Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА'

МЕТОДИКА ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Распопин Евгений Владимирович

Целью статьи является создание психодиагностической методики, предназначенной для оценки суицидального риска. Методика разработана в форме проективной техники завершения предложений и состоит из 12 неоконченных фраз, которые обследуемый должен дописать самостоятельно. Она построена на положении о том, что суицидальный риск представляет собой вероятность совершения человеком суицидальных действий и определяется соотношением суицидальных и антисуицидальных факторов личности. В свою очередь, в качестве антисуицидальных факторов рассматриваются внешние и внутренние психологические ресурсы, которые способствуют совладанию с жизненными трудностями, а в качестве суицидальных факторов - дефицит либо отсутствие таких ресурсов. Методика разрабатывалась на основе критериально-ключевого принципа путем отбора пунктов, способных дифференцировать обследуемых лиц относительно изучаемого свойства. Она характеризуется удовлетворительными показателями надежности по внутренней согласованности, валидности конструктной и критериальной. Ей присвоено название «Ресурс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENTENCE COMPLETION METHODOLOGY AS A TOOL FOR DIAGNOSING SUICIDAL RISK

The purpose of this work is to create a psychodiagnostic technique designed to assess suicidal risk. The methodology is developed in the form of a projective technique for completing sentences and consists of 12 unfinished phrases that the examinee must complete independently. It is based on the position that suicidal risk is the probability of a person committing suicidal actions and is determined by the ratio of suicidal and antisuicidal personality factors. In turn, external and internal psychological resources that contribute to coping with life difficulties are considered as anti-suicidal factors, and a shortage or lack of such resources are considered as suicidal factors. It was developed on the basis of the criterion-key principle, by selecting items capable of differentiating the examined persons with respect to the studied property. The methodology is characterized by satisfactory reliability indicators for internal consistency, structural and criteria validity. It has been given the name «Resource».

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА»

ПСИХОПРАКТИКИ

Научная статья УДК 159.923.072

doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).105-113

МЕТОДИКА ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Евгений Владимирович Распопин1

1 Уральский юридический институт МВД России, г Екатеринбург, Россия, ev73@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9404-2054

Аннотация. Целью статьи является создание психодиагностической методики, предназначенной для оценки суицидального риска. Методика разработана в форме проективной техники завершения предложений и состоит из 12 неоконченных фраз, которые обследуемый должен дописать самостоятельно. Она построена на положении о том, что суицидальный риск представляет собой вероятность совершения человеком суицидальных действий и определяется соотношением суицидальных и антисуицидальных факторов личности. В свою очередь, в качестве антисуицидальных факторов рассматриваются внешние и внутренние психологические ресурсы, которые способствуют совладанию с жизненными трудностями, а в качестве суицидальных факторов - дефицит либо отсутствие таких ресурсов. Методика разрабатывалась на основе критериально-ключевого принципа путем отбора пунктов, способных дифференцировать обследуемых лиц относительно изучаемого свойства. Она характеризуется удовлетворительными показателями надежности по внутренней согласованности, валидности кон-структной и критериальной. Ей присвоено название «Ресурс».

Ключевые слова: суицид, суицидальный риск, психологические ресурсы, суицидальные факторы, антисуицидальные факторы, психодиагностическая методика

Для цитирования

Распопин, Е. В. Методика завершения предложений как инструмент диагностики суицидального риска // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 105-113. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).105-113.

© Распопин Е. В., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Original article

SENTENCE COMPLETION METHODOLOGY AS A TOOL FOR DIAGNOSING SUICIDAL RISK

Evgenij Vladimirovich Raspopin1

1 Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia, ev73@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9404-2054

Abstract. The purpose of this work is to create a psychodiagnostic technique designed to assess suicidal risk. The methodology is developed in the form of a projective technique for completing sentences and consists of 12 unfinished phrases that the examinee must complete independently. It is based on the position that suicidal risk is the probability of a person committing suicidal actions and is determined by the ratio of suicidal and antisuicidal personality factors. In turn, external and internal psychological resources that contribute to coping with life difficulties are considered as anti-suicidal factors, and a shortage or lack of such resources are considered as suicidal factors. It was developed on the basis of the criterion-key principle, by selecting items capable of differentiating the examined persons with respect to the studied property. The methodology is characterized by satisfactory reliability indicators for internal consistency, structural and criteria validity. It has been given the name «Resource».

Keywords: suicide, suicide risk, psychological resources, suicidal factors, antisuicidal factors, psychodiagnostic technique

For citation

Raspopin, E. V. 2023, 'Sentence completion methodology as a tool for diagnosing suicidal risk', Applied legal psychology, iss. 2(63), pp. 105-113, doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).105-113.

Суицидальное поведение является одной из наиболее серьезных социальных, медицинских и психологических проблем современного общества [5, 9, 13, 16]. Особую актуальность эта проблема приобретает в уголовно-исполнительной системе, как среди осужденных [2, 17, 18], так и среди сотрудников [10]. В связи с этим остается открытым вопрос о предупреждении суицидов, психологической помощи лицам, пытавшимся покончить с собой, а также способах выявления лиц, склонных к совершению суицида. В свою очередь, для решения этой задачи необходимы надежные способы психологической диагно-

стики признаков риска суицидального поведения [1, 4]. Ввиду этого целью нашей работы выступила разработка психодиагностической методики, предназначенной для оценки суицидального риска.

Методика разработана в форме проективной процедуры завершения предложений [7] и состоит из 12 неоконченных фраз, которые обследуемый должен дописать самостоятельно. Она построена на положении о том, что суицидальный риск представляет собой вероятность совершения человеком суицидальных действий и определяется соотношением суицидальных и антисуицидальных факторов лично-

ПСИХОПРАКТИКИ

сти [3]. В свою очередь, в качестве антисуицидальных факторов рассматриваются ресурсы личности, которые способствуют совладанию с жизненными трудностями, а в качестве суицидальных факторов -дефицит либо отсутствие таких ресурсов. В соответствии с этим методике присвоено название «Ресурс».

Процедура разработки и психометрические характеристики методики

Отбор пунктов проводился на основе критериально-ключевого принципа, в соответствии с которым отбирались пункты, способные дифференцирующие группы испытуемых относительно степени выраженности изучаемого свойства путем оценки корреляции пункта с внешним критерием [6]. Отбраковываются пункты, которые слабо коррелируют с внешним критерием.

В качестве внешнего критерия был использован такой показатель, как наличие суицидальной попытки в биографии испытуемого. Корреляция пунктов с внешним критерием проводилась на выборке, состоящей из 66 испытуемых, у 33 из которых в прошлом была попытка суицида. Качественный состав выборки представлен осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и состоящими на профилактическом учете как склонные к суициду и членовредительству. В связи с этим методика может быть рекомендована к применению прежде всего для этой группы лиц. Пункты, прошедшие отбор, представлены в таблице 1.

Отобранные пункты вошли в состав шкалы методики, после чего на выборке, состоящей из 221 человека, были изучены коэффициенты дискриминативности пунктов и надежность шкалы по внутренней согласованности [7, 15]. Коэффициент надежности составил 0,85. Коэффициенты дискриминативности пунктов представлены в таблице 2.

Валидность методики изучалась путем ее сопоставления с другими тестами, а также с таким внешним критерием, как наличие либо отсутствие суицидальной попытки в биографии испытуемых.

Для сопоставления с другими тестами были использованы:

1. Анкета оценки суицидального риска П. И. Юнацкевича [8].

2. Опросник суицидального риска (ОСР) в модификации Т. Н. Разуваевой [8]. В состав опросника входят шкалы: 1) демонстративность; 2) аффективность; 3) уникальность; 4) несостоятельность; 5) социальный пессимизм; 6) слом культурных барьеров; 7) максимализм; 8) временная перспектива; 9) антисуицидальный фактор; также на основе подсчета суммарного балла может быть оценен общий уровень суицидального риска.

3. Опросник симптомов и глубины депрессии [12].

4. Тест Люшера [14]. Оценивались такие показатели, как расположение основных и дополнительных цветов на первых и последних позициях цветового ряда, а также такой количественный показатель, как интенсивность тревоги.

Объем выборки при сопоставлении с опросниками составил 122 человека, с тестом Люшера - 77 человек. Выводы о валидности делались на основе корреляций не ниже 0,3.

Связи, полученные при сопоставлении разрабатываемой методики с опросниками, представлены в таблице 3.

В соответствии с таблицей 3, результаты разрабатываемой методики достаточно тесно коррелируют с показателями других опросников, измеряющих уровень суицидального риска, а также с уровнем депрессивного состояния. Исключение составили шкала «слом культурных барьеров» и «антисуицидальный фактор» методики ОСР. Слом барьеров подразумевает создание культа самоубийства, поиск

Таблица 1

Корреляции пунктов с внешним критерием

№ п/п Высказывание г

1 Мое прошлое 0,541

2 Мой отец 0,451

3 Моя мать 0,491

4 Мое настоящее 0,701

5 Жизнь - это 0,401

6 Мое настроение обычно 0,461

7 Мои отношения с любимым человеком 0,421

8 Мои друзья 0,571

9 Моя работа 0,351

10 Мои интересы и увлечения 0,292

11 Мое будущее 0,361

12 Мои мечты 0,361

Примечание: 1 - связи, значимые при р < 0,01; 2 - связи, значимые при р < 0,05.

Таблица 2

Коэффициенты дискриминативности пунктов

Номера пункта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Коэффициенты дискриминативности, г 0,5 0,53 0,55 0,72 0,56 0,67 0,65 0,63 0,58 0,6 0,7 0,64

Таблица 3

Связи между разрабатываемой методикой и опросниками

АЮ ОСР ОСГД

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

0,391 0,361 0,331 0,391 0,521 0,391 0,10 0,441 0,461 -0,03 0,561 0,391

Примечание. АЮ - анкета Юнацкевича; ОСР - опросник суицидального риска; ОСГД - опросник симптомов и глубины депрессии

культурных норм и ценностей, оправдывающих суицид и делающих его привлекательным. Такая модель поведения не заложена в содержание пунктов разрабатываемой методики, поэтому связей здесь не обнаружено. Что касается антисуицидального фактора, то эта шкала состоит всего из двух пунктов и поэтому, очевидно,

обладает невысокой дифференцирующей силой (следует отметить, что эта шкала не коррелирует не только с разрабатываемой методикой, но и с другими шкалами опросника суицидального риска).

Достаточно информативными оказались связи, полученные при сопоставлении с результатами проективного тести-

ПСИХОПРАКТИКИ

рования. Суицидальный риск по методике положительно коррелирует со сдвигом черного и серого цветов на первые позиции цветового ряда (г = 0,32 при р < 0,01) и со сдвигом желтого (г = 0,33 при р < 0,01), а также различных комбинаций желтого, зеленого и красного цветов (г = 0,35 при р < 0,01) на последние позиции цветового ряда. Сочетание серого и черного цветов на первых позициях отражает сниженный фон настроения,усталость, потребность в уходе от контактов и в то же время протест-ные реакции, вплоть до агрессивных тенденций [14], которые, если не находят способ разрядки вовне, способны принимать форму аутоагрессии [12]. Желтый цвет отражает живость эмоций, потребность в общении, оптимистические тенденции, которые оказываются блокированными, когда этот цвет смещается на последние позиции. Наконец, сочетание зеленого, красного и желтого представляет собой так называемую рабочую группу цветов, которая отражает высокую степень активности и работоспособности, когда эти цвета находятся вместе на первых позициях, и спад активности, когда эти цвета оказываются смещены на последние позиции цветового ряда [14].

Обратно суицидальный риск коррелирует со смещением черного и серого цветов на последние позиции (г = -0,32 при р < 0,01).

Методика положительно коррелирует с показателем интенсивности тревоги (г = 0,35 при р < 0,01), который отражает совокупное расположение основных и темных цветов в цветовом ряду: чем больше основных цветов уходит на последние позиции и чем больше темных цветов оказывается на первых позициях, тем выше интенсивность тревоги.

Коэффициент корреляции с внешним критерием, в качестве которого выступало наличие суицидальной попытки в биографии испытуемого, составил г = 0,63 (р < 0,01). Этот результат был получен на

той же выборке, на которой производился отбор пунктов.

Таким образом, методика характеризуется удовлетворительными показателями надежности по внутренней согласованности, дискриминативности пунктов, валид-ности конструктной и критериальной.

Стандартизация результатов проводилась на выборке, состоящей из 221 обследуемого. Возраст от 18 до 56 лет, средний возраст 27 лет. Из них 141 мужчина и 80 женщин. На выборке были рассчитаны среднее значение (М = 3,62) и стандартное отклонение (а = 4,17). Превышение среднего на величину стандартного отклонения, то есть результат от 8 «сырых» баллов и выше, является пороговым значением, при котором диагностируется наличие суицидального риска.

Руководство по работе с методикой

Для работы с методикой обследуемому выдается бланк, содержащий следующие элементы:

1) инструкция по выполнению методики;

2) стимульный материал (предложения, которые нужно закончить);

3) при необходимости - поля для заполнения персональной информации об обследуемом (пол, возраст, имя, какие-либо биографические сведения и т. д.).

Кроме того, поскольку методика хорошо согласуется с тестом Люшера, возможно одновременное их проведение. В этом случае в бланке нужно оставить место для результатов теста Люшера.

Инструкция: продолжите предложения. Долго не задумывайтесь, записывайте первую пришедшую в голову мысль. Если у вас нет того, что отмечено в предложении, напишите, как вы к этому относитесь (например, если у вас нет друзей, напишите, как вы к этому относитесь, какие мысли и чувства у вас это вызывает).

Предложения

1. Мое прошлое...

2. Мой отец.

3. Моя мать...

4. Мое настоящее.

5. Жизнь - это.

6. Мое настроение обычно.

7. Мои отношения с любимым человеком.

8. Мои друзья.

9. Моя работа.

10. Мои интересы и увлечения.

11. Мое будущее.

12. Мои мечты.

После заполнения бланка методики проводится посттестовое интервью, целью которого является уточнение тех смыслов, которые обследуемый вкладывал в свои ответы. В связи с этим предпочтительно применять методику в индивидуальной форме.

Обработка полученных результатов производится следующим образом.

Каждый ответ обследуемого может быть интерпретирован как положительный, отрицательный или нейтральный (неопределенный). Например, если предложение «мои друзья» обследуемый продолжает фразой «верные, надежные», «всегда помогут» или предложение «мое будущее» заканчивает фразой «все будет хорошо», то такой ответ оценивается как положительный.

Если предложение «мое настоящее» обследуемый завершает фразой «чем дальше, тем хуже», «сил нет терпеть», «поскорее бы все это закончилось» или предложение «мой отец» заканчивает фразой «никогда не прощу его», то такой ответ оценивается как отрицательный.

Если предложение «мое настроение» обследуемый завершает фразой «всякое бывает» или предложение «мои хобби и увлечения» заканчивает фразой «особо нечего сказать», то есть ответ не носит явно положительного или отрицательного характера, то он оценивается как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нейтральный, или неопределенный. Нейтральными считают ответы, в отношении которых невозможно сделать однозначного вывода. Например, если обследуемый в ответ на предложение «мои отношения с любимым человеком» написал «у меня никого нет», то здесь нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо для него. Такие ответы должны уточняться в ходе посттестовой беседы с обследуемым, но даже в этом случае он может ответить, что испытывает двойственные, амбивалентные чувства по этому поводу, поэтому такой ответ тоже будет неопределенным. За положительный ответ начисляется 0 баллов, за нейтральный (неопределенный) - 1 и за отрицательный ответ - 2 балла.

После этого баллы по шкале суммируются и переводятся в проценты. Для этого сумма баллов делится на 25 (размах оценок по шкале от 0 до 24 баллов) и умножается на 100. О наличии суицидального риска можно говорить при превышении 30%-го порога, что, как отмечалось выше, соответствует значению от 8 «сырых» баллов и выше. Следовательно, чем больше полученный результат превышает пороговое значение, тем выше уровень суицидального риска.

Качественная интерпретация результатов состоит в анализе ответов на отдельные пункты методики. Пункты, по которым обследуемый дает отрицательные ответы, указывают на области, в которых отмечается дефицит жизненных ресурсов; они способны выступать в качестве факторов суицидального риска. Пункты, на которые обследуемый дает положительные ответы, отражают жизнеутверждающие тенденции. Эти результаты показывают пути организации психокоррекционной работы, которая должна быть направлена на снижение суицидальных и усиление антисуицидальных факторов.

ПСИХОПРАКТИКИ

Applied legal psychology, 2023, iss. 2(63), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online) m

Список источников

1. Абакарова Э. Г., Боев О. И., Семенова О. А. Современные методы психологической диагностики суицидального поведения у больных // Прикладная юридическая психология. 2018. № 2(43). С. 39-46.

2. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Шамсиева А. Р. Эмпирическое исследование ау-тоагрессивного поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2020. № 3(52). С. 37-44. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.3(52).037-044.

3. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения : метод. рек. М., 1980. 48 с.

4. Банников Г. С., Вихристюк О. В., Галынкер И. Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 1. С. 8-24. DOI: 10.17759/срр.2020280102.

5. Батлук Ю. В., Пойлова Я. П. Суицидальные тенденции у людей с татуировкой // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 338-352. DOI: 10.21638^рЬи16.2020.309.

6. Батурин Н. А., Мельникова В. Н. Технология разработки психодиагностических методик. Челябинск : ЮУрГУ, 2012. 135 с.

7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб. : Питер, 2006. 351 с.

8. Гуренкова Т. Н., Голубева О. Ю., Тарасова А. А. Методические рекомендации по диагностике суицидального поведения. М. : ЦЭПП МЧС РФ, 2009. 108 с.

9. Ермолаева А. В. Факторы суицидального риска в запросах абонентов телефона доверия // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 106-114. DOI: 10.17759/Ьрре.2021180112.

10. Киселева Р. Н. Возможности психотерапии аутодеструктивного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2(55). С. 76-83. DOI: 10.33463/2072-8336.2021.2(55). 076-083.

11. Мэй Р. Сила и невинность. М. : Винтаж, 2012. 224 с.

12. Распопин Е. В. Опросник симптомов и глубины депрессии (ОСГД) // Психологическая диагностика. 2011. № 3. С. 58-74.

13. Смирнов А. М. Суицид из-за неразделенной любви как социально-психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 2018. № 3(44). С. 116-122.

14. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб. : Речь, 2005. 624 с.

15. Фер Майкл Р., Бакарак Верн Р. Психометрика. Введение. Челябинск : ЮуРГУ, 2010. 445 с.

16. Дезадаптивные личностные черты и психопатологическая симптоматика у лиц с первой попыткой суицида и хроническим суицидальным поведением / А. Б. Холмогорова [и др.] // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 1(107). С. 63-86. DOI: 10.17759/срр.2020280105.

17. Черкасова М. А., Огородников В. И. Особенности ценностно-смысловой сферы осужденных к длительным срокам лишения свободы, склонных к совершению суицида и членовредительства // Прикладная юридическая психология. 2020. № 4(53). С. 45-51. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.4(53).045-051.

ПСИХОПРАКТИКИ

18. Чухрова М. Г., Пронин С. В., Ефимов В. Н. Возможности прогнозирования аутоа-грессивных попыток у заключенных под стражу лиц // Прикладная юридическая психология. 2022. № 2(59). С. 61-66. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.2(59).061-066.

References

1. Abakarova E. G., Boev, O. I., Semenova, O. A. 2018, 'Modern methods of psychological diagnostics of suicidal behavior in patients', Applied legal psychology, iss. 2(43). pp. 39-46.

2. Aksenova, G. I., Aksenova, P. Yu., Shamsieva, A. R. 2020, 'Empirical study of autoaggressive behavior of suspects, accused and convicted persons in places of deprivation of liberty', Applied Legal psychology, iss. 3(52), pp. 37-44. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.3(52).037-044.

3. Ambrumova, A. G., Tikhonenko, V. A. 1980, 'Diagnostics of suicidal behavior' : method. rec. Moscow.

4. Bannikov, G. S., Vikhristyuk, O. V., Galynker, I. 2020, 'A new approach in the diagnosis of suicidal behavior: a review of foreign sources', Consultative psychology and psychotherapy, vol. 28, iss. 1. pp. 8-24. DOI: 10.17759/cpp.2020280102.

5. Batluk, Yu. V., Poylova, Ya. P. 2020, 'Suicidal tendencies in people with tattoos', Bulletin of St. Petersburg University Psychology, vol. 10, iss. 3, pp. 338-352. DOI: 10.21638/ spbu16.2020.309.

6. Baturin, N. A., Melnikova, V. N. 2012, 'Technology of development of psychodiagnostic techniques', Chelyabinsk : SUSU.

7. Burlachuk, L. F. 2006, 'Psychodiagnostics', St. Petersburg : Peter.

8. Gurenkova, T. N., Golubeva, O. Yu., Tarasova, A. A. 2009, 'Methodological recommendations for the diagnosis of suicidal behavior', Moscow : TSEPP of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation.

9. Ermolaeva, A. V. 2021, 'Factors of suicidal risk in the requests of the subscribers of the helpline', Bulletin of Practical Psychology of Education, vol. 18, iss. 1, pp. 106-114. DOI: 10.17759/bppe.2021180112.

10. Kiseleva, R. N. 2021, 'Possibilities of psychotherapy of autodestructive behavior of employees of the penal enforcement system', Applied legal psychology, iss. 2(55), pp. 76-83. DOI: 10.33463/2072-8336.2021.2(55).076-083.

11. May, R. 2012, 'Strength and innocence', Moscow : Vintage.

12. Raspopin, E. V. 2011, 'Questionnaire of symptoms and depth of depression (OSGD)', Psychological diagnostics, iss. 3, pp. 58-74.

13. Smirnov, A. M. 2018, 'Suicide due to unrequited love as a socio-psychological problem', Applied Legal psychology, iss. 3(44), pp. 116-122.

14. Sobchik, L. N. 2005, 'Psychology of individuality. Theory and practice of psychodiagnostics', St. Petersburg : Speech.

15. Fer, Michael R., Bakarak, Vern R. 2010, 'Psychometrics. Introduction', Chelyabinsk : SUSU.

16. Kholmogorova, A. B., Subotic, M. I., Korkh, M. P., Rachmanina, A. A., Bykova, M. S. 2020, 'Maladaptive personality traits and psychopathological symptoms in persons with a first attempt at suicide and chronic suicidal behavior', Consultative psychology and psychotherapy, vol. 28, iss. 1(107), pp. 63-86. DOI: 10.17759/cpp.2020280105.

17. Cherkasova, M. A., Ogorodnikov, V. I. 2020, 'Features of the value-semantic sphere of those sentenced to long terms of imprisonment, prone to committing suicide and

ПСИХОПРАКТИКИ

self-mutilation', Applied legal psychology, iss. 4(53), pp. 45-51. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.4(53).045-051.

18. Chukhrova, M. G., Pronin, S. V., Efimov, V. N. 2022, 'Possibilities of predicting autoaggressive attempts in persons in custody', Applied Legal psychology, iss. 2(59), pp. 61-66. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.2(59).061-066.

Информация об авторе

Е. В. Распопин - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии, психологии и гуманитарных дисциплин.

Information about the author

E. V. Raspopin - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Psychology and Humanities.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 02.06.2023, одобрена после рецензирования 10.06.2023, принята к публикации 15.06.2023.

The article was submitted 02.06.2023, approved after reviewing 10.06.2023, accepted for publication 15.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.