Научная статья на тему 'Методологическая концепция формирования инновационной конкурентоспособности предприятия'

Методологическая концепция формирования инновационной конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КАЧЕСТВО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванникова Анастасия Борисовна

В современный период использование инновационных стратегий развития предприятия становится все более актуальным. Перевод потребностей в инновациях в разряд управляемых является важнейшим направлением достижения качества конкурентоспособности предприятия. Инновационная конкурентоспособность является интегральной характеристикой экономического развития предприятий нефтехимического комплекса и требует уточнений с учетом внутренних противоречий процессов, ее обуславливающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванникова Анастасия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of innovative strategies of an enterprise's development becomes more relevant at the modern period. Transference of the need in innovations to the category of operated ones is an important direction of achievement of an enterprise's competitiveness quality. Innovation competitiveness is an integral feature of economic development of a petrochemical enterprise and requires revision with a glance to internal contradictions of the processes it depends on.

Текст научной работы на тему «Методологическая концепция формирования инновационной конкурентоспособности предприятия»

А. Б. Иванникова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа представлена кафедрой менеджмента и маркетинга Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета). Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор П. П. Табурчак

В современный период использование инновационных стратегий развития предприятия становится все более актуальным. Перевод потребностей в инновациях в разряд управляемых является важнейшим направлением достижения качества конкурентоспособности предприятия. Инновационная конкурентоспособность является интегральной характеристикой экономического развития предприятий нефтехимического комплекса и требует уточнений с учетом внутренних противоречий процессов, ее обуславливающих.

Ключевые слова: инновационная стратегия развития, качество конкурентоспособности, инновационная конкурентоспособность.

A. Ivannikova

METHODOLOGICAL CONCEPT OF FORMING AN ENTERPRISE'S INNOVATIVE COMPETI-TIVENESS

Using of innovative strategies of an enterprise's development becomes more relevant at the modern period. Transference of the need in innovations to the category of operated ones is an important direction of achievement of an enterprise's competitiveness quality. Innovation competitiveness is an integral feature of economic development of a petrochemical enterprise and requires revision with a glance to internal contradictions of the processes it depends on.

Key words: innovative strategy of development, competitiveness quality, innovative competitiveness.

В современный период учеными активно развивается направление исследования стратегий развития, конкурентных преимуществ, стратегий повышения конкурентоспособности предприятий и регионов. В рамках этих исследований инновационная стратегия рассматривается, как одна из частных стратегий, наряду со стратегией концентрации или доминирования по издержкам. Но, на наш взгляд, перечисленные стратегии не всегда являются универсальными и в некоторых случаях взаимоисключают друг друга. Кроме того, значительные усилия прилагаются исследователями для нахождения и внедрения путей инновационного развития экономики страны. В силу перечисленных оснований категории «инновационная стратегия» (как основополагающая стратегия развития предприятия)

и «инновационная конкурентоспособность» требуют своего обоснования и уточнения.

Для обозначения понятия «инновационная стратегия» необходимо решить следующие задачи:

• обозначение потребности в инновационной стратегии, механизмов и факторов, влияющих на ее разработку;

• обозначение инновационных видов деятельности, классификация инноваций;

• расположение инновационной стратегии в иерархической структуре идеологии предприятия, определение принципиальных отличий данной инновационной стратегии от других экономических стратегий;

• классификация типов инновационных стратегий и ожидаемых эффектов в результате их внедрения;

• выявление аспектов инновационной стратегии, характерных для данного конкретного предприятия.

Использование инновационных стратегий развития предприятий достижимо при наличии общественных потребностей в инновациях и механизма воспроизведения и внедрения инноваций, что можно считать качеством конкурентоспособности.

В своей работе мы будем придерживаться системного подхода к инновациям и выявлению их роли в экономическом развитии предприятия. Данный подход основан на отечественной теории инновационного типа развития хозяйственных систем, т. е. системе знаний об эффективной стратегии функционирования и трансформации любой хозяйственной системы, опирающейся в своем развитии на многоотраслевой комплекс научных знаний [3]. В указанной теории рассматриваются факторы, являющиеся основополагающими для развития любого предприятия. В настоящее время на первое место среди этих факторов выходят инновационные факторы. Таким образом, перевод предприятия на новый тип развития с помощью указанных факторов позволит достичь двух важных свойств любой хозяйственной системы: конкурентоспособности и экономической устойчивости. При этом развитие предприятия будет происходить динамично, и вместе с тем будет решаться ряд потребностей предприятия:

• предприятие в определенной степени может влиять на происходящие во внешней среде процессы;

• внутренняя структура предприятия постепенно изменяется и таким образом адаптируется к изменениям, происходящим во внешней среде;

• темпы роста в долгосрочном периоде бывают не ниже средних темпов роста на предприятиях данного типа.

Среди потребностей в инновационном развитии следует выделить два вида потребностей: потребности в инновациях производителей и потребности в инновациях покупателей. Каждый из этих видов потребностей специфичен, и одним из приоритетных для предприятия аспектов деятельности является перевод

потребностей в инновациях в управляемое русло. Перевод потребностей в разряд управляемых является важнейшим направлением достижения качества конкурентоспособности предприятия. Производители порождают систему потребностей производства, которые выстроены в иерархическую структуру. Предлагается в составе потребностей производства выделить потребности низшего порядка - это интересы, связанные с функционированием и выживанием предприятия; и потребности высшего порядка, которые связаны с установлением цепочки добавленной стоимости. Потребности первого порядка - это потребности предприятия нефтехимического комплекса:

• в качественном и своевременном обеспечении работы материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами в объемах, необходимых для функционирования нефтехимии;

• в устойчивом положении на внутри- и межрегиональных рынках сбыта конечной продукции;

• в программном механизме построения отношений государства и предприятий нефтехимического комплекса, обеспечивающимся законами и правилами работы нефтехимических предприятий в рыночных условиях, обязательными для исполнения.

К потребностям высшего порядка отнесем следующие потребности:

• открытие или создание новых рынков сбыта и рыночных ниш посредством разработки новых технологий;

• расширение или диверсификация производства;

• стремление к более устойчивому положению в социально-экономической сфере и потребность стать лидером в своей отрасли или в своем регионе;

• участие в разработке законодательных положений и подзаконных актов, относящихся к функционированию нефтехимического комплекса.

Для раскрытия понятия «инновационная стратегия развития» необходимо определить признаки и особенности инновационного типа развития хозяйственной системы [3]. Признаками инновационного типа развития являются:

• новаторские цели деятельности;

• инновационные результаты в каждом периоде развития по сравнению с предыдущим;

• совершенствуемая технологическая база;

• совокупность внутренних и внешних условий, позволяющих обеспечивать инновационную направленность производства, т. е. качество конкурентоспособности.

Рассмотрим место инновационной стратегии развития в общей структуре развития хозяйственной системы. Большинство исследователей определяют инновационную стратегию как одну из функциональных стратегий. Инновационные стратегии подразделяют на стратегию лидера и стратегию последователя. На наш взгляд, следует определять инновационную стратегию как базовую для развития предприятия, а стратегии фокусирования, лидерства в издержках и дифференциации поставить в зависимость от нее.

Отличия между конкурентными стратегиями и инновационной стратегией обеспечения конкурентоспособности основаны на том, что нехватка факторов производства, а не обладание ими, способствует повышению конкурентоспособности и стимулирует введение новых техники и технологии. Также отличаются и потребности хозяйственных систем в государственном регулировании. Различные формы государственного регулирования, такие как протекционизм, лицензионный контроль и т. д., являются менее эффективными, когда конкуренция осуществляется на основании нововведений. Однако экономический рост исключительно на основании инноваций не в полной мере может быть реализован и не всегда отвечает потребностям устойчивого развития. Поэтому следует отметить преимущественно инновационный характер стратегии обеспечения конкурентоспособности. Таким образом, определим инновационную стратегию обеспечения конкурентоспособности как стратегию развития, основанную на инновационных процессах, в результате чего образуется качество конкурентоспособности, повышающее управляемость факторами внешней среды и формирующее подсистему

инновационных изменений в составе факторов производства. Однако качество конкурентоспособности может снижать инновационный уровень предприятия. Ярким примером такого поведения является монополия, при которой влияние предприятия на рынок возрастает, но при этом снижается и потребность в инновационном развитии. Поэтому качество конкурентоспособности можно считать необходимым, но не достаточным для успешной реализации инновационной стратегии предприятия. Важнейшей особенностью конкуренции в инновационной сфере является большая рискованность по сравнению с конкуренцией на устоявшихся рынках, но в случае успеха инновационной стратегии она предоставляет возможности по уходу от конкуренции.

В деятельности предприятия под воздействием конкуренции происходит ряд заметных инновационных сдвигов:

• Растет значимость управления качеством продукции для достижения оптимального соотношения цены и качества.

• Оперативное реагирование на изменения внешней среды становится более актуальным, результатом чего является изменение стандартов управления.

• Стимулируется применение наиболее эффективных способов производства.

• Увеличивается восприимчивость к новым технологиям производства продукции.

• Становится более актуальным поиск новых видов продуктов и услуг, требующихся потребителям и удовлетворяющих потребности рынка.

При рассмотрении инновационной конкурентоспособности определим конкуренцию как механизм изменения в уровне и качестве конкурентоспособности предприятия под влиянием факторов конкурентной среды. Под конкурентной средой будем понимать совокупность факторов, влияющих на взаимодействие субъектов отраслевого рынка.

В российских условиях инновационное развитие требует широкомасштабных инвестиций в инновации, и корпоративные структуры не способны единолично осуществлять это финансирование. Поэтому требуется подключение к данному процессу государства как источ-

ника финансовых, институциональных и др. ресурсов обеспечения конкурентоспособности предприятия. Но не все отрасли получают требующуюся государственную поддержку, что связано с наличием приоритетных для развития отраслей народного хозяйства. Таким образом, существенное значение приобретает межотраслевая конкуренция за экономические ресурсы территорий.

В настоящее время существуют две отраслевые структуры в современной системе хозяйствования: привилегированные отношения и взаимозависимые системы. Под взаимозависимыми системами понимаются структуры, объединяющие несколько отраслей промышленности (объединения, альянсы, экономические сети). Среди перечисленных структур самой новой и приобретающей все большую

Базовые условия

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СПРОС:

• Сырье • Ценовая

• Технология эластичность

• Степень влияния • Наличие

профсоюзов заменителей

г—> • Длительность • Темпы роста

пользования продуктом • Цикличность

• Затраты на единицу или сезонность

выпуска производства

• Деловые отношения • Метод закупок

• Правовая система • Тип маркетинга

Л г

Структура рынка

• Количество продавцов и покупателей

• Дифференциация продукта

• Барьеры на вход

-► • Структура затрат К

• Вертикальная интеграция

• Диверсификация

Поведение 1

• Ценовая стратегия /

• Продуктовая стратегия и реклама

• Исследования и инновации

• Инвестиции в производство

• Юридическая тактика

\

Государственная политика

» Налоги и субсидии

• Международные правила торговли

• Регулирование

» Контроль цен

• Антитрестовское регулирование

» Информационное обеспечение

Результативность

» Эффективность производства и размещения ресурсов

• Технический прогресс » Полная занятость

• Справедливость

Рис. 1. Парадигма «Структура - поведение - результативность» [2]

популярность является экономическая сеть. Экономическая сеть представляет собой несколько компаний, использующих общую архитектуру для реализации отдельных элементов общего рыночного предложения. При этом успех каждого из участников зависит от эффективности использования своих возможностей влияния на сеть и от эффективности сети в целом (величина трансакционных издержек). Под привилегированными отношениями понимаются структуры, в которых фирмы, действующие на одном рынке, устанавливают друг с другом особые отношения, основанные на этнической лояльности, доверии или финансовых интересах. Существование таких типов отраслевых структур показывает проявление качества конкурентоспособности. Их возникновение переводит конкурентные отношения на новый уровень, например межрегиональный. Для исследования формирования конкурентоспособности экономических систем более высокого порядка, чем отрасли целесообразно использовать кластерную концепцию. Согласно этой концепции конкурентоспособность региона во внешней среде определяется развитием в регионе как отдельных производств, так и конкурентных кластеров, под которыми понимаются группы организационно, экономически, технологически взаимосвязанных производств, компаний и организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся работой на внешний рынок.

Говоря о существующих предпосылках формирования конкурентоспособности, отметим, что многие тенденции только начинают развиваться в рамках нефтехимического комплекса Российской Федерации. Часть предпосылок конкурентоспособности трудно поддаются количественному анализу, что затрудняет оценку их влияния на параметры экономического развития предприятия и снижает объективность управленческих решений.

По нашему мнению, анализ формирования инновационной конкурентоспособности следует проводить в рамках модели, предложенной В. М. Бусыгиным (рис. 2), которая учитывает как специфику отрасли, так и эффективность предприятия [1]. Данная модель

факторов отраслевого развития отличается от модели Ф. М. Шерера и Д. Росса добавлением элемента динамики развития. Также следует иметь в виду взаимосвязь и взаимообусловленность факторов инновационной конкурентоспособности, что повышает актуальность экономико-математического регулирования формирования инновационной конкурентоспособности. Определяющими экономическое развитие конкретной хозяйственной системы становятся факторы конкурентоспособности, превращающиеся в конкурентные преимущества. Носителями этих преимуществ могут быть различные субъекты, такие как виды продукции, предприятия и организации, их конгломератные или отраслевые объединения, отдельные страны или их объединения, ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. Таким образом, характер конкурентной борьбы, ведущейся различными субъектами рынка на разных уровнях хозяйствования, носит существенные отличия.

Конкуренция товаров на рынке несколько отличается от конкуренции компаний или отраслевых комплексов. Конкуренция между странами будет иметь еще более значительные отличия. Поэтому следует говорить о том, что понятие конкурентоспособности применительно к каждому уровню хозяйствования будет различным.

Говоря об инновационной конкурентоспособности следует также учитывать разницу в издержках реализации инновационной высокотехнологичной стратегии и ресурсной стратегии. Во-первых, разница заключается в более высоких удельных капитальных затратах на производство дополнительных ресурсов. Во-вторых, в стоимости высокотехнологичных продуктов переменные затраты, затраты на заработную плату работников стремятся к 100%. Данный факт может рассматриваться как позитивный с точки зрения роста уровня жизни населения государства, а также по фискальным соображениям. Следовательно, ориентируясь на ресурсные стратегии, на сырьевой экспорт мы увеличиваем свое отставание в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Рис. 2. Факторы формирования конкурентоспособности нефтехимического комплекса

Для рассмотрения сущности инновационной стратегии необходимо оценивать ее результативность. Поэтому следует рассматривать инновационные стратегии с точки зрения воздействия на экономические параметры деятельности предприятий. Возможно три варианта влияния инноваций: инновации сказываются на величине текущих производственных издержек в сторону их уменьшения; инновации сказываются на цене производимого продукта в сторону ее увеличения; инновации сказываются на объеме производимого продукта в сторону его увеличения (продуктовые инновации).

Если на предприятии осуществляется краткосрочное планирование, то новшества не вводятся, так как не успеют окупиться и предприятие находится в режиме инновационной консервации. Учитывая этот факт, отметим, что для успешной реализации инновационной стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо долгосрочное пла-

нирование, принимающее вид стратегической программы развития, причем успех возможен только на сбалансированной основе и этот процесс должен затрагивать производственно-технологическую структуру нефтехимического комплекса, а также сбалансированные показатели, предложенные Д. Нортоном и Р. Капланом.

Подводя итог раскрытия экономического содержания понятий «инновационная стратегия» и «инновационная конкурентоспособность», определим отличия развития на макро- и микроуровне. На макроуровне целевыми ориентирами стратегии являются социальные потребности и экологические факторы. Особенно значительны эти внешние эффекты для нефтехимического комплекса. Следовательно, результаты инновационной деятельности отражают влияние конкурентоспособности отрасли на уровень жизни населения. На микроуровне целевым ориентиром является необходимость сбалан-

ЭКОНОМИКА, ПРАВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сированного развития средств достижения инновационных целей. Инновационная конкурентоспособность является интегральной характеристикой экономического развития

предприятий нефтехимического комплекса и требует уточнений с учетом внутренних противоречий процессов, ее обусловливающих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бусыгин В. М. Оценка конкурентоспособности химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации и Республики Татарстан. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. 272 с.

2. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997. 698 с.

3. Фоломьев А. Обоснование инновационного типа воспроизводства. Экономист. 2005. № 8. С. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.