Научная статья на тему 'Методика выявления и устранения неликвидных запасов (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)'

Методика выявления и устранения неликвидных запасов (на примере ОАО «АвтоВАЗ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7567
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЛОГИСТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGIONAL ECONOMICS / LOGISTICS / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеголев Владислав Михайлович

Определены пути решения задачи по разработке механизма выявления и устранения неликвидных запасов на примере конкретного предприятия ОАО «АвтоВАЗ». Предложена схема управления неликвидными запасами в ОАО «АвтоВАЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF REVEALING AND ELIMINATION OF ILLIQUID STOCKS (ON AN EXAMPLE OF JSC AVTOVAZ)

Possible solutions for the task of identifying and disposing of non-liquid assets at «AvtoVAZ, plc.» are suggested. A plan for non-liquid assets management at «AvtoVAZ, plc.» is elaborated.

Текст научной работы на тему «Методика выявления и устранения неликвидных запасов (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)»

В.М. ЩЕГОЛЕВ

В.М. ЩЕГОЛЕВ

Волжский университет им. В.Н. Татищева

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ НЕЛИКВИДНЫХ ЗАПАСОВ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»)

Наличие на складах неликвидных запасов ведет к отвлечению значительных средств предприятия. В зависимости от скорости реагирования на факт возникновения данной группы запасов величины отвлекаемых средств могут существенно разниться. Поэтому необходимо разработать механизм повышения оперативности выявления и устранения неликвидных запасов.

Данная статья посвящена решению задачи по разработке механизма выявления и устранения неликвидных запасов на примере конкретного предприятия — ОАО «АвтоВАЗ».

Выбор объекта исследования объясняется значительными неликвидными запасами в ОАО «АвтоВАЗ». Кроме того, некоторые материальные ресурсы пролеживают более 20 лет, что свидетельствует об отсутствии налаженной работы по выявлению и устранению запасов неликвидных комплектующих. Поэтому необходимо определить пути выявления и устранения запасов неликвидных товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Острейшей проблемой при управлении производственными запасами является определение момента и условий, при которых материальные ресурсы следует относить к классу неликвидных. Для выявления неликвидных ТМЦ возможно применять методы анализа запасов по сроку пролеживания (превалирующий метод), по периоду оборачиваемости, по превышению норм запасов.

С целью повышения эффективности управления производственными запасами следует установить систему критериев, необходимых для перевода неиспользуемых материальных ресурсов в неликвиды и запуска механизмов по их устранению. В качестве таких критериев нами предлагаются следующие:

- установление временных интервалов, в течение которых отсутствуют движение и использование ТМЦ (например, три-шесть месяцев);

- отсутствие потребления их в настоящее время и в ближайшем будущем;

- при наличии возможности потребления в ближайшее время — сравнение затрат на управление запасами и затрат на их пополнение;

- вывод запасов ТМЦ из производственного и технологического маршрутов;

- наличие запасов выше установленных количественных параметров при небольшом уровне потребления (в данном случае следует определить, до какого уровня необходимо снижать запасы).

Хранение неликвидных запасов материалов и комплектующих изделий требует затрат на управление ими. Для частичной компенсации потерь нужно определить направления дальнейших действий, например:

- реализация ресурсов на сторону;

- передача их в другое структурное подразделение;

- использование материальных ресурсов в качестве замены;

- возврат поставщику с уценкой;

- переработка, утилизация и др.

Несмотря на наличие общих принципов

в работе по выявлению и устранению неликвидных запасов, в каждом конкретном случае механизм осуществления такой деятельности будет иметь свои особенности. Рассмотрим возможность реализации этого механизма на примере ОАО «АвтоВАЗ».

Следует отметить, что в рамках разработки данной методики применительно к указанному предприятию необходимо учесть присущие его деятельности недостатки: отсутствие единого информационного пространства; недостоверный учет производственных запасов; несовершенство нормативной базы; отсутствие полностью централизованных поставок и др. Поэтому повышать эффективность управления неликвидами в рамках ОАО предлагается в два этапа. На первом этапе нужно обеспечить процесс такого управления, принимая во внимание имеющиеся недостатки. На втором этапе, по мере устранения замечаний,

© В.М. Щеголев, 2007

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

следует сформировать оптимальную схему управления неликвидными запасами.

На рисунке представлена схема управления неликвидами на первом этапе с учетом существующих в рамках системы управления производственными запасами ОАО проблем.

В силу отсутствия единого информационного пространства и недостатков в системе учета запасов производства не могут самостоятельно установить потенциальных потребителей не используемых у них товарно-материальных ценностей. Поэтому на подразделения, имеющие на складах ТМЦ, которые, согласно указанным ранее критериям, можно отнести к неликвидам, следует возложить задачу определения соответствия этих ТМЦ установленным требованиям по качеству, техническим условиям и пр. (работа проводится совместно со службой качества).

Если на данном этапе определяется, что материальные ресурсы не отвечают установленным требованиям, то они отправляются на переработку.

При отсутствии каких-либо замечаний перечни ТМЦ должны быть отданы в снабжающие подразделения для оценки возможности передачи ресурсов в другие подразделения предприятия.

Так как в ОАО нет единого закупочного центра, а также вследствие того, что здесь имеются внутренние поставщики (производители внутренней продукции), на наш взгляд, необходимо создать комиссии в рамках крупнейших снабженческих подразделений (блоки 1-3 на рисунке), которые на основе своих данных о потребителях определят возможность перераспределения ресурсов внутри предприятия или возврата их поставщику.

Предлагаемая схема управления неликвидными запасами в ОАО «АвтоВАЗ»

Известия ИГЭА. 2007. № 2 (52)

С.В. ШАЙКОВ

В случае если будет установлена невозможность использования неликвидов на территории ОАО по прямому назначению, перечни необходимо передать в центральную комиссию, которая должна включать представителей различных служб предприятия, в том числе технических и конструкторских. Она должна дать заключение по поводу того, использовать ли эти ТМЦ на территории предприятия в альтернативных целях (например, в качестве замены и т.п.) или реализовать их на сторону.

При принятии решения использовать неликвиды в качестве замены материальные ресурсы передаются в подразделения завода. В обратном случае рассматриваются возможности их реализации на сторону. При этом наиболее простым решением является возврат ТМЦ поставщику с определенной уценкой, зависящей от срока хранения.

Материальные ресурсы, которые не удалось реализовать или было запрещено реализовать, передаются на переработку либо утилизацию.

На первом этапе внедрение предлагаемого механизма, хотя и довольно громоздкого, в практику должно позволить снизить величину неликвидных запасов на предприятии. На следующем этапе, по мере устранения существующих недостатков, данный механизм может быть упрощен, что обусловит повышение гибкости реагирования системы на факт возникновения неликвидных запасов.

Так, например, в случае устранения информационной разобщенности служб завода вследствие создания единой корпора-

тивной информационной системы, а также повышения точности учетной системы все подразделения смогут иметь информацию о возможных маршрутах движения ТМЦ. В результате решение оперативных вопросов о перераспределении товарно-материальных ценностей может быть передано на уровень производств, в связи с чем сократится время на пересылку перечней, их перепроверку (часто в ручном режиме) в снабженческих службах, ожидание ответа. Это позволит передать часть функций комиссий служб снабжения (блоки 1-3 на рисунке) на более низкий уровень — уровень производств. Другая часть функций должна быть передана комиссии по управлению неликвидными запасами (модифицированная центральная комиссия — блок 4), включающей представителей снабженческих, производственных, технических, конструкторских служб, которая будет определять как возможности «внешнего» использования материальных ресурсов, так и целесообразность «внутреннего» использования их в качестве замены.

Как видим, по мере проведения организационных мероприятий схема управления неликвидными запасами должна измениться к лучшему вследствие ее упрощения и повышения гибкости реагирования. При этом использование предложенной методики позволит ускорить реакцию на факт возникновения таких запасов, снизить величину производственных запасов за счет неликвидной ее составляющей путем перераспределения их внутри предприятия либо нахождения им «внешнего» применения.

С.В. ШАИКОВ

Иркутский государственный университет путей сообщения

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗАДАНИИ НА ОТГРУЗКУ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ЭВМ

На сегодняшний день информационные технологии являются весьма привлекательными для инвестирования. Среди основных причин этого следует назвать возможность системно реорганизовать управление во всех звеньях, повысить его эффективность и результативность.

Железнодорожный транспорт в России является одним из лидеров в области использования информационных технологий, однако, несмотря на проводимые мероприятия, имеется существенный резерв для их оптимизации и инновационного развития в целях повышения производственно-экономической

© С.В. Шайков, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.