1Л
чо 1>
Z
Xfl Xfl
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ научный электронный журнал
АРТИКУЛЬТ
Научная статья / Research article УДК/UDC 7.01+791.43+791.43.01+791.45.072 DOI: 10.28995/2227-6165-2022-2-106-124
Сергей Юрьевич Штейн Sergey Yuryevich Schtein
кандидат искусствоведения, доцент, PhD in Art Studies, assistant professor, Российский государственный гуманитарный университет Russian State University for the Humanities
МЕТОДИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ КИНЕМАТОГРАФА. ПРИМЕР МАСШТАБИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ: РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ STRATEGIES AND METHODOLOGICAL SCHEME OF CINEMA RESEARCH. EXAMPLE OF SCALING OF THE COMPONENT OF A THING AREA: FILM REVIEW
>4 X
2 =
À
4 »
a =
<Я
cT
0
ся
г^ чо
Tt
«
Й
1
5 H
Рм
<
«
■а
¡С ¡С
Г
■а
¡С »
£
Статья посвящена описанию теоретического моделирования рецензии на фильм, как функционального компонента кинематографа-полисистемы. Характер данного предмета позволяет осуществлять построение на трёх принципиальных масштабах: онтологическом, масштабе продукта деятельности, а также масштабе системы-деятельности. Полученный результат может быть использован, с одной стороны, в качестве примера реализации специфической методологической работы, приводящей информацию о кинематографе в форму гомогенизированного теоретического знания, а с другой -как полноценное знание о характере условий, в которых осуществляется продуцирование рецензии на фильм, и вариативной специфике её формосодержательной целостности, обуславливаемой этими условиями. В таком качестве содержание статьи оказывается
пропедевтическим средством для тех, кто только включается в деятельность по написанию рецензии на фильм, и в то же время - как один из дополнительных функциональных инструментов распредмечивания для исследующих кинорецензию в качестве специфической формы опосредования информации о
кинематографическом произведении.
Ключевые слова: рецензия на фильм, кинорецензия, киноведение, наука о кино, методология киноведения, кинематограф, кинообразование, фильм, деятельностный подход, генетически-конструктивный подход,
онтологизация, схематизация
Для цитирования: Штейн С.Ю. Методико-методологическая схема исследований кинематографа. Пример масштабирования компонента предметной области: рецензия на фильм // Артикульт. 2022. №2(46). С. 106-124. DOI: 10.28995/2227-6165-2022-2-106-124
The article is devoted to the description of the theoretical modeling of film review as a functional component of the cinematography-polysystem. The nature of this subject allows building on three fundamental scales: ontological, the scale of the product of activity, as well the scale of the system-activity. The result obtained can be used, in one respect, as an example of the realization of a specific methodological work that brings information about cinematography into the form of homogenized theoretical knowledge, and, on the other respect, as a complete knowledge about the nature of the conditions in which a film review is produced and about the variable specifics of its form-content integrity conditioned by these conditions. In this capacity the content of the article turns out to be a propaedeutic tool for those who are just getting involved in the activity of writing a film review, and at the same time, as one of the additional functional tools of deobjectification for those who study film review as a specific form of mediation of information about a cinematographic work.
Keywords: film review, cinema studies, cinema science, methodology of cinema studies, cinematography, cinema education, film, activity approach, genetically constructive approach, ontologization, schematization
For citation: Schtein S.Yu. "Strategies and methodological scheme of cinema research. Example of scaling of the component of a thing area: film review." Articult. 2022, no. 2(46), pp. 106-124. (in Russ.) DOI: 10.28995/2227-6165-
2022-2-106-124
Теоретические построения в отношении кинематографа-полисистемы с использованием оптимальной для этого методологии (включающей в себя деятельностный [Щедровицкий, 1995, 241-245; Штейн, 2020, с. 92-100] и генетически-конструктивный [Смирнов, 1962, с. 263-284; Стёпин, 2009, с. 140] подходы, методы теоретического моделирования [Штейн, 2021-с, с. 28-29], онтологизации [Штейн, 2020, с. 184-186], схематизации [Розин, 2011; Штейн, 2020, с. 27] и онтопроцессуального членения [Щедровицкий, 1995, с. 257-263; Штейн, 2020, с. 33-35]), которая © Штейн С.Ю., 2022
S.Yu. Schtein Strategies and methodological scheme of cinema research.
Example of scaling of the component of a thing area: film review s
позволяет характеризовать исследуемую предметную область как центростремительную - — преодолевающую фантомность, привносимую спецификой познавательной активности [Штейн, 2 2021-b, с. 11-12], могут осуществляться на разных масштабах, что в свою очередь характеризует 6 детальность или поверхностность таких построений [Штейн, 2021-b, с. 14]. В условиях конкретного 6 исследования функциональным может оказаться тот или иной масштаб теоретического построения, поэтому исследователь должен владеть не только самой методологией его получения, но и умением применять эту методологию в условиях вариативного масштабирования. А с учётом потенциального наличия уже имеющихся теоретических построений в отношении того же самого, но на иных от требуемого масштабах - умением гомогенизировать разномасштабные построения.
Для ввода в понимание возможного алгоритма и логики такого масштабирования необходим своеобразный пропедевтический референс - пример теоретического построения в отношении одного и того же, который был бы реализован на разных масштабах. Материалом для такого примера в условиях предметной области дисциплинарного киноведения может быть рецензия на фильм. При этом, кроме дидактического результата, при реализации такого масштабированного построения будет иметь место и содержательный результат - целостная теоретическая модель в отношении данного предмета, которая может быть использована в различных целях: образовательных - при включении в деятельность по написанию рецензии, производственных -при нормировании тех или иных аспектов реализуемой деятельности, которые обусловлены или связаны с рецензией на фильм и её функциональным использованием, исследовательских - при работе над познанием тех аспектов кинематографа, которые соприкасаются с таким его компонентом у как рецензия на фильм.
T
Для того, чтобы получаемое построение было теоретическим, а не эмпирически- а
теоретическим - основанном на обобщении какой-то совокупности эмпирического материала L
[Штейн, 2021-a, с. 20], используем методологическую деаккумуляцию знаний [Штейн, 2020, :
л
с. 175-176], что позволит не только отказаться от эмпирического материала, но и от каких-либо
вариативных знаниевых представлений в отношении данного предмета, которые в противном ®
а
случае пришлось бы обзорно описывать, а затем либо проблематизировать, либо частично ^
использовать. Это оказывается допустимым, так как на настоящий момент нет осуществлённых §*
ранее теоретических построений в отношении рецензии на фильм с использованием того же самого ^
методологического инструментария, при наличии которых всё-таки было бы необходимым либо Ц
проблематизировать их, либо определённым образом использовать. &
Так как описание разномасштабного теоретического построения, которое будет приведено ^
ниже, является результатом исходно осуществлённой предварительной работы, то, учитывая уже ^
полученное знание о предмете, можно установить, что начать описание следует с самого крупного ^
масштаба, определяющего уникальность предмета (1. Рецензия на фильм: онтологический | масштаб), затем перейти на самый общий масштаб, где предмет рассматривается в качестве продукта деятельности, который вариативно функционален в условиях иных видов деятельности,
что влияет на его собственную формосодержательную целостность (2. Рецензия на фильм: масштаб ¡^
системы-деятельности), которая исходя из полученной информации в полном объёме может l
быть раскрыта в завершении осуществляемого построения (3. Рецензия на фильм: масштаб u
продукта). e
2 о к»
1. Рецензия на фильм: онтологический масштаб ,
Совершенно очевидно, что для того, чтобы иметь возможность каким-то образом o манипулировать информацией о фильме (пока мы намеренно не уточняем каким именно образом 2 и с какой целью), человек должен вначале её получить. Это можно сделать двумя способами: во-первых, непосредственно - посмотрев фильм и получив прямую информацию о нём (direct info about the film) (рис. и), а во-вторых, косвенно - через формы непосредственного фрагментирования фактологического материала, соотносимые (^ — с фильмом, которыми, например, являются
о\
»л
ч© |>
£
Рис. 1. 1.
трейлер к фильму (film trailer) - аудиовизуальная презентация фильма, афиша к фильму (film poster) -статичная визуальная презентация фильма, а также открытые факты о фильме (film facts) -длительность, формат звука и изображения, авторы и т. п., при этом полученная человеком через них информация может быть определена как прямая-фрагментированная (direct-fr) информация о фильме (рис. 2).
Л =
2 =
13
а с
Л
о
сц
ец
ч© ^
В
£ И
в н
Рн
•а
а
3 IS
>s
•а £
Рис. 2.
Учитывая то, что трейлер и афиша, даже при условии их формирования исключительно с использованием материала самого фильма, имеют собственную формосодержательную целостность, которая может искажать информационное содержание исходного материала, привнося в презентацию фильма нечто в нём отсутствующее, то далее мы будем рассматривать только ситуацию непосредственного получения человеком информации о фильме. В то же время и эта ситуация требует нескольких важных уточнений.
Во-первых, это, то что человек воспринимает не сам фильм, а его экранную форму (screen form film), которая определённым образом воздействует на него, делая процесс восприятия -процессом взаимодействия субъекта и воспринимаемого, на что влияют определённые ситуативные обстоятельства (situational counditions) - внешние (например, место и время просмотра, размер экрана, наличие и характер иных субъектов совместно воспринимающих фильм и т. п.) и внутренние (физическое и психоэмоциональное состояние воспринимающего фильм). Таким образом, продуктом восприятия человеком фильма оказывается не просто прямая информация о фильме, но обусловленная конкретными ситуативными обстоятельствами (рис. 1.2).
[ 108 1
Рис. 1. 2
S.Yu. Schtein Strategies and methodological scheme of cinema research. Example of scaling of the component of a thing area: film review Вторым чрезвычайно важным уточнением является то, что необходимо скорректировать исходно обозначенный продукт восприятия человеком фильма: воспринимаемая информация попадает в память (memory) человека, откуда только может быть выведена (output) на экран сознания (consciousness screen) - неосознанно (однако данный случай нас не интересует), либо в связи с возникновением запроса (request) на эту информацию (рис. 1.3). В связи с тем, что нами рассматривается исключительно деятельностная активность человека, которая может быть объективирована и представлена через последовательность процессов, применяемых в отношении какого-то материала, в результате чего этот материал приобретает иное качество, то как раз вот эти процессы запроса и вывода оказываются в центре нашего внимания.
ъ 2 2
2 —
6
ON С/1
Рис. 1. 3.
Что может быть выведено человеком на экран его сознания, и чем он может в актуальный момент времени манипулировать, очевидно - это информация, хранящаяся в его памяти. Применимо к описываемому она может быть принципиально разведена на прямую информацию о фильме и иную информацию (other info) - информацию вообще о чём угодно, которая находится в памяти человека.
По сути, любое манипулирование человеком информацией на экране его сознания - это её трансформация - неосознанная либо обусловленная определённой целью (purpose). Если иметь в виду именно осознанное действие, то очевидно, что и запрос к памяти на информацию будет полностью обусловлен той же целью, которая обуславливает последующий характер её трансформации. Эта цель и определяет онтологическую специфику рассматриваемого - рецензии на фильм. Выведем её в той полноте, которая возможна без приобретения ею конкретизации.
Во-первых, можно установить, что так как рецензия - это всегда текст (главным образом письменный, но возможны варианты и с её речевым выражением), то это всегда текст, который определённым образом соотносится с конкретным фильмом.
Во-вторых, учитывая функциональное значение рецензии, можно установить, что функцией такого текста, соотносимого с фильмом, является его вербальная презентация (verbal presentation).
И, наконец, в-третьих, имея в виду вариативность формосодержательной целостности выражения рецензии, что обуславливается целым рядом аспектов (которые в заключительной части настоящей работы будут конкретизированы) - чисто презентационных, аналитических и интерпретационных, необходимо установить, что формат рецензии вариативен (variable format) в амплитуде аспектов подачи информации.
В итоге мы получаем схематическое построение цели «написание рецензии» (рис. 3). Словесно это может быть выражено или кратко: цель написания рецензии - сформировать вербальную презентацию фильма; или же несколько развёрнуто, подразумевая наличие деятельности, в условиях которой эта рецензия будет первично функциональна: цель написания рецензии -сформировать вербальную презентацию фильма, которая бы позволяла воспринимающему её в той или иной полноте составить представление о фильме.
Таким образом, конкретизируя цель, которая лежит в запросе на выведение из памяти человека на экран его сознания информации о фильме (в нашем случае - прямой информации о фильме,
> I
нн
п d
: ^
г =
&
а
a ^
I s
a а
а. ^
s
1
а &
A i
s s
Л
2 О 2 2
n
©
2 4
ON
»л
ч© |>
Рис. з.
л
X
2 =
г
а х
л
с^ о
ГЦ si
ч©
IE
i a н
Рч
обусловленной конкретными ситуативными обстоятельствами) и иной информации, а также обусловленности ею трансформационного (ДгапЮгта^оп - процесса манипулирования выведенной информацией, можно заключить, что продуктом такого действия будет трансформированная с учётом обуславливающей конкретизированной цели прямая информация о фильме, обусловленная конкретными ситуативными обстоятельствами и иная информация (рис. 4).
Рис. 4.
»а
•о
а
а ©
>s
•О
а ¡у
i
Но это ещё не окончательный продукт рассматриваемой деятельностной активности - это не текст. Для того, чтобы трансформированная с учётом конкретизированной цели информация стала доступна другим людям для её непосредственного восприятия, она должна быть объектно выражена: то есть человеком, спродуцировавшим эту информацию, должен быть трансформирован некий объект (object), результатом чего окажется объектно выраженная информация (object of info) -нечто доступное для непосредственного восприятия, являющееся текстом (text), но в самом себе разделяемым на прямую информацию об объекте (direct info about object) - физических свойствах того, через что выражается субъектом информация (для письменного текста - характер бумаги, краски, начертания знаков и т. д.), и индексную (index info), как раз и образующую содержание текста (text content), которое соответствует (congruence) продукту мыслительной активности автора рецензии (рис. 5).
Рис. 5.
2. Рецензия на фильм: масштаб системы-деятельности
Всё, что является деятельностной активностью человека, может быть представлено через методическое представление, разнимающее любую деятельность на ключевые составные блоки -исходный материал, продукт, средства, методы, механизм деятельности (подробнее об этом см. [Штейн, 2020, с. 92-98]). Одним из важных аспектов такой формы формализации выражения деятельности является установление первичной функции продукта в иной или иных видах деятельности, амплитуда вариативности которой обусловлена теми же самыми блоками её методического представления (то есть функция продукта какой-то одной деятельности - это исходный материал, средство, метод, алгоритм, субъект механизма какой-то другой деятельности). Такая зависимость второй деятельности от первой практически всегда ведёт к выдвижению к ней запроса в продукте, обладающим определёнными характеристиками, что объединяет эти два вида деятельности в систему-деятельности. Учитывая, что продукт второй деятельности также первично функционален в какой-то иной - третьей деятельности, продукт которой также первично функционален в какой-то иной деятельности и т. д., то можно говорить о тотальной системе-деятельности, в условиях которой осуществляет свою деятельностную активность человек.
Рецензия на фильм - продукт деятельности по её написанию. Рецензия на фильм первично функциональна в какой-то иной или даже иных видах деятельности. Однако эта первичная функциональность обусловлена характером формосодержательной целостности конкретной рецензии, которую обуславливает цель, лежащая в основе исходной деятельности по её написанию. Цель же зависит от тех конкретных условий, в которых субъект реализует деятельность по написанию рецензии, которая является только условно самостоятельной, а по факту - субдеятельностью, подчинённой какой-то иной - «родительской» деятельности, конкретизирующей не столько специфику её реализации, сколько ключевые компоненты деятельности - исходный материал, конечный продукт и его предполагаемую первичную функциональность. Через описание именно этих компонентов и представим редуцированное до исходного материала (ИМ) и продукта (П) методическое представление деятельности по написанию рецензии в качестве субдеятельности
С/3 С/3
Z
2
Ы
Ы —
> I
НИ
о с
s
S
а
Л
s
u i
s
a а
a, >
я
а
A -в i
с з
re
2 о
3
о 2
ov
ю иных видов деятельности, а также обозначим её первичную функцию в иной деятельности, также
гч представляемой через эти же компоненты. гч
Определим пять основных видов деятельности, в условиях которых может разворачиваться в ю качестве субдеятельности деятельность по написанию рецензии на фильм: 1-4 - информационно-издательская деятельность,
- рекламная деятельность в отношении фильма,
- антирекламная деятельность в отношении фильма,
- деятельность по поддержанию конкретного специфического дискурса,
- деятельность по личностной профессиональной самопрезентации.
Информационно-издательская деятельность. Если не иметь в виду коммерческую «связку»
исходного материала и продукта, которая наличествует в большинстве социоориентированных
видов деятельности, и в которой продуктом является прибыль, получаемая в результате реализации
деятельности (пример этого представлен при описании прокатной деятельности в условиях
кинематографа-полисистемы [Штейн, 2021-Ь, с. 25-26]), то содержательной - в данном случае -
производственной «связкой» исходного материала и продукта, во-первых, будут актуальные факты
данности и материалы, с использованием которых производится издательская продукция
(двухкомпонентный исходный материал), а во-вторых - информация об актуальных фактах
данности, опубликованная в бумажной или электронной форме (продукт). В условиях этой
деятельности, в качестве инструмента, с использованием которого происходит получение
промежуточного продукта, который затем и переводится в продукт конечный, развёртывается
>д журналистская деятельность, в которой исходным материалом являются всё те же актуальные !Е
2 факты данности, а продуктом - форма представления фактов данности - заметка, репортаж, отчёт, ^ рецензия и т. п. Таким образом, деятельность по написанию рецензии в условиях информационно-« издательской деятельности является конкретизацией журналистской деятельности, в которой К исходный материал - это непосредственная и иная (факты о написании сценария, кастинге, съёмочном процессе, монтаже, работе над спецэффектами, создании музыки, озвучании, процессе о продвижения фильма и т. п.) информация о фильме, а продукт - рецензия на фильм, как сч информация о факте его наличия и характере.
^о Продукт информационно-издательской деятельности, одной из конкретизаций которого
является опубликованная рецензия на фильм, оказывается первично функциональным в качестве исходного материала в условиях индивидуальной деятельности субъекта по получению информации об актуальных фактах данности. Продуктом же этой деятельности является наличие Ц информации об актуальных фактах данности (рис. 6).
Я
Н В условиях информационно-издательской деятельности в качестве конкретизации
Рч
журналистской деятельности зачастую реализуется такая деятельность по написанию рецензии, § которая по факту является субдеятельностью рекламной или антирекламной деятельности в ^ отношении фильма. Но в таком случае она и должна рассматриваться именно так, ведь содержание ^ конечного результата и его первичная функциональность являются принципиально отличными -рекламная или антирекламная рецензия не могут быть просто информацией о факте наличия ¡1 фильма и его характере, но определённой её дидактической подачей, которая в логике их собственной функциональности по отношению к самой информации о фильме всегда является
§
у главенствующей.
^ Рекламная деятельность в отношении фильма. Исходным материалом для реализации
'Ц данного вида деятельности является информация о фильме, информация о потенциальном зрителе,
® материалы для изготовления рекламной продукции. Продуктом - форма/формы положительного
^ представления фильма, доступные для их непосредственного восприятия и считывания
реализованного представления. В условиях рекламной деятельности в отношении фильма, в [ 112 ] качестве одного из возможных видов субдеятельности может разворачиваться деятельность по написанию рецензии на фильм. Исходным материалом для данной субдеятельности будут
ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
промежуточный продукт
опубликованная информация об актуальных фактах данности
СУБДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИМ
• актуальные * акты данности
КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ НА ФИЛЬМ
форма представления фактов данности:
- заметка
- репортаж
- отчёт
- рецензия -ч-
ИМ
j непосредственная информация о фильме • иная информация о фильме
рецензия на фильм как информация о факте его наличия и характере
[первичная функция]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ФАКТАХ ДАННОСТИ
ИМ
наличие информации об актуальных фактах данности
Рис. 6.
непосредственная информация о фильме, иная информация о фильме, дополнительная информация (позволяющая определённым качественным образом дополнять реализуемое представление), а продуктом - положительная или нейтральная (в случае необходимости завуалирования открытого рекламного посыла) рецензия на фильм, которая является промежуточным продуктом в условиях «родительской» деятельности - одной из возможных форм положительного представления фильма.
Продукт рекламной деятельности в отношении фильма, в качестве исходного материала, может быть первично функционален в двух основных видах деятельности - деятельности по выбору формы и содержания досуга (эта ситуация, когда человек ещё не сделал предпочтение в отношении кинематографа и, исходно он должен быть соориентирован вообще на кино и уже затем на конкретный фильм) и деятельности по выбору фильма для просмотра (ситуация привлечения человека, заинтересованного в кино, но выбирающего между фильмами, возможными для просмотра в свободное и доступное для этого человека время). При этом в первом случае продуктом деятельности будет - выбранные форма и содержание досуга, а во втором - выбранный фильм для просмотра (рис. 7).
Антирекламная деятельность в отношении фильма. Данная деятельность, как правило, реализуется коммерческими конкурентами производителя и прокатчика конкретного фильма и по структуре полностью совпадает с рекламной деятельностью, естественно, за исключением продукта субдеятельности по написанию рецензии на фильм - в данном случае им будет отрицательная рецензия на фильм, продукта всей антирекламной деятельности в целом - им будет форма/формы негативного представления фильма, доступные для их непосредственного восприятия и считывания реализованного представления. При той же самой первичной функциональности данного продукта в качестве исходного материала в деятельности по выбору формы и содержания досуга и в деятельности по выбору фильма для просмотра, очевидно, что их собственным продуктом должен стать отказ человека от просмотра этого конкретного фильма (рис. 8).
in ся
2
2
2 —
0\ С/1
> I
нн
п el
В
e ©
R
3
а
а
а
1 ^
s
а
а, R
а а
A
с
3
л
2 О
2 2 V»
n ©
2
4
6
чо ^
чр
г^ г^ г^
г
а я
2 =
л а
И
Л ^
г^
0 ГЦ
гц
чо ^
я 5
1
а н
рц
<
мм
•а
£
•с ¡У
Рис. 8.
Необходимо отметить, что в случае если антирекламная деятельность осуществляется в Z
результате противопоставлении выставляемого в негативном ключе фильма иному конкретному 2
фильму, то тут будет иметь место сочленение рекламной и антирекламной деятельности, что ведёт —
о\
к необходимости уточнения её исходного материала и конечного продукта. 6
Деятельность по поддержанию конкретного специфического дискурса. Дискурс - ^
специфическая форма социальной структуры, обусловленная наличием некоего содержательного
основания, устанавливающего особое понимание субъектами друг друга. При этом количество
субъектов не принципиально. Два человека - это уже потенциальный дискурс. Но чем больше
дискурсантов, тем более развёрнутой оказывается коммуникативная структура между ними и
разнообразнее формы выражения содержания дискурса и возможного влияния на субъектов, ещё
не включённых в данный конкретный дискурс. Содержание же дискурса может быть абсолютно
любым. Например, в контексте рассматриваемого нами - сфокусированность на том или ином
жанре, работах того или иного автора, понимании, какие фильмы хорошие/интересные/важные,
а какие нет и т. п. Именно такого рода специфический предметно-концептуальный дискурс о
фильмах формируется большинством специализированных журналов о кино, причём при смене
главного редактора, поколения дискурсантов, издателя содержание дискурса может не только
корректироваться, но и кардинально трансформироваться (наиболее ярким примером этого
является история одного из когда-то самых авторитетных изданий о кино - журнала «Кайе дю
синема» [Бикертон, 2019]). Но в то же время, среди интересующего нас - вообще какой угодно
дискурс, но использующий в качестве материала для выражения содержания собственного дискурса ^
фильмы (например, применение той или иной философской концепции или актуальной социальной ^
повестки к фильмам, через которые это дискурсивное содержание и выражается). C
В условиях наличия дискурса может разворачиваться специфическая - дискурсивная L
познавательная активность, продукт которой первично функционален в условиях самого этого :
дискурса [Штейн, 2020, с. 118-121]. Однако дискурса без образующих его субъектов, которые '■Л.
коммуницируют друг с другом, не существует - если содержание дискурсивной коммуникации ^
фиксировалось, то остаются лишь формы выражения этого дискурса. Поэтому для любого дискурса s
важным оказывается нахождение в перманентно активном состоянии. Одним из ключевых средств §*
а
для поддержания такого активного состояния является канал вз аимодействия между дискурсантами ^
или даже просто самой возможности выражать собственную дискурсивную идентичность. Одной
<*
из форм такого канала является периодическое или в современных реалиях - сетевое издание, & или уже даже не издание, а блог/страница/канал в социальных сетях и мессенджерах, которое ^ главным образом и используется исходно для актуализации дискурса, а уже затем для реализации ^ деятельности по его поддержанию. ^
Исходным материалом для деятельности по поддержанию конкретного специфического ^ дискурса, во-первых, является само его содержание, а во-вторых, иная информация, через использование которой содержание дискурса выражается в различных формах, актуализирующих й дискурс, что в итоге реально или только гипотетически приводит к конечному продукту всей этой деятельности - нахождению дискурса в актуальном состоянии. Таким образом, написание рецензии в условиях данной деятельности является возможной субдеятельностью, в которой в исходном
> •а
Ьн С В
материале, кроме содержания самого дискурса, как раз специфической иной информацией и е
оказывается непосредственная и иная информация о фильме, а продуктом - рецензия на фильм, о
N
отвечающая условиям содержания дискурса - специфическая форма, актуализации дискурса, что ^
соответствует первичной функции для данной субдеятельности. Однако в связи с тем, что в такой .
рецензии на фильм, кроме информации о самом фильме (что соответствует рецензии в условиях ^
журналисткой деятельности) и её возможной оценки (что характеризует рецензию в условиях 6 рекламной и антирекламной деятельности), наличествует и иная информация, которая может
самым разным образом и объяснять, и интерпретировать, и концептуально оценивать фильм (при [ 115 ] том, что характер и широта амплитуды потенциального объяснения, интерпретации и
1Л
чо
й сл сл
А X
5
.а
»
а с
л
гТ
о
гч
гч чо
£ и н
н
а
>3 •е
а
а ^
I
£ 'а
•е
¡У
£
С.Ю. Штейн Методико-методологическая схема исследований кинематографа. Пример масштабирования компонента предметной области: рецензия на фильм концептуальной оценки полностью зависят от содержания дискурса), то такая рецензия может быть функциональна в такой специфической деятельности как деятельность по получению рефлексивно-опосредованной информации о фильме. Эта деятельность является одной из многих разнообразных видов деятельности, которые определяются как индивидуальные личноорентированные формы деятельности человека (то есть исходно направленные человеком на самого себя). При одном и том же исходном материале - непосредственной и иной информации о фильме, а также рефлексивно-опосредованной информации о фильме (одной из форм которой и может являться рецензия на фильм, спродуцированная в условиях деятельности по поддержанию конкретного специфического дискурса), можно определить как минимум три устойчивых вариативных целеполагания, которые будут специфицировать конечный продукт:
- первая возможная цель - понять о чём фильм, продукт - понимание фильма;
- вторая возможная цель - утвердиться в своём понимании фильма, продукт - утверждение в своём понимании фильма или опровержение своего понимания фильма;
- третья возможная цель - расширить своё понимание фильма, продукт - расширенное индивидуальное понимание фильма.
В связи с наличием разнообразных внутрисистемных и обособленных дискурсов о кино [Штейн, 2021-а, с. 16-19], в условиях которых главным образом и реализуется в качестве субдеятельности деятельность по написанию рецензии на фильм, продукт которой оказывается функционален в качестве исходного материала в деятельности по получению рефлексивно-опосредованной информации о фильме, то схематически деятельность по поддержанию конкретного специфического дискурса через потенциально возможную функцию свяжем именно с нею (рис. 9). При этом отдельно оговорим, что при потенциально возможном дисциплинарном знании о фильме - целостном информационном заместителе фильма, вследствие того, что отдельные аспекты
S.Yu. Schtein Strategies and methodological scheme of cinema research. Example of scaling of the component of a thing area: film review фильма не могут быть объективированы, но лишь вариативно интерпретированы, в ситуации, если интерпретатором не понимается такая вариативность, но утверждается собственное субъективное понимание как единственно правильное, то такое концептуальное понимание вполне может стать основанием для специфического дискурса. Тогда как в условиях дисциплины, если возникает такая потребность - вариативное концептуальное в отношении одного и того же координируется с тем, что может быть объективировано - позиционируется в качестве компонента интерпретационного спектра (это обуславливается переходом от натуралистического к деятельностному подходу к познанию [Штейн, 2020, с. 113-115]). А то, что существующее дисциплинарное знание даже не о кинематографе в целом, а только о фильмах, является лишь условно дисциплинарным, характеризует ситуация использования разнообразного и порой даже противоречивого аналитического инструментария, который задействуется в его отношении [Кожокару, 2021], чего не могло бы быть при наличии полноценной институализированной научной дисциплины о кино.
Деятельность по личностной или профессиональной самопрезентации. Исходным материалом для деятельности по личностной профессиональной самопрезентации, во-первых, является представление субъекта о себе в личностном или профессиональном плане, а во-вторых, иная информация, через использование которой субъект личностно или профессионально самопрезентуется, что и приводит к конечному продукту всей этой индивидуальной деятельности -субъекту, утверждённому в определённом (личностном или профессиональном) качестве. Таким образом, написание рецензии в условиях данной деятельности является возможной субдеятельностью, в которой в исходном материале оказывается непосредственная и иная информация о фильме, возможно, и вообще какая-то иная информация, а продуктом - рецензия на фильм, отвечающая тому, каким образом субъект должен быть представлен через данную форму в личностном или профессиональном плане, то есть одной из возможных форм объектного (внешнего) выражения себя субъектом, что соответствует первичной функции для данной субдеятельности. Первичная же функция продукта всей рассматриваемой деятельности вариативна и обусловлена теми обстоятельствами, в которой находится конкретный субъект, реализующий эту деятельность (рис. 10).
Возможность и даже необходимость помещения данной специфической деятельности в один ряд с информационно-издательской, рекламной, антирекламной деятельностью и деятельностью по поддержанию конкретного специфического дискурса обусловлена тем, что субъект, будучи не включён ни в одну из них, но желая этого, может, моделируя ситуацию нахождения в одном из
с/з
С/5
2
Ы
Ы —
ON 5
> I
hH
n d
s
ft
R
a
a
a
I
R
s
a
R
a.
R*
R $
a
R
A is
e
3
л
2 ©
s
2
4 On
С.Ю. Штейн Методико-методологическая схема исследований кинематографа.
Пример масштабирования компонента предметной области: рецензия на фильм ю этих видов деятельности, самостоятельно развёртывать деятельность по написанию рецензии в качестве субдеятельности избранной желаемой деятельности и, следовательно, продуцировать рецензию на фильм, чья формосодержательная целостность должна отвечать определённому
К
щ запросу к ней избранной «родительской» дисциплины. Это оказывается возможным в связи с тем, 1-4 что написание рецензии - деятельность индивидуальная, которая подчиняется и оказывается субдеятельностью иной деятельности, потому что сама по себе вербальная презентация фильма (в чём и заключается сущность рецензии) не функциональна - она просто-напросто вне функциональности «родительских» дисциплин никому не нужна, а если так, то под вопросом оказывается смысл продуцирующей её деятельности. Но в условиях саморекламы (личностная самопрезентация), а также в условиях образовательной деятельности (профессиональная самопрезентация), деятельность по написанию рецензии даже сама по себе оказывается осмысленной и самодостаточной. Более того - для абитуриентов и студентов-киноведов/ кинокритиков она является тем, что в первом случае определяет профессиональный потенциал конкретного субъекта, а во втором - тем, что квалифицирует обучающегося уже в качестве профессионала (отдельный и чрезвычайно важный, но больной вопрос - насколько студент/ выпускник, не говоря уже о том, кто только собирается обучаться на киноведа/кинокритика, понимает специфику вариативности формосодержательной целостности рецензии, возникающую при развёртывании деятельности по написанию рецензии в условиях различных рассмотренных выше «родительских» видов деятельности, а не следует какому-то собственному умозрительному представлению о том, что такое рецензия на фильм). >д Актуальные сетевые каналы распространения информации оказываются для субъектов,
я 1
2 реализующих личностную самопрезентацию через рецензию на фильм, действенным инструментом ^ материализации себя потенциально для самой широкой аудитории. Возникает даже такой феномен,
м
¡3 который можно назвать профанным рецензированим фильмов, которое безусловно, определённым В образом (скрыто или открыто) используется модераторами/владельцами конкретных сетевых платформ и сайтов, делая их функциональными в условиях различных описанных здесь о «родительских» видов деятельности, при том, что работа тех, кто писал рецензии на фильмы, сч либо вообще не монетизируется, либо монетизируется виртуально (например, повышением ^о рейтинга или статуса). В то же время такими профанными рецензиями создаётся определённый актуальный «канон» рецензии на фильм, который при определённых обстоятельствах (например, при востребованности широкой аудиторией) вполне может начать довлеть на деятельность профессионалов - предъявляя к продукту уже и их деятельности определённые Ц формосодержательные требования.
Н В заключении рассмотрения рецензии на фильм на масштабе системы-деятельности
Рч
необходимо определить место разобранных видов деятельности, в условиях которых § разворачивается деятельность по написанию рецензии в кинематографе-полисистеме. Для этого ^ используем схематическое изображение теоретической модели материала онтологической схемы ^ предметной области киноведения, выполненную на среднем масштабе её возможного выражения [Штейн, 2021-Ь, с. 36-37] - погружая в него разбираемые здесь виды деятельности и устанавливая § между ними и наличествующим на схеме принципиальные связи.
Исходя из понимания специфики продукта можно однозначно определить, что рекламная и || антирекламная деятельность в отношении фильма либо являются субдеятельностями по ^ продвижению фильма (при её обособленном от прокатной деятельности наличии в отношении
конкретного фильма), либо средством в условиях прокатной деятельности. ® Информационно-издательская деятельность, в условиях которой реализуется деятельность по
^ написанию рецензии, может быть либо средством в деятельности по продвижению фильма или в
¡5 [ 118 ]
прокатной деятельности, либо субдеятельностью или средством (в зависимости от возможностей) таких видов деятельности как организация кинофестивалей, организация кинопремий, организация киноклубов.
Деятельность по поддержанию конкретного специфического дискурса, в условиях которой Z
2
реализуется деятельность по написанию рецензии, в случае, если содержание самого дискурса 2
2
непосредственно связано с кино, может являться специфической конкретизацией рефлексивно- — исследовательской деятельности в отношении кинематографа либо субдеятельностью организации 6 кинофестивалей, организации кинопремий, организации киноклубов. В случае же, если содержание ^ дискурса исходно не связано с кино, то деятельность по его поддержанию может являться для тех же самых перечисленных видов деятельности, включая прокатную деятельность и деятельность по продвижению фильма, средством.
Деятельность по личностной или профессиональной самоидентификации, в условиях которой разворачивается деятельность по написанию рецензии, может являться либо средством для включения субъекта в качестве функционирующего компонента в механизм определённых видов деятельности, входящих в кинематограф-полисистему (как раз тех видов деятельности, в условиях которых в качестве субдеятельности реализуется деятельность по написанию рецензии), либо средством включения субъекта в качестве исходного материала в профессиональное кинообразование, связанное в данном случае с киноведением и кинокритикой.
3. Рецензия на фильм: масштаб продукта
Представление об амплитуде условий, в которых в качестве субдеятельности может развёртываться деятельность по написанию рецензии на фильм, а также возможной функциональности самих этих видов деятельности в условиях кинематографа-полисистемы,
А
формирует понимание потенциального разнообразия формосодержательной целостности её R продукта, которая складывается из ряда аспектов подачи информации о фильме. Знание этих 1 аспектов как раз и составляет понимание рецензии на масштабе продукта деятельности. U
Однако прежде, чем перейти непосредственно к описанию этих аспектов, необходимо T перечислить ещё несколько важных факторов, влияющих на характер конкретной рецензии при р её создании и/или её разборе. R
Одним из важных условий, которое при его сознательном учитывании в процессе создания 3
а
рецензии на фильм потенциально влияет на её формосодержательную целостность, является R специфика характера адресата по отношению к фильму:
- рецензия может писаться для тех, кто не смотрел фильм, и при этом является либо случайным читателем рецензии, либо ищущим, что посмотреть (по сути - это случайный зритель без каких-то I специфических предпочтений, готовый откликнуться на наиболее яркую форму представления g* конкретного фильма), либо выбирающим, что посмотреть (это как раз зритель с определёнными исходными предпочтениями, который делает выбор в результате соотнесения того, что имеется s как друг с другом, так и с тем, что он уже смотрел ранее);
- рецензия может писаться для уже смотревших фильм, но не понявших его, понявших фильм
а
a
я
и желающих утвердиться в своем понимании, понявших и желающих расширить свое понимание
А
(о чем шла речь при описании вариантов целеполагания в условиях деятельности по получению рефлексивно-опосредованной информации о фильме).
Кроме этого, есть два фактора, влияющих на использование определенных аспектов вербальной презентации фильма, влияющих на характер рецензии: с
- время создания относительно выхода фильма; л
- специфика структурной обосообленности. о Рецензия по времени создания относительно выхода фильма может быть: ^
- допрокатной (предшествующей возможности посмотреть фильм широкой аудиторией зрителей); (
- прокатной (возникающей во время актуализации фильма для широкой аудитории зрителей); 6
- условно актуальной (появляющейся тогда, когда наиболее широкий по возможности для
этого фильма прокат уже закончен, но фильм продолжает участвовать в фестивалях и премиальном [ ] процессе - как правило, это период в один-два года жизни фильма);
ю - ретроспективной (создаваемой в отношении фильма, чья прокатная и фестивально-
го
сч премиальная жизнь закончилась; как правило, ретроспективная рецензия возникает в условиях гч
образовательного процесса и деятельности по профессиональной и личностной самопрезентации, ю а также в условиях деятельности по поддержанию конкретного специфического дискурса, так как 1-4 только в их условиях она получает определённую специфическую функциональность). Рецензия по специфике структурной обособленности может быть:
- самостоятельной (не связанной с чем-либо иным - образующей собственную атомированную формосодержательную целостность);
- в структуре обзора (в ситуации, когда в условиях одного целого наличествует как минимум две рецензии, что распространено при обзоре премьер уэкенда, фильмов, участвующих в фестивалях и кинопремиях, схожих по тематике или жанру, снятых в один период и т. п.);
- в структуре серии статей (когда автор пишет отдельные рецензии на фильмы, но в условиях некоего связующего ситуативного обстоятельства - например, кинофестиваля, или же когда личность самого автора рецензий на фильм является этим связующим фактором, что обнаруживается в таком распространённом формате как киноблог, но и в том и в другом случае рецензии на фильмы формально являются обособленными, однако, содержательно связываются друг с другом, образуя более масштабное структурное целое);
- в структуре книги (если не брать ситуацию, когда в одно формальное целое собираются
исходно обособленные рецензии либо одного автора, либо рецензии разных авторов, но в отношении
одного и того же материала, то здесь имеется в виду, что возможна ситуация, когда автор в условиях
>д целостности книги пишет о фильме, но то, как он это делает, является ничем иным как рецензией). !Е
2 Основными аспектами подачи информации о фильме являются:
^ - презентация,
« - анализ,
а
К - интерпретация.
Презентационный аспект подачи информации о фильме может быть выражен через три о основных компонента, наличествующих в рецензии на фильм: сч - содержание (описание тематики и драматургии фильма);
^о - оценка (качественный вердикт в отношении всего фильма или отдельных его компонентов);
- координация (соотнесение фильма или отдельных его компонентов с чем-то соответствующим им вне целостности самого фильма).
к^ Содержательно презентация может быть:
- интригующей (касающейся только тематики фильма и не описывающей компоненты Н драматургической конструкции);
Рц
- приоткрывающей (описывающей отдельные компоненты драматургической конструкции, § за исключением развязки фильма);
- раскрывающей (полностью описывающей основные компоненты драматургической ^ конструкции, включая развязку и финал фильма).
С точки зрения оценки презентация может рассматриваться через: § - основание оценки (доказательное или голословное);
- масштаб оценки (весь фильм в целом, отдельные его компоненты, либо один компонент); у - характер оценки (положительная/позитивная, нейтральная, отрицательная/негативная).
^ Координация презентации фильма может осуществляться как по одному, так сразу и по
'3 нескольким направлениям, включающим фильм в определённый масштабный или локальный ® контекст:
- история кино,
- тематика,
- жанр,
- автор/авторы,
Example of scaling of the component of a thing area: film review S
- актёры,
2
- страна-производитель, 2
- социокультурный момент. —
ON
Аналитический аспект подачи информации о фильме может быть представлен через четыре 6 компонента, которые в дисциплинарном киноведении определяют основные параметры анализа фильма, доступные для фиксации ещё до того, как избрана конкретная методология исследования, и которые в то же время сами могут предопределять её:
- масштаб (анализироваться может либо весь фильм в целом, и в таком случае будет иметь место комплексный анализ, либо отдельные его компоненты - драматургия, игра актёров, изображение, монтаж, спецэффекты, звук, музыка и т. п.);
- глубина (анализ может быть обобщённым - аналитическое рассмотрение фильма в целом, поэпизодным - разбор фильма через членение его структуры на эпизоды, покадровым -аналитическая работа над каждым монтажным кадром фильма);
- характер (анализ может быть имманентным - позволяющим анализировать фильм сам по себе без его возможной связи с чем-то, либо контекстуальным - аналитическое рассмотрение фильма в целом или отдельных его компонентов в определённом контексте - социокультурном, кинематографическом (тематическом, жанровом, стилистическом, авторском);
- стратегия (анализ может разворачиваться дедуктивно - от общего к частному, индуктивно -от частного к общему, сравнительно - в результате сопоставления всего фильма или отдельных
его компонентов либо друг с другом, либо с чем-то находящимся вне данного фильма - иными a фильмами, книгой-первоисточником и т. п.).
Интерпретационный аспект подачи информации о фильме обусловлен исключительно C основанием, которым может быть: L
- локальный дискурс (формально не закреплённое представление в отношении данности или : отдельных её аспектов, существующее в условиях дискурсивного единства); '■i.
s
аспектов, закреплённое в условиях того или иного дискурса или научной дисциплины);
- индивидуальная позиция (частное представление в отношении данности или отдельных её 3
аспектов). a
s
R
институализированная концепция (представление в отношении данности или отдельных её
T
Для удобства сведем все перечисленное здесь в одно схематическое построение, в центре
которого поместим полученную ранее онтологическую схему рецензии на фильм (рис. 11). &
В заключение же отметим, что есть ряд аспектов, связанных с рецензией на фильм на масштабе а
продукта, которые невозможно объективировать - это объём и композиция текста рецензии на ^
фильм - они вариативны и обуславливаются конкретными ситуативными обстоятельствами, в ^
которых реализуется деятельность по написанию рецензии, что, впрочем, исходно и было ^
отображено в онтологической схеме данного предмета при указании, что формат текста рецензии &
вариативен в амплитуде аспектов подачи информации о фильме. й
А •а
с
Закончив описание реализации специфической методологической работы, можно заключить,
что как и было запланировано, получен и пример последовательного разномасштабного
теоретического построения в отношении одной из частей предметной области дисциплинарного е
киноведения, и такое целостное знание о данном предмете - рецензии на фильм, которое не о
2
связано с его возможной концептуальной или ситуативной интерпретацией. Имея такое знание, ,
можно при необходимости расширять его, включая, например, в теоретическое построение в . качестве специфической формы рецензии на фильм результат того, что можно назвать
стереотипным рецензированием - написание рецензии без получения прямой непосредственной 6 информации о фильме, то есть без просмотра фильма, но вследствие манипулирования
информацией, получаемой через формы непосредственного фрагментирования фактологического [ 121 ] материала, соотнося его с той информацией (о фильмах той же студии, тех же авторов, того же
Iл
чо |>
Z
1/1 1/1
i/i i/i Z 2 2
2 —
OS 'J\
Л X
2 =
A
4 &
Л =
<Я
cT о
чо
Tt
ъ
а
£ «
5 Н
Рм
<
§
6
■а
¡С ¡С
£
■а ¡С У
iS
> I
нн
Г) d
•а
г $
a
«"Ч.
I s
a а
Si. ^
г
S %
$
A та i
с
ЕЗ CD 2 О 2 2
n ©
2 4
OS
[ 122 ]
жанра, страны и т. п.), которая и даёт возможность вербально презентовать фильм, даже не видя его, или же, углубляясь в алгоритм реализации деятельности по написанию рецензии на фильм (что в настоящем построении намеренно не было сделано), моделировать её норму безотносительно конечной формосодержательной целостности или, напротив, в амплитуде тех ситуаций, которые на неё влияют и эту норму специфицируют и т. п.
Понимание принципа реализации специфической методологической работы и тех подходов и методов, с использованием которых она осуществляется, делает любого исследователя кинематографа, с одной стороны, - свободным от любых существующих субъективных его представлений, порой довлеющих авторитетностью своих авторов, а с другой стороны, - свободным
Рис. 11.
от возможного собственного личностного отношения к исследуемому, которое в данном случае невозможно даже невольно примешать к познавательному процессу. Всё это очень важно и для дисциплинарных киноведческих исследований, и в целом для всех гуманитарных дисциплин, которые в таком случае оказываются вне критики естественной науки, а качество получаемого гуманитарного знания полноценно утверждается на одном уровне со знанием естественнонаучным.
[ 123 ]
1Л VO
VO
VO -Г
'S
ЛИТЕРАТУРА
^ 1. Бикертон Э. Краткая история Кайе дю синема / пер. с англ. С. Афонин. - Санкт-Петербург: Сеанс, 2019.
z
ф 2. Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. №4(44). С. 118-148. DOI: 10.28995/2227-6165-1П
м 2021-4-118-148
3. Розин В.М. Введение в схемологию: схемы в философии, культуре, науке, проектировании. - Москва: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2011.
4. СмирновВА. Генетический метод построения научной теории // Философские проблемы современной формальной логики. -
Москва: Издательство Академии наук СССР, 1962. - С. 263-284.
5. Стёпин В.С. Генетически-конструктивный метод // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Российская академия
наук, Институт философии РАН. - Москва: Канон+, 2009. - С. 140.
6. Штейн С.Ю. Матрица гуманитарной науки. - Москва: РГГУ, 2020. 192 с. ISBN 978-5-7281-2898-4
7. Штейн С.Ю. Методико-методологическая схема исследований кинематографа. Предмет и материал // Артикульт. 2021.
№2(42). С. 6-23. DOI: 10.28995/2227-6165-2021-2-6-23 (a) 8 Штейн С.Ю. Методико-методологическая схема исследований кинематографа. Предметная область // Артикульт. 2021. №3(43). С. 6-39. DOI: 10.28995/2227-6165-2021-2-6-39 (b)
9. Штейн С.Ю. Методико-методологическая схема исследований кинематографа. Методология // Артикульт. 2021. №4(44).
С. 6-59. DOI: 10.28995/2227-6165-2021-2-6-59 (с)
10. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - Москва, Шк.Культ.Полит., 1995. - С. 233-280.
X
2 REFERENCES
5
¿ 1. Bikerton E. Kratkaya istoriya Kaje dyu sinema [Brief History of Caye du Cinema]. Transí. S. Afonin. St. Petersburg, Seans, 2019.
4
W 2. Kozhokaru T.I. "K voprosu o metodologii analiza fil'ma" [On the methodology of film analysis]. Articult. 2021, no. 4(44), pp. 118-148.
6
Б
«
(in Russ.) DOI: 10.28995/2227-6165-2021-4-118-148
3. Rozin V.M. Vvedenie v shemologiju: shemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii [Introduction to Schemology: Schemes in
iS
® Philosophy, Culture, Science, Design]. Moscow, Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2011. (in Russ.)
C^ 4. Schtein S.Yu. Matritsa gumanitarnoy nauki [Matrix of humanities]. Moscow, RGGU, 2020. 192 p. ISBN 978-5-7281-2898-4 (in Russ.)
5. Schtein S.Yu. "Metodiko-metodologicheskaja shema issledovanij kinematografa. Predmet i material" [Strategies and methodological ^ scheme of cinema research. Thing and material]. Articult. 2021, no. 2(42), pp. 6-23. (in Russ.) DOI: 10.28995/2227-6165-2021-2-6-23
q 6. Schtein S.Yu. "Metodiko-metodologicheskaja shema issledovanij kinematografa. Predmetnaja oblast'" [Strategies and methodological
scheme of cinema research. Thing area]. Articult. 2021, no. 3(43), pp. 6-39. (in Russ.) DOI: 10.28995/2227-6165-2021-2-6-39 jj^ 7. Schtein S.Yu. "Metodiko-metodologicheskaja shema issledovanij kinematografa. Metodologiya" [Strategies and methodological
H
H scheme of cinema research. Methodology]. Articult. 2021, no. 4(44), pp. 6-59. (in Russ.) DOI: 10.28995/2227-6165-2021-4-6-59
PM
8. Shchedrovitsky G.P. "Ishodnye predstavlenija i kategorial'nye sredstva teorii dejatel'nosti" [The basic concepts and categorical means
¡3 of the activity theory]. Shchedrovitsky G.P. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, Shk.Kul't.Polit., 1995. Pp.233-280. (in Russ.)
S
^ 9. Smirnov V.A. "Geneticheskij metod postroenija nauchnoj teorii" [Genetic method of constructing a scientific theory]. Filosofskie ^ problemy sovremennoj formal'noj logiki [Philosophical problems of modern formal logic]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii nauk
SSSR, 1962. Pp. 263-284. (in Russ.)
>e K
5 10. Stjopin V.S. "Geneticheski-konstruktivnyj metod" [Genetically constructive method]. Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki C
6 [Encyclopedia of Epistemology and Philosophy of Science]. Moscow, Kanon+, 2009. P. 140. (in Russ.)
i
§
>3 >e
a
iS