Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление публичной собственностью / государствен-ное и муниципальное имущество / оценка эффективности управления публичной собственностью / результативность управления федеральным имуществом / управление муниципальным имуществом / Public property management / state and municipal property / evalua-tion of public property management efficiency / effectiveness of Federal prop-erty management / municipal property management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аскеров Низами Садитдинович

Статья посвящена теоретическим и методологическим вопросам эффек-тивности управления государственным и муниципальным имуществом. Рассмотрены различные нормативно-правовые акты, регулирующие дея-тельность государственных и муниципальных предприятий, а также по-казатели оценки эффективности управления публичной собственностью. Выделены два вида эффективности управления публичной соб-ственностью: социальная и экономическая. Анализируются показатели для оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом, исполь-зуемые в настоящий период Росимуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT EFFICIENCY STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

The article is devoted to theoretical and methodological issues of efficiency of state and municipal property management. Various legal acts regulating the activities of state and municipal enterprises, as well as indicators for evaluat-ing the effectiveness of public property management, are considered. There are two types of public property management efficiency: social and economic. The article analyzes the indicators for evaluating the effective-ness of Federal Executive authorities in the field of Federal property manage-ment, which are currently used by the Federal property management Agency.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ»

фекции» от 3 апреля 2020 г. (доп. №479 от 10 апреля 2020 г., №540 от 18 апреля 2020 г.).

2. Распоряжение Главы Республики Дагестан № 26-рг от 31 марта 2020 «Об образовании Оперативного штаба в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Дагестан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

3. Официальный интернет-портал ФНС России. - URL: https://: www.nalog.ru (дата обращения: 29.04.2020).

4. Официальный сайт Минэкономразвития РД. - URL: http://minec-rd.ru (дата обращения: 02.05.2020).

5. Официальный сайт УФНС России по РД. - URL: https://www.nalog.ru/ rn05 (дата обращения: 29.04.2020).

6. СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.05.2020).

УДК: 351.711 ББК 65.050.2

DOI 10.24411/2412-2025-2020-10035

Аскеров Низами Садитдинович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; заведующий кафедрой политэкономии, Дагестанский государственный университет

Askerov Nizami Saditdinovich - Ph.D in Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Head of the Department of Political Economy, Dagestan State University

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ

ИМУЩЕСТВОМ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT EFFICIENCY STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

Статья посвящена теоретическим и методологическим вопросам эффективности управления государственным и муниципальным имуществом. Рассмотрены различные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных и муниципальных предприятий, а также показатели оценки эффективности управления публичной собственностью.

Выделены два вида эффективности управления публичной собственностью: социальная и экономическая. Анализируются показатели для оценки эффективности деятельности федеральных органов исполни-

тельной власти в сфере управления федеральным имуществом, используемые в настоящий период Росимуществом.

Ключевые слова: управление публичной собственностью, государственное и муниципальное имущество, оценка эффективности управления публичной собственностью, результативность управления федеральным имуществом, управление муниципальным имуществом.

The article is devoted to theoretical and methodological issues of efficiency of state and municipal property management. Various legal acts regulating the activities of state and municipal enterprises, as well as indicators for evaluating the effectiveness of public property management, are considered.

There are two types of public property management efficiency: social and economic. The article analyzes the indicators for evaluating the effectiveness of Federal Executive authorities in the field of Federal property management, which are currently used by the Federal property management Agency. Keyword: Public property management, state and municipal property, evaluation of public property management efficiency, effectiveness of Federal property management, municipal property management.

Имущество, находящееся в государственной собственности, является материальной основой для функционирования государственного сектора экономики. В настоящее время государственный сектор экономики существует во всех странах мира и как экономический феномен присущ всем историческим эпохам и общественно-экономическим формациям. Например, император Ханьской династии У Ди, правивший в Китае с 141 по 87 гг. до н.э., создал первый в истории вариант государственного сектора экономики. Государство монополизировало ряд ключевых отраслей экономики. Это был своеобразный государственный сектор, который включал ряд государственных предприятий из различных сфер: шахты, выплавка железа, отливка монеты, строительство, добыча каменной соли, наземный и водный транспорт. Император У Ди ввел единую денежную систему, налоги на транспорт, пропорциональный акциз, контроль за конкуренцией и ценами, план развития регионов страны и многое другое.

Существование государства означает и существование государственной собственности и, как следствие, необходимость эффективно и качественно управлять этой собственностью. А в современных условиях роста доли государственного сектора в экономике возникает вопрос о поиске механизмов повышения эффективности и качества управления государственным имуществом.

Управление государственным имуществом можно определить как деятельность по созданию и использованию государственной собственности, контролю за реализацией им правомочий собственника. Механизм управления государственным имуществом носит динамичный характер, что связано с необходимостью повышения его эффективности. Так, в соответствии с Указом Президента России от 21 января 2020 г. № 21 (ред. от 25.03.2020 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, находившееся в ведении Министерства экономи-

ческого развития России, передано в ведение Министерства финансов Российской Федерации, что было обосновано необходимостью укрепления материальной базы России.

В рамках указанной реструктуризации в составе государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [8], утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 (ред. от 15.04.2020 г.), была сформирована новая подпрограмма «Управление федеральным имуществом» [9], определяющая новые подходы к управлению государственным имуществом на среднесрочную перспективу - до 2024 года. Предполагается, что эти подходы позволят оптимизировать процесс учета и повысить эффективность управления государственным имуществом.

Вопрос повышения эффективности и качества управления актуален не только в отношении управления государственным имуществом: от них зависит и конкурентоспособность бизнеса, и результаты государственного управления в целом. Трудно не согласиться с Э. Марквартом, который понимает под эффективностью управления публичным имуществом «достижение управляемыми объектами публичной собственности поставленных целей государственного и муниципального управления при наименьших ресурсных затратах» [6, С. 25].

Первая подпрограмма указанной выше Федеральной программы «Управление федеральным имуществом», которая носит название «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации», определяет следующие цели:

- оптимизация состава и структуры федерального имущества;

- повышение результативности управления федеральным имуществом;

- обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга использования федерального имущества.

Методология оценки эффективности управления публичной собственностью позволяет выделить два вида эффективности: социальную и экономическую. Первый вид представляет собой степень решения публичных задач и достижения общественно значимых и общественно полезных целей благодаря использованию публичной собственности. Под вторым видом - экономической эффективностью - понимается доходность или рентабельность использования публичного имущества.

Общепринятый подход к оценке эффективности управления публичной собственностью отсутствует. Вместе с тем, в конкретных ситуациях используются специфические показатели. Например, Программа управления федеральным имуществом устанавливает, что показателями достижения установленных целей являются [9, С. 7]:

- приведение к 2021 году состава организаций, акции (доли) и имущество которых находятся в федеральной собственности, в соответствие с задачами и стратегическими интересами Российской Федерации;

- обеспечение конкурентоспособности и повышения качества корпоративного управления компаний с государственным участием в соответствии с международными аналогами;

- существенное увеличение доли объектов имущества государственной казны Российской Федерации, в том числе земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот;

- обеспечение расширения системы публичного контроля за управлением федеральным имуществом и его отчуждением;

- обеспечение полноты учета всех объектов федерального имущества в единой системе учета и управления федеральным имуществом;

- обеспечение ежегодного достижения бюджетных показателей по поступлениям средств от использования и продажи федерального имущества.

В отечественной управленческо-хозяйственной практике не всегда встречается использование критериев экономической эффективности управления муниципальным имуществом. Как уже было отмечено, одних критериев оценки управления имуществом только на основании экономической эффективности явно недостаточно. Отсутствие критериев социальной эффективности не позволяет им осуществить реальную и полную оценку эффективности управления имуществом. К сожалению, большинство муниципалитетов не утруждают себя поиском или разработкой научно-обоснованных критериев оценки.

Для оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом в настоящее время Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) использует следующие критерии [7]:

- результативность и эффективность исполнения федерального бюджета в части управления федеральным имуществом;

- эффективность управления федеральными государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами с государственным участием;

- результативность приватизации федерального имущества;

- эффективность использования и сохранность федерального имущества.

Каждый из критериев оценивается по более уточнённой группе показателей. Например, эффективность управления федеральными государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами с государственным участием, оценивается по следующему набору показателей:

1. Доля федеральных государственных унитарных предприятий, завершивших финансовый год с прибылью, в общем количестве федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Алгоритм расчёта:

K = A : B x 100%,

где А - количество подведомственных Росимуществу федеральных государственных унитарных предприятий, завершивших финансовый год с прибылью;

B - общее количество федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росимущества.

2. Доля акционерных обществ, завершивших финансовый год с прибылью, в которых в органах управления избраны представители ин-

тересов Российской Федерации из числа сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в общем числе таких акционерных обществ.

Алгоритм расчёта:

K = A : B x 100%,

где А - количество акционерных обществ, завершивших финансовый год с прибылью, в которых в органах управления избраны представители интересов Российской Федерации из числа сотрудников федеральных органов исполнительной власти;

B - общее количество акционерных обществ, в которых в органах управления избраны представители интересов Российской Федерации из числа сотрудников федеральных органов исполнительной власти.

3. Доля федеральных государственных унитарных предприятий, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, находящихся в процедурах банкротства и (или) ликвидации, в общем количестве федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Алгоритм расчёта:

K = A : B x 100%,

где А - количество подведомственных Росимуществу федеральных государственных унитарных предприятий, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, находящихся в процедурах банкротства и (или) ликвидации;

B - общее количество подведомственных Росимуществу федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Подход для оценки эффективности управления государственными унитарными предприятиями, акционерными обществами с участием субъекта Российской Федерации аналогичен федеральной методике.

Список литературы:

1. Аскеров, Н.С. Проблемы актуализации междисциплинарного подхода к исследованию модернизационных процессов в Республике Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. - 2017. - Т. 32. - № 3. - С. 20-26.

2. Аскеров, Н.С. Политическая экономия - методология исследования экономики России и её регионов // Вестник Дагестанского государственного университета. - Серия 3: Общественные науки. - 2015. - № 5. - С. 148-154

3. Братченко, С.А. Методологические аспекты эффективности управления государственным имуществом // Журнал экономической теории. -2020. - Т. 17. - № 1. - С. 17-32.

4. Грибанова, О.М. Концепция управления государственным имуществом: оценка и перспективы развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2017. - № 4. - С. 90-97.

5. Козлова, С.В., Воронин, А.А. Корпоративный аспект управления государственным имущество // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2018. - №2. - С. 29-47.

6. Маркварт, Э. Эффективность управления публичной собственностью: понятие, подходы, критерии // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2018. - № 2 (197). - С.22 - 34.

7. Показатели, характеризующие эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом. - URL: https://www.rosim.ru /activities/programs/ indicators - Дата обращения 22.09.2020.

8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (с учетом изменений от 31 марта 2020 г. № 376) // https://www.economy.gov.ru - Дата обращения 20.09.2020.

9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327 (в редакции постановления Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 352-20) Государственная программа РФ «Управление федеральным имуществом» // http://government.ru/docs/all/91297/ - Дата обращения 24.09.2020.

10.Радыгин, А. Д., Абрамов, А. Е. и др. Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 гг. и до 2035 г.: Аналитический доклад / ЦСР, 2018.

11.Рой, Н.А., Шпак, А.С., Мишина, Е.С. Современные тенденции в системе управления государственной собственностью в Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестник евразийской науки. -2018. -№ 3.

12.Тугушев, Р.Ф. Отдельные аспекты оценки эффективности управления государственным имуществом // Вестник современных исследований. -2018. - № 4.2. - С. 539-540.

13.Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» / http://www.kremlin.ru/acts/bank/45111 - Дата обращения 20.09.2020.

14.Askerov N.S., Sokolov D.P. (2017). Special features of the contracted reproduction of the modern russian economy / Global economy in the XXI century: dialectics of confrontation and solidarity (Editors in chief: M.L. Alpidov-skaya, A.G. Gryaznova, Published. Printed in the UK London). P. 212-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.