Научная статья на тему 'Методологическая культура педагога'

Методологическая культура педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенько Юрий Васильевич

В статье предпринята попытка представить методологическую культуру педагога как необходимое условие его профессионального самоопределения. Ядром этой культуры является стиль современного педагогического мышления, гуманитарная природа которого отражена в методологических принципах другодоминантности, диалогичности, рефлексивности, метафоричности. Эти принципы являются не только основаниями практической деятельности вузовского преподавателя, но и путями гуманитаризации профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological culture of a teacher

In this article we have made an attempt to present methodological culture of a teacher as a necessaru condition of the teacher's proffesional self-determination. The meclens of the culture is the style of modern pedagogical thought, the human nature of which is reflected in methodological principles of friend-domination, dialogue, reflection, metaphority. These principles are not only the basis of a higher-school teacher {professor} practical activity, but also the ways of humanisation of professional training.

Текст научной работы на тему «Методологическая культура педагога»

Ю.В. Сенъко

Методологическая культура педагога

Процесс гуманитаризации высшего педагогического образования при всем друж-

-

во - за) наталкивается на весьма серьезные

-

-

графии, собственно человеческого бытия и

преподавателя, и студента в высшей школе.

-

тата.

Однако на практике в административном порядке дается «сверху» установка на то, что выпускник высшей педагогической

школы должен знать и уметь без учета того,

-

-

ского образования, доля гуманитарных

предметов в учебном плане. Но не только

-

зации тяжкой.

--

нова «Сумерки просвещения»: «Мы говорим

-

вания, а живем в сумерках, в которых просто некому гуманитаризировать» [1, с. 88]. Это резкое замечание было сделано шесть лет назад, что по нынешним меркам является

сроком немалым. За это время образование

-

-

таризации - едва (ли?) сдвинулась с места. Преодоление дефицита гуманитарной

компоненты в образовании является делом

-

-

кие бы доктрины или концепции высшего

педагогического образования, связанные с

-

-

сиональной подготовки будущего педагога

ни разрабатывались, судьба их зависит от

-

ственности, в конечном счете решается в связке «преподаватель - студент».

Для того чтобы идея гуманитаризации

-

----

-

тым. Чаще всего оно выступает в скрытых,

латентных формах, связанных с принятием

-

---

ную позицию, считает трансляцию узко

-

--

ные» знания, исходит из ненужности, в

-

тарного образования.

---

блемы, прежде всего, из-за абстрактной ее постановки. Движение от абстрактного к конкретному в этом случае наталкивается на барьеры. Феномен барьеров в образовании,

их разновидности, способы преодоления

-

дованиях. Но взгляд исследователей на эти

барьеры преимущественно односторонний -

-

---

мой темы выявлены следующие из них [2, с. 32-33]:

--

циям педагогических явлений. Оправданная

-

-

рованной установки, превращается в барьер

-

-

сюда нередко встречающийся негативизм к

-

ность образования как «тождество многих определений» (К. Маркс);

-

тории, ее реальных учебных возможностей, отождествление обученности и обучаемости

студентов. Так, упрощенное понимание

-

-

чения приводит преподавателя к мысли о тщетности усилий преодолеть некоторое

«западание» методологической составляющей в структуре учебного материала, а, сле-

-

гога той большой и действительно сложной

-

тодологической культуры;

---

гической культуре, к тем стратегическим

-

-

нальной деятельности. Примечательно, что некоторые работники вуза истолковывают само понятие «методология» применительно только к научному исследованию;

- функционализм, односторонность,

-

тельности преподавателя, когда им слабо осознается взаимосвязь его собственных

действий с усилиями всего профессорско-

-

--

довлеющим, тогда как в действительности

она обретает свой глубинный смысл лишь в

-

дивы такой «педагогической робинзонады»

- один из барьеров, мешающих овладению

-

зящих внедрение принципа комплексности в

практику преподавания учебных дисциплин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

---

лубляясь в логику их обоснования. В этом

случае, например, концепция оптимизации

-

ривается как некоторая сумма технологий, утрачивая статус практически работающей теории.

Эти и подобные им барьеры обладают

-

--

тельной части педагогического корпуса.

Предметно-преобразующая деятельность

-

гими внешними и внутренними факторами.

Социальные детерминанты задают контекст

-

-

гический Робинзон». К. Маркс подчеркивал,

-

нания как таковая является моим теорети-

-

ва» [3, с. 590]. Любой преподаватель, включаясь в профессиональную деятельность,

-

--

ных ее формах (обыденная, эстетическая,

-

тельности является и стиль мышления. Он выступает как система методологических норм, предписаний, определяющих подход субъекта деятельности к самой деятельности и ее результатом: «стиль мышления - способ

отражения и осмысления действительности

-

ки соответствующей линии поведения и практического действия» [4, с. 12].

Стиль педагогического мышления - это особенность, сущностная характеристика

педагогического мышления конкретно-

--

пов и характеристик, которыми в данное

-

общество в своем подходе к образованию.

-

ние каждой эпохи - исторический продукт,

принимающий в различные времена очень

-

-

ления, его стилем является гуманитарная направленность: образование кануна XXI в.

артикулировано гуманитаризацией. Свое

-

---

нального образования.

Сегодня ситуация в образовании в связи

-

ется Она предполагает существенно иные по

-

ные основания педагогического мышления,

-

вателя. Он уже не является исполнителем

-

лятором кем-то добытых знаний.

Ему доверена разработка вариативной

-

венной рабочей программы, дополняющей базовую программу, разработка спецкурсов

и факультативов, построение учебного процесса в соответствии с собственным пони-

сионального образования, его ценностей,

-

сионально без нового педагогического

-

возможно это осуществить и без знания

-

нологий.

Но преподаватель современной высшей

-

-----

держания и педагогических технологий, а формирование педагогического субъекта» [6, с. 31]. Педагогический субъект сегодня -

это носитель высокой методологической

-

-

тельность гуманитарную. Причем не только

-

-

ния сообразно его гуманитарной природе.

-

ченных барьеров, стоят традиции, причем

-

сколько поколений педагогов учились на хрестоматийном примере беседы Алкуина с

Пипином [7, с. 72-73], как не надо строить

-

лем хрестоматии по истории педагогики

достоинств Алкуина (он был приглашен

-

вание риторики, диалектики, астрономии,

написал учебники по всем средневековым

-

--

тода обучения», «его методика представляет

собой яркий образец догматизма, мистики,

-

ная оценка педагогической деятельности

-

ки, была предрешена: ведь схоластика - это

-

го умствования.

Что было, то было. Историко-

-

нению, но их интерпретация в иное время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

ческую вещную сторону прошлого, но смысловая выразительная, говорящая сторона может быть изменена, ибо она незавершима

и не совпадает сама с собой (она свободна)»

-

--

вательной практике [1, с. 177-204] выявила глубокий педагогический смысл Урока для

образования XXI в.: «Учительская книжная

-

-

ческого воссоздания вновь работает в иных временах, в иных областях как культурно-

исторический тип учительского мышления,

-

лиями гуманистически-гуманитарной мысли будет длиться диалоговое собеседование

разновременных и разнопространственных

-

дующих сторон» [1, с. 202].

В современном образовании «диалоговое

-

--

ва, B.C. Библера, J1.C. Выготского, В.П. Зинченко, Ю.М. Лотмана и др. На базе их

исследований развиваются инновационные

-

правлений является школа диалога культур

[9]. Основным содержанием образования в

-

невековой, нововременной и современной

-

ного кануна XXI в. Как и на Уроке Алкуина,

-

-

ленпя», собственные конструкции учащихся - «монстры».

-

зование, выстроенное в «контексте жизни и

деятельности» (C.J1. Рубинштейн), должно

-

ческой деятельности, ее структуру, модели

-

--------

альности, на канву которой накладывается усвоение абстрактных знаний» [10, с. 4].

Применительно к профессиональной педагогической деятельности преподавателя

-

-----

сионально будут другие.

Содержательная сторона педагогической

-

-

циальным учебным предметом или иными предметами, но предметом педагогической

деятельности. В этом смысле деятельность

-

ет исходя из представления о гуманитарном характере педагогического образования подчеркнуть, что преподаватель как его субъект имеет дело со студентом как другим субъектом этого же процесса. В настоящее

время развивается новая отрасль знания -

-

-

сти отбора, подготовки, функционирования и повышения квалификации педагогических кадров (Н.В. Кузьмина).

-

ных наук - выразительное и говорящее бы-

мим собою и поэтому неисчерпаемо в своем смысле и значении. Маска (?), рампа, сцена,

идеальное пространство и т.п., как разные

-

тия (а не одиночности и вещности) [8, с. 8].

--

подавателя, но и для студента, оно должно

стать и предметом деятельности студента,

-

живаться не как «человеком учебным» (К.Д.

-

--

сти студента преподавателю необходимо создать соответствующие условия. Таким образом, «говорящее бытие» как предмет

профессиональной деятельности вузовского

-

гогические условия профессионального и личностного становления студента.

Как предмет практической деятельности вузовского преподавателя педагогическое бытие приобретает в каждой конкретной ситуации образования статус профессиональной задачи. Практика подготовки буду-

-

рывного ряда педагогических задач. Такое

-

сти теоретически осмыслено в дидаскалогии (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.)

Однако парадокс профессиональной, включая и педагогическую, деятельности состоит в том, что педагогическая задача преподавателю непосредственно не дана. Непосредственно он находится в процессе

образования, одним из соавторов которого и

-

----

вертываетея на сцене образования. Педагогу

-

-

дится и он сам.

Чтобы из (в) этой ситуации «вычерпать» задачу как цель, данную в определенных

условиях, преподаватель должен определить

-

наружить смыслы, скрывающиеся за данной

образовательной ситуацией и внутри нее,

-

дель будущего результата решения задачи, т.е. поставить для себя профессиональную задачу.

Профессиональное выполнение всех этих действий связано с доопределением

условий, их интерпретацией, переводом на

-

-

ношений со студентами и др. Если еще

учесть, что педагогическая задача никогда

-

----

сиональная постановка (только постановка -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

---

дача - это порожденная процессом образования модель реальной ситуации, которая

-

-

мирования профессиональных и личностных качеств будущего специалиста.

---

шать педагогические задачи, очевидно, что

решение всякий раз конкретной задачи как

-

занной с уже решенными и теми, которые

-

-

жен профессионально владеть не только

-

-

ния.

-

ской культуры при всем их многообразии инвариантны относительно гуманитарных координат профессиональной деятельности

преподавателя вуза. Преподаватель имеет

-

ниманием) выражения ...элементы выражения (тело не как мертвая вещность, лицо,

-

-

ществую для другого и с помощью другого»

[8, с. 7-8]. Необходимость выразить себя и

понять выражение другого наталкивается,

-

ленные дефицитом культуры в образовании.

--

редь, дефицит гуманитарного содержания и способов его развертывания. Поэтому «суть

гуманитаризации заключается в том, чтобы

-

ния знания, творческого действия, чувств и

-

-

ля» [11, с. 81]. Образование является одной из ипостасей культуры и подпитывается ею.

Однако рассматривать отношения между

-

ские было бы некорректно. И дело не только

-

--

тарными ценностями и смыслами. Чтобы

-

тивно использован, его сначала необходимо

обнажить, вычленить в самом образовании.

-

-

ков некоторые обязательства, определенные правила игры.

'Р 1

Т 2

Обозначенный на схеме дидактический

-

вателя, который привносит в содержание

образования своё эмоционально-целостное

-

туры свои мысли и, обращаясь к личности

-

--

рует их к актуализации собственного опыта,

-

-

-

ния.

-

тельности студента, отражающий сложное

взаимодействие «своего» и «чужого» опыта

-

-

ные смыслы, корректирует дидактический контекст.

-

шей» культуры (содержание образования) в понимающий и дидактический контексты

является живое знание, как сказал бы М.М. Бахтин, «встречный текст». Этот результат расщепляется в схеме на Р1 - внешний, вещный результат взаимодействия «преподаватель - студент» с фрагментом «ставшей» культуры (решенная задача, проведенный эксперимент, подготовленный результат); Р2

- внутренний, духовный, педагогический

-

тического контекстов (обнаружение смысла, ценности, овладение значениями, способами деятельности, предметными знаниями).

На схеме показаны непосредственные

(прямые и обратные) связи. Что же касается

-

-

шей» культуры) и «живого» знания (знание,

-

-

шее аффективную окраску), то они на схеме не отмечены.

Преобразование «ставшей» культуры в

-

ния в процессе образования предполагают смещение акцента с монолога на диалог. Господство монолога в профессиональном образовании следует рассматривать как его

существенный недостаток: монологическое

-

--

ливом» его восприятии студентами; монолог

студента опять же в «присутствии» группы и

-

-

ными смыслами вероятнее всего создаются условия для совместного «проживания» процесса образования его участниками.

Разумеется, в образовательной практике

имеют место - и их немало - конкретные

-

---

но ограничивает возможности образования,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

роде образовательного процесса.

-

тера профессионального педагогического образования и педагогической деятельности

не стимулирует рефлексию относительно

-

--

ривается как феномен, центрирующий её

-

--

нента и его влиянии на другие компоненты

педагогической деятельности необходимо

-

нального образования к познавательному процессу.

-

щая методологической культуры будущего преподавателя - его формирующийся стиль мышления - может утратить гуманитарные

ориентиры. «Формируя стиль мышления

-

нательно противостоять культивированию

-

ности и профессиональной компетентности, при которой все отношения переводятся на язык ЭВМ и соответственно утрачивают и

собственно личностные аспекты научно-

ность с гуманистическими ценностями и

-

-

му втягивает профессиональную подготовку

-

----

ный, зачастую милитаризированный смысл: приобщение к общественно-историческому опыту - вооружение знаниями, озеленение пришкольного участка - десант, детский коллектив - отряд, дружина.

--

ность познания, а глубина проникновения.

-

--

на еще раз.

В позитивной форме принципы стиля

-

---

ся, конечно же, не сам по себе, отдельно и

независимо от других: они пересекаются в

-

зация профессионального педагогического образования.

Движение к этой точке меняет основания

-

прос о формировании методологической

-

--

ный пункт, не полюс, в котором стягиваются

-

--

ние.

Образование - всегда преобразование. Преобразование и педагогического действа,

и его участников. Существенно, чтобы оно

-

роде, было «гуманитарно адекватно» [13, с.

-

-

ного мира человека, не нанося ему ущерба своим схематизмом упорядочения.

Литература

1. Философия образования для XXI века. М., 1992.

2. Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза. Ярославль, 1984.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

4. Туленов Ж. Диалектика и стиль научного мышления. - Ташкент, 1983.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

6. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании. Барнаул; Томск, 1977

7. Хрестоматия по истории педагогики. Т. 1.М., 1936.

8. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1996.

9. Библер B.C. Школа диалога культур // Советская педагогика. 1988. №11.

10.Вербицкий А.А. и др. Против эмпиризма как основы педагогической деятель//

11. -

// -

ская педагогика. 1991. №9.

12.Микешина Л. А. Стиль научного

//

№5.

13.Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.