Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АПК В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АПК В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / АПК / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / БАНКРОТСТВО / BANKRUPTCY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисаков А.В., Эскиев М.А.

В статье рассмотрены проблемы научно-теоретического и практического обеспечения устойчивого развития предприятий, выявлены закономерности поведения предприятий в условиях экономической неустойчивости. Эти проблемы довольно актуальны и значимы, ибо необходимость обеспечения устойчивого и динамичного развития хозяйствующих субъектов в течение последних 25 лет становится важным и значимым приоритетом для народного хозяйства Российской Федерации, в том числе для формирования международного авторитета государства, наращивания конкурентоспособности производимой продукции, особенно, в условиях санкций. Усиление конкурентной борьбы в условиях глобализации и кризисные процессы переходного периода оказывают крайне негативное воздействие на социальное и экономическое положение и развитие предприятий российской экономики. Только лишь за последние 10 лет (по данным Росстата) более 200 тысяч предприятий РФ были признаны банкротами, что сопровождается снижением числа действующих производств. Все это также происходит при снижении индекса предпринимательской уверенности. Особо катастрофическое положение наблюдается в аграрном секторе, где наиболее отчетливо видны последствия деиндустриализации и возрастающих угроз экономической неустойчивости предприятий АПК. Наряду с вышеуказанными факторами также можно отметить негативные тенденции динамики производственного потенциала в большинстве отраслей народного хозяйства, к каковым, в частности, относятся снижение загрузки мощностей; ухудшение состояния основных производственных фондов и т.д. Так, например, степень физической изношенности основных фондов в промышленности составляет более 50% (в 2016 году), в сельском хозяйстве около 70%, не говоря уже о моральном износе. Интерес к теме исследования также вызван необходимостью совершенствования методологических аспектов обеспечения экономической устойчивости агропромышленного производства в условиях возрастающей конкуренции.In article problems of scientific-theoretical and practical ensuring sustainable development of the enterprises are considered, regularities of behavior of the enterprises in the conditions of economic instability are revealed. These problems are quite relevant and significant because need of ensuring sustainable and dynamic development of economic entities within the last 25 years becomes an important and significant priority for the national economy of the Russian Federation, including for formation of the international authority of the state, accumulation of competitiveness of the made production, especially, in the conditions of sanctions. Strengthening of competition in the conditions of globalization and crisis processes of a transition period make extremely negative impact on a social and economic situation and development of the enterprises of the Russian economy. Only for the last 10 years (according to Rosstat) more than 200 thousand enterprises of the Russian Federation have been declared by bankrupt that is followed by decrease in number of the operating productions. All this also occurs at decrease in the index of enterprise confidence. Especially catastrophic situation is observed in the agrarian sector where consequences of deindustrialization and the increasing threats of economic instability of the agrarian and industrial complex enterprises are most clearly visible. Along with the above-stated factors it is also possible to note negative tendencies of dynamics of production potential in most branches of the national economy which, in particular, treat decrease in loading of capacities; deterioration in a condition of the fixed business assets, etc. So, for example, degree of physical wear of fixed assets in the industry makes more than 50% (in 2016), in agriculture about 70%, not to mention obsolescence. Interest in a subject of a research is also attracted by need of improvement of methodological aspects of ensuring economic stability of agro-industrial production in the conditions of the increasing competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АПК В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ»

12. Misakov VS, Parshin A.N. Small business as a basis for regional development. In the book: National elites and problems

of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. 2009. pp. 215-218.

13. Misakov VS, Shakhmurzov ZM, Ivazov A.Kh. Components and specificity of the processing enterprises of the regional

agro-industrial complex. Terra Economicus. 2009. T. 7. № 4-3. Pp. 283-285.

14. Raizberg B.A. Modern economic dictionary. - Moscow: INFRA-M, 1999. - 479 p.

15. Thompson AA, Strickland A.J. Strategic management: concepts and situations. Trans. from the 9th English. ed. -Moscow: INFRA-M, 2001. - 412 p.

16. Utkin E.A. Crisis management. - Moscow: EKMOS, 1997. - 4000 p.

17. Chikatueva LA, Totorkulov Sh.M., Misakov VS System analysis of predictive estimates of performance indicators of

small businesses. Terra Economicus. 2012. T. 10. № 1-3. Pp. 137-141.

18. Shevlokov VZ, Misakov A.V. Activization of state regulation for the purpose of effective development of the socially-

oriented food market in the region // Izvestia of the Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 5 (67). Pp. 131-137.

19. Scherbina V.V. Social theories of organization. - Moscow: INFRA-M, 2000. - 264 p.

Б.М. Мусаева

ассистент кафедры «Экономика предприятий», Чеченский государственный университет

B.M. Musaeva

Assistant of the Department of "Economics of Enterprises", Chechen State University (mbc_@mail.ru 8-928-789-17-35)

Х.И. Мокаев

аспирант Кабардино-Балкарского научного центра РАН

H.I. Mokaev

graduate student of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences (mbc_@mail.ru 8-928-694-40-41)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЧЕК РОСТА НА ОСНОВЕ КОНУРБАЦИИ ДЕПРЕССИВНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы возможностей перевода депрессивных республик СКФО на рельсы устойчивого сбалансированного развития. В качестве одного из инструментов, способного воздействовать на качественное развитие региональной экономической системы, повысить эффективность управления формируемыми точками роста, предложено рассматривать государственно-частное партнерство. Предложен авторский подход формирования точек роста на основе конурбации депрессивных территорий, что позволит задействовать региональные конкурентные преимущества и вывести республики из депрессивного состояния.

Annotation. In article problems of opportunities of the transfer of the depressive republics of North Caucasus federal district to rails of the sustainable balanced development are considered. As one of tools capable to influence high-quality development of regional economic system to increase effective management of the formed growth points, it is offered to consider public-private partnership. Author's approach of formation of points of growth on the basis of a konurbation of depressive territories is offered that will allow to involve regional competitive advantages and to bring the republics out of a depression.

Ключевые слова: кризис, депрессивные территории, государственно-частное партнерство, конурбация, точка роста, региональные конкурентные преимущества, стратегия устойчивого сбалансированного развития.

Key words: crisis, depressive territories, public-private partnership, konurbation, growth point, regional competitive advantages, strategy of the sustainable balanced development.

Основным источником финансирования образования и развития точек роста в депрессивных территориях, в основном, выступает федеральный бюджет. Хотя существует множество институтов развития и частных инвесторов, вместе с тем, не наблюдается какой-либо значимой активности по ряду причин, в том числе - в виду отсутствия и даже непонимания необходимости использования эффективных схем взаимодействия с региональными структурами власти [3, 4, 9, 10]. Все это требует оперативного формирования прозрачных и понятных для бизнес-структур предпосылок и условий с целью задействования частных инвестиций в региональную инфраструктуру. Однозначно, что взаимодействие и развитие разных форм и моделей государственно-частного партнерства (ГЧП), наращивание количества регионов и муниципальных образований, задействующих принципы равноправия и партнерства должно повысить инвестиционную привлекательность территорий, обеспечит

мультипликативный эффект путем включения в создание интеграционных цепочек все большего количества субъектов рыночной экономики. Надо отметить, что в депрессивных республиках СКФО ничтожное количество субъектов, занимающихся ГЧП [13, 15].

С точки зрения организационно-правовых форм ГЧП целесообразно рассматривать в виде комплекса институтов и механизмов, адекватно учитывающих территориальные, муниципальные, отраслевые и ведомственные особенности, направленных на развитие партнерских отношений, совместной деятельности субъектов рыночных отношений. Именно такое отношение активизирует частный бизнес для осуществления инвестиционных вложений с целью получения гарантированной прибыли. Надо отметить, что создание и развитие ГЧП дает возможность более эффективно решать многие социально-экономические проблемы посредством объединения частного и государственного сектора. При этом, появляется возможность для обеих сторон участников такого совместного ведения бизнеса учитывать и распределять возможные риски при осуществлении запланированного совместного проекта [1, 2, 14].

Наиболее типичными формами реализации партнерских отношений между государственными органами и бизнес-структурами являются:

1. Контракт - это письменный заверенный договор между государством и частным бизнесом на производство конкретных видов деятельности. При этом варианте права собственности, а также все расходы и риски остаются за государством. Частный партнер, в соответствии с контрактом имеет право получить какую-то оговоренную долю прибыли или с собираемых платежей.

2. Договор лизинга - это арендные имущественные отношения между государственными органами и бизнес-структурами, в соответствии с которым на договорных условиях частные партнеры приобретают государственные или муниципальные имущества для временного использования на какой-то конкретный период времени и за конкретную оплату. Этот договор очень популярен при приобретении технологического оборудования или транспортных средств, причем, как правило, с правом последующего выкупа имущества.

3. Концессионное соглашение - при реализации данного соглашения государство в любом случае выступает полноправным собственником имущества, а его частные партнеры имеют право в соответствии с соглашением реализовывать в течение установленного периода времени необходимые функции по содержанию и обеспечению деятельности объекта. При этом концессионер систематически в оговоренные сроки вносит определенную условиями концессии фиксированную плату.

4. Соглашение о разделе продукции. В соответствии с этим соглашением устанавливаются пропорции разделения совместно произведенных объемов продукции между государственными структурами и частным бизнесом.

5. Совместные предприятия - акционерные общества. При заключении такого договора за государством остается право на непрерывное участие в текущей деятельности общества и возможность воздействовать на принимаемые обществом решения, касательно размеров своей доли.

Надо отметить, что в последнее время в регионах активно применяются различные модификации рассмотренных партнерств, позволяющие формировать инвестиционную привлекательность и в последствии - точки роста. В любом случае за основу принимается модельный вариант закона «об участии субъекта в государственно-частном партнерстве».

В ходе нашего исследования мы установили, что у большинства руководителей законодательных и исполнительных органов власти в депрессивных республиках СКФО наблюдается неоднозначное восприятие этой инициативы, ибо в подобных региональных законах не предусмотрен ряд моментов и обстоятельств, представляющих интересы для потенциальных частных инвесторов. К тому же они нуждаются в дополнительной проработке, ибо позволяют неоднозначно толковать отдельные существенные положения. Более того, нам представляется, что на местах в республиках эти законы носят во многом декларативный характер.

В соответствии с определением модельного закона, ГЧП предлагается рассматривать привлечение субъектом РФ... для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной (социальной) инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем

заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве [12].

Как видно из приведенного определения модельного закона в нем отсутствуют множество проектов, предполагающих, например, совместное финансирование научно-исследовательских работ, или скажем, возведение производственных мощностей и т.д. Но мы также должны понимать, что рассматриваем не федеральный закон, а модельный, который в отличие от первого, не является догмой. Более того, мы считаем, что модельный закон дает широкие возможности отдельным регионам вырабатывать свою особую политику участия в ГЧП с целью обеспечения стабильных условий развития ГЧП в субъекте РФ, широкого задействия и эффективного использования государственных, муниципальных и частных ресурсов для устойчивого социально-экономического развития территории, а также улучшения качества жизни населения.

В региональных законах по участию и развитию территорий ГЧП отражены множества форм, позволяющих активно финансировать работы по подготовке конкурсной документации; формированию гарантийных фондов по привлекаемым в сферу ГЧП кредитам, что позволит эффективно реализовать заключенные соглашения и т.д.

Надо особо говорить, что заключение соглашений о ГЧП должно в обязательном порядке проходить после проведения конкурсов. Такой подход позволяет сократить и даже нейтрализовать коррупционные риски. Однако, надо также отметить, что в модельном законе почему-то алгоритм процедур, а также требование по открытости информации о конечных результата реализации проектов ГЧП не прописаны.

Все это подтверждает наши размышления о необходимости сближения с уже давно проработанным и устоявшимся европейским взглядом на рассматриваемую модель, в соответствии с которой ГЧП являет собой конкретный тип взаимоотношений между государством и частным бизнесом на оговоренных условиях, действующих в конкретный установленный период времени с конкретным разделением рисков в целях эффективного осуществления запланированных инфраструктурных проектов.

Эксперты центра развития ГЧП провели общероссийский рейтинг готовности субъектов РФ к государственно-частно партнерским проектам. В ходе этого исследования особое внимание обращалось на наличие в регионах отлаженной системы управления ГЧП проектами. Для этого детально оценивали не только нормативно-правовую базу по ГЧП в регионе, но также и регламентацию работ ответственных органов власти, обеспеченность соответствующих статей расходов бюджета территории.

Особое внимание отводилось достигнутой инвестиционной привлекательности территорий для инфраструктурных инвесторов.

Судя по местам, которые занимают республики Северного Кавказа, можно однозначно утверждать, что реальная активность в сфере ГЧП здесь еще недостаточна. Мы считаем, что практически во всех республиках СКФО необходимо создать ГЧП по программе «читая вода». Реализация данной программы позволит обеспечить население территорий качественной питьевой водой, которая будет полностью соответствовать требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическим правилам при доступности тарифов на эти услуги. Конечно, это непростая задача и в ходе ее решения требуется снизить степень загрязнения водных объектов, применяемых для питьевого водоснабжения, создать условия для привлечения внебюджетных средств финансирования на принципах ГЧП, стимулировать и мобилизовать долгосрочные частные инвестиции в сектор водоснабжения и водоотведения.

Приходится констатировать, что в депрессивных республиках, в силу низких темпов роста экономики территорий, а также постоянно возрастающего ежегодно дефицита регионального бюджета наибольшая часть инфраструктурных проектов осуществляется исключительно за счет бюджетных средств без задействования частного бизнеса, частных инвесторов. Можно отметить также некоторые политические и общественные инициативы в республиках, типа создания новой точки роста на основе союза отдельных республик в форме конурбации. Но все это пока остается лишь в форме добрососедского пожелания. Сегодня в СКФО остро требуются мега идеи, реализация которых позволит мобилизовать общественно-политические, социальные и интеллектуальные ресурсы и заставит их взаимодействовать в одном русле. Практически все депрессивные, высоко дотационные республики СКФО очень похожи друг на друга и имеют одни и те же проблемы, значительную часть из которых эффективно решать совместными усилиями. Так, например, экономические спады в

республиках происходят быстрее и оказываются глубже, чем в других субъектах РФ.

Мы подготовили проект конурбации республик СКФО. Для этого имеется множество предпосылок его создания, в частности, географическое положение, способствующее сближению этих субъектов, несоответствие в республиках устаревшей инфраструктуры текущим потребностям бизнеса, туризма, АПК. При этом открываются большие перспективы по формированию эффективного центра экономической активности на Юге России, который способен гарантировать рост и устойчивое развитие территории в составе конурбации, широко привлекать ресурсы, инвестиции для развития социальной сферы в республиках. Все это позволит добиться равновесия экономической и политической роли субъектов СКФО. Такой подход позволит формировать территориальные конкурентные преимущества за счет развития транспортной инфраструктуры рынка труда республик, повышения эффективности бизнеса и усиления деловых связей путем снижения издержек и наращивания транспортных связей, развития туризма посредством наращивания турпотоков в туристические зоны, развития культурных связей, расширения возможностей организации культурных и спортивных мероприятий федерального и мирового уровней.

Конечно, все это требует нейтрализовать серьезные недостатки в виде слабой заинтересованности отдельных представителей региональной власти и муниципалитетов в совместной деятельности из-за отсутствия понимания схемы взаимодействия, диверсификации промышленности и АПК для наращивания притока жителей на территорию конурбации.

Как видно из вышеизложенного, подобный проект, по сути, меняет восприятие устоявшейся трактовки расширения инфраструктурного комплекса как следствия устойчивого развития региональной экономической системы в причину его постиндустриального развития. Иными словами - в точку (зону) роста кратно наращивающую региональные конкурентные преимущества.

Очевидно, что в текущих условиях несбалансированного развития депрессивных республик СКФО перед территориальными органами власти в ходе стратегического планирования требуется тотальный поиск и мобилизация внутренних конкурентных преимуществ, что позволит выработать новые пути стратегического развития. Также очевидно, что в депрессивных республиках сегодня крайне необходимо оперативно перестроить систему государственного регулирования и государственной поддержки экономики, осуществить ее диверсификацию и адаптацию к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Диверсификация регулирующего воздействия государственных структур позволит разнообразить возможности и выработать приоритетные направления госрегулирования с целью наращивания конкурентных преимуществ территориального хозяйственного комплекса посредством формирования наиболее благоприятных для частного и государственного предпринимательства условий и развития честной конкуренции в условиях рыночной экономики в соответствии с выбранным курсом социально-экономического развития [6, 7, 8, 11].

В ходе разработки стратегии устойчивого развития, разрабатываемый план необходимых мероприятий должен отражать отобранные наиболее эффективные формы регулирования, а также выбранные конкретные мероприятия, намечаемые сроки реализации, количество и источники получения необходимых ресурсов, а также конечные результаты их реализации. Бесспорно, что разрабатываемые планы по созданию и развитию точек экономического территориального роста должны быть взаимоувязаны и взаимосогласованы с целями и задачами всех экономических субъектов территории. Источники:

1. Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье. Выбор посткризисного пространства. - М.: АСТ: Астрель; 2010.

2. Ахтариева Л.Г. Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры // Проблемы современной экономики, №3 (27), 2008. - С. 11-16.

3. Бекова О.О., Оздоева Д.М., Мисаков В.С. Интеграция как основа формирования регионального производственного комплекса. Экономические науки. 2011. № 85. С. 163-167.

4. Ванеева Т.А. Матесистемный подход к оценке уровня развития региона // Регион: Экономика и Социология. 2005. №1. С.3-14.

5. Гаужаев А.З., Маиров А.Ю., Мисаков В.С. Институционально-организационный контекст стратегии модернизации развития региональных производственных комплексов. Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2-2. С. 62-66.

6. Исаченко Ю.И. Особенности формирования стратегии, ориентированной на развитие точек роста в регионе // Социальная политика и социальное партнерство. - 2013. - №10.

7. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах РФ. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. 120 с.

8. Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления. Нальчик, 2006.

9. Мисаков В.С., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Дикинов А.Х., Кильчукова А.Л., Эфендиева А.А., Сабанчиев А.Х., Мисаков А.В., Абаев Р.М. Прогнозирование и оценка возможностей устойчивого развития проблемных регионов. Под научной редакцией В.С. Мисакова. Нальчик, 2015.

10. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 6-2 (56). С. 176181.

11. Мисаков В.С.Проблемы обеспечения социо-эколого-экономической безопасности горных территорий Юга России. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 1 (69). С. 113-120.

12. Модельный закон «Об участии субъекта РФ, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства». Электронный ресурс http://economy.gov.ru/

13. Тоторкулов Ш.М., Этлухов О.А.Г., Мисаков В.С. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях. Вопросы экономики и права. 2011. № 42. С. 123-127.

14. Шевлоков В.З., Мисаков В.С. Ориентиры улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в КБР. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 2 (58). С. 110-113.

15. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture modernization on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. Т. 10. № 10. С. 1946-1951.

Sources:

1. Aganbegyan A.G. The Economy of Russia at the Crossroads. Choice of post-crisis space. - Moscow: AST: Astrel; 2010.

2. Akhtarieva L.G. System modernization of the regional market infrastructure // Problems of Modern Economics, №3 (27),

2008. - P. 11-16.

3. Bekova O.O., Ozdoeva D.M., Misakov V.S. Integration as the basis for the formation of a regional production complex.

Economic sciences. 2011. № 85. P. 163-167.

4. Vaneeva T.A. Mathesystem approach to assessing the level of development of the region // Region: Economics and

Sociology. 2005. № 1. C.3-14.

5. Gauzhaev A.Z., Mairov A.Yu., Misakov V.S. Institutional and organizational context of the modernization strategy for the

development of regional production complexes. Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 2-2. Pp. 62-66.

6. Isachenko Yu.I. Peculiarities of forming a strategy oriented to the development of growth points in the region // Social

Policy and Social Partnership. - 2013. - №10.

7. Kabashkin V.A. Public-private partnership in the regions of the Russian Federation. - M .: Publishing house "Delo"

RANHiGS, 2012. 120 p.

8. Misakov V.S. Methodological bases of modeling of process of the economic analysis of a condition of business.

Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences, Institute of Informatics and Problems of Regional Management. Nalchik, 2006.

9. Misakov V.S., Kuyantsev I.A., Kazancheva Kh.K., Dikinov A.Kh., Kilchukova A.L., Efendieva A.A., Sabanchiev A.Kh.,

Misakov A.V., Abaev R.M. Forecasting and assessing the opportunities for sustainable development of problem regions. Under the scientific editorship of V.S. Misakova. Nalchik, 2015.

10. Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of shadow relations in the regional economy. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 6-2 (56). Pp. 176-181.

11. Misakov V.S. Problems of ensuring socio-ecological and economic security of the mountain areas of the South of Russia.

Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 1 (69). Pp. 113120.

12. Model Law "On the Participation of a Subject of the Russian Federation, Municipal Formation in Public-Private Partnership Projects". Electronic resource http://economy.gov.ru/

13. Totorkulov Sh.M., Etlukhov O.A.G., Misakov V.S. Actual problems of small business development in modern conditions. Issues of economics and law. 2011. № 42. P. 123-127.

14. Shevlokov V.Z., Misakov V.S. Guidelines for improving the investment and business climate in the CBD. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 2 (58). Pp. 110-113.

15. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. 10. 10. № 10. P. 1946-1951.

В.С. Новиков

доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет

V.S. Novikov

associate professor Department of State and Municipal Management, Kuban State Technological University (vs.novikov@mail.ru, 89094601810)

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»: ВИДЫ, КВАЗИУСТОЙЧИВАЯ СОВОКУПНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ, ПЕРСПЕКТИВЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В материалах статьи предпринята попытка описания научного дискурса к категории «социально-экономическая система», т.к. автор считает обозначенную категорию отправной точкой в рамках научного проекта «Исследование инфраструктуры виртуальных отношений региональных социально-экономических систем» (проект РФФИ № 18-310-00062).

Основой исследования выбрано рассмотрение системы с позиций онтологии, гносеологии и кибернетики. В работе дается обширный бибилиографический обзор. В материалах приводятся модели саморегулируемой и центрально-регулируемой системы; представлены группы факторов, косвенно характеризующих влияние на деятельность региональных социально-экономических систем. Из исследования видно, что основными характеристиками системы стоит рассматривать: присутствие множества характерных системных элементов и частей; присутствие константных связей между элементами и частями; присутствие интеграции свойств, присущих системе как единому целому; неделимый способ формирования, развития и существования. Надо сказать, что анализ ритмов системы развития имеет важный смысл не только для осмысления в прошлом и в настоящем причин и механизмов социальных и экономических колебаний, но и для выработки подходов к обоснованному прогнозированию и разработке стратегии будущих изменений виртуальных отношений в экономике, понимания скрытых аспектов виртуальной экономики. Исследование систем, протекающих в социально-экономической жизни общества, неизбежно предполагает применение тех или иных представлений о характере развития общества. Исследователи, работающие в определенных областях гуманитарных наук, сравнительно редко высказывают собственные представления о динамике систем социально-экономического развития. Эти представления оказывают значительное влияние на методологию конкретных исследований и на их результаты. Annotation. The article attempts to describe the scientific discourse to the category of «socioeconomic system», because the author considers this category as a starting point in the framework of the scientific project «Study of the infrastructure of virtual relations of regional socio-economic systems» (RFBR project № 18-310-00062). The basis of the study is the consideration of the system from the standpoint of ontology, gnoseology and Cybernetics. The paper gives an extensive bibiliographic review. The materials are a model of self-regulatory and Central-controlled system; the presented groups of factors that indirectly characterizes the influence on the regional socio-economic systems. The study shows that the main characteristics of the system should be considered: the presence of a plurality of characteristic systemic elements and parts; the presence of constant connections between elements and parts; the presence of the integration of the properties inherent in the system as a whole; an indivisible way of formation, development and existence. I must say that the analysis of the rhythms of the development system makes important sense not only for understanding in the past and in the present the causes and mechanisms of social and economic fluctuations, but also for developing approaches to reasonable forecasting and developing strategies for future changes in virtual relations in the economy, understanding the hidden aspects of the virtual economy. The study of systems occurring in the socio-economic life of society, inevitably involves the use of certain views on the nature of the development. Researchers working in certain areas of the Humanities rarely Express their own ideas about the dynamics of socio-economic development systems. These submissions have a significant impact on the methodology of the case studies and their results. Ключевые слова: система, управление, социально-экономическая система, виртуальные отношения, регион

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: system, management, socio-economic system, virtual relations, region

«Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-310-00062»

Организация как система по своему составу и природе стара, как мир. Глубоко древности у человечества появилась необходимость в создании для комфортной жизни инфраструктуры быта, масштабных сооружений, решении сложных задач, что предполагало привлечения большого числа ресурсов и исполнителей. Все это предполагало формирование и создание организаций различных объемов, и которые требовали применения на себе инструментов и технологий управления.

Надо отметить, что разнообразие потребностей человека удовлетворяли различные по составу и объемам организации. Самая известная и одна из самых популярных организаций созданных человеком - это государство. Надо выделить, что длительной историей и сложившимся набором ресурсов и методов управления обладают религиозные, общественно-значимые (политические) организации, клубы. На сегодняшний день сохранили свое значение и существуют столько «древние» организации, обладающие принудительным характером формирования - армия, школы и т.д. Наиболее обширными являются утилитарные организации (учреждения и предприятия). Предприятия (фирмы) могут иметь различные организационные и правовые формы, действовать в различных сферах экономики. В зависимости от целей

деятельности различают коммерческие (созданные участниками для извлечения прибыли) и некоммерческие предприятия.

Далее рассмотрим категорию «система», т.к. она является центральной в общей теории систем. Большая советская энциклопедия дает определение системы как объективное единство связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе [6].

Уемов А.И. в своей работе «Системный подход и общая теория систем» показывает систему в математическом смысле как «...квазиустойчивую совокупность элементов и связей между ними или, иначе, некоторое число взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих свойствами, не сводящимися к сумме свойств отдельных элементов или подсистем» [17]. Эткинс П. дает интересную трактовку системы как некой области вселенной, которая со всех сторон обладает (охвачена) окружающей средой [ 18]

Изученные источники дают понять, что существует достаточное количество аналитических трудов, которые представляют научные подходы к определению системы, все подходы можно определить в три группы с точки зрения онтологии (выявление сущности), гносеологии (обусловленность задачами исследования) и кибернетики (задачи управления системами) [15]. В качестве примеров приводятся следующие определения систем:

— Определения из онтологии: система как «совокупность взаимодействующих разных функциональных единиц (биологических, человеческих, машинных, информационных, естественных), связанная со средой и служащая достижению некоторой общей цели путем действия над материалами, энергией, биологическими явлениями и управления ими» (В.И. Вернадский [5]); «сложное единство, сформированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели» (словарь Вебстера [15]); «интегрированная совокупность взаимодействующих элементов, предназначенная для кооперативного выполнения заранее определенной функции» (Р. Гибсон [2, 3]); «множество соотносящихся друг с другом объектов, объединенных некоторым отношением» (А. Холл, Р. Фейджин [4]);

— Определения из гносеологии: лингвистическое определение «системы» М. Месаровича как абстрактная система представляющая «множество правильных высказываний или формул»; Л.А. Блюменфельд утверждал, что система «совокупность любым способом выделенных из остального мира реальных или воображаемых элементов; эта совокупность является системой, если; (1) заданы связи, существующие между этими элементами; (2) каждый из элементов внутри себя считается неделимым; (3) с миром вне системы система взаимодействует как целое; (4) при эволюции во времени совокупность будет считаться одной системой, если между ее элементами в разные моменты времени можно провести однозначное соответствие»; Р. Эшби доказывал, что система - это «совокупность переменных, которую наблюдатель выбирает из числа переменных, свойственных «реальной машине»»; в свою очередь, Т. Бус представлял систему как математическую «модель, которая идентифицирует все критические свойства, влияющие на операции устройства объекта»[7];

— Определения из кибернетики: «система в современном языке есть устройство, которое принимает один или более входов и генерирует один или более выходов» (Дреник); «устройство, процесс или схема, которое ведет себя согласно некоторому предписанию; функция системы состоит в оперировании информацией, энергией, материей для производства информации, энергии и материи» (Д. Эллис, Ф. Людвиг); «собрание сущностей или вещей..., которое воспринимает некоторые входы и действует согласно им для производства некоторых выходов, преследуя при этом цель максимизации определенных функций входов и выходов» (Р. Кешнер); «множество действий (функций), связанных во времени и пространстве множеством практических задач по принятию решений и оценке, т. е. задач управления» (С. Сенгупта, Р. Акофф) [14].

Следует подчеркнуть, что категория системы авторами трактуется как идентификация определенного вида реальности, однако, как инструмент системного подхода она обозначается в большей степени как способ обозначения объекта, т.е. его рассмотрение в качестве минимального множества взаимодействующих отдельных элементов. Такая двойственная характеристика категории «система» дает понять о единстве онтологических и гносеологических (методологических) подходов к системному знанию [14].

Одним из самых распространенных суждений о системе является понимание ее как совокупности субъектов / объектов и процессов или компонентов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя единое целое; обладают характеристиками, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.