МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ДИСЛЕКСИИ Чухнина Е.И.
Чухнина Елена Игоревна - учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24, г. Тамбов
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы оптимизации коррекционно-педагогической работы по устранению дислексии у обучающихся при обучении чтению и письму на английском языке. Описаны возможности использования методики «Blending reading» и метода Хики для обучения чтению на уроках английского языка учащихся с признаками дислексии. Такой подход может быть интересен специалистам, работающим с детьми, страдающими дислексией, в частности, преподавателям иностранного языка, учителям русского языка и литературы, логопедам.
Ключевые слова: дислексия, методика обучения чтению и письму, методика «Blending reading», метод Хики, произношение от звука к слову.
УДК 372.4.
Иностранный язык с 2022 года станет обязательным предметом единого государственного экзамена, который школьники должны сдавать для получения аттестата [4. С. 1582]. Для учащихся, страдающих дислексией, выучить иностранный язык, даже на уровне владения пассивным запасом лексики, зачастую невозможно.
Дислексия - аномалия, имеющая нейрофизиологическую основу и препятствующая достаточному формированию навыков чтения и письменной речи [7]. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности [1. С. 85]. Наличие признаков дислексии характерно примерно для 20% учащихся [7]. При определённой степени дислексии реализация практической цели обучения иностранным языкам становится не возможной.
Учителя иностранного языка не всегда достаточно осведомлены в вопросах дислексии. В связи с этим у них возникает предубеждение, что безграмотность детей объясняется их недостаточными интеллектуальными способностями, природной ленью или низкой мотивацией. Равнодушное отношение учителя к учащемуся с признаками дислексии, а также несоответствие используемых приёмов обучения индивидуальным способностям дислектика может нанести непоправимый ущерб его личности [7].
Обучение школьников с признаками дислексии иностранному языку представляет собой процесс активизации их творческой деятельности. Адаптирующие методики должны использовать внутренние ресурсы обучающегося, которые индивидуальны в каждом отдельном случае. У детей с признаками дислексии, как правило, часто плохо развиты лингвистические и логические способности, поэтому в методиках необходимо опираться на визуально-пространственные, кинестетические, музыкальные способности [2].
В своей практической деятельности при обучении чтению учащихся с признаками дислексии автор статьи использует методику Blending reading и метод Хики.
Техника «Blending reading» предусматривает процесс произношения отдельных звуков в слове к целому слову. Для начала необходимо озвучить слово и посмотреть, может ли ребенок слышать его. Далее необходимо быстро произнести каждый звук в отдельности, чтобы получилось целое слово. Проще, если первый звук будет чуть громче. Например: C-A-T [K - ж - t] приведет к cat [kstj. Эта техника позволяет
каждому ученику научиться чтению, и улучшать его с практикой [3. С. 20]. Лучше читать и писать меньше, но с тщательным проговариванием текста, читать — медленно с подчеркнутой артикуляцией. После исправления ошибок, несколько раз отрабатываются сходные слова и выражения, чтобы закрепить успех.
Мультисенсорный метод Хики, видоизмененный и адаптированный для обучения учащихся с дислексией предусматривает усвоение строго детерминированного языкового материала и обеспечивает наиболее благоприятные возможности для опоры на все виды восприятия для обучения письменной речи посредством выработки фонетических, слухо-произносительных и двигательных навыков. Дидактический материал для обучения чтению по методике Хики содержится в пособиии для обучения чтению и письму детей с признаками дислексии «Look! It's а Book» (автор - Любовь Митник). В своем методическом пособии Л. Митник использует набор объемных букв алфавита, набор карточек для чтения, представляющих различные фонемы, набор орфографических карточек.
Во-первых, указывает автор пособия, учащиеся с признаками дислексии особенно нуждаются в понимании того, что буквы алфавита - это графические знаки, представляющие звуки речи. Усвоение алфавитной последовательности букв для таких учеников является не менее важным. Каждый урок она рекомендует начинать с построения алфавита в его установленной последовательности с помощью учебных игр [7].
Во-вторых, ученик с признаками дислексии неспособен ассоциировать конкретный звук с его письменным символом. Для коррекции данного недостатка фонематического восприятия автор пособия использует карточки для чтения. Целью является усвоение звуковой формы и письменных символов фонем [7].
В-третьих, она использует орфографические карточки, чтобы представить графический символ звука таким образом, чтобы обеспечить его звуковое воспроизведение во всех возможных вариантах и записать их. В процессе работы с такими карточками приводятся в действие все анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный (ученик пишет фонемы, предварительно проговаривая) [7].
В заключение хотелось бы отметить, несмотря на то, что для учащихся с признаками дислексии процесс чтения и письма на английском языке значительно осложнен, методика Blending reading и адаптированный метод Хики позволяют сделать этот процесс более доступным.
Список литературы
1 Андриади И.П. Педагогический словарь. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 224 с.
2 Елецкая О.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы: Уч.-мет. пос. / Под ред. Елецкой О.В., Елецкая О.В., Логинова Е.А. и др. М.: Форум. НИЦ ИНФРА-М, 2016. 400 с.
3 Алмазова Н.И., Мейеринк А.Ю., Коган М.С. Обучение чтению на иностранном языке учащихся начальной школы с признаками дислексии // Иностранные языки в школе, 2016. № 11. С. 18-25.
4 Балина Л.Г. Обучение чтению младших школьников на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 15. С. 1581-1585.
5 Чаплинская Ю.Г. Обучение чтению слабоуспевающих учеников на уроках английского языка в современных условиях // Обучение и воспитание: методики и практика, 2013. № 6. С. 151-155.
6 Митник Л. Обучение английскому языку детей с признаками дислексии в многоязычной среде: Дисс. ... канд. истор. наук. Москва, 2000. 117 с.