Научная статья на тему 'Методика внедрения системы менеджмента качества в деятельность миграционных служб'

Методика внедрения системы менеджмента качества в деятельность миграционных служб Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / MANAGEMENT OF MIGRATION PROCESSES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИИ / STATE ORGANIZATIONS / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT METHODS / МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / QUALITY ASSURANCE METHODS / ПРЕДСЕРТИФИКАЦИОННЫЙ АУДИТ / PRE-CERTIFICATION AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Юлия Викторовна

В статье представлена методика внедрения системы менеджмента качества в деятельность миграционных служб, нацеленная на осуществление политики организации в области качества и создание структуры, обеспечивающей эффективную реализацию поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Implementing the Quality Management System in the Activities of Migration Services

The article presents a methodology of implementing the quality management system in the activities of migration services, aimed at fulfillment of the organization's policy on quality and creating an organization that ensures effective achievement of these goals.

Текст научной работы на тему «Методика внедрения системы менеджмента качества в деятельность миграционных служб»

внедрение менеджмента качества в деятельность

миграционных служб

методика внедрения системы менеджмента качества

в деятельность миграционных служб

_Аннотация

В статье представлена методика внедрения системы менеджмента качества в деятельность миграционных служб, нацеленная на осуществление политики организации в области качества и создание структуры, обеспечивающей эффективную реализацию поставленных целей.

Ключевые слова: система менеджмента качества, управление миграционными процессами, государственная организации, методы управления, методы обеспечения качества, предсертификационный аудит

Внедрение эффективной системы менеджмента качества в деятельность миграционных служб включает в себя обязательную разработку и внедрение специфических методов управления качеством, направленных на достижение целей и осуществление политики организации в области качества, и создание структуры, обеспечивающей эффективную реализацию поставленных целей. Предлагаемая методика разработана с максимальной опорой на собственные силы. Осуществление проекта внедрения системы менеджмента качества, путем использования внутренних резервов миграционной службы позволит:

- значительно снизить затраты на осуществление проекта;

- создать систему документации и структуру системы менеджмента качества, полностью учитывающую специфику организации;

Дмитриева Юлия Викторовна

канд. экон. наук, доцент

кафедры управления

миграционными

процессами

Института

государственного

управления и права,

Государственный

университет

управления

julia9770@rambler.ru

менеджмент ка

политика в области

_качества должна

_соответствовать

_общей стратегии

_организации.

- ускорить внедрение новых процедур, за счет их создания специалистами подразделений, в которых осуществляется деятельность, описанная в той или иной процедуре;

- использовать опыт и полученные знания участников проекта в процессе управления качеством в организации, при обучении и подготовке.

Первый этап

Внедрение системы менеджмента качества предлагается осуществлять в три основных этапа, каждый из которых подразделяется на ряд последовательно или параллельно выполняемых задач. Кроме того, на всех этапах, в зависимости от определенной в ходе этапа потребности, осуществляется обучение и подготовка персонала, а также мероприятия по контролю и анализу.

Первый этап - это подготовка к разработке и внедрению системы менеджмента качества. Он состоит из трех основных комплексов мероприятий, которые представлены на рис. 1 (см. ниже). Отметим, что в период реализации первого этапа проекта важным и обязательным условием внедрения системы менеджмента качества (не отрицая

л тили

ЭТАП

п

с; <

<

л с; о 0-

О

IVIIIIII И|

руководства

1 Кпшгепин 1КЙЩ ка ч г я системы КМ№11 она

Программа качества

/ Ннчядо пг'||.|ц г, пив

Стандарт качества Область сертификации Менеджер качества Руководитель проекта Внешние консультанты

Политика и цели в области качества Организационная структура системы управления качеством и системы Участники Область применения Ресурсы

Общий план-график

Руководство Менеджер качества Руководитель проекта

Обучение участников

Рис. 1. Первый этап реализации проекта по разработке и внедрению системы менеджмента качества

важности всех процессов первого этапа) является разработка и доведение до всего персонала политики и общих целей предприятия в области качества. Политика качества определяет общие подходы, применяемые в организации, к процессу улучшения качества и основные направления развития организации в области качества, выраженные высшим управленческим звеном организации. Политика качества определяется и утверждается руководством организации. Политика качества является документом, поэтому к ее контролю и управлению применяются те же требования, что и ко всем документам организации. Дополнительно, должен быть разработан механизм анализа и пересмотра политики и целей организации в области качества. Например, процесс воплощения политики организации и целей в области качества два раза в год выносится на рассмотрение руководства во время проведения запланированного анализа. В случае необходимости, изменения в политику и цели организации в области качества вносятся согласно установленной общей процедуре качества «Управление документацией». Политика в области качества должна соответствовать общей стратегии организации и содержать в себе не заявления общего характера, например: «Наша компания внедряет концепцию управления качеством и осознает важность повышения уровня удовлетворенности потребителей», а указание на цели и методы их достижения, например: «Наша политика выражается в обеспечении руководством организации обучения и расширения полномочий персонала в области постоянного совершенствования деятельности организации, направленного на одновременное снижение производственных издержек и неуклонное повышение качества наших товаров, которое превосходит ожидания наших потребителей».

Второй этап

В соответствии с требованиями стандарта цели в области качества должны находиться в соответствии с политикой в области качества, другими целями предприятия и должны выражаться в измеряемых показателях для определения достигнутого прогресса. Цели в области качества должны быть

внедрение системы менеджмента качества только создает основу для постоянного улучшения деятельности

организации

и повышения уровня

потребителей

менеджмент ка

установлены для всех функций и всех уровней организации. Руководство качества может включать в себя общие цели организации, которые впоследствии будут конкретизированы для каждой функции и подразделения организации. Следует отметить, что на этапе разработки и внедрения системы менеджмента качества цели организации в области качества будут состоять в выполнении разработанной программы качества, то есть проекта по внедрению системы управлению качеством. Второй этап включает в себя три основные стадии, которые отображены на рис. 2 (см. ниже). Разработка планов, корректирующих действий по каждому несоответствию с определением ответственных, исполнителей и необходимых ресурсов -эта стадия является основной и наиболее сложной стадией проекта. Входными данными этой стадии проекта являются:

ВТОРОЙ ЭТАП

п <

л

о о.

о

Диагностический аудит

Разработка корректируют и* действий

Осуществление корректирующих действий

■ >

Ничнли третьего чтапа

Анализ требований стандарта Контрольные листы Проведение аудита Анализ

несоответствий

Планы-графики по областям деятельности Общий план-график Ресурсы

Документация План внедрения Пробное внедрение Корректировка Ввод в действие

Обучение персонала в соответствии с планом внедрения

Рис. 2. Второй этап разработки и внедрения системы менеджмента качества

- точно определенные цели и потребности предприятия;

- область применения системы менеджмента качества и применимые требования стандарта и других документов;

- структура системы менеджмента качества и системы документации;

- результаты диагностического аудита: несоответствия, их причины и значение;

- внутренние документы предприятия: общая информация, существующая документация качества (руководства, процедуры, регистрируемые данные, инструкции).

После утверждения общего плана-графика осуществления корректирующих действий, рабочие группы приступают к его реализации. Как уже отмечалось, реализация плана корректирующих действий будет включать в себя:

- разработку необходимой документации, внесение изменений в существующую документацию;

- определение и осуществление необходимых изменений для внедрения новой документации (в том числе проведение обучения персонала);

- пробное внедрение новой документации;

- внесение необходимых изменений в разработанную документацию на основе информации, полученной в ходе пробного внедрения;

- осуществление мероприятий контроля и анализа на всех стадиях реализации плана;

- утверждение и введение в действие окончательных вариантов документов.

Третий этап

Третий этап - это этап начала функционирования системы менеджмента качества, подготовки и проведения предсертификационного аудита. Заключительный этап состоит из нескольких фаз, общее содержание которых отражено на рис. 3 (см. на с. 96).

После завершения внедрения системы менеджмента качества начинается процесс ее функционирования и улучшения. При этом:

- корректируются цели, политика организации в области качества;

- планируется вся деятельность по контролю, обеспечению и улучшению качества;

ТРЕТИЙ ЭТАП

Статистические методы

Межфункционольные рабочие группы Копирование у конкурентов Развертывание функции качества

Выбор органа сертификации Анализ документации Робота на местности Заключительное совещание

Планирование корректируют их действий Осуществление Контроль результатов

Рис. 3. Третий этап проекта по разработке и внедрению системы менеджмента качества

- контролируется соответствие деятельности определенным процедурам, целям и политики в области качества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определяются несоответствия и их причины;

- устраняются причины и последствия несоответствий;

- выявляются потенциальные причины возникновения несоответствий;

- устраняются потенциальные причины несоответствий;

- оценивается уровень удовлетворенности потребителей и эффективность управления качеством;

- инициируются действия по совершенствованию процессов. В случае принятия руководством решения о сертификации системы менеджмента

качества на соответствие выбранному стандарту выбирается независимая организация, способная произвести оценку соответствия. Процесс выбора органа сертификации аналогичен процессу выбора внешних консультантов и, как правило, этот выбор осуществляется уже на стадии привлечения консультантов. Следует отметить, что как показывает практика, имеет смысл до сертификационного аудита провести предсертификационный аудит. Это позволит заранее выявить и устранить несоответствия выбранному стандарту и в полной мере подготовиться к сертификационному аудиту.

Что дает менеджмент качества для работы миграционных служб.?

Внедрение системы менеджмента качества только создает основу для постоянного улучшения деятельности организации и повышения уровня удовлетворенности потребителей. Эффективность данного инструмента управления будет зависеть от того, насколько руководству организации удастся создать атмосферу, способствующую вовлечению в процесс управления и совершенствования качества всех членов организации и продвижению ценностей, подходов и поведения, поддерживающих улучшение качества. Во многом это будет зависеть от определения четких и понятных целей улучшения качества, методов их достижения, наличия эффективной системы коммуникации и обратной связи. Необходимым условием обеспечения постоянного совершенствования является создание системы материальной и моральной мотивации персонала и проведение его систематического обучения. Внедрение системы менеджмента качества в миграционной службе позволит:

- начать процесс формирования корпоративной культуры, основанной на принципах управления качеством;

- привести деятельность организации в соответствие с действующим российским законодательством, стандартами и рекомендациями международных организаций;

- дифференцировать предоставляемые услуги на основе качества, то есть соответствия требованиям потребителей, и тем самым создать предпосылки увеличения доли рынка организации;

необходимым

условием обеспечения

постоянного

совершенствования

является

создание системы

материальной

и моральной

мотивации персонала

и проведение его

систематического

обучения

- повысить рентабельность организации путем снижения производственных издержек, достигаемое за счет повышения уровня соответствия услуги требованиям потребителей, разработки процедур осуществления деятельности на основе выбранного стандарта, совершенствования управления процессами, вовлечение всего персонала в процесс контроля и обеспечения качества;

- усилить репутацию организации, как организации полностью соответствующей мировым стандартам качества и стремящуюся к постоянному повышению уровня удовлетворенности потребителей.

Литература

1. ИСО 10011-2-1991. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов.

2. ИСО 10015-1999. Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению.

3. ИСО 9001-2008. Системы управления качеством. Требования.

4. Bicheno J., Gopalan M. R. A Management Guide to Quality and Productivity. - Wheeler, 2000.

5. David A. Garvin How The Balldrige Really Works // Harvard Business Review. - 1989. - сентябрь-октябрь.

Dmitrieva Yu.V.

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Migration Processes Management, Institute of Public Administration and Law, State University of Management, Moscow

Methodology of Implementing the Quality Management System in the Activities of Migration Services

Abstract

The article presents a methodology of implementing the quality management system in the activities of migration services, aimed at fulfillment of the organizations policy on quality and creating an organization that ensures effective achievement of these goals.

Keywords: quality management system, management of migration processes, state organizations, management methods, quality assurance methods, pre-certification audit

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.