УДК 338.121
Б01: 10.28995/2073-6304-2021-3-64-71
Методологические аспекты определения инновационного потенциала региона
Анастасия А. Сотникова Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия, [email protected]
Аннотация. В настоящее время конкурентоспособность является приоритетным показателем для любой страны, и для достижения ее высокого уровня разработан ряд мероприятий, направленный на формирование благоприятных условий в создании и реализации инноваций. Именно реализованные инновационные проекты положительно сказываются на экономическом состоянии государства. Инновационный потенциал считается «фундаментом» для инноваций, поскольку в его структуру входят все основополагающие составляющие, с помощью которых становится возможным пройти все этапы инновационного цикла. Показатели страны формируются из совокупности экономических показателей регионов, поэтому политика органов местного самоуправления субъектов РФ должна быть направлена на инновационное развитие и, в частности, на наращивание инновационного потенциала региона. В статье проанализированы различные интерпретации к дефиниции «инновационный потенциал региона», рассмотрена его структура и главные составляющие, на основе разности подходов к определению составлена терминологическая классификация с точки зрения отечественных и зарубежных ученых, которые занимаются исследованиями в области инноватики. Известно, что высокие практические результаты можно получить тогда, когда для этого имеется необходимая теоретическая база, в которой раскрывается сущность всех терминов.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационный потенциал региона, компоненты инновационного потенциала
Для цитирования: Сотникова А.А. Методологические аспекты определения инновационного потенциала региона // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 3. С. 64-71. Б01: 10.28995/20736304-2021-3-64-71
© CoTHHKOBa A.A., 2021
Methodological aspects of determining the innovation potential of the region
Anastasiya A. Sotnikova Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod, Russia, [email protected]
Abstract. Currently, competitiveness is a priority indicator for any country and in order to secure achieving its high level, some measures were developed aimed at formation of favorable conditions for the creation and implementation of innovations. It is the implemented innovative projects that have a positive impact on the economic status of the state. Innovative potential is considered the "foundation" for innovation, since its structure includes all the fundamental components, facilitating the passage through all the stages of the innovation cycle. The country's indicators are formed from a set of economic indicators of the regions, so the policy of local self-government bodies of the subjects of the Russian Federation should be aimed at innovative development and, in particular, at building up the innovative potential of the region. The article analyzes various interpretations of the definition of "innovative potential of the region" and considers its structure and main components. Also based on the difference in approaches to the definition, a terminological classification is compiled from the point of view of Russian and foreign scientists who are engaged in research in the field of innovation. It is known that high practical results can be obtained when there is a necessary theoretical basis for that, in which the essence of all terms is revealed.
Keywords: innovation, innovation potential, innovation potential of the region, components of innovation potential
For citation: Sotnikova, A.A. (2021), "Methodological aspects of determining the innovation potential of the region", RSUH/RGGUBulletin "Economics. Management. Law" Series, no. 3, pp. 64-71, DOI: 10.28995/2073-6304-20213-64-71
Неизбежность стремительных изменений, связанных прежде всего с новой коронавирусной инфекцией, которая повлекла за собой целый ряд кризисов как в отечественной, так и в мировой экономике, а также уже ставшие стабильностью вызовы внешнего и внутреннего характера в России должны максимально сподвигнуть ее к переходу на инновационный тип развития экономики. Приоритетность такой трансформации для РФ неоспорима, поскольку на примере ряда иностранных государств, которые успешно смогли перейти на инновационный путь развития, наглядно видна эффек-
тивность по их экономическим и статистическим показателям. Безусловно, для выхода из сложившейся тяжелой экономической ситуации и для укрепления мировой позиции на рынке Россия должна опираться на главный ключевой фактор - инновации.
Следует отметить, что нашей стране присуща асимметричность развития регионов, и это негативно сказывается на процессе внедрения различных нововведений в большинство сфер жизни. Но именно регион должен стать тем звеном, который сможет обеспечить непрерывный процесс внедрения и поддержания инноваций различной направленности и создаст благоприятный климат как для инновационной, так и для инвестиционной деятельности, что в конечном итоге приведет к росту конкурентоспособности региона и в последующем страны в целом. Во власти муниципалитетов определять вектор действий хозяйствующих субъектов и при необходимости вносить корректировки, основываясь на изменениях внешней среды, для преобразования механизма управления инновациями.
Первоначально необходимо рассмотреть методологические аспекты понятия «инновации», а затем перейти к более детальному анализу понятия «инновационный потенциал региона». В становлении и развитии теории инноваций советский ученый Ю.В. Яко-вец выделяет три этапа [Яковец 2004].
Конец XIX - 30-е гг. XX в., именно в этот промежуток времени разрабатывается ряд концепций, которые направлены на изучение и поиск причин экономического роста, и вследствие этого происходит создание фундаментальных основ теории инноваций, точнее сказать, базисных инноваций в сфере научного познания. Именно на первом этапе были сформулированы, можно сказать, постулаты теории инноваций и теории предпринимательства Й. Шумпетера, которые всесторонне раскрывают сущность инноваций и вводят этот термин в научный оборот. Также на догадках и исследованиях многих ученых и экономистов XIX в. о цикличности развития экономики, таких как В. Джевонс, М. Туган-Барановский, А.Л. Парвус, С. Де Вольф, Я. Ван Гельдерен, советский ученый Н.Д. Кондратьев сумел обосновать теорию «Большие циклы конъюнктуры», и тем самым это положило начало развитию эволюционной экономической теории.
40-е - середина 70-х гг. XX в. Этот этап характеризуется детальным характером практических и прикладных исследований, а также анализом и разработкой управления и оценки инновационных проектов.
Третий этап - конец 70-х гг. XX в. - начало XXI в. Г. Меншем были выделены новые типы инноваций (базисные, улучшающие и
псевдоинновации), А. Кляйнкнехтом проведено изучение образования кластеров нововведений-продуктов и нововведений-процессов на различных фазах - повышательной и понижательной стадиях длинной волны. Продолжение исследований долгосрочных циклов помогло выделить их классификацию, а также была выявлена взаимосвязь результатов внедрения инноваций в различные сферы жизни общества.
С одной стороны, такое понятие, как «потенциал территории региона», кажется достаточно простым, однако нельзя дать ему однозначного трактования, и поэтому возникают споры среди авторов, как зарубежных, так и отечественных. Разногласия обычно основываются не только на понятийном аппарате вышеуказанного термина, но и на методических разработках, которые касаются измерения и его актуализации.
Следует отметить, что возникает сложность в определении методологического обоснования понятия «инновационный потенциал региона», поскольку из научных исследований А.Г. Гранберга следует вывод о том, что для России характерна многорегиональ-ность, которой присущ разный уровень развития, и их функционирование происходит на основе взаимодействия всех уровней и является неотъемлемой частью системы мирохозяйственных связей [Гранберг 2004].
Достаточно сложно определить методологию понятия «инновационный потенциал» в силу материальных и нематериальных факторов, которые напрямую с ним связаны. Так, можно привести в пример такие показатели, как: патентование и расходы на НИОКР, даже при высоких значениях они не обеспечат высокий уровень инновационного потенциала с достаточно большой долей вероятности. А факторы, которые проблематично рассчитать, могут довольно точно определить инновационный потенциал, к ним можно отнести совокупность интеллектуального и кадрового потенциалов как отдельных предприятий, так и региона в целом, а также количество обучающихся и их уровень знаний в высших учебных заведениях.
Институциональные факторы могут не всегда положительно воздействовать на инновационные процессы, которые происходят на микро-, макро- и мезоуровнях, осуществляющих разные виды экономической деятельности. Особо важное значение имеют налаженные взаимоотношения между институтами в рамках региона. Эта укорененность позволит установить сотрудничество между субъектами экономических хозяйствований на основе взаимной доверительности, а не по рыночному типу, что гораздо эффективнее скажется на инновационном развитии.
Следует отметить, что существует множество точек зрения к трактованию термина «инновационный потенциал региона» (ИПР), и Ю.А. Кузнецова классифицирует их в пять групп, основываясь на разности подходов к определению сущности понятия: ресурсный, ресурсно-процессный, компетентностный, результативный, соционаправленный [Кузнецова 2014].
Такие ученые, как И.Т. Балабанов, Б.В. Буркинский, Л.Ш. Лазовский, являются представителями ресурсного подхода и придерживаются мнения, что ИПР - это совокупное объединение ресурсов разного вида, которые целесообразно применять для повышения уровня инновационного развития территориального образования. А.В. Масалов [Масалов1999] и Н.И. Грицаенко [Гри-цаенко 2013] отмечают в своих научных исследованиях важность обеспечения благоприятных условий для используемых средств.
В рамках компетентностного подхода такие авторы, как А.Х. Евстафьева, Л.Л. Антонюк, О.С. Паламарчук, считают, что ИПР - это прерогатива региона для реализации своих потенциальных возможностей в области инновационной деятельности.
Ученые О.Э. Подлесная [Подлесная, Симоненко 2013] и Н.В. Симоненко - приверженцы результативного подхода и считают, что ИПР - это уже имеющиеся инновационные проекты, которые находятся на любой из стадий инновационного процесса или уже входят в инфраструктуру и являются связующим элементом между всеми составляющими развития инновационной деятельности. При рассмотрении ИПР с социальной точки зрения В.Н. Гунин [Гунин 1999] и Г.С. Гамидов пришли к выводу, что эффективность реализации зависит от степени готовности общества к введению и использованию ими потенциальных новшеств.
Далее необходимо рассмотреть компоненты структуры инновационного потенциала, выявить приоритетные из них, то есть определить те, которые максимально эффективно влияют на формирование и укрепление инновационного потенциала.
Как зарубежными, так и отечественными учеными всегда выделяется ресурсная компонента, которая лежит в основе инновационного потенциала, к ней обычно относят: финансовые, трудовые, природные, материально-технические и информационные ресурсы. Среди вышеуказанных составляющих достаточно спорным является природный ресурс, это объясняется трансформацией экономики, направленной на неоиндустриальную модель развития, в основе которой заложена инновация. Нельзя сказать, что природный ресурс следует вообще исключить, но нерационально делать его основополагающим, поскольку это может привести к демотивированию экономики инновационной направленности.
Главная проблема экономики - это ограниченность и иссякаемость природных ресурсов, и многие инновационные компании и ученые работают над этой проблемой. И целесообразно выделять природный ресурс в составе структуры инновационного потенциала до тех пор, пока не разработают качественную замену настоящим природным ресурсам.
Институциональная компонента включает в себя: нормативно-правовую базу, программы поддержки инновационного развития, преференции разного уровня, научные организации, включающие в себя сотрудников, количество патентов и лицензий. Главной задачей этой компоненты является нормативное обеспечение посредством законодательной базы координирующих процессов, способствующих развитию инновационного комплекса действий на всех уровнях функционирования хозяйствующих субъектов. В рамках принимаемых законов, которые должны положительно сказываться на инновационном развитии, обязательно должны быть закреплены основные понятия, которые полностью описывали бы их сущность, определены методики оценки инновационных проектов, а также различные поощрения в виде льгот предприятий, непосредственно занимающихся инновационной деятельностью.
Можно лишь предположить, что преобладающее количество инноваций, которые чаще всего видоизменяются и незначительно технически улучшаются, и являются по сути псевдоинновациями, которые присущи именно российской экономике, возникают по причине отсутствия в законодательной базе необходимых пунктов в регулировании деятельности сферы инноваций.
Как было указано выше, в состав институциональной компоненты входит научная составляющая, которая является основополагающим звеном в создании и развитии инноваций. По сути, благодаря ученым, которые заняты фундаментальными исследованиями в разных сферах науки, возможен инновационный прорыв, но для этого необходимо грамотное стратегическое планирование, которое указывало бы им нужное направление и способствовало опережению мировых лидеров. Поэтому было бы целесообразно создать научную экономическую организацию, группа ученых-экономистов которой занималась бы прогнозированием перспективных проектов и тем самым направляла на прорывные инновационные решения.
Инновационная культура и наличие спроса на инновационную продукцию являются составляющими социальной компоненты инновационного потенциала. При достаточно высоком уровне инновационной культуры становится возможным эффективно внед-
рить разные виды новшеств, поскольку она отражает отношение и возможность принятия обществом инновационных процессов. Следует отметить взаимосвязь вышеуказанных составляющих, так как если социум является непосредственным участником инноваций, то формируется спрос на инновационные проекты. Такая востребованность в инновациях повышает уровень конкурентоспособности региона, и тем самым это положительно сказывается на экономических показателях страны в целом.
Таким образом, понятие «инновационный потенциал региона» из представленных исследований множества авторов, занимающихся изучением данной тематики, лежит в основе развития и успешного функционирования любой экономической системы и оказывает непосредственное влияние на экономические показатели как региона, так и страны на мировой арене.
Благодарности
Исследование выполнено в рамках государственного задания Мин-обрнауки России (FZWN - 2020-0016).
Acknowledgements
The study was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education and Science of Russia (FZWN - 2020-0016).
Литература
Гранберг 2004 - Гранберг А.Г. Экономическое пространство России. Вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий // Экономическое возрождение России. 2004. № 1. С. 16-22.
Грицаенко 2013 - Грицаенко Н.И. Сущность и состав инновационного потенциала региона // Экономика развития. 2013. № 4 (68). С. 52-57.
Гунин 1999 - Гунин В.Н. Управление инновациями: Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 1999. 328 с.
Кузнецова 2014 - Кузнецова Ю.А. Исследование подходов к определению понятия «инновационный потенциал региона» // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 5-2 (24). С. 28-30.
Масалов 1999 - Масалов А. Инновационный тип развития // Журнал для акционеров. 1999. № 9. С. 12-16.
Подлесная, Симоненко 2013 - Подлесная О.Э., Симоненко Н.В. Инновационный потенциал региона как фактор его развития // Проблемы экономики, финансов и управления производством: Сборник научных трудов вузов России. 2013. № 33. С. 32-37.
Яковец 2004 - Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 443 с.
References
Granberg, A.G. (2004), "The economic space of Russia. Eternal Issues, Transformation
Processes, Search for Strategies", Economic Revival of Russia, no. 1, pp. 16-22. Gritsayenko, N.I. (2013), "The essence and composition of the region's innovative potential", Economics of Development, no. 4 (68), pp. 52-57. Gunin, V.N. (1999), Upravlenie innovatsiyami. Modul'nayaprogramma dlya menedzherov [Innovation management. Modular program for managers], INFRA-M, Moscow, Russia.
Kuznetsova, Yu.A. (2014), "Investigation of approaches to the definition of the concept of 'the region innovative potential' ", International research journal, no. 5-2 (24), pp. 28-30.
Masalov, A. (1999), "Innovative type of development", Journal for shareholders, no. 9, pp. 12-16.
Podlesnaya, O.E. and Simonenko, N.V. (2013), "The innovative potential of the region as a factor in its development", Collection of scientific papers of Russian universities "Problems of Economics, Finance and Production Management", no. 33, pp. 32-37. Yakovets, Yu.V. (2004), Epokhal'ne innovatsii XXI veka [Epic innovation of the 21st century], Ekonomika, Moscow, Russia.
Информация об авторе
Анастасия А. Сотникова, аспирант, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Белгород, Россия; 308012, Россия, Белгород, ул. Костюкова, д. 46; [email protected]
Information about the author
Anastasiya A. Sotnikova, postgraduate student, Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod, Russia; bld. 46, Kostyukova Street, Belgorod, Russia, 308012; [email protected]