Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ ПРОЕКТАМИ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ ПРОЕКТАМИ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МАССОВЫЙ СПОРТ / МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ / МАНИФЕСТ AGILE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобровский Евгений Анатольевич

Вопросы улучшения качества жизни населения, укрепление национального здоровья и положительный рост демографии являются многозадачными и требуют комплексного подхода с задействованием экономических механизмов и инструментов. Одним из методов решения является продвижение здорового образа жизни, которым сейчас активно занимается область физической культуры и спорта. В статье отражено, что на данном этапе основная нагрузка ложится на реализацию бюджетных проектов. Данное исследование было посвящено поиску решений проблем, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией социально-экономических проектов, которые позволяют достичь целей продвижения здорового образа жизни. Для этого были изучены методики, которые применяются в других областях знаний: ведении инвестиционных проектов и ИТ-областях. Схожие черты и проблемы позволяют использовать накопленный опыт различных сфер и интегрировать в бюджетные проекты физической культуры и спорта. В детальном сравнении было выяснено, что сегодняшняя реализация многих из них не является гибкой к появлению сложностей, неточностей, а так же к внешним условиям, как в ИТ-проектах. В случае появления каких-либо новых факторов в социальном спортивном проекте работа по данному мероприятию полностью останавливается. Требуется вмешательство и одобрение руководства по дополнительным работам, что является еще одним недостатком функционирующей стратегией. Соединение положительных аспектов различных методик в разных сферах деятельности позволит достичь лучших результатов функционирования социальных проектов по продвижению здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобровский Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONDUCTING AND MANAGING STATE BUDGET PROJECTS AIMED AT PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE

The issues of improving the quality of life of the population, strengthening national health and positive demographic growth are multitasking and require an integrated approach with the use of economic mechanisms and tools. One of the methods of solution is the promotion of a healthy lifestyle, which is now actively engaged in the field of physical culture and sports. The article reflects that at this stage the main burden falls on the implementation of budget projects. This study was devoted to the search for solutions to problems that ensure an increase in the efficiency of managing the implementation of socio-economic projects that allow achieving the goals of promoting a healthy lifestyle. To do this, we studied the methods that are used in other areas of knowledge: the management of investment projects and IT areas. Similar features and problems allow us to use the accumulated experience of various fields and integrate it into budget projects of physical culture and sports. In a detailed comparison, it was found out that today's implementation of many of them is not flexible to the appearance of difficulties, inaccuracies, as well as to external conditions, as in IT projects. If any new factors appear in the social sports project, the work on this event is completely stopped. Management intervention and approval for additional work is required, which is another disadvantage of a functioning strategy. Combining the positive aspects of different methods in different areas of activity will allow us to achieve the best results of the functioning of social projects to promote a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ ПРОЕКТАМИ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

УДК 338.46:796 |@ ©® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license

DOI* 10 26140/anie-2021-1003-0014 lfcae^:^Mhttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ ПРОЕКТАМИ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 867610 SPIN: 1324-5990 ORCID: 0000-0002-7432-5276

БОБРОВСКИЙ Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры физической культуры Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: bobrowsky.eugeny2017@yandex.ru) Аннотация. Вопросы улучшения качества жизни населения, укрепление национального здоровья и положительный рост демографии являются многозадачными и требуют комплексного подхода с задействованием экономических механизмов и инструментов. Одним из методов решения является продвижение здорового образа жизни, которым сейчас активно занимается область физической культуры и спорта. В статье отражено, что на данном этапе основная нагрузка ложится на реализацию бюджетных проектов. Данное исследование было посвящено поиску решений проблем, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией социально-экономических проектов, которые позволяют достичь целей продвижения здорового образа жизни. Для этого были изучены методики, которые применяются в других областях знаний: ведении инвестиционных проектов и ИТ-областях. Схожие черты и проблемы позволяют использовать накопленный опыт различных сфер и интегрировать в бюджетные проекты физической культуры и спорта. В детальном сравнении было выяснено, что сегодняшняя реализация многих из них не является гибкой к появлению сложностей, неточностей, а так же к внешним условиям, как в ИТ-проектах. В случае появления каких-либо новых факторов в социальном спортивном проекте работа по данному мероприятию полностью останавливается. Требуется вмешательство и одобрение руководства по дополнительным работам, что является еще одним недостатком функционирующей стратегией. Соединение положительных аспектов различных методик в разных сферах деятельности позволит достичь лучших результатов функционирования социальных проектов по продвижению здорового образа жизни.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, социальные бюджетные проекты, эффективность, здоровый образ жизни, массовый спорт, методики управления проектов, распределение ресурсов, манифест Agile.

METHODS OF CONDUCTING AND MANAGING STATE BUDGET PROJECTS AIMED AT PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE

© The Author(s) 2021

BOBROVSKIY Eugeniy Anatolievich, lecturer of the department of physical culture

Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: bobrowsky.eugeny2017@yandex.ru) Abstract. The issues of improving the quality of life of the population, strengthening national health and positive demographic growth are multitasking and require an integrated approach with the use of economic mechanisms and tools. One of the methods of solution is the promotion of a healthy lifestyle, which is now actively engaged in the field of physical culture and sports. The article reflects that at this stage the main burden falls on the implementation of budget projects. This study was devoted to the search for solutions to problems that ensure an increase in the efficiency of managing the implementation of socio-economic projects that allow achieving the goals of promoting a healthy lifestyle. To do this, we studied the methods that are used in other areas of knowledge: the management of investment projects and IT areas. Similar features and problems allow us to use the accumulated experience of various fields and integrate it into budget projects of physical culture and sports. In a detailed comparison, it was found out that today's implementation of many of them is not flexible to the appearance of difficulties, inaccuracies, as well as to external conditions, as in IT projects. if any new factors appear in the social sports project, the work on this event is completely stopped. Management intervention and approval for additional work is required, which is another disadvantage of a functioning strategy. Combining the positive aspects of different methods in different areas of activity will allow us to achieve the best results of the functioning of social projects to promote a healthy lifestyle.

Keywords: budget financing, social budget projects, efficiency, healthy lifestyle, mass sports, project management techniques, resource allocation, Agile manifesto.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из главных задач государства является улучшение качества жизни населения. Ее решением занимаются различные социальные институты, в том числе сфера физической культуры и спорта. Для решения данного вопроса проводится различная работа, связанная со снижением заболеваемости, профилактики развития различных видов заболеваний, улучшение демографической ситуации в стране. Именно от качества реализации предпринимаемых мер в совокупности складывается процент качества жизни населения страны. В следствие этого важно выбирать эффективные стратегии для продвижения деятельности сферы физической культуры и спорта не только с позиции социальных аспектов, но и экономических, так как перечень вопросов предполагает фундаментальные инвестиции. Сегодня руководством государства продвигаются различные социальные и законодательные проекты, которые бы позволили наиболее эффективно достигать намеченных планов. Для каждого из видов деятельности разрабатывается определенная система критериев,

позволяющая подвести итоги реализации проектов как с позиции социальных задач, так и эффективности потраченных ресурсов на реализацию необходимых проектов. Экономическая проблема проявляется и в ракурсе того, что расходы ресурсов выходят за рамки планируемых бюджетов и сроков реализации.

Именно дефицит финансовых ресурсов на сегодняшний день являются одним их тормозящих факторов в продвижении социальных проектов в сфере физической культуры и спорта. Существующие проблемы являются масштабными, поэтому на их решение требуются соответствующие инвестиции. Данная проблема является острой и усугубляется осложнение экономической ситуации в стране. Из государственного бюджета выделяется значительный объем денежных средств, однако проблемы имеют разносторонний характер, поэтому их все равно не хватает для комплексной реализации политики здорового образа жизни. Более того, существуют внешние условия и факторы, которые оказывают отрицательное влияние на развитие социальной сферы. Так, кризисные ситуации в экономике и политике могут привести к сокращению выделяемого бюджета, увеличению затрат,

BOBROVSKIY Eugeniy Anatolievich

METHODS OF CONDUCTING AND MANAGING STATE...

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

увеличению времени на реализацию запланированных мероприятий или полной их отмене. В связи с этим на сегодняшний день возникает задача стабилизации государственных социальных проектов. Необходимо найти оптимальный пути сохранения бюджетных средств и снижению расходов на проведение мероприятий.

При анализе существующих предпринимаемых мер основной упор делается на расширение бюджетной материально-технической базы [2]. На сегодняшний день процент бюджетных учреждений в несколько раз меньше, чем коммерческих. В тоже время существующая инфраструктура государственных спортивных центров и предоставляемые услуги так же находятся на более низком уровне. В виду того, что государственные учреждения не могут создать конкуренцию, а спрос на спортивные услуги растет, возникает повышение цен на абонементы. И хотя существует соперничество между различными сетями фитнес-учреждений, стоимость их посещения для многих социальных категорий является достаточно высокой. Ограниченная доступность занятий спортом в виду низкого финансового бюджета граждан страны или территориальных условий является одной из причин низкой заинтересованности населения страны в ведении здорового образа жизни, что недопустимо в рамках принятых государственных целей. Поэтому необходимо обеспечить разнообразными спортивными услугами на высоком уровне абсолютно все социальные категории.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемами развития социальных проектов в сфере физической культуры и спорта сегодня занимается большое количество исследователей. Данная проблема является актуальной в виду глобальности имеющихся проблем, которые связаны не просто с благополучием граждан, а создании жизненно-важных условий для сохранения национального здоровья. На сегодняшний день предлагаются различные пути, которые позволили бы усовершенствовать существующие государственные мероприятия. Так, группа исследователей предлагает дальнейшую популяризацию здорового образа жизни через активизацию массового спорта, где приоритетную роль играют экономические инструменты [3, 4]. Другие авторы [5, 6] предлагают совершенствовать образовательную программу для дошкольных, школьных, средне-специальных и высших учебных заведений. Для продвижения здорового образа жизни необходимо изменить в первую очередь сознание молодого поколения, объяснить и показать необходимость наличия физической активности в жизни каждого человека. Возможно, на ранних этапах обучения в дошкольных образовательных программах и программах начальной школы актуальным будет освоение принципов здорового образа жизни на уровне привычек. Именно в этом возрасте такая стратегия будет наиболее эффективна [7, 8]. В старших классах уже должна идти работа непосредственно над формированием необходимости у учащихся в занятиях физической культурой и спортом. Данный путь является достаточно прогрессивным и в образовательные программы уже были внесены некоторые поправки. Действительно спрос на спортивные товары и услуги вырос и продолжает увеличиваться, однако предложения на рынке не могут удовлетворить его. Более того, большинство учреждений являются коммерческими.

По этой причине, по нашему мнению, необходимо активно расширять материально-техническую базу спортивной сферы, состояние которой формирует одну из ключевых проблем популяризации массового спорта. Однако для реализации данного мероприятия инвестиционных средств недостаточно и не спасают ситуации даже реализация государственных проектов за счет средств федерального бюджета [9].

В контексте влияния на популяризацию здорового образа жизни информационных технологий есть альтерна-

тивные взгляды. Так, сторонники идеи, которая основывается на том, что для ведения здорового образа жизни не нужно каких-либо дополнительных средств и устройств, относят ее естественная деятельность человека: умеренная умственная и физическая активность, здоровая пища. Вместо изнурительных тренировок достаточно просто больше двигаться, делать зарядку по утрам [10, 11]. Действительно, несколько веков назад не было сложных цифровых устройств, тренажеров, которые бы позволяли за несколько месяцев развить физические способности. Достаточно было простых методик и средств, которыми пользовались даже профессиональные спортсмены. В рамках оздоровительных нагрузок простейших, но регулярных упражнений будет достаточно [12].

Однако общественные тренды постоянно меняются, и сейчас активно продвигается мода на здоровое и спортивное тело. Существуют различные методики, в том числе и с использованием различного инвентаря, а также помощи специалистов. К сегодняшнему дню число полностью здоровых граждан заметно снижается, все больше появляется тех, кому необходима щадящая специальная нагрузка и контроль медицинского персонала [13]. Поэтому необходимость развития физической культуры и спорта в индивидуальном режиме становится все более острой.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Изучить методики ведения проектов, выделить общие черты с государственными социальными проектами. Исследовать принципы, которые бы могли быть применимы в практике продвижения основных мероприятий по распространению здорового образа жизни среди населения страны.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В данном исследовании использовались источники методической литературы, научные статьи авторов, содержащие различные точки зрения по выбранной проблемной тематике. В качестве методов для написания статьи предпочтение отдавалось программным средствам для анализа данных и поиска достоверных материалов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В государственных социальных бюджетных проектов по развитию сферы физической культуры и спорта был уже выделен ряд разнообразных мер, которые бы позволили достигнуть основных целей и задач. Посредством различных механизмов и видов деятельности была сформирована стратегия продвижения здорового образа жизни. В совокупность предпринятые меры должны дать положительный результат, однако за время функционирования проекта пришлось столкнуться с комплексом проблем. В общем случае в их корне лежит именно нехватка финансовых ресурсов. Государство выделяет большой объем средств на проведение мероприятий. На рисунке 1 показана статистика финансирования планов в рамках федерального проекта «Спорт-норма жизни».

Ввод в эксплуатацию сооружений региональной собственности

Поддержка некоммерческих организаций

Исследовательская работа по мотивации граждан страны

Разработка модели развития и управления ФКиС

Установка нового спортивного обородования

Повышение квалификации персонала

Обновление оборудовали^ ^^ 7675 Пропаганда ЗОЖ | 1400

Источник: Составлено автором на основе данных [14] Рисунок 1 - Финансирование запланированных мероприятий в рамках федерального проекта «Спорт-норма жизни», млн. рублей Согласно представленным на рисунке 1 данным финансирование по различным статьям значительно отличает-

ся, определяя приоритетным ввод новых спортивных сооружений в регионах. С позиции комплексного подхода к достижению поставленной задача в условиях российской географии это оправданное решение. С другой стороны, эффективность этих проектов определяется степенью выполнения планов по срокам ввода и таргетности расходов. Причины отставания от планов и неэффективного расходования финансовых ресурсов определяются механизмом ведения проекта в области осуществления контроля.

Государственный проект представляет собой имеет схожие черты с промышленными инвестиционными проектами. Более того, одна бюджетная программа может включать инвестиционные проекты в обычной форме. Например, строительство спортивных сооружений региональной собственности. В следствии этого по отношению к методам проектирования и управления бюджетной стратегии можно использовать те же принципы. Для социальных проектов так же необходимо проделывать следующую работу:

- расчет рисков;

- различные виды планирование;

- методики контроля и проверки результатов;

- ведение отчетности.

Исходя из официальной информации, представленной в источниках государственного управления [15, 16] можно сказать, что некоторые из перечисленных действий активно практикуются при управлении бюджетными проектами. Однако для увеличения эффективности необходимо обратиться к другим методикам. Так, пример, в управлении ИТ-проектами были разработаны новые технологии, позволяющие снизить риски, усовершенствовать способы распределения ресурсов с целью снижения их потребления. Продвижение проектов в сфере информационных технологий имеет свои особенности, в соответствии с которыми и адаптируются выбранные методики, но их так же можно адаптировать и под бюджетные государственные проекты в сфере физической культуры и использовать в совокупности с уже адаптированным функционалом.

Так, наиболее широко используемым и быстро развивающимся является манифест «agile». Он включает некоторые идеи и принципы, которые призваны увеличить эффективность деятельности. Современные компании опираются на данную практику, однако не всегда полностью соблюдает манифест в классическом виде. Некоторые принципы меняются и модернизируются в соответствии со спецификой каждой компании или видением руководства. Для управления социальными проектами возможно позаимствовать саму концепцию отношения к решению определенных вопросов. Так, наиболее полезными будут следующие правила:

- ценность людей и их коммуникации между собой в процессах;

- документация отходит на второй план в сравнении с реальными результатами;

- гибкость проекта к изменениям;

- возможность быстрого внесения изменений на любой стации развития проекта без долго перерыва и простоя сегмента деятельности, в котором проводятся работы;

- постоянное сотрудничество между заказчиком, исполнителем и конечным потребителем;

- мотивация рабочей команды;

- измерение прогресса качеством проделанной работы;

- развивать самоорганизацию рабочих сегментов и обеспечить возможностью самостоятельно принимать неключевые решения;

- быстрая адаптация к изменениям внешней среды.

Данные принципы сегодня являются слабыми

сторонами государственных бюджетных проектов по продвижению здорового образа жизни. Чаще именно данный сегмент подвержен наиболее высокому влиянию

со стороны внешних условий, таких как экономические и политические кризисы, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Повлиять на снижение этого влияния сейчас крайне трудно. Поэтому альтернативой решения проблемы может стать создание более гибких проектов. Сегодня существует слишком жесткий контроль и сверка с первоначальным планом. В случае обнаружения ошибок, неточностей и расхождением возникает большая задержка по времени, что ведет к увеличению расходов финансовых ресурсов. Любое изменение влечет за собой включение в деятельность дополнительных проверочных процессов и работ, которое создает необходимость привлечения новых сотрудников, что в свою очередь будет выражаться также в увеличении финансовых затрат.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Некоторые авторы так же придерживаются мнения, что для достижения поставленных стратегических задач нужно вносить изменения в саму структуру управления развитием в области физической культуры и спорта [17-22]. Литвишко О.В. и Кещян В.Г. [23] предлагают уделить подробное внимание вопросу управления рисками, так как имеющаяся модель управления далеко от совершенства. Например, в существующей модели ведения спортивного бизнеса у бюджетных учреждений нет возможности контролировать распределение средств, которые поступают из бюджета страны вместе с этим увеличиваются риски возрастания итоговой суммы стоимости реализации проекта. В конечном итоге материальные средства были выделены и потрачены, а проблема остается нерешенной. Андросова Г.А. и Михайлова Е.Я. [24] увязывают эффективность работы с формированием адекватной задачам системе критериев оценки качества выполненной работы. Действительна система мониторинга и проверки является одним из важных условий успешности проекта. Для этого должны быть четко сформулированы цели и задача, а также сформирована некоторая эталонная модель ожидаемого результата.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В ходе исследования проблемы продвижения и развития социальных бюджетных государственных проектов в сфере физической культуры и спорта, были выявлены слабые стороны существующих технологий управления и контроля ведения проектной деятельности. Были рассмотрены методики, используемые в других сферах и областях знаний. Было выяснено, что проблема реализации запланированных мероприятий во многом представляет собой решение финансового вопроса, что делает возникшую задачу похожей с проектами, развивающимися в других сферах деятельности. Таким образом, можно использовать принципы ведения инвестиционных проектов, а также основные механизмы ведения ИТ-проектов. Исследование показало, что именно принципы, которые упоминаются в манифесте Agile, являются слабыми сторонами функционирующих сегодня социальных проектов. Поэтому объединение схожих сторон в технологии позволило бы увеличить эффективность действия мер за счет снижения рисков потери средств, грамотного управления выделенными ресурсами.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Проблема увеличения экономической эффективности действия социальных проектов является еще более актуальной в условиях ухудшения экономической ситуации в стране. Их внедрение и грамотное управление является только развивающейся темой, как для научных, так и для практических исследований. Только в последнее время в разных сферах экономической деятельности стали появляться различные методики, которые бы позволили о суще ствлять эффективный контроль за соблюдением работ. В

BOBROVSKIY Eugeniy Anatolievich

METHODS OF CONDUCTING AND MANAGING STATE...

Azimut of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

корне данного вопроса лежит проблема правильного распределения различных видов ресурсов. Несмотря на экономические условия, государство продолжает выделять финансовые ресурсы для формирования развитой спортивной материально-технической базы, совершенствования системы спортивного образования, пропаганды и поддержки здорового образа жизни. Однако для повышения эффективности их использования важно подобрать оптимальную систему контроля за выполнением конкретного контроля, чтобы обеспечить оперативность реализации проекта и предотвратить необоснованные экономические растраты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС //Наука и практика регионов. - 2018. - № 3 (12). - С. 76-81.

2. Герасимов Н.П., Ахментшина Э.И., Мутаева И.Ш., Соломахин О.Б., Герасимова И.Г. Отношение студентов ВУЗа к физической активности в аспекте социологического анализа// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 2. - С. 38-40.

3. Зюкин Д.А. Способы и направления продвижения здорового образа жизни и массового спорта //Наука и практика регионов. - 2020.

- № 4 (21). - С. 120-124.

4. Экономические направления популяризации здорового образа жизни населения как способ продления социальной активности граждан / Д.А. Зюкин, Д.А. Самофалов, Е.В. Харченко, С.Н. Петрова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - №8. - С. 53-60.

5. Волков А.В. Сущность и содержание основной профессиональной компетенции педагога по физической культуре и спорту (тренера) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - №3 (55). - С. 199-208.

6. Евсеев С.С. Проблема формирования здорового образа жизни у студентов // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - №19. - С. 683-687.

7. Деева Л.П. Ценности здорового образа жизни и развитие социальных качеств ребенка в дошкольном учреждении // Учебный год.

- 2019. - №1 (54). - С. 55-57.

8. Чиркова В.М. Формирование здорового и безопасного образа жизни в начальной школе // Балтийский гуманитарный журнал. -2019. - Т.8.-№ 3 (28). - С. 181-184.

9. Бобровский Е.А. Развитие материально-технической базы как фактора повышения доступности занятий спортом // Наука и практика регионов. - 2018. - № 3 (12). - С. 103-107.

10. Брындин Е.Г., Брындина И.Е. Естественная технология качественного перехода к здоровой жизнедеятельности // Национальное здоровье. - 2018. - № 2. - С. 40-55.

11. Овчинников Ю.Д., Пикалина В.А. Прогнозирование модели «удаленная работа» в форме здорового образа жизни // Studnet.

- 2020. - Т.3.-№ 10. - С. 190.

12. Борисенков К.М., Машичев А.С. Способы поддержания здорового образа жизни в условиях домашнего карантина // Молодой ученый. . - 2020. - № 22 (312). - С. 452-453.

13. Бобровский Е.А. О развитии массового спорта в России //Карельский научный журнал. — 2019. - Т. 8. - №1 (26). - С. 60-62.

14. Спорт — норма жизни. Официальный сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activities/ fedprosport/.(дата обращения 19.05.2021 г.).

15. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Официальный сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]

- Режим доступа: [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26361/.(дата обращения 19.05.2021 г.).

16. О порядке субсидирования федерального проекта «Спорт — норма жизни». Официальный сайт правительства РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://government.ru/docs/35509/.(дата обращения 19.05.2021 г.).

17. Колесник И.А. Управление сферой физической культуры и спорта в Омской области: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2021. -№ 3-1(54). - С. 58-61.

18. Пичугин П.Е. Внедрение проектного управления в сфере физической культуры и спорта на примере инициирования проекта развития парусной школы «Артек» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 5 (183). - С. 350-354.

19. Чельдиев З.Р., Дзапаров В.Х. Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 12-14.

20. Битарова А.Л., Беглецова Д.В. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни гражданского населения //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.

21. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-43.

22. Перькова Е.Ю. Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО //Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2017. Т. 6. № 3 (20). С. 365-368.

23. Литвишко О.В., Кещян В.Г. Финансово-правовые основы управления инвестиционными рисками профессионального спорта // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2019. - №1(103). - С. 179-186.

24. Андросова Г.А., Михайлова Е.Я. Критерии эффективности государственного управления отраслью физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. -Т.4. - № 2. - С. 128-133.

Статья поступила в редакцию 15.06.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.