Научная статья на тему 'Методологичекие аспекты систематизации контрольных процедур для ресурсоснабжающих предприятий жилищно-коммунального хозяйства'

Методологичекие аспекты систематизации контрольных процедур для ресурсоснабжающих предприятий жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / РЕВИЗИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ / РЕПАРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / CONTROL PROCEDURES / INTERNAL CONTROL / RESOURCE-SUPPLYING ENTITIES / BUSINESS PROCESSES / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / AUDIT PROCEDURES / REGULATORY PROCEDURES / REPARATIVE PROCEDURES / PREVENTIVE PROCEDURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городкова Светлана Александровна, Кибирева Елена Анатольевна,

В статье авторами выделены особенности группировки процедур контроля для ресурсоснабжающих предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Проведена их идентификация и формализация в рамках использованного авторами бизнес-ориентированного подхода. Предлагается выделять такие типы контрольных процедур, как распорядительные, ревизионные, регулирующие, репарационные, превентивные. Для каждого типа контрольных процедур определены цель, задачи, содержание, владелец процесса, формы и периодичность проведения, результаты представления. Состав атрибутов представлен с учетом регламента контрольных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF SYSTEMATIZATIONOF CONTROL PROCEDURES FOR RESOURCE SUPPLYING ENTERPRISES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

In the article, the authors highlight the features of grouping control procedures for resource-supplying enterprises of housing and communal services. Their identification and formalization are carried out within the framework of the business-oriented approach used by the authors. It is proposed to distinguish such types of control procedures as administrative, audit, regulatory, reparative, and preventive. For each type of control procedures the following aspects like purpose, objectives, content, owner of the process, forms and frequency of the results of the presentation are defined. The composition of attributes is presented taking into account the regulations of control procedures.

Текст научной работы на тему «Методологичекие аспекты систематизации контрольных процедур для ресурсоснабжающих предприятий жилищно-коммунального хозяйства»

МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

METHODOLOGICAL ASPECTS OF SYSTEMATIZATION OF CONTROL PROCEDURES FOR RESOURCE SUPPLYING ENTERPRISES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

УДК 657.631 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.126.138

ГОРОДКОВА Светлана Александровна

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Забайкальского государственного университета, доктор экономических наук, доцент, г. Чита, gorsa77@mail.ru

GORODKOVA, Svetlana Aleksandrovna

Professor at the Economics and Accounting Department, Transbaikal State University, Doctor of Economics, Associate Professor, Chita, gorsa77@mail.ru

КИБИРЕВА Елена Анатольевна

доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Забайкальского государственного университета, г. Чита, e.a_kibireva@mail.ru

KIBIREVA, Elena Anatolyevna

Associate Professor of Economics and Accounting Department, Transbaikal state University, Chita, e.a_kibireva@mail.ru

Аннотация.

В статье авторами выделены особенности группировки процедур контроля дляресурсоснабжающих предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Проведена их идентификация и формализация в рамках использованного авторами бизнес-ориентированного подхода. Предлагается выделять такие типы контрольных процедур, как распорядительные, ревизионные, регулирующие, репарационные, превентивные. Для каждого типа контрольных процедур определены цель, задачи, содержание, владелец процесса, формы и

© Городкова С. А., Кибирева Е. А., 2019.

периодичность проведения, результаты представления. Состав атрибутов представлен с учетом регламента контрольных процедур.

Ключевые слова: процедуры контроля, внутренний контроль, ресурсоснаб-жающие субъекты, бизнес-процессы, распорядительные процедуры, ревизионные процедуры, регулирующие процедуры, репарационные процедуры, превентивные процедуры.

Abstract.

In the article, the authors highlight the features of grouping control procedures for resource-supplying enterprises of housing and communal services. Their identification and formalization are carried out within the framework of the business-oriented approach used by the authors. It is proposed to distinguish such types of control procedures as administrative, audit, regulatory, reparative, and preventive. For each type of control procedures the following aspects like purpose, objectives, content, owner of the process, forms and frequency of the results of the presentation are defined. The composition of attributes is presented taking into account the regulations of control procedures.

Key words: control procedures, internal control, resource-supplying entities, business processes, administrative procedures, audit procedures, regulatory procedures, reparative procedures, preventive procedures.

Современный рынок коммунальных услуг предопределяет нацеленность ресурсоснабжа-ющих субъектов на минимизацию затрат для реализации безубыточности их деятельности и повышения конкурентоспособности.

Под ресурсоснабжающими субъектами авторы статьи понимают предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), производящие услуги (продукцию), а именно - воду, тепло, электрическую энергию, производство и потребление которых либо совпадают во времени (электроэнергия), либо следуют друг за другом (водоснабжение). В связи с этим предприятия не могут накапливать продукцию и должны производить ее столько, сколько требуется в текущий период.

Особую значимость при этом приобретает действующая в рамках данных субъектов система внутреннего контроля [1]. Эффек-

тивность и результативность этой системы зависит от применяемых процедур контроля, так как с достижением целей внутреннего контроля предполагается их оценка на всех стадиях, уровнях и звеньях контроля. В свою очередь, содержание и предпосылки использования контрольных процедур находятся в зависимости от предмета, объектов и субъектов внутреннего контроля экономического субъекта. Вышесказанное определяет необходимость совершенствования понятия «контрольные процедуры ресурсоснабжающих субъектов», уточнения их классификации с учетом специфики оказания коммунальных услуг.

В экономической литературе достаточно подробно, но в разных трактовках, исследовано понятие «контрольные процедуры». Обзор мнений по данному вопросу представлен в таблице 1.

Таблица 1

Интерпретация понятия «контрольные процедуры» в зарубежных и отечественных источниках

Термин Определение Источник

Действия по осуществлению контроля Действия, предусмотренные политиками и процедурами, которые помогают обеспечить исполнение указаний руководства по снижению рисков «Внутренний контроль: интегрированный подход» (COSO) [1]

Процедуры контроля Действия, имеющие отношение к автоматическим информационным системам организации «Контроль и аудит систем» (SAC) [2]

Средства контроля Нормы, процедуры, приемы и организационные структуры, разработанные для обеспечения разумной гарантии в том, что бизнес-цели будут достигнуты, а нежелательные события будут предотвращены или обнаружены и исправлены «Цели контроля при использовании информационных технологий» (СОВГГ) [3]

Действия по осуществлению контроля Нормы и процедуры, которые обеспечивают выполнение сотрудниками директив руководства «Указание о рассмотрении структуры внутреннего контроля при аудите финансовой отчетности» (SAS 55/78) [4]

Контрольные действия Политики и процедуры, которые помогают обеспечивать выполнение распоряжений руководства «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» (ISA 315) [5]

Процедуры внутреннего контроля Действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [6]

Действия по осуществлению контроля Принципы и алгоритмы, установленные и выполняемые в качестве реагирования на риски, а также для достижения целей организации «Руководства к стандартам внутреннего контроля в государственном секторе» (ISSAI 9100) [7]

Процедуры внутреннего контроля «Действия, направленные на минимизацию рисков, влияющие на наиболее полное достижение целей организации» Мельник М. В. [8, с. 45]

Процедуры контроля «Конкретные действия и мероприятия) вытекают из разработанной политики организации и служат для ее реального воплощения» Бычкова С. М. [9, с. 53]

Средства контроля (процедуры внутреннего контроля) «Мероприятия и процедуры, являющиеся частью контрольной среды и системы бухгалтерского учета и относящиеся ко всем операциям, проводимым предприятием» Сотникова Л. В. [10, с. 72]

В представленных исследованиях, как термин, «контрольные процедуры» определяются неоднозначно: как средства, действия, процедуры контроля, созданные, направленные, организованные, установленные для достижения целей субъекта и (или) снижения рисков его деятельности.

В значительной части зарубежных источников контрольные процедуры трактуют как действия или процедуры контроля, которые помогают обеспечить исполнение указаний руководства по достижению целей и снижению рисков [1-7].

Отечественные исследователи обращают внимание на неразрывность контрольной среды, системы бухгалтерского учета и процедур контроля, представляя последние как часть или дополнение для реализации конкретных задач, стоящих перед руководством экономического субъекта. Палитра мнений о термине и дефиниции «контрольные процедуры» объясняется разнообразием подходов к организации и функционированию системы внутреннего контроля за рубежом и в России [8-10].

Для уточнения понятия «контрольные процедуры ресурсоснабжающих субъектов» авторами конкретизированы цели и объекты системы внутреннего контроля, выделены наиболее существенные цели для конкретных субъектов (таблица 2).

По мнению авторов, в контексте проведенного анализа терминов и определений, под «контрольными процедурами ресурсоснабжа-ющих субъектов ЖКХ» следует понимать «неотъемлемый компонент системы внутреннего контроля, представляющий собой комплекс систематических действий на субъекты и объекты контроля, включенных в бизнес-процессы услуг, позволяющий минимизировать реализацию рисков или предотвратить их последствия».

Данная позиция авторов основана на необходимости совершенствования определения контрольных процедур, как средства выявления и уменьшения рисков бизнес-процессов услуг ЖКХ в неразрывной связи с функционалом системы внутреннего контроля.

На данный момент существующее многообразие видов контрольных процедур, рекомендованных в теории и применяемых в практической деятельности экономических субъектов, делает затруднительным процесс их идентификации и формализации.

По мнению авторов, формирование контрольных процедур должно быть унифицировано и определяться однозначно по конкретным классификационным признакам.

При изучении трудов российских ученых, таких как М. А. Азарская [11], А. В. Бодяко [12], Г. В. Максимова [13], Т. В. Плахоть [14], Е. В. Кравцова [15] и многих других, в отношении классификации контрольных процедур авторами данной статьи установлено, что единая классификация процедур контроля отсутствует. Большая часть авторов, опираясь на регламенты в области внутреннего контроля, подразделяет контрольные процедуры по направлениям проверки: проверка выполнения, обработка информации, проверка наличия и состояния объектов, разделение обязанностей. Часто применяются группировки по времени осуществления -превентивные, операционные, детективные, по направлениям контроля - директивные, управленческие и авторизационные, по степени автоматизации - ручные и автоматизированные [11-15].

Как отмечалось выше, конкретный состав и параметры контрольных процедур непосредственно целеориентированы на интересы экономического субъекта. В ходе проведенного исследования деятельности ряда ресурсо-снабжающих субъектов ЖКХ, авторами были выделены следующие признаки группировки контрольных процедур:

• этапы внутреннего контроля;

• бизнес-процессы, осуществляемые субъектом;

• виды контролируемых объектов;

• периодичность осуществления процедур.

Авторская реализация дополнительной систематизации процедур в отношении ресур-соснабжающих субъектов ЖКХ представлена в таблице 3.

Таблица 2

Матрица взаимодействия целей, субъектов и объектов внутреннего контроля ресурсоснабжающих субъектов ЖКХ

Цели Объекты Субъекты Цели контрольных процедур

Повышение эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью Доходы, расходы, источники финансирования, кадры, информационные системы Руководители структурных подразделений, заместители генерального директора, генеральный директор Установление соответствия действий персонала и деятельности субъекта планам, бюджетам и требованиям рынка коммунальных услуг

Соблюдение норм и правил действующего законодательства в области учета, налогообложения и тарифной политики Факты хозяйственной жизни, доходы, расходы, активы, обязательства, отчетность Главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, заместитель генерального директора по финансам, руководитель планового отдела, руководитель юридического отдела Подтверждение соблюдения требований действующего законодательства в области учета, налогообложения и тарифной политики

Совершенствование программного обеспечения информационных систем (в том числе связанных с подготовкой финансовой отчетности) для обеспечения подготовки, обоснования и принятия своевременных управленческих решений Информационные системы Руководитель планового отдела, руководитель производственно-технического отдела, главный бухгалтер, главный инженер Установление своевременности обновления программного обеспечения и соответствия обслуживающего персонала поставленным задачам

Повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности на рынке коммунальных услуг Источники финансирования, доходы, расходы, факты хозяйственной жизни, нормативы тарифов на оказание услуг Руководители структурных подразделений, заместители генерального директора, генеральный директор Диагностирование негативных фактов и явлений, приводящих к ухудшению финансового положения, превышения тарифов и снижения спроса потребителей на услуги

©

X

В) X

о о л 0) 2

13 Ф

X

ф

% X

о

А ■о ф Ъ 5

2

о

■в" ф "о (г

Таблица 3

Классификация контрольных процедур ресурсоснабжающих субъектов ЖКХ по выделяемым авторами группировочным признакам

Группировочный признак Контрольные процедуры коммунальных услуг

Виды Характеристика группировочного признака

1. Этапы внутреннего контроля 1.1. Предварительный контроль Превентивные - итогом являются предотвращение нежелательных последствий, снижение рисков бизнес-процессов услуг посредством мероприятий предупредительного характера (запрет рискованных действий) Распорядительные - итогом является соблюдение определенных границ, направлений и правил осуществления бизнес-процессов услуг

1.2. Текущий контроль Регулирующие - итогом являются совершаемые действия сотрудников по выполнению бизнес-процессов услуг, направленные на согласование данных действий с установленными требованиями и нормами

1.3. Последующий контроль Ревизионные - итогом является выявление отклонений от планов, норм и нормативов при осуществлении бизнес-процессов услуг Репарационные - характеризуют ввод действий, расширяющих функционал текущих контрольных процедур при их неэффективности

2. Этапы деятельности ресурсоснабжающих субъектов 2.1. Планирование Итоги процедур используются для последующего результативного осуществления внутреннего контроля

2.2. Производство Итоги процедур применяются для выявления отклонений, искажений и их последствий

2.3. Реализация Итоги процедур предназначены для предотвращения выявленных отклонений и искажений, их последствий в будущем

3. По периодам проведения 3.1. Разовые процедуры Итоги процедур используются однократно

3.2. Цикличные процедуры Итоги процедур используются во всех циклах осуществления внутреннего контроля

4. По видам контролируемых объектов 4.1. Типовые процедуры Применяются при любом проведении внутреннего контроля

4.2. Специальные процедуры Применяются при наличии информации с учетом организационно-технологических особенностей ре-сурсоснабжающего субъекта

Классификация по предлагаемым груп-пировочным признакам контрольных процедур ресурсоснабжающих субъектов ЖКХ, с целью их систематизации и унификации,

позволит осуществлять своевременную и полную диагностику эффективности и результативности системы внутреннего контроля, при этом внутренний контроль может

осуществляться или по одному группиро-вочному признаку , или по всем комплексно, выбор признаков зависит от целей и задач, стоящих перед системой внутреннего контроля конкретного ресурсоснабжающего субъекта.

По мнению авторов, рассматривая широко применяемую в настоящее время группировку контрольных процедур по уровням управления в рамках конкретного ресурсос-набжающего субъекта, следует согласиться с мнением Л. А. Майсиговой, предлагающей делать акцент не на контрольные процедуры корпоративного уровня или общие ИТ-кон-троли, а на контрольные процедуры бизнес-процессов услуг [16]. Если первые два типа контрольных процедур достаточно подробно описываются и регламентированы стандартами [17], то последний имеет большую значимость при осуществлении внутреннего контроля ресурсоснабжающего субъекта.

Исходя из существующей теории и практики основных подходов к определению бизнес-процессов, следует отметить общность взглядов отечественных и зарубежных исследователей [18; 19], выражающуюся в характеристиках описания осуществления бизнес-процессов. Однако некоторые авторы, например Б. Андерсон, отмечает, что «основной чертой бизнес-процессов явля-

ется преобразование входящих ресурсов в продукт на выходе всего процесса, это есть реализация единой, главной функции бизнеса, которая приводит к выполнению основной цели функционирования компании» [20]. Однако такой подход является ресурсно-функциональным и не учитывает системность действий, реализуемых субъектом хозяйствования для достижения цели создания бизнеса.

В рамках проведенного исследования адаптирована существующая классификация бизнес-процессов к специфике деятельности ресурсоснабжающих субъектов (таблица 4).

Анализ специальной литературы показал, что для каждого существенного бизнес-процесса услуг ресурсоснабжающего субъекта ЖКХ должны быть определены риски и контрольные процедуры затрат по выявлению, устранению и минимизации этих рисков [21].

При этом риски, сопряженные с реализацией бизнес-процессов услуг, и контрольные процедуры документируются в формате матриц рисков и контролей, матрицы по мере необходимости пересматриваются. Для этого на начальном этапе необходимо распределение контрольных процедур по уровням управления, объектам и субъектам внутреннего контроля ресурсоснабжающего субъекта (рисунок).

Таблица 4

Характеристика бизнес-процессов, осуществляемых ресурсоснабжающими субъектами ЖКХ

Виды бизнес-процессов Описание Содержание

Ключевые Создание услуг (например, по водоснабжению и водоотведению) для разных групп потребителей Заключение договоров на оказание услуг с потребителями; приобретение основных и вспомогательных материалов, топлива и энергии для технологических нужд; разработка производственной программы; составление плановых калькуляций себестоимости услуг; оказание услуг, расчет фактических затрат; предъявление счетов по оказанию услуг в отдел реализации по видам потребителей и т. д.

Окончание таблицы 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды бизнес-процессов Описание Содержание

Поддерживающие Поддержка инфраструктуры для производства и оказания услуг Разработка графика текущего ремонта технологического оборудования; составление смет на текущий ремонт технологического оборудования; осуществление ремонта технологического оборудования в соответствии с графиком и т. д.; составление смет на транспортные услуги; осуществление транспортных услуг и т. д.; составление сметы на проведение аварийно-восстановительных работ (на основании прошлых периодов); документирование фактических затрат на проведение аварийно-восстановительных работ и т. д.

Управляющие Управление основными и обслуживающими процессами, видами деятельности Анализ показателей деятельности за прошлые периоды; стратегическое планирование деятельности и т. д.; разработка учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета; сбор, группировка и обработка информации по основным и обслуживающим бизнес-процессам и т. д.; выявление результатов деятельности по субъекту и по бизнес-процессам; составление внутренней и внешней отчетности; расчет потребности в персонале по количеству, структуре и квалификации; разработка должностных регламентов; осуществление мероприятий по подбору персонала и т. п.; составление макетов типовых договоров с разными видами потребителей; юридическое сопровождение заключенных договоров с потребителями; проверка системных документов субъекта и т. д.; выставление счетов потребителям за услуги водоснабжения и водоотведения; составление отчетов по полученной оплате и т. д.

На первом уровне, используя контрольные процедуры, владельцы ключевых бизнес-процессов услуг устанавливают контроль по структурным подразделениям, осуществляющим производство и реализацию услуг.

На втором уровне владельцы поддерживающих бизнес-процессов услуг, с помощью контрольных процедур, контролируют деятельность и персонал обслуживающих

структурных подразделений, выполняющих ремонтные, аварийно-восстановительные работы, транспортные услуги и заготовление материальных ценностей.

На третьем уровне владельцы управляющих бизнес-процессов услуг, применяя контрольные процедуры, устанавливают контролируемые показатели деятельности управленческих подразделений (отделов).

Первый уровень

Объекты контроля-ключевые бизнес-процессы услуг Субъекты контроля -владельцы ключевых бизнес-процессов Второй уровень

Третий уровень

Объекты контроля -поддерживающие бизнес-процессы услуг Субъекты контроля -владельцы поддерживающих бизнес-процессов

Объекты контроля - | управляющие бизнес-процессы услуг Субъекты контроля-владельцы управляющих бизнес-процессов

Рисунок

Уровни распределения контрольных процедур ресурсоснабжающего субъекта

В соответствии с ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения» [21], утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1285-ст, разработан реестр рисков бизнес-процессов услуг ресурсоснабжающих субъектов, представленный в таблице 5.

Кроме того, необходимо для каждого существенного бизнес-процесса услуг ресур-соснабжающего субъекта ЖКХ определить контрольные процедуры по выявлению, устранению и минимизации рисков. При этом риски, сопряженные с реализацией бизнес-процессов услуг, и контрольные процедуры документируются в формате матриц рисков и контролей, матрицы по мере необходимости пересматриваются. Примером может послужить матрица для ключевых бизнес-процессов услуг ресурсоснабжающего субъекта, часть которой представлена в таблице 6.

Аналогичным образом разрабатывается матрица контрольных процедур и рисков поддерживающих и управляющих бизнес-процессов услуг ресурсоснабжающего субъекта ЖКХ.

Следует отметить, что для каждого типа контрольных процедур (распорядительные, ревизионные, регулирующие, репарационные, превентивные) предусмотрены определенные виды контрольных процедур затрат (документальное оформление, санкционирование, сверка данных, аналитические процедуры, ИТ-контроли, процедуры фактического контроля и т. п.), формы контрольных процедур (автоматические, полуавтоматические и ручные), частота их проведения и владелец, который обеспечивает их выполнение. Взаимоувязка атрибутов контрольных процедур затрат должна быть отражена в регламенте контрольных процедур затрат, который необходимо разработать в рамках конкретного ресурсоснаб-жающего субъекта.

Таким образом, для идентификации и формализации контрольных процедур в регламенте целесообразно отразить следующую информацию:

• тип, вид и форму контрольной процедуры;

• период выполнения;

• периодичность выполнения;

• последовательность выполнения;

• исполнитель и его действия;

• итог выполнения.

Таблица 5

Фрагмент реестра рисков бизнес-процессов услуг ресурсоснабжающего субъекта

Тип риска Описание риска Код риска Бизнес-процесс услуг Уровень риска

Рыночный Отсутствие спроса со стороны потребителей на услуги Р1 Ключевые Средний

Финансовый Валютные риски, связанные с закупкой материалов (например, расходные для очистки сточных вод) за рубежом Ф1 Ключевые Средний

Технологический Экологические риски, связанные с соблюдением нормативов заражения окружающей среды Т1 Ключевые Высокий

Законодательный Несоблюдение требований норм в области тарифного регулирования З1 Управляющие Средний

Информационный Невозможность приемлемого уровня сопровождения выписки счетов потребителям И1 Управляющие Средний

Кадровый Высокая зависимость от «ключевых» сотрудников К1 Управляющие Средний

Стратегический Невозможность расширения рынка оказываемых услуг С1 Управляющие Низкий

Операционный Несоблюдение сроков проведения капитального ремонта (например, сетей водоснабжения) О1 Поддерживающие Высокий

Риск ошибки регистрации при подготовке отчетности Несоблюдение достоверности показателей баланса А1 Управляющие Средний

При возникновении потребностей информация в регламенте может быть расширена.

Руководящее звено и владельцы бизнес-процессов услуг ресурсоснабжающего субъекта должны ежегодно осуществлять мониторинг контрольных процедур и, при выявлении их неэффективности, пересматривать регламенты их выполнения или сами процедуры. Основными причинами неэффективного применения контрольных процедур ресурсоснабжающих субъектов ЖКХ могут быть:

• отсутствие порядков выполнения ключевых, поддерживающих и управляющих бизнес-процессов услуг, оценки их рисков;

• отсутствие регламентов выполнения контрольных процедур по их типам, видам, формам, владельцам и т. д.;

• преобладание контрольных процедур, выполняемых вручную;

• слабые коммуникационные связи между структурными подразделениями субъекта;

• низкая квалификация персонала, в том числе осуществляющего контроли;

Таблица 6

Фрагмент матрицы существенных рисков и контрольных процедур ключевых бизнес-процессов услуг ресурсоснабжающего субъекта

Этапы процесса Описание риска Описание контрольной процедуры затрат Тип контрольной процедуры затрат

Процесс планирования услуг

Заключение договоров на оказание услуг с потребителями Не соответствие заключенных договоров требованиям законодательства Выборочная проверка договоров с отдельными группами потребителей (юридические и физические лица) на соответствие требованиям ГК РФ Превентивная

Приобретение основных и вспомогательных материалов, топлива и энергии для технологических нужд Неверный расчет потребности в ТМЦ и энергии для технологических целей Выборочная проверка расчетов потребности в ТМЦ по производственным структурным подразделениям Превентивная

Разработка производственной программы Неправильный расчет показателей для программы Периодический пересмотр обоснованности расхода материальных, трудовых и иных ресурсов на оказание услуг Ревизионная

Составление плановых калькуляций себестоимости услуг по водоснабжению и водоот-ведению Неучтенные факторы, оказывающие влияние на стоимостное выражение статей калькуляции Анализ плановых и фактических затрат, выявление отклонений и их причин Ревизионная

• несоответствие применяемого информационного обеспечения целям и задачам внутреннего контроля;

• некорректное установление полномочий ответственности владельцам бизнес-процессов услуг и контролей;

• низкое качество подготовки документов и (или) их несоответствие фактически осуществляемым бизнес-процессам услуг и контроля.

Устранение выявленных причин неэффективности контрольных процедур может быть осуществлено следующими способами:

• разработка или пересмотр регламентов бизнес-процессов услуг и их рисков;

• разработка, пересмотр и утверждение общих стандартов документирования бизнес-процессов услуг и описания выполнения контрольных процедур по ним;

• увеличение доли автоматических контрольных процедур;

• модернизация информационного обеспечения и повышение квалификации персонала;

• разработка регламента контрольных процедур и политики внутреннего контроля и управления рисками ресурсоснабжающего субъекта.

Неоднозначность видения зарубежными и отечественными исследователями по-

нятия, классификации и характеристик процедур внутреннего контроля позволили выделить авторам особенности группировки контрольных процедур для ресурсоснабжа-ющих субъектов ЖКХ, их идентификации и формализации при бизнес-ориентированном подходе. При этом потребность в эффективном и результативном внутреннем контроле через призму процедур контроля в сфере коммунальных услуг базируется на неучастии руководства и собственников в текущем контроле.

Результаты осуществления контрольных процедур подтверждают достоверность информации, полученной от менеджеров среднего и низшего уровней, ориентируя на поставленные цели в ходе осуществляемых

бизнес-процессов хозяйствующего субъекта. Процедуры контроля при этом направлены на оценку эффективности учетно-аналити-ческой системы как по конкретным бизнес-процессам, так и в целом всей деятельности ресурсоснабжающего субъекта.

Таким образом, в ходе исследования были определены основные виды контрольных процедур ресурсоснабжающих субъектов ЖКХ, предусматривающие процедуры сбора наиболее доказательной информации, практическое применение которых позволяет повышать качество внутреннего контроля, усиливать ответственность владельцев бизнес-процессов услуг за исполнением управленческой деятельности, соблюдением технологий оказания услуг и соблюдением тарифной политики.

Список литературы

1. Внутренний контроль: интегрированный подход (COSO - the Committee of Sponsoring Organizations of the Tread way Commission). URL: https://www.coso.org/ Pages/default.aspx (дата обращения: 30.08.2019).

2. The Institute jf Internal Auditors Research Foundation. 1988/1995. (SAC, доклад «Контроль и аудит систем», подготовленный исследовательским фондом Института внутренних аудиторов). URL: http://www.iia-ru.ru (дата обращения: 30.08.2019).

3. The Information Systems Audit and Control Foundation's Control Objectives for Information and related Technology. 2012. (COBIT 5, стандарт «Цели контроля при использовании информационных технологий», разработанный Ассоциацией аудита и контроля информационных систем ISACA). URL: http:// www.iia-ru.ru (дата обращения: 30.08.2019).

4. The American Institute of Certified Public Accountants' Consideration of the Internal Control Structure in a Financial Statement Audit (SAS 55/78, «Указание о рассмотрении структуры внутреннего контроля при аудите финансовой отчетности», утвержденное Американским Институтом дипломированных бухгалтеров с изменениями). URL: http:// www.iia-ru.ru (дата обращения: 30.08.2019).

5. ISA 315 Identifying and Assessing the Risks of Material Misstatement through Understanding the Entity and Its Environment. Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements. Volume 1. URL: https://www.ifac.org/ (дата обращения: 30.08.2019).

6. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 30.08.2019).

7. Официальный сайт Международной организации высших органов финансового контроля: http://www.intosai.org. (дата обращения: 30.08.2019).

8. Мельник М. В. Развитие внутреннего финансового контроля и аудита в коммерческих организациях // Казанский экономический вестник. 2014. № 6 (14). С. 89-98.

9. Бычкова С. М., Итыгилова Е. Ю. Система внутреннего контроля: как выявить недостатки // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2009. № 6. С. 30-35.

10. Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит: учебник. ВЗФЭИ. М.: Финста-тинформ, 2000. 239 с.

11. Азарская М. А. Веркеева Е. В. Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами в системе внутреннего аудита // Вопросы экономики и права. 2011. № 12. С. 242-249.

12. Бодяко А. В. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 3. С. 58-70.

13. Максимова Г. В. Оценка системы внутреннего контроля // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 3. С. 372-379.

14. Плахотя Т. В. Актуальные вопросы организации эффективной службы внутреннего аудита // Фундаментальные исследования. 2014. № 6 (7). С. 1469-1472.

15. Кравцова Е. В. Внутренний контроль в организации: сущность и необходимость // Сибирская финансовая школа. Научно-практический журнал. 2016. № 2 (115). С. 140-143.

16. Майсигова Л. А. Перспективы развития системы внутреннего контроля и аудита на основе риск-ориентированного подхода // Austrian Juornal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 9-10. С. 306-311.

17. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 29.08.2019).

18. Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация: учебник. М.: Стандарты и качество, 2007. 239 с.

19. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: пер. с англ. СПб.: Изд во СПб ун та, 1999. 332 с.

20. Андерсен Б. Бизнес- процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен; пер. с англ. С. В. Ариничев; науч. ред. Ю. П. Адлер. М.: Стандарты и качество, 2003. 271 с.

21. ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200100075 (дата обращения: 30.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.