Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / ДОЛГ / КОНТРАГЕНТЫ / ФАКТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулин С.А.

Управление дебиторской задолженностью - одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкивается бизнес. Актуальность данного исследования заключается в том, что дебиторская задолженность является неотъемлемой частью расчетов предприятия со своими клиентами и покупателями. На сегодняшней день каждое предприятие вынуждено осуществлять продажу своих товаров и услуг в том числе и на условиях отложенного платежа, поскольку. большинство компаний, особенно молодых, не могут позволить себе оплачивать приобретаемые блага непосредственно в момент совершения сделки, так как им приходится обеспечивать непрерывный оборот ликвидных активов для поддержания функционирования, а также качественного и количественного развития бизнеса. Следовательно, понимание деталей и особенностей различных методов управления возникающей дебиторской задолженностью является критически необходимым знанием для каждого представителя финансового менеджмента. В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, а также распространенность и динамика использования различных методов данного управления. Проделанное исследование показало, что многообразие инструментов для взаимодействия с данным оборотным активом требует достаточно широких компетенций от финансового менеджмента предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECT OF ACCOUNTS RECEIVABLE MANAGEMENT

Accounts receivable management is one of the most common problems business deals with. The relevance of this study lies in the fact that accounts receivable is an accurate settlement of enterprises with their customers and buyers. To date, every forced event for the sale of their goods and services, including on a deferred payment basis, since. most companies, especially young ones, cannot pay for the goods they acquire, can have a significant moment of disappearance, as they have to ensure a continuous circulation of liquid assets for use, as well as the qualitative and quantitative development of the business. Consequently, the analysis of the details and features of various methods of managing receivables is proprietary knowledge for each representative of financial management. In this paper, the theoretical aspects of receivables management, as well as the prevalence and dynamics of the use of various methods of this management, were considered. The study showed that a variety of tools for interacting with high turnover require fairly high competencies from the financial management of an enterprise.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ»

МЕТОДОЛОГИЧЕКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ

С.А. Никулин, студент

Научный руководитель: М.Е. Косов, канд. экон. наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2411-0450-2022-5-3-6-11

Аннотация. Управление дебиторской задолженностью - одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкивается бизнес. Актуальность данного исследования заключается в том, что дебиторская задолженность является неотъемлемой частью расчетов предприятия со своими клиентами и покупателями. На сегодняшней день каждое предприятие вынуждено осуществлять продажу своих товаров и услуг в том числе и на условиях отложенного платежа, поскольку. большинство компаний, особенно молодых, не могут позволить себе оплачивать приобретаемые блага непосредственно в момент совершения сделки, так как им приходится обеспечивать непрерывный оборот ликвидных активов для поддержания функционирования, а также качественного и количественного развития бизнеса. Следовательно, понимание деталей и особенностей различных методов управления возникающей дебиторской задолженностью является критически необходимым знанием для каждого представителя финансового менеджмента. В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, а также распространенность и динамика использования различных методов данного управления. Проделанное исследование показало, что многообразие инструментов для взаимодействия с данным оборотным активом требует достаточно широких компетенций от финансового менеджмента предприятия.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, оборотные активы, долг, контрагенты, факторинг.

Дебиторская задолженность — это суммарный объем всех обязательств, которые в отношении фирмы имеют ее контрагенты, включая физических лиц, юридических лиц, а также государство. У современных авторов пока не существует единого подхода к определению данного понятия. Канке А.А. определяет дебиторскую задолженность как суммы причитающиеся организации от покупателей и заказчиков [1]. Бердникова Л.Ф. рассматривает дебиторскую задолженность как сумму долга, причитающуюся организации от других юридических лиц или граждан в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними, а также как средства, временно отвлеченные из оборота предприятия [2].

По-другому определение дебиторской задолженности можно выразить следующим образом: дебиторская задолженность — это имущественное требование организации к его должникам, которое возникает

в силу действия заключенного договора на поставку товаров или услуг или некой иной правовой нормы.

Обратимся к определениям, которые представлены в российском законодательстве. Первым источником послужит федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ [3]. Согласно данному закону, дебиторская задолженность -это долги организаций, работников, а также физических лиц перед компанией, которые отражены в бухгалтерском учете компании как ее имущество. Другую формулировку можно встретить в ГК РФ ч. 1 п. 1 ст. 307: дебиторская задолженность является правом на получение определенной суммы, товара и услуги с должника в случае возникновения соответствующих обязательств должника [4].

Данная задолженность является составной частью оборотного капитала компании и отражается на отдельной строке в бух-

галтерском балансе компании. Данная статья баланса постоянно является объектом пристального внимания пользователей финансовой отчетности, как инвесторов и акционеров, так и представителей внешнего и внутреннего аудита, поскольку ее объем может многое сказать о качестве проводимой политики управления оборотным капиталом и общем финансовом состоянии. В большинстве случаев дебиторская задолженность занимает существен-

В таблице представлены данные, полученные из финансовой отчетности ПАО ЛУКОЙЛ - крупнейшей российской частной нефтегазовой компании, регулярно занимающей лидирующие позиции в рейтинге крупнейших российский предприятий по объемам выручки [6]. Можно наблюдать, что на протяжении последних нескольких лет дебиторская задолженность данной компании оставалась существенным компонентом оборотных средств, в какой-то момент заняв долю более чем в 60 процентов от общей суммы оборотного капитала. Таким образом, дебиторская задолженность действительно представляет из себя важный элемент активов организации и потому является объектом пристального внимания финансового менеджмента.

Безусловно, чрезмерное количество дебиторской задолженности на счетах компании не может являться положительным фактором ее деятельности. В связи с этим необходимо обратить внимание на просроченную дебиторскую задолженность.

Под просроченной дебиторской задолженностью понимают задолженность, которая не погашена в установленный срок. Задолженность числится на балансе организации до тех пор, пока не будет погашена дебитором, или до тех пор, пока не будет признана невозможность к ее взысканию.

ную долю в общей массе оборотных активов компании, основной деятельностью которой является продажа товаров или оказание услуг.

Нередко имеет место ситуация, когда наибольшую долю во второй части баланса составляют такие виды оборотных активов как дебиторская задолженность, запасы и денежные средства и их эквиваленты. Это проиллюстрировано в таблице, приведённой ниже.

В законодательстве существует основа для определения подхода к спорным ситуациям в части своевременной оплаты покупателем своей задолженности.

Так, в ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что обязательство необходимо исполнить в тот срок, который предусмотрен, прописан, оговорен в договоре, или же в некий разумный срок, если подобный пункт договора отсутствует. Если имеет место такая ситуация, продавец может потребовать погасить задолженность, а покупатель-должник, в свою очередь должен в течение недели это сделать.

Здесь стоит дать определение сомнительному долгу. В некоторой форме оно содержится в налоговом законодательстве. Ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации утверждает, что под это определение попадает задолженность перед при условии, что эта задолженность не погашена в тот срок, который отмерен договором, и при этом не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

В том же кодексе прописано и определение долга безнадежного. Им признается задолженность, взыскание которой невозможно в силу объективных причин, в том числе, решения государственного органа.

Для наиболее точного и истинного отражения финансового положения компа-

Таблица. Доля оборотных активов в оборотном капитале ПАО ЛУКОЙЛ, %.

Показатель (%) /год 2016 2011 2018 2019

Дебиторская задолженность 23.19 59.88 63.51 56.84

Запасы 0.00 0.01 0.01 0.01

Денежные средства 16.66 24.10 28.94 35.16

Оборотные активы 100 100 100 100

Источник: составлено автором на основе [5]

нии в части имеющихся задолженностей от покупателей предусмотрены резервы по сомнительным долгам. Они начисляются, обычно, в форме процента от величины задолженности, а позднее списываются как расходы, которые компания понесла. Делать это необходимо, так как позволяет своевременно реагировать на убытки, иметь правильное понимание о состоянии задолженности и, соответственно, принимать это во внимание при формировании общего оборотного капитала.

Главной задачей, которая стоит перед финансовым менеджером при управлении дебиторской задолженностью, является установление определенных договорных отношений с контрагентами и покупателями предприятия. Их платежи должны поступать своевременно и в необходимом объеме. Таким образом, компания сможет поддерживать требуемый темп оборачиваемости денежных средств на своих счетах, своевременно оплачивать собственные долги перед своими кредиторами и не допускать кассовых разрывов.

В целом, все методы, которыми менеджмент компании оперирует при управлении дебиторской задолженностью можно разделить на две большие группы деятельности:

1. Формирование кредитной политики, которая позволит, с одной стороны, наращивать продажи и привлекать новых покупателей, а с другой - минимизировать риск возникновения проблемной задолженности по причине неисполнения покупателем своих договорных обязательств.

2. Создание комплекса мер, которые позволят рефинансировать дебиторскую задолженность, то есть эффективно и, возможно, даже с выгодой для самой компании избавляться от сомнительных долгов и возвращать денежные средства в оборот

В рамках первой группы, компания как можно более скрупулезно подходит к выбору потенциальных контрагентов и покупателей, а также внимательно планирует и отражает в заключаемых договорах все детали оплаты продукции, включая допустимые задержки оплаты, предоставляемые скидки, которые могут зависеть,

например от количества приобретенной продукции за некий период.

Для проведения отбора разрабатываются некие критерии, по которым компания оценит грядущего покупателя. Как правило, в этом процессе ответственные лица будут обращать внимание на то, насколько ответственно, своевременно и полно рассматриваемая компания оплачивает свои задолженности, вероятность того, что покупатель будет в состоянии оплатить поставленную продукцию в будущем в соответствии с его финансовым состоянием, какова финансовая устойчивость исследуемой организации, наконец, условия, в которых находится сама компания, то есть, продавец, может ли она в данный момент позволить себе создавать договорные отношения именно с этим контрагентом.

В целом, происходит разработка неких общих критериев. В зависимости от них, насколько под них подходит каждый конкретный покупатель, объем продукции, на которую он может рассчитывать, скидка, которую целесообразно ему предложить, сроки задержки, по истечении которых произойдет применение санкционных условий заключаемого договора, будут меняться.

Непременно нужно следить за тем, чтобы дебиторская задолженность не накапливалась и не застаивалась на балансе компании. Помимо того, что это будет негативным фактором для прочих контрагентов, это еще и может привести к нехватке денежных средств на покрытие текущих расходов или даже просто поддержания деятельности компании, наступлению кассовых разрывов, потере ликвидности и общему критическому ухудшению финансового состояния организации. Разумным поведением для рядовой компании будет допущение продолжительных задержек по оплате существенных сумм только для сильно ограниченного числа контрагентов, с которыми имеется продолжительный опыт сотрудничества, и в исполнении обязательств, которыми компания не сомневается в силу весомых, иногда даже не финансовых причин. Число таких доверенных контрагентов обычно не превышает трех-пяти организаций.

Целью всех методов рефинансирования задолженности является ускорение перевода дебиторской задолженности в наиболее ликвидные активы: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Сегодня существует достаточно много методов и инструментов, позволяющих участникам рынка реализовать дебиторскую задолженность. К ним относятся:

факторинг; форфейтинг;

учет векселей покупателей; страхование; цессия;

дисконтирование счетов; секьюритизация.

Факторинг — это финансовая услуга, которую оказывает специализированная факторинговая компания или же банк своему клиенту, а именно компании, которая желает рефинансировать дебиторскую задолженность, и которая, в общем случае, состоит в выплате финансирования поставщику под уступку его прав денежных требований, возникших по поставкам с отсроченным платежом. По схожему меха-

низму работают форфейтинг и дисконтирование счетов.

Данный метод является достаточно популярным, в особенности у малых и молодых предприятий, которые не могут позволить себе активно привлекать заемный капитал для развития бизнеса. В случае заключения соответствующего соглашения с фактором, поставщиком факторинговой услуги, такие фирмы могут активнее привлекать новых клиентов и поставлять им производимые блага, не требуя немедленной оплаты, при этом не теряя денежных средств, необходимых для оборота, ведь взысканием задолженности будет заниматься уже другая организация, которой уступлены права требования.

В России данный метод достаточно популярен. Согласно информационному обзору рынка, опубликованного Ассоциацией факторинговых компаний, по итогам 2021 года общая сумма портфелей российских факторов превысила отметку в 1 500 млрд рублей (см. Рис. 1). Также можно отметить, что на конец 2021 года суммарный объем финансирования, выплаченного российскими факторами, составил более 5 800 млрд рублей, что на 50% больше, чем годом ранее.

Рис. 1. Динамика факторинговых услуг в России в 2012-2021 гг.

Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА», [6]

В случае, если покупатель расплачивается ценной бумагой, а именно векселем, компания может при необходимости учесть его в банке, то есть продать по

определенной дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от его номинала и срока погашения, получив финансирование. Однако в данном случае компания-

векселедержатель будет вынуждена нести убытки, связанные с уплатой суммы дисконта банку. В целом, данный метод является в определенной степени востребованным, хотя его популярность за последние

годы и снижается, о чем может говорить динамика сумм учтенных кредитными организациями векселей, приведенная на сайте ЕМИСС (рис. 2) [7].

- 1. Учтенные векселя с номиналом в рублях, - всего, миллион рублей

- 2. Учтенные векселя с номиналом в иностранной валюте, - всего, миллион рублей

Рис. 2. Динамика учета векселей в России в 2016-2020 гг.

Источник: Статистическая система ЕМИСС, [7]

Рассмотрим, также, как для управления дебиторской задолженностью применяют такой процесс, как секьюритизация. В ходе него компания-продавец создает другую, новую компанию для особых целей. Ей она передает имеющуюся дебиторскую задолженность. В свою очередь, новообразованная компания, эмитирует ценные бумаги, обеспеченные данной задолженностью. Компания-продавец будет получать основной доход от этой эмиссии.

Таким образом, путем некоторых манипуляций, имеющаяся на балансе компании задолженность преобразовывается в ликвидный актив через поступающие денежные потоки, что увеличивает общую оборачиваемость и позволяет мобилизовать располагаемые средства для выполнения текущих задач.

Наконец, стоит рассмотреть некоторые другие методы управления дебиторской задолженностью. Так, к ним относится цессия задолженности. В общем смысле, цессия - это уступка права требования задолженности путем продажи ее по дисконту, со скидкой. Заключается договор цес-

сии между цедентом (компанией, обладающей дебиторской задолженностью) и цессионарием (приобретателем задолженности). При этом для перехода к другому лицу прав кредитора согласие должника не требуется. Является одним из самым распространенных методов избавления от проблемной задолженности, как среди юридических, так и физических лиц.

Механизмы форфейтинга и дисконтирования счетов сильно схожи с факторингом. Форфейтинг применяется в основном при внешнеторговых операциях и распространен слабее, нежели факторинг. Согласование форфейтинговой сделки зачастую представляет сложность для контрагентов.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что методологический арсенал для управления дебиторской задолженностью достаточно обширен. Управляющий персонал компании должен регулярно отслеживать платежеспособность, финансовую устойчивость покупателей, общую рыночную конъектуру и многие другие факторы, чтобы снизить риск возникновения невозвратных долгов. Также большое значение

имеют применяемые методы реализации сти растет уже несколько лет. Учет же дебиторской задолженности. На сего- векселей, судя по всему, становится менее дняшний день крайне распространенным предпочтительным. Причина этого может выбором является факторинг, объем быть в общем сокращении сделок, исполь-уступленной таким образом задолженно- зующих данный финансовый инструмент.

Библиографический список

1. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. - 3-е изд.-К.: Эльга, Ника-Центр, 2007. - Т. 1. - 624 с.

2. Винокуров Г.М. Финансовый менеджмент: учеб. Пособ. - Иркутск: изд-во ИрГСХА, 2013. - 121 с

3. «Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)» // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_122855

4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142

5. Бухгалтерская отчетность по РСБУ ПАО «ЛУКОЙЛ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/RegulatoryDisclosure/RASfinancialstateme Пя (дата обращения: 19.06.2021).

6. РБК: 500 крупнейших российских компаний по выручке. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbc500 (дата обращения: 19.06.2021).

7. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/factoring/factoring_2019/. (дата обращения: 20.06.2021).

8. Статистическая система ЕМИСС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/42484. (дата обращения: 20.06.2021).

METHODOLOGICAL ASPECT OF ACCOUNTS RECEIVABLE MANAGEMENT S.A. Nikulin, Student

Supervisor: M.E. Kosov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. Accounts receivable management is one of the most common problems business deals with. The relevance of this study lies in the fact that accounts receivable is an accurate settlement of enterprises with their customers and buyers. To date, every forced event for the sale of their goods and services, including on a deferred payment basis, since. most companies, especially young ones, cannot pay for the goods they acquire, can have a significant moment of disappearance, as they have to ensure a continuous circulation of liquid assets for use, as well as the qualitative and quantitative development of the business. Consequently, the analysis of the details and features of various methods of managing receivables is proprietary knowledge for each representative of financial management. In this paper, the theoretical aspects of receivables management, as well as the prevalence and dynamics of the use of various methods of this management, were considered. The study showed that a variety of tools for interacting with high turnover require fairly high competencies from the financial management of an enterprise.

Key words: accounts receivable, current assets, debt, contractors, factoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.