Научная статья на тему 'Методики активации мышления, применяемые в практике преподавания дизайна'

Методики активации мышления, применяемые в практике преподавания дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVITY / THINKING / ACTIVATION / DESIGN / TRAINING / ТВОРЧЕСТВО / МЫШЛЕНИЕ / АКТИВАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М.

В данной статье рассматриваются методы активации творческого мышления художников-дизайнеров, а так же условия и рациональность их применения в период обучения студентов-бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVITALIZATION OF THINKING TECHNIQUE USED IN THE PRACTICE OF TEACHING DESIGN

This article describes how to activate creative thinking of artists, designers, conditions and the rationality of their use in training students-bachelors and masters.

Текст научной работы на тему «Методики активации мышления, применяемые в практике преподавания дизайна»

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (66), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 66. 2015

УДК 687.1.016

UDC 687.1.016

С.М. ЧЕРНИКОВА

доктор педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет E-mail: myrzin13@rambler.ru

S.M. CHERNIKOVA

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Departments of arts and crafts and technical graphics, Orel State

University

E-mail: myrzin13@rambler.ru

МЕТОДИКИ АКТИВАЦИИ МЫШЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАИНА REVITALIZATION OF THINKING TECHNIQUE USED IN THE PRACTICE OF TEACHING DESIGN

В данной статье рассматриваются методы активации творческого мышления художников-дизайнеров, а так же условия и рациональность их применения в период обучения студентов-бакалавров и магистров.

Ключевые слова: творчество, мышление, активация, проектирование, обучение.

This article describes how to activate creative thinking of artists, designers, conditions and the rationality of their use in training students-bachelors and masters.

Keywords: creativity, thinking, activation, design, training.

Существует несколько приемов методики активации мышления для решения изобретательский идей, которые применяются в практике преподавания дизайна.

• Мозговая атака (от анг. Brein storming) - метод стимуляции творческой активности и продуктивности творческой деятельности за счет ее освобождения от ограничений, свойственных тривиальным условиям и рутинным приемам работы. [1.400]. На решение предложенной задачи отводится пару часов. Основной принцип решения проблемы: «Невозможного - нет». Чем креативней идея, тем лучше. В этом методе активации творческого мышления критики не существует. Все идеи зарисовываются в форме наброска (как и клаузу-ры на практических занятиях). Допускается любой материал и любые формы отражения идеи объекта. При решении задачи преподаватель может предложить несколько вариантов решения: прием инверсии - сделать наоборот, аналогии - решить так, как уже решали или умеем решать, эмпатии - считать себя частью объекта и выявить все свои чувства и ощущения, фантазии -сделать необыкновенное. Метод мозговой атаки можно применять для решения любой проблемы, главное, чтобы проблема была ясна для студента и четко сформулирована. Этот метод можно применять на любом этапе проектирования - как в начале решения проблемы, так и в конце. Такой прием активации творческого мышления хорош на первых курсах обучения студентов, когда необходимо раскрепостить, убрать скованность учащихся в свободе творчества, проявления креативности.

• Метод контрольных вопросов по А. Осборну. Какое новое применение проектируемого объекта можно предложить, как модифицировать известные способы применения объекта? Возможно ли решение задачи путем вращения предмета, сокращения? Какие

модификации возможны при изменении формы, цвета, размеров, местоположения, ориентации? Что можно присоединить, переменить, сменить, заменить? Что, если изменить материал, технологический процесс, источник энергии? Что можно преобразовать, поменять местами? Что можно перевернуть наоборот, перевести плюс в минус? Какие комбинации элементов возможны? Такой метод активации творческого мышления лучше применять на старших курсах обучения, когда студент уже владеет определенными знаниями в области цветоведения, композиции, формообразования, знаком с материалами.

• Вопросы по Эйлоарту. Перечислить все качества и определения объекта. Выделить главное, перечислить все недостатки, придумать фантастические аналогии, попробовать различные виды материалов и энергии. Узнать мнение непосвященных. Устроить групповое обсуждение. Попробовать национальные решения (русское, шотландское, пекинское). Жить с проблемой, жить в стимулирующей обстановке. В воображении залезать внутрь механизма. Узнать, кто решил эту проблему и чего он добился. Задания по Эйлоарту можно предложить студентам, обучающимся в магистратуре, т.е. это уже более высокая ступень активации творческого мышления студентов, требущая основных базовых знаний, умений и навыков в области проектирования.

• Метод проектного семинара - краткосрочная коллективная работа над общей темой. Предполагает обмен идеями и совместный анализ проделанной работы. Метод проектного семинара бывает двух видов: обучающий, когда демонстрируется определенная методика процесса проектирования, и чисто проектный, когда добиваются конкретного проектного результата. Задачи проектного семинара - это генерация проектной

© С.М. Черникова © S.M. Chernikova

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

идеи, формирование концепции объекта и его проектного образа. Этот метод возможно применять на любых этапах обучения, с любым «багажом» знаний студентов. Главное, чтобы задания соответствовали уровню готовности учащихся к решению поставленных задач.

• Метод сети взаимодействия применяется в сложных проектных ситуациях, где служит средством строгой, объективной проверки правильности решения, неосуществимой мысленным или визуальным путем. При таком методе активации творческого мышлениях необходимо прибегать к знаниям узких специалистов, возможно применение метода в проведении студенческих практик.

• Метод продуктивной проектной деятельности -решение задач проектирования на основе прототипов. Этот метод опирается на содержание объекта с точки зрения социально-культурного значения, функционального назначения, идеологической значимости. Основная задача продуктивной проектной деятельности - это разработка нетривиальных задач, выдвижение новых идей на методологическом уровне, выработка новых пространственных концепций, что требует применения новых средств деятельности в соответствии с уровнем научно-технического прогресса. Такой метод активации творческого процесса наиболее часто применяем в преподавании дизайнерского проектирования, студенты используют его чаще всего: он более понятен и доступен.

• Метод визионерского предметного творчества -вид проектирования, предваряющий создание реальных объектов показом для широкого обсуждения специальных эскизов, макетов. Метод визионерского предметного творчества - это прием, имитирующий реальное воплощение объекта. Метод чаще всего используют при разработке методики преподавания в форме деловой игры, в проектировании выпускной квалификационной работы.

• Метод проектной модели - дизайнерская форма высказывания об объекте, фиксация научной или проектной мысли. Совместная работа между заказчиком и проектировщиком отличается такими качествами, как:

1. адекватность ( правдоподобие, реалистичность);

2. условность т.к. объект представляет собой условное, обобщенное его отражение;

3. концептуальность - наличие творческого замысла, авторской концепции.

Модели могут быть графическими, объемными, словесными.

• Метод макетирования (от итал.шасеИо - эскиз,

набросок) - условие или «натуральное» объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования [1.402] .

Различают макеты:

1. художественно-эстетические, конструктивные, технологические;

2. рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных испытаний;

3. по масштабу ( в натуральную величину, уменьшенные в различном соотношении);

4. трехмерные - объемные, полуобъемные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные;

5. бумажные, тканевые, деревянные, передающие фактуры и задуманные материалы.

Чаще всего в одном макете применяют несколько свойств макетирования, т. е. макет может передавать художественно-эстетический образ, выполненный в виде эскиза с передачей фактуры и т.д.

Работа над дизайн-концепцией - процесс системный. Существует несколько таких систем.

Первая система - совокупность действий студента и преподавателя с использованием различных методов проектирования. Стратегия может меняться в ходе работы над проектом, ее путь зависит от предыдущих результатов. Стратегии бывают линейными (последовательная цепочка действий, ведущая к результату), цикличными (с возвращением к какому-либо из предыдущих этапов), разветвленные (включающие параллельные этапы и альтернативные этапы проектирования).

Вторая система - тактика, она определяет генеральную линию движения. Методами такой тактики являются: совместимость элементов системы и окружающей ее среды.

Процесс создания концепции обычно протекает в свободной графической форме - в технике эскиза, наброска, коллажа, макета, в виде пространственных инсталляций . Когда определена концепция проекта, разработаны основные функциональные и объемно-пространственные художественные идеи, дальнейшая работа над проектом нуждается в более подробном «эскизном проекте». Для этого проектант разрабатывает необходимые «рабочие чертежи». Делать это можно самим или привлекать к работе более узких специалистов.

Библиографический список

1. Ефимов А.В и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. М.: Архитектура., 2005. 504 с., ил.

2. ПономаревЯ.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблемы психологии творчества. М: Педагогика, 1983. 261с.

3. Клюев М.В. О дизайне. История промышленного дизайна. // www.rosdesign.com

References

1. Efimov A.V. et al. Design of Architectural Environment: textbook for higher schools universities. M.: Architecture. 2005. 504 p., ill.

2. Ponomarev Ya.A. Phase of the creative process // Study on the psychology of creativity. M: Pedagogy, 1983. 261p.

3. Klyuev M.V. About design. The history of industrial design. M // www.rosdesign.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.