Научная статья на тему 'Методика управленческого анализа издержек обращения торгового предприятия'

Методика управленческого анализа издержек обращения торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2127
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глубокова Людмила Геннадьевна

Представлена методика управленческого анализа издержек обращения торгового предприятия. Цель исследования состоит в определении основных этапов управленческого анализа издержек обращения и их характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF MANAGERIAL ANALYSIS OF DISTRIBUTION COSTS OF A TRADING COMPANY

Methodology of managerial analysis of distribution costs of trading companies is presented. The purpose is to define the basic stages of managerial analysis of distribution costs and their characteristics.

Текст научной работы на тему «Методика управленческого анализа издержек обращения торгового предприятия»

ФИНАНСЫ И УЧЕТ

УДК 657.47:338.242+338.512 Л.Г. Глубокова

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение

В условиях рыночной экономики эффективность деятельности предприятия во многом предопределена правильностью выбранной стратегии управления, состоянием экономического потенциала, конкурентоспособностью предприятий торговли. В условиях централизованно управляемой экономики и государственного затратного ценообразования интерес к информации о действительных расходах хозяйствующего субъекта носил условный характер, и сама информация в условиях государственной собственности не могла иметь подлинной значимости и полезности. В процессе приобретения хозяйствующими субъектами организационной и хозяйственной самостоятельности стал очевиден тот факт, что исторически сложившаяся в Российской Федерации традиционная модель анализа, основанная на анализе издержек обращения по статьям, не учитывает в достаточной степени особенности хозяйственной деятельности предприятия в конкурентной среде.

Наиболее значимой проблемой в этой области исследования на современном этапе развития экономики РФ явилось отсутствие единой методологической основы и информационных моделей анализа издержек обращения торгового предприятия. Оценка роли расходов в развитии предприятий торговли постепенно меняется. Управленческий анализ как инструмент исследования деятельности организации должен охватывать все стороны деятельности предприятия и ориентирован на максимизацию прибыли и снижение издержек обращения.

Весьма актуальной представляется задача четкого и последовательного анализа издержек и всего инструментария приемов и методов, которые позволяют их оценить наиболее эффективным образом. Разработка методики анализа издержек обращения торгового предприятия для отечественных хозяйствующих субъектов должна вобрать в себя весь положительный опыт как отечественных, так и зарубежных исследований в данной области и обеспечить комплексный подход к решению проблемы учета и анализа издержек обращения торгового предприятия. В связи с этим вопросы построения системы показателей, позволяющих охарактеризовать издержки обращения торговли, разработка методики глубокого, полного факторного анализа данного экономического показателя имеют особую значимость в современных условиях хозяйствования. Таким образом, актуальность проблемы и высокая практическая значимость определили выбор темы настоящей диссертационной работы.

Наиболее актуальные аспекты организации управленческого анализа издержек обращения, затрат, расходов нашли отображение в трудах В. Говин-дараджана, А. Дайле, К. Друри, К.Р. Макконелла, П. Самуэльсона, Энтони, Э. Майера, Р. Манна, М. Портера, Х. Фольмута, Д. Хана, Дж. Шанка. Среди трудов современных отечественных исследователей в области оптимизации величины, структуры и динамики издержек хотелось бы отметить работы

Н.Г. Данилочкиной, Т.П. Карповой, С.А. Николаевой, А.Д. Шеремета,

М.А. Вахрушиной, Г.Р. Хамидуллиной, К.А. Раицкого, А.Н. Соломатина, А.Н. Бланка, Ю.Л. Александрова,

Н.Н. Терещенко, А.И. Гребнева и др.

Актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость ряда недостаточно разработанных аспектов совершенствования методики оценки издержек обращения обусловили выбор предмета исследования, определили его цель и задачи, а именно: определение места издержек обращения в составе расходов торгового предприятия, введение новой классификации издержек обращения по характеру используемых ресурсов, систематизация и введение новых показателей для целей управленческого анализа, характеризующих эффективность издержек обращения как в целом, так и по видам ресурсов, анализ издержкоемкости.

Данная статья направлена на рассмотрение методики управленческого анализа издержек обращения, основанной на взаимосвязи показателей «издержки — товарооборот — прибыль». Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1) проанализировать теоретические аспекты расходов и издержек как экономических категорий и определить основные отличия;

2) исследовать существующие определения понятия «издержки обращения», классификацию издержек обращения в отечественной и зарубежной практике, используемую в управленческом анализе;

3) изучить и обобщить подходы к изучению и оценке предмета исследования, сущность управленческого анализа издержек обращения в современных условиях;

4) разработать методику управленческого анализа издержек обращения предприятий торговли в современных условиях;

5) предложить систему показателей, характеризующих состояние, динамику издержек обращения предприятий торговли и эффективность их использования;

6) предложить факторную модель управленческого анализа издержек обращения предприятий торговли;

7) рассмотреть возможность использования предложенной автором ме-

тодики управленческого анализа издержек обращения на материалах конкретных предприятий торговли.

В качестве объекта исследования выступают издержки обращения предприятий торговли, функционирующие на потребительском рынке г. Барнаула.

Предметом исследования является анализ издержек обращения предприятий торговли.

Методика исследования

Сравнительная характеристика основных направлений анализа издержек в экономической литературе показала, что авторами предлагается единая методика анализа издержек обращения, которая включает в себя следующие основные направления: анализ общего объема и уровня издержек обращения; анализ издержек обращения по статьям; факторный анализ издержек обращения. Отличительной чертой в предлагаемых учеными методиках является количество и состав факторов, определяющих размер издержек обращения.

Управленческий анализ выступает как инструмент повышения эффективности деятельности торговых предприятий. Наиболее значимой проблемой в этой области исследования явилось отсутствие единой методологической основы и информационных моделей управленческого анализа издержек обращения торгового предприятия. Актуальность проблемы организации управленческого анализа обусловлена необходимостью адаптации зарубежного и отечественного опыта применительно к торговле.

Методика управленческого анализа издержек обращения включает в себя:

• изучение объекта анализа, его экономическая сущность, классификация;

• определение целей и задач;

• перечень организационных этапов управленческого анализа издержек обращения;

• построение системы показателей управленческого анализа издержек обращения;

• оформление результатов управленческого анализа издержек обращения;

• разработка управленческих решений, направленных на снижение общей суммы и уровня издержек обращения;

• оценка эффективности управленческих решений.

Осуществление управленческого анализа издержек обращения предприятий торговли целесообразно проводить по трем этапам: подготовительный, основной и заключительный, краткое содержание которых представлено на рисунке 1.

Основная цель управленческого анализа издержек обращения торгового предприятия — на основе всестороннего анализа сделать заключение о рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их

прогнозирование при выборе оптимальных управленческих решений.

Объектами управленческого анализа издержек обращения являются общая сумма и уровень издержек обращения, отдельные статьи и элементы издержек обращения, издержки обращения по характеру используемых ресурсов, издержки обращения по центрам ответственности, факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения.

Предметом управленческого анализа издержек обращения является оценка эффективности использования ресурсов торгового предприятия, взаимосвязь «издержки — товарооборот — прибыль».

I этап

ТГ

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Изучение и оценка внешних факторов, оказывающих влияние на издержки обращения

макрофакторы

микрофакторы

Изучение и оценка внутренних факторов, оказывающих влияние на издержки обращения

- ресурсы предприятия и эффективность их использования

объем и структура товарооборота

прочие факторы

II этап

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБЩЕМУ ОБЪЕМУ И НАПРАВЛЕНИЯМ

1 Г 1 Г

Анализ общей суммы и уровня издержек обращения торгового предприятия Анализ издержек обращения по направлениям и видам

Внешних и внутренних

Постоянных,

переменных,

смешанных

По характеру используемых ресурсов: оборотных средств основных средств трудовых ресурсов

III этап

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ

IV этап

ПОДГОТОВКА И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Рис. 1. Блок-схема основного этапа управленческого анализа издержек обращения Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (40), 2008

В качестве основных экономических предпосылок управленческого анализа издержек обращения выступают следующие факторы: минимизация издержек обращения, увеличение прибыли торгового предприятия, повышение эффективности его деятельности.

Основной этап управленческого анализа издержек обращения торгового предприятия включает в себя четыре блока (рис. 1).

Первый блок включает в себя изучение и анализ среды деятельности торгового предприятия. Анализируемый объект рассматривается как целостная структура, с учетом внутренней и внешней среды.

Два последующих блока (2 и 3) включают в себя анализ издержек обращения торгового предприятия по общему объему и направлениям и определение основных факторов, оказывающих влияние на издержки обращения.

Основной целью данного этапа является оценка издержек обращения и установление взаимосвязи между показателями, их характеризующими. На основе проведенного анализа формируется информация о резервах снижения издержек обращения, которая основывается на расчете абсолютных и относительных отклонений издержек обращения в разрезе статей, элементов, используемых ресурсов с обязательным соотношением с объемом товарооборота.

На четвертом этапе осуществляется подготовка управленческих решений. Основным содержанием данного этапа является обоснование результатов анализа издержек обращения, необходимых для научного обоснования управленческих решений.

На заключительном этапе осуществляется процесс принятия управленческого решения, контроль за его выполнением, оценка эффективности управленческого решения.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет анализ взаимосвязи «издержки — товарооборот — прибыль» (рис. 2). Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: из-

держками товарооборотом и прибылью, и прогнозированием величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Для изучения

взаимосвязи между данными показателями используется показатель издерж-коемкости:

ИО РРС + РОС + РОФ + ИО

ИЕ _ _____________________’у?04

~ ТО ~ ТО '

где ИЕ — издержкоемкость единицы товарооборота;

ТО — товарооборот;

РРС — издержки, связанные с использованием трудовых ресурсов;

РОС — издержки, связанные с формированием и использованием оборотных средств;

РОФ — издержки, связанные с содержанием и использованием основных средств;

ИОпроч — прочие издержки.

Издержкоемкость зависит от изменения общей суммы издержек, которые в свою очередь зависят от изменения объема товарооборота, структуры товарооборота, цены на реализуемые товары, издержек обращения по видам ресурсов.

Результаты исследования

Торговля является одной из основных стабильно развивающихся отраслей в г. Барнауле и Алтайском крае. Оборот розничной торговли Алтайского края достиг 53,1 млрд руб. в 2004 г., что на 15,7% (в сопоставимых ценах) превышает объем товарной массы 2003 г., в т.ч. по г. Барнаулу он составил 33,9 млрд руб. Рост розничного оборота в 2006 г. обусловлен увеличением реальных доходов населения на 25,4%, обеспечивших увеличение годового розничного оборота до 105612 млн руб. (в 2005 г. — 82057 млн руб.), индекса физического объема до 119,6% и суммы ежедневных покупок в размере 289,3 млн руб. (2005 г. — 224,4 млн руб.).

Рост реальных доходов и развитие потребительского кредитования способствовали увеличению в структуре розничного оборота удельного веса непродовольственных товаров до 58,4% в сравнении с 51,8% в 2005 г. Стабильным темпам роста товарооборота способствует тенденция развития организованной формы торговли. В 2004 г. количество организаций стационарной розничной торговли составило 9,9 тыс. единиц (в 2002 г. — 9,3 тыс. объектов). В 2006 г. на территории края введено 360 торговых объекта площадью 67 тыс. м2.

Рис. 2. Факторная модель взаимосвязи «издержки — товарооборот — прибыль»

Количество крупных и средних предприятий по г. Барнаулу с 445 предприятий в 2005 г. снизилось до 441 в 2006 г., общий процент снижения по г. Барнаулу составил 0,9%. Количество крупных и средних предприятий торговли с 75 единиц в 2005 г. снизилось до 72 в 2006 г., общий процент снижения составил 4%.

С целью оценки состава и уровня издержек обращения был проведен анализ по 18 крупным и средним предприятиям г. Барнаула за период 20052006 гг. Основным критерием отбора явилось осуществление торговой деятельности в течение срока не менее чем три года.

Анализ внутренней составляющей управленческого анализа издержек обращения заключается в исследовании структуры издержек обращения и оценки влияния факторов. В результате автором установлено следующее.

1. Наибольший удельный вес в составе издержек обращения занимают прочие расходы, 41,58% в предыдущем

(2005) году и 46,01% в отчетном (2006) году. Анализ поведения прочих расходов в составе издержек обращения предприятий торговли выглядит следующим образом (табл. 1).

2. Самый высокий темп роста из общего состава издержек обращения это рост расходов, связанных с содержанием основных средств 167,42%. На рисунке 3 показано поведение расходов, сгруппированных по характеру используемых ресурсов. Основное влияние на рост данного показателя оказало значительное увеличение издержек обращения по предприятию А 4 (427,1%); А 11 (872,1%); А 13 (391,2%); А 15 (253,9). При общем снижении доли указанных расходов в составе общих издержек обращения на 5,51%.

3. Обобщение данных факторного анализа произведено на основе показателя издержек обращения на 1 руб. товарооборота или издержкоемкости. В результате роста товарооборота издержки обращения увеличились на 136 263 тыс. руб., в т.ч. расходы на ра-

бочую силу — на 40 443 тыс. руб., или 30% от общей суммы влияния, прочие расходы — на 56 З12 руб., или 42%, расходы по формированию и использованию оборотных средств на 314 225 руб., или 23%, расходы, связанные с формированием оборотных средств, — на З 156 руб., или 6%. В результате снижения издержкоемкости на 0,001 руб. издержки обращения уменьшились на 373 тыс. руб. Причем снижение в результате данного фактора произошло только по расходам на рабочую силу и по расходам, связанным с формированием оборотных средств (внутренние расходы). Увеличение издержкоемкости прочих расходов на 22 5ЗЗ тыс. руб.

4. За счет увеличения общей суммы издержек обращения на 136263 тыс. руб. издержкоемкость увеличилась на 0,0369 руб. За счет данного фактора прибыль предприятий торговли снизилась на 136370 руб. (табл. 2). За счет роста товарооборота на 9З3099 тыс. руб. издержкоемкость снизилась на

0,046З руб. За счет этого фактора при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

быль предприятия увеличилась на 172933 руб. В том числе за счет роста цен издержкоемкость увеличилась на

0,0067 руб., прочие факторы увеличили издержкоемкость на 0,0031 руб. В результате оценки влияния данных факторов сумма прибыли увеличилась на 2447З тыс. руб. и на 11391 тыс. руб. В целом за счет снижения показателя из-держкоемкости на 0,0001 руб. прибыль предприятия увеличилась на 369 тыс. руб.

Выводы

1. Предложена методика управленческого анализа издержек обращения на основе системы показателей, включающей в себя показатели эффективности использования трудовых, оборотных, основных ресурсов.

2. Расчет показателей эффективности использования издержек обращения по характеру используемых ресурсов показал взаимосвязь показателей и позволил оценить их влияние на издержкоемкость.

Таблица 1

Распределение количества торговых предприятий по структуре прочих расходов

Границы изменений доли прочих расходов в составе издержек обращения, % Количество предприятий в 2005 г. Количество предприятий в 2006 г.

До 20 6 4

От 20 до 40 7 7

От 40 до 50 0 2

От 50 до 60 1 0

Свыше 60 4 5

Всего 1З 1З

Темп роста расходов,%

Темп роста расходов на рабочую силу,%

Темп роста расходов, связанных с содержанием осносных фондов,%

Темп роста расходов, связанных с формированием обротных средств,% Темп роста прочих расходов, %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

предприятия

Рис. 3. Темп роста расходов, сгруппированных по характеру используемых ресурсов

3. Предложена модель факторного анализа издержкоемкости, позволяющая оценить влияние издержек обращения на прибыль предприятия.

4. Показана возможность использования данного показателя в сравнительной оценке деятельности торговых предприятий как на уровне г. Барнаула, Алтайского края, так и на уровне Российской Федерации.

5. Проведенный анализ показал, что на снижение показателя издержкоемко-сти большое влияние оказывает рост товарооборота и снижение общей суммы

расходов. Поскольку расходы торговых предприятий снизить практически невозможно, следовательно, основным фактором снижения показателя издержко-емкости является увеличение товарооборота как за счет роста цен, так и за счет объема и структуры товарооборота.

6. Показатель издержкоемкости, предлагаемый к использованию в управленческом анализе торговых предприятий, позволяет формировать ряд задач, направленных на снижение издержек обращения.

Таблица 2

Анализ изменения издержкоемкости на прибыль предприятия

Предприятие Год А1 А3 А4 А5 А6 А7

А 1 2 3 4 5 6 7

1 Товарооборот, тыс. руб. 2003 34361 69880 3458 49900 154440 842802

2 2004 11230 86093 4883 71873 213424 1008331

3 Издержки обращения , тыс. руб. 2003 7440 37356 999 2307 20691 82103

4 2004 6298 45244 1855 2634 29209 100974

5 Издержкоемкость, руб. 2003 0,2165 0,5346 0,2889 0,0462 0,1340 0,0974

6 2004 0,5608 0,5255 0,3799 0,0366 0,1369 0,1001

7 Абсолютное отклонение издержкоемкости 0,3443 -0,0090 0,0910 -0,0096 0,0029 0,0027

8 Влияние роста издержек обращения на изменение общего показателя издержкоемкости (31-5) -0,1149 0,1073 0,0940 0,0143 0,0354 0,0157

9 Влияние на прибыль организации, тыс. руб. -1290 9238 459 1030 7548 15824

10 Влияние роста товарооборота на изменение общего издержкоемкости, руб. 0,2094 -0,1209 -0,1117 -0,0185 -0,0468 -0,0186

11 Влияние на прибыль организации, тыс. руб. 2351 -10407 -546 -1331 -9988 -18723

12 Влияние цен на товары на изменение издержкоемкости 0,2339 -0,0021 0,1039 -0,0065 0,0109 0,0039

13 Влияние на прибыль организации, тыс. руб. 2627 -179 507 -465 2334 3977

14 Прочие факторы 0,0159 0,0066 0,0049 0,0011 0,0034 0,0017

15 Влияние на прибыль организации, тыс. руб. 178 569 24 77 722 1668

16 Сумма факторов 0,3443 -0,0090 0,0910 -0,0096 0,0029 0,0027

Продолжение табл. 2

А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 Всего

8 9 10 11 12 13 14 15 16+ 17 18 19 20

11181 4638 308856 60410 105462 125737 412514 78176 101202 339950 4592 2991 2710550

26402 3680 484485 66139 99510 274063 722430 1Е+05 240555 228818 6475 3311 3693649

4590 3396 26030 19776 7452 8438 73707 19904 48713 11687 907 1231 376727

7131 4477 35677 12742 7224 9879 139360 37992 58880 11170 1173 1071 512990

0,4105 0,7322 0,0843 0,3274 0,0707 0,0671 0,1787 0,2546 0,4813 0,0344 0,1975 0,4116 0,1390

0,2701 1,2166 0,0736 0,1927 0,0726 0,0360 0,1929 0,2676 0,2448 0,0488 0,1812 0,3235 0,1389

-0,1404 0,4844 -0,0106 -0,1347 0,0019 -0,0311 0,0142 0,0130 -0,2366 0,0144 -0,0164 -0,0881 -0,0001

0,4758 -0,0674 0,0289 0,0277 -0,0026 0,0519 0,0668 0,1719 0,6025 -0,0056 0,0569 0,0243 0,0369

12561 -248 13982 1831 -261 14227 48239 24402 144942 -1271 369 80 136370

-0,5109 0,1731 -0,0410 -0,0308 0,0041 -0,0644 -0,1053 #### -0,6279 0,0140 -0,0740 -0,0421 -0,0468

-13490 637 -19870 -2034 405 -17654 -76069 -27199 -151041 3203 -479 -139 -172933

-0,1082 0,3209 -0,0009 -0,1353 -0,0024 -0,0198 0,0470 0,0300 -0,2133 0,0031 -0,0040 -0,0891 0,0067

-2856 1181 -436 -8948 -239 -5414 33922 4261 -51311 703 -26 -295 24798

0,0029 0,0578 0,0024 0,0037 0,0029 0,0012 0,0058 0,0027 0,0021 0,0029 0,0047 0,0188 0,0031

77 213 1170 242 288 328 4186 387 501 668 30 62 11391

-0,1404 0,4844 -0,0106 -0,1347 0,0019 -0,0311 0,0142 0,0130 -0,2366 0,0144 -0,0164 -0,0881 -0,0001

Библиографический список

1. Торговля в Алтайском крае в 1990-2002 гг.: стат. сб. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. Барнаул, 2003. 88 с.

2. Оптовая торговля в Алтайском крае: стат. сб. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. Барнаул, 2006. 20 с.

3. Социально-экономическое положение городов и районов Алтайского края за 2006 год: стат. доклад / Алтайский краевой комитет гос. статистики. Барнаул, 2006. 137 с.

4. Торговля в России 2005: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2005. 465 с.

5. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятиями и организациями Алтайского края, 2006: стат. бюл. / Территориаль-

ный орган Росстата по Алтайскому краю. Барнаул, 2006. 97 с.

6. Глубокова Л.Г. Методические подходы к классификации видов издержек обращения в современных условиях / Л.Г. Глубокова / / Экономика. Психология. Бизнес. 2006. № 10-11. Март-июнь. С. 35-48.

7. Глубокова Л.Г. Проблемы учета и анализа издержек обращения / Л.Г. Глубокова, Н.Н. Терещенко / / Актуальные проблемы современной науки и пути их решения: сб. тр. науч. конф. аспирантов. Красноярск, 2000. 80 с.

8. Глубокова Л.Г. Современные подходы к классификации видов издержек обращения предприятий розничной торговли / Л.Г. Глубокова, Н.Н. Терещенко // Актуальные проблемы развития потребительского рынка: матер. 4-й регион. науч.-практ. конф. (27 апреля, 2006, г. Красноярск). Красноярск, 2006. 478 с.

+ + +

УДК 339:657 Л.И. Киркеева,

Н.С. Кожедуб

ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И РЕЖИМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Введение

В первую очередь необходимо определить понятие «издержки обращения»

— это выраженные в денежной форме затраты общественного труда по осуществлению связи между производителем и потребителем или затраты живого и овеществленного труда по доведению товаров от производства до потребителя. Представляя собой себестоимость услуг торговли, себестоимость продажи товаров, издержки обращения рассматриваются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете [1, 2].

Совершенствование организации учета за издержками обращения розничных торговых предприятий во многом зависит от формы ведения бухгалтерского учета, которая обусловлена определенным сочетанием применяемых регист-

ров хронологического и систематического учета, порядком ведения синтетического и аналитического учета, формами связи между регистрами, способом и техникой учетных записей.

Объекты и методы

В розничной торговле распространены следующие формы: мемориальноордерная; журнально-ордерная; автоматизированная; упрощенная (для малых предприятий): по простой форме и по форме с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия [2, 3]. Документооборот по учету издержек обращения различен при перечисленных формах учета (рис. 1), но регистры аналитического учета присущи каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.