УДК 528.44
МЕТОДИКА УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, УТРАТИВШИХ СТАТУС ЗАЩИТНОГО СООРУЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Екатерина Алексеевна Гавриленко
ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области», 630007, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, 4а, специалист гражданской обороны отдела инженерно-технических мероприятий и медицинской защиты, тел. (833)231-11-86, e-mail: [email protected]
В настоящее время немногие авторы занимаются вопросами ведения кадастра защитных сооружений гражданской обороны. Списание защитного сооружения гражданской обороны -это долгий, затратный и трудоемкий процесс. Он включает в себя работу большого количества учреждений, организаций и специалистов. Статья рассматривает методику списания защитных сооружений гражданской обороны. Методика представляет собой последовательно сменяющиеся этапы. В статье описаны и рассмотрены документы, требующиеся на каждом этапе. Основной документ, на основании которого происходит списание защитного сооружения, - это Инструкция государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746. Методика списания защитного сооружения гражданской обороны представлена в виде схемы, разработанной автором. Схема применима для работы специалистов и может использоваться при обучении молодых сотрудников.
Ключевые слова: земли промышленности и иного специального назначения, защитные сооружения гражданской обороны, инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, кадастр недвижимости земель иного специального назначения.
Словарь С. И. Ожегова дает определение понятию «учет» следующим образом: «установление наличия, количества путем подсчетов». В данной статье понятие «учет» включает в себя определение, данное Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - осуществление деятельности в связи с образованием или созданием, прекращением существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости [1].
Глава 16 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации называет землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений [2]. Согласно государственному стандарту Российской Федерации, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах [3] либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения [4]. За-
щитные сооружения, согласно [5], - это фортификационные сооружения для защиты личного состава войск, военной техники, материальных запасов населения от средств поражения. В настоящее время единственной методикой ведения кадастра защитных сооружений является проведение инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны [6]. Учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в территориальных управлениях МЧС России в Журнале учета защитных сооружений [7]. Порядок ведения учета защитных сооружений свойств, пришедших в негодность в результате утраты защитных свойств, регламентируется инструкцией государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746 [8].
Инструкция определяет условия изменения порядка учета защитных сооружений независимо от форм собственности [9].
Рассмотрим случаи, в которых защитное сооружение может быть списано с учета.
1. Защитное сооружение утратило расчетные защитные свойства основных ограждающих и несущих строительных конструкций вследствие физического износа, аварий и стихийных бедствий, то есть пришло в негодность [10].
2. Защитное сооружение утрачивает свой статус в связи со строительством, расширением, реконструкцией, техническим переоснащением организаций или их отдельных зданий и сооружений. Данное изменение происходит при невозможности восстановить или при технической или экономической нецелесообразности сооружения [11]. В данном случае подразумевается, что сооружения не могут быть использованы для защиты укрываемых или переданы в установленном порядке другим организациям. При этом в техническом плане переоснащения предусматривается восполнение фонда защитных сооружений гражданской обороны [12].
Важнейшим документом, согласно которому выносится решение об утрате защитным сооружением гражданской обороны своего статуса, является заключение о состоянии защитного сооружения гражданской обороны [13]. Проектная организация, разработавшая проектно-сметную документацию защитного сооружения, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ, проводит определение прочностных характеристик основных ограждающих и несущих строительных конструкций [8].
Решение выносится на основании результатов его визуального осмотра, технических испытаний элементов строительных конструкций неразрушающими методами контроля, инженерных расчетов. Следующим шагом является согласование руководителем соответствующего органа государственной власти Российской Федерации или соответствующего субъекта [14].
Создается комиссия для определения невозможности проведения восстановительного ремонта и оформления необходимой документации, включающая следующих лиц:
1) главного инженера, заместителя руководителя, который является председателем комиссии;
2) ответственных за сохранность защитного сооружения лиц;
3) представитель органа местного самоуправления или же органа исполнительной власти, уполномоченного решать задачи гражданской обороны;
4) представителя территориального комитета по управлению государственным имуществом;
5) представителя организации-эксперта, выдающей заключение о состоянии защитного сооружения.
Рассмотрим методику, согласно которой комиссией проводится списание защитного сооружения гражданской обороны.
Работа предусматривает следующие этапы.
1. Осмотр защитного сооружения гражданской обороны. Процесс происходит с использованием необходимой технической документации, в частности, паспорта защитного сооружения, заключения организации о состоянии, журнала результатов проверок состояния защитного сооружения, актов приемки выполненных работ текущих и капитальных ремонтов, данных бухгалтерского учета. Собранные материалы устанавливают целесообразность списания и его дальнейшего использования.
2. Установление причин утраты защитным сооружением свойств (физический износ, аварии, стихийные бедствия, реконструкция предприятий и др.).
3. Определение степени физического износа основных ограждающих и несущих строительных конструкций, оборудования систем жизнеобеспечения, защитных устройств.
4. Установление лиц, по вине которых сооружение преждевременно пришло в негодность и привлечение их у ответственности. К примеру, при затоплении сооружения грунтовыми или паводковыми водами устанавливают и изучают причины затопления, устанавливают своевременность принятых мер ответственным представителем.
5. Определение возможности использования отдельного оборудования, узлов, агрегатов и материалов защитного сооружения, утратившего свойства и производят их оценку.
6. По результатам работы комиссией составляется акт об утрате защитным сооружением своего статуса. Форма установлена инструкцией государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746 (Приложение № 1) [7].
К акту прикладываются следующие документы:
а) заключение организации о состоянии защитного сооружения с технико-экономическим обоснованием нецелесообразности его восстановления. Данный вывод должен быть подтвержден инженерными расчетами;
6) рекомендации по дальнейшему использованию сооружения, утратившего статус защитного сооружения гражданской обороны. Это может быть перевод в группу противорадиационных укрытий, усиленных укрытий или использование только в хозяйственных целях, разборка сооружения;
в) заключение об агрессивности грунтовых вод, изменении их уровня в случае, если таковые имеются на месте расположения сооружения;
г) в случае несогласия отдельных членов комиссии с общим заключением их особое мнение также вносится в акт;
д) копия акта об аварии или стихийном бедствии, приведших в негодность защитное сооружение гражданской обороны, подписанного председателем комиссии и утвержденного руководителем исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Данную информацию можно представить в следующей таблице.
Таблица
Документы, прилагаемые к акту об утрате защитным сооружением своего статуса и утверждающие их лица или организации
Документ Лицо или организация, утверждающая документ
Заключение организации о состоянии защитного сооружения с технико-экономическим обоснованием нецелесообразности его восстановления Проектная организация, разработавшая проектно-сметную документацию защитного сооружения, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ
Рекомендации по дальнейшему использованию сооружения, утратившего статус защитного сооружения гражданской обороны Руководитель организации - собственника защитного сооружения
Заключение об агрессивности грунтовых вод, изменении их уровня в случае, если таковые имеются на месте расположения сооружения Проектная организация, разработавшая проектно-сметную документацию защитного сооружения, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ
Особое мнение членов комиссии Председатель комиссии
Копия акта об аварии или стихийном бедствии, приведших в негодность защитное сооружение гражданской обороны Руководитель исполнительного органа субъекта Российской Федерации
7. Весь пакет документов, включая акт, представляется на утверждение организации - владельцу сооружения. Кроме того, пакет дублируется для руководителя соответствующего федерального органа государственной власти или субъекта Российской Федерации.
Документы о списании убежищ II, III и IV классов согласуются в МЧС России. Решение о списании убежищ V класса и противорадиационных укрытий принимается в соответствующих региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [4]. В результате акт о списании утверждается руководителем соответствующей организации [8].
8. Акт формируется в пяти экземплярах:
- первый экземпляр представляется в МЧС России;
- второй экземпляр - в утверждающий орган;
- третий экземпляр - в орган, ответственный по делам гражданской обороны субъекта Российской Федерации, где располагается защитное сооружение гражданской обороны;
- четвертый экземпляр - в территориальный комитет по управлению государственным имуществом;
- пятый экземпляр - владельцу или собственнику защитного сооружения, утратившего статус [6].
Представим данную информацию в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Механизм взаимодействия органов власти при формировании акта об утрате защитным сооружением своего статуса
9. Учет сооружений, утративших статус защитного сооружения гражданской обороны, ведется в специально предусмотренном журнале защитных сооружений гражданской обороны. Форма ведения журнала разрабатывается согласно Приложению 2 Инструкцией государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746. Далее, объект недвижимости может использоваться собственником. После утраты статуса защитного сооружения гражданской обороны, процесс учета объекта недвижимости не имеет какой-либо специфики. Списание защитного сооружения гражданской обороны - достаточно трудоемкий и финансово затратный процесс.
Кроме того, он требует достаточного количества времени и участия большого числа организаций. Для упрощения работы комиссии предлагается использовать разработанную схему.
Рассмотрим схему «Этапы работы комиссии» (рис. 2).
с \ V ч/ Непосредственный осмотр защитного сооружения гражданской у обороны с использованием необходимой технической документации. ^ Установление целесообразности утраты статуса
( \ V \ / Установление конкретных причин утраты статуса У
с \ N Определение степени физического износа основных ограждающих у и несущих строительных конструкций, защитных устройств, оборудования жизнеобеспечения.
с \ V \ Привлечение к ответственности лиц, по вине которых защитное у/ сооружение преждевременно пришло в негодность
с \ V \ Определение возможности использования отдельного оборудования, узлов, агрегатов и материалов сооружения и произведение их оценки У
( \ V N Составление акта, согласно форме, установленной Инструкцией государственного комитета Российской Федерации по управлению государ' ственным имуществом 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746 (Приложение 1) У
с \ V N Предоставление пакета документов, включая акт, на утверждение у/ организации - владельцу сооружения У
с \ V ч/ Формирование акта У
г Внесение защитного сооружения в «Журнал учета списанных > защитных сооружений гражданской обороны». Форма ведения журнала разработана согласно Приложению 2 Инструкции государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746
Рис. 2. Этапы работы комиссии
Мы рассмотрели процесс ведения учета объектов недвижимости, утративших статус защитных сооружений гражданской обороны, в результате чего была разработана предложенная схема. Данная схема применима при работе с защитными сооружениями любого вида собственности и призвана облегчить работу специалистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аврунев Е. И., Жарников В. Б. Инвентаризация земель города Новосибирска // ГЕО-Сибирь-2006. Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 24-28 апреля 2006 г.). - Новосибирск : СГГА, 2006. Т. 2, ч. 2. - С. 3-5.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Hampe E. Strategie der zivilen Verteidigung. - Frankfurt a. M. : R. Eisenschmidt Verlag, 1956.
4. Harwell M. A., Hutchinson T. C. Ecological and Agricultural Effects: Vol. II // Environmental Consequences of Nuclear War. - New York : Wiley, 1985.
5. Плехов А. М., Шапкин С. Г. Словарь военных терминов. - М. : Воениздат, 1988. - 214 c.
6. Веселкова Е. А., Соловьева Ю. Ю. Вопросы управления специализированными объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Т. 1. - С. 242-245.
7. О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны : инструкция государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003 N 4317) : приказ МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 (ред. от 09.08.2010) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О государственной регистрации права собственности : федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. СНиП II-11-77. Защитные сооружения гражданской обороны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dokipedia.ru/document/5063722.
12. О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны : постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации от 17 мая 2013 г. № 2-7-87-5-14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.citymurmansk.ru/img/all/111_utverzhdayu.doc.
14. Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями : постановление правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 359 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Получено 05.04.2016
© Е. А. Гавриленко, 2016
THE REGISTRATION METHOD OF REAL ESTATE OBJECTS HAVING LOST THE CIVIL DEFENSE CONSTRUCTION STATUS
Ekaterina A. Gavrilenko
GKU NSO «Centre for Activities in the Field of Civil Defense, Emergencies and Fire Safety of the Novosibirsk Region», 630007, Russia, Novosibirsk, 4a Sovetskaja St., Specialist of Civil Defense in Engineering Measures and Medical Defense Department, tel. (833)231-11-86, e-mail: [email protected]
The topic of the article is considered by a number of authors. There are not so many authors who deal with questions of civil defense construction cadastre. The retirement of defense construction is a long, cost- and labour-consuming process. It includes the work of a big number of institutions, organizations and specialists. The article considers the retirement method of civil defense constructions. The method represents consequently changing steps. The article describes and considers the documents required on each step. The main document, which is the base of retirement process of defense construction is the Instruction of State Committee of the Russian Federation on State Real Estate Management November 5 1996 № AP-13/7746. The retirement method of civil defense constructions is presented in the view of scheme, designed by the author. The scheme is applicable to the work of specialists and can be used as a manual for treating newcomers.
Key words: lands of industry and other special purpose, civil defense constructions, civil defense constructions inventory, real estate cadastre of special purpose lands.
REFERENCES
1. Federal Law of October 25, 2001 No 136-FZ (ed. July 21, 2014). Zemel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Land Code of the Russian Federation]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
2. Hampe, E. (1956). Strategie der zivilen Verteidigung. Frankfurt a. M.: R. Eisenschmidt Verlag.
3. Harwell, M. A., & Hutchinson, T. C. (1985). Ecological and Agricultural Effects: Vol. II. In Environmental Consequences of Nuclear War. New York: Wiley.
4. Plekhov, A. M, & Shapkin, S. G. (1988). Slovar' voennykh terminov [Dictionary of Military Terms]. Moskow: Military Publ. [in Russian].
5. Veselkova, E. A, & Solovyov, Y. Y. (2014). Management issues specialized real property located in federal property. Sbornik materialov GEO-Sibir'-2014: Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: T. 6. Global'nye protsessy v regional'nom izmerenii: opyt istorii i sovremennost' [Proceedings of Interexpo GEO-Siberia-2014: International Scientific Conference: Vol. 6. Global processes in the regional dimension: Experience the history and the present] (pp. 28-32). Novosibirsk: SSGA [in Russian].
6. Instructions of the State Committee RF for State Property Management of November 5, 1996 No AR-13/7746. O poryadke spisaniya s ucheta prishedshikh v negodnost' zashchitnykh sooruzheniy grazh-danskoy oborony [On the order of cancellation of the registration of degraded civil defense structures]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
7. Avrunev, E. I., & Zharnikov, V. B. (2006). Inventory of land in Novosibirsk. Sbornik materialov GEO-Sibir'-2006: T. 2, ch. 2. [Proceedings of GEO-Siberia-2016: Vol. 6, Part 2] (pp. 3-5). Novosibirsk: SSGA [in Russian].
8. Order of the Ministry of Emergencies of December 15, 2002 No 583 (ed. August 09, 2010). Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Pravil ekspluatatsii zashchitnykh sooruzheniy grazhdanskoy oborony [On approval and enactment of the operation of the Rules of civil defense structures]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
9. Federal Law of July 21, 1997 No 122-FZ. O gosudarstvennoy registratsii prava sobstvennosti [On state registration of property rights]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
10. SNiP 3.01.04-87. Priemka v ekspluatatsiyu zakonchennykh stroitel'stvom ob"ektov. Osnovnye polozheniya [SNIP 3.01.04-87. The acceptance of the completed construction projects. Basic provisions]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
11. SNiP II-11-77. Zashchitnye sooruzheniya grazhdanskoy oborony [SNIP II-11-77. Gvil defense structures]. Retrieved from http://dokipedia.ru/document/5063722 [in Russian].
12. Regulation of Government RF of November 29, 1999, No 1309. O poryadke sozdaniya ubezhishch i inykh ob"ektov grazhdanskoy oborony [On the order of the creation of shelters and other objects of civil defense]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
13. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu inventarizatsii zashchitnykh sooruzheniy grazhdanskoy oborony v Rossiyskoy Federatsii [Guidelines for the inventory protection of civil defense facilities in the Russian Federation] of May 17, 2013 No 2-7-87-5-14. Retrieved from www.citymurmansk.ru/img/all/111_utverzhdayu.doc [in Russian].
14. Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke ispol'zovaniya ob"ektov i imushchestva grazhdanskoy oborony privatizirovannymi predpriyatiyami, uchrezhdeniyami i organizatsiyami [On Approval of the Regulations on the use of facilities and civil defense property privatized enterprises, institutions and organizations]. Regulation of Government RF No 359, April 23, 1994 [in Russian]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
Recieved 05.04.2016
© E. A. Gavrilenko, 2016