обучающие возможности. Философы и писатели уже столетия назад преклонялись перед тайной игры. Шекспир рассматривает «сцену жизни» и «мир - театр», в котором «женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». Следует вспомнить часто цитируемое высказывание Ф.Шиллера: «.. .Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Остановимся на некоторых признаках игры, характеризующих ее как универсальное понятие. К таким признакам специалисты относят в первую очередь игровой контекст, включающий: игровую зону (реальную или психологическую); время и пространство, в границах которого осуществляется игровое действие [1, с. 151]. Контекст игры - это, атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений. Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто «спрессовывается» время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Любая игра немыслима без правил, которые, по словам А.Г. Асмолова, «можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни». И тут же он добавляет, что, тем не менее «никакие правила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что игра - это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни» [2, с. 146]. С одной стороны, игра представляет собой довольно жесткую структуру, так как она требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой - правила игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию. Ролевая игра - метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению русским языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Эти методики способствуют:
• Развитию воображения и навыков критического мышления;
• Развитию способности ясно выражать свое отношение, мнение и ценности;
• Применению на практике другой линии поведения;
• Применению на практике умения решать проблемы;
• Воспитанию сочувствия к другим людям.
Ролевые игры могут выполнять несколько функций, среди которых:
• Мотивация к изучению темы;
• Иллюстрация какой-то проблемы перед обсуждением или разбором этой проблемы ;
• Метод отработки каких-либо практических навыков.
Таким образом, ролевые игры повышает внимание, интерес, улучшает восприятие и усиливает мотивацию к учению.
Список литературы
1. Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1979.
2. Зинченко В.П. Как построить своё «Я». Педагогика М., 1991.
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Сайидова С.Ё.
Сайидова Сайёра Ёрикуловна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: актуальность данной темы заключается в том, что задачи, поставленные перед педагогами образовательных учреждений, требуют решения проблемы поколения - развивать интерес у школьников к чтению.
Ключевые слова: интерес к чтению, мотивация, творческий потенциал, самообучение, художественное произведение.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говорящий или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого. В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Перед учителем словесности, на мой взгляд, стоит одна из главнейших задач современности -возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению. Обучение чтению на русском языке в иноязычной аудитории должно выполнять воспитательные, образовательные, развивающие и практические задачи. Мы не можем пользоваться полезнейшим техническим средством - компьютером, если не обучились методике пользования, хотя многие умели печатать на пишущей машинке и отправлять письма с почты или по факсу. Даже сотовый телефон и автоматическая стиральная машина, которые стали обыденностью, требуют минимального самообучения. Обучение чтению осознается как общепредметная цель. По мнению ученых, чтение выступает в нескольких ролях:
1) выполняет задачи воспитания (через получаемый читателями материал и воспринимаемые образцы);
2) приучает к логическому мышлению;
3) знакомит с современной действительностью, отраженной в тексте;
4) обогащает язык;
5) развивает память и воображение учащихся.
Современные уроки литературного чтения - это не только уроки развития речевых умений и навыков, но и уроки введения детей в мир художественной литературы, уроки воспитания читательской культуры. На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам [1, с. 141]. Изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребёнка, его внутреннему «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей извне («велели»). Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё, пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда: — ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, — когда он откроет личный смысл в читаемом, — когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него [2, с. 64]. Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Можно говорить о серьезных достижениях ученых-методистов в разработке таких направлений методики обучения чтению, как:
1) определение видов чтения и методов обучения видам чтения;
2) методика обучения технике чтения;
3) методика обучения работе с книгой;
4) методика формирования читательских интересов.
В течение последующих десятилетий обозначенные направления получили свое развитие в большей или меньшей степени. В современной школе обучение чтению приобретает новое звучание в методике преподавания русского языка. В Примерной программе по русскому языку для основной школы, составленной на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте, одним из основных показателей функциональной
84
грамотности, имеющей метапредметный статус, названы коммуникативные универсальные учебные действия. Умение читать и адекватно воспринимать читаемый текст — одно из коммуникативных универсальных действий [3].
Список литературы
1. Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. М., 1937.
2. Климанова Л.Ф. Особенности уроков чтения в начальной школе. Уроки литературного чтения. 1 класс. М., 2004.
3. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.
ЧТЕНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сайидова С.Ё.
Сайидова Сайёра Ёрикуловна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится об изучающем чтении, которое является основным видом чтения при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: чтение, художественная литература, задача чтения, речевая деятельность, цель чтения.
Сегодня, когда изо дня в день возрастает обмен информацией между различными странами, большое место в жизни человека начинает занимать чтение на иностранном языке. Первые шаги учителя русского языка при работе с инофонами должны быть направлены на формирование положительного мотивационного отношения к русскому языку через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости (для нужд общения). Современного человека всё больше и больше привлекает чтение художественной, специальной литературы, а также газет и журналов на иностранных языках. Это требует соответствующих навыков и умений, которые, как известно, сами по себе не формируются. В жизни каждого современного человека чтение занимает значительное место. Так как, чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание написанного текста. При помощи книги человек приобретает новые знания. Среди различных видов речевой деятельности, подлежащих освоению при обучении русскому языку как иностранному (говорение, чтение, аудирование, письмо, перевод), первые два (говорение и чтение) играют доминирующую роль на занятиях. Процесс обучения иностранным языкам отнюдь не исключает развитие навыка чтения. Напротив, большинство учебников содержит достаточно большое количество тщательно отобранных текстов для всех этапов обучения [1, с. 35]. Поэтому одной из основных задач обучения русскому языку как иностранному в иностранной аудитории является обучение чтению на нем. Обучение чтению на русском языке должно занимать значительное место в процессе обучения русскому языку, особенно вне языковой среды. Так как, чтение является мощным ресурсом в привитии интереса к изучению русского языка вне языковой среды, развитии социокультурной компетенции и расширении общего кругозора иностранных студентов. Очевидно, что плохая техника чтения в процессе обучения неродному языку отрицательно сказывается на умении извлекать информацию из речевого сообщения, лаконично отвечать на поставленный вопрос, так как иностранные студенты зачастую могут оперировать только готовыми блоками, извлечёнными из текста в ходе его анализа. Неоценима роль чтения и в формировании лексики, которую студент воспринимает без словаря при чтении или слушании, хотя до этого данных слов не было в его речи. Приступая к чтению какого-либо текста, студенты должны чётко осознавать ту коммуникативную задачу, которая определяет характер восприятия текста в целом. Под коммуникативной задачей в данном случае надо понимать установку для студентов на то, с какой целью они будут осуществлять чтение: где, когда, с какой целью будет использоваться полученная из текста информация [2, с. 33]. Студент, начиная работу с