Baltic Dry Index является стандартизованным базовым активом — таким же, как пшеница, сахарный тростник, соя или нефть [2, 5].
Таблица 1
Мировой опыт расчета транспортных индексов
№ п/п Название индекса Страна База для расчета индекса Период расчета Субъект расчета
1 DJ Transportation США Котировки акций компаний транспортного сектора США В период торговой сессии NYSE Нью-Йоркская фондовая биржа
2 Transportation Service Index США Объем грузовых перевозок Ежемесячно Служба статистики
3 Index of Inland Freight Transport Volume Relative to GDP Евросоюз Объем грузовых перевозок (железнодорожным, автомобильным, водным транспортом) Ежегодно Служба статистики
4 Indice de production de services de transports Франция Стоимость услуг по грузовым, пассажирским перевозкам и вспомогательным транспортным услугам Ежеквартально Служба статистики
5 Index figures traffic density Нидерланды Количественный поток автомобилей на основных дорогах страны Ежемесячно Служба статистики
6 Transport Indices Испания Объем пассажироперевозок Ежемесячно Служба статистики
7 Indices of industrial production Япония Включен показатель грузоперевозок для нужд промышленности Ежемесячно Служба статистики
8 Baltic Dry Index Великобритания Средняя стоимость перевозки сырья сухогрузами, которая вычисляется на основании заключенных на этот день контрактов В период торговой сессии The Baltic Exchange Ltd Лондонская фрахтовая биржа
9 Welsh Index of Trans- Великобритания Ежеквартальные изменения Ежеквартально Служба статис-
port, Storage and Com- Уэльс в валовой добавленной стои- тики
munication мости транспорта, складского хозяйства и связи
10 Skelton Serborn Shipping Index Австралия Объем перевозок различной техники в Австралии — Компания Skelton Serborn
Таким образом, российский карго-индекс соответствует всем критериям, чтобы являться базовым активом для опциона, следовательно, к нему применимы такие экономические категории, как уровень риска и доходности, что позволяет использовать его для оценки уровня эффективности транспортно-логистической инфраструктуры реального сектора экономики.
Доходность карго-индекса может быть выражена следующим образом:
I1+1 -11
I =
I1
(1)
где I — доходность карго-индекса (временная стоимость опциона); I — период времени.
Предположим, что доходность исследуемого карго-индекса за некий период времени (например, месяц) связана с доходностью за этот же период рыночного индекса. В этом случае с ростом рыночного индекса, вероятно, будет расти значе-
ние карго-индекса, а с падением рыночного индекса — будет падать.
В соответствии с формулой рыночной модели теории оптимального портфеля ценных бумаг Марковица (market model) [2, 3]:
^Карго = аКаргоОтр + Р^отр + 8КаргоОтр , (2)
где IКарго — доходность карго-индекса за данный период;
1отр — доходность отраслевого индекса за этот же период;
а
КаргоОтр
— коэффициент смещения;
в — коэффициент наклона; еКаргоОтр — случайная погрешность. Предположив, что коэффициент наклона положителен, из уравнения (2) можно заметить следующее: чем выше доходность рыночного индекса, тем выше будет доходность карго-индекса (заметим, что среднее значение случайной погрешности равняется нулю). При этом наклон в
- 35
рыночной модели карго-индекса измеряет чувствительность его доходности к доходности на рыночный индекс. Из вышеизложенного следует, что карго-индекс будет иметь различную чувствительность к доходностям на разные отраслевые индексы рынка, также коэффициент в позволяет учесть фактор систематического риска, возникающего в результате воздействия макроэкономических и политических факторов на изменение значений исследуемого индекса и рынок в целом, и рассчитывается по формуле:
С0^(1Карго '11 )
где
Р = " и
ст
(3)
Карго
I Карго — доходность карго-индекса транспор-тно-логистической инфраструктуры отрасли; еоу(1Карго ) — ковариация между доходностью карго-индекса и доходностью г-й отрасли;
стКарго — среднее квадратическое отклонение карго-индекса.
Таким образом, в — это норма зависимости доходности карго-индекса, характеризующей уровень экономической эффективности транспортно-ло-гистической инфраструктуры и доходности любого другого отраслевого индекса.
Доходность отраслевого индекса, являющуюся зеркальным отражением доходности карго-индекса, будет иметь в-коэффициент, равный 1,
Мероприятия по развитию транспортно-логистической инфраструктуры ТПК
Вычислить /-коэффициент карго-индекса и индекса РТС
НЕТ
Рис. 3. Алгоритм расчета в-коэффициента
при в-коэффициенте больше единицы доходность рыночного отраслевого индекса будет обладать большей изменчивостью, чем карго-индекс. И наоборот, если в-коэффициент меньше единицы, то это показывает меньшую изменчивость рыночного индекса. При в-коэффициенте от 0 и меньше указанные показатели будут абсолютно независимы.
Используя вышеприведенные методы расчета в-коэффициента, находим алгоритм расчета данного коэффициента для карго-индекса как меры чувствительности транспортно-логистической системы ТПК к систематическому риску экономики страны в целом (рис. 3).
В соответствии с алгоритмом, представленным выше, данные для расчета и итоговые результаты в-коэффициентов карго-индекса и индекса РТС в 2006—2010 гг. приведены в табл. 2.
На основании приведенных в табл. 1 расчетных данных определена динамика в-коэффициента, представленная на рис. 4.
В связи со стремительным ростом в 2006 г. экономики страны в целом график демонстрирует независимость карго-индекса и отраслевых индикаторов. В 2007 г. наблюдается положительная зависимость всех отраслевых индексов и карго-индекса, при этом показатели в-коэффициента превышают 1. Для сектора телекоммуникаций в этот период характерно наименьшее значение в, поскольку он является менее чувствительным к изменениям карго-индекса. Более чувствительны показатели RTSeu, RTSmm, что закономерно, поскольку железнодорожная система страны является основным потребителем электроэнергетики и одновременно подрядчиком для предприятий добывающей отрасли и отрасли обработки металлов. Значение RTSin также стремится к 2 в этот период и составляет 1,86, отражая высокую чувствительность к развитию транспортно-логистической инфраструктуры. Необходимо отметить постоянство в-коэффициента в 2007—2009 гг. для индекса промышленности RTSin: от 1,86 в 2007 г. к близкому значению 1 в период кризисных явлений 2009 г. (0,8485 — в 2008 г., 0,7459 — в 2009 г.).
В 2008 г. показатели в-коэф-фициента между карго-индексом
Вычислить доходность карго-индекса и индекса РТС за определенный период
Вычислить основные параметры случайных величин карго-индекса и индекса РТС за определенный период
ДА Мероприятия
по сохранению
доходности на
прежнем уровне
* г
Таблица 2
Расчет в-коэффициента карго-индекса в 2006—2009 гг.
Год RTSI RTSog RTScr RTSmm RTSin RTSeu RTStl RTSfn
2006 —0,41235 —0,38920 —0,14095 —0,10605 —0,59820 —0,85414 —0,64106 —0,50485
2007 2,33026 1,61370 1,48605 2,24737 1,86456 2,27107 1,25033 1,90804
2008 0,01785 0,19267 0,45256 —0,55295 0,84850 —0,81726 0,00162 —0,44212
2009 0,93220 0,64555 0,59448 0,89904 0,74590 0,90852 0,50018 1,13012
Примечание: в табл. 2 приведены следующие индексы: RTSog — индекс РТС нефти и газа; RTScг — индекс РТС потребительских товаров и розничной торговли; RTSmm — индекс РТС металлов и добычи; RTSin — индекс РТС промышленности; RTSeu — индекс РТС электроэнергетики; RTStl — индекс РТС телекоммуникаций; RTSfn — индекс РТС финансов.
2,5 2 1,5 1
0,5 0
-0,5 -1 -1,5
//f/ xI^n.-
< 200 6 2007 2009
RTS RTSog
- RTScr
- RTSmm RTSin RTSeu RTStl RTSfn
Период
Рис. 4. Динамика ß-коэффициента карго-индекса в 2006—2009 гг.
Анализ репрезентативного периода с 2007 по 2009 г. подтверждает: вполне логична и предсказуема зависимость формирования RTSog, RTScг, RTSin, RTSmm от карго-индекса, как специализированного транспортного индикатора. Взаимосвязь в-коэффициента карго-индекса с отраслевыми индексами РТС показывает, что в-коэффициент карго-индекса может отражать динамику развития транспортно-логистичес-кой инфраструктуры российской экономики в целом и в отдельности по отраслям на определенном отрезке времени.
и индексами RTSeu, RTSmm, RTSfn демонстрируют свою независимость. Вероятно, это связано с началом периода экономической нестабильности и, как следствие — спадом деловой активности в этих отраслях.
В 2009 г. все отраслевые индексы находятся в прямой зависимости по в-коэффициенту, превышающему 0,5, но в пределах, близких к 1. Все показатели чувствительны к изменениям карго-индекса, но транспортно-логистическая инфраструктура отдельных отраслей развивается более низкими темпами, чем сама отрасль.
Список литературы
1. КриворотовВ. В., Мезенцева О. В. Управление стоимостью: применение оценочных технологий в управлении предприятием. M.: ЮНИТИ ДАНА, 2005.
2. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бейли. Инвестиции. М.: Инфра-М, 2001.
3. ХардиГ. Г., РогозинскийВ. В. Ряды Фурье. M.: КомКнига, 2006.
4. URL: http://rts. ru.
5. URL: http://index. cargo. info.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru