Научная статья на тему 'Методика внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции'

Методика внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1096
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ПРОЦЕСС ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ / УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ АУДИРОВАНИЯ / ПРОГРАММА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ / ИТОГОВЫЙ АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL AUDIT / FINISHED PRODUCTION OUTPUT AND SALE PROCESS / ACCOUNTING AND CONTROL AUDITING POINTS / AUDIT PROGRAM / INTERMEDIATE AUDITING CONTROL / FINALLY AUDITING CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багдасарян Диана Гамлетовна

Рассмотрены теоретические аспекты методики внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции. Определен технологический процесс и методологическая основа программы внутреннего аудирования. Внимание уделено организации проме-жуточного и итогового аудиторского контроля использования ресурсов в процессе вы-пуска и продажи готовой продукции в разрезе учетно-контрольных точек аудирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of internal audit procedure of finished production output and sale process are considered here. The technological process and the methodological basis of internal audit program are shown. Attention is also given to the intermediate and finally auditing control organization of finished production output and sale process in the connection of accounting and control auditing points.

Текст научной работы на тему «Методика внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции»

Багдасарян Д.Г.

МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ПРОЦЕССА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ

ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Организация аудиторского кон- чия в России самых разнообразных

троля (внешнего, внутреннего) обеспе- форм собственности, создания системы

чивает стабильность и экономическое внешнего и внутреннего аудиторского

развитие государства. В условиях нали- контроля, развития аудита эффективно-

сти, внедрения международных стандартов и интернациональных систем учета, контроля и аудита одной из главных задач является внедрение механизма эффективного аудиторского контроля за использованием ресурсов на всех циклах хозяйственных операций: приобретении и заготовлении, производстве, выпуске и продаже готовой продукции, оплате продукции.

Внутренний аудит предполагает исследование принятых методик и операций организации внутренним аудитором для подтверждения их соответствия политике и стратегии организации, оценке эффективности использования производственных ресурсов, для чего в настоящее время используются в основном три методики:

- сплошная проверка и контроль всей первичной документации и учетных регистров, являющиеся весьма трудоемким процессом;

- выборочные проверки, требующие высокой квалификации контрольно-аудиторского аппарата;

- использование инструментария контрольного и аудиторского инжиниринга в виде контрольных и аудиторских нулевых балансов, позволяющих определять чистые активы и чистые пассивы на начало и конец проверяемого периода, фиксировать изменение собственности, определять основные факторы этого изменения по данным Главной книги и учетных регистров и виновных лиц по данным первичных документов.

Теоретические и практические аспекты внутреннего аудита исследовались многими авторами: Р.А. Алборовым, В. Д. Андреевым, А.М. Богомоловым, М.В. Васильевой, А.И. Веренко-вым, Ю.Н. Воропаевым, И.П. Драченой,

В.А. Ерофеевой, Ю.А. Камфер, О.Ю. Кашановой, О.М. Коробейниковой, А.В. Краевым, О.А. Краевой, Л.И. Куликовой, Г.В. Максимовой, М.В. Мельник, Х.Ш. Муллахметовым, М.Ф. Овсийчук,

С.А. Принцевой, А.М. Резяповой, Н.М. Сандуленко, Н.Ю. Слатецкой, А.М. Сониным, Л.В. Сотниковой, О.А. Степановой, В.П. Суйц, А. Д. Шеремет и др.

Большинство авторов определяют внутренний аудит как систему внутреннего контроля деятельности организации в интересах его руководства, основанную на системном процессе объективного сбора, анализа и оценки информации о действиях и событиях по выявлению ее соответствия установленным критериям, позволяющую оценить эффективность.

В соответствии с Правилом (стандартом) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудитора», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 523, внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

В. Д. Андреев отмечает, что масштаб и задачи внутреннего аудита зависят от величины и структуры предприятия и требований его руководства. Обычно внимание внутреннего аудитора сосредоточено на анализе системы учета и сопутствующих видов контроля, изучении финансовой и операционной информации для руководства предприятия, исследовании экономичности и эффективности операций [1, с. 221], оценке эффективности использования ресурсов в процессе выпуска и продажи готовой продукции.

Институт внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) разработал следующее определение: внутренний аудит - это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее же интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции.

Внутренние аудиторы представляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок [3, с. 40].

В соответствии с международными стандартами аудита объем, цели и задачи внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размеров и структуры хозяйствующего субъекта, требований руководства и менеджмента, осуществляемых видов деятельности, специфики технологии производства.

Основные этапы внутренней аудиторской проверки определяют технологический процесс аудирования и включают ряд этапов.

Отчеты и рабочие документы внутреннего аудита, в отличие от отчетов внешнего аудита, не стандартизированы, так как внутренний аудит направлен на сообщение сведений о результатах проверки различных объектов контроля по разным направлениям для различных целей.

Однако главное требование к таким отчетам - передавать информацию ясно и понятно [2, с. 477].

При разработке методики внутреннего аудита выпуска и продажи готовой продукции автором учитывались следующие положения.

Во-первых, необходимо учитывать требования Правила (стандарта) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудитора», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 523, определяемые объем и цели внутреннего аудита, взаимоотношения между внутренним и внешним аудитором, понимание и предварительную оценку внутреннего аудита, сроки взаимодействия и координации, оценку эффективности внутреннего аудита.

Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят

от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства.

Во-вторых, внутренний аудит процесса выпуска и продажи готовой продукции проводится на основании принятой учетной политики, первичной документации, учетных регистров, Главной книги, отчетности, с обязательным проведением анализа.

В качестве расчетных аналитических показателей могут быть использованы:

- величина чистых активов;

- величина чистых оборотных

активов (собственных оборотных

средств);

- коэффициенты оборачиваемо-

сти оборотных активов, материальных оборотных средств (запасов), готовой продукции, дебиторской задолженно-

сти;

- оборачиваемость оборотных

активов, материальных оборотных

средств (запасов), готовой продукции, дебиторской задолженности за период в днях;

- коэффициенты рентабельности оборотных активов, готовой продукции, продаж, расходов по обычным видам деятельности по прибыли от продаж и др.

В-третьих, при проведении внутреннего аудита необходимо убедиться в соблюдении правил составления и оформления первичной документации и записей в учетных регистрах, соблюдении методологии учета и оценки затрат, себестоимости произведенной, отгруженной и проданной продукции, остатков производственных ресурсов, валовой себестоимости продаж, выручки и финансового результата от продаж.

В-четвертых, методология внутреннего аудита построена на использовании различных методов контроля:

- традиционных методов контроля:

• контроля на базе системы отклонений от нормативов (инвентарный

контроль, сверка расчетов, использование центров ответственности, использование учетно-контрольных точек аудирования и др.);

• контроля на базе применения процессных методов (контроль первичной документации по формальным признакам и по существу, контроль учетных записей, арифметический контроль сумм в процессах заготовления, производства, выпуска продажи готовой продукции);

- инжиниринговых методов контроля на базе механизмов контрольного и аудиторского инжиниринга. Проверка начинается с составления нулевого производного баланса на начало и конец проверяемого периода, определения изменения чистого капитала и проведения контроля Главной книги в целях определения основных факторов, вызвавших эти изменения. По обнаруженным расхождениям приступают к анализу и контролю учетных регистров и первичной документации.

В-пятых, исследованные автором оптики аудиторского контроля отличаются рядом контрольных функций, обеспечивающих эффективный контроль процесса выпуска и продажи готовой продукции:

- производственная оптика ориентирована на усиление контроля по всей цепочке заготовления, производства, выпуска и продажи готовой продукции; характеризуется трехкратным определением себестоимости продукции и системой учетно-контрольных точек аудирования: себестоимостью произведенной, отгруженной и проданной продукции;

- финансовая оптика характеризуется валовым определением себестоимости продаж с корректировкой на изменение всех видов производственных ресурсов за проверяемый период.

В-шестых, экономическая направленность внутреннего аудита связана с максимизацией прибыли в разре-

зе соответствующих оптик контроля и аудита с направленностью от аналитического к синтетическому состоянию (традиционные методы аудиторского контроля), сохранением и динамикой собственности от синтетических к аналитическим показателям (инжиниринговые методы аудиторского контроля).

С учетом указанных положений в качестве сегментов методики внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции выделены учетно-контрольные точки аудирования, по которым обеспечивается проведение промежуточного и итогового контроля:

- остатки производственных ресурсов;

- себестоимость произведенной продукции;

- себестоимость отгруженной продукции;

- себестоимость проданной продукции;

- валовая себестоимость;

- выручка от продажи продукции;

- финансовый результат от продажи продукции.

Первый блок методики проведения внутреннего аудита выпуска и продажи готовой продукции включает следующие разделы и раскрывает технологический процесс внутреннего аудирования:

1. План внутренней аудиторской проверки.

2. Программа внутренней аудиторской проверки.

3. Порядок проведения внутренней аудиторской проверки.

4. Подготовка и оформление результатов аудита.

5. Порядок последующего контроля.

Второй блок формирует методологическую основу программы внутреннего аудита, определяющую этапы, содержание и источники информации внутренней аудиторской проверки:

1.Методы учета запасов.

2.Методы оценки запасов.

3.Способ оценки запасов в отчетности.

4.Порядок проведения инвентаризации запасов.

5.Способ учета затрат.

6.Механизм (этапы) исчисления себестоимости готовой продукции.

7.Условия признания продаж.

8.Момент признания продаж.

9.Критерий признания дохода.

10.Момент признания дохода.

11.Момент признания расхода.

12.Периодичность аудита.

Третий блок методики внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции определяет объект аудита:

- учетную политику;

- хозяйственные операции и первичные документы;

- график документооборота по движению готовой продукции;

- регистры синтетического и аналитического учета по счетам 20, 25, 26, 30-35, 39, 40, 43, 44, 45, 50, 51, 62, 90, 99;

- книгу продаж;

- Главную книгу;

- расчет фактической себестоимости произведенной, отгруженной, проданной продукции;

- отчетность.

Четвертый блок ориентирует на использование следующих аудиторских процедур в целях получения аудиторских доказательств при проведении внутреннего аудита выпуска и продажи готовой продукции:

- изучения положений учетной политики;

- инвентаризации;

- контроля хозяйственных операций и документов;

- контроля учетных записей;

- пересчета;

- арифметического контроля

сумм;

- подтверждения соответствия;

- аналитических процедур;

- проверки документации по формальным признакам;

- сверки данных первичных документов с регистрами синтетического и аналитического учета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование аналитических процедур предполагает логический контроль качества информации, интуитивные методы диагностики, экспертную оценку показателей, контроль и анализ отклонений от нормативов (планов, прогнозов, ожидаемых закономерностей и взаимосвязей), оценку противоречивости отклонений и их отличия от предполагаемых величин и др.

Пятый блок методики определяет периодичность внутреннего аудита:

- ежемесячно;

- ежеквартально;

- выборочно регулярно;

- выборочно нерегулярно.

Шестой блок алгоритмизирует

процесс расчета контролируемых показателей в виде формул, используемых для внутреннего контроля в разрезе учетно-контрольных точек аудирования. Сюда относятся:

- себестоимость готовой продукции:

• затраты на производство в разрезе элементов или статей затрат, предусмотренных учетной политикой;

• контроль изменения производственных ресурсов за период для определения себестоимости продукции путем корректировки затрат на изменение остатков ресурсов;

• себестоимость произведенной продукции:

СГПпроизведенной НПна начало + ЗП

— НПна конец

где ЗП - затраты на производство;

НП - остатки незавершенного производства;

• себестоимость отгруженной продукции:

СГП,

отгруженной

= ГП,

на начало

+

СГПпроизведенной ГПна конец,

где ГП - остатки готовой продукции на складе;

• себестоимость проданной продукции:

СГП - = ГП

'-'■1 ^проданной А А ^отгруженная на начало + СГПотгруженной - ГПотгруженная на конец

где ГП - остатки отгруженной продукции;

• валовая себестоимость:

СГПв

= ГПн

+ НПн

Ана начало ' ААААна начало + ЗП — ГПна конец — НПна конец

или СГПваловая на начало

+ ЗП -

ПР

на конец

где ПР - остатки всех производственных ресурсов;

- финансовый результат от продаж:

ФР = ВП - СГП, ФР = ВП - СГПв

проданной

ФР = ПР

на начало

+ ВП - ЗП - ПРн

конец

где ВП - выручка от продажи продукции.

Седьмой блок методики формирует результат аудита - ошибки, искажения и отклонения в разрезе используемых учетно-контрольных точек аудирования за контролируемый период, отражаемые в отчете внутреннего аудитора.

При этом принимается во внимание структура и содержание отчета внутреннего аудита, формируемого и передаваемого руководству организации в целях принятия управленческих решений.

Отчет службы внутреннего аудита может также оформляться в виде служебной записки руководству с формулировкой заключений и предложений по принятию необходимых мер и процедур последующего контроля.

Восьмой блок ориентирует на принимаемые оперативные, тактические и стратегические решения по результатам аудита:

- усиление, изменение системы контроля, надежность и эффективность системы внутреннего контроля;

- необходимость проведения внешнего финансового аудита, управленческого аудита эффективности.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия [3, с. 42].

Методика внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции ориентирована на организацию промежуточного и итогового аудиторского контроля использования ресурсов в процессе выпуска и продажи готовой продукции в разрезе учетноконтрольных точек аудирования (остатки производственных ресурсов, себестоимость произведенной продукции, себестоимость отгруженной продукции, себестоимость проданной продукции, валовая себестоимость, выручка от продажи продукции, финансовый результат от продажи продукции), что обеспечивается использованием следующих блоков: технологического процесса внутреннего аудирования; методологической основы программы внутреннего аудита; объекта аудита; аудиторских процедур; периодичности внутреннего аудита; формул, для внутреннего контроля в разрезе учетно-контрольных точек аудирования; результата аудита; принимаемых решений.

Библиографический список

1. Андреев В.Д. Практический аудит: справочное пособие. - М.: Экономика, 1994. - 366 с.

2. Робертсон Дж. Аудит. - М.: КРМО Аудиторская фирма “Контракт”, 1993. -496с.

3. Шеремет А.Д., Суйц В.Г. Аудит: учебник. - 5-е изд. допол. и пер. - М.:

ИНФРА-М, 2008. - 448 с.

СТР.46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.