Научная статья на тему 'Методики борьбы с фейк-ньюс. Опыт Запада'

Методики борьбы с фейк-ньюс. Опыт Запада Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
513
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фейк-ньюс / троллинг / боты / инфографика / медиаграмотность / Fake news / trolling / bots / infographics / media literacy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Онуфриенко Андрей Анатольевич

Рассмотрен феномен ложных новостей, которые оказывают значительное влияние на политику государств и сознание масс, несут в себе реальную и потенциальную угрозу разжигания социальных конфликтов. Представлены данные о законодательных мерах, призванных противодействовать распространению фейковых новостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Онуфриенко Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedures of struggle against a fake news. Experience of the West

The article deals with the phenomenon of false news, which have a significant impact on the politics of states and the consciousness of the masses, carry a real and potential threat of inciting social conflicts. Data on legislative measures designed to counteract the spread of fake news are presented.

Текст научной работы на тему «Методики борьбы с фейк-ньюс. Опыт Запада»

Методики борьбы с фейк-ньюс

Опыт Запада

© Онуфриенко А. А. © Onufrienko A. Методики борьбы с фейк-ньюс. Опыт Запада Procedures of struggle against a fake news. Experience of the West

Аннотация. Рассмотрен феномен ложных новостей, которые оказывают значительное влияние на политику государств и сознание масс, несут в себе реальную и потенциальную угрозу разжигания социальных конфликтов. Представлены данные о законодательных мерах, призванных противодействовать распространению фейковых новостей.

Annotation. The article deals with the phenomenon of false news, which have a significant impact on the politics of states and the consciousness of the masses, carry a real and potential threat of inciting social conflicts. Data on legislative measures designed to counteract the spread of fake news are presented.

Ключевые слова. Фейк-ньюс, троллинг, боты, инфографика, медиаграмотность.

Key words. Fake news, trolling, bots, infographics, media literacy.

Стремительное развитие медийных технологий в конце ХХ — начале ХХ! в. привело к тому, что на современного человека обрушился вал информации, один из элементов которой составляют фальшивые сообщения и новости, оказывающие значительное влияние на политику государств и сознание людей, несущие в себе опасность разжигания социальных конфликтов. Около 85% европейцев считают сегодня ложную информацию проблемой для своей страны, а 83% определяют ее как проблему для демократии в целом [33].

Феномен, представляющий собой современную трансформацию понятия «дезинформация», в наши дни называют «фейк-ньюс» (ложные, фальшивые новости). Это контент, который частично или полностью не соответствует действительности, но, тем не менее, публикуется на новостных сайтах или в социальных сетях. Фальшивые новости — явление не простое и не новое. Уже в первой газете Римской империи Acta Diurna, издававшейся во времена правления Юлия Цезаря, появились сенсационные сообщения о событиях, связь которых с реальностью была сомнительной

ОНУФРИЕНКО Андрей Анатольевич — независимый исследователь, аспирант РУДН.

1

(например, история с якобы выставленной в Риме на всеобщее обозрение мифической птицей Феникс) [31].

Среди других известных примеров — соперничество Октавиана Августа и Марка Антония за власть в Римской империи. Октавиан решил ослабить популярность противника. Для этого он использовал монеты с изображением конкурента, на которых вычеканили надписи, характеризующие Марка Антония как человека слабого, зависимого от Клеопатры, владычицы Египта — в то время римской колонии. Измененные таким образом монеты Октавиан пустил в обращение, чтобы продвинуть в массы негативный образ своего соперника [17].

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший на рубеже V— VI вв. при дворе императора Юстиниана, сочинял лживые официальные истории, которые прославляли деяния правителя. И только после смерти историка был обнаружен труд под названием "Anécdota" (в дальнейшем получивший назване «Тайная история»), содержавший описание Проко-пием реальных событий и критику императора [9].

До появления Facebook его функции выполняли кофейни. В XVII в. британские королевские круги охватила паника из-за того, что эти недавно открывшиеся питейные салоны превратились в форумы политического инакомыслия. В 1672 г. Карл II издал указ о «сдерживании распространения ложных новостей», которые помогали «разжигать всеобщую подозрительность и недовольство в умах всех добропорядочных подданных Его Величества» [26].

В XIX в. журналисты Джозеф Пулитцер и Уильям Херст обнаружили, что скандальные истории об убийствах и кровавых происшествиях привлекают больше читателей, чем обычные новости. Термин «желтая пресса», обозначающий журналистику, основанную на недоказанной сенсации, используется и поныне [30].

Широко нашумевший фейк XX в. — история постановки 30 октября 1938 г. романа Герберта Уэллса «Война миров» на радиостанции CBS Radio Network. Она известна тем, что слушатели приняли радиоспектакль, поставленный Mercury Theater (театральной компанией Орсона Уэллса) и стилизованный под «репортаж в прямом эфире», за реальное событие, после чего более миллиона жителей северо-востока США поверило в нападение марсиан и ударилось в панику. Однако слава этого фейка сама по себе оказалась фейком: по данным современных историков, в действительности массовой паники не было, а событие было преувеличено газетами того времени с целью дискредитировать радио как источник новостей и информации (к тому моменту радиостанции стали серьезными конкурентами самой прессы) [1].

Примером известного фейка уже XXI в. стала настойчиво распространяемая весной 2020 г. мировыми СМИ фальшивка о том, что министр общественной безопасности КНДР О Сон Хон был заживо сожжен из огнемета, причем осуществлял казнь якобы лично лидер КНДР Ким Чен Ын [2].

Не соответствует действительности и опубликованное недавно крупнейшими СМИ мира ложное известие о том, что голливудская кинозвезда

Леонардо Ди Каприо пожертвовал 10 млн долларов на помощь Украине — родине его бабушки [10].

Таким же фейком оказалась и новость, потрясшая некоторых россиян в мае 2022 г., будто бы США «отберут» у них свои 100-долларовые банкноты, отменив их для россиян раз и навсегда [6]. На самом деле российские СМИ, растиражировавшие эту фейк-ньюс в своих скандальных заголовках, то ли не удосужились проверить исходные факты, то ли сознательно, будучи кровно заинтересованными в продаже читателям максимально ужасной новости (ибо негативная эмоция захватывает тебя больше, чем нейтральная или позитивная), посчитали реальностью всего лишь гипотетическое предложение президенту США Дж. Байдену от малоизвестного научного сотрудника Гуверовского института Маркоса Куналакиса, которое тот высказал в своей статье в Wall Street Journal [22].

2

Со временем менялся контекст, в котором выступали фейк-ньюс. Но суть этого феномена как вида медийной информации, в которой по политическим, финансовым и идеологическим причинам — в частности, ради уничтожения репутации известного человека1 — правда смешивается с ложью и благодаря Интернету мгновенно расходится по миру (исследования Массачусетского технологического института свидетельствуют о том, что фальшивые новости распространяются на 70% быстрее, глубже и дальше настоящих2, подтверждая известную фразу Марка Твена «Ложь обойдет полмира, пока правда только обуется»), — осталась.

Фейковые новости — эффективный инструмент воздействия на общественное мнение. Поскольку создавать их просто и дешево, сегодня они в угрожающих объемах заполняют информационные поля разных стран. «Многие поддельные новости пишутся обычными людьми. Они сидят за своими компьютерами, усвоив простую формулу: скандальный заголовок плюс ложная информация равно прибыль... Поддельные новости намного легче сфабриковать и распространить, чем обнаружить и разоблачить» [14].

Фейк-ньюс фабрикуются таким образом, чтобы уже заголовком эмоционально поразить пользователя и убедить его поверить в них, а затем передать дальше. Как утверждает исследователь человеческого любопытства, автор теории «информационного пробела» американский психолог Джордж Левенштейн, человека больше всего интересуют вещи, о которых он уже что-то знает, но не считает себя в них экспертом. Минимальный уровень знаний

1 Например, 400 тыс. долларов, по подсчетам Оксфордского интернет-института, стоит хорошо подготовленная кампания фейковых новостей, направленная на дискредитацию высокопоставленного политика, крупной компании или конкретного продукта, производимого конкурентом.

2 Правдивая информация редко доходит до более, чем тысячи человек, в то время как самые популярные фальшивки доходят даже до 100 тыс. Недостоверная информация имеет на 70% больше шансов быть перепощенной, чем настоящая. Правдивой новости требуется в шесть раз больше времени, чем фальшивке, чтобы быть прочитанной 1,5 тыс. человек.

является основным условием привлечения его внимания. Если пользователь ничего о них не знает, значит он до сих пор не проявлял к ним интереса, поэтому будет и дальше продолжать их игнорировать. Сложный и непонятный заголовок или тот, который раскрывает слишком много содержания, менее привлекателен, чем заголовки, которые дают некоторую информацию и в то же время оставляют недосказанность или тайну.

Как правило, фейковые новости делят на две категории: заведомо ложная информация, целью которой является манипулирование общественным мнением, и информация неточная (не все факты проверены, некоторые ее аспекты преувеличены), но содержащая достоверные данные. Среди разных типов информации эксперты Reuters Institute for the Study of Journalism выделяют шесть, которые можно отнести к широкой группе фейковых новостей:

— информация, сознательно искаженная для достижения конкретного результата.

— информация, придуманная с нуля, чтобы достичь политической или деловой цели (продажи).

— информация, являющаяся результатом слабого владения журналистским мастерством, с «кликбейтными» (кричащими) заголовками, используемыми специально для привлечения посетителей на сайт и увеличения доходов владельцев сайта от рекламы.

— информация, в которой термин «фейк-ньюс» используется (например, политиками) для того, чтобы дискредитировать источник или саму информацию (использование в политических целях).

— информация, которая выглядит как настоящий журналистский материал, но на самом деле является рекламой.

— информация, придуманная с нуля, цель которой заставить аудиторию смеяться (сатира) [18].

3

Фейковая информация распространяется разными способами, наиболее агрессивным из которых является троллинг, осуществляемый интернет-троллями. Последние, согласно определению австрийской исследовательницы терроризма и экстремизма Джулии Эбнер, представляют собой «пользователей, намеренно пытающихся влиять на мнения, циркулирующие в социальных сетях» [24]. Чаще всего они мотивированы политическими целями и стараются вызвать панику, дестабилизировать систему, взбудоражить общество, разжигать конфликты, вовлекая в них большое количество людей. Стычки с троллями особенно тяжелы во времена, когда все большую роль играют платные тролли, обученные соответствующим приемам, облегчающим им распространение дезинформации, а интернет-пользователям — затрудняющим их распознавание. Самые распространенные типы троллей — это люди, испытывающие психологическую потребность причинить вред другим, а также те, кто притворяется кем-то иным, чем есть на самом деле [29].

Так, в Германии, например, действует «армия» троллей Reconquista Germanica — праворадикальное интернет-сообщество, влияющее на политический дискурс в стране. Группа, насчитывающая примерно 10 тыс. человек, организована в соответствии со строгой военной иерархией, частично вдохновленной нацизмом.

Reconquista запускает кампании запугивания и дезинформации в Facebook и Twitter. Чтобы добиться успеха, она старается «перехитрить» алгоритмы социальных сетей. Делается это с помощью онлайн-кампаний по манипулированию либо, как именуют их тролли, «рейдов» или «атак». Язык троллей представляет собой смесь военных терминов с лексикой компьютерных игр (рейд — означает «большое ограбление» в компьютерных играх). Цель заключается в том, чтобы перехватить у левых сил хэштег, находящийся в авангарде трендов в Twitter. Для этого тролли договариваются в своих группах на определенное время и одновременно публикуют множество твитов с одним и тем же хэштегом.

Тролли часто используют фейковые аккаунты, которые создаются месяцами благодаря накоплению твитов и подписчиков. В результате складывается впечатление, что множество людей публикуют или твитят с одним и тем же хэштегом, — хотя на самом деле это делают всего несколько технически продвинутых троллей. Временами тролли создают специальные аккаунты с левым содержанием. Сначала человек, администрирующий их, пишет и публикует посты на темы, не связанные с политикой, а затем атакует оппонентов, используя ранее установленный хэштег. Это так называемый red pilling или подача «красной таблетки» (отсылка к фильму «Матрица»).

Считается, что тот, кто проглотит «красную таблетку», увидит мучительную правду реальности. Кто примет «синюю» — продолжит жить в иллюзорном мире. Красная таблетка — это эвфемизм для описания процесса радикализации, который тролли хотят вызвать у населения. Смысл их деятельности в том, чтобы разделять людей на два лагеря: свой и вражеский. По их мнению, ни у кого не должно быть центристских взглядов. Для этого тролли могут обманывать, манипулировать и лгать [24].

Наряду с троллями, инструментами распространения фейковой информации являются так называемые боты и киборги. Бот представляет собой компьютерную программу, задачей которой является выполнение автоматизированных действий в сети. В зависимости от приложения бот может имитировать поведение обычного пользователя соцсетей, чтобы взаимодействовать с реальным человеком. Боты, которые манипулируют в политических или коммерческих целях, вредны, ибо создают ложный образ сетевой реальности.

Кроме вышеупомянутых, существуют также гибридные аккаунты, сочетающие в себе функции бота с активностью реального, «человеческого» пользователя. Автоматизация работает на них только в течение определенного времени и дополняется обычной деятельностью человека, либо автоматически выполняются только некоторые действия, например переадресация учетных записей. Такие гибридные аккаунты называются киборгами (cyborg) [27].

4

Важную роль в обнаружении и разоблачении фальшивых новостей играют библиотеки, чьи усилия помогают гражданам критически оценивать достоверность и точность источников информации. Во избежание широкого распространения фейковых новостей ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений) разработала и представила еще в 2017 г. простой, но эффективный инструмент — инфографику «Как определить фальшивую новость», целью которой является помощь пользователям всех возрастов в получении доступа к достоверной информации. Переведенная более чем на 40 языков, инфографика по обнаружению ложных новостей представляет собой инструкцию из восьми рекомендаций, позволяющих убедиться в достоверности информации.

1. Изучите источник. Перейдите с новости на главную страницу сайта, изучите его миссию и контактную информацию.

2. Проверьте автора. Поищите информацию об авторе: можно ли ему доверять, реальный ли это человек?

3. Проверьте дату. Перепост старых новостей не означает, что они сохранили актуальность.

4. Оценивайте непредвзято. Подумайте, не могут ли ваши убеждения повлиять на восприятие информации.

5. Прочитайте целиком. Заголовки могут быть скандальными, чтобы привлечь внимание. Прочитайте информацию полностью.

6. Ссылки в новости. Пройдите по ссылкам; определите, действительно ли приведенная информация соответствует новости.

7. Это шутка? Если новость очень странная, она может быть сатирической заметкой. Просмотрите сайт и информацию об авторе, чтобы не ошибиться.

8. Спросите экспертов. Спросите библиотекаря или обратитесь на сайт, проверяющий достоверность информации [4].

Инфографика ИФЛА служит образцом для создания и использования кратких (5-шаговых) либо стандартных (8-шаговых), или расширенных (10-шаговых) инструкций, содержащих практические советы о том, как читать, чтобы не дать собой манипулировать. Так, в интегрированной3 библиотеке латвийского города Валмиера, объединяющей публичную библиотеку и библиотеку Видземского университета, прошедшие обучение библиотекари учат пользователей искусству распознавания ложных сообщений по инфографике, разработанной Европейской службой парламентских исследований (The European Parliamentary Research Service):

1. Проверьте содержание. Правдивы ли факты и числа, представленные в публикации? Является ли текст статьи предвзятым или объективным?

3 Интегрированная библиотека — новая форма сотрудничества между городскими и региональными университетскими библиотеками в Латвии, где юридически и финансово независимые библиотеки профессионально сотрудничают, рационально используя информационные и кадровые ресурсы.

Помните, что место для мнения — в статье публицистической, а не информационной.

2. Проверьте источник. Знаком ли он вам? Не выглядит ли адрес сайта подозрительным? Загляните в раздел «О нас». Чьи интересы он представляет? Кто за это платит? Проверьте для сравнения, что на данную тему пишут другие (достоверные) источники.

3. Проверьте автора. Реальная ли это персона? Известный журналист всегда имеет список своих ранее опубликованных статей. Можно ли проверить в Интернете, что еще написал автор публикации? Если автор пользуется вымышленным именем и фамилией, то, скорее всего, и остальное будет фальшивкой.

4. Проверьте происхождение информации. Использует ли автор заслуживающие доверия источники (например, хорошо известные и уважаемые информационные агентства)? Являются ли цитируемые автором эксперты действительно специалистами в своей области? Отсутствие информации на эту тему снижает достоверность публикации.

5. Проверьте фотографии. Изображения сильно воздействуют на человека и потому ими легко манипулировать. Разыскивая нужное фото, можно проверить, использовалось ли оно ранее в ином контексте. Плагин InVID4 может помочь разоблачить манипуляции, осуществленные со снимками или видео.

6. Подумайте, прежде чем поделиться. Сообщение может искажать актуальные или прошлые события, может иметь также сатирический характер. Заголовок может быть придуман с целью вызвать сильные эмоции. Если событие реально, то о нем будут писать крупнейшие СМИ.

7. Проверьте собственное отношение. Порой сообщение слишком интересно или забавно, чтобы быть правдивым. Сделайте глубокий вдох, загляните в надежные источники и не дайте себя ввести в заблуждение.

8. Присоединяйтесь к борцам с мифами5. Узнайте обо всех новейших трюках и приемах, используемых дезинформаторами. Разоблачайте фейк-ньюс. Информируйте о них своих знакомых [19].

В Центральной библиотеке города Огре читателям помогают выявлять текстовые и визуальные фейки с помощью инфографик, подготовленных департаментом медиаполитики Министерства культуры Латвии. Чтобы не попасть в ловушку фальшивых новостей, библиотекари обучают пользователей действовать согласно инструкции, оформленной в виде инфо-графики «Как выявить ложные новости?». Внимание пользователей они обращают на:

— средство массовой информации: кажется ли оно надежным? указаны ли в нем редакция, автор статьи?

4 InVID Project (Video Verification) — это платформа, помогающая обнаружить, проверить надежность и точность видеоконтента, распространяемого через социальные сети.

5 Например таким, как «Разрушители легенд» (англ. MythBusters) — австралийско-американская научно-популярная телепередача (2003—2016 гг.), ведущие которой экспериментально проверяли различные новостные сюжеты, слухи, городские легенды и другие порождения популярной культуры.

— дату публикации: может быть, это старая новость? Прежде чем делиться в социальных сетях новостями, посмотри на дату оригинальной записи!

— является ли информация рекламой, сообщением или комментарием? Если статья выражает мнение автора, то это комментарий. Сообщение как жанр журналистики требует от автора максимальной нейтральности. Иногда публикации, которые звучат как новости, являются спонсируемыми материалами с намерением подчеркнуть преимущества определенного продукта или бизнес-услуги;

— рекламные обещания: реалистичны ли они? Например, реально ли выучить иностранный язык за один день?

— источники информации: есть ли они, и какие (ссылки на исследования, информационные агентства, опрошенных людей и т. д.). Правда, они тоже не всегда указывают на достоверность информации. Если в тексте есть ссылки на исследования или статистику, то лучше иметь ссылку на полное описание результатов исследования;

— аргументы: используются ли рациональные аргументы или апеллируют только к эмоциям, страхам и инстинктам?

— цитаты: эта цитата не вымышленная?

— заголовок: выражает ли он суть сообщения или создан как сенсация, чтобы привлечь внимание [16].

Для распространения ложной информации часто используется не только текст, но также фото или видео. Речь идет о фейковых новостях нового поколения — дипфейках. С развитием информационных технологий становится все труднее отличать эти вводящие в заблуждение визуальные материалы от тех, что были сняты в реальности. «Дипфейк — это настоящий яд, которым могут управлять как отдельные люди, так и правительства», — утверждает бывший американский дипломат, а ныне — исследователь феномена фейковых новостей в Институте международных исследований при Миннесотском университете в Дулуте Т. Хэнсон [8]. С помощью инфо-графики «Как распознать вводящие в заблуждение фотографии и видео» внимание пользователей обращается на следующее:

— является ли изображение реальным или выглядит улучшенным, смонтированным с помощью программного обеспечения для редактирования фотографий;

— не является ли изображение/видео, представленное как свидетельство с места происшествия, на самом деле фрагментом из художественного фильма или совсем другого события;

— не содействует ли визуальный материал продвижению стереотипов различных групп общества — женщин, мужчин, лиц какой-либо конкретной национальности [15].

С целью повысить осведомленность населения в области фейковых экспертов, фейковых новостей, фрейма, скрытой и замаскированной рекламы явлений, характеризующих некачественную и даже ложную информацию, СМИ Латвии совместно с Британским советом реализовали проект «Голые факты», в инфографике которого перечисляются основные признаки фей-ка [37]. В Главной библиотеке латвийского города Лимбажи менеджер по

коммуникациям Stratcom (Центра передового опыта НАТО в области стратегических коммуникаций) выступила на семинаре6 с лекцией «Фейковые новости: насколько реальна наша реальность?», в которой познакомила библиотекарей и школьников с тем, почему создаются фальшивые новости, кому это выгодно, как отличить фальшивые новости от настоящих [25].

Польские СМИ (Polityk^ Insight) и Фонд развития информационного общества (FRSI) совместно с Goethe-Institut реализуют проект «Кликни. Проверь. Пойми. Как осознанно пользоваться информацией», содержащий 10-шаговую инфографику, которая включает следующие позиции.

1. Не дайте обмануть себя заголовком. Читайте внимательно и до конца — часто новости гораздо менее сенсационны, чем предполагает название. А ложная информация часто имеет броские заголовки, чтобы ее было легче распространять.

2. Обратите внимание на качество текста. Фейк-ньюс (особенно те, которые создаются автоматически) часто содержат орфографические и стилистические ошибки или необычное форматирование.

3. Проверьте источник, загляните в раздел «о нас». Информация поступает из источника, который вам знаком? Правилен ли адрес веб-страницы? Поддельные сайты часто выдают себя за известные СМИ. Если вы не знакомы с конкретным источником, стоит заглянуть в раздел «о нас», посмотреть, кто стоит за опубликованным контентом, кто его финансирует. Редакция указала свой адрес и способ контакта? Сайты, производящие ложную информацию, часто не имеют физического места. В свою очередь, сайты сатирического характера прямо пишут, что их «новости» фальшивые.

4. Проверьте автора. Убедитесь, что автор разбирается в теме, на которую пишет. Иногда автор текста выдает себя за эксперта, хотя в данной области им не является. Что и где он ранее опубликовал?

5. Следите за датами. Проверьте, актуально ли сообщение и связано ли оно с текущей ситуацией. Некоторая ложная информация продолжает распространяться даже тогда, когда она давно опровергнута. Кроме того, многие фейк-ньюс содержат ошибки в датах или названиях мест.

6. Проверьте предоставленную информацию. Существуют ли упомянутые в ней учреждения и документы? Действительно ли были произнесены цитируемые слова? Один из способов манипуляции состоит в том, чтобы сослаться на серьезное учреждение, которое не делало ничего из того, о чем сообщалось в фейк-ньюс, или выдумать цитату известного человека. Точно так же ссылка на неизвестных экспертов или отсутствие упоминания источников может указывать на то, что сообщение является ложным.

7. Проверьте, не реклама ли это. Вы читаете журналистский текст или текст, спонсируемый рекламодателем? Не все рекламные материалы имеют форму красочной графики, некоторые принимают форму статей, но продолжают продвигать конкретные продукты или услуги.

6 Подобные семинары проводятся с 2017 г., охватывая вопросы, связанные со стратегическими коммуникациями и анализом информационных потоков.

8. Обратите внимание на эмоциональные формулировки. Обратите внимание, пишет ли автор о фактах или делится своим мнением. Тексты, содержащие субъективные оценки, эмоциональный язык, являются выражением взглядов автора, которые не обязательно должны соответствовать реальности.

9. Помните, как работает мозг. Наша память и суждения не безупречны. Конкретные фразы, содержание или презентация текста заставляют нас охотнее верить в данную информацию. Этим пользуются авторы фей-ковых новостей. Поэтому важно, не поддаваясь первому впечатлению, просто проверять контент, который кажется особенно сенсационным.

10. Заглядывайте в разные источники. Стоит проверить полученную информацию в разных источниках, представляющих разные подходы. Это также способ верифицировать сенсационные сообщения — если о них пишет только один малоавторитетный источник, они могут быть недостоверными [11].

Чтобы продвигать образовательную инфографику широкой аудитории всех возрастов, библиотекари проходят обучение на стационарных или онлайн курсах. По их окончании сотрудники библиотек инструктируют пользователей:

— какие элементы сообщения следует проанализировать, чтобы проверить его достоверность;

— какие инструменты применяются для анализа обработанных фотографий;

— как проверить, относится ли данная фотография к данному событию;

— с помощью каких инструментов можно найти место и дату публикации конкретного видео;

— как проверить достоверность автора сообщения;

— где проверить, было ли сообщение опубликовано в других источниках;

— где проверить подлинность высказываний политиков и достоверность спорных сообщений [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

В современном информационном хаосе становится все труднее определять, какая информация является достоверной, а какая фейковой. В такой ситуации цель потребителей новостей должна заключаться в том, чтобы научиться отличать правдивую информацию от фальшивой и не поддаваться на ложь. Стать жертвой фейк-ньюс в наши дни проще, чем когда-либо. Особенно уязвимы две возрастные группы пользователей информации: пожилые люди и молодежь.

Пожилые люди не только не привыкли к многочисленным и разнообразным источникам новостей, но часто даже не подозревают, что кто-то может намеренно распространять ложные сообщения. Большой вклад в продвижение медиаграмотности7 представителей старшего поколения

7 Медиаграмотность — это совокупность знаний и умений, необходимых для работы с источниками информации, способность находить и анализировать информацию, понимать функции поставщиков информации, критически оценивать содержание информации, отличать объективную информацию от необъективной, сравнивать информацию, имеющуюся в разных источниках.

вносят библиотеки. В них зарегистрированным пожилым пользователям предлагаются разнообразные возможности для обучения: компьютерные курсы, курсы по распознаванию фейк-ньюс и др.

С целью повышения навыков пожилых людей в использовании медиа-контента и укрепления умений распознавания дезинформации, Министерство культуры Латвии, например, реализовало при поддержке «Рижского союза активных пожилых людей» (чей девиз — «Давайте будем бдительными и не будем полагаться на дезинформацию и ложные обещания! Будем умными, сильными, знающими!») информационную кампанию «Ложные новости прилипчивы» [21]. Ее разработчики предложили пожилым людям выполнять пять простых шагов, которые помогают оценивать любое информационное сообщение и выявлять ложные новости:

Посмотрите, что это за сообщение! Обратите внимание на то, не является ли сообщение особенно эмоциональным, преувеличенным, сенсационным.

Уточняйте источник новости! Выясните, кто опубликовал новость: орган, ответственный за эту сферу, достоверное средство массовой информации, или сообщение распространяется по слухам.

Изучите содержание новости! Посмотрите, совпадает ли содержание сообщения с опубликованным в других проверенных СМИ и не вызывает ли сомнения содержание сообщения, структура предложений, использование знаков препинания, фото или видео!

Составьте свой список надежных источников! Надежными источниками можно считать надежные органы государственной власти и СМИ, зарекомендовавшие себя как объективные средства информации.

Не молчите, если распознали дезинформацию! Скажите об этом своим друзьям, семье, знакомым, в случае если они делятся ложной информацией. О дезинформации, грубо нарушающей общественный покой и порядок, необходимо сообщать в Государственную полицию [32].

Ситуацию, сложившуюся во второй группе, эксперты характеризуют как полную беспомощность. По данным социологических исследований последних лет, 80% американских школьников и студентов не отличают фейки от реальных новостей, 98% британских детей не способны отличить фейковые новости от правды [7; 36].

Выход из этого положения исследователи феномена фальшивых новостей видят в обучении молодежи распознаванию фейк-ньюс с детства. Чтобы подготовить ребенка к жизни в быстро меняющейся информационной среде, его следует познакомить с тем, как выглядят фейковые новости, научить, как проверять источники, как проводить исследование и т. д.

В наши дни обучение детей и подростков распознаванию приемов манипулирования информацией принимает самую разную форму: от чтения детской сказки (Латвия), изучения данной компетенции в системе школьного образования (Эстония), знакомства с пособием по обнаружению и разоблачению фейк-ньюс (Польша) до участия в реализации образовательного библиотечно-школьного проекта (Германия).

Поучительная история про СМИ и фейковые новости «Зубами "Щелк" или Волк-манипулятор», написанная для младших школьников и их

родителей доктором коммуникационных наук Солвитой Денис-Лиепние-це, была опубликована на латышском языке в 2018 г. Через год в рамках проекта «Укрепление свободы выражения мнений в Республике Молдова», реализуемого при поддержке Deutsche Welle Akademie и финансируемого Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии, появились ее переводы на русский и румынский языки [3].

«Эта книга, — отмечает автор, — является попыткой изложить сложные вопросы коммуникации в простой, понятной детям форме. Я надеюсь, что данная книга будет способствовать повышению медиаграмотности больших и маленьких латвийских читателей» [20].

Предполагается, что чтение вместе с родителями этой пополнившей библиотеки Латвии сказки обеспечивает детям 9—11 лет лучшее понимание:

— роли традиционных и новых СМИ в обществе;

— необходимости получения разносторонней информации;

— критического подхода к источникам и содержанию информации;

— интереса к новой информации;

— что такое «производство» информации;

— значения незнакомых слов и словосочетаний, которые редко употребляют дети, но часто используют в своей речи взрослые (социальные сети, манипулирование сознанием, Википедия и др.).

Книга отвечает на вопросы: что такое манипуляция? почему волку удается управлять вниманием зверей? почему ему верят? можно ли утверждать, что одни медиа врут, а другие — говорят правду? Обучение проходит в игровой форме. Основная задача главного героя сказки (Кабанчика) — научить зверей самостоятельно проверять достоверность опубликованных историй. Кабанчик начинает писать об этом статьи и книги, выступать с лекциями, записывает видеоролики про фальшивки, которые может легко проверить каждый. И спустя некоторое время, к огромной радости героя, лесные звери овладевают умением проверять информацию.

6

В Эстонии — стране с работающим электронным правительством, жители которой голосуют на выборах через Интернет, обучение медиагра-мотности включено в школьную программу с 2002 г. Это не отдельный предмет, а сквозная тема, которая обсуждается на уроках по различным учебным дисциплинам с 3-го по 12-й классы. Школьников учат критически подходить к информации, анализировать содержание новостей, оценивать источники, самостоятельно создавать медиаконтент, а также не принимать все за «абсолютную истину». «На уроках истории старшеклассники анализируют новостные исторические материалы и учатся понимать, что за каждым материалом кроются определенные интересы. Дети должны уметь их узнавать», — говорит представитель Министерства образования [35].

Польское отделение международного фонда Orange, действующего в 30 странах, оказывает содействие реализации долгосрочных проектов по трем ключевым направлениям: цифровое образование, социальная

помощь и культура. Эта благотворительная организация опубликовала в 2022 г. пособие по обнаружению и разоблачению фейковых новостей, цель которого помочь развитию цифровых компетенций у детей, молодежи и учителей [28].

Оно рекомендует с раннего возраста учить детей критически мыслить, рефлексировать и иметь ограниченное доверие к опубликованному в Интернете контенту. Пособие советует начать с ребенком разговор на эту тему, чтобы тот:

— знал, что в Интернете можно встретиться как с правдивой, так и ложной информацией;

— знал, чем отличается информация от рекламы;

— осознавал разницу между фактом и чьим-то субъективным мнением;

— всегда задумывался о достоверности источника и знал, что следует подтвердить эту достоверность с помощью взрослого или другого источника знаний — книги, энциклопедии и т. п.;

— помнил, что чаще всего (хотя и не всегда) автор достоверного материала подписывает его своим именем и фамилией;

— обращал внимание на то, что достоверность обеспечивается изложением множества различных точек зрения (не одной и не только своей), цитированием различных источников, стремлением непредвзято преподнести контент и даже заботой об орфографии и пунктуации публикуемого материала;

— проверял, когда был сделан материал [12].

Такой подготовкой сознательных интернет-пользователей фонд Orange занимается в рамках бесплатной 10-месячной общенациональной цифровой образовательной программы MegaMisja, предназначенной для младших школьников. Участвуя в ней, дети узнают, как находить достоверную информацию в Интернете, приобретают необходимые в цифровом мире компетенции. Для школьников 4—8-го классов фонд реализует программу #SuperKoders, ключевым элементом которой является знакомство с миром новых технологий, обучение основам программирования и робототехники.

В Германии, чтобы научить школьников 4—8-х классов критически относиться к ложным новостям, Библиотечный центр земли Шлезвиг-Гольштейн в рамках акции «Защита детей и молодежи земли Шлезвиг-Гольштейн» с 2018 г. проводит деловую игру «Охотники за фейк-ньюс», во время которой участники знакомятся с инструментами, помогающими разоблачать фейк-ньюс. Сегодня эта игра пользуется большой популярностью в публичных и школьных библиотеках 35 городов земли Шлезвиг-Гольштейн и таких стран, как Австрия, Швейцария и Бельгия [34].

Согласно сюжету, школьники выступают в роли сотрудников детективного агентства, проверяющих новостную информацию. Этой организации необходимо тщательно изучить специально созданный фиктивный новостной портал SuperNews-SH, который своими кричащими заголовками отбирает читателей у серьезных газетных изданий. Учащиеся с помощью инструментов, подготовленных для проверки фейков, анализируют

отдельные статьи и подтверждают их достоверность либо разоблачают как фальшивку.

Во время деловой игры школьники изучают следующие темы:

— обзор прессы и медийной среды;

— работа с Интернетом, безопасность и сбор информации;

— критика СМИ;

— определение фейковых новостей;

— инструменты проверки подделок;

— работа с фейковыми новостями в социуме;

— влияние и угроза, создаваемые фейковыми новостями при взаимных контактах между людьми.

«Библиотека, задействованная в этой деловой игре, приближает учащихся к миру безопасных знаний и помогает им научиться критически и грамотно обращаться с фальшивыми новостями в Интернете», — считает Хайнц Юрген Лоренцен, директор Голштинского библиотечного центра [34]. Школьников знакомят с инструментами распознавания ложной информации, при разработке которых основное внимание уделялось тому, чтобы сделать их легкими для запоминания и удобными для использования учащимися. Поэтому количество инструментов было ограничено пятью, чтобы их можно было легко запомнить, пересчитав по пальцам одной руки.

1. Проверка источников.

2. Проверка автора и издателя.

3. Проверка хронологии и дат.

4. Проверка изображения.

5. Мнение? Сатира? Плохая шутка?

Деловая игра, завершающаяся выдачей участникам сертификата о навыках охотника за фейковыми новостями, помогает одновременно реализовать сразу несколько целей, затрагивающих учеников, сотрудников библиотек и преподавателей.

Школьников эта игра учит пониманию разницы между достоверной и ложной информацией, знакомит с банками данных (например, Ми^1^ег, ВгоскЬаш) и другими справочными материалами (онлайн и офлайн), а также обучает, как ими пользоваться, знакомит с инструментами распознавания фейков и после окончания игры учит применять их в других ситуациях, обучает пониманию проблем, связанных с неограниченным распространением информации в Интернете.

Сотрудников библиотек эта игра мотивирует на углубленное изучение тем, связанных с фальшивыми новостями, критикой СМИ, информационной грамотностью и исследовательскими навыками, знакомит с концепциями обучения школьников и учителей, которые можно включить в перечень услуг, предлагаемых библиотекой, и реализовать их вместе с учителями.

Преподавателей эта игра знакомит с темами фейковых новостей и меди-акритики, а также учит воспринимать библиотеки как союзников, которые вместе со школами обучают учащихся информационной грамотности, медийной грамотности и исследовательским навыкам [34].

7

Подводя итоги, можно констатировать, что распространенность ложных новостей стала одной из гигантских проблем, с которыми сталкиваются практически все субъекты: органы государственного управления, организации, предприятия, а также лица, присутствующие в публичном пространстве.

Обвинения в создании и распространении фейков часто используются в качестве инструмента цензуры и для продвижения властями заведомо ложной информации (например, о событиях, происходящих в России и российской политике) [23].

Ни одно поколение не подвергалось такому интенсивному информационному давлению, направленному на изменение мнений и поведения людей, как нынешнее, не было так перегружено фейковыми новостями, представляющими собой серьезную количественно и качественно растущую угрозу политической и морально-психологической стабильности в обществе.

Эксперты по фейк-ньюс сходятся во мнении — полностью искоренить ложные новости невозможно, человечество за всю свою историю не смогло с этим справиться. Однако минимизировать их распространение можно и нужно, ибо сегодня это стало вопросом национальной безопасности.

В последние годы борьба с ложными новостями ведется преимущественно по двум генеральным направлениям: во-первых, осведомительном и образовательном; во-вторых, законодательном. Чтобы выработать к фей-кам иммунитет, людей с малых лет учат ориентироваться в прочитанном (например, с помощью различных шаблонов проверки информации, организации образовательных мероприятий различных форматов) и оценивать для себя, достоверна ли информация.

Целый ряд стран приняли законы, призванные противодействовать распространению фейковой информации. В 2017 г. законодательно прописала наказание за фальшивые новости Германия, в 2018-м Национальное собрание Франции проголосовало за два закона, запрещающих распространение фейковых новостей в предвыборный период. В КНР с 2018 г. действует специальная интернет-платформа Р1уао, задача которой с помощью искусственного интеллекта пресекать ложную информацию и транслировать «правильные» новости от прогосударственных вещателей. В России с 2019 г. действуют два закона, которыми установлен запрет на публикацию недостоверной общественно значимой информации, а в 2022-м к ним добавился третий — закон об уголовной ответственности (до 15 лет тюрьмы) за фейки о действиях российских военных в рамках спецопераций [2; 5]. В том же 2022 г. президент Туниса Кайс Саид издал указ, который предусматривает пять лет тюрьмы за распространение фейковых новостей, а в случаях, когда такие преступления направлены против высокопоставленных чиновников, — десять лет тюрьмы [38].

Но только запретительными мерами ни в одной стране мира решить проблему эффективной защиты человека от фейк-ньюс еще не удалось. По мнению специалистов, насильственно-репрессивные действия должны

сочетаться с повышением уровня медиаграмотности населения. Иными словами, борьба с ложными новостями должна иметь системный и комплексный подход.

Литература

1. Война миров (радиопостановка) // Wikipedia. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Война_миров_(радиопо-становка) (дата обращения: 07.02.2023)

2. Воронова О. Е., Трушин А. С. Функции фейков в современных информационных войнах // Исто-рия.РФ. — https://histrf.ru/magazine/article/funkcii-feykov-v-sovremennyh-informacionnyh-voynah (дата обращения: 10.02.2023).

3. Денис-Лиепниеце С. Зубами «Щелк» или Волк манипулятор. — https://educatia.mediacritica.md/wp-content/uploads/2019/09/Caps_un_ciet-RU.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

4. Реальные решения проблемы фальшивых новостей: вклад библиотек. — https://www.ifla.org/ru/news/l-ny-s-nia-p-bl-my-f-l-si-yk-n-t-i-kl-d-bibli-t-k/ (дата обращения: 10.02.2023).

5. Салтанова С. В. Ловля на словах. — https://iq.hse.ru/news/228209408.html (дата обращения: 10.02.2023).

6. «Сбережения россиян превратятся в бумагу» : В США призвали прекратить обращение 100-долларовых купюр // Капитал страны. 2022. 14.05. — https://kapital-rus.ru/news/387346-sberejeniya_rossiyan_ prevratyatsya_v_bumagu_v_ssha_prizvali_prekrati/ (дата обращения: 10.02.2023).

7. Balcewicz J. Fake news — dezinformacja w swiecie nowych mediow // Cyber Policy. 2018. 28.06. — https:// cyberpolicy.nask.pl/fake-news-dezinformacja-w-swiecie-nowych-mediow/ (дата обращения: 10.02.2023).

8. Brestan R. Fejk do kwadratu// Goethe Institut (Polska). — https://www.goethe.de/ins/pl/pl/kul/med/ klartexte-czytasz-i-wiesz/21477489.html (дата обращения: 10.02.2023).

9. Darnton R. The True History of Fake News // New York Books. 2017. 13.02. — https://www.nybooks.com/ online/2017/02/13/the-true-history-of-fake-news/(дата обращения: 10.02.2023).

10. Dezinformacja w serwisach spolecznosciowych, czyli uwaga na banki poznawcze // Business Insider. — https://businessinsider.com.pl/technologie/nowe-technologie/dezinformacja-w-serwisach-spolecznosciowych-czyli-uwaga-na-banki-poznawcze/6swtqr7 (дата обращения: 10.02.2023).

11. 10 wskazowek jak czytac, zeby nie dac siç oszukac // Goethe Institut (Polska). — https://www.goethe.de/ ins/pl/pl/kul/med/klartexte-czytasz-i-wiesz.html (дата обращения: 10.02.2023).

12. Fake news — czym jest i jak go rozpoznac? — https://fundacja.orange.pl/strefa-wiedzy/post/fake-news-czym-jest-i-jak-go-rozpoznac (дата обращения: 10.02.2023).

13. Fake news — jak rozpoznawac. — https://dbp.wroclaw.dolnyslask.pl/biblioteki/wroclaw (дата обращения: 10.02.2023).

14. Grncarov M. The problem with fake news. TEDxAUBG // Video Explode. 2017. 10.05. — https://www. vexplode.com/en/tedx/the-problem-with-fake-news-mile-grncarov-tedxaubg/ (дата обращения: 10.02.2023).

15. Gulbe E., Dambe A. Ka atpazït maldinosas fotografijas un video // Skaidrojumi. — https://lvportals.lv/ skaidrojumi/290703-ka-atpazit-viltus-zinu-2017 (дата обращения: 10.02.2023).

16. Gulbe E., Dambe A. Ka atpazït viltus zinu // Skaidrojumi. — https://lvportals.lv/skaidrojumi/290703-ka-atpazit-viltus-zinu-2017 (дата обращения: 10.02.2023).

17. Helak M. Co przeksztalcilo plotkç w fake news // Goethe Institut (Polska). — https://www.goethe.de/ins/ pl/pl/kul/med/klartexte-czytasz-i-wiesz/21430406.html (дата обращения: 10.02.2023).

18. Henzler Р. Kliknij. Sprawdz. Zrozum. Jak swiadomie korzystac z informacji // Goethe Institut (Polska). — https://www.goethe.de/resources/files/pdf172/poradnik_kliknij_sprawdz_zrozum.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

19. Ka atklat viltus zinas? — https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2017/599386/EPRS_ ATA(2017)599386_LV.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

20. Kä iemäcit bernu orienteties informäcijas biezokni: bernu medijpratibas grämatas atversanas svetki. — https://lvportals.lv/dienaskartiba/301587-ka-iemacit-bernu-orienteties-informacijas-biezokni-bernu-medijpratibas-gramatas-atversanas-svetki-2019 (дата обращения: 10.02.2023).

21. Karauzis К. Medijpratiba senioriem: Kä saskatit viltu un pretoties maldinäsanai? — https://lvportals.lv/ norises/326857-medijpratiba-senioriem-ka-saskatit-viltu-un-pretoties-maldinasanai-2021 (дата обращения: 10.02.2023).

22. Kounalakis M. For Russia, It's All About the Benjamins // The Wall Street Journal. 2022. 09.05. — https:// www.wsj.com/articles/for-russia-benjamins-moscow-putin-sanctions-100-dollar-rubles-bankers-treasury-war-ukraine-larry-summers-11652125119 (дата обращения: 10.02.2023).

23. Krievu propagandisti ciniski melo, viltus zina izmantojot liku maisu foto no Bucas. — https://jauns.lv/raksts/ arzemes/536842-krievu-propagandisti-ciniski-melo-viltus-zina-izmantojot-liku-maisu-foto-no-bucas (дата обращения: 10.02.2023).

24. Liczy si§ tylko nienawisc // Goethe Institut (Polska). — https://www.goethe.de/ins/pl/pl/kul/med/ klartexte-czytasz-i-wiesz/21447274.html (дата обращения: 10.08.2022).

25. Limbazu Galvenajä bibliotekä notika lekcija par viltus zinäm. —https://www.limbazubiblioteka.lv/lv/zinas/ limbazu_galvenaja_biblioteka_notika_lekcija_par_viltus_zinam/ (дата обращения: 10.08.2022).

26. Malik K. Fake news has a long history. Beware the state being keeper of "the truth" // The Guardian. 2018. 11.02. — https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/feb/11/fake-news-long-history-beware-state-involvement (дата обращения: 10.08.2022).

27. Mechanizmy dezinformacyjne // Fundacja Orange. 2022. 11.04. — https://fundacja.orange.pl/articles/ mechanizmy-dezinformacyjne (дата обращения: 10.08.2022).

28. Mierzynskа А. Dezinformacja Jak si§ przed пщ chronic? // Fundacja Orange. — https://admin.fundacja. orange.pl/app/uploads/2022/04/Poradnik-F0-Dezinformacja_INTERNET_RZw3.pdf (дата обращения: 10.08.2022).

29. Nie karmic trolla! // Rzeczpospolita. 2008. 02.09. — https://www.rp.pl/nowe-technologie/art8056031-nie-karmic-trolla (дата обращения: 10.08.2022).

30. Niklewicz K. Weeding out fake news: An Approach to Social Media Regulation. — https://www.researchgate. net /publication/3217 303 28_Weeding_0ut_Fake_News_An_Approach_to_Social_Media_Regulation (дата обращения: 10.08.2022).

31. Palczewski M. Fake news w polityce. Studia przypadkow. — https://www.researchgate.net/ publication/337360572_Fake_news_w_polityce_Studia_przypadkow (дата обращения: 10.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Pieci soli seniora medijpratibai. — https://lvportals.lv/norises/336857-pieci-soli-seniora-medijpratibai-2022 (дата обращения: 10.08.2022).

33. Po czym poznac, ze mamy do czynienia z falszywymi informacjami, tzw. fake news. — https://www.europarl. europa.eu/thinktank/pl/document/EPRS_ATA(2017)599386 (дата обращения: 10.08.2022).

34. Reckling-Freitag K. Auf der Jagd nach Falschmeldungen Jugendliche als FakeHunter in Bibliotheken unterwegs. — https://www.goethe.de/ins/cz/de/kul/the/ktx/21830401.html (дата обращения: 10.08.2022).

35. Rozenberga M. Mediju lietotprasme — nevis privilegija, bet nepieciesamiba. — https://www.lsm.lv/ raksts/zinas/zinu-analize/mediju-lietotprasme--nevis-privilegija-bet-nepieciesamiba.a119301/ (дата обращения: 10.08.2022).

36. Study: 98% of kids in the UK can't tell fake news from the truth. — https://thenextweb.com/news/study-98-of-kids-in-the-uk-cant-tell-fake-news-from-the-truth (дата обращения: 10.08.2022).

37. "Tiri fakti": Kä atpazit viltus zinas un sleptu reklämu? — https://www.lsm.lv/raksts/zinas/latvija/tiri-fakti-ka-atpazit-viltus-zinas-un-sleptu-reklamu.a229653/ (дата обращения: 10.08.2022).

38. Tunisija nosaka piecu gadu cietumsodu par "viltus zinu" izplatisanu. — https://www.lsm.lv/raksts/zinas/ arzemes/tunisija-nosaka-piecu-gadu-cietumsodu-par-viltus-zinu-izplatisanu.a474106/?utm_source=lsm&utm_ medium=theme&utm_campaign=theme (дата обращения: 10.08.2022) ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.