Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРИАТЛЕТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ'

МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРИАТЛЕТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАТЛЕТОВ 15-17 ЛЕТ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / КОМПЛЕКС ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ / ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ / ПРИРОСТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черняев Александр Антонович, Фонарева Екатерина Александровна, Захарова Анна Павловна

Триатлеты переносят большие нагрузки как тренировочные, так и соревновательные, которые требуют тренеров использования особенно после тренировок восстановительных средств, для работоспособности. Поэтому в условиях оптимизации тренировочного процесса и проведения соревнований, определило актуальность нашего исследования. Разработать и экспериментально обосновать применения восстановления работоспособности триатлетов 15-17 лет в соревновательном периоде. Проведен педагогический эксперимент на базе медико-санитарной части ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва». Производилось педагогическое наблюдение и тестирование, с целью определения физической и функциональной работоспособности триатлетов 15-17 лет в начале и через три недели, перед следующими соревнованиями. Физиологическое тестирование -уровня лактата в крови, миотонометрия, гарвардский степ-тест и проба «Штанге». Педагогическое - для оценки восстановления физической подготовленности триатлонистов, использовались тесты -плавание 300 м, велогонку 8 км и бег 2 км на время. В конце исследования между группами на статистически достоверную разницу изменились показатели функционального и физиологического тестирования. Наилучшие изменения произошли в результатах на дистанции триатлона «Спринт» в ЭГ. В КГ результаты улучшились незначительно. По результатам дистанции отдельных видов триатлона «Спринт» выявлено, что между группами статистически достоверно улучшились результаты в плавание 300 м., бег на 2 км, велогонка 8 км. (p<0,05). Можно сделать вывод, что прирост результатов экспериментальной группы во всех 4-х показателях на статистически достоверную разницу отличается от результатов контрольной группы. К концу эксперимента результаты КГ остались на уровне II спортивного разряда, а результаты экспериментальной группы более стремительно росли и приближались к КМС спортивному разряду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черняев Александр Антонович, Фонарева Екатерина Александровна, Захарова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOVERY TECHNIQUE FOR TRIATHLETES IN THE COMPETITIVE PERIOD

Triathletes carry heavy loads, both training and competitive, which require trainers to use restorative means especially after training, for performance. This, in terms of optimizing the training process and conducting competitions, determined the relevance of our research. To develop and experimentally substantiate the applications of restoring the working capacity of triathletes aged 15-17 years in the competitive period. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the medical and sanitary part of the Kazan Olympic Reserve School. Pedagogical supervision and testing were carried out in order to determine the physical and functional performance of triathletes aged 15-17 years at the beginning and after three weeks. Physiological testing - blood lactate levels, myotometry. Harvard step test and the "Barbell" test. Pedagogical - to assess the recovery of physical fitness of triathletes, tests were used - swimming 300 m, cycling 8 km and running 2 km for a time. At the end of the study, the indicators of functional and physiological testing changed between the groups for a statistically significant difference. The best changes occurred in the results at the Sprint triathlon distance in EG. In KG, the results improved slightly. According to the results of the distance of certain types of triathlon "Sprint", it was revealed that the results of swimming 300 m, running 2 km, cycling 8 km improved statistically significantly between the groups. (p<0.05). It can be concluded that the increase in the results of the experimental group in all 4 indicators by a statistically significant difference differs from the results of the control group. By the end of the experiment, the results of the KG remained at the level of the II sports category, and the results of the experimental group grew more rapidly and approached the CMC sports category.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРИАТЛЕТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»

УДК 796.093.643.2

МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРИАТЛЕТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ

ПЕРИОДЕ

Александр Антонович Черняев, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Александровна Фонарева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Павловна Захарова, магистрант, Поволжский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма, Казань

Аннотация

Триатлеты переносят большие нагрузки как тренировочные, так и соревновательные, которые требуют тренеров использования особенно после тренировок восстановительных средств, для работоспособности. Поэтому в условиях оптимизации тренировочного процесса и проведения соревнований, определило актуальность нашего исследования. Разработать и экспериментально обосновать применения восстановления работоспособности триатлетов 15-17 лет в соревновательном периоде. Проведен педагогический эксперимент на базе медико-санитарной части ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва». Производилось педагогическое наблюдение и тестирование, c целью определения физической и функциональной работоспособности триатлетов 15-17 лет в начале и через три недели, перед следующими соревнованиями. Физиологическое тестирование -уровня лактата в крови, миотонометрия, гарвардский степ-тест и проба «Штанге». Педагогическое - для оценки восстановления физической подготовленности триатлонистов, использовались тесты -плавание 300 м, велогонку 8 км и бег 2 км на время. В конце исследования между группами на статистически достоверную разницу изменились показатели функционального и физиологического тестирования. Наилучшие изменения произошли в результатах на дистанции триатлона «Спринт» в ЭГ. В КГ результаты улучшились незначительно. По результатам дистанции отдельных видов триатлона «Спринт» выявлено, что между группами статистически достоверно улучшились результаты в плавание 300 м., бег на 2 км, велогонка 8 км. (p<0,05). Можно сделать вывод, что прирост результатов экспериментальной группы во всех 4-х показателях на статистически достоверную разницу отличается от результатов контрольной группы. К концу эксперимента результаты КГ остались на уровне II спортивного разряда, а результаты экспериментальной группы более стремительно росли и приближались к КМС спортивному разряду.

Ключевые слова: триатлетов 15-17 лет тренировочные и соревновательные нагрузки, комплекс восстановительных средств, показатели функционального и физиологического тестирования, прирост результатов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p459-464

RECOVERY TECHNIQUE FOR TRIATHLETES IN THE COMPETITIVE PERIOD

Alexander Antonovich Chernyaev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ekateri-na Aleksandrovna Fonareva, the candidate of pedagogical sciences docent, Anna Pavlovna Zakharova, the master's student, Volga Region State University of Physical Culture Sports and

Tourism, Kazan

Abstract

Triathletes carry heavy loads, both training and competitive, which require trainers to use restorative means especially after training, for performance. This, in terms of optimizing the training process and conducting competitions, determined the relevance of our research. To develop and experimentally substantiate the applications of restoring the working capacity of triathletes aged 15-17 years in the competitive period. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the medical and sanitary part of the Kazan Olympic Reserve School. Pedagogical supervision and testing were carried out in order to determine the physical and functional performance of triathletes aged 15-17 years at the beginning and after three weeks. Physiological testing - blood lactate levels, myotometry. Harvard step test and the "Barbell" test. Pedagogical - to assess the recovery of physical fitness of triathletes, tests were used - swimming 300 m, cycling 8 km and running 2 km for a time. At the end of the study, the indicators of functional and physiological testing changed between the groups for a statistically significant difference. The best chang-

es occurred in the results at the Sprint triathlon distance in EG. In KG, the results improved slightly. According to the results of the distance of certain types of triathlon "Sprint", it was revealed that the results of swimming 300 m, running 2 km, cycling 8 km improved statistically significantly between the groups. (p<0.05). It can be concluded that the increase in the results of the experimental group in all 4 indicators by a statistically significant difference differs from the results of the control group. By the end of the experiment, the results of the KG remained at the level of the II sports category, and the results of the experimental group grew more rapidly and approached the CMC sports category.

Keywords: triathletes 15-17 years old training and competitive loads, complex of restorative means, indicators of functional and physiological testing, increase in results.

Согласно утверждениям ведущих спортивных специалистов, триатлон является видом спорта, требующим от спортсменов невероятной выносливости, так как триатлон состоит из трех видов: плавания, велогонки и бега [1, 2].

Высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, которые переносят триат-леты, требуют поиска средств восстановления спортсменов в условиях оптимизации тренировочного процесса и проведения соревнований.

Одним из важнейших моментов в спортивном тренировочном и соревновательном процессах является время восстановления работоспособности. Именно от скорости и полноты восстановления всех систем организма зависит, в конечном итоге, прогресс в тренировках и спортивных состязаниях, как профессиональных спортсменов, так и простых физкультурников [4].

Распределение средств восстановления в тренировочном и соревновательном процессах позволит более гибко и оперативно управлять не только восстановлениями и тренировками, но и одновременно позволит повысить уровень физической и функциональной подготовленности спортсменов-триатлетов.

Сочетания восстановительных средств и тренировочной нагрузки на определенную систему является одним из главных вопросов регулирования работоспособности и восстановительных процессов на всех этапах подготовки спортсменов в том или ином виде спорта [5].

В настоящее время вопрос применения средств восстановления физической работоспособности триатлетов в подготовительном, соревновательном и переходном периодах остается недостаточно изученным, что определяет актуальность нашего исследования. Способность к восстановлению является естественным свойством человеческого организма, определяющим его тренируемость. По скорости и характеру протекания восстановительных процессов можно судить о функциональной подготовленности спортсмена [6].

Задачей спортивного тренера является наиболее грамотное применение средств и методов тренировки спортсменов, пользуясь полученными знаниями о механизмах утомления и закономерностях восстановления, а также применение средств, способствующих ускорение восстановления и повышения работоспособности спортсменов после тренировочных (соревновательных) нагрузок большого объема и интенсивности [3].

Высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, которые переносят спортсмены, требуют интенсивного поиска средств восстановления работоспособности спортсменов в условиях оптимизации тренировочного процесса и проведения соревнований.

При этом они не только способствуют восстановлению организма после интенсивных физических нагрузок, но и так же сохранению, и повышению физической работоспособности в годичном цикле спортивной подготовки, а также в каждом соревновательном периоде [2].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику восстановления работоспособности триатлетов 15-17 лет в соревновательном периоде

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научно-методической литературы, тестирование (педагогическое, физиологическое), функциональная диагностика, педагогический эксперимент.

Тренировочный процесс будет более эффективным в соревновательном периоде, если в него включить предлагаемые авторами комплексы средств восстановления работоспособности триатлетов.

1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глута-мевит, витамин С, сбалансированный комплекс трех жирных кислот Омега 3-6-9.

2. Общий ручной массаж (восстановительный, тонизирующий).

3. Суховоздушная баня (t - 70-80 градусов при относительной влажности 5-15%, 2 захода по 7-10 минут с перерывом 15 минут).

4. Компрессионная криотерапия Game Ready.

Тестирование (педагогическое, физиологическое).

Физиологическое состояние в период исследования определяли с помощью следующих тестов:

1. Измерение уровня лактата в крови с помощью лактометра (ммоль/л).

2 Миотонометрия (метод доктора Э. Сирмаи; усл. ед.) - способность мышц к расслаблению и напряжению, работоспособность и скорость течения процессов восстановления, определялась по формуле: КТ = К - Т, где К - твердость мышц при напряжении; Т - твердость мышц при расслаблении.

3. Гарвардский степ-тест (ГСТ). Расчет индекса (ИГСТ). Во время тестирования испытуемый поднимается на ступеньку, высота которой подбирается соответственно возрасту и полу, и спускается с нее в темпе 30 раз в минуту в течение 5 минут, ИГСТ вычисляется по формуле (по И.В. Аулику, 1990).

4. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе; сек).

Педагогическое тестирование. Для оценки восстановления физической подготовленности триатлонистов. Использовались: плавание 300 м, велогонку 8 км и бег 2 км.

С целью обоснования эффективности использования разработанной нами методики восстановления работоспособности триатлетов в соревновательном периоде, был проведен педагогический эксперимент на базе медико-санитарной части ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва». Были организованы контрольная и экспериментальная группы (по 10 человек в каждой) однородные по своему составу и уровню подготовленности, в которые вошли юноши 15-17 лет, занимающиеся триатлоном и имеющие разряд I-КМС.

Различия содержания после тренировочных мероприятий в контрольной и экспериментальной группах заключались в использовании средств и методических подходов восстановления. Спортсмены ЭГ в соревновательном периоде восстанавливались по разработанной нами комплексной методике применения восстановительных средств в соревновательном периоде. Спортсмены контрольной группы использовали классические методы восстановления.

Производилось педагогическое наблюдение и тестирование, c целью определения физической и функциональной работоспособности триатлетов 15-17 лет. Тесты снимались в начале и после проведенного эксперимента, который длился в течении трех недель, до следующих соревнований.

Восстановительные мероприятия до соревнований должны способствовать восстановлению функционального состояния, а также специальной работоспособности три-атлетов и успешному выступлению.

При составлении экспериментальной методики восстановления работоспособности триатлетов предлагалась разработанная нами методика применения определенных средств в различном сочетании (таблица).

Так как комплексный подход поможет обеспечить оптимальный уровень работоспособности, а некое изменение последовательности средств восстановления выявить наиболее оптимальный порядок их применения.

Таблица - Методика восстановления работоспособности юношей-триатлетов 15-17 лет перед стартом_

Дни недели Средства восстановления

Первая недел Понедельник 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Общий массаж по 1 варианту.

Вторник 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Спортивные и подвижные игры.

Среда 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Суховоздушная баня. 3. Посещение кинотеатра или просмотр кино.

Четверг 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Прогулка по свежему воздуху 45 минут.

Пятница 1. Прием препаратов мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Массаж тонизирующего характера.

Суббота 1. Прием препаратов мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Прогулка по свежему воздуху 45 минут.

Воскресенье Тестирование

Вторая неделя Понедельник 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Компрессионная криотерапия Game Ready.

Вторник 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Общий массаж по 2 варианту. 3. Прослушивание релаксической музыки, чтение книг.

Среда 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Компрессионная криотерапия Game Ready. 3. Посещение кинотеатра или просмотр кино.

Четверг 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Спортивные и подвижные игры.

Пятница 1. Прием препаратов мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Компрессионная криотерапия Game Ready

Суббота 1. Прием препаратов мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Прогулка по свежему воздуху 45 минут.

Воскресенье Тестирование

Третья неделя Понедельник 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Суховоздушная сауна. 3. Прослушивание релаксической музыки, чтение книг.

Вторник 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Общий массаж по 1 варианту.

Среда 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Спортивные и подвижные игры. 3. Компрессионная криотерапия Game Ready. 4. Посещение кинотеатра или просмотр кино.

Четверг 1. Прием препаратов Lactat Buffer, Стимол, мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Компрессионная криотерапия Game Ready.

Пятница 1. Прием препаратов мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Компрессионная криотерапия Game Ready.

Суббота 1. Прием препаратов мультивитаминный комплекс Глутамевит, витамин С, омега 3-6-9. 2. Прогулка по свежему воздуху 45 минут.

Воскресенье Соревнования

Схема массажа была представлена в 2х вариантах. Использование ручного массажа является одним из важных направлений в системе подготовки спортсменов. Однако ручной массаж, выполненный без определенных технологических режимов, кроме благотворного влияния, нередко дает непредсказуемый результат, выражающийся в ухудшении функционального состояния спортсменов, переутомлении и, на этом фоне, повышенном травматизме. Это может быть объяснено тем, что современный подход в использовании ручного массажа не учитывает функциональное состояние спортсменов и влияние предшествующей нагрузки. В связи с этим, на наш взгляд, немаловажное значение при планировании ручного массажа имеет направленность его воздействия (тонизирующая или ре-лаксирующая) [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОСУЖДЕНИЕ

Прирост в тесте «Миотонометрии» в КГ между первым замером - 11,61 усл. ед и последним изменился до 12.61 усл. ед., что составило 1,01 усл. ед., это составило 8,6%. В ЭГ он был вначале равен 11,76±0,06 усл. ед. в последнем измерении составил -13,63±0,13 усл. ед. Прирост 1,87 усл. ед. или 15,8%.

Показатель Гарвардского степ-теста КГ в начале исследования - 105,6±0,79 ед., за период исследования он увеличился до - 113,1±0,57 ед. Разница-7,5 ед. (7,1%). В ЭГ вначале 104,7±1,09 ед. в последнем - 56,1±0,74 ед. Улучшился на 48,6 ед. (44,7%).

Прирост в «Проба Штанге» в КГ в начале 49,8±1,01сек и в конце 56,1±0,74 сек, разница 6,3 сек (12,7%). В ЭГ в начале 48,9±1,39 сек в последнем замере 68,5±1,01 сек. Изменилось на 19,6 сек, что составило 54%

Уровень лактата в КГ был - 6,09±0,14 ммоль/л, уменьшился до 5,41±0,09 изменился на 0,68 ммоль/л (11,2%). В ЭГ с 6,15±0,14 ммоль/л стало 4,16±0,08 ммоль/л, уменьшился на 2,0 ммоль/л (32,2%). Во всех этих тестах были выявлены статистически достоверная разница (р<0,05).

По итогам сравнительного анализа, по педагогическим тестам, в конце исследования в результатах «Плавание 300 м» отмечаются статистически достоверные отличия (p<0,05). В ЭГ результат в начале был 4,56±0,05 мин. после применения комплекса восстановительных средств составил -4,20±0,06 мин. Улучшился на 0,36 мин. В КГ в начале - 4,59±0,06 мин., после применения комплекса 4,48±0,05 мин. Разница - 0,11 мин.

В тесте «Велогонка 8 км» в ЭГ в начале 14,17±0,17 мин в конце- 13,22±0,19 мин., разница 0,55 мин. В КГ был 14,24±0,15 мин, стал - 14,13±0,19 мин. Разница в конце исследования - 0,11 мин. Выявлены статистически достоверные отличия в результатах (p<0,05)

В бега на 2 км в ЭГ результат был- 8,24±0,2 мин, после применения методики составил - 7,59±0,2 мин., в КГ - до 8,33±0,24 мин, в конце 8,16±0,19 мин. Разница между группами - 0,17 мин.

По выступлению спортсменов на соревнованиях триатлона «Спринт» сделали сравнительный анализа результате. В ЭГ результат составил - 25,18±0,19 мин., а в КГ -26,36±0,38 мин. Разница в конце исследования - 1,18 мин. Выявлена статистически достоверные отличия.

К концу эксперимента результаты КГ остались на уровне II спортивного разряда, а результаты экспериментальной группы более стремительно росли и приближались к КМС спортивному разряду.

ВЫВОДЫ

В результате внедрения нашей методики восстановления работоспособности три-атлетов 15-17 лет в соревновательном периоде были получены следующие результаты. Так в конце исследования между группами на статистически достоверную разницу изменились показатели функционального и физиологического тестирования, такие как: мио-

тонометрия (p<0,05), Гарвардский степ-тест (p<0,05), проба Штанге (p<0,05) и уровень лактата в крови (p<0,05). Можно сделать вывод, что прирост результатов ЭГ во всех 4-х показателях на статистически достоверную разницу отличается от результатов КГ.

По результатам дистанции триатлона «Спринт» выявлено, что между группами статистически достоверно изменились такие как: плавание 300 м., бег на 2 км, велогонка 8 км. и общий результат преодоления дистанции (p<0,05). Можно сделать вывод, что прирост результатов ЭГ во всех 4-х показателях на статистически достоверную разницу отличается от результатов КГ.

Результаты исследования подтвердили наше предположение, что тренировочный процесс в соревновательном периоде будет более эффективным, если в него включить предлагаемый авторами комплексный подход к восстановлению работоспособности три-атлетов 15-17 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Триатлон: теория и практика тренировки / Е.Н. Данилова, А.Н. Христофоров, Л.И. Вериго, Т.В. Лучискес. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. - 310 с.

2. Качанов Л.Н. Лечебная физическая культура и массаж : учебник. / Л.Н. Качанов, Н.Л. Шапекова, У.С. Марчибаева. - Москва : Фолиант, 2018. - 272 с.

3. Кулиненков О.С. Медицина спорта высших достижений : учебник / О.С. Кулиненков. -Москва : Спорт, 2016. - 230 с.

4. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов/ О. М. Мирзоев. - Москва : СпортАкадемПресс, 2005. - 220 с.

5. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой : учебное пособие / В. Б. Рубанович. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 254 с..

6. Турманидзе В.Г. Физические средства восстановления в бадминтоне : монография / В.Г. Турманидзе, А.В. Полуструев, А.В. Турманидзе. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2015. - 151 с.

REFERENCES

1. Danilova, E.N., Khristoforov, A.N., Verigo, L.I. and Luchiskes, T.V. (2015), Triathlon: theory and practice of training, Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

2. Kachanov, L.N., Sakekova, N. L. and Marchibaeva, U.S. (2018), Therapeutic physical culture and massage, textbook, Foliant, Moscow.

3. Kulinenkov, O.S. (2016), Medicine of sports of higher achievements: textbook, Sport, Moscow.

4. Mirzoev, O.M. (2005), Restorative means in the system of training athletes, SportAcadem-Press, Moscow.

5. Rubanovich, V.B. (2019), Medical and pedagogical control during physical education classes, textbook, YouWrite, Moscow.

6. Turmanidze, V.G., Polustruev, A.V. and Turmanidze A.V. (2015), Physical means of recovery in badminton, monograph, Dostoevsky Omsk State University,Omsk.

Контактная информация: professor-ch@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.06

ПРОГРАММА ИНКЛЮЗИВНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

Чжифэн Чжан (КНР), магистрант, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Екатерина Геннадьевна Цуканова, кандидат педагогических наук, мастер спорта. Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.