Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ CLASS КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

МЕТОДИКИ CLASS КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова О.В., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Тарасова К.С., Якупова В.А.

Согласно международным лонгитюдным исследованиям, качество дошкольного образования имеет огромное значение для дальнейшего развития учащихся (Веракса, Веракса, 2014; Шиян, 2013). Причем именно педагоги в дошкольных образовательных учреждениях играют наиболее важную роль в когнитивном и эмоционально-личностном развитии воспитанников (Hamre et al., 2014; Heckman et al., 2010; Pianta et al., 2002; Maldonado-Carreno, Votruba-Drzal, 2011; Silver et al., 2005). Одним из наиболее широко используемых в зарубежных исследованиях инструментариев, направленных на оценку качества преподавания, является методика наблюдения CLASS (Classroom Assessment Scoring System) (Pianta, La Paro, Hamre, 2008). Она представляет собой систему оценивания взаимодействия педагога и воспитанников в группе, разработанную как для дошкольных учреждений, так и для школьного обучения вплоть до третьего класса. Данная система, в отличие, к примеру, от ECERS-S (Хармс, Клиффорд, 102 Крайер, 2016), не оценивает наличие материалов, физическую среду или безопасность; CLASS сосредотачивает внимание на взаимоотношениях между воспитателем и учащимися, а также на том, что педагог делает с имеющимися в его распоряжении материалами, насколько эффективно он их использует. Выделяемые в методике CLASS критерии основаны на исследованиях, показывающих, что взаимоотношения между учащимися и взрослыми являются основной движущей силой развития и обучения детей, а также на отечественных теориях возрастного развития, в том числе Л.С. Выготского (1991). Независимо от рассматриваемой возрастной группы, в данной методике выделяются 10 основных критериев, разделенных на 3 основных области: 1) эмоциональная поддержка (включает в себя показатели отзывчивости педагога, внимания к мнениям учащихся, а также особенностей психологического климата в группе); 2) организация работы в группе (включает три показателя: управление поведением, продуктивность и использование различных форматов обучения); 3) методическая поддержка (включает в себя три критерия, позволяющие оценить степень развития педагогом концептуального мышления, языкового моделирования у воспитанников, а также качество обратной связи, которую педагог дает детям в ходе обучения. Проведенный анализ зарубежных исследований за последние 20 лет показал связь трех основных показателей взаимодействия педагога с детьми с социальным, эмоциональным, регуляторным и когнитивным развитием учащихся. Это доказывает особую значимость данных факторов при оценке качества образовательной среды сада и младшей школы. Наибольшее число эмпирических данных подтверждают влияние именно факторов эмоциональной близости на развитие детей дошкольного возраста, тогда как влияние особенностей организации работы в группе и качества преподавания знаний на развитие психических функций дошкольников пока еще изучены меньше. Методика CLASS может стать полезным инструментом в дальнейшем изучении данных взаимосвязей. В данный момент проводится апробация методики CLASS в российских детских садах (в исследовании задействовано более 30 старших групп). Кроме того, в исследовании планируется изучение влияния выделенных авторами методики характеристик взаимодействия педагога с детьми на речевое и регуляторное развитие дошкольников. Таким образом, методика CLASS представляет собой ценный инструментарий, позволяющий не только оценить влияние образовательной среды сада на развитие психических функций ребенка, но и выделить среди различных аспектов взаимодействия педагога и 103 учащегося предикторы, определяющие успешность дальнейшего развития дошкольника. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № №17- 29-09112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова О.В., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Тарасова К.С., Якупова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ CLASS КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Методики CLASS как инструмент оценки качества образовательной

среды

Алмазова О.В.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Веракса А.Н.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Бухаленкова Д.А.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Тарасова К.С.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Якупова В.А.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Согласно международным лонгитюдным исследованиям, качество дошкольного образования имеет огромное значение для дальнейшего развития учащихся (Веракса, Веракса, 2014; Шиян, 2013). Причем именно педагоги в дошкольных образовательных учреждениях играют наиболее важную роль в когнитивном и эмоционально-личностном развитии воспитанников (Hamre et al., 2014; Heckman et al., 2010; Pianta et al., 2002; Maldonado-Carreno, Votruba-Drzal, 2011; Silver et al., 2005).

Одним из наиболее широко используемых в зарубежных исследованиях инструментариев, направленных на оценку качества преподавания, является методика наблюдения CLASS (Classroom Assessment Scoring System) (Pianta, La Paro, Hamre, 2008). Она представляет собой систему оценивания взаимодействия педагога и воспитанников в группе, разработанную как для дошкольных учреждений, так и для школьного обучения вплоть до третьего класса. Данная система, в отличие, к примеру, от ECERS-S (Хармс, Клиффорд,

Крайер, 2016), не оценивает наличие материалов, физическую среду или безопасность; CLASS сосредотачивает внимание на взаимоотношениях между воспитателем и учащимися, а также на том, что педагог делает с имеющимися в его распоряжении материалами, насколько эффективно он их использует.

Выделяемые в методике CLASS критерии основаны на исследованиях, показывающих, что взаимоотношения между учащимися и взрослыми являются основной движущей силой развития и обучения детей, а также на отечественных теориях возрастного развития, в том числе Л.С. Выготского (1991). Независимо от рассматриваемой возрастной группы, в данной методике выделяются 10 основных критериев, разделенных на 3 основных области:

1) эмоциональная поддержка (включает в себя показатели отзывчивости педагога, внимания к мнениям учащихся, а также особенностей психологического климата в группе);

2) организация работы в группе (включает три показателя: управление поведением, продуктивность и использование различных форматов обучения);

3) методическая поддержка (включает в себя три критерия, позволяющие оценить степень развития педагогом концептуального мышления, языкового моделирования у воспитанников, а также качество обратной связи, которую педагог дает детям в ходе обучения.

Проведенный анализ зарубежных исследований за последние 20 лет показал связь трех основных показателей взаимодействия педагога с детьми с социальным, эмоциональным, регуляторным и когнитивным развитием учащихся. Это доказывает особую значимость данных факторов при оценке качества образовательной среды сада и младшей школы.

Наибольшее число эмпирических данных подтверждают влияние именно факторов эмоциональной близости на развитие детей дошкольного возраста, тогда как влияние особенностей организации работы в группе и качества преподавания знаний на развитие психических функций дошкольников пока еще изучены меньше. Методика CLASS может стать полезным инструментом в дальнейшем изучении данных взаимосвязей. В данный момент проводится апробация методики CLASS в российских детских садах (в исследовании задействовано более 30 старших групп). Кроме того, в исследовании планируется изучение влияния выделенных авторами методики характеристик взаимодействия педагога с детьми на речевое и регуляторное развитие дошкольников.

Таким образом, методика CLASS представляет собой ценный инструментарий, позволяющий не только оценить влияние образовательной среды сада на развитие психических функций ребенка, но и выделить среди различных аспектов взаимодействия педагога и

учащегося предикторы, определяющие успешность дальнейшего развития дошкольника.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № №17- 29-09112

Список литературы:

1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт - М.: Мозаика-Синтез, 2014. -С. 161-178;

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

3. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №5. - С. 68-78;

4. Хармс Т., Клиффорд Р.М, Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. - М.: Национальное образование, 2016.

5. Hamre B.K., Pianta R., Hatfield B., Jamil F. Evidence for General and Domain-Specific Elements of Teacher-Child Interactions: Associations With Preschool Children's Development // Child Development, 2014, 3, 1257-1274.

6. Heckman J.J., Moon S. H., Pinto R., Savelyev P.A., Yavitz A. The rate of return to the HighScope Perry Preschool Program // Journal of public Economics, 2010, 94, 114-128.

7. Maldonado-Carreno C., Votruba-Drzal E. Teacher-Child Relationships and the Development of Academic and Behavioral Skills During Elementary School: A Within- and Between-Child Analysis // Child Development, 2011, 82, 601-616.

8. Pianta R.C., La Paro K.M., Payne C., Cox M.J., Bradley R. The relation of kindergarten classroom environment to teacher, family, and school characteristics and child outcomes // Elementary School Journal, 2002, 102(3), 225-238.

9. Pianta R., LaParo K., Hamre B. Classroom Assessment Scoring System PreK manual. Baltimore, MD: Brookes, 2008.

10. Silver R., Measelle J., Amstrong J., Essex M. Trajectories of Classroom Externalizing Behaviour: Contributions of Child Characteristics, Family Characteristics, and the Teacher-Child Relationships during Transitions // Journal of School Psychology, 2005, 43, 39-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.