Научная статья на тему 'Методика управления инновационной активностью в регионах на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости'

Методика управления инновационной активностью в регионах на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / МЕТОД / УПРАВЛЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / VALUE ADDED / METHOD OF MANAGEMENT / COMPLEX INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Н. И.

Предмет и тема. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования существующих механизмов управления инновационной активностью в регионах страны и поиска новых методик, позволяющих сформировать адекватную динамично изменяющимся условиям систему управления инновациями. Цели и задачи. В статье отражены основные результаты авторского исследования, цель которого формирование эффективной методики управления инновационной активностью, базирующейся на оценке комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости в региональной системе. Автором сформулирован собственный подход к соотношению факторов инновационной активности и добавленной стоимости, подробно рассмотрены этапы предлагаемой методики, а также обоснованы используемые в методике системы частных показателей. Методология. Исследование показателей, характеризующих инновационную активность и добавленную стоимость в регионе, базировалось на использовании системного подхода, статистических методов, включая индексный метод, метод статистической группировки, метод комплексной коэффициентной оценки, методы дедукции и индукции. Результаты. Предложена новая методика управления параметрами инновационной активности в регионе, позволяющая государственным органам управления обоснованно осуществлять меры управленческого воздействия по стимулированию инновационной активности в регионе, направленных на рост основных макроэкономических показателей, характеризующих экономическое развитие. Выводы и значимость. Разработанная методика управления инновационной активностью является элементом общей системы управления региональным развитием. Разработанная методика управления была апробирована в некоторых регионах Центрального федерального округа, в результате чего были установлены основные направления и комплекс мер по стимулированию инновационной активности для каждого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods to manage the innovation activity in regions based on the complex index of value added growth

Importance Currently, the issues of improving the existing mechanisms of innovation activity management in Russian regions and searching for new methods enabling to build a system of innovation management that would be adequate to fast-changing environment are of particular importance. Objectives The purpose of the research is to develop effective methods to manage the innovation activity in regions based on the assessment of the complex index of value added growth. Methods The study rests on the systems approach, statistical methods, including the method of index numbers, statistical grouping, complex coefficient estimates, deduction and induction. Results I offer a new method to manage the parameters of innovative activity in the region. The method enables State authorities to implement reasonable administrative measures to boost innovation in regions. The measures focus on the growth of key macroeconomic indicators that characterize the economic development. Conclusions and Relevance The proposed methodology is a significant element of the general management system of regional development. The methodology has been tested in some regions of the Central Federal District. The testing resulted in developing guidelines and a package of measures to stimulate the innovation activity of each particular region.

Текст научной работы на тему «Методика управления инновационной активностью в регионах на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Управленческий анализ

методика управления инновационной активностью в регионах на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости

наталия игоревна ПАВЛоВА

аспирантка кафедры государственного управления и финансов,

Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел, Российская Федерация [email protected]

Аннотация

Предмет и тема. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования существующих механизмов управления инновационной активностью в регионах страны и поиска новых методик, позволяющих сформировать адекватную динамично изменяющимся условиям систему управления инновациями. Цели и задачи. В статье отражены основные результаты авторского исследования, цель которого - формирование эффективной методики управления инновационной активностью, базирующейся на оценке комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости в региональной системе. Автором сформулирован собственный подход к соотношению факторов инновационной активности и добавленной стоимости, подробно рассмотрены этапы предлагаемой методики, а также обоснованы используемые в методике системы частных показателей.

методология. Исследование показателей, характеризующих инновационную активность и добавленную стоимость в регионе, базировалось на использовании системного подхода, статистических методов, включая индексный метод, метод статистической группировки, метод комплексной коэффициентной оценки, методы дедукции и индукции. результаты. Предложена новая методика управления параметрами инновационной активности в регионе, позволяющая государственным органам управления обоснованно осуществлять меры управленческого воздействия по стимулированию инновационной активности в регионе, направленных на рост основных макроэкономических показателей, характеризующих экономическое развитие.

выводы и значимость. Разработанная методика управления инновационной активностью является элементом общей системы управления региональным развитием. Разработанная методика управления была апробирована в некоторых регионах Центрального федерального округа, в результате чего были установлены основные направления и комплекс мер по стимулированию инновационной активности для каждого региона.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

история статьи:

Принята 23.03.2015 Принята в доработанном виде 13.05.2015

Одобрена 20.07.2015 удк 005.591.6:332.122:338.5

ключевые слова: инновации, добавленная стоимость, метод, управление, показатель

Стержнем конкурентоспособности и расширенного воспроизводства предприятий является непрерывно обновляющийся продукт, который не только совершенствуется в соответствии с современными потребностями и тенденциями в экономике, а привносит определенный вклад в формирование тенденций. Эффективная система управления на производстве подразумевает использование инновационных механизмов, способных интенсифицировать процесс производства, получить значительный реальный экономический и социальный эффект. Поэтому особую актуальность приобретает проблема совершенствования уже существующих механизмов управления инновациями и поиска новых методик, позволяющих

сформировать адекватную современным условиям систему управления инновационной активностью как на уровне региона, так и на макроуровне.

Существует определенная связь инновационного развития региона и его экономического роста, однако количественно установить вектор и силу этой связи на практике достаточно сложно. Эмпирические исследования влияния инноваций на экономический рост показывают противоречивые результаты, объясняющиеся в первую очередь сложностью измерения проблемных показателей, используемых для оценки инновационной активности, а также повышенной динамичностью изменения экономических систем. Поэтому в настоящее время индикаторы инновационного

влияния на производственные и экономические показатели находятся в стадии формирования [1]. Основная сложность исследований данной тематики обусловлена тем, что инновационные изменения и научно-технический прогресс носят долгосрочный характер и часто сказываются на параметрах экономического роста опосредованным образом.

Механизм влияния инноваций на экономику можно описать таким образом: инновационные факторы трансформируют производственные факторы качественным и количественным образом. Практическое внедрение более прогрессивных технологий привносит возможность использования меньшего объема природных ресурсов, капитала и труда при положительных темпах экономического роста1. По мнению автора, исключительная роль инновационных факторов в качественном совершенствовании экономики в большей степени проявляется на региональном уровне, где ключевой характеристикой успешности осуществления инновационной деятельности выступает уровень инновационной активности региона.

Управление параметрами инновационной активности направлено на решение основных стратегических задач инновационного и социально-экономического развития региона. Как отметил Г.Я. Гольдштейн, «формулировка стратегии и ее четкий инструментарий являются ядром управления» [2, с. 18]. Для осуществления эффективного управления инновациями и роста инновационной активности стратегия развития любого региона страны должна базироваться на принципах всесторонней вовлеченности в экономико-производственные процессы инновационных возможностей регионов. При этом важно заметить, что система управления инновациями должна строиться на взаимосвязи институтов «государство -общество - наука - технология - экономика -образование» [3, с. 97]. Одним из основных критериев эффективности функционирования региональных систем должен выступать интенсивный экономический рост, который достигается за счет качественного совершенствования основных факторов производства и фактора инноваций2. В качестве второго основного критерия эффективности функционирования региональной системы должен

1 Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2002. 832 с.

2 Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Ресурсоориентированный экономический анализ: теория,

методология, практика // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 38. С. 2-8.

выступать интенсивный рост инновационной активности - достижение положительных темпов прироста основных частных показателей оценки инновационной активности. Как известно из теории статистики, темп прироста - это показатель интенсивности изменения уровня ряда, позволяющий оценить, насколько увеличился или уменьшился изучаемый параметр. К сожалению, пока «управление эффективностью на региональном уровне относится к новым слабо изученным концепциям управления» [4, с. 7]. Вопрос влияния инновационных факторов на основные индикаторы эффективности развития регионов остается открытым и требует отдельного рассмотрения.

Мобилизация генерации инноваций приводит к качественным изменениям в региональной системе и, как правило, сопровождается ростом макроэкономических показателей3. В особенно тесной связи параметры инновационной активности находятся с показателями добавленной стоимости. Поэтому управление инновационной активностью в регионах должно логично увязываться с качественной и количественной оценками интенсивности роста добавленной стоимости, а управляющие воздействия на параметры инновационной активности необходимо производить в строгом соответствии с анализом и оценкой комплекса экономических показателей.

Опираясь на научные теоретико-методологические и аналитические исследования по управлению инновационной активностью в регионах [5-7], с учетом авторской позиции в отношении предмета исследования (инновационной активности) разработана методика управления инновационной активностью в регионах на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости. Сущность методики заключается в расчете частных и комплексных показателей, характеризующих инновационную активность и уровень добавленной стоимости в регионе, и построении на базе полученных показателей матрицы позиционирования субъектов исследования (регионов). В зависимости от положения региона в матрице позиционирования можно определить основной вектор управленческого воздействия и его меру в отношении инновационной активности. Таким образом, предлагаемая методика управления инновационной активности в регионе строится

3 Адодина А.О. Метод измерения инновационного потенциала России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. N° 47. С. 16-21.

на базе структурированной системы частных и комплексных показателей, характеризующих уровень инновационной активности и интенсивность роста добавленной стоимости, что также позволяет управленцам разного уровня идентифицировать слабые и сильные стороны в инновационном развитии региона и разработать меры по устранению негативных явлений.

Методика управления инновационной активностью в регионах на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости состоит из четырех основных этапов:

1) оценка и анализ комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости в субъекте исследования;

2) оценка и анализ инновационной активности в субъекте исследовании;

3) построение матрицы позиционирования на основе комплексных показателей инновационной активности и добавленной стоимости; интерпретация полученного результата;

4) формирование практического решения по управлению параметрами инновационной активности в субъекте исследования.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Этап 1. В отечественной научной литературе инновационная активность предприятий в регионе рассматривается как основа региональной

промышленной политики [8]. Кроме того, обоснованно считать инновационную активность фактором технологической модернизации промышленного сектора экономики [9, 10]. Эти тезисы еще раз подчеркивают важность анализа и оценки экономико-производственных показателей в регионе и их использования в целях управления параметрами инновационной активности. Для оценки параметра, характеризующего формирование добавленной стоимости в регионе, предлагается производить расчет комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости. Важно заметить, что в исследовании не ставилась задача расчета добавленной стоимости региональной системы. Задача была сформулирована следующим образом: предложить комплексный показатель, который характеризовал бы добавленную стоимость региональной системы и мог быть эффективно применен для управления инновационной активностью в регионе. В связи с этим предлагается производить расчет комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости на базе разработанной системы частных показателей, представленных в табл. 1.

Алгоритм расчета комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости в регионе должен быть формализован, объективен и информативен как для исследователей-теоретиков, так и для аналитиков-практиков и управленцев. Предлагается производить расчет двух составных компонентов комплексного показателя

Таблица 1

Предлагаемая система частных показателей, характеризующих добавленную стоимость региональной системы

компонент комплексного

показателя интенсивности частный показатель

роста добавленной стоимости

Количественная оценка Объем валового регионального продукта (сумма валовых добавленных стоимостей

видов экономической деятельности региона) К1.

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями промышленного производства К2.

Объем основных фондов (на конец года по полной учетной стоимости) КЗ.

Объем инвестиций в основной капитал К4.

Численность экономически активного населения К5 Качественная оценка Объем ВРП на душу населения R1.

Отношение объема валового регионального продукта к объему основных фондов R2.

Отношение объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями промышленного производства к численности экономически активного населения R3.

Доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции R4. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) R5

интенсивности роста добавленной стоимости: интегрального индекса добавленной стоимости (количественная оценка) и показателя интенсивности роста добавленной стоимости (качественная оценка). Информационной базой для проведения анализа служат официальные данные Федеральной службы государственной статистики.

Комплексный показатель интенсивности роста добавленной стоимости необходимо рассчитывать по формуле:

Кдс = ИДС хД ДС, (1)

где ИДС - интегральный индекс добавленной стоимости;

ЬДС - показатель интенсивности роста добавленной стоимости (поправочный коэффициент).

Интегральный индекс добавленной стоимости - это относительный индикатор количественной оценки формирования добавленной стоимости в регионе, отражающий результаты сравнительного анализа группы регионов по значению частных показателей оценки добавленной стоимости (табл. 1). В состав интегрального индекса добавленной стоимости входят два субиндекса: количественной оценки добавленной стоимости в 7-м субъекте ДСКлч и качественной оценки добавленной стоимости ДСКч. Первый отражает сравнительную оценку частных показателей, количественно характеризующих параметры роста добавленной стоимости в регионе, второй - сравнительную оценку частных показателей, качественно характеризующих параметры роста добавленной стоимости.

Предлагается следующая формула расчета интегрального индекса добавленной стоимости:

ИДС = о,5 дсКлш-+ДС

Кчг'

стоимости в 7-м субъекте.

Расчет субиндекса качественной оценки добавленной стоимости рекомендуется производить по следующей формуле:

ДСо, =

N. Я1. + N,N2; + NN3; + NN4, + N. Я5..

норм i норм i норм i норм i

-, (4)

где Кормт,'...,МнормК5, - нормированные значения

показателей качественной оценки добавленной стоимости в 7-м субъекте.

Нормированные значения частных показателей следует рассчитывать по следующей формуле [11, с. 57]:

N. - N .

N _._mm

норм " N - N

(5)

(2)

где 7 - субъект исследования (в данном случае -регион);

ДС - субиндекс количественной оценки добавленной стоимости в 7-м субъекте;

ДСКч, - субиндекс качественной оценки добавленной стоимости в 7-м субъекте.

Расчет субиндекса количественной оценки добавленной стоимости рекомендуется производить по следующей формуле:

ДСКлч =

= NHорM К1, + Жнорм К 2,. + ^,орм К 3,. + NHоpм К 4,. + NHоpм К 5,.

5 ' (3)

где НнормК1р...,НнормК5г - нормированные значения показателей количественной оценки добавленной

где N. - значение частного показателя в регионе i;

Nmin - минимальное значение частного показателя среди всех регионов;

N - максимальное значение частного показателя

max

среди всех регионов.

Показатель интенсивности роста добавленной стоимости АДС - это относительный индикатор качественной оценки роста добавленной стоимости в региональной системе, характеризующий интенсивность изменения частных показателей, характеризующих рост добавленной стоимости. Чем сильнее изменяется каждый частный показатель за анализируемый период, тем интенсивнее изменяется общий уровень добавленной стоимости. По смысловому содержанию данный показатель является поправочным коэффициентом при расчете комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости.

Для оценки интенсивности изменения частных показателей добавленной стоимости (а также инновационной активности) предлагается использовать индексную методику4. Сущность методики заключается в получении общей оценки интенсивности изменения интересующего сложного параметра путем расчета сводных индексов частных показателей, характеризующих состояние анализируемого сложного параметра. В рамках исследования в качестве сложного параметра выступают добавленная стоимость и инновационная активность в конкретном регионе.

Расчет показателя интенсивности роста добавленной стоимости рекомендуется производить по следующей формуле:

4 Валинурова Л.С., Евтушенко Е.В., Исхакова Э.И., Казаков М.В. Оценка эффективности развития региональных социально-экономических систем: учеб. пособие. Уфа: БАГСУ, 2012. 84 с.

= И1дс + И 2ДС + И 3ДС + И 4ДС + И 5ДС + И 6ДС +

10

где И1 дС,.. .,И10дС - сводные индексы интенсивности изменения частных показателей оценки добавленной стоимости в регионе (частные показатели представлены в табл. 1).

Сводный индекс интенсивности изменения частного показателя предлагается определять по формуле:

И = 0,5ИТ + 0,5ИО, (7)

где ИТ - индекс среднего темпа роста частного показателя;

ИО - индекс среднего объема частного показателя.

Расчет индекса среднего темпа роста производится по следующей формуле:

И 7дС + И 8ДС + И 9ДС + И10дс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И =

T - T

Т - Т

(8)

где Т - значение среднего темпа роста частного показателя за отчетный год и за два года, предшествующих отчетному;

Тшш - минимальное значение темпа роста частного показателя за отчетный год и за два года, предшествующих отчетному;

Ттях - максимальное значение темпа роста частного показателя за отчетный год и за два года, предшествующих отчетному.

Расчет индекса среднего объема частного показателя

производится по формуле

И =

О - О„

О„„ - О„

(9)

где О - значение среднего объема частного показателя за отчетный год и за два года, предшествующих отчетному;

Omin - минимальное значение объема частного показателя за отчетный год и за два года, предшествующих отчетному;

O - максимальное значение объема частного

max

показателя за отчетный год и за два года, предшествующих отчетному.

Средний темп роста частных показателей за отчетный год и два предшествующих отчетному года рассчитывается по формуле5

T = J-^^-L JSizL 100%,

(10)

5 Сизова Т.М. Статистика: учеб. пособие. СПб: СПб ГУИТМО, 2005. С. 101.

(6)

где К- значение частного показателя за отчетный год;

К. х - значение частного показателя за предшествующий отчетному год;

К 2 - значение частного показателя за год, предшествующий на два года отчетному;

К 3 - значение частного показателя за год, предшествующий на три года отчетному.

Расчет среднего объема частного показателя за отчетный год и два года, предшествующих отчетному году, производится по формуле средней арифметической простой6.

В результате проведения необходимых расчетов исследователь получает основные компоненты для получения комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости на основе формулы (1). Формулы (1)-(4) и (6) базируются на анализе теоретико-методических заделов в рассматриваемой области исследования, синтезе и анализе существующих методик оценки сложных экономических явлений, а также апробации разработанных формул на практике. Коэффициенты в формуле (2) установлены на основе положения о равнозначности количественной и качественной сторон оценки сложных экономических параметров, к которым относятся инновационная активность и добавленная стоимость.

Этап 2. Авторская позиция заключается в том, что оценку инновационной активности хозяйствующих субъектов в регионах необходимо проводить на основе использования показателей интенсивности и эффективности инновационной деятельности7. Таким образом, базируясь на системном подходе к оценке и анализу инновационной активности и с учетом рассмотрения данного параметра как комплексной характеристики осуществления инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона, предлагается система частных показателей оценки инновационной активности (табл. 2).

6 Сизова Т.М. Статистика: учеб. пособие. СПб: СПб ГУИТМО, 2005. С. 27.

7 Солдатикова Н.И., Шибаева Н.А. Моделирование инновационной активности промышленных предприятий на основе комплексного показателя добавленной стоимости // Управление инновациями - 2013: материалы международной научно-практической конференции, 19-21.11.2013. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2013. С. 149-152.

Таблица 2

система частных показателей оценки инновационной активности хозяйствующих субъектов региона

оценка инновационной частный показатель

деятельности

Интенсивность Объем отгруженной инновационной продукции Х1. Затраты на технологические новации Х2. Затраты на научные исследования и разработки Х3. Число выданных патентов Х4. Количество используемых передовых производственных технологий Х5

Эффективно сть Отношение объема отгруженной инновационной продукции к объему затрат на технологические новации 21. Отношение объема отгруженной инновационной продукции к объему затрат на научные исследования и разработки 22. Отношение объема отгруженной инновационной продукции к численности персонала, занятого исследованиями и разработками 23. Отношение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, к числу выданных патентов 24. Отношение объема инновационной продукции к размеру основных фондов 25

Анализ каждого частного показателя инновационной активности является информативным. Однако часто значения частных показателей, используемых для оценки сложных экономических параметров, имеют разнонаправленные тенденции изменения, и поэтому проблематично дать общую оценку изучаемому сложному явлению8. Именно поэтому автором разработан комплексный показатель для оценки параметра инновационной активности, а алгоритм его расчета аналогичен алгоритму оценки комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости.

Предлагается производить расчет комплексного показателя инновационной активности по аналогии с расчетом комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости. Рекомендуемая формула для расчета комплексного показателя инновационной активности в регионе следующая:

КИА = ИИА х АИА, (11)

где ИИА - интегральный индекс инновационной активности;

АИА - показатель интенсивности изменения инновационной активности (поправочный коэффициент).

Таким образом, получение комплексной оценки инновационной активности хозяйствующих

8 Шибаева Н.А., Королев Д.В. Анализ показателей инновационности развития промышленности региона // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 38. С. 14-21.

субъектов в регионе состоит из двух элементов: расчета интегрального индекса инновационной активности и расчета показателя интенсивности изменения инновационной активности.

Интегральный индекс инновационной активности -это индикатор количественной оценки инновационной активности, отражающий результаты сравнительного анализа группы регионов по значению частных показателей инновационной активности (табл. 2). В состав интегрального индекса входят субиндекс интенсивности инновационной деятельности ИИД и субиндекс эффективности инновационной деятельности ИЭД. Первый отражает сравнительную количественную оценку частных показателей интенсивности инновационной деятельности в регионе, второй - сравнительную количественную оценку частных показателей эффективности инновационной деятельности в регионе [12, с. 25].

Предлагаемая формула расчета интегрального индекса инновационной активности следующая:

ИИА., = 0,5 ИИД, + 0,5 ИЭД 7, (12)

где 7 - субъект исследования;

ИИД. - значение субиндекса интенсивности инновационной деятельности в 7-м субъекте;

ИЭД. - значение субиндекса эффективности инновационной деятельности в 7-м субъекте.

Расчет субиндекса интенсивности инновационной деятельности рекомендуется производить по следующей формуле:

ИИДi =

= ^„Д 1, + ^норм X 2, + NHOpM X 3, + NHOpM X 4, + NHOpM X 5

-,(13)

где ^норм Х1 - нормированные значения показателей интенсивности инновационной деятельности в 7-м субъекте.

Расчет субиндекса эффективности инновационной деятельности следует производить по формуле

ИЭД7 =

5 ' ()

где ^норм- нормированные значения показателей

эффективности инновационной деятельности в 7-м

субъекте.

Нормированные значения частных показателей добавленной стоимости следует рассчитывать по формуле (5).

Интегральный показатель инновационной

активности характеризует количественную сторону изучаемого параметра, однако, согласно принципу гармонизации показателей, оценка инновационной активности должна основываться на взаимодополняющих показателях количественного и качественного анализа. Поэтому для получения адекватной оценки инновационной активности в регионе следует производить расчет комплексного показателя качественной оценки, а именно - показателя интенсивности изменения инновационной активности. Предлагаемый показатель характеризует, насколько интенсивно изменяются частные показатели инновационной активности. Иными словами, чем сильнее изменяется каждый показатель инновационной активности за анализируемый период, тем интенсивнее изменяется общий уровень инновационной активности. Этот показатель рекомендуется определять по следующей формуле:

АИА = И1и + И 2И + И 3И + И 4И + И 5И + И 6Э + И 7Э + И 8Э + И 9Э + И10э

10

(15)

где И1И,...,И6и - сводные индексы интенсивности изменения частных показателей, характеризующих интенсивность инновационной деятельности;

И 6Э,..., И10Э - сводные индексы интенсивности изменения частных показателей, характеризующих эффективность инновационной деятельности.

Аналогично расчету показателя интенсивности роста добавленной стоимости производится расчет сводных индексов интенсивности изменения частных показателей инновационной активности (формулы (7)-( 10)). В результате применения формул (11)—(15) исследователь получает требуемые комплексные показатели, которые позволяют адекватно оценить уровень инновационной активности в интересующих регионах. Полученные оценки уровня инновационной активности в регионах Центрального федерального округа не противоречат объективной ситуации и результатам аналогичных исследований [11, с. 19-20].

Следуя алгоритму, исследователь получает необходимые компоненты для расчета комплексного показателя инновационной активности для каждого региона (табл. 3).

Этап 3. Комплексные показатели инновационной активности и добавленной стоимости являются эффективными индикаторами управления инновационной активностью в регионе. Представим полученные результаты в единой системе. На

практике использование такой системы позволит управленцам обоснованно формировать меры по стимулированию инновационной активности в регионе. Для этого используем метод построения матриц позиционирования регионов на основе комплексных оценок и метод кластеризации для дифференциации субъектов по данным оценкам [13, с. 45-48].

Сводная матрица позиционирования субъектов Центрального федерального округа в 2013 г. по указанным комплексным показателям представлена на рис. 1. В силу безоговорочного лидерства по уровню инновационной активности среди прочих субъектов в матрице не представлены Москва, Московская и Липецкая области. Предлагается проводить деление регионов на три группы по каждому комплексному показателю (низкие, средние, высокие значения) на основе использования метода статистической группировки с равными интервалами9. На основании позиционирования региона в сводной матрице формируется комплекс решений по управлению инновационной активностью для каждой зоны.

Из девяти возможных зон инновационной активности в исследовании задействованы только семь. В наиболее благоприятной зоне позиционирования (зона № 1) расположены Белгородская и Калужская

9 Чернова Т.В. Экономическая статистика: учеб. пособие. Таганрог: ТРТУ, 1999. 140 с.

Таблица 3

результаты оценки комплексного показателя инновационной активности и комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости в субъектах Центрального федерального округа за 2013 г.

субъект Федерации комплексный показатель комплексный показатель интенсивности

инновационной активности роста добавленной стоимости

Белгородская область 0,0878 0,0878

Брянская область 0,0396 0,0396

Владимирская область 0,0440 0,0440

Воронежская область 0,0558 0,0558

Ивановская область 0,0112 0,0112

Калужская область 0,0641 0,0641

Костромская область 0,0391 0,0391

Курская область 0,0185 0,0185

Липецкая область 0,1294 0,1294

Московская область 0,1860 0,1860

Орловская область 0,0401 0,0401

Рязанская область 0,0187 0,0187

Смоленская область 0,0248 0,0248

Тамбовская область 0,0216 0,0216

Тверская область 0,0393 0,0393

Тульская область 0,0436 0,0436

Ярославская область 0,0687 0,0687

Москва 0,2691 0,2691

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1

сводная матрица позиционирования субъектов Центрального федерального округа по параметрам инновационной активности и добавленной стоимости

Комплексный показатель инновационной активности

Высокий Средний Низкий

(0,1270-0,1770) (0,0768-0,1269) (0,0266-0,0767)

Высокий (0,0895-0,1287) Зона № 1 (Белгородская, Калужская области) Зона № 2 (Владимирская, Воронежская, Тульская области) Зона № 3

Средний (0,0501-0,0894) Зона № 4 (Ярославская область) Зона № 5 (Тверская область) Зона № 6 (Брянская, Курская, Рязанская области)

Низкий (0,0107-0,0500) Зона № 7 Зона№ 8 (Орловская, Костромская области) Зона № 9 (Ивановская, Смоленская, Тамбовская области)

области, в наименее благоприятной зоне (зона № 9) -Ивановская, Смоленская и Тамбовская области. Зона № 9 характеризуется самыми низкими значениями комплексных показателей инновационной активности и добавленной стоимости и определяется как критическая. Входящие в нее регионы нуждаются во всесторонней и незамедлительной государственной поддержке [14].

Интерпретация полученных кластерных зон приведена в табл. 4.

Этап 4. На этом этапе происходит формирование практического решения по управлению параметрами инновационной активности в субъекте исследования. Матрица позиционирования регионов является информативным средством для практических целей управления. Для каждой кластерной зоны предлагаются возможные меры повышения инновационной активности и роста добавленной стоимости.

Согласно предлагаемой методике управления инновационной активностью в регионах на

Таблица 4

интерпретация кластерных зон для сводной матрицы позиционирования

Зона инновационной активности Характеристика

№ 1 Инновационная деятельность реализуется максимально эффективно, стабильная положительная динамика большинства инновационных показателей

№ 2 Инновационная деятельность осуществляется сбалансированно по интенсивности и эффективности. Инновационные возможности реализуются с адекватной отдачей, но имеются дополнительные резервы роста инновационной активности

№ 3 Инновационная деятельность осуществляется с перебоями, ниже среднего уровня эффективности. Нестабильная динамика показателей инновационной активности сочетается с кризисными явлениями

№ 4 Инновационная система развивается стремительно и динамично. Инновационные возможности используются с высокой отдачей, с постоянной динамикой роста. Высокие темпы роста инновационных показателей, бесперебойные инновационные процессы

№ 5 Инновационная деятельность осуществляется преимущественно стабильно, возможны незначительные спады. Меры инновационной политики носят четкий системный характер, однако отсутствуют значимые результаты их реализации

№ 6 Кризисное состояние инновационной системы, низкие показатели динамики и эффективности инновационной деятельности

№ 7 Инновационная система развивается динамично и результативно на фоне депрессивной социально-экономической ситуации. Высокие темпы роста инновационных показателей сочетаются с низкими макроэкономическими показателями

№ 8 Инновационные процессы осуществляются преимущественно стабильно. Эффективность реализации инноваций имеет слабую тенденцию роста и не способствует улучшению общей экономической ситуации. Есть проблемы в социально-экономической и промышленной политике

№ 9 Инновационная деятельность осуществляется крайне неэффективно или не осуществляется. Общее депрессивное состояние экономической системы, высокий уровень социальной напряженности

основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости следует выделять направления управленческого воздействия на субъект исследования, градации управленческого воздействия и типы управленческих воздействий, ориентированных на стимулирование роста инновационной активности в субъекте исследования, в зависимости от принадлежности к зоне инновационной активности.

Градация управленческого воздействия - это степень интенсивности осуществления управленческих действий, которая определяется положением региона в сводной матрице позиционирования. Выделяются три градации управленческого воздействия на субъект по силе и интенсивности:

- MAX - максимальное (меры экстремального характера);

- MID - среднее (меры стабилизирующего характера);

- MIN - минимальное (меры поддерживающего характера).

Направления управленческого воздействия на субъект исследования - это возможные векторы

управленческих действий на региональную систему, подразумевающие набор конкретных мер и инструментов управления (табл. 5).

Представленный перечень мер управленческого воздействия не является исчерпывающим и может быть дополнен. На базе сводной матрицы позиционирования субъектов исследования и систематизации мер воздействия, направленных на мобилизацию инновационной активности, разработана матрица управления инновационной активностью с учетом оценки комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости (рис. 2).

В результате исследования получены возможные управленческие воздействия на инновационную активность конкретных регионов.

К регионам из зоны инновационной активности № 1 следует применять минимальные по силе и интенсивности управленческие воздействия по всем шести направлениям (в данном случае - Белгородская и Калужская области).

К регионам из зоны инновационной активности № 2 следует применять минимальные по силе

Таблица 5

направления и меры воздействия на инновационную активность в регионе

направление меры воздействия

В рамках инновационной политики

I. Экономическое Создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере. Государственная поддержка в форме предоставления бюджетных субсидий субъектам инновационной деятельности. Использование государственных гарантий для поддержки субъектов инновационной деятельности. Предоставление субъектам инновационной деятельности налоговых льгот (тарифные преференции). Компенсации определенных целевых затрат субъектов инновационной деятельности в связи с реализацией мер по развитию и др.

II. Социальное Разработка системы мотивации научно-исследовательского персонала на успешные результаты в научной и инновационной деятельности. Повышение престижа профессий инновационного сектора экономики и научной деятельности. Формирование мониторинговых систем отслеживания соответствия спроса и предложения на региональном рынке высококвалифицированного труда. Проведение систематических исследований по оценке эффективности кадров инновационной деятельности и т.д.

III. Организационное Разработка и реализация федеральных и региональных программ и проектов инновационной направленности. Участие государства в продвижении инновационной продукции на внутренний рынок путем размещения государственных заказов и закупки инновационной продукции для государственных нужд. Совершенствование законодательства в области инновационной деятельности. Совершенствование системы охраны прав и законных интересов авторов на результаты научной и научно-технической деятельности. Комплексная государственная информационная поддержка инновационной деятельности и т.д.

IV. Технологическое Увеличение числа субъектов инновационной инфраструктуры, специализирующихся на коммерциализации инноваций. Повышение кооперации и взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры. Государственная поддержка формирования высокотехнологичных кластеров и стимулирование реализации их продукции. Формирование мониторинговых систем отслеживания соответствия спроса и предложения инновационной продукции на региональном рынке. Технологическая модернизация предприятий региона и т.д.

В рамках социально-экономической политики

V. Общее социально-экономическое Обеспечение макроэкономической стабильности.

Создание целостной рыночной инфраструктуры. Совершенствование мер социальной поддержки населения. Формирование благоприятного делового климата.

Развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия. Формирование условий для здоровой конкуренции. Повышение оплаты труда и доходов населения.

Создание условий для повышения мобильности трудовых ресурсов и т.д.

Окончание табл. 5

направление меры воздействия

В рамках промышленной политики

VI. Общее производственное Повышение эффективности использования материальных, финансовых и

трудовых ресурсов предприятиями сектора промышленности.

Распространение применения импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Технологическая модернизация промышленной инфраструктуры.

Государственная поддержка производств с высокой долей добавленной стоимости.

Кооперация и координация деятельности субъектов сектора промышленности и инновационной деятельности.

Интенсификация механизмов частно-государственного партнерства в промышленности и др.

Рисунок 2

матрица управления инновационной активностью на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости

Зона № 1: MIN I-VI Зона № 2: MID I-IV; MIN V-VI Зона № 3: MAX I-IV; MIN V-VI

Зона № 4: MIN I-III; MID IV-VI Зона № 5: MID I-VI Зона № 6: MAX I-IV; MID V-VI

Зона № 7: MIN 1-3; MAX IV-VI Зона № 8: MID 1-3; MAX IV-VI Зона № 9: MAX I-VI

Примечание. MIN, MID, MAX - градации управленческого воздействия на субъект по силе и интенсивности. I-VI - направления воздействия на инновационную активность в регионе.

и интенсивности управленческие воздействия по направлениям V-VI и средние по силе и интенсивности меры стабилизирующего характера по направлениям 1-ГУ (Владимирская, Воронежская и Тульская области).

К регионам из зоны инновационной активности № 3 следует применять максимальные по силе и интенсивности меры экстремального характера по направлениям 1-ГУ и минимальные - по направлениям V-VI (ни один регион не представлен).

К регионам из зоны инновационной активности № 4 следует применять минимальное управленческое воздействие по направлениям 1-111 и среднее - по направлениям !У-У1 (Ярославская область).

К регионам из зоны инновационной активности № 5 следует применять меры стабилизирующего характера по всем шести направлениям (Тверская область).

К регионам из зоны инновационной активности № 6 следует применять максимальные по силе и

интенсивности меры экстремального характера по направлениям 1-ГУ и средние - по направлениям V-VI (Брянская, Курская и Рязанская области).

К регионам из зоны инновационной активности № 7 следует применять минимальные по силе и интенсивности управленческие воздействия по направлениям 1-111 и меры экстремального характера - по направлениям !У-УГ (ни один регион не представлен).

К регионам из зоны инновационной активности № 8 следует применять меры стабилизирующего характера по направлениям 1-111 и меры экстремального характера - по направлениям !У-УГ (Орловская и Костромская области).

К регионам из зоны инновационной активности № 9 (зона, лидирующая по числу входящих в нее субъектов) следует применять максимальные по силе и интенсивности меры экстремального характера по всем шести направлениям (Тамбовская, Смоленская и Ивановская области).

Адекватность предлагаемого приема выделения градаций управленческого воздействия на параметры региональной системы для роста инновационной активности объясняется ограниченностью финансовых, кадровых, информационных и производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении конкретного региона. Вполне очевидна невозможность одновременного решения всех проблем в инновационном развитии региона, в связи с чем предлагается выделять приоритетные (первостепенные) направления в каждом регионе, остро нуждающиеся в поддержке органов государственной власти. На разрешение проблем в этих субъектах должны направляться основные ресурсные возможности региональной системы. На конкретном примере это выглядит следующим образом: согласно матрице управления инновационной активностью, для субъектов зоны № 8 (Орловская и Костромская области) приоритет для органов государственной власти составляет формирование комплекса мер по улучшению общей социально-экономической ситуации. В меньшей степени требуется поддержка инновационной сферы, так как в указанных областях отмечен

средний уровень инновационной активности. Для обеспечения стабильности осуществления научной и инновационной деятельности региональным органам власти следует уделить внимание совершенствованию законодательства в инновационной сфере и разработке системы мотивации научно-исследовательского персонала на успешные результаты в научной и инновационной деятельности.

Таким образом, разработанная методика управления инновационной активностью в регионах на основе комплексного показателя интенсивности роста добавленной стоимости состоит из отдельных элементов управления, что позволяет детально идентифицировать проблемы роста инновационной активности и разработать необходимые меры. Препятствия повышения уровня инновационной активности в каждом регионе страны носят индивидуальный характер, а их полное или частичное устранение требует применения особого инструментария. Авторская методика позволяет выявить слабые стороны инновационного и экономического развития региональной системы и предлагает адекватные существующим проблемам пути их разрешения.

список литературы

1. Некрасов В.Л., Волосникова Е.А. Институциональные факторы инновационной активности региона // Академический вестник. 2008. № 1. С. 11-16.

2. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. Таганрог: ТРТУ, 2000. 244 с.

3. Асаул А.Н., Карпов Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.

4. Растворцева С.Н., Фаузер В.В., Каракчиев А.А., Залевский В.А. Социально-экономические основы инновационного развития региона. М.: Экон-Информ, 2011. 126 с.

5. Киселев В.Н. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации // Инновации. 2010. № 4. С. 44-55.

6. Чалкин Т.А., Белякова Г.Я. Структурная модель институциональной инфраструктуры управления инновационной деятельностью // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2010. № 6. С. 204-209.

7. Чекулина Т.А. Организационно-экономический инструментарий реализации инновационного потенциала региона // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7. С. 177-181.

8. Нестеров А.В., Шмелев В.В. Инновационная активность деятельности предприятий как основа промышленной политики региона // Вестник НГУ. Сер.: Социально-экономические науки. 2006. № 1.С. 112-115.

9. Городецкий Д.И. Эффективное управление инновационной активностью предприятий - важнейший фактор технологического обновления промышленного производства // Вестник РГГУ. Сер.: Управление. 2011. № 4. С. 153-165.

10. Стрельцов С.А. Инновационная активность предприятий как основа модернизации экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4. С. 256-262.

11. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / под. ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 88 с.

12. ГерасимовВ.В., МининаЛ.С., ВасильевА.В. Управление инновационным потенциалом производственных систем. Новосибирск: НГАСУ, 2003. 64 с.

13. Васильева З.А., Лихачева Т.П. Инновационные факторы экономического роста территорий. Красноярск: СФУ, 2012. 108 с.

14. Коротковская Е.В. Государственная поддержка инновационной активности в условиях финансового кризиса // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3. С. 30-37.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Managerial Analysis

METHODS TO MANAGE THE INNOVATION ACTIVITY IN REGIONS BASED ON THE COMPLEX INDEX OF VALUE ADDED GROWTH

Nataliya I. PAVLOVA

State University - Education-Science-Production Complex, Orel, Orel Oblast, Russian Federation [email protected]

Article history: Abstract

Received 23 March 2015 Importance Currently, the issues of improving the existing mechanisms of innovation activity

Received in revised form management in Russian regions and searching for new methods enabling to build a system of

13 May 2015 innovation management that would be adequate to fast-changing environment are of particular

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accepted 20 July 2015 importance.

Objectives The purpose of the research is to develop effective methods to manage the innovation activity in regions based on the assessment of the complex index of value added growth. Methods The study rests on the systems approach, statistical methods, including the method of index numbers, statistical grouping, complex coefficient estimates, deduction and induction. Results I offer a new method to manage the parameters of innovative activity in the region. The method enables State authorities to implement reasonable administrative measures to boost innovation in regions. The measures focus on the growth of key macroeconomic indicators that characterize the economic development. Keywords: mn°vative activ^ Conclusions and Relevance The proposed methodology is a significant element of the general

value added, method of management system of regional development. The methodology has been tested in some regions

management complex indicator of the Central Federal District. The testing resulted in developing guidelines and a package of

measures to stimulate the innovation activity of each particular region.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Nekrasov V.L., Volosnikova E.A. Institutsional'nye faktory innovatsionnoi aktivnosti regiona [Institutional factors of innovation activity of the region]. Akademicheskii vestnik = Academic Bulletin, 2008, no. 1, pp.11-16.

2. Gol'dshtein G.Ya. Strategicheskie aspekty upravleniya NIOKR [Strategic aspects of the research and development management]. Taganrog, TSREU Publ., 2000, 244 p.

3. Asaul A.N., Karpov B.M., Perevyazkin V.B., Starovoitov M.K. Modernizatsiya ekonomiki na osnove tekhnologicheskikh innovatsii [Economy modernization based on technological innovation]. St. Petersburg, ANO IPEV Publ., 2008, 606 p.

4. Rastvortseva S.N., Fauzer V.V., Karakchiev A.A., Zalevskii V.A. Sotsial'no-ekonomicheskie osnovy innovatsionnogo razvitiya regiona [Socio-economic foundations of innovation development of the region]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2011, 126 p.

5. Kiselev V.N. Sravnitel'nyi analiz innovatsionnoi aktivnosti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [A comparative analysis of innovation activity of subjects of the Russian Federation]. Innovatsii = Innovation, 2010, no. 4, pp.44-55.

6. Chalkin T.A., Belyakova G.Ya. Strukturnaya model' institutsional'noi infrastruktury upravleniya innovatsionnoi deyatel'nost'yu [A structural model of the institutional infrastructure for innovation management]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva = Vestnik SibGAU, 2010, no. 6, pp. 204-209.

7. Chekulina T.A. Organizatsionno-ekonomicheskii instrumentarii realizatsii innovatsionnogo potentsiala regiona [Organizational and economic tools to implement the innovation potential of the region].

Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2011, no. 7, pp.177-181.

8. Nesterov A.V., Shmelev V.V. Innovatsionnaya aktivnost' deyatel'nosti predpriyatii kak osnova promyshlennoi politiki regiona [Innovation activity of enterprises as the basis of the industrial policy of the region]. Vestnik NGU. Ser. : Sotsial 'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of NSU. Series: Social and Economic Sciences, 2006, no. 1, pp. 112-115.

9. Gorodetskii D.I. Effektivnoe upravlenie innovatsionnoi aktivnost'yu predpriyatii - vazhneishii faktor tekhnologicheskogo obnovleniya promyshlennogo proizvodstva [Effective management of the innovative activity of enterprises as an important factor of technological upgrading of industrial production]. Vestnik RGGU. Ser.: Upravlenie = Bulletin ofRSUH. Management Series, 2011, no. 4, pp. 153-165.

10. Strel'tsov S.A. Innovatsionnaya aktivnost' predpriyatii kak osnova modernizatsii ekonomiki regiona [Innovation activity of enterprises as a basis for economy modernization of the region]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2011, no. 3-4, pp. 256-262.

11. Reiting innovatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [The rating of innovative development of constituent entities of the Russian Federation]. Moscow, NRU HSE Publ., 2014, 88 p.

12. Gerasimov V.V., Minina L.S., Vasil'ev A.V. Upravlenie innovatsionnym potentsialom proizvodstvennykh system [Managing the innovation potential of production systems]. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering Publ., 2003, 64 p.

13. Vasil'eva Z.A., Likhacheva T.P. Innovatsionnyefaktory ekonomicheskogo rosta territorii [Innovation factors of the economic growth of areas]. Krasnoyarsk, SFU Publ., 2012, 108 p.

14. Korotkovskaya E.V. Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnoi aktivnosti v usloviyakh finansovogo krizisa [State support to innovation activity under financial crisis]. Povolzhskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal = Volga Trade-Economic Journal, 2010, no. 3, pp. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.