УДК 330.322
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета. [email protected]
Надирян София Левоновна
ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета. [email protected]
Недашковская Анастасия Олеговна
студентка кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета. [email protected]
Методика выбора
СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, associate professor Manager of chair of the Organization of transportations and traffic the Kuban state technological university [email protected]
Sofia L. Nadiryan
assistant to chair of the Organization of transportations and traffic the Kuban state technological university [email protected]
Anastasia O. Nedashkovskaya
student of chair of the Organization of transportations and traffic the Kuban state technological university [email protected]
The technique of
A CHOICE OF SYSTEM OF TRANSPORT SERVICE OF PRODUCTION ENTERPRISES
Аннотация. В статье рассмотрена методика выбора системы транспортного обслуживания производственных предприятий. Предлагаемая методика отличается от существующих тем, что базируется не только на анализе хозяйственной деятельности производственного предприятия, но и на комплексной оценке требуемых показателей его транспортного обслуживания. Стоимость перевозки груза наемным транспортом дешевле, чем перевозка груза такого же объема на такое же расстояние собственным подвижным составом. Важным вопросом при выборе системы транспортного обслуживания производственных предприятий является выбор критерия оптимизации.
Ключевые слова: транспортное обслуживание, инвестиции, материальные потоки, финансовые потоки, общие затраты, функция издержек, постоянные затраты, переменные затраты.
Annotation. In the article the technique of a choice of system of transport service of production enterprises. The proposed method differs from the existing ones that are based not only on the analysis of economic activity of industrial enterprises, but also on a comprehensive assessment of the required indicators of its transport service. The cost of transportation of freight by hired transport is cheaper, than transportation of freight of the same volume on the same distance own rolling stock. An important question at a choice of system of transport service of manufacturing enterprises is the choice of criterion of optimization.
Keywords: transport service, investments, financial flows, financial flows, total cost, cost function, fixed costs, variable costs .
Хозяйственная деятельность любого производственного предприятия направлена на достижение устойчивого положительного финансового результата. Для того, чтобы обеспечить ритмичности хода производства, необходимо рационально организовать транспортное хозяйство, четко спланировать работу транспорта,
обоснованно осуществить выбор транспортного средства, разработать механизацию и автоматизацию погрузо-разгрузочных работ. В связи с этим, одним из резервов повышения эффективности деятельности производственных предприятий можно считать повышение эффективности транспортного обслуживания [1].
38
Для достижения этой цели перед нами были поставлены следующие задачи (рис. 1):
водственного предприятия [2]. Научная новизна описываемой методики заключается в:
- классификации элементов производственнохозяйственной деятельности по виду необходимого транспортного обслуживания;
- разработке методики оценки эффективности системы транспортного обслуживания производственных предприятий с учетом региональных и технологических особенностей;
- разработке методики выбора подвижного состава по заданному критерию.
Выбор способов повышения эффективности системы транспортного обслуживания зачастую происходит интуитивно на основе практического опыта. Нами был разработан алгоритм выбора подвижного состава по заданному критерию (рис. 2). Он заключается в поэтапном анализе составляющих и выработке оптимизационного решения.
Рисунок 1 - Задачи, решаемые для повышения эффективности транспортного обслуживания производственных предприятий
Работая по данному алгоритму, производственные предприятия могут добиться определенных результатов:
В результате проведенных исследований было выявлено, что при реализации хозяйственной деятельности производственные предприятия неизбежно сталкиваются с проблемой повышения эффективности системы транспортного обслуживания для снижения доли транспортных затрат в себестоимости продукции. Научное обоснование принимаемых решений в области транспортного обслуживания производства может существенно снизить риски повышения транспортных затрат, а следовательно и себестоимости продукции. Внедрение разрабатываемой методики повышения эффективности системы транспортного обслуживания позволит снизить транспортные затраты любого произ-
1. Снижения затрат на транспортное обслуживание производственно-хозяйственной деятельности .
2. Определения требуемых параметров транспортного обслуживания производства.
3. Систематизации элементов производственно-хозяйственной деятельности, требующих
транспортного обслуживания.
4. Оценки эффективности системы транспортного обслуживания производственных предприятий с учетом региональных и технологических особенностей.
Рисунок 2 - Алгоритм выбора системы транспортного обслуживания по заданному критерию
39
Решение должно приниматься исходя из общих затрат. Другими словами, сначала рассчитываются общие затраты на транспорт при выборе инсорсинга и аутсорсинга, затем сравниваются показатели и принимается решение [3].
Для определения наиболее выгодного варианта транспортного обслуживания предприятия был произведен расчет по предлагаемому алгоритму по критерию минимизации затрат на транспорт предприятия ОАО «ДомБытХим» (рис. 3).
Из расчета можно сделать вывод, что стоимость перевозки груза наемным транспортом дешевле, чем перевозка груза такого же объема на такое же расстояние собственным подвижным составом. Важным вопросом при выборе системы транспортного обслуживания производственных предприятий является выбор критерия оптимизации [3]. В случае выбора другого критерия или применения задачи многокритериальной оптимизации, результаты расчета позволяют сделать обоснованный вывод о внедрении той или иной системы транспортного обслуживания.
Литература:
1. Коновалова Т.В. Особенности системы транспортного обслуживания производственных предприятий в регионе / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян, А.О. Недашковская // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. № 3. С. 120-122.
2. Кирий К.А. Оценка эффективности инвестиций в транспортно- логистических системах / К.А. Кирий, Т.В. Коновалова, С. Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 285-287. 3
3. Коновалова Т.В. Совершенствование транспортного обслуживания производственной деятельности агропромышленных предприятий / Т.В. Коновалова, С. Л. Надирян, О. И. Мелещенко // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 77-83.
2 223 руб.
Стоимость перевозки груза Стоимость перевозки груза
собственным транспортом наемнымтранспортом
Расчет для груза массой 1т на расстояние в 100 км
Рисунок 3 - Расчет по предлагаемому алгоритму
Предлагаемая методика отличается от существующих тем, что базируется не только на анализе хозяйственной деятельности производственного предприятия, но и на комплексной оценке требуемых показателей его транспортного обслуживания. Перечень исходных данных и индикаторов при этом разрабатывается для каждого конкретного предприятия в зависимости от специфики его производственной деятельности.
Literature:
1. Konovalova T.V. Features of the system of transport service of production enterprises in the region / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, O.A. Nedash-kovskaya // Science. Technique. Technology (Polytechnic Bulletin). 2015. № 3. Р. 120-122.
2. Kiriy K.A. Evaluation of the efficiency of investments in transport and logistics systems / K.A. Kiriy, T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan. Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2014. № 8. P. 285-287.
3. Konovalova T.V. The Improvement of transport service of production activities of agricultural enterprises / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, O.I. Melesc-henko // Scientific proceedings of the Kuban state technological University. 2014. № 1. P. 77-83.
40