Научная статья на тему 'Методика восстановления металлоконструкций горно-транспортного оборудования'

Методика восстановления металлоконструкций горно-транспортного оборудования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
110
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Квагинидзе В. С., Никифоров И. Г., Чупейкина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика восстановления металлоконструкций горно-транспортного оборудования»

---------------------------- © В.С. Квагинидзе, И.Г. Никифоров,

Н.Н. Чупейкина

УДК 66.232.8.004.12+658.382(043.3)

В.С. Квагинидзе, И.Г. Никифоров, Н.Н. Чупейкина

МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Методика выполнения работ по ремонту корпусов стрел заключается в следующем:

I. Заварка трещины (рис. 1) осуществляется в следующем порядке:

1. Ремонтируемый участок нагревают до температуры 100 °С.

2. Разделывают трещину РВД в соответствии с рисунком

1. Максимальная толщина слоя, снимаемая РВД за один проход, не должна превышать 5 мм. Разделку производят от конца трещины к ее началу. Конец трещины должен иметь плавный переход на основной металл (Б - Б).

3. С помощью РВД делают роспуски на боковом листе (рис. 2).

4. Зачищают кромки до металлического блеска.

5. Подогревают ремонтируемый участок до температуры 150 °С.

6. При трещине длиной 500 мм ее делят на два участка по 250 мм и варят обратноступенчатым способом. После заварки нижнего листа заваривают роспуски на боковом листе. В процессе сварки поддерживают температуру подогрева. Швы должны иметь плавные переходы на основной металл.

7. После окончания сварки подогревают отремонтированный участок до 150°С, накрыв его войлоком, дают медленно остыть.

8. После охлаждения ремонтируемого участка шов зачищают заподлицо с основным металлом.

II. Роль подкладки с обратной стороны шва может выполнять внутренне ребро. Если же трещина проходит в стороне от ребра, то существует два варианта ремонта:

1. Если есть доступ к обратной стороне шва, то после заварки трещины РВД выдувают корневой шов, зачищают шлифмашинкой, после этого заваривают с плавным переходом к основному металлу.

Рис. 2

Б-Б

Рис. 1

2. Если нет доступа к обратной стороне шва, то ставят подкладку и кромки делают без притупления. Зазор между кромками составляет 5 -8 мм.

Установка усиливающих накладок увеличивает сварочные напряжения в строительной стальной конструкции, а также количество концентраторов.

III. Как показывает опыт ремонтов стрел, накладки оправдывают себя в случае необходимости устранения конструктивных недоработок.

1. Разделывают и заваривают трещины.

2. Изготавливают пластину усиления. Все поверхности накладки не должны иметь острых кромок, царапин, рытвин и других дефектов.

3. Устанавливают накладку на место внутрь стрелы и плотно прижимают с помощью струбцин или домкрата к нижнему листу стрелы.

Рис. 3

Рис. 4

4. Подогревают место сварки до температуры 150°С.

5. Приваривают накладку по контуру к обечайке и к перегородкам (рисунок 4).

Опыт показывает, что накладки не решают вопросов надежной работы металлоконструкций. Конструктивные недоработки желательно устранять во время крупных ремонтов. Этого можно добиться, сократив технологические окна и отверстия, изменив толщину или марку металла, подобрав другие сварочные материалы.

IV. Удаление части листа с дефектом (трещиной) и замена ее на новую рекомендуется в случае, когда неоднократная сварка трещины не дает результата или имеется дефект стрелы в виде разрыва.

Данная операция производится в следующей последовательности:

1. Подогревают ремонтируемый участок до температуры 100°С.

2. Вырезают дефектный участок стрелы.

3. По шаблону изготавливают пластину.

4. Подготавливают кромки пластины и листа на стреле под сварку.

5. Делают роспуски на боковом листе.

6. Зачищают до металлического блеска.

7. Устанавливают на место с одинаковым зазором по контуру, прихватывают и приваривают.

8. Подогревают место сварки до 150°С.

9. Приваривают пластину.

10. После окончания сварки нагревают весь ремонтируемый участок до 150°С, укрывают его и дают медленно остыть.

10. Швы на нижнем листе стрелы зачищают заподлицо.

і— Коротко об авторах---------------------------------------------

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;

Никифоров И.Г. - заместитель генерального директора по капитальному строительству, ОАО ХК «Якутуголь»;

Чупейкина Н.Н. - кандидат технических наук, ОАО ХК «Якуту голь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.