Научная статья на тему 'Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России'

Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ФИ-НАНСИРОВАНИЕ / TOURISM / FINANCING / TOURIST SERVICES / TOURIST PRODUCT / THE INNOVATION-WIDE PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев Артем Сергеевич, Авдеева Евгения Александровна

В статье рассматриваются механизмы финансирования инноваций в туристской сфере, внедрение и их реализация. Предложены основные направления предпринимательской деятельности в туристской сфере; уделено внимание проблемам, сдерживающим развитие отечественного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России»

Авдеев А. С., Авдеева Е. А. Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76109. htm.

ART 76109 УДК 338.48

Авдеев Артем Сергеевич,

магистрант I курса направления «Экономика» ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи sun41@mail.ru

Авдеева Евгения Александровна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар avdeeva-evgeniya@bk.ru

Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы финансирования инноваций в туристской сфере, внедрение и их реализация. Предложены основные направления предпринимательской деятельности в туристской сфере; уделено внимание проблемам, сдерживающим развитие отечественного туризма. Ключевые слова: туризм, туристские услуги, туристский продукт, инновационные процессы, финансирование. Раздел: (4) экономика.

В настоящее время пристальным вниманием инвесторов и органов власти является выпуск высокотехнологичных товаров и услуг в таких областях, как ядерные технологии, авиастроение, программное обеспечение и др. Непроизводственная сфера, в которой полезный эффект проявляется в процессе создания, остается без внимания.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации одним из главных направлений перехода к инновационному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха, обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности отечественных туристских услуг [4].

Рассмотрим финансирование и развитие инновационного предпринимательства в туристской сфере, так как данная сфера нуждается в инновационных разработках не менее отраслей материального производства.

На протяжении многих лет туризм является одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной политики большинства государств мира. На долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, 30% мировой торговли услуги, около 7% мировых капиталовложений [2].

Однако существует ряд экономических и организационных проблем, сдерживающих развитие отечественного туризма. К ним можно отнести следующие: отсутствие реальных инвестиций, низкий уровень сервиса, неквалифицированные кадры, неразвитость инфраструктуры, высокие цены. Многие субъекты России признают туризм как отрасль, вносящую значимый вклад в развитие региональной экономики, но недостаточное финансирование целевых программ, падение инвестиционной и инновационной активности значительно снижают эффективность функционирования отечественной туристской индустрии. В этой связи возникает необходимость фор-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Авдеев А. С., Авдеева Е. А. Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76109. htm.

мирования качественно новых подходов к управлению, финансированию и развитию инновационного предпринимательства в туристской сфере.

В настоящее время слабо проработаны механизмы финансирования инноваций в туристской сфере, а также их внедрение и реализация. Поэтому остро стоит вопрос государственной поддержки туризма не только с позиции разработки законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих взаимодействие экономических субъектов, но и стимулирование инновационного предпринимательства льготным налогообложением, созданием соответствующей инфраструктуры в туристских дестинациях.

В современных условиях одними из главных факторов успешного развития туристкой сферы являются финансовое обеспечение и взаимодействие органов власти с представителями бизнеса.

Туристскую индустрию можно рассматривать в качестве совокупности средств размещения, питания и транспорта; объектов познавательного, делового, санаторно-курортного, физкультурно-спортивного, развлекательного и иного назначения.

Рынок туристских услуг нельзя рассматривать изолированно, так как существуют другие организации, которые участвуют в формировании его инфраструктуры: инвесторы; информационные центры; НИИ курортологии, разрабатывающие новые виду услуг; органы власти и др.

Туристскую сферу следует понимать более широко, чем понятия «туристская индустрия» и «туризм», и рассматривать как совокупность социально-экономических отношений, определяющих характер функционирования, финансирования и взаимодействия субъектов туристкой индустрии, органов власти, организаций науки, образования, культуры, здравоохранения и др., обеспечивающих производство и реализацию туристских услуг.

Успех предпринимательской деятельности в туристской сфере определяется, главным образом, привлекательностью туристского продукта. Под последним в соответствии с законом о туристской деятельности принято понимать право на тур, предназначенное для реализации туристу [6].

Специфика предпринимательства в туристской сфере заключается в том, что оказываемые услуги социально значимы, разнообразны и многообразны по качественному составу. Инновационным предпринимательством в туристской сфере следует понимать деятельность по реализации новых возможностей для разработки конкурентоспособных услуг, связанных с качественным обслуживанием клиентов.

Субъектами инновационного предпринимательства в туристской сфере являются организации туристкой индустрии, санаторно-курортного комплекса, научно-образовательной сферы и органы власти.

Некоторые авторы выделяют следующие основные направления развития инновационной деятельности в туризме:

- внедрение нововведений, связанных с развитием организаций туристской индустрии в системе и структуре управления;

- маркетинговые инновации, позволяющие изучить сегодняшние потребности целевых потребителей и привлечь потенциальных клиентов;

- технологические нововведения, направленные на изменения потребительских свойств туристского продукта с целью повышения его конкурентоспособности [1, 3, 5].

Учитывая вышесказанное, необходимо структурировать направления инновационной деятельности в туристской сфере в разрезе основных участников формирования качественного туристского продукта (см. рисунок).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Авдеев А. С., Авдеева Е. А. Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76109. htm.

Успех развития инновационной деятельности в туристской сфере зависит от влияния на нее определённых факторов. К ним можно отнести - экономические (рыночная конъюнктура, конкуренция, система налогообложения и др.); политические (политическая ситуация в регионе, уровень коррупции); социальные (занятость, образование и квалификация кадров и др.); правовые (нормативно-правовое обеспечение, программы развития).

Инновационные процессы в туристской сфере способствуют росту благосостояния региональной экономики. Это связано с тем, что расходы одного сектора экономики становятся доходами другого сектора экономики. Кроме того, изменение доходов приводит к изменениям в потреблении и сбережении.

Поэтому туристы являются особым объектом финансирования, так как их сбережения выступают в качестве инвестиционных ресурсов в туристскую сферу.

Направления предпринимательской деятельности в туристской сфере [2]

Основная цель инновационного предпринимательства в туристской сфере заключается в создании качественного туристского продукта, предполагающего решение следующих задач:

- применение новой техники и технологий в оказании традиционных услуг (бронирование, информационный обмен);

- внедрение новых услуг с новыми свойствами;

- использование новых туристских ресурсов;

- подготовка квалифицированных кадров;

- привлечение инвестиций;

- совершенствование системы налогообложения организаций, занятых в инновационной сфере [2].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Авдеев А. С., Авдеева Е. А. Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76109. htm.

Создание и реализация качественного туристского подхода зависит от стабильных финансовых отношений институциональных единиц, участвующих в этом процессе. Учитывая сказанное, к основным принципам финансирования инноваций в туристской сфере можно отнести: комплексность; институционализм; единство приоритетности, целеполагания и контроля; интеграция.

При организации туристского бизнеса необходимо совершенствовать взаимодействие с потребителями услуг, которые могут быть представлены в виде различных объединений, например, холдингов, партнерств, союзов и т. д., вовлекающих несколько заинтересованных организаций.

Однако следует отметить, что уровень развития туризма в России не достиг отметки, когда можно было бы вступать в международные стратегические альянсы или создавать межотраслевые концерны. Причинами данных обстоятельств являются отсутствие финансовых резервов для развития отечественных средств размещения; кроме того, туристский бизнес, как правило, представлен малыми предприятиями, а они, в свою очередь, не заинтересованы в развитии своего бизнеса, так как главная цель - получение прибыли в краткосрочной перспективе; недостаточное количество высококвалифицированных кадров в туристской индустрии; существующие административные барьеры при приобретении земли, собственности и т. д.

Подводя итоги, отметим, что современная туристская индустрия не вступает в процессы глобализации, поэтому существует необходимость развития бизнеса в сотрудничестве с отечественными партнёрами. В условиях перехода на инновационный путь развития не взаимодействуют туристские организации с научными центрами, ВУЗами, а взаимоотношения с государственными органами власти рассматриваются в рамках частно-государственного партнерства. В сложившихся условиях организациям не хватает финансового, кадрового, информационного обеспечения, поэтому эффективное взаимодействие и интеграция организаций не должны ограничиваться рамками одной или двух туристских дестинаций.

Ссылки на источники

1. Зуева М. М. Инновационная деятельность как средство укрепления экономического потенциала индустрии туризма // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2012. - № 41 (5).

2. Леонтьев Е. В., Баранова А. Ю. Принципы и инструменты финансирования инноваций в Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2013. - 194 с.

3. Новиков В. С. Инновации в туризме. - М.: Академия, 2007. - 208 с.

4. Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 года № 1230-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы)». - URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/6640029/#ixzz46OGcYoyp.

5. Севастьянова С. А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства. - М.: Кнорус, 2008. - 256 с.

6. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.

Artem Avdeev,

student of I course of the direction "Economics", Sochi State University, Sochi

sun41@mail.ru

Evgenia Avdeeva,

Candidate of Economic Sciences, senior lecturer of the Department of theoretical Economics, Sochi State

University, Krasnodar

avdeeva-evgeniya@bk.ru

Methodological aspects of innovation financing in the tourism sector in Russia

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Авдеев А. С., Авдеева Е. А. Методологические аспекты финансирования инноваций в туристской сфере в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76109. htm.

Abstract. The article discusses the mechanisms of financing of innovation in the tourism sector, the implementation and their implementation. The proposed basic consistency of entrepreneurial activity in the tourism sector; attention is paid to the problems constraining the development of domestic tourism. Key words: tourism, tourist services, tourist product, the innovation-wide processes, financing.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 23.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 24.05.16 Опубликована Published 25.05.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Авдеев А. С., Авдеева Е. А., 2016

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.