Научная статья на тему 'Методика учета особенностей социально-экономического развития территориальных систем в экономическом районировании'

Методика учета особенностей социально-экономического развития территориальных систем в экономическом районировании Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ РАЙОНИРОВАНИЯ / REGION / ECONOMY / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL DIVISION / REGIONALIZATION PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жидких А. А.

В статье рассмотрены проблемы социально-экономической устойчивости региона, выявлены общие принципы районирования, предложена и обоснованна система целей административно-территориального деления на субфедеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF RECORDING FOR PECULIARITIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT FOR REGIONAL SYSTEMS OF ECONOMIC REGIONALIZATION

The article analyzes the problem of socioeconomic stability of the region, determines basic regionalization principles, introduces and substantiates the strategy of administrative-territorial division on sub-federal level.

Текст научной работы на тему «Методика учета особенностей социально-экономического развития территориальных систем в экономическом районировании»

Раздел 11 ЭКОНОМИКА

Редакторы раздела:

ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

ВЕРА СТЕПАНОВНА СТАРОДУБЦЕВА - кандидат экономических наук, доцент (г. Горно-Алтайск)

УДК 332.122

Zhidkikh A.A. THE METHODS OF RECORDING FOR PECULIARITIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT FOR REGIONAL SYSTEMS OF ECONOMIC REGIONALIZATION. The article analyzes the problem of socioeconomic stability of the region, determines basic regionalization principles, introduces and substantiates the strategy of administrative-territorial division on sub-federal level.

Key words: region, economy, administrative-territorial division, regionalization principles.

А.А. Жидких, канд. эконом. наук, начальник управления по науке, инновационной и кластерной политике Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, г. Барнаул, E-mail: zhidkih_a@mail.ru

МЕТОДИКА УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЙОНИРОВАНИИ

В статье рассмотрены проблемы социально-экономической устойчивости региона, выявлены общие принципы районирования, предложена и обоснованна система целей административно-территориального деления на субфедеральном уровне.

Ключевые слова: регион, экономика, административно-территориальное деление, принципы районирования.

Настоятельная необходимость поиска эффективных инструментов управления, способных обеспечить устойчивые тенденции в процессах социально-экономического развития РФ и ее субъектов, сконцентрировала усилия органов государственной власти в сфере институциональной модернизации. В современное время модернизация системы управления регионами призвана создавать условия для стабильного развития бизнеса и повышения качества жизни населения регионов на основе имеющегося экономического и организационно-управленческого потенциала.

В важнейших государственных документах: «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», «Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года», подчеркивается основная цель региональной экономики, заключающаяся в обеспечении устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

В России на протяжении большей части ХХ века регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность, самодостаточность и динамичный рост экономики. В силу этого пространственное развитие страны осуществлялось путем планового размещения производительных сил по территории. Переход к «рыночной» экономике в начале 1990-х годов стал причиной массовой регионализации России, в ходе которой появились новые субъекты Федерации, выстраиваемые в русле общей хозяйственной системы поверх старых административных границ. Это породило целый ряд проблем, непосредственно отразившихся на социально-экономической устойчивости системы государственного устройства. Приведем наиболее общие из них, характерные как на региональном, так и на субрегиональном уровне [1].

1. Несоответствие масштабу экономических и социальных процессов «открытого» рынка.

2. Существенный разрыв между регионами в результате сырьевой ориентации экономики.

3. Неэффективная территориально-производственная организация.

4. Устаревшая система административно-территориального деления, блокирующая процессы социально-экономического развития.

5. Рост расходов на поддержание изношенного и энергозатратного инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах.

6. Недостаточное воспроизводство человеческих ресурсов из-за сложившейся системы расселения.

7. Низкая пространственная и квалификационная мобильность трудоспособного населения как следствие отсутствия привлекательности большинства территорий для миграционного притока.

8. Негативные демографические тенденции как результат дестабилизации качества жизни населения.

9. Несбалансированность экологической политики с политикой в области охраны здоровья населения и программой социальной защиты населения от последствий экологических катастроф, негативных социально-экологических и антропологических последствий.

10. Медленное внедрение современных инструментов в практику государственного управления региональным развитием.

Итак, проблематика формирования административно-территориального устройства, создания производственно-технологической, социальной и инженерной инфраструктуры включает проблемы, имеющие в основе экономические, социальные, природные и организационные принципы, которые выступают в качестве отправных установок при проведении районирования, оценке его итогов и разработке путей дальнейшего развития. Безусловно, кроме этих принципов могут быть другие, более частные, однако нам представляется, что они больше относятся к критериям и имеют значение для определения осо-

Экономический Социальный Природный Организационный

и д д Д

Развитие Совершенствование Кооперация Совершенствование Цель 1.

территориальной расселения на очистных сети региональных Взаимосвязанное,

интеграции основе развития сооружений, сетей опорных центров в комплексное развитие

аграрных и местной сети и коммуникаций, сочетании с населенных пунктов,

индустриальных центров тяготения создание выделением формирование систем

видов деятельности, населения и дорог, инженерно- межрайонных и с: населенных мест

создание кластеров > повышения уровня | > транспортных )внутрирайонных

различной благоустройства коридоров подцентров

специализации и населенных

полюсов пунктов, развитие

инновационного социально-

развития экономических связей

и и и -и

Углубление Совершенствование Организация Развитие Цель 2.

территориального территориальной централизованных региональных и Создание комплекса

разделения труда и организации сетей систем сбора, локальных отраслей социальной,

специализации массового переработки и инженерных и транспортной и

экономической деятельности обслуживания населения, более утилизации твердых транспортных систем, инженерной инфраструктуры с

наряду равномерное их промышленных и обеспечение учетом

с усилением межрайонных 1 размещение и устранение хозяйственнобытовых отходов N эффективного их > функционирования взаимосвязанного развития населенных

связей диспропорций в составе и качестве учреждений обслуживания пунктов, использования природного потенциала и поддержания экологического равновесия.

ІГ

и

Регулирование Обеспечение Создание режимов Пропорциональное Цель 3.

процессов развития социально- преимущественного развитие Совершенствование

существующих гарантированного использования производства, системы управления

производств и | ) минимума | ) территорий для | )социальной ■

реализации потребностей различных видов структуры и ее

перспективных населения хозяйственной элементов

проектов деятельности

Рис. 1. Система целей концепции субфедерального административно-территориального деления

бенностей отдельных звеньев административно-территориального устройства.

Основой экономического принципа являются процессы территориальной интеграции аграрных и индустриальных видов деятельности, выражающиеся в создании различного рода кластерных объединений.

Социальный принцип применительно к административнотерриториальному делению состоит в совершенствовании пространственной организации сетей массового обслуживания населения, более равномерном их размещении, устранении диспропорций в составе и качестве учреждений обслуживания в городских и сельских населенных пунктах.

Природной основой административно-территориального районирования служат механизмы самоорганизации окружающей среды, обеспечивающие ее устойчивость к антропогенным нагрузкам, и совокупность хозяйственных и технологических мероприятий, направленных на повышение этой устойчивости.

Сущность организационного принципа состоит в том, что административно-территориальное устройство призвано обеспечить максимальное приближение власти к населению, рациональное построение системы управления, создавать условия для широкого вовлечения людей в решение проблем общества и государства, развитие местной инициативы.

Исходя из анализа указанных выше принципов, концепция формирования системы административно-территориального деления на субфедеральном уровне (рисунок 1) должна преследовать достижение следующих целей:

1. Взаимосвязанное, комплексное развитие населенных пунктов, формирование систем населенных мест.

2. Создание комплекса отраслей социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры с учетом взаимосвязанного развития населенных пунктов, охраны природы и поддержания экологического равновесия.

3. Совершенствование системы управления.

На формирование населенных пунктов различных типов и местных систем расселения в рамках административно-территориальной единицы влияет значительное количество факторов.

1. Поэтому важнейшей проблемой является определение исходных параметров и конкретных условий формирования систем населенных мест, к которым можно отнести:

• узловое положение в пространственной структуре хозяйства;

• достижение социального оптимума по всему комплексу среды жизнедеятельности человека;

• сбалансированность и комплексность развития основных подсистем: «экономика - население - природа - управление».

Помимо этого, взаимосвязанное развитие населенных пунктов должно основываться на выявляемых наукой закономерностях образования систем расселения.

Поляризация пространства - закономерный процесс усиления территориальной дифференциации явлений в результате хозяйственной или иной деятельности человека. Иными словами, неравномерность, выражающаяся в возрастании территориальной концентрации производственной и непроизводственной деятельности населения - это не искажение «нормальной» картины расселения и размещения хозяйства, а объективный процесс, имеющий глубокие основания в развитии природы и общества. Именно на неравномерности или концентрации свойств территории в разных ее частях основано функциональное зонирование (структура) населенных пунктов. Для развития систем расселения в пространстве характерно наличие ареалов концентрации, примагистральных полос и периферии. Причем, согласно теориям классиков, ареалы концентрации развиваются в центральной части региона, на окраинных территори-

ях, смежных с другими регионами, и по радиальным направлениям от центра. Главные магистрали при этом выступают в роли «осей развития» формируя полосовидные расселенческие структуры. Особенно активно примагистральные полосы развиваются в зонах непосредственного влияния крупных центров, которые выбрасывают вдоль расходящихся от них транспортных радиусов лучи расселения. Периферия представляет собой оставшуюся часть пространства. Равновесие и благополучие систем расселения достигается сопряжением ареалов концентрации производства и периферии.

Следовательно, схематично можно выделить три категории территорий:

1. Узловой район - крупный населенный пункт со своим непосредственным окружением, а при более высокой плотности хозяйственной деятельности и населения - агломерация.

2. Полосы расселения вдоль наиболее притягательных по совокупности условий участков пространства.

3. Периферия расположена вдали от крупных центров и главных магистралей.

Основой взаимосвязанного развития населенных пунктов в рамках административно-территориальной единицы служат хозяйственные и бытовые связи. Необходимо отметить, что интенсивность связей между элементами пространства неодинакова, и в зависимости от этого они подразделяются на несколько типов: по целевому назначению, по массовости, по направлению и по дальности. Что касается параметров значений основных показателей (численность населения, площадь территории, радиус доступности, и т. д.), то единых и строгих критериев их установления не существует, поэтому приведем ряд усредненных значений по данным эмпирических исследований.

Комплексное развитие района как важнейшая черта его хозяйства находит отражение в своеобразии производственной структуры, использования ресурсов, пропорциональности отраслей, их экономических и социальных связей и т. д. Это предполагает укрепление взаимодействия между отраслями специализации, обслуживающими отраслями и инфраструктурой в сочетании с развитием населенных пунктов и поддержанием экологического равновесия в соответствии с общегосударственными задачами и местными условиями. Иными словами, комплексность хозяйства это взаимосвязь материального воспроизводства, воспроизводства человека и среды обитания под общим управляющим воздействием. Модель его функционирования хозяйства представлена на рис. 2.

Важнейшую районообразующую роль играют отрасли специализации, поскольку именно они определяют характер развития и место территории в региональном разделении труда, оказывают активное влияние на решение социальных проблем. Выделяют также локальные отрасли, имеющие местное значение и удовлетворяющие нужды территории в экономически оправданных масштабах. Обслуживающие отрасли призваны удовлетворять потребности хозяйства и населения.

Достижение комплексности развития хозяйства невозможно без согласованных действий органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому особого внимания требуют механизмы управления социально-экономическими процессами, такие как: разграничение полномочий между уровнями власти, становление и развитие гарантий местного самоуправления, политика в налоговой сфере и в области меж-бюджетных отношений, формирование системы стратегического планирования [2] и другие.

Несмотря на то, что к настоящему времени в Российской Федерации полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, существует достаточно широкий круг вопросов, решение которых зависит от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся

лицензирование установленных видов предпринимательской деятельности, большая часть всех осуществляемых на территориях контрольно-надзорных полномочий, предоставление государственных услуг в сфере образования, здравоохранения и др., управление государственным имуществом и природными ресурсами, учет недвижимого имущества и регистрация прав на него, осуществление всех видов правоохранительной деятельности.

Решением этой проблемы, наряду с продолжением процесса «делегирования» полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов федерации, является определение механизмов ответственности за надлежащее исполнение переданных полномочий и конечные результаты работы по социально-экономическому развитию регионов.

Еще одним направлением модернизации регионального управления должно стать дальнейшее развитие института местного самоуправления. Прежде всего, необходимо скорейшее введение в действие в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3. Этот инструмент должен и может сыграть важную роль как в социально-экономическом развитии регионов, так и в политическом развитии страны, вовлечении граждан в управление делами государства.

Однако практика реализации Закона показала необходимость внесения в него изменений. Это связано с тем, что большинство органов местного самоуправления поселений путем заключения соглашений передали полномочия по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления муниципальных районов и фактически самоустранились от исполнения возложенных обязанностей, продолжая, тем не менее, получать бюджетные средства на собственное содержание, не выполняя при этом законодательно закрепленные за ними функции.

Повышение эффективности муниципальных полномочий напрямую связано с укреплением финансовой самостоятельности муниципалитетов. В этой части требуется внесение в бюджетное и налоговое законодательство изменений, направленных на расширение доходной базы местного самоуправления путем увеличения количества и доли местных налогов в консолидированном бюджете, внедрения механизмов роста доходов местных бюджетов в зависимости от результативности действий органов местного самоуправления по наращиванию собственной доходной базы и реализации экономического потенциала своей территории.

Решение указанных задач зависит, прежде всего, от создания органами местного самоуправления благоприятного инвестиционного климата на своей территории, что связано с рациональным размещением производственной и социальной инфраструктуры в единой системе стратегического планирования в Российской Федерации. Мероприятия по созданию инфраструктурных объектов и осуществлению мер государственной поддержки реализации экономического потенциала регионов должны реализоваться в рамках синхронизированных в территориальном и временном разрезах федеральных (долгосрочных) целевых программ. В свою очередь, принятые на федеральном уровне программные документы, должны задавать вектор соответствующим программным документам (стратегиям социально-экономического развития, документам территориального планирования, долгосрочным целевым программам) на региональном и местном уровнях, а в совокупности они призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

Таким образом, предпосылками для усиления интеграции субъектов федерации, на наш взгляд, являются:

Таблица 1

Оценка на межселенных связей

Транспортная доступность (мин.) Транспортная обеспеченность

Оценка территорий Трудовые связи Культурно-бытовые связи Рекреационные связи

Благоприятные до 45 до 60 до 60 железные дороги и автодороги I и II категории

Ограниченно благоприятные 45-60 60-90 60-120 автодороги III и IV категории

Неблагоприятные более 60 более 90 более 120 автодороги V категории

Обслуживающие отрасли материального производства

Оптовая и розничная торговля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспорт, складское хозяйство, связь

Строительство

Гостиницы и рестораны

Материальное

воспроизводство

Финансовое посредничество

Г осударственное управление и обеспечение безопасности

Недвижимое

имущество

Обслуживающие отрасли непроизводственной сферы

Отрасли

специализации

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Г орнодобывающее производство

Обрабатывающее

производство

Производство электроэнергии, газа, пара, воды

Образование

Коммунальные и персональные услуги

Домашние хозяйства

Здравоохранение и социальные услуги

Рис. 2. Комплексная модель функционирования хозяйства

• пространственное рассредоточение элементов производительных сил;

• необходимость проведения согласованной региональной политики, учитывающей особенности межрегионального развития, что требует объединения ресурсов, технологий, информации;

• целесообразность перевода части функций государственного управления и регулирования с федерального на межрегиональный уровень;

• возникновение новых задач, связанных с функционированием межрегионального рыночного пространства, что требует объединения усилий субъектов федерации в формировании общих элементов инфраструктуры.

Библиографический список

1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Министерство регионального развития Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx? DocID=136&PageID=148

2. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года. - М., 2011. [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.minregion.ru

Bibliography

1. Koncepciya Strategii socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regionov Rossiyjskoyj Federacii // Ministerstvo regionaljnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: http://archive.minregion.ru/Workltems/DocItem.aspx? DocID=136&PageID=148

2. Koncepciya sovershenstvovaniya regionaljnoyj politiki v Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda. - M., 2011. [Eh/r]. - R/d: http:// www.minregion.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.