Научная статья на тему 'Методики оценки влияния агрессивной визуальной среды на работоспособность человека'

Методики оценки влияния агрессивной визуальной среды на работоспособность человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
322
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / АГРЕССИВНАЯ ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / AGGRESSIVE VISUAL ENVIRONMENT / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / ASSESSMENT METHODS / WORKABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кинева Д.Г., Сулкарнаева Г.А., Шарухо Г.В.

Для изучения воздействия агрессивной визуальной среды на работоспособность человека определены методики оценки и разработан алгоритм их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кинева Д.Г., Сулкарнаева Г.А., Шарухо Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT METHODS OF AGGRESSIVE VISUAL ENVIRONMENT IMPACT ON HUMAN WORKABILITY

To study the impact of aggressive visual environment on human workability, assessment methods and development of algorithm of their use were determined.

Текст научной работы на тему «Методики оценки влияния агрессивной визуальной среды на работоспособность человека»

УДК 613.6.01

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ АГРЕССИВНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

1 2 3

Д.Г. Кинева , Г.А. Сулкарнаева , Г.В. Шарухо

1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», Тюмень, Россия 2ГБОУ ВПО Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия 3Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Тюмень, Россия

Для изучения воздействия агрессивной визуальной среды на работоспособность человека определены методики оценки и разработан алгоритм их использования. Ключевые слова: работоспособность, агрессивная визуальная среда, методики оценки

ASSESSMENT METHODS OF AGGRESSIVE VISUAL ENVIRONMENT IMPACT ON HUMAN WORKABILITY

D.G Kineva1, G-А. Sulkarnayeva2, G.V Sharukho3

1The Centre for Hygiene and Epidemiology ( Tyumen oblast), Tyumen, Russia 2Tyumen State Medical University, ul. Odesskaya 54, Tyumen, Russia 3Federal Agency for Surveillance of Consumer Rights and Human Wellbeing, Tyumen, Russia

To study the impact of aggressive visual environment on human workability, assessment methods and development of algorithm of their use were determined. Key words: workability, aggressive visual environment, assessment methods.

Визуальная среда является одним из важных факторов жизнеобеспечения человека. Среда, воспринимаемая через орган зрения, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, его работоспособность. Агрессивность видимой среды определяется наличием одномоментно повторяющихся элементов, обедненных в цветовой гамме (серо-черные), в количестве 9 и более. Актуальность исследования определяется:

- наличием большого количества агрессивных визуальных сред в повседневной деятельности человека;

- недостаточной изученностью влияния агрессивной визуальной среды на здоровье и работоспособность человека;

- неопределенностью методик оценки влияния агрессивной визуальной среды на работоспособность человека.

Цель исследования: определение методик оценки влияния агрессивной визу-альной среды на работоспособность человека, разработка алгоритма их использования. Методы исследования:

- общетеоретические (гипотетический, моделирование и др.);

- эмпирические (разработка и проведение эксперимента).

Глаз - самый активный из органов чувств; он постоянно перемещается в двух основных плоскостях: горизонтальной (вправо - лево) и вертикальной (вверх - вниз). Такая активность достигается, прежде всего, природой глазодвигательного аппарата и в особенности работой его нервных центров, а также свойствами мышц глаза, которые являются самыми быстродействующими в организме [4].

Для регистрации движений глаза в зависимости от задачи применяются раз-ные методы: электроокулографический, с использованием контактных присосок, телевизионный и фотоэлектронный.

Фотоэлектронный прибор ВНИИ медицинского приборостроения, позволил видеоэкологам [4] записать и выделить следующие типы движений глаз:

1. П-образный тип (характерен для уравновешенных людей);

2. Саккадический тип (для возбудимых);

3. Оптокинетический (указывает на скрытое косоглазие);

4. Дрейфовый (спокойные, флегматичные люди);

5. Взрывной (психические отклонения в скрытой форме).

Анализ литературы в сфере видеоэкологии [2] позволил определить, что движения глаз обладают большой индивидуальностью.

Существуют различные подходы к оценке диагностической направленности корректурных проб. Многие авторы рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания, другие - как методы определения психомоторного темпа. А некоторые авторы считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств.

Специалистами Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова была разработана методика оценки работоспособности, для которой был использован тест Ландольта. Методика позволяет оценить общую работоспособность, выделить её составляющие: продуктивность, скорость, точность, выносливость, надежность.

Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.

Исследуемые параметры:

- показатель средней величины продуктивности теста - количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени (Рт);

- скорость переноса информации - показатель, характеризующий функцио-нальную подвижность нервной системы

- показатель средней величины точности теста, предназначающийся для определения способности человека к безошибочному выполнению деятельности (Ат);

- коэффициент выносливости, определяющий способность человека к дли-тельному поддержанию выявленного уровня продуктивности без признаков утомления, снижающего скорость деятельности (Кр) [3].

Для определения влияния агрессивной визуальной среды на работоспособ-ность человека, за основу была взята данная методика. На начальном этапе экспе-римента исследовалась устойчивость ясного видения кольца Ландольта.

Участников эксперимента в количестве 60 добровольцев, разделили на две группы. Одной группе испытуемых в течение 5 минут было предложено смотреть на изображение

V V /- V и /-

пейзажей и других благоприятных полей, другой группе испытуемых было предложено

смотреть на изображения, содержащие агрессивные визуальные среды (тесты: «тельняшка»,

«клетка», «горошек», «прожектор» и их сочетания). После пятиминутного просмотра

испытуемым было предложено выполнить тест Ландольта.

Устойчивость ясного видения кольца Ландольта (с расстояния 5 метров, при фиксированном подбородке, линия взора параллельна полу) после пяти-минутного просмотра благоприятных визуальных полей составила 82 секунды, после просмотра агрессивных визуальных полей - 61 секунду, из 120 сек. (2 минут). Данный результата указывает на снижение времени устойчивости ясного видения после просмотра агрессивных визуальных полей на 26% и свидетельствует о снижении работоспособности.

Также для исследования влияния агрессивных визуальных полей на работоспособность человека нами использовался метод дозированных заданий, который в связи со спецификой нашего исследования был дополнен двумя комплектами бланков: первый комплект бланков с обычной разлиновкой голубого цвета, второй комплект - с жирной чёрной разлиновкой. Фон на всех бланках был - белый.

Дозированные задания (математические примеры, «Исключение понятий», «Закономерности числового ряда» и др. [5]) на листах с голубой разлиновкой и на листах с жирной черной разлиновкой, характеризующихся наличием агрессивного поля, были выполнены с разницей среднего количества ошибок - 3.

Следующая методика предполагала выполнить психологический тест на раздражительность «Тридцать три точки» [1]. Участникам предлагалось со-единить 33 точки, чтобы получилось нечто узнаваемое. Первой группе прого-варивал задание экспериментатор, одетый в синюю однотонную одежду, во второй группы экспериментатор включил в одежду агрессивные черно-белые полосатые элементы [2]. В присутствии агрессивного визуального поля с тестом на раздражительность справились 15% обследуемых, при отсутствии - 45%.

Далее нами использовалась методика определения коэффициента агрессивности, предложенная профессором В.А. Филиным [4]. Участникам эксперимента предлагалось оценить 6 различных предметов, имеющих различные визуальные поля. Из тестируемых 6 предметов, наибольший коэффициент агрессивности равный 83 у. ед. был определён для чёрной решетчатой подставки для бумаг. Для темной полосатой оградительной решётки отопительного прибора коэффициент агрессивности равен 71 у. ед., для бланка документа с жирной чёрной разлиновкой этот индекс был равен 45 у. ед.

Полученные результаты начального этапа эксперимента позволили сформулировать следующие выводы: воздействие агрессивной визуальной среды вызывает у человека снижение времени ясного видения; увеличение числа ошибок, рассеянность, усталость, утомление; раздражительность и агрессивность, что сказывается на эффективности выполняемой работы;

Общеизвестные методики оценки работоспособности человека по цветоощу-щению, устойчивости ясного видения были дополнены использованием моделей визуальных сред.

Их реализовали в виде пятиминутных презентаций с агрессивными и благоприятными визуальными полями, бланками для проведения экспериментов, и др.

Сочетание различных подходов (гигиенических, видеоэкологических, психологических) позволило предложить новый методический подход полезный для оценки зрительной работоспособности человека, для проектирования машин, средств визуального отображения, книгопечатания, а также для оценки и прогноза работоспособности операторов видеодисплеев (авиадиспетчеры), для диагностики различных психических, клинических и иных состояний людей.

Список литературы:

1. Касьянов С. Психологические тесты / С. Касьянов. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 608с.

2. Сулкарнаева Г.А. Экологическая валеология: учебное пособие / Г. А. Сулкарнаева. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 80с.

3. Сысоев В.Н. Тест Ландольта. Диагностика работоспособности: Методическое руководство / В. Н. Сысоев. - СПб.: Иматон, 2000. - 32с.

4. Филин В.А. «Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо» / В. А. Филин. - М.: ООО «ЮНИАР - ПРИНТ», 2001. - 312с.

5. Цыбульская И. С. Категории развития, здоровья и качества жизни детей. Методы их тестирования и учета / И.С.Цыбульская, Е.В.Бахадова, В.Б.Цыбульский. - Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2014. - 340с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.