Научная статья на тему 'Методологическая культура как основополагающий фактор совершенствования качества подготовки учителя математики'

Методологическая культура как основополагающий фактор совершенствования качества подготовки учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическая культура как основополагающий фактор совершенствования качества подготовки учителя математики»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

© 2006 г. Т.И. Уткина

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Введение государственного образовательного стандарта по математике и переход старшей школы на профильное обучение вызывает необходимость улучшения качества подготовки учителя математики и требует высокого уровня управления этим процессом.

Учитель математики в такой обстановке уже не может быть просто предметником. Он должен отличаться самостоятельностью в проектировании технологий обучения в соответствии с различными развивающими моделями, осознанностью выбора альтернативных учебных программ и учебников по математике, способностью создавать программы различных элективных и профильных курсов и их методическое обеспечение. Это актуализирует проблему подготовки учителя, владеющего методологией проектирования и конструирования целостного педагогического процесса. Методологическую грамотность дает овладение методологической культурой (МК).

В данном теоретико-экспериментальном исследовании МК выступает как основополагающий фактор совершенствования качества подготовки учителя математики к профессиональной деятельности. Нами она рассматривается как целостная, интегральная характеристика личности, обладающей фундаментальным общенаучным, методологическим знанием, системой ценностных ориентаций на творческое саморазвитие в профессиональной деятельности. Важным в структуре МК учителя математики является не только фундаментальное научное предметное знание, но и целостное представление о методологии процесса его освоения (способов получения). В деятельности учителя математики МК обеспечивает следующие функции: познавательно-мировозренческую, эвристичекую, исследовательскую, креативную, прогностическую. Включая такие компоненты, как самоанализ, самооценка, рефлексия, самоконтроль, МК является интегральным показателем качества подготовки учителя математики.

Рассматривая проблему непрерывного совершенствования качества подготовки учителя математики, мы учитывали и вопрос качества математической подготовки выпускников старшей школы. Параллельно формировались следующие модели: оценки качества математической подготовки выпускников гимназии; управления научно-методической деятельностью учителя математики в аспекте реализации развивающего обучения; оценки качества математической и методической подготовки будущего учителя математики; мониторинга качества его подготовки. Уточнялись эталонные значения показателей и уровней качества подготовки на довузовском, ву-

зовском и послевузовском этапах. С этой целью проводились исследования (на базе школ) по следующим темам: «Методические основы формирования общеучебных умений учащихся в условиях разнопрофильной гимназии» (школа № 23 г. Орска); «Методические основы развития образного и логического мышления учащихся разнопрофильной гимназии» (гимназия № 2 г. Орска); «Технологии развития общеучебных умений учащихся разнопрофильной гимназии»; «Методические основы интеллектуального развития учащихся разнопрофильной гимназии» (гимназия № 1 г. Новотроиц-ка); «Психолого-педагогические условия, средства и технологии подготовки учащихся к продолжению образования» (школа № 21 г. Орска); «Реализация компетентностного подхода в процессе развития общеучебных умений учащихся в условиях общеобразовательной школы» (школа № 23 г. Орска).

Исходными методологическими позициями в разработке моделей оценки качества математической подготовки выпускников школ (гимназий) с углубленным изучением математики; оценки качества математической и методической подготовки будущего учителя математики; оценки качества подготовки учителя математики; управления его научно-методической деятельностью - служили государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Математика», стандарт среднего общего образования по математике (профильный уровень) и принцип ориентации на развитие МК.

Модель оценки качества математической подготовки выпускников школ (гимназий) с углубленным изучением математики включает компоненты МК и характеризуется следующими требованиями:

1. Знание теорий содержательных линий школьного курса математики.

Эмпирически фиксируемыми проявлениями этого знания являются:

- раскрытие особенностей развития понятия числа (натурального, рационального, иррационального, действительного, комплексного);

- понимание практического использования алгебраических преобразований выражений;

- представление о теории равносильности уравнений, неравенств, их систем и совокупностей;

- раскрытие основ теории о функциях;

- знание основ дифференциального и интегрального исчисления и представление об использовании их в физике, математике, геометрии;

- знание свойств геометрических фигур и основных отношений (равенства, подобия) в геометрии;

- раскрытие основ теории векторной алгебры, теории геометрических преобразований, величин и их изменений;

- владение элементами аналитической геометрии и тригонометрии.

2. Умение применять методологические знания для овладения математикой.

Применительно к геометрии, алгебре и начал анализа необходимы умения самостоятельного овладения математическими понятиями, теоремами и их доказательствами. В соответствии с выделенным требованием измерители должны содержать задания на:

- выявление существенных свойств (признаков) понятия;

- выявление необходимых и достаточных свойств понятий;

- конструирование определения понятия;

- выявление связи и отношения данного понятия с другими понятиями;

- установление объема понятия;

- выявление структуры теоремы и ее вида (простая или сложная);

- установление взаимосвязи данной, обратной и противоположной теорем;

- выявление того, что такое «доказательство» в математике;

- выявление структуры доказательства;

- определение вида доказательства (прямое или косвенное);

- нахождение логических ошибок в рассуждениях;

- описание рассуждений по поиску доказательства;

- построение «цепочек» умозаключений.

3. Умение раскрывать содержание основных понятий школьной математики по обобщенному плану.

Фиксируемыми проявлениями этого умения являются:

- раскрытие развития понятия о числе по обобщенному плану;

- знание обобщенных подходов к решению уравнений, неравенств, их систем и совокупностей;

- знание обобщенных подходов к изучению функций, теории векторной алгебры и теории геометрических преобразований, измерений геометрических величин (длин, площадей, объемов и др.).

4. Знание основных понятий математики.

Необходимо знать понятия основных содержательных линий школьного курса математики (числовой, функциональной, геометрической), связи между ними, применение на практике.

5. Знание роли математики в познании окружающего мира.

Раскрытие связи математики с другими дисциплинами - физикой, химией, географией, гуманитарными предметами, а также показ роли математики в познании человека, природы и общественных явлений.

6. Знание методов математики.

Это:

- аксиоматический метод и его практическое использование в построении школьного курса геометрии, а также в построении неевклидовой геометрии;

- координатный метод и его практическое использование;

- метод геометрических преобразований и его практическое использование;

- метод уравнений и неравенств и его использование;

- математические модели и их использование;

- методы математического анализа и их использование.

7. Умение использовать методы познания.

Среди специфических для математики методов познания выделяются: индукция, дедукция, аналогия, систематизация, идеализация, абстрагирование, моделирование, наблюдение, аксиоматический метод.

8. Умение пользоваться различными методами (способами) решения задач и отыскание оптимального (наилучшего) решения.

Это видение перспективы применения изученных методов и способов к решению конкретной задачи и выбора наиболее рационального из них.

9. Знание элементов истории развития математики.

В качестве критериев отбора сведений из истории математики выступают их органическая связь с основными содержательными линиями курса математики.

10. Умение применять теоретические знания в решении задач.

Предлагаемые задачи представляют собственно стандарт математического образования - требования к математической подготовке профильного уровня.

В соответствии с выделенными требованиями разрабатываются диагностические материалы (измерители) и определяются количественные показатели в баллах по максимальному уровню для каждого элемента знаний и умений.

Методология системного подхода позволила выявить показатели уровня развития МК учителя математики, характеризующие также и уровень качества его подготовки к профессиональной деятельности по математическому и методическому аспектам. Математический аспект включает: 1) знание теорий содержательных линий математических курсов педвуза; 2) умение применять методологические знания для анализа содержательных линий математических курсов; 3) умение раскрывать содержание теорий содержательных линий математических курсов вуза по обобщенному плану; 4) знание основных понятий математических курсов вуза; 5) понимание роли математики в познании окружающего мира; 6) знание математических методов; 7) знание основных методов теории познания и умение применять их в математических рассуждениях; 8) владение различными методами решения математических задач; 9) знание методологии и истории развития теорий содержательных линий математических курсов вуза; 10) умение применять теоретические знания при решении математических задач.

Показателями по методическому аспекту являются: 1) знание теорий содержательных линий школьного курса математики; 2) знание основных методических подходов к изложению основных содержательных линий школьного курса математики; 3) умение раскрывать содержание основных разделов школьного курса математики по обобщенному плану; 4) знание основных понятий школьного курса математики; 5) владение технологиями раскрытия роли математики в познании окружающего мира в процессе пре-

подавания математики; 6) владение технологиями обучения математическим методам; 7) умение применять методы теории познания в обучении математике; 8) владение различными методами решения задач по школьному курсу математики; 9) знание методологии и истории развития содержательных линий школьного курса математики; 10) умение применять теоретические знания в решении задач школьного курса математики.

На основе этих показателей разработаны диагностические материалы по определению качества подготовки будущего учителя математики к профессиональной деятельности по указанным выше аспектам на различных этапах данного процесса. Надежность и обоснованность выбора показателей диагностики МК обеспечивались: соответствующей обработкой системы диагностических заданий (измерителей); сопоставлением данных, полученных помощью разных методов исследования; тщательным анализом данных результатов диагностики. Приведем примеры вариантов диагностических работ.

Вариант диагностической работы по геометрии

1. Что является предметом изучения аффинной геометрии?

2. Опишите схему проверки независимости аксиом в данном непротиворечивом списке. Укажите практическое применение этого требования.

3. Дайте определение аффинного преобразования и сформулируйте его свойства.

4. Приведите примеры аффинных преобразований.

5. Какие из нижеследующих теорем относятся к аффинной геометрии и какие не относятся к ней: теорема о средней линии треугольника; теорема о свойстве перпендикуляра, восстановленного к отрезку в его середине; теорема о равновеликости треугольников с равными основаниями и высотами; теорема, указывающая, в каких границах может изменяться длина третьей стороны треугольника с двумя данными сторонами; теорема об отношении отрезков, высекаемых на сторонах угла параллельными прямыми; теорема об отношении длин отрезков, на которые биссектриса треугольника делит противоположную сторону; теорема о равновеликости треугольников с равными углами и равными произведениями сторон, заключающих этот угол; теорема о средней линии трапеции.

6. Опишите суть метода аффинных преобразований в решении геометрических задач.

7. Перечислите, известные Вам, попытки доказательства V постулата Евклида.

8. Какова взаимосвязь аффинной и евклидовой геометрии.

9. Приведите доказательство теоремы о точке пересечения медиан треугольника методом аффинных преобразований.

10. а) Даны точки А, В, С, Д. Постройте пересечение прямых АВ и СД, не проводя прямой АВ.

б) В ортонормированном репере Я задано преобразование плоскости:

х'= -х - 4, у'= у + 3. Докажите, что f - движение. Определите его вид (найдите объекты, его определяющие).

Работа оценивается из общей суммы в 100 баллов (табл. 1).

Таблица 1

Вес каждого задания при подсчете баллов

№ задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10а 10б Сумма

Максимальный балл 4 8 8 7 10 9 8 6 10 15 15 100

Вариант диагностической работы по теории и методике обучения математике

1. Выделите теоретические основы изучения линии уравнений и их систем в школьном курсе математики.

2. Опишите возможные методические подходы к обучению учащихся решению дробных рациональных уравнений. Выделите достоинства и недостатки каждого из них.

3. Перечислите основные вопросы, составляющие содержание линии уравнений и их систем.

4. Выделите основные понятия, встречающиеся в данной содержательной линии. Проведите логико-математический анализ их определений.

5. Как можно раскрыть роль математики в познании окружающего мира при изучении линии уравнений и их систем?

6. Вычисляя числовое значение выражения а + л/1 - 2а + а2 при а = 5, учащиеся получили разные ответы. Одни из них поступили так:

a +

Vi - 2a + a2 = a + ^(1 - a)2 = a +1 - a = 1. Другие, подставив вместо а

её значение, равное 5, получили: 5 + 41 -10 + 25 = 5 + 4 = 9 . Какой из этих ответов правильный и где ошибка? Как объяснить это ученикам?

7. Сформулируйте утверждение, обратное данному, и проверьте его истинность. «Прямая, параллельная основанию треугольника, отсекает от него треугольник, подобный данному».

8. Задача. В правильной треугольной призме АВСАВСц, АА^ = —^АВ.

V 5

Найти угол между прямыми АВ! и ВС1:

а) решите задачу разными методами;

б) обоснуйте возможность применения метода в каждом случае;

в) укажите наиболее рациональный метод.

Укажите, с какими сведениями из истории математики можно ознакомить учащихся при изучении данной содержательной линии. 10. Задача.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С двух аэродромов А и Б, расстояние между которыми 500 км, вылетают одновременно навстречу друг другу два вертолета. Через 1 ч 20 мин после

их встречи вертолет, поднявшийся с аэродрома А, садится на аэродром Б, а второй вертолет через 3 ч после встречи садится на аэродром А. Определить скорости вертолетов.

а) продемонстрируйте анализ условия задачи, поиск решения через фрагмент урока.

б) оформите решение задачи в соответствии с методическими требованиями.

в) осуществите проверку решения задачи одним из известных способов.

г) спрогнозируйте возможные затруднения в решении задачи.

Работа оценивается из общей суммы в 100 баллов (табл. 2).

Таблица 2

Вес каждого задания при подсчете баллов

№ задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сумма

Максимальный балл 7 7 5 7 9 9 9 7 20 20 100

Особое место в структуре МК занимает рефлексия. Она рассматривается как особый вид исследовательской деятельности, позволяющей будущему и работающему учителю математики проектировать и прогнозировать самостоятельную учебную, учебно-исследовательскую и профессионально-исследовательскую деятельность, ведущую не только к развитию системы научного знания, но и методологического знания, постижению культуры и творческому саморазвитию в ней.

Среди задач, решаемых образовательными учреждениями, особо важным в современной социокультурной ситуации является формирование у будущих и работающих учителей и у учащихся рефлексии как важнейшего компонента МК. Этот вопрос представляет как теоретический, так и практический интерес.

Мы рассматриваем исследовательскую деятельность будущих (и работающих) учителей, школьников в качестве значимого аспекта решения этой задачи, поскольку именно в исследовательской деятельности имеются возможности для формирования того ментального опыта, который обеспечивает способность личности к творческому саморазвитию, овладению рефлексией как существенного компонента МК. Рефлексия в ее структуре задает новый стиль мышления.

Значительное место у нас уделено поиску технологий организации исследовательской деятельности учителей математики и учащихся. Концептуальная особенность этих технологий состоит в развитии МК учителя математики и школьников. Технологии опираются на следующие принципы: гуманизации, индивидуализации, открытости, интегративности, деятельно-стного и культурологического подходов. Структура технологии относительно исследовательской деятельности будущего (и работающего) учителя математики включает:

- формирование методологических знаний у студентов и учителей по проектированию и конструированию учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- овладение студентами и учителями обобщенными методическими умениями управления учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Технология относительно учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из:

- формирования методологических знаний у учащихся по выполнению исследовательской деятельности (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, самооценка);

- развития методологической культуры школьников относительно предъявления результатов исследовательской деятельности (культура оформления работы, выступления и т. д.).

Методическим средством рассматриваемых технологий является комплекс индивидуальных исследовательских заданий для учащихся с длительным сроком исполнения, курсовые и выпускные квалификационные работы - для студентов, индивидуальные исследовательские программы и научные отчеты - для учителей.

Эффективность описанных выше педагогических технологий организации исследовательской деятельности будущих (и работающих) учителей математики и школьников проверялась в опытно экспериментальной работе в ряде общеобразовательных учреждений городов Орска (школы № 21, 23, гимназии № 1, 2) и Новотроицка (гимназия № 1) в рамках исполнения научных исследований, прошедших государственную регистрацию во Всероссийском научно-техническом информационном центре. Актуализация вопросов развития МК в исследовательской деятельности студентов педвузов, учителей математики и школьников позволяет существенно поднять качество подготовки учителя математики.

В русле рассматриваемой проблемы нами совместно с управлением образования администрации г. Орска осуществлено исследование, ориентированное на выявление технологии по развитию МК одаренных учащихся и учителя математики в условиях специализированного математического лагеря, который функционирует в две сессии: летней и осенней. Суть технологии состоит в овладении учащимися, которые проявляют способности к математике, методологическими знаниями проектирования различных возможных решений задач олимпиадного характера, с одной стороны, а с другой - в развитии рефлексии учителя математики. Технология опирается на следующую систему принципов: управляемости, личностноориентирован-ного подхода к обучению, гуманизации, интегративности, открытости. Структура этой технологии включает: углубление представлений учащихся о математических методах; формирование методологических знаний у школьников по проектированию различных решений математических задач олимпиадного характера; овладение учащимися обобщенными знаниями по основным содержательным линиям школьного курса математики. Опреде-

лены задачи на каждом из этапов. Методическим средством является разработанная программа, состоящая из комплекса лекций и практических занятий по методологии решения математических задач. Общая трудоемкость программы - 72 часа, в ней представлены следующие разделы: метод геометрических преобразований в решении задач олимпиадного характера; приемы решения геометрических задач комбинаторного характера; метод векторов в решении задач олимпиадного характера; приемы решения задач с пентамино (на покрытие); метод графиков и графов в решении текстовых задач; методы решения и исследования уравнений (их систем и совокупностей) с параметрами; методы решения логических задач: о «рыцарях» и «лжецах», задачи, решаемые с помощью таблиц, на математическую запись числа; методы решения задач на делимость. Итоговой формы контроля реализации программы является олимпиада.

Результаты Всероссийской олимпиады школьников по математике (городской и областной туры) в 2001-2004 гг. подтвердили положительное влияние разработанной технологии на развитие компонентов МК учащихся и учителя математики.

В нашем исследовании также выявлена и апробирована эффективная технология геометрической подготовки учителя математики, ориентированная на развитие его МК. Концептуальная основа этой технологии состоит в раскрытии методов, применяемых для получения геометрических знаний, выделение аффинных, метрических, проективных и топологических свойств фигур, создание условий для развития МК у будущего учителя математики. Методическую основу технологии составляют системный, инте-гративный, личностно ориентированный и деятельностный подходы.

Фиксируемыми проявлениями компонентов МК применительно к процессу геометрической подготовки будущих учителей математики являются: умение применять методологические знания для изучения содержательных линий курса геометрии; умение оперировать обобщенными подходами изучения конкретных видов движений, подобий, аффинных, проективных и топологических преобразований; владение методами решения геометрических задач (векторным, координатным, геометрических преобразований); владение знаниями о роли геометрии в познании окружающего мира; понимание методологии конструирования технологий обучения решению задач практического содержания с использованием различных методов.

Особенность технологии состоит в том, что геометрические преобразования плоскости изучаются в связи с преобразованиями пространства.

Педагогический эксперимент показал, что МК может выступать систематизирующим фактором системы качества подготовки учителя математики.

Орский гуманитарно-технологический институт,

филиал Оренбургского государственного университета 20 января 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.