Научная статья на тему 'Методики проведення оцінки тендерних пропозицій'

Методики проведення оцінки тендерних пропозицій Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. М. Жаворонкова

Розглянуто методики оцінки тендерних пропозицій та запропоновано методику оцінки оферт при закупівлі

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики проведення оцінки тендерних пропозицій»

При оценке стоимости ОИС и определении стратеги использования инновации предлагаем пользоваться приведенной методикой, учитывающей взаимосвязь между правом на ОИС, видом лицензионного вознаграждения и этапом жизненного цикла.

Предложенная модель построена с учетом того, что ОИС является системой. Однако в то же время данный объект является подсистемой более крупной системы, например, государства. При изменении государственной политики в области инновационных проектов принцип наилучшего и наиболее эффективного применения ОИС изменится, так как возможность получения финансирования и определенных льгот на первых этапах создания ОИС может способствовать продаже ОИС именно на этих этапах. Приведенный пример показывает, что предложенная модель связи не является исчерпывающей, возможно ее дополнение и уточнение взаимосвязями между жизненными циклами непосредственно ОИС и систем, по отношению к которым указанный объект является подсистемой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украины от 7.02.91 г. N 697-12-ВР «О собственности» с изменениями и дополнениями.

2. МЬкнародж стандарти бухгалтерського обл1ку/ Перекл. з англ. за ред. С.Ф.Голова - К.: Федеращя профеайних бухгалтер^ i аудитор1в УкраТни, 1998,- 736 с.

3. Оценка бизнеса: Учебник/ Под ред. А.Г.Грязновой, М.А.Федотовой.- М.: Финансы и статистика, 1999.-512 с.

4. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 18.10,1999 г. №242.

5. Стандарт Российского общества оценщиков «Оценка объектов интеллектуальной собственности»// Вестник оценки. 1996. - № 3-4. - С.8-9; №5-6. - С.9-11.

6. Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. Пер. с англ. - М.: Дело, 1997.-480 с.

Стаття над'|йшла до редакцм 28.09.2001 р.

УДК 65.011.2

С.М. Жаворонкова

МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦ1НКИ ТЕНДЕРНИХ ПРОПОЗИЦ1Й

Розглянуто методики оцЫки тендерних пропозиц1й та запропоновано методику оцЫки оферт при закушвл! робп\ Дж. 3.

При проведены торпв за державы кошти (на етат оцнки тендерних пропозицм) рекомендуеться використовувати р1зни методики. Деяю з них були запропоноваж Мастерством економжи Украши [1]. Наприклад, "Бальна оцшка за максимальною сумою", за якоТ встановлюеться максимальна ктьюсть бал ¡в за кожним критер|£м та порядок визначення юлькосп бал1в за критерюм для вщповщноТ пропозици, та "Бальна оцжка за десятибальною системою" (Total Merit Points), за якоТ кожний критерм оц1нюеться за десятибальною шкалою в залежност1 в|д показнимв пропозицн (задовтьно, добре, дуже добре), а noTiM множиться на коефщгёнт ваги критер1ю. У poni самих критермв у цих методиках пропонуеться використовувати цшу, вщповщжсть вимогам тендерноТ документацм та еколопчжсть.

Але за практичного використання цих методик на практик виявляеться ряд суттевих недолшв. як! можуть упереджувати оцЫку отриманих замовником тендерних пропозицм та призводити до спотворення системи конкурсного вщбору виконавц1в.

По-перше, в визначених методиках вщсутжй мехажзм, який дозволяв би вщхилити ва тендерж пропозицм, якщо вони не вщповщають мш'1мальним критер1ям. Так, наприклад, у методик "Бальна оцЫка за максимальною сумою" пор1вняння тендерних пропозицм одразу ведеться з найкращим результатом серед отриманих пропозицм, а не встановлених „граничних" значень коефщ1ент1в. По-друге, вмто маневруючи вагою критерив, можна добитися визнання яко)' завгодно пропозицм переможцем.

1снуе ще деюлька в'щомих методик оцЫки тендерних пропозицм [2]. Але Тх використання потребуе вщ чиновника, вщповщального за процедуру проведения торпв, багато часу на проведения анал1зу, теоретичних знань \ практичних вмжь використання деяких показниюв (чисто!' приведено'! вартост1, вартост'| грошей у час! та ¡н.).

Причому, коли проводиться закутвля товар1в, вибрати вщповщну методику набагато легше, жж при проведена закутвл1 робп- чи послуг (при закуп1вл1 товар1в часпше усього у рол1 критер^'в використовуються цша, яюсть та умови поставки).

На основ1 проведеного анал1зу та практичного досвщу пропонуеться наступна методика оцЫки тендерних пропозицм при проведенж конкурсних торпв на закутвлю робот за державж кошти.

При оцжц1 оферт при закутвл1 робп-, необхщно розглядати закутвлю як реал1зац1ю проекту, з позицм юнцевого результату. При цьому необхщно враховувати усг 5 компоненте результату - витрати, яюсть, результат, час та задоволення.

Також необхщно мати на уваз1, що при закутвл1 роб1т ми, по сут1, одержуемо функцю, яка виступае як продукт проекту. У зв'язку з цим був вироблений такий пщхщ до розробки критерив оцЫки.

1. Показники проекту.

До ц^Т групп вкпючаються термти реал1зацп та загальна вартють закуп1вл1.

2. Експлуатац1йж показники.

Показники ц1еТ групп характеризуют функцюнування системи. Вони бувають р1зними в залежносп вщ характеру закутвлг Частше за все у цю групу вкпючаються показники, таю як термш гараитмного обслуговування, час до капитального ремонту, вщдаленють в!д ремонтноТ бази, ¡нш1 показники обслуговування та експлуатацм, яю можуть зац'1кавити замовника.

3. Соц1альж показники.

Необх'щжсть в показниках ц'1еТ групи виникла при реал1зацм проект з повним або частковим державним фннансуванням. Практика проведения закуп1вель свщчить, що ¡нвестор (кредитор) часто оджею з умов (побажань) до проведения закутвл1 виставляе так звану "пщтримку розвитку регюну". В такому раз! в рол1 критерив можуть виступати сума податкових вщрахувань на м1сл реал1зацм проекту 1 (або) вщсоток заробггноТ плати, який виконувач хоче виплатити працюникам, найнятим у репож.

4. Показники ¡мщжу ф|'рми.

Необхщнють у четвертм грут показниюв виникае, наприклад, в раз1, коли закутвля проводиться за державж кошти, при чому термти проведения е критичною умовою. Тому часто замовник нехтуе процедурою попередньоТ квал1ф1каци. Щоб убезпечити себе вщ зв'язаних з цим ризишв, у четверту групу вводяться таю показники, як обсяг под1бних робп- у загальному обсяз1 робгг, виконаних ф1рмою - учасником торпв за останж 2 роки; термт ¡снування на ринку даних послуг; припустима ктькють субпщрядниюв.

Bei ini показники зводяться в единий комплексний показник (економжо-соц1ально-техжчний), на ocHoei якого i вщбуваеться прийняття ршення про присудження контракту переможцю. ОцЫка показниюв ведеться на ochobî методу багатокритер!альних шкал [3].

Л1ТЕРАТУРА

1. ripaBOBi та практичж аспекти державних закушвель в Украши Семжар-практикум. / mihicrepctbo економжи Укра'1'ни, Лугансьюнформ. - Луганськ, 2-6 жовтня 2000 року. С. 75-76 с.

2. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Управление закупками в проектах: в 2-х т./ Украинская ассоциация управления проектами, УкрИНТЭИ. - К.: УкрИНТЭИ,1999.Т.1. -188 с. T.2. - С. 32-45.

3. Рач О М. До побудови залежностей критер1альних параметр1в, яю використовуються при прийнятп piLueHb. // Bîch. Сх'щноукр. держ. ун-ту. - 1998 - №6 - С. 102-105.

Стаття надмшладо редакци 01.10.2001 р.

УДК 658.562

A.C. Ванюшкин

ВОПРОСЫ КВАЛИМЕТРИИ НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

Использование методов квалиметрии - науки о количественном измерении качества, на этапе разработки концепции проекта обеспечит существенное повышение уровня объективности при описании будущего продукта по проекту. Рис. 1, табл. 1,. ист. 5.

Разработка концепции любого проекта, согласно [1], начинается с его инициализации. Инициализация проекта - это процесс формального признания существования предпосылок его возникновения. Такими предпосылками могут быть благоприятные (для будущего проекта) изменения в конъюнктуре рынка, появление новых технологий, способных либо существенно уменьшить производственные издержки, либо изменить ситуацию на рынке (путем повышения качества продукции) и др. Одним из основных элементов инициализации проекта является описание будущего продукта. Существенное внимание в нем уделяется выявлению тех преимуществ товара перед аналогами конкурентов, которые будут способствовать успешному осуществлению проекта. Однако в большинстве обоснований проектов в Украине (ТЭО, бизнес-планах и пр.) в разделе описания продукта такие преимущества либо обоснованы необъективно, либо вовсе не изложены. Избежать указанных недостатков, по нашему мнению, возможно с помощью применения принципов и методов квалиметрии - науки о количественном измерении качества.

Квалиметрия как наука о количественном измерении качества начала развиваться в 80-е годы. В отличие от метрологии, в квалиметрии основное внимание уделяется не измерению качества, а оценке показателей качества. Показатели (признаки) качества продукции объединяются [2] в 5 основных групп: технико-эксплуатационные: мощность, производительность,

грузоподъемность, вместимость и т.д.;

надежности и долговечности: безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, ресурс, гарантийный срок и т.д.;

технологические: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления единицы продукции, прогрессивность методов обработки, сборки и др.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.