9. Romashov, А.А. (2018), "The problem of the effectiveness and complexity of using a lateral maneuver to conduct a counter attack in boxing", Martial arts and martial arts: science, practice, education, materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Moscow, pp. 194-196.
10. Romashov, А.А. (2018), "The manifestation of the tactical essence of lateral maneuvering in professional boxers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (160). - P. 205-211.
11. Kalmikov E.V. (2009), Boxing theory and methodology: textbook, Physical culture, Moscow.
Контактная информация: ab75@list.ru
Статья поступила в редакцию 06.09.2022
УДК 796.035:159.9
МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЖЕНЩИНАМИ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Наталья Романовна Рычкова, магистрант, Евгения Алексеевна Галабир, студентка, Ольга Сергеевна Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Аннотация
Для женщин второго зрелого возраста, участвующих в педагогическом эксперименте была разработана методика занятий психорегулирующей направленности, включающей занятия Yоga-антистресс, Pilates Matwork, Roll Relax, по которой они занимались в течение шести месяцев 3 раза в неделю по 55 минут. Исследование проводилось на базе фитнес-клуба «Точка фитнеса» г. Краснодара. Было сформировано две группы женщин второго зрелого возраста - экспериментальная (n=16) и контрольная (n=15). Целью исследования было разработать и обосновать методику занятий психорегулирующей направленности с женщинами второго зрелого возраста. Предполагалось, что разработанная методика занятий психорегулирующей направленности Yоga-антистресс, Pilates Matwork, Roll Relax, в течение шести месяцев 3 раза в неделю по 55 минут с женщинами второго зрелого возраста значительно достоверно улучшит уровень развития психофизических способностей занимающихся, что существенно повысит эффективность процесса физического воспитания женщин данного возрастного периода. В работе представлены содержательные основы экспериментальной методики занятий психорегулирующей направленности с использованием Yоga-антистресс, Pilates Matwork, Roll Relax, которые позволят специалистам в области фитнес-индустрии учитывать данные в своей работе. В результате, экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной нами методики применения современных психорегулиру-ющих программ и выявило положительное ее влияние на психофизические способности женщин второго зрелого возраста.
Ключевые слова: фитнес; занятия психорегулирующей направленности; психофизические способности; женщины второго зрелого возраста.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p408-412
METHODOLOGY FOR PSYCHO-REGULATORY TRAINING WITH WOMEN OF
THE SECOND MATURE AGE Natalia Romanovna Rychkova, the master student, Evgeniya Alekseevna Galabir, the student, Olga Sergeevna Trofimova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Evgeny Anatolyevich Mazurenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar
Abstract
For women of the second mature age participating in the pedagogical experiment, a method of psychoregulatory orientation classes was developed, including classes of Yоga - antistress, Pilates Mat-
work, Roll Relax, according to which they were engaged for six months 3 times a week for 55 minutes. The study was conducted on the basis of the fitness club «Fitness Point» in Krasnodar. Two groups of women of the second mature age were formed - experimental (n=16) and control (n=15). The aim of the study was to develop and substantiate the methodology of psychoregulatory activities with women of the second mature age. It was assumed that the developed method of psychoregulatory classes of Yoga - antistress, Pilates Matwork, Roll Relax, for six months 3 times a week for 55 minutes with women of the second mature age will significantly improve the level of development of psychophysical abilities of those involved, which will significantly increase the effectiveness of the process of physical education of women of this age period. The work presents the content bases of the experimental methodology of psychoregulatory orientation classes with the use of Yoga - antistress, Pilates Matwork, Roll Relax, which will allow specialists in the fitness industry to consider the data in their work. As a result, the experimental study confirmed the effectiveness of our developed method of applying modern psycho-regulatory programs and revealed its positive impact on the psychophysical abilities of women of the second mature age.
Keywords: fitness; psychoregulatory classes; psychophysical abilities; women of the second mature age.
ВВЕДЕНИЕ
Укрепление и сохранение здоровья населения является главной задачей, отвечающей за благополучие страны. Но, в научных исследованиях Я.А. Манаковой, А.С. Про-хорцевой, М.А. Маринович, 2021; В.В. Сударь, Л.С. Комнатной, 2021 замечено уменьшение динамики в показателях здоровья населения второго зрелого возраста, в частности женской половины [2, 4].
Сегодня, оздоровительная физическая культура, а также фитнес - это не просто систематизированные упражнения, это огромная сфера, которая охватывает не только практическую, но и научную деятельность. Существуют различные специальности и целые области наук, изучающие организм человека и степени воздействия на него физических нагрузок [3]. Многие специалисты в области оздоровительной физической культуры и фитнеса в своих исследованиях отражают результаты модернизации процесса физического воспитания путем внедрения нетрадиционных средств в практику оздоровительной физической культуры [1, 4]. К таким средствам относятся программы психорегулирую-щей направленности.
Таким образом, на сегодняшний день своевременным и актуальным является выявление степени влияния занятий фитнесом на организм человека, а также проанализировать, оценить и реализовать эффективность применения современных психорегулирующих технологий на занятиях с женщинами второго зрелого возраста, с целью улучшения их психофизических способностей, что и определило направление нашего исследования.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику занятий психорегулирующей направленности с женщинами второго зрелого возраста.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было проведено в течение шести месяцев на базе фитнес-клуба «Точка фитнеса» г. Краснодара. При подготовке к эксперименту было сформировано две группы женщин второго зрелого возраста - экспериментальная (n=16) и контрольная (n=15). Женщины контрольной группы занимались по классическому содержанию занятий фитнес-йогой, используя общепринятые методики проведения данных занятий.
Для женщин второго зрелого возраста, участвующих в педагогическом эксперименте, была разработана методика занятий психорегулирующей направленности, включающей занятия Yoga-антистресс, Pilates Matwork, Roll Relax, в течение шести месяцев 3 раза в неделю по 55 минут (таблица). Экспериментальная методика представлена тремя периодами: подготовительным, основным и поддерживающим.
В недельном микроцикле занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю. Задачи и средства подготовительной части занятий были одинаковыми. С
целью почувствовать прилив сил в начале недели, освободить ум от навязчивых мыслей, а тело от напряжения в понедельник проводилось занятие Yoga - антистресс. В середине недели женщины занимались Pilates Matwork, развивая гибкость, силу и координацию. Это направление системы Пилатес, направлено на выработку осознанной работы с телом и максимальной концентрации. И в пятницу проводилось занятие Roll Relax с использованием специального оборудования (роллов). Занятие Roll Relax с использованием роллов, способствует предотвращению травматизма и восстановлению занимающихся в конце трудового дня и рабочей недели. Содержание основных частей занятий представлено в таблице. Заключительная часть занятия состояла из блоков растяжки и релаксации, а также включала упражнения на восстановление дыхания, методику дыхания Пилатеса (выдох на усилие).
Таблица - Содержательные основы экспериментальной методики занятий с женщинами второго зрелого возраста_
^^.Занятия Часть понедельник среда пятница
Подготовительная (5-10 мин) Задачи: подготовка организма занимающихся к предстоящей работе, проработка основных мышечных групп - растяжка мышц рук, спины, поясницы, голени, задней поверхности ног.
Подводящие упражнения для разогрева мышц. Предварительный стретчинг.
Основная (35-40мин) Задачи: повышение психофизического состояния занимающихся, укрепление мышечного корсета и осанки. Упражнения выполняются в и. п. сидя, лежа в упорах с дополнительным оборудованием и без.
Yоga-антистресс Pilates Matwork Roll Relax
Блок асан для растягивания мышц груди, живота и передней поверхности бедра - 1:2* Блок асан для мышц спины, ягодиц и задней поверхности бедра - 1:4* Силовые асаны. Асаны на развитие координации - 1:4* Перевернутые асаны - 1:2* Стабилизация и укрепление мышц спины и брюшного пресса, ног и ягодиц, плечевого пояса. Упражнения: сотня, круг ногой, раскручивание вниз, перекаты на спине, растягивание ног поочередно и одновременно, растягивание спины в наклоне вперед, повороты туловища, скручивания в складку, ягодичный мостик, планка, русалка, отжимания. Работа со стопами, голенью, задней и передней поверхностями бедра, боковой и внутренней поверхностями бедра, шеей, спиной, ягодицами.
Заключительная (5-10 мин) Задачи: восстановление дыхания, снижение ЧСС.
Растяжка, релаксация, упражнения на восстановление дыхания, методика дыхания Пилатеса (выдох на усилие).
Примечание: * - дыхательные циклы выполнялись в соотношении вдох-выдох 1:2 и 1:4; пропорции 1:2 -медленный вдох 7 счетов, медленный выдох - 14 счетов; пропорции 1:4 - медленный вдох 7 счетов, медленный выдох - 32 счетов
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
До начала и по окончании исследования было проведено тестирование, для определения эффективности предлагаемой методики.
Психологическое тестирование женщин, принимавших участие в исследовании, проводилось с целью оценки ситуативной и личностной тревожности с помощью методики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. До начала экспериментальной работы у женщин обеих групп зафиксированы высокие показатели ситуативной и личностной тревожности. По результатам итогового тестирования отмечено снижение личностной и ситуативной тревожности у женщин обеих групп с границ «высокого» уровня до «умеренного». Однако необходимо заметить, что итоговые результаты в показателе личностная тревожность у женщин второго зрелого возраста из контрольной группы оказались не достоверны (>0,05).
До начала занятий психорегулирующей направленности: Yoga-антистресс, Pilates Matwork, Roll Relax по экспериментальной методике не было отмечено значимых различий между исследуемыми показателями физической подготовленности женщин экспериментальной
и контрольной групп. Полученные данные физической подготовленности у женщин как экспериментальной, так и контрольной групп достигли прироста во всех изучаемых показателях. Изменения в физической подготовленности женщин второго зрелого возраста, принимавших участие в эксперименте, были следующими: показатели гибкости, силы плечевого пояса, быстроты, координации и силовой выносливости позитивно изменились и были достоверны, но показатель силы сгибателей кисти, достоверного прироста достиг только в экспериментальной группе.
Показатели контрольной группы, занимающейся фитнес-йогой, изменились, но их относительный прирост гораздо ниже, чем у занимающихся экспериментальной группы (рисунок).
Наибольшие приросты результатов показателей физической подготовленности в экспериментальной группе были отмечены в тестах, оценивающих гибкость, силу и координацию - на 89; 75 и 70% соответственно.
-89
1
2
5
6
3 4
■ КГ ИЭГ
Примечание: 1 - наклон вперед из положения сидя, см; 2 - кистевая динамометрия, кг; 3 - сгибание-разгибание рук в упоре на коленях, раз; 4 - тест по А.С. Душанину, см; 5 - проба Ромберга, сек; 6 - сгибание туловища из положения лежа на спине, кол. раз до отказа.
Рисунок - Изменения относительных показателей физической подготовленности женщин второго зрелого возраста в ходе исследования, %
ВЫВОДЫ
В результате, экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной нами методики применения современных психорегулирующих программ и выявило положительное ее влияние на психофизические способности женщин второго зрелого возраста. Разработанная методика занятий психорегулирующей направленности весьма своевременна и актуальна, что делает ее дальнейшее внедрение в практику физического воспитания женщин второго зрелого возраста весьма необходимым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин / О.В. Шиленко, Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова, В.К. Таланцева // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. -Т. 22, № S1. - С. 67-71.
2. Манакова Я.А. Построение занятия оздоровительной физической культурой с женщинами предпенсионного возраста / Я.А. Манакова, А.С. Прохорцева, М.А. Маринович // «Физическая культура и спорт. Олимпийское образование» : материалы международной научно-практической конференции. г. Краснодар. 2021. - С. 195-197.
3. Ончукова Е.И. Преимущество применения средств прикладной кинезиологии в физкультурно-оздоровительной тренировке / Е.И. Ончукова, Н.И. Дворкина, А.В. Соловьева // Материалы научной и научно-методической конференции ППС КГУФКСТ, г. Краснодар, 2017, № 1. - С. 180-181.
4. Сударь В.В. Влияние групповых занятий фитнесом разной направленности на показатели физической подготовленности женщин второго периода зрелого возраста / В.В. Сударь, Л.С. Комнатная // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 298-302.
REFERENCES
1. Shilenko, O.V., Pyanzina, N.N., Petrova, T.N. and Talantseva, V.K. (2022) "The influence of Pilates classes on the psycho-emotional state of women", Human. Sport. Medicine, Vol. 22, No. S1, pp. 67-71.
2. Manakova, Ya.A., Prokhortseva A.S. and Marinovich M.A. (2021) "Construction of recreational physical culture classes with women of pre-retirement age", Materials of the international scientific and practical conference "Physical culture and sport. Olympic education", Krasnodar, pp. 195-197.
3. Onchukova, E.I., Dvorkina, N.I. and Solovyova, A.V. (2017), "The advantage of applying applied kinesiology tools in physical culture and health training", Materials of the scientific and scientific-methodological conference of the faculty of KSUFKST, Krasnodar, No. 1. pp. 180-181.
4. Sudar, V.V. and Room, L.S. (2021) "The influence of group fitness classes of different orientation on the indicators of physical fitness of women of the second period of adulthood", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 298-302.
Контактная информация: votrofim@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.09.2022
УДК 378.147
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ В ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ИНТЕГРАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ "МОЗГОВОГО
ШТУРМА"
Юлия Альбертовна Санникова, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург
Аннотация
Статья рассматривает межпредметный подход в создании обучающих проектов в структуре интерактивного обучения английскому языку в вузах ФКиС, включая интегральный метод «мозгового штурма». Гипотеза настоящего исследования констатирует, что динамичные методы, к которым можно отнести "мозговой штурм", позволяют расширять адаптационный потенциал обучающихся в информационном обществе за счет стимулирования творческого мышления с опорой на полученные в ходе коллективного творчества знания. Цель исследования - доказать, что глобальные изменения технологий и виртуализация сферы общения за счет активного применения технологий дополненной и измененной реальностей, а также изменения, вызванные в сфере потребления и профиля потребителя услуг сферы ФКиС, цифровая коммуникация в процессах социализации и оказания фитнес услуг, требуют инклюзии новых знаний в новейшие методы подготовки с использованием современных технологий в той мере, в которой специалист сферы ФКиС способен их интегрировать в практику. Эта специфическая особенность отрасли ФКиС выставляет и новые практические задачи перед исследователями и практиками. В качестве основных методов научного исследования автор использовал теоретический анализ данных специальной научно-методической литературы, наблюдение и эксперимент, которые можно отнести к общенаучным методам, метод экспертной оценки.
Ключевые слова: информационное общество, проектный метод, моделирование, английский язык, «мозговой штурм».
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p412-415
INTERDISCIPLINARY PROJECT WITHIN INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR THE ENGLISH LANGUAGE LEARNING AT UNIVERSITIES OF PHYSICAL
CULTURE AND SPORTS: INTEGRAL CONTENTS OF BRAINSTORMING
METHOD
Julia Albertovna Sannikova, the teacher, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg