Научная статья на тему 'Методологические аспекты антиинфляционного регулирования'

Методологические аспекты антиинфляционного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1127
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты антиинфляционного регулирования»

ту риска. Уникальный риск портфеля стремится к нулю по мере повышения степени диверсификации этого портфеля.

Итак, при формировании высокодиверсифицированных портфелей риск, специфический для конкретной фирмы, не играет сколько-нибудь заметной роли. Останется только систематический риск. Можно заключить, что при измерении риска ценных бумаг для инвесторов с диверсифицированным портфелем значимая мера риска для любой ценной бумаги — коэффициент в, поскольку фирмы с более высоким значением в обладают более высокой чувствительностью к широким колебаниям рыночной конъюнктуры. Систематический риск определяется как неустойчивостью рынка, так и чувствительностью фирмы к изменениям, происходящим на рынке.

И. В. Рюмин

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Под инфляцией понимают дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность. Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах (1).

Цена «рыночной корзины» в данном периоде , _ _

Индекс цен в данном периоде, % =--------------------------------------------:::-х 100. (1)

Цена аналогичной «рыночной корзины» в базаовом периоде

Повышение цен и появление излишнего количества денег — это лишь внешние проявление инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

• Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.

• Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.

• Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.

Все три причины взаимосвязаны, и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последстви-

ям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Для антиинфляционного регулирования используется два типа экономической политики, проводимой в рамках политики доходов:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничения кредитной экспансии. Сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах.

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

Так как заработную плату контролировать легче, чем цены, то политика доходов носит дискриминационный характер по отношению к наемным работникам. Законодательное ограничение роста цен ведет к развитию теневого рынка, снижению качества продукции. В экономике накапливается дефицит и в конечном итоге возникает необходимость нормирования потребления.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы.

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком.

2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком.

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1) прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы;

2) государственное регулирование цен;

3) государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4) государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками. Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития

инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов? В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен,— проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом. Как же работают указанные мероприятия в рамках экономической политики, и почему они вызывают так много разноречивых мнений?

Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Предположим, что с замедлением темпов роста совокупного спроса правительство вводит некую программу жесткого контроля над заработной платой и ценами. Оно во всеуслышание заявляет об этом и делает всё, чтобы создать видимость решимости раз и навсегда покончить с инфляцией. Правительство надеется, что все хозяйственные агенты поверят в то, что такой контроль действительно остановит инфляцию, ибо, поверив, они понизят свои инфляционные ожидания гораздо раньше, чем если бы им пришлось узнавать об этом в процессе своей повседневной деятельности.

Такое сокращение уровня ожидаемой инфляции — если оно случится — устранит из развития инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элемент, инспирированный затратами. Понимая, что нет необходимости настаивать на более высокой заработной плате, чтобы победить инфляцию, рабочие по-прежнему будут считать текущий уровень заработной платы приемлемым. Осознавая, что цены на привлекаемые ими факторы производства не станут повышаться, фирмы вряд ли сократят объем производства и увеличат цены на производимые ими конечные товары. Более значительная часть снижения роста номинального ВНП примет форму замедления повышения цен (в отличие от уменьшения реального объема производства). Падение реального объема производства и рост безработицы уменьшатся по сравнению с альтернативным вариантом. В результате

переход к стабильному уровню цен совершится быстрее и менее болезненно. Таков теоретический сценарий.

Проблемы, связанные с осуществлением контроля, состоят в том, что контроль над заработной платой и ценами нередко используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения. Правительство либо пытается осуществить контроль над заработной платой и ценами, чтобы покончить с инфляцией без замедления роста совокупного спроса, либо сохраняет этот контроль в силе уже после завершения промежуточного периода и начала нового подъема. Поэтому контроль над заработной платой и ценами будет малоэффективен, либо приведет к возникновению дефицита, рационирования и черного рынка.

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация используется только для того, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции. С этой целью индексация применялась в таких странах, как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными и даже трехзначными цифрами. Однако некоторые экономисты, в том числе и Милтон Фридман, высказали предположение, что индексация может сдерживать инфляцию, а также уменьшать связанные с нею неприятности.

Дело в том, что индексация, подобно контролю над заработной платой и ценами, может помочь вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты — договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д.— должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится.

Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Приспособление к последствиям шока — скажем, к последствиям повышения цен на импортируемую нефть — требует изменения структуры относительных цен. Цену на нефть придется повышать быстрее, чем предполагает темп инфляции, тогда как цены на другие товары будут расти медленно. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

Индексация и контроль в лучшем случае облегчают задачу сглаживания последствий инфляции. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под контроля, требуется предпринять нечто более существенное. То, что необходимо в таком случае, как любят говорить монетаристы и еще больше «неоклассики»,— это изменение режима экономической политики.

Томас Сарджент — один из наиболее выдающихся теоретиков «новой классической школы» — занимался серьезными теоретическими исследованиями в данной области. С точки зрения Сарджента, экономическая политика США после Второй мировой войны проводилась в режиме «стой-иди», причем допускалась систематическая инфляционная ошибка. Правительство попеременно боролось то с безработицей (проводя экспансионистскую экономическую политику), то с инфляцией (проводя ограничительную экономическую политику). Однако в среднем периоды экспансии были более продолжительными и более радикальными, чем периоды ограничений.

Сарджент обращает особое внимание на то, что традиционные оценки тех высоких издержек, с которыми сопряжено преодоление инфляции, основаны на данных об экономическом развитии в условиях именно этого режима экономической политики. Разве может вызвать удивление, говорит он, что при таком варианте экономического развития цены медленно реагируют на ограничительные мероприятия экономической политики? Абсолютно все хозяйственные агенты отдают себе отчет в том, что сложившееся «status quo» не может продолжаться бесконечно долго. В этом случае им становится выгодно самим определять свое положение на экономических подмостках, а их сопротивление контролю над ценами и заработной платой возрастает.

Однако задумаемся над тем, что бы случилось, если бы в период быстрой инфляции произошло заслуживающее доверия изменение режима проводимой экономической политики. Что произошло бы, если бы правительство убедило всех, что оно никогда не допустит вновь того — и не имеет значения, как оно это сделает,— чтобы совокупный спрос опережал рост естественного уровня реального объема производства? Поверив этому обещанию, предприниматели и наемный персонал ожидали бы падения темпа инфляции до нулевой отметки. В случае изменения их ожиданий иной бы их реакция была и на ограничительную экономическую политику. Перемещение вверх кривой реального совокупного предложения на краткосрочном временном интервале сразу бы прекратилось. Поскольку она пришла бы в состояние покоя, экономика быстро и безболезненно могла бы сохранить переход к стабильному уровню цен.

Хотя приведенные рассуждения звучат слишком привлекательно, чтобы им можно было безоговорочно поверить, Сарджент заявляет, что существует доказательство возможности такого хода событий. Доказательство это следует из реального факта обеспечения контроля над гиперинфляцией, как это произошло, например, в Германии в 1920-е гг. Во второй половине 1923 г. ежемесячный(!) темп инфляции в Германии достигал 35 000 %. Однако уже к концу года решительное изменение в проводимой налоговобюджетной и денежно-кредитной политике, сопровождавшееся обещанием добиться конвертируемости немецкой марки в доллары (что означало тогда обратимость в золото), резко остановило развитие инфляционных процессов.

В 1990-е гг. некоторые страны, подверженные гиперинфляции, предпринимали аналогичные изменения в режиме проводимой ими экономической политики и добивались при этом переменного успеха. В 1990 г. к решительным изменениям в режиме экономической политики приступили Бразилия и Польша, переживавшие в предыдущем году гиперинфляцию. Хотя эти последние примеры и не подтверждают заявление о том, что существуют способы преодоления инфляции без определенных издержек, они действительно указывают на то, что изменение режима экономической политики может стать весьма существенным элементом в программе замедления темпов развития инфляции.

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к

увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счет займов.

При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

Стабилизация обменного курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, каким образом происходит приспособление к этому росту спроса на деньги. Изменение денежной базы (или количества денег высокой эффективности) равно изменению объема внутренних кредитов плюс изменение валютных резервов. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т. е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т. е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т. е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.

При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т. д.).

Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит так называемая компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на теорию естест-

венного уровня безработицы. Так как наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную, кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас всё активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.

Естественным называют такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменение заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклической безработицы.

Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждает, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.

На основании всех вышеперечисленных методов можно сформулировать антиинфляционную ориентацию России.

Как свидетельствует мировой опыт, лекарство от инфляции не может ограничиваться мерами воздействия лишь на ее монетарные факторы путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Рассмотрим ряд мер, имеющих комплексный характер и являющихся необходимыми мерами стабилизации инфляции в российском обществе.

1. Оживление инвестиционного процесса, концентрация средств на приоритетных направлениях. Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. «Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5 до 5 % ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50-55 % ВВП, а в России всего лишь 10 %. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.

2. Необходимо всеми способами наращивать рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем.

3. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюдже-

тов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

4. Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.

Для сдерживания инфляции также необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовывать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.

5. В России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы.

Антиинфляционная политика в этой области призвана отрегулировать эмиссионные потоки и скорость их обращения. Не менее важно совершенствование структуры денежной массы.

Низкая насыщенность ВВП рублевой массой стимулировала появление множества неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты, которые обслуживают 70-80 % хозяйственного оборота. В этом проявляется стихийная реакция хозяйственного оборота на сжатие денежной массы вопреки требованиям экономического закона денежного обращения.

6. Важным направлением антиинфляционной политики является реструктуризация банковской системы.

Требует особого внимания регулирование и контроль со стороны Центрального банка России за деятельностью банковской системы в целях ориентации ее не кредитнорасчетное обслуживание реального сектора экономики.

7. Снижение курса рубля по отношению к доллару стало активным фактором инфляционного роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда рубль плохо выполняет свои функции, поэтому призыв прекратить хождение доллара утопичен и чреват появлением «черного» валютного рынка.

А. В. Биушкин

РОЛЬ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК

Права собственности на ресурс обычно распределены между несколькими собственниками. По теореме Р. Коуза (1960 г.) перераспределение прав собственности происходит на основе рыночного механизма и ведет к увеличению стоимости произведенной продукции [3], а следовательно, в процессе перехода этих прав их получит самый эффективный собственник. Однако в теореме Коуза не учитываются при совершении сделок трансакционные издержки, т. е. издержки координации и взаимодействия экономических субъектов, которые связаны с обменом и защитой правомочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.