Научная статья на тему 'Методологические аспекты комплексного регионального природопользования'

Методологические аспекты комплексного регионального природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколенко Валентина Васильевна

Рассматриваются подходы к комплексному региональному природопользованию, его сущностные аспекты, место в воспроизводстве регионального общественного продукта. Обосновывается необходимость усиления государственного регулирования на всех стадиях воспроизводства природных ресурсов и сохранения качества природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты комплексного регионального природопользования»

Вопросы экологии

В.В. Соколенко,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории ДВГАЭУ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Рассматриваются подходы к комплексному региональному природопользованию, его сущностные аспекты, место в воспроизводстве регионального общественного продукта. Обосновывается необходимость усиления государственного регулирования на всех стадиях воспроизводства природных ресурсов и сохранения качества природной среды.

Рост экономического производства, базирующийся на традиционных хозяйственных приоритетах и методах регулирования природопользования, становится угрожающе опасным. В этой связи установка общества на максимальное преобразование природы с целью ее приспособления к своим потребностям смещается в направлении видоизменения жизнедеятельности человека, прежде всего общественного производства, в сторону поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития. Иначе говоря, речь идет о необходимости развития производительных сил, адекватного общим условиям сохранения природной среды.

Гипотетически один из путей решения проблемы находится в области оптимального сочетания экономических и экологических показателей, обеспечения роста общественного производства на базе комплексного рационального природопользования. Такой путь должен привести к качественно новым принципам ресурсосбережения и природоохраны, при которых одним из главных факторов развития выступает переход от менее эффективных к более эффективным технологическим и управленческим решениям, способствующим получению высоких конечных результатов при меньших объемах создаваемого продукта и вовлекаемых в производство природных ресурсов.

Однако подобный путь объективно требует научного осмысления категории комплексного рационального природопользования и методологических подходов в регулировании процессов воспроизводства совокупного продукта при жестких экологических ограничениях.

Научные воззрения на сущностные аспекты экономики природопользования возникли в процессе постепенного осознания закономерно-

стей хозяйственной жизни во взаимосвязи с элементами окружающей природной среды и природных ресурсов.

Природа в системе исторически меняющегося к ней отношения общества неизменно выполняет вполне определенную миссию, выступая в качестве предпосылки и основного фактора воспроизводства условий жизнедеятельности человека, совокупного общественного продукта, организации экономической и социальной структуры народного хозяйства.

Осознавая необходимость защиты природы от разрушения, на протяжении истории хозяйствования общество принимало отдельные правила предупреждения негативных последствий от этой хозяйственной деятельности. Однако механизм действия такого селективного регулирования оказывался несвоевременным, многие институциональные меры носили условный характер. Между тем природа постепенно утрачивала восстановительные функции.

Действующее ныне селективное регулирование природоохранных мероприятий предусматривает воздействие на отдельные, наиболее потребляемые виды природных ресурсов (земля, леса, недра) и на локальные участки. До сих пор на охранные меры распространен принцип остаточного распределения создаваемого совокупного продукта.

По мнению отдельных авторов, современный механизм регулирования производственных отношений природопользователей представляет собой систему мер рациональной деятельности по использованию природных ресурсов, восстановлению и умножению природных объектов. Он предусматривает планомерное и научно обоснованное преобразование природы в целях повышения продуктивности ее биологических систем [2]. Некоторые исследователи считают, что в таком понимании одновременно присутствуют мало обоснованное абстрагирование от реальных свойств объекта и попытка предвосхищения событий, условия для которых еще не созрели. Специалисты Т.И. Акимова и В.В. Хаскин утверждают, что научно обоснованное преобразование природы по сути является антинаучным, природа сама знает, как ей самоорганизовываться и саморазвиваться, как сохранять свое динамическое равновесие [1].

Мы считаем, что рациональное комплексное природопользование увязывается с процессами разумно обоснованного удовлетворения потребностей общества посредством окружающего его материального мира либо целесообразного обладания окружающим нас миром.

Подобный подход содержит в себе системное представление об объекте и субъекте экономических отношений. В качестве объекта выступают природные ресурсы и природные условия как элементы производительных сил. Учитывая имманентные свойства объекта - взаимодополняемость и взаимосвязанность - ресурсы и условия под воздействием спроса трансформируются из одной формы в другую, выступая на поверхности явления как единое целое.

Вовлекая объект в отношения людей по поводу производства, обмена и потребления совокупного продукта, эти процессы влияния на природные условия выступают непосредственно субъектом воспроизводственного цикла.

Особенность регулирования такого объекта проявляется в его неразрывности (единстве). Управляющее воздействие должно осуществляться одновременно и на процесс использования природных ресурсов и на охрану окружающих природных условий. Не подменяя форму и содержание, рациональное природопользование приобретает характер "комплексного" направления.

Сущность комплексного рационального природопользования раскрывается при рассмотрении естественных природных ресурсов и природных условий в жизнеобеспечении человека и целенаправленных действиях общества по восстановлению экологического равновесия, воспроизводству возобновляемых природных богатств, экономному извлечению и расходованию невозобновляемых ресурсов, все большему вовлечению в хозяйственный оборот возобновляемых, т.е. нетрадиционных ресурсов.

Необходимость осуществления воспроизводства природных ресурсов, благоприятной среды обитания обеспечивает незыблемость естественных природных процессов обмена вещества. Комплексное региональное природопользование обязательно должно включать экологическую составляющую, которая определяет, по существу, тактику и стратегию в достижении цели социально-экономического развития в условиях ограничения естественных ресурсов.

Привнесение в идеологию управления природопользованием компонентов эколого-природной направленности делает целеполагание одной из важнейших проблем сбалансированного развития общества, позволяет регулировать комплексное рациональное природопользование наряду с другими субъектами общественных отношений.

Использование природных ресурсов и условий - процесс, далекий от "взаимодействия", как трактуется в некоторых источниках. Цели общества и природы не совпадают по результатам, равно как и скорости изъятия и восстановления ресурсов. Нарушения в природной среде, вызванные хозяйственной деятельностью, проявляются не сразу, а через 2030 лет и более, т.е. практически к моменту смены поколений.

В настоящее время рост зависимости общественного развития не только от использования ресурсов, но и от состояния окружающей среды привел к необходимости их рассмотрения в качестве компонентов единой системы - материальной базы общественного развития [5-9,12]. В связи с этим возрастает роль фактора "окружающей среды" как "экологического блага" в экономической теории производства и производственных расходов предприятия [4,11,15].

Большинство исследователей понимают природопользование как совокупность процессов и видов деятельности. Оно является абстрактным "вместилищем" и одновременно одной из важнейших процедурных составляющих вполне реальных систем народного хозяйства в целом, минерально-сырьевого комплекса экономики, региональных народнохозяйственных комплексов и т.д. [3,17]. Исходя из такого подхода, категория "комплексное рациональное природопользование" чаще всего отождествляется с комплексным ресурсопотреблением, связанным с полным извлечением компонентов из природного сырья либо полной безотходной его переработкой, т. е. как широчайший спектр любого пользования в

рамках природно-ресурсного потенциала [13]. Остальные же виды деятельности объединяются в понятие "охрана природы" и противопоставляются ресурсопотреблению.

Наиболее точно сущность комплексного рационального природопользования выражена в работах Н.Ф. Реймерса, который рассматривает его как совокупность воздействия человечества на географическую оболочку в литосфере (освоение ресурсов недр), гидросфере (в водной оболочке), атмосфере (освоение космоса). Однако он не подчеркивает комплексный характер этого взаимовлияния [14].

По нашему мнению, комплексное рациональное природопользование объединяет все известные природные условия и окружающую среду. Принципиальное отличие данной категории от уже устоявшегося понимания состоит в том, что окружающая среда с ее ассимиляционным потенциалом обладает способностью регулировать динамическое равновесие природы, а значит, и усиливать роль природного фактора в эколого-социально-экономическом развитии. В связи с этим меняется методология регулирования природопользования. В государственном регулировании комплексного рационального природопользования упор делается на системный подход во взаимоувязке с воспроизводством всех ресурсов, всех функций природы.

Эти факторы вместе с производственными выступают как единое целое при реализации целей общественного развития и разрешении народнохозяйственных задач. Системное рассмотрение исключило бы неправильное деление затрат на производительные, экологические и социальные, т.к. экологические затраты обеспечивают существование производств на длительное время и создают благоприятную среду для совершенствования производительных сил. С точки зрения удовлетворения общественных интересов такие затраты являются производительными, обеспечивая научно-технический прогресс и народнохозяйственный эффект.

Переход к комплексному рациональному использованию природных ресурсов, условий, окружающей среды потребует углубления теории экономики природопользования и обновления общественных отношений, повышения роли институциональных факторов, роли государственных органов управления, совершенствования инструментов регулирования в новых условиях. При этом внедрение рыночных механизмов в развитие общественного производства нисколько не снижает роли государственных органов управления, хотя известно, что чисто рыночные отношения не исключают возникновения кризисных явлений развития, а вмешательство государства в функционирование рынка - один из основных путей обеспечения стабильности [10,16].

Диалектическое понимание сущности комплексного рационального природопользования в системе взаимодействия общества и природы, относящихся друг к другу как общее и частное, где производительные силы включают в себя в качестве предметов и средств труда природные ресурсы и условия, показывает, что на ход исторического развития на определенных этапах оказывают влияние производственные отношения по поводу использования этих ресурсов и условий, а также другие моменты

надстройки общественного способа производства. Во взаимосвязи этих моментов формируются новые отношения, которые в конечном итоге сказываются на характере развития природы, общества и, соответственно, комплексного рационального природопользования.

Регулирование комплексного рационального природопользования (исходя из его сущности) наиболее эффективно осуществлять в региональных эколого-социально-экономических системах, используя воспроизводственный подход. Суть этого подхода исходит из того, что природопользование не может функционировать изолированно от развития региональных систем, развивающихся как процесс расширенного воспроизводства, который включает производство, распределение, обмен, использование природных объектов, материальных благ и услуг. Закономерности и параметры этого процесса определяют все пропорции и взаимосвязи эколого-социально-экономического развития территории, в результате чего воспроизводятся производительные силы и производственные отношения. Кроме того, обеспечивается единство внутрирегиональных и межрегиональных материально-вещественных, трудовых и финансово-кредитных связей путем согласования пропорций и показателей регионального производства, национального продукта, его распределения, обмена и потребления в пределах региона. Тем самым воспроизводству совокупного продукта придается территориальный аспект, который и является предметом регионального управления.

Рассматривая фазы регионального процесса воспроизводства как звенья единой цепи, связанные с возобновлением на новом качественном уровне кругооборота материально-вещественных, трудовых, финансовых потоков, необходимо учесть, что одни из них направлены на создание условий и предпосылок осуществления этого процесса, другие обеспечивают его развитие и функционирование. Этому должны соответствовать и экономические рычаги регулирования региональных эколого-соци-ально-экономических систем и их подсистем.

В задачи настоящего исследования не входят вопросы развития теории регионального воспроизводства, этот аспект рассматривается нами с точки зрения обоснования места комплексного рационального природопользования и выбора тех инструментов его регулирования на мезо-уровне, которые способны разрешать противоречия внутри отдельных фаз воспроизводства и между ними.

В комплексном природопользовании момент потребления ресурсов природы, находящихся в естественном состоянии, есть начало производства - процесс, движимый, с одной стороны, экономическими интересами производителей, с другой - спросом потребителей. Вместе с этим осуществляются процессы обмена с природной средой. Под влиянием экономических интересов производственная деятельность создала искусственную, постоянно воспроизводимую реальность, занимающую значительное место в существующей реальности природы. Масштабы вовлечения ресурсов этой техногенной сферой сопоставимы с искусственным кругооборотом веществ и энергии, протекающим более быстрыми темпами, чем естественные кругообороты, не существуя отдельно от них, а наоборот, включившись в их структуру - в движение масс воды, воздуха,

смещения почвы и пород, т.е. в комплексы природных условий и ресурсов.

Преобразование веществ из простого в сложное и наоборот на основе энергии и информации предполагает принципиальную общность производственного и биосферного кругооборотов, количественную эквивалентность обмена со средой неодинаковой скорости при одновременном наращивании качественной эффективности обменных процессов за счет совершенствования каналов информации и способов управления процессами. Информация о состоянии ресурсной базы, природной среды, способах изъятия и переработки, спроса и предложения является основой сознательного контроля и регулирования цикличности производственного, естественного и экономического кругооборотов через обмен сведениями, ресурсами, товарами, средствами производства.

Многовариантный обмен одного ресурса (товара) на рынке ресурсов на эквивалент стоимости другого товара (альтернативного ресурса) либо продукции из него рассматривается нами как "комплексность" природопользования с точки зрения воспроизводства (см. рисунок).

К примеру, так рассматривается обмен каменного угля (как источника энергии) на энергию, полученную от использования гидроэнергии, ветра, солнечной энергии; обмен лесного ресурса на эквивалент товара, полученного от улучшенных плодородных земель, отходов производства и т. д .

Только на стадии обмена можно соизмерить стоимости традиционных ресурсов по ценам, продиктованным спросом и предложением, и стоимости природных условий, ставших в процессе производства нетрадиционными ресурсами воспроизводственного цикла комплексного рационального природопользования. Полиресурсность именно в этом цикле означает комплексность их использования.

Производство возобновимых и невозобновимых

-> -Ч'""»'"— .....................................

ресурсов, охрана, реконструкция природных ландшафтов

Экономическая оценка, стоимость ресурсов

Распределение

Товаров / ресурсов продуктов труда, доходов

Предложение

Обмен -4-

Спрос ■

ресурсами/товарами, продуктами труда, информацией о состоянии природных ресурсов и среды, спроса и предложения на рынках

Экономическая ценность, полезность товаров /ресурсов , г

Потребление

Рис. 1. Воспроизводство естественных условий и ресурсов

Поскольку на данном этапе реформирования экономики государство менее всего регулирует производство и потребление ресурсов, его эффективное влияние необходимо проявить на стадии распределения доходов, полученных от потребления ресурсов на основе изменений налоговой системы, новых требований правовой и нормативной базы, формирования институтов рынка. Это, в свою очередь, отразится на структуре потребления и производства ресурсов (традиционных и нетрадиционных), изменении спроса и предложения, создании условий производства товаров из них на качественно новой технологической основе.

Роль государственного регулирования комплексного рационального природопользования должна заключаться в разработке его методологии и инструментов, применение которых позволило бы на стадии воспроизводственного цикла - распределения, предшествующего обмену, -формировать экономические условия, обеспечивающие эквивалентный обмен на рынке ресурсов. Прежде всего это касается обоснования распределения доходов, получаемых сейчас пользователями ресурсов на стадии производства. Средства, собранные в результате справедливого распределения доходов, смогли бы обеспечивать расширенное воспроизводство ресурсной базы путем вовлечения нетрадиционных ресурсов. В свою очередь, эквивалентный обмен такими товарами (ресурсами) позволит не только перевести производство на новые, экологически чистые производства, но и сократить потребление традиционных ресурсов.

Добиться такого обмена ресурсами можно только при последовательно проводимой государственной политике эколого-социально-эконо-мического развития региональных и национальной систем с соблюдением экологического императива и при обеспечении приоритета общественных интересов над частными. Полный контроль и регулирование ближайших и отдаленных последствий производственной деятельности означают для общества переход к планомерному, сознательно управляемому развитию. Тогда организация и управление комплексным рациональным природопользованием становятся существенными факторами трансформации производственных отношений, уровня технической оснащенности и организации производительных сил в регионах. Совершенствование технической оснащенности создает возможность использования новых средств для контроля за происходящими в природе процессами и соответственно для формирования нового характера регуляции. Изменение этих отношений в соответствии с требованиями экологического императива обеспечит достижение одной из целей устойчивого развития - сбалансированности экологии, социальной и экономической сфер. Управление же трансформационными процессами становится позитивным фактором надстройки в изменяющемся способе производства.

Ныне действующие нормативно-правовые, рыночные условия и схемы движения ресурсов как разновидности капитала из-за непроработанности методологии регулирования и управления комплексным рациональным природопользованием являются тормозом в развитии первичного сектора экономики и других ее секторов, а также причиной отсталости социальной сферы и ухудшения экологической среды.

Усиление роли государственного регулирования в этой области экономики должно быть направлено на аккумулирование достаточных средств, необходимых для инвестирования проектов по включению альтернативных ресурсов, их изучению, поиску, разработке и восстановлению возобновимых и невозобновимых ресурсов.

Откладывание на неопределенный срок активного регулирования природопользования только замедляет темпы воспроизводства ресурсной базы в регионах и подрывает ее эколого-экономический потенциал. Поэтому управление комплексным природопользованием и его регулирование невозможно вести в отрыве от управления всей эколого-социально-экономической системой в стране и регионах. Это особенно важно для тех регионов, где экономика в значительной степени зависит от особенностей природно-ресурсного потенциала и специализации его эксплуатации. Здесь регулирование комплексного рационального природопользования становится фактором развития эколого-социально-экономических систем, которые имеют особенные возможности природной среды, проявляющиеся в ограниченности: 1) природных ресурсов и территории; 2) компенсаторных механизмов биосферы.

Новые подходы к рациональному природопользованию качественно меняют экономическую сторону процесса природопользования и все более придают ей черты реального рыночного оборота с отношениями купли-продажи, аренды, залога, экономической оценки в качестве цены ресурсов, взимания платы за них как за продукты рыночных отношений.

Переход к модели рыночного хозяйствования создает экономические стимулы комплексного использования всех видов ресурсов, снижая давление на природу, но при условии включения всех механизмов регулирования рынка в перспективе. Сложные условия современного периода, неразвитость институтов рынка вынуждают общество экономить на природоохранных мерах, использовании альтернативных ресурсов, внедрении ресурсосберегающих технологий.

Складывающаяся ситуация подчеркивает объективную необходимость регулирования процесса природопользования экономическими и иными средствами в каждом отдельном регионе центральными и местными органами управления. Необходимо постоянно располагать некой кумулятивной макрооценкой всего этого процесса, т.е. обобщенным представлением о динамике всех имеющихся, в том числе и эксплуатируемых природных благ. Такая оценка лишь тогда сможет выполнить свою конструктивную роль, когда будет органично увязана с общей системой учета макроэкономической динамики, объемов и результатов хозяйственной деятельности общества. Другими словами, речь идет о системной оценке результатов процесса природопользования в рамках общественного воспроизводства, связаного с воспроизводством общественного продукта и богатства, совокупного работника и природного фактора общественного производства и потребления.

Литература

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 456 с.

2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль,1983. 350 с.

3. Бурылова Л.Г., Барг А.А. Экономика природопользования. М.: Наука, 1990. 98 с.

4. Залунин В.И. Экологизация производства: сущность, содержание, факторы. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1989. 144 с.

5. Козлов Б.И. Кризис оснований технической цивилизации: поиск новых подходов // Экономика природопользования. М.: ВИНИТИ, 1995. № 4. С. 5-11.

6. Колосов А.В. Экологические и экономические условия развития промышленного региона // Науч. и техн. аспекты охраны окружающей среды. М.: ВИНИТИ, 1996. № 6. С. 1-8.

7. Лавров Н.П., Пегов С.А. Обеспечение устойчивого развития народного хозяйства в условиях глобального изменения среды // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: ОИ. М.: ВИНИТИ, 1995. № 6. С. 1-15.

8. Лесков Л.В. Современный глобальный кризис и концепции ноосферы // Экономика природопользования: ОИ. М.: ВИНИТИ, 1995. № 6. С. 59-67.

9. Лукьянчиков Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М.: НИА-Природа, 1998.

10. Макконелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1,2. М.: Республика, 1993.

11. Полтерович В.М. Корень проблемы - неэффективность государства // Эконом. наука совр. России. 2000. № 5. С. 41-45.

12. Прилуков А.Н. Региональное минералопользование в условиях рыночных реформ. Владивосток: Дальнаука, 1998. 156 с.

13. Пробст А.Е. Проблемы размещения социалистической промышленности. М.: Экономика, 1982. 215 с.

14. Реймерс Н.Д. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

15. Ростопшин Ю.А. Эколого-экономические аспекты управления природопользованием // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. М.: ВИНИТИ, 1998. № 6. С. 20-37.

16. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.179 с.

17. Экономическая оценка воздействия на окружающую среду: Учеб.-информ. материалы (на правах рукописи). М: Ин-т экон. развития Всемирного банка, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.