Научная статья на тему 'Методика выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях МЧС России'

Методика выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях МЧС России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
976
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ / ACTIVITY ANALYSIS / CHALLENGING ISSUES / AUTOMATIZATION / OFFICER'S FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Антюхов В.И., Остудин Н.В.

Для повышения эффективности работы органов управления МЧС России предложена методика выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях МЧС России с целью возможности решения их путем автоматизации и интеллектуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Антюхов В.И., Остудин Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF CHALLENGING ISSUES IN THE ACTIVITIES OF OFFICERS OF CRISIS MANAGEMENT CENTERS OF EMERCOM OF RUSSIA

To improve the efficiency of the administration of the EMERCOM of Russia there was proposed a method of identification and analyzing of challenging issues in the activities of officers of Crisis Management Centers of EMERCOM of Russia, in order to resolve these issues with the help of automatization and intellectualization.

Текст научной работы на тему «Методика выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях МЧС России»

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ МЧС РОССИИ

В.И. Антюхов, кандидат технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Н.В. Остудин.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Для повышения эффективности работы органов управления МЧС России предложена методика выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях МЧС России с целью возможности решения их путем автоматизации и интеллектуализации.

Ключевые слова: анализ деятельности, проблемные вопросы, автоматизация, функции должностных лиц

METHODS OF IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF CHALLENGING ISSUES IN THE ACTIVITIES OF OFFICERS OF CRISIS MANAGEMENT CENTERS OF EMERCOM OF RUSSIA

V.I. Antyukhov; N.V. Ostudin.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

To improve the efficiency of the administration of the EMERCOM of Russia there was proposed a method of identification and analyzing of challenging issues in the activities of officers of Crisis Management Centers of EMERCOM of Russia, in order to resolve these issues with the help of automatization and intellectualization.

Keywords: activity analysis, challenging issues, automatization, officer's functions

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в области обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.

Эффективная организация управления в МЧС России способствует успешному предотвращению ЧС, а также своевременному оказанию помощи пострадавшим.

Органы управления МЧС России определяют работу министерства в целом, и от эффективной оценки деятельности этих органов напрямую зависит успешное функционирование всех сил и средств МЧС России, поэтому вопросы оценки деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России требуют особого внимания.

Для решения задачи оценки деятельности подразделений ЦУКС МЧС России предлагается методика выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности этих должностных лиц, включающая три основных раздела (табл. 1).

Выявление и анализ проблемных вопросов в деятельности ЦУКС МЧС России предлагается осуществлять на трех уровнях управления, соответствующих органам повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) [1]: - федеральный;

- межрегиональный;

- региональный.

Таблица 1. Основные разделы разработки методики выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц ЦУКС

Наименование раздела Подразделы методики

1. Общий анализ предметной области 1.1 Определение области исследований и анализ системы ЦУКС

1.2 Определение существующего положения дел в вопросе оценки деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России

1.3 Выявление существующего организационного, функционального и обеспечивающего уровней деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России

2. Структурный синтез системы выявления и анализа проблемных вопросов 2.1 Разработка постановки задачи

2.2 Выявление структуры разрабатываемой системы

2.3 Выявление функциональных подсистем системы выявления проблемных вопросов

3. Формирование предложений по применению методики выявления и анализа проблемных вопросов 3.1 Определение круга пользователей и состава базы данных

3.2 Определение технологии сбора и обработки данных

3.3 Определение технологии формирования запросов к базе данных

3.4 Определение технологии анализа данных и представления результатов руководству ЦУКС

Перечисленные уровни имеют непосредственную связь между собой, схожее информационное, техническое и программное обеспечение, что позволяет разработать единую методику для центров управления в кризисных ситуациях всех уровней.

Для анализа предметной области, явления закономерностей функционирования подразделений ЦУКС МЧС России, а также определения свойств, присущих подразделениям, предлагается ввести понятие системы ЦУКС.

Система ЦУКС представляет собой сложную организованную систему, имеющую ряд взаимосвязанных подсистем (рис. 1). Она гомоморфна относительно органов повседневного управления РСЧС и вводится как средство оценки деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России на разных уровнях. Если структурными подразделениями ЦУКС являются управления, отделы, отделения, группы, оперативно-дежурная смена и т.д., то в системе ЦУКС выделены два уровня: подразделений и должностных лиц. Функционирование системы ЦУКС связывается с выполнением должностными лицами функциональных обязанностей.

Рис. 1. Система ЦУКС

Для определения свойств, присущих системе ЦУКС, и показателей качества выполнения должностными лицами ЦУКС своих функциональных обязанностей, предлагается провести анализ системы ЦУКС как системы с управлением. В соответствии с работами [2, 3] при оценивании качества систем с управлением признают целесообразным введение нескольких уровней свойств, проранжированных в порядке возрастания их сложности. Среди эмпирических уровней свойств, таких как устойчивость, помехоустойчивость, управляемость, способность, самоорганизация в методике предлагается рассматривать свойство «способность», отражающее специфику проводимого исследования (рис. 2). Система ЦУКС может быть оценена по данному свойству, отражающему цель функционирования и характерные черты деятельности должностных лиц ЦУКС. Способность - это свойство системы, определяющее ее возможности по достижению требуемого результата на основе имеющихся ресурсов в заданный период времени. Данное свойство характеризуется такими подсвойствами разных уровней, как ресурсоемкость (оперативность, своевременность) и результативность (производительность, мощность) [2, 3].

I________________________________I

Рис. 2. Дерево подсвойств свойства «способность» для системы ЦУКС

Для определения показателей качества выполнения должностными лицами ЦУКС своих должностных обязанностей в предлагаемой методике выбираются три подсвойства уровня 3 дерева свойств (рис. 2). Показатели качества и сущность подсвойств уровня 3 представлены в табл. 2.

Таблица 2. Показатели качества системы ЦУКС для подсвойств уровня 3

Подсвойство Сущность свойства Показатель качества

Своевременность Выполнение должностными лицами ЦУКС своих функциональных обязанностей в соответствии с регламентом Вероятность выполнения функциональных обязанностей за время 1;, не превышающее допустимое

Мощность Максимально возможное количество задач, которое может выполнить должностное лицо за смену Максимальное количество задач, выполняемое должностным лицом за смену

Производительность Объем выполненных задач должностным лицом за смену Количество задач, выполненных должностным лицом за смену

Установление несоответствия между существующими и требуемыми значениями выделенных показателей качества системы ЦУКС позволяет провести фиксацию факта существования проблемы.

Работа органов повседневного управления РСЧС - процесс многогранный и объемный. В подразделениях ЦУКС МЧС России, как и в любой сложной организованной системе, проблемы действительно существуют и они влияют на функционирование системы в целом. Проблемам соответствуют причины их возникновения и последствия от существования проблем. К настоящему времени проблемные вопросы в деятельности должностных лиц ЦУКС формируются на интуитивном уровне, исходя из опыта определенного должностного лица подразделения ЦУКС. Авторами показан пример выявления проблемных вопросов в деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России на интуитивном уровне, с использованием технологии системного анализа, соответствующие им причины возникновения, а также последствия от их существования (табл. 3). Такое выявление проблемы позволяет сформулировать присущие ему недостатки:

- необоснованность проблемных вопросов;

- актуальная проблема, присущая подразделению, может быть не замечена;

- невозможно в полной мере оценить целостную картину функционирования подразделений ЦУКС МЧС России и работы их должностных лиц;

- потребность в высоком уровне квалификации всех должностных лиц подразделений и др.

Таблица 3. Возможные проблемы в деятельности ЦУКС разных уровней, причины их возникновения и последствия от существования проблем

Проблемы - нарушение регламента выполнения функциональных обязанностей должностными лицами ЦУКС; - снижение качества выполнения отчетных документов; - снижение надежности функционирования связи и видеоконференцсвязи; - нарушение свойств полноты отчетных документов; - искажение информации о происшествии; - необъективная оценка информации о происшествии и др.

Причины 1) организационные причины: - недостаточный уровень подготовки (начинающих) специалистов; - разнородность информации и используемого математического обеспечения, в зависимости от региона, в котором расположено подразделение; - необъективность и разнородность информации о ЧС. 2) функциональные причины: - рутинность работ, выполняемых должностными лицами ЦУКС различного уровня МЧС России; - большой перечень выполняемых работ при ограниченном времени, установленном для их исполнения; - значительный объем аналитической работы; - существенный объем формальных и содержательных преобразований. 3) обеспечивающие причины: - недостаточное использование современных достижений в области программного обеспечения; - сокращение финансового обеспечения (в условиях экономического кризиса); - сокращение кадрового обеспечения (в условиях оптимизации личного состава в МЧС России); - малая доля использования интеллектуального программного обеспечения. 4) прочие причины: - недостаточный уровень автоматизации процессов управления; - отсутствие процесса автоматизации приобретения, накопления и представления знаний

Последствия - несвоевременное оказание помощи пострадавшим; - увеличение материального ущерба; - увеличение числа погибших и пострадавших; - неорганизованные действия подразделений, прибывших к месту ЧС; - принятие неправильного решения лицом, принимающим решение; - неоптимальный расчет сил и средств; - неоптимальный расчет объема огнетушащих веществ и прочих ресурсов

Вопросы выявления и анализа проблемных аспектов в деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России - вопрос чрезвычайно актуальный. Безусловно, существуют методики оценки деятельности должностных лиц, но они затрагивают не все критерии, присущие деятельности подразделений ЦУКС. По мнению авторов, вопросу выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности ЦУКС МЧС России, да и вообще процессу оценки их деятельности, уделяется недостаточное внимание. Вопросы автоматизации оценки деятельности на настоящий момент находятся исключительно в стадии обсуждения и нуждаются в дальнейшей проработке. Автоматизация оценки деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России позволит проводить выявление и анализ проблемных вопросов без привлечения дополнительных должностных лиц, что в рамках оптимизации личного состава МЧС России является положительным фактором.

Анализ последствий существования проблем (табл. 3) сигнализирует о целесообразности введения в деятельность должностных лиц ЦУКС МЧС России автоматизированной методики выявления и анализа проблемных вопросов.

Этому может способствовать системная методология, позволяющая четко определить место выявления проблемных вопросов путем фиксации трех уровней системного представления:

- уровень органов повседневного управления РСЧС (уровень организации);

- уровень функций управления и решаемых в интересах этих функций задач (уровень функционирования);

- уровень видов обеспечения деятельности должностных лиц (уровень обеспечения).

Рассмотренное представление системы ЦУКС позволяет выявить место проблемы

в методике выявления и анализа проблемных вопросов, и, в результате, провести фиксацию области исследования проблемных вопросов (рис. 3).

Область исследований

Уровень обеспечения

Уровень организации (Межрегиональный уровень ЦУКС РЦ!

Уровень функционирования (Задачи контроля)

Рис. 3. Пример выделения уровней и определение области исследований

В результате анализа предметной области получены следующие исходные данные:

- структура системы ЦУКС (рис. 1);

- показатели качества системы ЦУКС (табл. 2);

- возможные проблемы в деятельности ЦУКС разных уровней, представленные на интуитивном уровне, причины их возникновения и последствия от существования проблем (табл. 3);

- существующее положение дел в вопросе выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России;

- существующие организационный, функциональный и обеспечивающий уровни.

Требуется разработать методику выявления и анализа проблемных вопросов

в деятельности ЦУКС МЧС России.

Повышение эффективности деятельности органов повседневного управления РСЧС возможно путем автоматизации процесса выявления и анализа проблемных вопросов, в том числе с применением средств интеллектуальной поддержки деятельности должностных лиц.

Анализ проблемных вопросов в деятельности должностных лиц ЦУКС может быть проведен с использованием абстрактной системы выявления и анализа проблемных вопросов, включающей подсистемы (рис. 4):

- оценки выполнения функциональных обязанностей должностными лицами ЦУКС МЧС России;

- выявления проблемных вопросов в деятельности должностных лиц ЦУКС;

- анализа проблемы.

Г 1 Функциональные подсистемы _J___'___________________ Г | Элементы функциональных подсистем

Выбор должностного ляпа

Подсистема оценки выполнения функциональных обязанностей должостнымн лицами ЦУКС МЧС России

Анализ информационной потребности

Анализ выполнения задач, возложенных на должностное лицо

Выбор задачи для выявления проблемы

Определение свойств задачи и построение дерева свойств

Подсистема вы 1вления проблемы выполнения задачи

Выявление требуемых значений показателя качества

Сравнение требуемого и существующего значений показателей

Выявление и формулирование проблемы

Выянление причин несоотнествия требуемых и фактических значений показателей качества

Подсистема анализа проблемы Г --------- п Анализ смежных проблем

Анализ возможных последствий от су шествования проблемы

L____________I L____________I

Рис. 4. Функциональные подсистемы системы выявления и анализа проблемных вопросов

и элементы подсистем

Каждая подсистема, в свою очередь, содержит элементы функциональных подсистем (рис. 4). Элементы функциональных подсистем отражают поэтапное выполнение процесса выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности ЦУКС МЧС России.

Практическое применение разрабатываемой методики предлагается осуществлять с использованием реляционных баз данных. Базы данных состоят из реляционных отношений и создаются для хранения информации о должностных лицах ЦУКС, а также содержат основные сведения по задачам, решаемым этими должностными лицами. Выявление и анализ проблемных вопросов сводится к формированию запросов к базам данных и оценки полученных из базы данных сведений по выполнению должностным лицом ЦУКС своих непосредственных обязанностей, связанных с решением определенного круга задач. Направлением дальнейших исследований также является синхронизация создаваемых реляционных отношений с существующими базами данных органов ЦУКС МЧС России различных уровней.

Создаваемые реляционные отношения нуждаются в детализации, поэтому предлагается выполнение следующих этапов:

- определение круга пользователей, использующих базу данных;

- определение состава объектов предметной области, сведения о которых накапливаются и обрабатываются в базе данных (инфологическое проектирование).

Круг пользователей реляционных баз данных ограничивается руководителями структурных подразделений ЦУКС, а также начальником исследуемого центра управления в кризисных ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реляционные отношения, используемые для хранения данных о должностных лицах ЦУКС МЧС России, должны содержать следующие объекты, атрибуты и домены (табл. 4).

Таблица 4. Состав базы данных

Объекты Атрибуты Домены

1.1 Уровень организации Федеральный, межрегиональный, региональный

1.2 Тип структурного Отдел, группа, центр, отделение,

1. Подразделения подразделения смена и т.д.

1.3 Наименование Оперативного реагирования, мониторинга и прогнозирования,

подразделения автоматизированных систем управления и т.д.

2.1 Фамилия. Иванов, Петров и т.д.

2.2 Имя Иван, Сергей и т.д.

2.3 Отчество Сергеевич, Иванович и т.д.

2.4 Личный номер А-121128, А-133256 и т.д.

2. Должностные лица 2.5 Специальное звание Лейтенант вн. службы, майор вн. службы, полковник вн. службы и т.д.

2.6 Должность Инженер, старший инженер, специалист, главный специалист и т.д.

2.7 Опыт работы в данной 1 год, 2 года, 3 года и т.д.

должности

Расчет сил и средств, анализ

3.1 Наименование задачи реагирования, оповещение населения, доклад руководству, организация видеоконференцсвязи и т.д.

3. Задачи, решаемые 3.2 Свойства задачи Своевременность, устойчивость, безотказность и т.д.

должностными лицами 3.3 Показатели качества выполнения задачи Вероятность безотказной работы, вероятность выполнения задачи за 1;,

не превышающее регламент и т.д.

3.4 Требуемые значения Численные значения показателей

показателей качества качества

Основным источником накопления и хранения данных является база данных (рис. 5). Контроль за оценкой деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России возлагается на руководителей структурных подразделений. Начальники подразделений формируют запросы к базе данных. Результатом формирования запросов будут определенные кортежи (пример выделения кортежей (рис. 6) из табл. 4. Основная задача - получить требуемые показатели качества системы для дальнейшего сравнения их с существующими показателями. Окончательные результаты по выявлению и анализу проблемных вопросов в подразделении направляются начальнику ЦУКС (рис. 5).

Рис. 5. Схема обмена данными, необходимыми для выявления и анализа проблемных вопросов

Кортеж объекта ЦУКС Северо-Западного Отдел Мониторинга н прогнозирования

«Подразделение» регионального центра МЧС России

Кортеж объекта «Должностное лецо»

Кортеж объекта «Задачи, решаемые должностными лицами»

Иванов Сергей Алексеевич А-121128 лейтенант вн. службы старший инженер 2 года

Оповещение населения

свое временность

вероятность выполнения

задачи за ^ не превышающим регламент

0,95

Сравнение

0,93

Требуемое значение показателя качества

Существующее значение показателя качества

Рис. 6. Пример выделения кортежей

Параметр «существующее значение показателей качества» может быть определен при помощи программы контроля за работой автоматизированного рабочего места №оБру. Основные функции, присущие этой программе:

- сбор данных о выполняемых на компьютере операциях;

- контроль за изменениями в файловой системе (создание, удаление, изменение

- контроль посещения сайтов;

- контроль за полученными и отправленными сообщениями по электронной почте. Каждое реляционное отношение соответствует одной сущности и в него вносятся все

атрибуты сущности. Для каждого отношения определяются ключевые атрибуты, которые имеют непосредственное значение для дальнейшего выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России. Реляционные отношения представлены в табл. 5.

Таблица 5. Реляционные отношения

Отношения Обозначения отношения Атрибуты

Подразделения П УОФ, ТСПФ, НПФ

Должностные лица ДЛ ФИОФ, ЛН, СЗ, ОФ, ДФ

Задачи З НЗФ, ПЗФ, СЗФ, ПКЗ, СВЗ, ТЗПКФ, СЗПКФ

Символом Ф обозначаются ключевые атрибуты; УО - уровень организации; ТСП - тип структурного подразделения; НП - наименование структурного подразделения; ФИО - фамилия, имя, отчество должностного лица; ЛН - личный номер; СЗ - специальное звание; О - опыт; Д - должность; НЗ - наименование задачи; ПЗ - приоритет задачи; СЗ - сложность задачи; ПКЗ - показатели качества выполнения задачи; СВЗ - свойства выполнения задачи; ТЗПК - требуемые значения показателей качества; СЗПК - существующие значения показателей качества.

С помощью операции реляционной алгебры формируются запросы к базе данных, в зависимости от требований запрашивающих лиц. Запросы формируются на а-языке.

Основными атрибутами для выявления и анализа проблемных вопросов будут требуемые значения показателей качества системы, принадлежащие отношению «Задачи». Запросы в этом случае будут выглядеть следующим образом:

у1[ТЗПКФ]/У1 е ДФ)Л 3 (У2 е ДД)лу1[НПф]=у2[НПф]л(у2[Дф]=НЗф).

Результаты сформированных запросов нуждаются в сравнительном анализе. Для выявления и анализа проблемных вопросов осуществляется оценка существующих значений показателя качества выполнения задачи и сравнение их с требуемыми (табл. 6), после чего руководитель структурного подразделения представляет сведения начальнику ЦУКС.

Таблица 6. Сравнение требуемых и фактических значений показателей качества

№ п/п Результат сравнения Вывод

1 ФтреЙ. Ффакт. Проблема существует и нуждается в решении

2 ^?тр&5. — Ффакт. Проблемы нет, но возможно ее возникновение

3 ФтреЙ. Ффакт. Проблемы нет. Задача выполняется качественно

где Qтреб. - требуемое значение показателя качества; Qфакт. - фактическое значение показателя качества

Основные функции по выявлению и анализу проблемных вопросов возлагаются на руководителя структурного подразделения. Анализируя сформулированные ранее предложения по применению методики анализа и выявления проблемных вопросов в деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России, можно сделать вывод, что для

эффективной оценки деятельности подразделений ЦУКС МЧС России методика выявления и анализа проблемных вопросов в деятельности должностных лиц должна содержать следующие основные этапы:

- выбор должностного лица, подлежащего проверке;

- анализ задач, возложенных на должностное лицо;

- выбор задачи, по которой будет осуществлена оценка;

- выбор свойства, по которому будет осуществлена оценка;

- выбор показателя, по которому будет осуществлена оценка;

- формирование запросов к базе данных;

- анализ полученных данных;

- представление результатов руководству ЦУКС.

Направлением дальнейших исследований авторов, наряду с указанной выше методикой, является процесс формализации оценки деятельности должностных лиц ЦУКС МЧС России и разработка единых критериев оценки эффективности деятельности этих органов.

Литература

1. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2003 г. № 794. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Системный анализ и принятие решений / под ред. В.С. Артамонова. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2009. 398 с.

3. Анфилатов В.С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. М.: ИФиС, 2009.

References

1. O edinoj gosudarstvennoj sisteme preduprezhdenija i likvidacii chrezvychajnyh situacij: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.12.2003 g. [On a unified state system of prevention and liquidation of emergency situations: Decree of the Russian Government dated 30.12.2003]. № 794. (in Russ.).

2. Sistemnyj analiz i prinjatie reshenij [System analysis and decision-making] / pod red. V.S. Artamonova. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MChS Rossii, 2009. 398 p. (in Russ.).

3. Anfilatov V.S., Emel'janov A.A., Kukushkin A.A. Sistemnyj analiz v upravlenii: uchebnoe posobie. [System analysis in management: a tutorial]. M.: IFiS, 2009. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.