Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПЕЙЗАЖНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ УНИКАЛЬНЫХ ЛАНДШАФТОВ'

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПЕЙЗАЖНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ УНИКАЛЬНЫХ ЛАНДШАФТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уникальный ландшафт / пейзаж / знаковое место / географический образ / эстетическое ландшафтоведение / культурно-образный подход. / unique landscape / landscape / iconic place / geo-graphic image / aesthetic landscape studies / cultural and imaginative approach

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Захаренко Александр Сергеевич, Захаренко Екатерина Андреевна

в статье рассмотрена история формирования подходов к изучению уникальности ландшафта через его пейзажно-эстетические свойства. Рассмотрены ключевые понятия пейзажно -эстетического восприятия ландшафта человеком. Даны определения и описания таких терминов как пейзаж, знаковое место, географический образ, эстетическое ландшафтоведение. Рассмотрены подходы к пониманию уникальности ландшафта, которые позволяют всесторонне подойти к его изучению, пониманию критериев его оценки как с природной, так и с культурной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR ASSESSING THE LANDSCAPE AND AESTHETIC PROPERTIES OF UNIQUE LANDSCAPES

the article examines the history of the formation of approaches to the study of the uniqueness of the landscape through its landscape-aesthetic properties. The key concepts of landscape and aesthetic perception of the landscape by man are considered. Definitions and descriptions of such terms as landscape, iconic place, geographical image, aesthetic landscape studies are given. The approaches to understanding the uniqueness of the landscape are considered, which allow a comprehensive approach to its study, understanding the criteria for its assessment from both a natural and cultural point of view.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПЕЙЗАЖНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ УНИКАЛЬНЫХ ЛАНДШАФТОВ»

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПЕЙЗАЖНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ УНИКАЛЬНЫХ

ЛАНДШАФТОВ Захаренко А.С.1, Захаренко Е.А.2

1Захаренко Александр Сергеевич - учитель географии, 2Захаренко Екатерина Андреевна - учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 с УИОП,

г. Воронеж

Аннотация: в статье рассмотрена история формирования подходов к изучению уникальности ландшафта через его пейзажно-эстетические свойства. Рассмотрены ключевые понятия пейзажно -эстетического восприятия ландшафта человеком. Даны определения и описания таких терминов как пейзаж, знаковое место, географический образ, эстетическое ландшафтоведение. Рассмотрены подходы к пониманию уникальности ландшафта, которые позволяют всесторонне подойти к его изучению, пониманию критериев его оценки как с природной, так и с культурной точки зрения.

Ключевые слова: уникальный ландшафт, пейзаж, знаковое место, географический образ, эстетическое ландшафтоведение, культурно-образный подход.

METHODS FOR ASSESSING THE LANDSCAPE AND AESTHETIC PROPERTIES OF

UNIQUE LANDSCAPES Zakharenko A.S.1, Zakharenko E.A.2

1Zakharenko Alexander Sergeevich - geography teacher, 2Zakharenko Ekaterina Andreevna - primary school teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 1 FROM UIOP,

VORONEZH

Abstract: the article examines the history of the formation of approaches to the study of the uniqueness of the landscape through its landscape-aesthetic properties. The key concepts of landscape and aesthetic perception of the landscape by man are considered. Definitions and descriptions of such terms as landscape, iconic place, geographical image, aesthetic landscape studies are given. The approaches to understanding the uniqueness of the landscape are considered, which allow a comprehensive approach to its study, understanding the criteria for its assessment from both a natural and cultural point of view.

Keywords: unique landscape, landscape, iconic place, geo-graphic image, aesthetic landscape studies, cultural and imaginative approach.

УДК 911.5

Изучение и познание уникальных ландшафтов возможно, как через традиционные методы ландшафтоведение, так и специальные, позволяющие не просто создать систему знаний об уникальных ландшафтах, но также наиболее ярко подчеркнуть их индивидуальные неповторимые особенности. Среди всего разнообразия методик наиболее интересен метод создания географического образа через пейзажно-эстетическое изучение ландшафта. Многие выдающиеся ученые проводили явную аналогию между методами географии и методами искусства.

Тема образного подхода в географии разрабатывалась учеными, начиная с XIX-XX вв. Особый интерес представляют взгляды В. П. Семенова-Тян-Шанского, сформулированные им в книге «Район и страна» (1928). Велик вклад в изучение этой проблемы и американских географов XX в. Карла Зауэра и Джона Лейл, внёсших значительный вклад в создание понятия образ.

Географический образ - это центральное понятие имажинальной географии. Как правило, отдельные географические образы могут формировать, в свою очередь, образно-географические системы (метасистемы) [4].

Образ - это не только термин, но и символ, знак общей исследовательской установки, первоначальной интуиции, противоположный по значению таким символам (знакам), как «схема», «формула», «система» и т.п. [3].

Образ - категория конкретного мышления, особую роль в котором играют эмоциональные моменты и субъективное отношение исследователя к изучаемому предмету, что было всегда характерно для географии и отличало эту науку от чисто «объективных», «строгих» наук. Образ предполагает наличие уникального, особенного, индивидуального, он создаётся именно из этих сторон реальности [4]. Образ - это инструмент и результат понимания индивидуального, уникального, особенного.

Методика познания образов в географии может быть условно названа культурно-образным подходом. Он позволяет включить в область рассмотрения и те методы, которые часто не относятся к географии, но по своим целям и результатам близки ей и дополняют ее [2].

Подход со стороны непосредственного восприятия среды и подход со стороны восприятия природно-культурных аспектов. Последний в свою очередь разделяется на литературно-образный, художественно -образный, архитектурно-образный и д.р. В сущности, это разные грани общего интуитивного (или не вполне осознанного) желания получить объемное, живое, человечески значимое представление о месте, и все эти подходы, хотя и в неравной мере могут служить целям и задачам изучения уникальных ландшафтов.

Важно заметить, что в своей современной трактовке идея образа места выходит за рамки традиционного для географии природно-морфологического понимания, в ней велика роль и культурно-символической составляющей — комплекса культурных, исторических, эстетических и иных «идеальных» значений. Поэтому, под культурно-образным подходом понимается междисциплинарный, синтетический подход, т.к. сама категория образа предполагает прорыв сквозь привычные междисциплинарные границы, и именно в таком контексте следует рассматривать любое исследование образов уникальных ландшафтов [5].

В теории и практике моделирования географических образов наряду с понятием географического образа активно используются понятия когнитивно-географического контекста, локального (пространственного, регионального) мифа, гения места, знакового места.

Знаковое место — пространство (территория, акватория, ландшафт, урочище), имеющее определенные характеристики в рамках конкретного мета-пространства. Знаковым местом могут быть здание (светское здание, религиозное здание — церковь, храм, колокольня; просто здание — визуальная доминанта ландшафта), площадка перед зданием, комплекс зданий (замок, центр средневекового города, монастырь и т. д.), искусственное сооружение (насыпной курган или пирамида из камней, поминальный крест и т. д.), вершина горы, холма или сам холм, болото, водный источник (ключ), река, озеро или их береговая линия, какой-либо памятник или территория рядом с ним или вокруг него — в целом любое географическое пространство, осмысляемое с помощью историко-культурного, социального, политического, географического воображения на основе реальных или вымышленных событий. Знаковые места являются неотъемлемыми элементами уникального природного и культурного ландшафта.

Одной из наиболее важных научно теоретических и прикладных областей, в которой может найти применение методика создания образов, является география уникальных ландшафтов, географической образ которых может формироваться на основе пейзажно-эстетической географии.

Эстетическое ландшафтоведение представляет собой важное направление географии. Основоположником научного изучения эстетических свойств ландшафтов считается выдающийся европейский географ Альфред Геттнер, который сформулировал методологические основы новой науки, предопределив развитие метода покомпонентной оценки эстетической ценности территории. Он также заостряет внимание на одном из фундаментальных вопросов эстетической географии - вопросе объективности оценки эстетической привлекательности ландшафта, считая, что «.. .нужно заранее, на почве эстетики, решить: существуют ли вечные эстетические ценности, или же различие и изменчивость эстетических ценностей скорее указывают на то, что происхождение их субъективно и основано на психологии и что поэтому эстетическая оценка ландшафта всегда возможна только с какой-нибудь определенной точки зрения».

Эстетическое ландшафтоведение снимает важную для русской ландшафтной географии методологическую проблему противопоставления природы и культуры, «возвращает» в географию пейзаж как объект ландшафтного исследования и анализа. В.П. Семенов-Тян-Шанский предпочитает использовать французское слово пейзаж, которое было воспринято через живопись. Для различения от живописного пейзажа он предлагает термин географический пейзаж. Под географическим пейзажем понимается определенная, гармоничная, закономерная картина, типичная для данной местности. Для В.П. Семенова-Тян-Шанского пейзажная репрезентация ландшафта, подчеркивающая связь географии и искусства, имела особое значение.

Одно из самых интересных ландшафтно-эстетических исследований последнего времени - работа В.А. Николаева «Ландшафтоведение: эстетика и дизайн». Важнейший теоретический вопрос соотношения ландшафта и пейзажа решается с ландшафтных позиций: ландшафт, по мнению автора, представляет собой сущность, а пейзаж - явление. Особо рассматриваются методы эстетической оценки пейзажа [6].

Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности непосредственным чувственно-духовным бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности реальных объектов. Наличие определенной эстетической ценности у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему общественно-исторических отношений они включены. Поэтому, несмотря на то, что носителем эстетической ценности может быть природный объект, её содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь национального и мирового, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального. Многообразны не только носители эстетической ценности, но и её виды. [1].

Разные подходы к пониманию уникальности позволяют всесторонне подойти к его изучению, пониманию критериев его уникальности.

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества / пер. с англ. В. Г. Николаева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.- 46-54 с.

2. Веденин Ю.А. Социокультурные проблемы туристкого освоения центральных историко-культурных территорий / Ю.А. Веденин // Проблемы прогнозирования туристко-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. -М.; 1995. - 27- 54

3. Голд Дж. Психология и география: основы поведенческой географии / пер. с англ. С. В. Федулова. М.: Прогресс, 1990.

4. Замятин Д. Н. Имажинальная (образная) география. Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 4./ Д.Н. Замятин.- М.: Институт наследия, 2007. - 291-296 с.

5. Лавренова О. А. Новые направления культурной географии: семантика географического пространства, сакральная и эстетическая география // Культурная география / под ред. Ю. А. Веденина, Р. Ф. Туровского. - М.: Институт наследия, 2001. С. 95-126.

6. Николаев, В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн ландшафта: Учебное пособие./ В.А. Николаев. -М.: Аспект-Пресс, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.